Как заменить водительское удостоверение иностранному гражданину. Основные положения закона о замене водительских прав иностранным гражданам

Рассматриваем, при каких условиях иностранцы могут ездить за рулем транспортного средства и сдать на права в России.

Возможны следующие варианты.

1. Если у иностранного гражданина нет национального водительского удостоверения, право управления транспортным средством (ТС) ему предоставляется в обычном порядке – необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД по месту регистрации. Срок действия полученного удостоверения будет ограничен сроком разрешенного пребывания в России. При продлении сроков пребывания можно продлить и срок действия водительских прав.

2. Если у иностранца есть национальное водительское удостоверение, выданное страной, подписавшей Венскую конвенцию дорожного движения 1968 года (к числу таких стран относятся, в том числе, бывшие республики СССР и практически все европейские), то получать права российского образца необязательно – на территории РФ разрешается управление ТС с таким удостоверением. Но здесь есть важный нюанс – для работы по найму (например, в качестве таксиста или водителя грузового автомобиля) получить российское водительское удостоверение все же придется. Для этого нужно будет обменять в ГИБДД иностранные права на российские. Обмен осуществляется при успешной сдаче экзамена на право управления ТС той категории, которая указана в правах. Для сдачи экзамена и обмена удостоверения лица, зарегистрированным в Екатеринбурге, нужно для этого обратиться в МРЭО ГИБДД, расположенное по адресу Екатеринбург, ул. Чкалова, 1.

3. Если гражданин, имеющий национальное водительское удостоверение прибыл из страны, которая Венскую конвенцию не подписала, ездить за рулем по территории России ему будет позволено только, имея при себе международное удостоверение и перевод текста водительского удостоверения, заверенный нотариусом. При этом – без права работы по найму. Обмен таких иностранных прав на российские не производится.
Чтобы получить права российского образца нужно отучиться в автошколе и сдать экзамен в ГИБДД.

Можно ли получить права с РВП?

Разрешение на временной проживание (РВП) – по миграционному законодательству РФ, это статус, подтверждающий право иностранца жить в России. РВП выдается на 3 года и не продлевается.
Права российского образца можно получить при любом статусе, неважно, временное ли это пребывание в РФ или разрешение на временное проживание. Главное – иметь регистрацию по месту пребывания. В любом случае срок действия водительского удостоверения будет ограничен разрешенным сроком пребывания иностранца в РФ. Как уже говорилось выше, продлить срок действия водительских прав можно при условии продления сроков пребывания в России.

Стоит отметить, при получении права на постоянное проживание – вида на жительство иностранные граждане, имеющие национальные водительские удостоверения, по истечении 60 дней с момента получение вида на жительства должны обменять свои права на российские. Обмен осуществляется при успешной сдаче экзамена в ГИБДД.

Можно ли белорусу, украинцу получить права в России?

Украина и Республика Беларусь являются суверенными независимыми государствами, поэтому, с точки зрения закона, граждане Украины и Белоруссии – точно такие же иностранные граждане, как, например, испанцы или пакистанцы. Поскольку в 1968 году Украина и Белоруссия находились в составе СССР, эти государства также считаются подписавшими Венскую конвенцию. Это значит, что украинцы и белорусы, у которых есть национальные водительские удостоверения могут водить автомобили и мотоциклы на территории РФ за исключением случаев работы по найму.
При желании работать в сфере перевозок, а также при получении вида на жительство украинцам и белорусам нужно будет сдать экзамен в ГИБДД и обменять свои водительские удостоверения на российские.

Любой желающий вне зависимости от гражданства, национальности, религиозных убеждений, пола и возраста может обращаться с этим вопросом в автошколу «Зачет».

Время чтения: 6 минут

Большое количество иностранцев за рулем вынуждает правительство принимать ограничительные меры. С национальными правами других государств по нашим дорогам можно ездить, но нельзя работать. Замена иностранного водительского удостоверения на российское в 2019 году многим приезжим потребуется так же, как и раньше. С одной стороны, давно пора навести порядок в этой сфере, а с другой – упрощение процедуры могло бы способствовать притоку рабочей силы, быстрой адаптации мигрантов и экспатриантов к российским реалиям. В любом случае и тем и другим нужно знать порядок действий.

Возможно ли управление авто в России с иностранным ВУ

Согласно последним изменениям в ФЗ от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предприниматели и юридические лица не допускаются к управлению ТС без российского ВУ. Разумеется, исключение составляют транзитные авто. При этом в пункте 15 статьи 25 этого закона говорится, что ВУ, выданное страной, присоединившейся к Венской конвенции, признается действительным в РФ. А теперь по порядку.

