Как поменять молдавское водительское удостоверение на российское. Если лицо, претендующее на ВУ России, раннее не имело прав. Отсрочка стала очередной

Предельный срок замены иностранных водительских прав на российские для работы профессиональными водителями на территории России, скорее всего, будет в очередной раз продлен. Соответствующий законопроект был подготовлен главой комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым и первым зампредом комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеславом Лысаковым и внесен в парламент.

Документ предусматривает продление срока замены иностранных прав еще на год — до 1 июня 2018 года. С этого момента, если не случится очередного переноса, в силу вступит запрет на использование в качестве водителей иностранной рабочей силы с правами других государств.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что перенос обусловлен отсутствием технической возможности произвести замену прав до запланированного ранее срока — 1 июня этого года.

«В российских транспортных компаниях, осуществляющих международные перевозки, трудоустроено около 9,5 тыс. иностранных водителей, в основном граждане Республики Беларусь. Подавляющее большинство указанных транспортных компаний расположено в Смоленской (порядка 5 тыс. иностранных водителей) и Брянской областях и Московском регионе», — говорится в пояснениях к проекту закона.

Авторы заявляют, что многие транспортные компании приняли меры по замене иностранных прав своих водителей на российские, однако столкнулись с рядом проблем, которые, по их мнению, характерны для всех указанных регионов.

«Основным препятствием для сдачи экзаменов и служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции

— требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке.

По мнению главы «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева, очередное перенесение сроков может быть опасным, поскольку по статистике именно иностранные водители чаще всего попадают в ДТП.

«В настоящее время количество ДТП с участием начинающих водителей составляет примерно 10-12%, водителей опасного пенсионного возраста — 7-8%, а вот с участием иностранных водителей — более 30%», — пояснил Лобарев.

По его словам, профессиональное сообщество в сфере автомобильного образования обеспокоено тем, что реформы по замене прав иностранных водителей длятся уже порядка четырех лет и до сих пор не привели ни к какому результату. При этом эксперт отмечает, что «Гильдия автошкол» со своей стороны готова оказывать всяческое содействие для скорейшей реализации инициативы.

«Мы готовы давать бесплатные консультация и проводить переподготовку водителей. В прошлом году московское отделение «Гильдии автошкол» уже начало заниматься этим вопросом», — сказал Лобарев.

Он также пояснил, что с момента появления требования по замене прав это сделали всего 3% иностранцев.

По мнению главы «Гильдии автошкол», перевозчики должны более активно заниматься этим вопросом, поскольку соответствующий законопроект рано или поздно все же будет принят, и водители с иностранными правами окажутся вне закона.

В то же время президент Российского транспортного союза Юрий Свешников в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что законодательство в отношении замены иностранных прав на российские содержит слишком строгие требования к водителям.

«Сейчас по закону получается так, что любой иностранный гражданин должен отучиться в российской автошколе, потом сдать три экзамена и только потом получить права. Фактически это не замена, а новое получение прав, это не совсем корректно, ведь многие водители учились в СССР по общим стандартам и имеют внушительный стаж вождения»,

— сказал Свешников, добавив, что адекватным требованием для таких водителей стало бы, например, обязательство сдать только теоретический экзамен.

Кроме того, по его мнению, существует и еще одна проблема, связанная с тем, что по нынешним правилам иностранные водители не смогут сразу получить права категории D. При этом большая часть работающих в России шоферов нуждается именно в таком водительском удостоверении.

Свешников также пояснил, что предложение о продлении предельного срока замены прав, скорее всего, примут, поскольку в противном случае это вызовет ряд проблем, о которых власти знают.

«А какие еще варианты — выстроить систему замены прав за оставшиеся два месяца? Ну, получим масштабный транспортный коллапс в таком случае. В России сегодня порядка 40% водителей — иностранцы», — подытожил эксперт.

Напомним, впервые о необходимости замены иностранных прав на российские власти заговорили в 2013 году. Тогда были внесены кардинальные поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В частности, они запрещали выпускать на линии иностранных работников без российского водительского удостоверения. За нарушение данной нормы законодательством был предусмотрен штраф в 50 тыс. руб. для организации-перевозчика.

Авторы идеи отмечали большое количество ДТП, происходивших по вине водителей-иностранцев, а финальным толчком к реализации идеи стала крупная авария с «КамАЗом», которую в июле 2013 года на МКАД спровоцировал водитель-нелегал из Армении Грачью Артунян. В результате ДТП тогда погибли 18 человек.

Несмотря на то что фактически запрет на работу с иностранными правами должен был вступить в силу только в мае 2014 года, уже в ноябре 2013 года во многих городах России возникли серьезные транспортные проблемы: большинство водителей, испугавшись ответственности, просто не вышло на трассы.

