Как получить права на управление яхтой. Как я получал права на управление яхтой

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

03.11.2016

Виды прав на управление яхтой

Любому серьезному яхтсмену ясно как дважды два, что без лицензии на управление яхтой невозможно не то что выйти в море, но даже взять ее в аренду. Парусное судно в Вашей собственности? Что ж, прекрасно. Но и в этом случае береговая служба не выпустит Вас из порта.

Сегодня совершить прогулку под парусом несложно. Можно оплатить такое удовольствие в подходящем сервисе. Или напроситься к другу, профессиональному яхтсмену «покататься». Надо ли объяснять, что взять штурвал в свои руки и быть пассажиром большая разница?

Даже если товарищ рискнет Вас кое-чему научить, это не имеет ровно никакого значения. Кроме того, это довольно небезопасно, поскольку «самоучки» обучаются вне рекомендованных программ. И Ваш приятель может упустить очень важные моменты. Да и ни одна страховая компания не возьмет на себя риск застраховать судно, у которого такой сомнительный капитан.

Где же получить права

Плавание в российских водоемах, независимо от их территориального нахождения, возможно при наличии прав, выданных Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС). Эта структура находится в ведении МЧС. Лицензию выдают только тем, кто прошел курсы управления яхтой, а также сдал экзамены по теории и практике (принцип их проведения практически такой же, как при получении водительского удостоверения в ГИБДД).

Права, выданные ГИМС, делятся на несколько категорий:

Первые - позволяют свободно передвигаться по российским водоемам. Вторые - имеют ограничения на выход в море. Третьи – на хождение по внутренним водным путям.

Как получить международную лицензию

Указанные документы действуют исключительно в пределах российской юрисдикции. По этой причине управление парусным судном в любой другой стране мира будет невозможным. Здесь потребуются международные права, выданные одной из следующих организаций:

  1. International Yacht Training (США);
  2. International Sailing Schools Association (Великобритания);
  3. Royal Yachting Association (Великобритания).

Владелец международных прав получает возможность без ограничений оформлять чартеры на суда в любой точке мира, принимать участие в спортивных соревнованиях по парусному спорту и свободно путешествовать. Среди описанных систем наибольшей популярностью пользуется IYT, так как дает возможность обучаться на родном языке. В рамках программ IYT типы лицензий различаются. Если говорить точнее, то сертификаты определяют границы компетенций - от осуществления функций помощника до подтверждения полномочий капитана.

Сегодня парусный спорт, он же яхтинг, очень модный вид досуга. Совершить прогулку на лодке в выходные очень просто. Заказал катер или яхту по телефону, тебя встретил капитан и за три часа показал все мели на местном водохранилище. Другое дело, если ты хочешь встать за штурвал сам. Какие права нужны для управления яхтой на Волге, будут ли они действительны в Хорватии, чем отличаются права на катер от прав на парусную лодку? Самостоятельно разобраться сложно. Давайте попробуем сделать это вместе.

Права на управление яхтой в России

Будем считать яхтой все, что находится на поверхности воды и предназначено для удовольствия своего владельца. Т.е «Luna» Абрамовича, эМ-Ка Викторовича и весельная лодка Петровича — всё это яхты. Но права нужны лишь на те плавсредства, которые имеют регистрацию. Все моторные суда для развлечений и парусные яхты с каютой для проживания длиной до 20 метров в России регистрируются в ГИМСе, все спортивные и прогулочные парусные яхты находятся под регистром Всероссийской Федерации Парусного Спорта. Соответственно, если вы собираетесь ходить в России на моторках или комфортабельных парусных яхтах, вам потребуются .

Если Вы хотите проводить выходные под парусом на арендованных яхтах до 10 м длиной, то Вам достаточно получить свидетельство .

Казалось бы все просто, за моторными и парусными правами нужно сразу идти в ГИМС. Но у Инспекции сегодня нет квалификационных билетов и парусных судов, на которых можно было бы принимать экзамен. Поэтому Вы можете пройти обучение на маломерном судне и сдать экзамен в ГИМС только на моторку. Открыть категорию «парусное судно» можно только на основании свидетельства «Рулевой парусной яхты» ВФПС или международных прав на управление парусной яхты, т.е. нужно окончить еще одни курсы.

Международные права на яхту

К сожалению, удостоверение ГИМС не является Международным Сертификатом Соответствия (ICC), т.к. Россия не ратифицировала 40-ю резолюцию ООН. Чтобы брать яхту в аренду или пользоваться своим судном за рубежом необходимо получить международные права на яхту. Для россиян сегодня доступны две системы: RYA с преподаванием и сдачей экзамена на английском языке и IYT с возможностью обучения и сдачи экзамена на родном языке. Курсы мало чем отличаются, а права одинаково работают почти во всех чартерных компаниях.

Обе системы подразумевают теоретическое обучение в классе и морскую практику на борту яхты.

Как получить права на яхту?