Кому разрешено

Управлять авто с национальными правами своих стран иностранцы могут, как это было раньше, в пределах отпущенного разрешением/визой времени. Положение насчет запрета трудовой деятельности не распространяется на граждан Кыргызстана и Казахстана, а также других стран, законодательство которых определяет русский язык как официальный. В частности, Совет министров Союзного государства РФ и Беларуси постановлением No 29 от 16.06.17 уравнял белорусские и российские ВУ. Другими словами, белорусам замена прав при трудоустройстве на территории России тоже не требуется.

Работа с иностранным ВУ

Как известно, с 1 июня 2017 года действует новый закон ФЗ No 92-ФЗ (то есть внесены изменения), согласно которому водитель-иностранец не может работать в России с полученным на родине удостоверением. Теперь заниматься предпринимательством или трудовой деятельностью, связанной с управлением ТС, мигранты не имеют права.

Срок действия ВУ для получивших ПМЖ

Лица с видом на жительство в РФ работать могут только с российскими правами. Для обмена/получения таковых им дается два месяца. То есть иностранцы могут пользоваться своим ВУ не более шестидесяти суток со дня:

  • получения разрешения на РВП;
  • въезда в страну, если разрешение на ПМЖ получено ранее в консульстве.

Может ли россиянин использовать иностранное ВУ

Нет особых ограничений в использовании иностранных ВУ нашими гражданами в личных целях. Об этом говорится в п. 12 ст. 25 ФЗ N 196-ФЗ. При этом ВУ должно соответствовать нормам Венской конвенции. Если документ не удовлетворяет этим требованиям, необходим заверенный перевод. Однако работать у нас можно лишь с российскими правами.

Штраф за иностранное ВУ

За допуск к управлению ТС без российского ВУ ответственные за техническое состояние и эксплуатацию машины лица наказываются штрафом в размере 50 тыс. руб. Положение закреплено в ст.12.32.1 КоАП.

Если ВУ не соответствует нормам закона, управление ТС с таким документом расценивается как езда без прав.

Российское ВУ для иностранцев

Итак, российское ВУ является во многих случаях обязательным. Тогда возникает вопрос, можно ли иностранному гражданину получить водительские права в России.

Если иностранец не имеет даже национального ВУ, он имеет возможность получить российское на общих основаниях. В этом случае потребуется обучение и сдача экзаменов. Срок действия такого удостоверения определяется датой, указанной для выезда, в разрешении на пребывание. При этом возможно продление прав, если продлевается разрешение.

Если национальное ВУ имеется и выдано государством, подписавшим Венскую конвенцию, допускается обмен документа после сдачи экзамена на высшую указанную в национальном документе категорию.

Вопрос, нужно ли менять водительские права иностранцу, получившему ВНЖ, разъясняется пунктом 12 статьи 25 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”: «Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи».

Теперь о том, можно ли с РВП получить водительские права. Разрешение на временное проживание подтверждает право пребывать в РФ и оформляется на 3 года. Российское ВУ можно получить и при таком статусе, если имеется регистрация. Срок действия ограничивается разрешенным сроком пребывания.

Теперь понятно, что поменять белорусские водительские права на российские не составит труда, ведь в рамках Союзного государства проблем не может быть по умолчанию. Минуя статус РВП, белорусам оформляют сразу вид на жительство. Значит, они должны получить ВУ в установленные законом сроки. Повторное обучение не требуется, достаточно сдать экзамены. Большинству остальных претендентов на водительские права придется пройти обучение и сдать экзамен.

Кто имеет возможность заменить

Граждане стран, присоединившихся к Венской конвенции, которые имеют национальные ВУ установленного образца, могут обменять свои документы. Все страны бывшего СНГ присоединились к указанной конвенции, поскольку на момент подписания входили в состав СССР. Другими словами, замена украинского водительского удостоверения на российское разрешена законом. Также это доступно гражданам других стран, удостоверения которых соответствуют положениям конвенции.

Какие ВУ можно обменять на российское

Итак, возможен обмен только удостоверений, отвечающих требованиям Приложения № 6 Венской конвенции о дорожном движении и прочих действующим в пределах РФ международным договорам. Кроме того, допустима замена ВУ с отличительными знаками SU (СССР), оформленных до 01.01.92 г. Таким образом заменить, например, казахстанские права на наши – тоже не проблема.