После этого власти несколько раз откладывали предельный срок замены прав, а правила получения российского водительского удостоверения для иностранцев так и не были детально регламентированы.

Последние новости:

АСТАНА, 14 августа 2017 года. Главы правительств стран — членов ЕАЭС по итогам заседания Евразийского межправительственного совета подписали ряд документов, в том числе Решение "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза в части воздушного транспорта на 2018 - 2020 годы".

ВНИМАНИЕ! Информации о признании национальных водительских прав между договаривающимися странами не имеется!.

Действие нашумевшего закона (ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), который категорически запретил пользоваться национальными правами иностранцам, работающим в сфере предоставления услуг перевозки, на грузовых автомобилях, автобусах, такси на время предполагалось отложить до 1 июня 2018 года, но в соответствии Федеральным законом "О внесении изменений в ст.25 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 14.07.2017 года, была одобрена нижепредставленна редакция законодательства .

Внимание! В настоящее время в законодательстве имеются противоречия норм!

Статья 20 пункт 2 ФЗ "О БДД" противоречит абзацу пункту 13 ст. 2 ст. 25, если вынесено постановление о штрафе - обязательно обжалуйте, пока законодательство не привели в полное соответствие!

Официальный документ о движении законопроекта (Ссылка на скачивание)

Официальный текст принятого законопроекта

Мы благодарим участников обсуждения за содействие и помощь в актуализации информации.

Итоговая редакция:

Статья 25 пункт 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Говоря простым языком, Водителям из Киргизской Республики и из некоторых других государств предоставлено право работать в России без замены национальных водительских удостоверений. С 1 июня 2017 года действует запрет управления транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данное положение теперь не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории РФ, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Использование национальных прав разрешается гражданам: Беларусь, Киргизия, Казахстан.

Остальные: пройти обучение, сдать экзамены, получить российские водительские права.

Состояние:

Запрет на использование иностранных прав:

не рассмотрен и не принят Гос Думой.

Новая редакция с исключениями:

принята, подписана Президентом, официально опубликована 31.07.2017 года, вступила в силу.

В конце статьи дополнительные новости.

ВНИМАНИЕ! Важное обновление для граждан республики Беларусь!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О признании национальных водительских удостоверений

на территории Союзного государства

г. Санкт-Петербург

В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, руководствуясь решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», Совет Министров Союзного государства постановляет:

1. Установить, что национальные водительские удостоверения , выданные компетентными органами государств - участников Договора о создании Союзного государства, признаются без их дополнительной легализации при осуществлении гражданами государств - участников Договора о создании Союзного государства предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета Министров

Союзного государства

С 1 июня 2017 года вступают в силу принятые три года назад поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности , непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Вышеуказанный абзац настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2017 года.

В апреле текущего года в Госдуму был внесен законопроект о переносе начала действия запрета работы водителей с иностранными правами на 1 июня 2018 года. Однако этот законопроект так и не был принят.

При этом новые правила затронут только иностранцев, нанимаемых на работу. На тех, кто используют автомобиль для личных поездок, действие закона не распространяется.

За нарушения требований закона работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей.

По словам председателя межрегионального профсоюза, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июня 2017 года они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

Водителей с иностранными правами не будут допускать к работе с первого июля, об этом в эфире рассказал исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации.

Это решение было принято давно, поэтому у всех руководителей предприятий, где работают иностранные водители, было достаточно времени, чтобы организовать легализацию и получение своими сотрудниками российских прав. Для этого уже существует специальная процедура обмена иностранных водительских прав на российские.

В автобусных парках дела обстоят гораздо лучше, чем в сфере таксомоторных перевозок, где многие таксисты работают в качестве индивидуальных предпринимателей.

Автобусные компании подошли к вопросу достаточно серьезно. Численность иностранных водителей в некоторых автобусных парках составляет всего пять процентов от общего количества.

Поправки касаются только тех иностранных граждан, которые используют автомобиль как средство заработка.

В случае отсутствия у иностранного водителя российских водительских прав, его работодателю придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Представители профсоюза таксистов, в свою очередь, одобрили вступление поправок в силу, считая, что они помогут бороться с нелегальными извозчиками.

После того, как летом 2017 года в России перестанут признавать права, выданные другими государствами, если они используются для работы, иностранцы, работающие водителями в России, не смогут продолжать свою деятельность организациях на должности водителя, но ездить на автомобиле с иностранными правами в личных целях будет по-прежнему разрешено. Однако у иностранных граждан еще есть время исправить ситуацию.

Чтобы не потерять работу, нужно срочно отправляться на обучение уже сегодня, чтобы к июлю получить права российского образца.

