Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.
Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.
Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.
Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.
Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.
Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.
Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.
Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .
Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.
В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.
Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.
Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).
Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.
Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.
Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.
В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.
- А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.
I – для мототранспортных средств-внедорожников;
II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);
III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;
IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).
- В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
- С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
- D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
- Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
- F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.
Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?
По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.
Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.
Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.
Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.
К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.
То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.
Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.
- А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
- А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
- А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).
Снегоболотоход «Мамонтёнок».
- А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
- В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
- С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
- Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
- F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.
Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:
- в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
- в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
- в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
- в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
- в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.
Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.
Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.
Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.
Георгий Свердловская область большая.
Артур За околицей направо.
Александр Нет таких автошкол с этой программой, так же как и для категории "ДЕ", дурдом - Россия матушка,
Илья Гостехнадзор обучает на снего и квадро
Вадим А3? Тракторные права? На Белазы и Моазы? Не уж то в карьер собрались?
Tags: Тракторные, права, категории, а3, где, получить
Упражнение 3 1. Габаритная восьмёрка Научись этому у нас! Мотошкола "Star Riders" - www.starriders.ru.
какая категория нужна для работы на БЕЛАЗЕ? | Автор топика: Артём
Руслан Водительские права не канают. Нужны права тракториста-машиниста на машины с гидромеханической трансмиссией, и отдельные курсы. Потом, после трёхнедельной практики получаете в гостехнадзоре корочку на управление.
Степан Не меньше, чем Z
Дмитрий
Юрий А где БЕЛАЗ? Что то я слеповат стал мне бы пощупать.
Степан Кроме водительского удостоверения с кат. с., нужны права тракториста с кат. а. 3.
Купить права на трактор без обучения
В самые сжатые сроки мы поможем Вам получить или поменять права на... Спецтехника категории А1, А2, А3, А4 мото, автотранспортные средства, ...
ЧУ ДПО "Учебный центр "Специалист" - Водитель...
Наличие прав (удостоверения тракториста) категории АIII позволяет... замены прав, получения удостоверения тракториста-машиниста нового образца...
В тестировании собраны все вопросы экзменационных билетов, утвержденных Гостехнадзором для приема итоговых экзаменов на получение удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) категории A-III на право управления внедорожными автотранспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов.
Всего экзаменационных билетов 40, по 6 вопросов в каждом.
Тестирование представлено по 96 не повторяющих вопросов,
С 17 билета по заказу даны экзаменационные билеты в территориальном РТН
Нормативно-техническая литература:
Приказ Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2014 N 32935)
Распоряжение Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р Правила эксплуатации автомобильных шин)
Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при травмах на производстве
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РM 027-2003.
Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04.
Учебник для водителей "Первая помощь" 2012 год Минздрав России
Азбука спасения при ДТП. AHEZ, 2010.
AD45 and АЕ40 SERIES II UNDERGROUND ARTICULATED TRUCKS Maintenance Intervals (SEBU7326-01).
(ТИТ)Типовая инструкция по охране труда для тракториста-машиниста
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительство России от 05.12.2011 №1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств"
Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. № 1013 “О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием”
ОНТП 1-86 «Общесоюзные нормы технологического проектирования подземного транспорта горнодобывающих предприятий»
Карьерные самосвалы БелАЗ-75131, БелАЗ-75132. Руководство по эксплуатации 7513-390215 РЭ. Республика Беларусь
Карьерный самосвал БелАЗ-7547 и его модификации. Руководство по эксплуатации 7547-3902015 РЭ. Республика Беларусь
Карьерный самосвал БелАЗ-7547 и его модификации Руководство по ремонту 7547-3902080 РС Республика Беларусь
В течение призыва призывной комиссии нужно определить категорию годности к военной службе у призывников. Для этого в военкомате организуется медицинское освидетельствование, на котором врачи проверяют ваши физические показатели и наличие у вас заболеваний, которые могут помешать прохождению военной службы.
Категория «А» означает, что вы годны к службе в армии. Но остается непонятным, чем «А1» отличается от «А2» - в какие войска возьмут с такими категориями и что вообще они значат. На эти вопросы попытаемся ответить в этой статье.
Категория годности А1 - что означает и в какие войска возьмут
Цифра «1» это так называемый показатель предназначения. Он помогает точнее определить в какие именно войска наиболее подходит призывник. Так требования к росту для воздушно-десантных и танковых войск могут отличаться.
Требования к физическим показателям для «А1»
Для воинских частей специального назначения, морской пехоты, воздушно-десантных, десантно-штурмовые частей:
- Зрительное поле ограничено более чем на 20 градусов - НГ*
- Цветовая чувствительность: Отсутствие дихромазии и цветовой слабости 2 или 3 степеней.
- Рост (м): от 1,7 до 1,85
- Шепотная речь (в метрах): 6|6
- Отсутствие пониженного питания
Категория годности «А2» - в какие войска могут взять
«А2» означает, что вы когда-либо переносили серьезную травму, например переломы конечностей, или тяжелую болезнь, но в данный момент готов проходить службу в любых видах и родах войск.