Итак, чтобы получить права на яхту, катер или гидроцикл нужно пройти соответствующее обучение. Прежде, чем идти на обучение, нужно спросить себя, где и на чём я буду ходить в этом сезоне? Если вы планируете зарубежные поездки, записывайтесь на полутора-месячные международные курсы. Если это лето вы проведете на Родине, советуем начать с практического курса

Обычно чтобы стать яхтенным капитаном, нужно с детства мечтать о морских путешествиях и со временем начать задумываться о том, как стать моряком или яхтсменом. Или просто в один прекрасный день захотеть выйти в море, стоя за штурвалом яхты. В любом случае дальнейшие шаги объясняют, как воплотить это желание в жизнь.

К счастью, в наше время сделать это не слишком сложно. Поэтому вы должны понимать, что быть капитаном и управлять яхтой самостоятельно - это ответственное занятие. Вам потребуются характер, определенный склад ума и страсть к морским путешествиям.

Любой человек может стать моряком, но он должен уважать море.

Итак, как же стать яхтсменом? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие цели вы преследуете.

Если у вас уже есть или вы хотите приобрести маломерное судно (катер, гидроцикл, парусное судно, моторную лодку) и вам необходимо научиться управлять им и получить права на управлене во внутренних водах (в России), то вам необходимо обратиться в ГИМС (Государственную инспекцию по маломерным судам). Основные задачи ГИМС - аттестация судоводителей и регистрация маломерных судов. Вам будет предложено пройти курс обучения и сдать экзамен, так же, как сдают на права на вождение автомобиля.

Вы хотите научиться управлять парусной или моторной яхтой, получить права шкипера и иметь возможность брать яхту в чартер (в аренду) в любой точке и таким образом проводить отпуск в кругу друзей и родных, не прибегая к услугам наемного шкипера. Или же вы планируете приобрести собственную яхту и ходить в международных водах, не зная забот.

Если вам подходит второй вариант, то вам необходимо будет пройти обучение в одной из международных школ по программе Day Skipper или Bareboat Captain. Названия разные, но суть одна. Это лицензия шкипера, имея которую, вы можете брать яхту в чартер практически в любой стране мира и выходить в море в дневное время на расстояние не больше 20 миль от берега (1 миля = 1852 м) при хорошей погоде. Это серьезная лицензия, которая присваивает вам звание капитана прибрежного плавания и дает право выходить в море самостоятельно. Для того, чтобы её получить, необходимо пройти обучение в международной яхтенной школе, одобренной одной из следующих ассоциаций: RYA (Royal Yacht Association), IYT (International Yacht Training), ISSA (International Sailing Schools Association), IYTA (International Yacht Training Academy).

Сейчас есть двухнедельные интенсивные курсы по программе Bareboat Captain, совмещающие теоретический курс и практику в море. Данный курс включает в себя безопасность в море, изучение международной терминологии, основные принципы управления парусной яхтой с учетом скорости ветра, метеорологии, навигации.

Вы научитесь вязать основные морские узлы, спасать человека, выпавшего за борт, швартоваться, планировать маршрут. Вам необходимо будет усвоить большой объем информации и успешно сдать экзамены, чтобы подтвердить квалификацию. Экзамена два: теоретический (в форме текста) и практический (в море). При успешной сдаче экзаменов вы получите заветную лицензию.

Обучение в школах RYA ведется исключительно на английском языке, в школах IYT, ISSA и IYTA возможно обучение на русском языке, но вся терминология будет на английском. В дальнейшем эти знания вам очень помогут, если попадете в международный экипаж. Так что как ни крути, без знания английского не обойтись. Общение по VHF (морское радио УКВ) ведется на английском языке. Знание разговорного английского необходимо.

Большое количество яхтенных школ располагается на Средиземном море, в основном в маринах Турции. Школ действительно много, цена варьируется от 1200 до 1500 евро (зависит от сезона, маршрута, программы) за двухнедельный интенсивный курс, но качество предоставляемых услуг очень разное. Отнеситесь внимательно к выбору школы. Отдавайте предпочтение школам с многолетним опытом, с реальной школой (здание школы), а не «мы будем читать вам лекции в кафе».

Обратите внимание на квалификацию инструктора, характеристики яхты, на которой будет проходить обучение, количество людей в группе, маршрут и перечень услуг и занятий, которые включены в стоимость. Стандартная стоимость обучения должна включать обучение по выбранной программе, методические материалы, проживание в двухместной каюте, постельное белье, полотенца, топливо, оплату всех стоянок, страховку яхты, карточки лицензий, финальную уборку яхты. Отдельно оплачиваются только авиаперелет, персональная страховка и питание.

Обучение яхтингу станет ещё и отличным отдыхом. В течение двух недель на парусной яхте каждый день вы будете получать новые знания, приобретать новый опыт, купаться, ловить ветер, наслаждаться, быть в постоянном контакте с морем. В общем, яхтинг - это сплошное удовольствие. И еще яхтинг отлично «проветривает» голову. Вы не только забудете о всех насущных проблемах, но и приведете себя в отличную форму.