Участники рынка говорят, несмотря на многочисленные отсрочки, транспортные компании не обеспечили своих сотрудников водительскими правами российского образца. По данным главы межрегионального профсоюза, в столице права на легальную работу может лишиться каждый пятый таксист. 20% работников этой службы необходимо в ближайшие три месяца обзавестись российскими водительскими правами. Однако менталитет этой категории работников таков, что они приступят к получению удостоверений только после того, как им на числят гигантские штрафы.

Многие участники рынка положения обновленного закона приветствуют. На данный момент рынок такси на значительный процент заполнен лицами с водительскими удостоверениями, выданными в Таджикистане, Узбекистане и других постсоветских странах.

Разрешения на работу они не оформляют, а извозом занимаются на арендованных автомобилях. Такая предпринимательская деятельность полностью выпадает из поля зрения фискальных органов. По новой методике дорожная инспекция сможет очистить рынок от изрядной доли нелегалов.

В среднем компаниям-перевозчикам придется уволить 5% сотрудников, хотя в отдельных предприятиях иностранцы составляют до 30% от штата водителей. Но часть из них уже обзавелись удостоверениями российского образца. Однако не менее 5% водителей такие права не получат, к примеру, в силу плохого владения русским языком, и неготовности к сдаче компьютерных тестов. Некоторые водители также не пойдут на экзамен, опасаясь неприятностей с правоохранительными органами ввиду ранее совершенных нарушений.

Если у Вас ВНЖ (Вид на жительство) документы на замену прав Вы можете подать в любое ГИБДД в любом городе.

Если у Вас РВП (Регистрация временного проживания) то документы Вы должны подавать только в ГИБДД того региона, где оформили временное проживание.

Основание отказа в замене прав на российские:

Как обязательное условие, делающее возможным обмен водительского удостоверения другого государства на российское, законодательство РФ выдвигает соответствие этого документа требованиям Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года . Если же иностранное водительское удостоверение этим требованиям не удовлетворяет, его обладателю остается только один выход — получить права с нуля после прохождения обучения в российской автошколе. Однако возможен и другой вариант — оформить в любой третьей стране права, которые этому условию удовлетворяют. Например, для выходцев из Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) из-за несоответствия их документов требованиям конвенции замена национального водительского удостоверения ПМР на российское оказывается невозможной. Однако после получения ими прав Республики Молдова проблема решается. Применительно к Приднестровью надо также сказать, что это непризнанное государственное образование, паспортом которого можно воспользоваться лишь на его территории. Поэтому основная масса его жителей, чтобы иметь возможность ездить за границу, получила гражданство таких стран, как Украина, Республика Молдова, Румыния. Нередко вместе с паспортами они изыскивают возможность обзавестись и водительскими документами этих государств. А уже, например, при замене украинского водительского удостоверения на российское в 2017 году у них сложностей нет.

Нужно ли сдавать экзамены по вождению:

В этом отношении экзаменов российское законодательство занимает жесткую позицию. Неважно, в какой стране вы получили права и какое у вас гражданство. Экзамены при обмене удостоверения вам придется сдать и преодолеть все три их этапа на равных со вчерашними слушателями автошкол: тест по теории; практику на автодроме; вождение в городе. Впрочем, при наличии достаточного водительского опыта все это не должно быть большой трудностью. А для уверенности можно накануне взять несколько уроков у инструктора. Например, чтобы отработать накануне испытания экзаменационный маршрут или освежить в памяти упражнения на автодроме.

Как меняются права, где открыто несколько категорий:

Можно обрадовать обладателей иностранных водительских удостоверений с несколькими открытыми категориями. Пересдавать экзамены по каждой из них им не придется. Обмен водительского удостоверения другого государства в России предполагает переэкзаменовку только по той из категорий, которая считается высшей. Так, при наличии допуска к управлению мотоциклом и легковым автомобилем экзаменовать будут только по категории “Б”. А если иностранные права разрешают водить скутер, легковую машину и грузовик, испытания предстоит пройти лишь по категории “С” как самой высокой.

Остануться ли на руках иностранные права:

Здесь желающих получить российские права взамен иностранных тоже ждет приятный сюрприз. По завершении процедуры обмена они получат на руки оба документа — и новый российский, и имеющийся зарубежный. В отличие от многих других стран, в России изъятие иностранных прав не практикуется.

Требования Венской конвенции 1968 года к водительскому удостоверению:

Требования к национальным водительским удостоверениям:

  • документ может быть изготовлен из пластика или бумаги (предпочтительно розового цвета);
  • формат пластикового документа 54*86 мм (данное требование не обязательно, то предпочтительно);
  • в верхней части лицевой стороны должно быть название документа, написанное на национальном языке;
  • основная информация о водителе должна дублироваться латинскими буквами ;
  • на лицевой стороне должны присутствовать данные: фамилия, имя собственника документа;
  • дата и место рождения водителя ;
  • дата выдачи прав ;
  • срок окончания действия удостоверения ;
  • подразделение, выдавшее документ;
  • фото собственника;
  • категории автотранспортных средств, которыми водитель имеет право управлять;
  • личная подпись (желательно, чтобы подпись собственника максимально совпадала с подписью, поставленной в гражданском паспорте);
  • на оборотной стороне пластикового документа должна быть информация о доступных категориях, причем с датой разрешения управления и с датой окончания разрешения;
  • если водитель имеет право управления автомобилями с какими-либо ограничениями (например, эксплуатация автомашины возможна только при наличии очков), то эта информация так же должна отражаться в правах; в документе по внутренним правилам может отражаться и иная информация.