Признаки соответствия национальных прав Венской конвенции

Во многих странах ВУ менялось несколько раз, постепенно приближаясь к европейским и мировым стандартам. Поэтому не все водительские права подходят для замены. В Приложении № 6 Венской конвенции о дорожном движении дано описание основного водительского документа и требований к нему:

  1. ВУ представляет собой листок розовой бумаги/пластика формата А7 или сложенный вдвое по тому же формату листок.
  2. На лицевой стороне сверху расположено наименование документа на национальном языке, а ниже – персональные данные владельца:
    • имя, фамилия;
    • дата и место рождения.
  3. Информация о держателе дублируется латинским шрифтом.

К слову, таджикские права полностью соответствуют этим требованиям. Обязательно должны быть представлены:

  • срок действия, наименование выдавшего документ подразделения ГИБДД и фото владельца;
  • разрешенные к управлению категории ТС;
  • подпись владельца.

На обороте вносится информация об открытых и доступных категориях. Причем на полях открытых категорий должны быть отметки с датами действия. Также здесь указываются ограничения, относящиеся ко всем открытым категориям и водителю. Отображение дополнительной информации согласно внутренним правилам не запрещается.

То есть поменять узбекские права на российские можно в любое время, ведь они соответствуют нормам Венской конвенции. Задача состоит только в сборе пакета документов и сдаче экзаменов. Но так повезло далеко не всем жителям бывшего Союза. Государственные новообразования и их граждане лишены возможности простого обмена, так как их легитимность до сих пор не признана международным сообществом. Например, замена водительского удостоверения ПМР требует больше времени и сил, поскольку оно не соответствует требованиям конвенции, как пока не признано и само Приднестровье.

Как уже стало понятно, процедура обмена зависит от страны, в которой были выданы права. Если ВУ не имеет русской транскрипции, потребуется заверенный перевод. Части мигрантов придется пройти повторное обучение в российской автошколе, медкомиссию и тестирование в Госавтоинспекции.


Отвечая на вопрос, как поменять иностранные права на российские, представляем общий алгоритм действий:

  1. Обучение.
  2. Сдача тестов в школе и ГИБДД.
  3. Получение удостоверения.

Срок выдачи документа не должен превышать 7 дней после сдачи экзамена в Госавтоинспекции.

Сдается ли экзамен

Независимо от гражданства и страны, эмитировавшей права, российский закон требует сдачи следующих экзаменов:

  • Теории вождения (компьютерный класс).
  • Практики (автодром и в городских условиях).

Чтобы обменять водительское удостоверение другого государства на российское, необходимо подтвердить самую высокую категорию, открытую в ВУ. От подтверждения квалификации и медкомиссии освобождены работники консульских учреждений, посольств, уполномоченные при МИД РФ и их ближайшие родственники.

Необходимые документы

В Госавтоинспекции попросят предъявить целый пакет бумаг. Замена водительских прав для иностранных граждан предполагает предоставление:

  • Соответствующего заявления, написанного от руки или в печатной форме.
  • Паспорта с копией страниц с фото и регистрацией или другого документа, удостоверяющего личность (вид на жительство).
  • Временной регистрации (плюс копии) в ПВО.
  • Медсправки и копии (формы 003-В/у).
  • ВУ, заверенного перевода и копии.
  • Квитанции оплаты пошлины.

Вернут ли иностранное ВУ при выдаче российского

Документ, выданный иностранным государством, не может быть изъят российским органами. Поэтому, когда осуществляется обмен водительского удостоверения иностранным гражданам, документы остаются при них, а сотрудник Госавтоинспекции или многофункционального центра оставит себе копии.

Стоимость услуги

В общем, для иностранцев обходится в такую же сумму, как получение документа для россиян. Стоимость услуги зависит от расценок в автошколе и в медицинском учреждении, в котором нужно пройти медкомиссию. Экзамены в ГИБДД сдаются бесплатно, но оплата госпошлины обязательна – это дополнительно 2 тыс. рублей.

Помощь в замене водительского удостоверения иностранным гражданам оказывают как частные лица, так и компании-посредники, которые берут за свои услуги обычно 2-5 тыс. рублей.

В заключение

В конце отметим, что иностранцам обменять водительское удостоверение стало сложнее. Меньше трудностей вызывают ВУ, соответствующие Венской конвенции. Стоит учесть, что при получении ПМЖ обмен выполняется в четко установленные сроки, а стоимость услуги для иностранцев не отличается от цены получения ВУ россиянами.

Замена водительского удостоверения в 2019 году: Видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Всем привет!

В свете последних поправок в законодательстве многим мигрантам приходится менять свои удостоверения на российские. Так как вопросов по поводу процедуры получения нового документа возникает достаточно много, предлагаю разобраться с законами о замене водительских прав иностранным гражданам. Поехали!

Когда возникает необходимость замены иностранного удостоверения на российское?