В дальнейшем вы сможете приезжать на недельное обучение по повышению квалификации. Например, следующая ступень после Bareboat Captain/Day Skipper - Master of Yacht Coastal (капитан дневного плавания). В курс входят повторение и более глубокое изучение яхтенного мастерства, добавляется ночная навигация. Эта лицензия дает вам право на самостоятельный выход в море до 50 миль в дневное и ночное время. Далее - курсы, которые включают в себя планирование океанских переходов и астронавигацию, профессиональные гоночные курсы, курсы по выживанию в море.

Жизнь и путешествия капитана яхты значительно ярче и разнообразнее, чем у обычных путешественников. Если вы решились им стать, я желаю вам удачи!

Всего известно несколько центров, которые предлагают обучить курсантов управлению парусными судами. Самыми известными считаются Королевская Яхтенная Ассоциация в Англии и Система Международной сертификации IYT в Америке. Помимо вышеперечисленных, есть еще французские и германские центры.

Мы решили остановить свой выбор на самой востребованной и упорядоченной системе IYT, которая хорошо известна во всех странах и объединяет около 60 яхтцентров, включая и наш клуб. Эту систему поддерживают самые именитые и уважаемые ассоциации: Агентство по судоходству и береговой охране Великобритании и Агентство Береговой охраны США, а также независимое общество по классификации Det Norske Veritas совместно с обществом Lloyd, специализирующимся на страховании. Надо отметить, что получив права, выданные после прохождение курса по системе IYT, вы не только приобретете высококлассные знание, но и получите высокий уровень подготовки, а также сможете плавать в любых водах, потому как документы признаются повсеместно. Наши сертификаты принимаются во всех ведущих чартерных компаниях мира.

Программа обучения проводится по следующей схеме, которая изображена на рисунке.

Программа получения навыков по управлению яхтой разбивается на несколько модулей, после получения каждого из которых курсанту выдается соответствующий документ. Рассмотрим подробнее то, какие требования предъявляются к кандидату и при каких условиях курс считается пройденным.

Различные сертификаты

International Crew Certificate – этот курс предназначен для получения звания яхтенного рулевого. Для его успешного прохождения не требуется особенных знаний и тем более опыта. Курс рассчитан на то, чтобы предоставить все нужные знания по управлению судном и дает возможность курсанту впоследствии участвовать в заплывах.

Radio Operator/Communications Certificate – обязательным условием пребывания на яхте, является знание и умение пользоваться радиостанцией. Курсантам прочитают лекцию, где будут изложены главные правила осуществления связи с помощью радиостанции, расскажут, как необходимо действовать во время опасности, как вести переговоры с судном или портом, разучат морские названия первостепенной важности на общепринятом языке. Этот курс является обязательным и необходим для получения удостоверения яхтсмена.

International Watchkeeper/Basic Flotilia Certificate – для получения этот документ, курсант обязан пройти медкомиссию и иметь в наличии хотя бы водительское удостоверение, закончить занятия по радиосвязи и уметь хотя бы держаться на воде. По завершению курса, вы будете иметь право управлять судном в составе нескольких, при условии, что находитесь возле берега, днем и при отсутствии шторма.

International Bareboat Skipper Certificate – получение шкиперского удостоверения подразумевает наличие у курсанта хотя бы водительских прав и наличие справки о прохождении медкомиссии, курс радиооператора должен быть пройден, а также курсант должен уметь держаться на воде. В качестве дополнительного требования, необходимо наличие записи в индивидуальном логбуке о прохождении 200 морских миль и пребывание в море больше 10 суток. Эти документы дают возможность будущему шкиперу под свою ответственность фрахтовать судно в какой-либо компании и подтверждают, что их владелец достаточно обучен навыкам хождения на яхте, имеет право быть на судне капитаном и может удаляться от береговой зоны на 24 мили.

Особенности IYT

Курсы по обучению управлением яхтой по системе IYT могут проводиться на языке по выбору курсанта. А это является большим плюсом перед занятиями в европейской школе, потому что помимо лекций на английском, заключительный экзамен тоже сдается на этом языке. Проводя сравнение между RYA и IYT можно отметить, что в курсах RYA проводится разделение занятий на два вида: в водах, где есть приливы и отливы и там, где они отсутствуют (Средиземноморье и Балтика). Таким образом, удостоверение, полученное в Средиземноморской школе, отличаются от полученных в Тайланде и не разрешают владельцу посещать эти воды. Дополнительным достоинством IYT считается возможность продолжать профессиональную карьеру, чтобы работать впоследствии на судах.

Наша школа предлагает специализированную версию IYT-программы. Она включает все лекции, которые создавались с учетом огромного опыта наших инструкторов. При этом, мы предлагаем не только освоить управление парусником, но и гарантируем получение удовольствия во время прохождения морской практики в черногорских, хорватских и итальянских водах.