Следует отметить, что международное удостоверение опирается на национальный документ, следовательно, при управлении автотранспортом у водителя должны быть два вида прав; Международные права действительны, только если национальный документ не окончил срок своего действия. Если права имеют неограниченный срок, то международное удостоверение выдается сроком на 3 года.

Внимание! Если в Вашей стране один из официальных языков русский, то замена прав не требуется и после 01 июня 2018 года.

Получить российские права (обменяв их) проще, если вы получили гражданство РФ или переехали в Россию на постоянное жительство, и у вас уже есть иностранные права. Как быть в ситуации, когда есть российский паспорт и человек хочет поменять иностранное водительское удостоверение на российское?

Нужно подать все документы, сдать теорию и сдать еще экзамен по вождению (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 г. Москва «О допуске к управлению транспортными средствами»).

К иностранным правам так же относятся права, выданные в республиках бывшего СССР. Их можно обменять, сдав теоретический экзамен. Когда идет замена иностранных прав на российские, у вас не забирают иностранные права. Вы отдаете только копию иностранного водительского удостоверения, права остаются у вас.

Так же есть исключения при обмене прав. Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории РФ, а так же членам их семей, при наличии у них дипломатических, консульских, служебных карточек или удостоверений, выданных МИД РФ, при наличии у них национальных прав, российские права выдаются по их желанию без сдачи экзаменов.

Хорошо быть дипломатом и членом их семьи. Но и вы по закону можете в течение 60-ти дней (2 месяца) с момента получения вида на жительство управлять ТС на основании иностранных или международных водительских прав без каких-либо запретов и штрафов.

Поменять права можно в МРЭО ГИБДД (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) или МОТОТРЭР (Межрайонный отдел технического осмотра транспорта и регистрационно-экзаменационной работы). Это одно и то же, только названия разные.

Для замены национального водительского удостоверения на новые, иностранным гражданином потребуются следующие документы

1. заявление установленного образца;

2. документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство) + ксерокопия страницы с фотографией и регистрацией;

3. временная регистрация в ПВО (паспортно-визовый отдел) ОВД города + ксерокопия;

4. медицинская справка по форме 003-В/у + ксерокопия справки;

5. водительское удостоверение, перевод + ксерокопия;

6. квитанция об оплате госпошлины 2000 рублей (с 1 января 2015 года стоимость прав 2000 рублей), получите на месте и оплатите в терминале или ближайшем отделении Сбербанка.

Хотелось добавить, что с 1 января 2017 года можно заплатить госпошлину на сайте госуслуг с 30% скидкой.

Напоминаю еще, что иностранным гражданам, помимо предоставления документов для замены прав требуется сдача теоретического экзамена по ПДД.

Замена прав иностранным гражданам допущенных к управлению служебным транспортом должно было быть осуществлено в срок до 9 мая 2014 года. Однако в последующем этот срок продлили до 01.06.2017 года.

Работодателю допустивший к управлению транспортным средством иностранного гражданина без российского водительского удостоверения после вышеуказанной даты,может быть оштрафован.

Если иностранный гражданин не работает в России по трудовому договору, не работает по гражданско-правовому договору, не работает как предприниматель, менять национальные водительские права на Российские нет необходимости.

Но если иностранный гражданин является:

  • сотрудником, работающим по трудовому договору;
  • исполнителем по гражданско-правовому договору;
  • работников, имеющих статус индивидуального предпринимателя,

Замена водительских прав необходима, поскольку если инспектор ДПС обнаружит, что у работника, управляющего транспортным средством (с целью работы), нет российских прав, административный штраф будет наложен в размере:

50 000 руб. — на должностное лицо компании, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.32.1 КоАП РФ);

от 5000 до 15 000 руб. — на работника (ст. 12.7 КоАП РФ).

Замена прав иностранным гражданам не обязательна если:

  1. Наличие российских прав в рамках трудовой деятельности необязательно, если транспортное средство участвует в международном движении (п.17 ст. 25 Закона №196-ФЗ).
  2. Также не обязаны иметь российские права те водители, которые управляют автомобилем на территории РФ в личных целях, например, берут автомобиль напрокат, чтобы объехать достопримечательности России.