С иностранными водительскими правами (ВП) управлять автомобилем в России не запрещается за исключением таких случаев:

  • При осуществлении предпринимательской или трудовой деятельности. С 2017 года работать в сфере извоза можно только с .
  • Если иностранные ВП не соответствуют требованиям международных соглашений. В России признаются лишь новые образцы удостоверений, выданные согласно Приложению 6 Венской конвенции 1968 г. или старые образцы, полученные до введения современных прав. В последнем случае ВП действуют в совокупности с или .
  • Если гражданин РФ возвращается в Россию на постоянное место проживания. Хотя в этом случае обмен ВП и не обязателен, в судебной практике есть прецеденты, когда гражданам РФ выписывали штраф за отсутствие удостоверения, выданного в родной стране, мотивируя своё решение п. 6 ст. 41 Венской конвенции.

Кроме того, заменить ВП, полученные в другой стране, на российские может любой приезжий. Достаточно лишь желания и немного денег.

Внимание! На данный момент с иностранным удостоверением в Российской Федерации разрешается ездить без ограничений во времени. Тем не менее Госдума планирует ограничить срок действия ВП, выданных в другой стране, до шести месяцев с даты въезда в Россию. После истечения этого периода управлять транспортом по иностранному документу будет запрещено.

Законодательство о возможности и необходимости замены иностранных удостоверений на российские

Ключевые положения о замене иностранных ВП содержатся в Законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (далее – ЗоБДД). И хотя этот нормативный акт принят более двадцати лет назад, нормы касательно необходимости замены ВП в него были включены относительно недавно.

Примечание. Впервые положения о действии удостоверений, выданных за границей, на территории РФ были включены в ЗоБДД только в 2013 году с принятием Закона № 92-ФЗ. Летом 2017 года в силу вступил ряд поправок в ЗоБДД, конкретизирующий статус иностранных водителей.

Давайте рассмотрим, какие же нормы регламентируют необходимость замены ВП для иностранных гостей.

Необходимость замены ВП для работы на транспорте

В июне 2017 года вступил в силу п. 13 ст. 25 ЗоБДД, обязавший всех, чья работа связана с управлением транспортных средств (ТС) на территории РФ, получить российские ВП.

Позднее Госдума приняла решение смягчить это требование, вследствие чего с начала августа 2017 года необходимость в замене ВП отпала для граждан Киргизской Республики и представителей стран, где русский язык считается официальным (поправки внесённые Законом № 204-ФЗ от 26.07.2017).

Возможность замены ВП для иностранца

В п. 12 ст. 25 ЗоБДД сказано, что временно и постоянно пребывающие в России граждане могут управлять ТС с удостоверениями, выданными в их государстве. Но предпочтение всё-таки отдаётся российским ВП, которые гость Российской Федерации может получить в обмен на иностранные после прохождения определённой процедуры замены ВП.

Возможность замены иностранного удостоверения для гражданина РФ

Как я уже говорил, при переезде в Россию на постоянное место жительства из другой страны, у наших соотечественников иногда возникают проблемы.

Хотя в законодательстве нигде не указано, что гражданин России может управлять ТС у себя в родной стране только по российским ВП, всё же обмен иностранного документа на наш желателен.

Законодательство о замене водительских документов, выданных в другой стране, на российские

Регламентируют процедуру получения новых ВП несколько нормативных актов.

Закон о безопасности дорожного движения

В 2013 году с принятием Закона № 92-ФЗ в ст. 25 ЗоБДД появился п. 18, в котором сказано о том, что порядок обмена ВП, выданных другими государствами, на российские устанавливается Правительством РФ.

Правила обмена иностранных ВП на российские

После введения п. 18 ст. 25 ЗоБДД в силу появились и сами правила обмена ВП, которые содержатся в Разделе IV "Правил проведения экзаменов…», утверждённых Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.

Согласно положениям Раздела IV обмен иностранных ВП осуществляется после проверки знаний ПДД и проведения практических экзаменов на управление ТС. Учиться в автошколе для получения российского удостоверения ненужно.

В раздел IV Постановления № 1097 не раз вносились поправки, конкретизирующие процедуру переноса отметок из иностранных ВП в российские (Закон № 65 от 04 февраля 2016 г. и Закон № 326 от 23 марта 2017 г.).

С положительных изменений следует упомянуть о том, что иностранцам теперь ненужно сдавать практическое вождение, чтобы подтвердить право вождения на все категории, достаточно сдать экзамен только на высшую категорию. Другие отметки переносятся в новые ВП автоматически.