Что свидетельствует о том, что лицо занимается извозом

О том, что управление транспортным средством производится в целях осуществления трудовой деятельности, свидетельствует, например, путевой лист, без оформления которого запрещается перевозить пассажиров, багаж и грузы (п.2 ст. 6 ФЗ РФ от 08.11.2007 №259-ФЗ). Водитель обязан его предъявлять по требованию сотрудников полиции.

Документы для управления ТС в России. В Российской Федерации управлять транспортным средством можно при наличии:

Временное разрешение выдаётся в случае проведения проверок на срок до двух месяцев, если представленные документы вызывают сомнение в их подлинности или есть основания полагать, что водитель лишён прав.

Водительские права иностранных граждан, получивших вид на жительство

Российские граждане и иностранцы, имеющие вид на жительство в РФ, для управления транспортным средством (с целью работы) должны иметь российское водительское удостоверение.

Иностранцам, которые недавно получили вид на жительство в России, даётся время для получения российских прав. Они могут управлять ТС на территории РФ при наличии иностранного национального водительского удостоверения в течение 60 дней:

  • со дня получения вида на жительство в ОВД РФ;
  • дня въезда, если разрешение на постоянное проживание получено в консульстве РФ в иностранном государстве.

Водительские права иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ

Временно пребывающие на территории России иностранцы вправе управлять транспортными средствами в личных целях при наличии международного или национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором сделаны или продублированы буквами латинского алфавита. Если записи не продублированы, они должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.

Кто имеет право на замену

По общему правилу заменить иностранное национальное водительское удостоверение на российское могут только:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ (то есть постоянно проживающие в России).

Какие иностранные права подлежат замене

Заменить можно следующие иностранные водительские удостоверения:

  • водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР) считаются национальными водительскими удостоверениями;
  • с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1992 года, и выданные вместо них национальные водительские удостоверения (НВУ SU);
  • соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в которых произведены или продублированы буквами латинского алфавита (НВУ К1968).

Автоматическая замена других иностранных национальных водительских удостоверений на российские права действующим законодательством не предусмотрена.

Какие документы необходимы для замены прав

Для замены прав работник должен представить в госинспекцию документы, указанные в пункте 16 Правил, а именно (п.38 Правил):

1) заявление по форме, утверждённой приложением № 1 к приказу МВД России от20.07.2000 №782;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
3) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);
4) медицинскую справку по форме № 083/У-89, утверждённой Минздравом СССР 29.09.89 №555 (далее — медицинская справка);
5) заверенную копию иностранного национального водительского удостоверения;

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения

Госпошлина за выдачу ВУ уплачивается в размере:

— 800 руб. — за выдачу национального водительского удостоверения;
— 500 руб. — выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами.

6) документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения;
7) фотографию (кроме случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в госинспекции).

Для замены прав не нужны документы об оплате сдачи экзаменов и о прохождении обучения.

Чтобы заменить выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1992 года права с отличительным знаком «SU» (СССР) и выданные вместо них национальные водительские удостоверения (НВУ SU) не нужно сдавать ни теоретический, ни практический экзамены (п.39 Правил).

Заменить иностранное национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года (НВУ К1968), на российское граждане РФ могут только после сдачи теоретического экзамена (п.40 Правил).

При этом международные и национальные водительские удостоверения других государств, на основании которых выданы новые удостоверения, возвращаются их владельцам (п.43 Правил).

Действующее законодательство РФ не предусматривает замену иностранных прав на российские для иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ (п.46 Правил). Но оно позволяет им получать российские водительские удостоверения на общих основаниях (п.45 Правил).

Для получения российских прав на общих основаниях иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, должны представить в госинспекцию по месту временной регистрации ряд документов, перечисленных в пункте 16 Правил.

Чтобы получить российские права иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ необходимо (п.10 Правил):

  • для получения прав категорий С, D, ВЕ, СЕ или ДЕ — обязательно нужно пройти курс обучения в автошколе;
  • Обучение в автошколе подтвердит документ о прохождении обучения. Его вместе с другими документами нужно представить в госинспекцию
  • категорий А и В — можно пройти подготовку самостоятельно (нужно сдать теоретический и практический экзамены).

Российское водительское удостоверение временно пребывающим иностранным гражданам может быть выдано только на срок действия документов о временной регистрации в РФ.

В случае продления временной регистрации иностранцу выдаются новые российские права. Он должен обратиться в госинспекцию по месту регистрации и заплатить госпошлину 800 руб.

Если у иностранца нет иностранных прав, необходимо сдать экзамены и получить права только на территории того субъекта РФ, где лицо зарегистрировано по месту пребывания (п. 12 Правил).

Если у иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ, нет иностранных прав, он может получить российские права на общих основаниях на срок действия временной регистрации на территории РФ (п.45 Правил).

В российских правах у него будет указано:

  • в графе «Действительно до» — дата окончания срока действия временной регистрации;
  • графе «Место жительства» — государство постоянного проживания;
  • графе «Особые отметки» — место временного проживания или временного пребывания на территории РФ.

Если иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ, продлит срок временной регистрации, ему выдаются новые российские права. Такой порядок установлен в пункте 27.1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по приёму квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдаче водительских удостоверений и временных разрешений.

Обмен прав для граждан РФ и иностранцев, имеющих вид на жительство

В отличие от действующих Новые правила позволяют гражданам РФ обменять иностранные права, полученные в других государствах, только после сдачи теоретического экзамена.

Чтобы обменять иностранные права, полученные в другом государстве, гражданину РФ нужно представить в госинспекцию следующие документы (п. 41 Новых правил):

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ об уплате госпошлины;
  • медицинскую справку;
  • заверенную копию иностранного национального водительского удостоверения.

В таком же порядке могут обменять национальные водительские удостоверения на российские иностранные граждане, получившие (п. 42 Новых правил):

  • разрешение на временное проживание (для лиц, временно проживающих в РФ);
  • вид на жительство в РФ (для лиц, постоянно проживающих в РФ).

Обмен прав для иностранцев, временно пребывающих в РФ

Новый порядок устанавливает правила обмена иностранных национальных водительских удостоверений на Российские.

Для обмена прав иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, нужно сдать теоретический экзамен (п. 43 Новых правил). Перечень документов, которые нужно представить в госинспекцию, приведён в таблице ниже. В частности, понадобится документ, подтверждающий законность их нахождения в РФ (разрешение на временное пребывание) и разрешение на работу или патент, выданные ФМС России.

Иностранные права, на основании которых выданы российские права, возвращаются владельцу (п. 46 Новых правил).

Обратите внимание: если иностранные права не соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, обменять их на российские права нельзя (п. 44 Новых правил).

Порядок получения водительских прав временно пребывающим иностранным работникам

Описанный выше порядок замены, обмена или получения российских прав соответствует нормам российского законодательства, но не всегда реализуется на практике.

В настоящее время госинспекции творчески подходят к трактовке правил получения российских прав иностранными работниками. Независимо от наличия иностранных прав, их вида и от того, права какой категории есть у работника — иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ, ему предлагают получать российские права в общем порядке: пройти обучение в автошколе, сдать экзамен по теории и вождению.

Творческий подход наблюдается также в отношении перечня требуемых документов. В разных инспекциях он отличается. Один из реальных вариантов показан выше. Некоторые инспекции уже требуют представить документы, предусмотренные в пункте 43 Новых правил, которые сейчас ещё не действуют.

Для получения ВП иностранному гражданину временно пребывающему в России нужно обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами.

Если до вступления в силу Новых правил иностранный гражданин не успел получить российские права, по Новым правилам ему нужно будет отучиться в автошколе и сдать экзамен по теории. После этого он должен будет обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами. К известному пакету ему нужно дополнительно приложить разрешение на работу.

С 9 мая 2014 года для работы в РФ водитель-оператор вибрационного катка и водитель бульдозера должны иметь российские права. Так как оба работника являются временно пребывающими на территории РФ, по действующим правилам они не смогут заменить свои национальные права на российские, но могут получить российские права в общем порядке.

Для этого работникам нужно обучиться в автошколе (действующими правилами предусмотрена возможность самоподготовки только для прав категорий А и В). Для получения прав им нужно будет обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами. Работникам придётся сдать два экзамена — теорию и вождение. Если они сделают это успешно, получат российские права на срок действия временной регистрации. При продлении регистрации им нужно снова обратиться в госинспекцию, уплатить госпошлину, после чего им выдадут новые права на срок действия их регистрации.

Если до вступления в силу Новых правил работники не получили российские права, по Новым правилам они смогут обменять национальные права на российские. Они должны обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами (включая разрешение на работу) и сдать экзамен по теории.

С 9 мая 2014 года водитель гусеничного экскаватора должен иметь российские права. Поскольку работник имеет вид на жительство, по действующим правилам он может заменить национальные права на российские. Для этого ему достаточно представить в госинспекцию по месту жительства необходимые документы. Сдавать экзамены ему не нужно. Если до вступления в силу Новых правил он не получит российские права, по Новым правилам работнику нужно будет сдать экзамен по теории.

Депутаты согласились предоставить им отсрочку до июня 2018 года

Фото РИА Новости

Запрет на работу для тех водителей-иностранцев, кто не имеет прав российского образца, может вступить в силу на год позже. 17 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, переносящий час икс с 1 июня 2017 года на 1 июня 2018 года.

Транспортный коллапс может случиться в первый день лета

Действующее законодательство обязывает работающих в России водителей-иностранцев обзавестись российскими водительскими удостоверениями до 1 июня 2017 года. Сделать это, казалось бы, не так уж и сложно: получить медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством и сдать три экзамена - один теоретический и два практических. Учиться в автошколе от владельцев водительских удостоверений иностранного государства не требуется.