Одним из отрицательных нововведений, появившихся с принятием Закона № 326, стало положение о том, что при выявлении у водителя медицинских противопоказаний для вождения, в новые ВП переносятся отметки, подтверждающие возможность управления только теми категориями ТС, водить которые разрешили врачи на основании .

Административный регламент МВД № 995, регулирующий порядок выдачи ВП

Этот регламент от 20 октября 2015 г. подробно рассказывает о процедуре выдачи и обмена ВП иностранцам, временно или постоянно проживающим на территории России.

В регламенте даны ответы на основные вопросы, интересующие мигрантов, желающих получить документ на вождение:

  • О сроках выдачи ВП.
  • О порядке регистрации заявления.
  • О перечне необходимых документов.
  • Об основаниях отказа в выдаче ВП.
  • Об основаниях приостановления выдачи ВП.
  • О стоимости услуги.
  • О порядке проведения экзаменов на получение удостоверения.

Подробно о процедуре замены ВП на российские я писал в статье:

Что будет если не менять иностранное удостоверение?

Процедура получения новых ВП по прибытии в РФ обязательна, если ваш иностранный документ на вождение не соответствует положениям Венской конвенции, или вы желаете связать свою деятельность на территории России с перевозками. Если это требование будет проигнорировано, то к водителю-мигранту будут применены следующие меры:

  • Отстранение от управления . При выявлении иностранца за рулём с недействительными ВП, ему запрещают дальнейшее следование в качестве водителя.
  • Задержание ТС . Если управление некому передать, авто отправляется на штрафную стоянку.
  • Оформление административного нарушения . Виновному выписывают штраф в размере 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Если управление ТС было сопряжено с выполнением трудовой функции, и водитель при этом не является гражданином Киргизии, Беларуси или Казахстана, то наказан будет не только он, но и его начальство, допустившее работника к вождению по недействительному удостоверению. Штраф за несоблюдение п. 13 ст. 25 ЗоБДД составляет 50 тыс. руб. согласно ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Когда замена прав не производится?

Понятие замены и получения ВП следует различать.

Замена ВП – это обмен своего иностранного удостоверения на новое с подтверждением навыков вождения и знаний ПДД. Замена ВП не требует обучения в автошколе и сдачи практики на каждую из категорий.

Получение ВП предполагает процедуру прохождения обучения в автомобильной школе с нуля и открытие каждой из категорий по отдельности. То есть, этот процесс дороже и замены документа.

Зачастую иностранцам предлагают пройти сокращённую процедуру оформления российского удостоверения, то есть попросту заменить старый водительский документ на новый после сдачи экзаменов.

Тем не менее в некоторых случаях мигрантам необходимо отучиться в автошколе. Речь идёт о следующих ситуациях:

  • Если иностранные ВП были утеряны или украдены (п. 9 ст. 25 ЗоБДД). Замена документа возможна лишь в стране, где их выдали в первый раз. В России же потребуется пройти всю процедуру обучения и получения прав с самого начала.
  • Если ВП, выданные за рубежом, не соответствуют Венской конвенции (абз. 2 п. 18 ст. 25 ЗоБДД). В этом случае также обучение проходится с нуля.
  • По желанию самого водителя.

В автошколе мигрант имеет такой же статус ученика, как и граждане РФ.

Подведём итоги

  • ЗоБДД – основной закон, которым устанавливается обязанность для определённой категории приезжих получить российские ВП.
  • Работающим на транспорте мигрантам замену иностранных ВП на российские производить обязательно. Исключение предусмотрено для граждан тех стран, где русский язык является официальным.
  • Если ВП иностранца не соответствуют Венской конвенции, то гостю России нужно получить новое удостоверение.
  • Остальные граждане производят обмен ВП по своему желанию.
  • Процедура замены ВП прописана в Разделе IV Правил сдачи экзаменов, утверждённых Постановлением Правительства № 1097.
  • Административный регламент № 995 конкретизирует порядок выдачи ВП приезжим.
  • Если мигрант не заменил ВП вопреки требованиям ст. 25 ЗоБДД, то управлять ТС на территории России ему запрещается. В качестве наказания введён штраф в размере 5-15 тыс. руб.

Заключение

Советую вам отнестись серьёзно к замене ВП, ведь при управлении ТС с удостоверением, выданным в другом государстве, вы подвергаете не только себя риску быть оштрафованным, но и своего работодателя.

А на сегодня всё! Если у вас остались вопросы по поводу необходимости замены иностранных прав, обязательно задавайте их в комментариях.

Также не забывайте подписываться на блог и делиться статьёй с друзьями.

С вами был Кулик Илья. Всего хорошего!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1170302/

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.