Если законопроект об отсрочке не будет принят, несколько тысяч трамваев и автобусов просто не выйдут на линию.

Однако, как сообщил председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв , в Госдуму стали приходить «массовые обращения перевозчиков об имеющихся проблемах и фактической невозможности сдачи практических экзаменов и обмена иностранных водительских удостоверений на российские». Причина - отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, требуемой для иностранных водителей, выяснили депутаты.

«Если законопроект об отсрочке не будет принят, несколько тысяч трамваев и автобусов просто не выйдут на линию, - отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов . - Мы не можем 1 июня оставить миллионы наших граждан на остановках».

Отсрочка стала очередной

Тем не менее необходимость обсуждать предложенную меру возмутила многих парламентариев. Так, по словам вице-спикера Ирины Яровой , только в 2017 году на 11 процентов увеличилось число дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по вине иностранных граждан.

И происходит это во многом как раз из-за того, что квалификация и знание правил дорожного движения у иностранцев зачастую оставляет желать лучшего.

70 тысяч водителей которые работают по найму и не имеют российских водительских удостоверений, больше не смогут сесть за руль с 1 июня 2017 года

«Нам же приходится принимать аналогичный документ уже третий раз подряд, - рассказал накануне журналистам первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников . - Именно столько раз Госдума переносила срок вступления в силу нормы об обмене удостоверений».

По словам Ивана Мельникова, у всех членов Совета Думы было единодушное мнение, что такая ситуация ненормальна.

Как пояснил Евгений Москвичёв, первоначально планировалось, что указанный запрет вступит в силу в 2014 году, однако решение повременить было принято после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. «В двух новых субъектах Федерации большинство водителей, в том числе работающих по найму, имели иностранные, украинские водительские удостоверения, - пояснил депутат. - В итоге было принято решение перенести срок вступления в силу этой нормы на 2015 год».

Однако через год встали другие вопросы: насколько актуальны такие запреты по отношению к водителям из Союзного государства и ЕАЭС и не логичнее ли будет дать им право работать по своим национальным правам? «Эти вопросы, выступая сегодня в Госдуме, подняла и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова», - напомнил депутат. В итоге МВД было дано поручение разработать проект специального межправительственного соглашения. «Проект действительно был разработан, но с 2015 по 2017 год его так и не приняли, - рассказал Евгений Москвичёв. - В результате с 1 июня 2017 года более 70 тысяч водителей, которые работают по найму и не имеют российских водительских удостоверений, сесть за руль больше не смогут. А для справки: всего в России работают по найму более 120 тысяч водителей».

Осознавая это, Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой о содействии в решении проблемы. «Поручение разобраться в ситуации получил наш комитет, - рассказал Евгений Москвичёв. - Что удалось выяснить? Если указанная норма вступит в силу 1 июня, то на работе не смогут оставаться около 11,5 тысячи граждан Белоруссии. Между тем только в Санкт-Петербурге почти 50 процентов водителей из стран СНГ».

Водителей из Узбекистана по-прежнему ждут в России

Поддержать законопроект согласились представители не всех фракций. Так, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) указал на то, что решить проблему можно было бы и другим методом. «Например, можно было бы заключить соглашение с Белоруссией о взаимном признании национальных прав», - сказал депутат. Также, по его мнению, очередная отсрочка на один год слишком длительная, и водители-иностранцы вполне могли бы получить российские права до 1 января 2018 года. «Если же работу по замене водительских удостоверений активизировать ещё больше, то можно было бы уложиться и до 1 июля этого года», - уверен парламентарий.

Если же работу по замене водительских удостоверений активизировать ещё больше, то можно было бы уложиться и до 1 июля этого года.

Что характерно, сами водители-гастарбайтеры угрозы для собственного трудоустройства, похоже, не чувствуют даже сейчас. Так, «Прайм» со ссылкой на министерство труда Узбекистана сообщает, что в республике объявлен набор на тысячу вакансий для работы водителями автобусов в Москве. «Осуществляется набор граждан Узбекистана, желающих осуществлять трудовую деятельность в компании «Мосгортанс» по профессии водителя маршрутных автобусов в городе Москве (вакансии на 1000 человек)», - говорится в сообщении.

Причём делается это в рамках соглашения между правительствами России и Узбекистана об организованном наборе в сотрудничестве с российской Ассоциацией по правовому содействию трудовым мигрантам. «Кандидаты на работу должны обладать хорошим знанием русского языка, отличаться бережным отношением к имуществу и быть внимательными», - сообщает министерство. Успешным кандидатом придётся пройти трёхмесячный испытательный срок. Их заработная плата составит 43-63 тысячи рублей.

Замена водительских прав для иностранных граждан относится к ряду обязательных действий, но не для всех, а только для тех, кто намерен на территории Российской Федерации, осуществлять какую либо предпринимательскую деятельность посредством автоперевозок.

Замена иностранного водительского удостоверение на российские права обязательной стала с 2014 года.

Следует уточнить, что поменять ВУ Украины либо любого другого государства СНГ придется только в том случае, если гражданин иностранного подданства намерен использовать автомобиль попросту говоря для заработка.

Если же тот же человек не имеет планов на подобную деятельность, а езда на машине не выходит за черту личных целей, украинские и иные права на водительское удостоверение РФ менять нет нужды. В этом случае ездить можно с международным аналогом и с обычным документом того государство, откуда он прибыл.

  • Важно: оба документа должны быть у водителя одновременно, так как при отсутствии первого или второго ВУ.
  • Единственное дополнение: иностранное ВУ в обязательном порядке должно иметь в себе данные о владельце на латинице, либо у гражданина должен быть при себе переведенный на русский язык образец прав. Также этот образец должен быть обязательно заверен в нотариальной конторе.

Кроме этого, удостоверение должно иметь полное соответствие к требованиям Венской конвенции от 1968г.

Что требуется для замены и кто может претендовать?

В том случае, когда гражданин одной из стран СНГ проявляет желание обменять ВУ своей страны на Российское, в его обязанности входит сбор определенных документов и их предоставление в соответствующий орган.

К таким документам относятся:

  1. Гражданский паспорт.
  2. ВУ национального образца.
  3. Стандартная мед справка.
  4. Данные о регистрации.
  5. Также в обязательном порядке потребуется миграционная карта.
  6. Специальное разрешение от органов Федеральной Миграционной Службы на трудовую деятельность.

На основании предоставленных документов, утверждающий орган, в данном случае ГИБДД, решает заменить или нет украинские права на ВУ РФ. Также замена иностранных водительских прав возможна при временном пребывании иностранного поданного.

Существует определенный порядок при замене удостоверения. В том случае, когда человек имеет открытыми к управлению 2-3-4 категории, сдачу экзаменов он обязан осуществить не по всем категориям, а только по определенной подкатегории, либо по высшей из них.

Иерархическая лестница в этом случае выглядит так:

Если без сложных формулировок, водитель имеет открытыми, например категории под пунктами 2-3-4. Для того чтобы открыть в России их все, экзамен он должен будет сдать лишь на категорию под пунктом №2, то есть С. После этого замененный документ становится действительным.

Если лицо, претендующее на ВУ России, раннее не имело прав

Иногда ситуации выглядят иначе. Например прибывший на территорию РФ не имеет тех же украинских прав, у него есть полное право обратиться в ГИБДД для того чтобы на общих основаниях получить стандартное водительское удостоверение российского образца.

Естественно что у таких документов будут иметься существенные ограничения в виде того, что срок действия полученного водительского удостоверения не превысит того срока, в течение которого иностранный подданный может законно находиться на территории РФ.

Для того чтобы получить ВУ России, ему потребуется:

  1. Обучиться вождению. Иногда при подаче документов к гражданам стран СНГ идут на встречу и зачисляют на обучение без предъявления общегражданского паспорта. Зачастую достаточно устно назвать свои данные и уже на следующий день можно приступить к обучению.
  2. Пройти медицинскую комиссию.
  3. Сдать серию экзаменов в пункте обучения. Перед сдачей экзаменов в школе вождения от гражданина обязательно потребуется предоставление временной регистрации. Если ее нет, к экзамену не допустят. Если все сдано, автошкола выдает водительскую карточку и свидетельство об обучении.
  4. При допуске, сдать экзамены в ГИБДД. Почему акцентируется понятие «при допуске» потому что в отдельных случаях иностранного подданного к экзаменам могут попросту не допустить. К этим случаям относятся некоторые медицинские противопоказания, если у человека имеются зафиксированные правила дорожного движения с неоплаченными выставленными штрафами и та категория, которая находится в розыске.
  5. Если все в порядке – получить долгожданное водительское удостоверение.

Если же в течение некоторого времени по различным причинам гражданин Украины вновь решит вернуться на родину, и если возникнет необходимость, он без проблем сможет поменять права российские на украинские.

Порядок действий граждан прибывших в Россию на постоянное место жительства

Если человек решает переехать в Российскую Федерацию на ПМЖ из любой другой страны СНГ, он обязан понимать, что срок действия его национальных прав вождения ограничен 60 днями.

Например если гражданин Узбекистана имеет на руках узбекские права, ездить по ним он сможет после того как:

  1. Получит в Отделении Внутренних Дел разрешение на ПМЖ.
  2. Если же подобное разрешение им было получено на руки на территории Узбекистана, и в Россию он прибыл с полным разрешающим пакетом документов.