Требования к физическим показателям для «А2»
Для экипажей подводных лодок и надводных кораблей:
- Зрительное поле ограничено более чем на 20 градусов - НГ*
- Цветовая чувствительность: Отсутствие дихромазии
- Рост (м): до 1.85, до 1.82 для подводных лодок
- Шепотная речь (в метрах): 6|6
- Отсутствие пониженного питания
- Отсутствие Ожирения II степени
Для водителей и членов экипажей танков, самоходноартиллерийских установок, инженерных машин на базе танков и тягачей.
Категория годности «А» - годен к военной службе - высший показатель здоровья военнослужащего. Категория «А» в военном билете означает, что призывник может быть направлен в любые войска, в том числе элитные: ВДВ, морскую пехоту и Президентский полк.
Как определяют категорию годности к службе
Медицинским освидетельствованием занимаются семь врачей: окулист, стоматолог, отоларинголог, хирург, терапевт, психиатр, невропатолог. Каждый из них осматривает призывника (допризывника или военнослужащего) и изучает его медицинские документы. На основании полученных результатов и данных дополнительного обследования врачи определяют: позволяет ли здоровье призывника служить в армии. Когда каждый член военно-врачебной комиссии примет решение, собирается призывная комиссия. На ней решается, к какой итоговой отнести молодого человека.
Что такое категория годности «А» - годен к военной службе
Категория годности «А» означает, что призывник годен к военной службе без ограничений по физической нагрузке. Она выставляется в двух случаях: если непризывное заболевание отсутствует или если оно находится в начальной стадии развития и не сопровождается функциональными нарушениями.
- двигательной, эндокринной, кровеносной и нервной систем;
- в области врожденных аномалий;
- в области отклонений в работе внутренних органов;
- инфекций и аллергических реакций;
Мнение эксперта
Часто категория годности «А» присваивается призывникам, которые не предъявили жалобы на состояние здоровья или эти жалобы были проигнорированы. Если вы не согласны с категорией годности «А», узнайте, как её изменить и получить освобождение от службы, на странице « ».
Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам
Всех призывников с категорией «А» военкомат отправляет на военную службу. Выбор войск, в которых окажется новобранец, зависит от разных факторов: показателей здоровья и физиологических особенностей, принципа кадровой нехватки и заказа в воинских частях.
Что означает категория годности «А-1» в армии
«А-1» – это категория, которая выставляется здоровым призывникам или призывникам, у которых врачи военкомата не обнаружили проблем со здоровьем. Среди всех категорий годности «А-1» считается самой высокой. Её обладатели могут проходить службу в морской пехоте, воздушно-десантных, десантно-штурмовых, пограничных войсках и войсках особого назначения.
Показатель | Значение для категории «А-1» |
Ограничение зрительного поля | |
Цветовая чувствительность | Отсутствие отклонений |
Рост | 170-185 см |
Слышимость речи шепотом | 6/6 м |
Ожирение 2 степени | Отсутствует |
Пониженное питание | Отсутствует |
Ограничения при постановке категории «А-1» в военкомате и распределении в войска могут быть связаны не только с состоянием здоровья, но и физическими данными призывника. Например, для службы в десантных войсках вес не должен превышать 90 кг. Ограничение по росту в армии для ВДВ: от 175 до 190 см.
Что означает категория годности «А-2»
Категория «А-2» означает, что у призывника ранее могли быть переломы конечностей или различные перенесенные заболевания. Эта же категория выставляется при доброкачественных новообразованиях, ожирении I степени или кариесе.
Показатели антропометрии и здоровья для категории годности к военной службе «А-2» должны соответствовать следующим данным.
Таблица 2. Группа «А-2», показатели здоровья.
Показатель | Значение для категории «А-2» | |
Род войск, специальность | Подводные и надводные корабли | Водители и члены экипажей танков, САУ, инженерных машин на базе танков или тягачей |
Ограничение зрительного поля | Отсутствует или не превышает 20 градусов | Отсутствует или не превышает 20 градусов |
Цветовая чувствительность | Отсутствует дихромазия | Отсутствует |
Рост | до 185 см | до 175 см |
Слышимость речи шепотом | 6/6 м | 6/6 для водителей;
1/4 или 3/3 для членов экипажа |
Ожирение 2 степени | Отсутствует | Отсутствует |
Пониженное питание | Отсутствует | Отсутствует |
Что означает «А-3» в военкомате
Категория «А-3» предполагает службу в таких видах войск, как МВД, караульные части, водители и члены экипажа БТР, БМП, пусковые установки ракетных войск, химические части, зенитчики. Для нее характерны следующие показатели:
Таблица 3. Показатели категории годности к военной службе «А-3».
Что означает категория годности к военной службе «А-4»
Категория годности «А-4» означает, что у призывника есть проблемы с остротой зрения. С этой категорией могут призвать во все остальные виды войск, которые не указаны ранее. Показатели категории «А-4» указаны в таблице 4.
Таблица 4. Группа «А-4»: показатели здоровья.
Более детальные требования к здоровью и антропометрическим данным по группам и родам войск можно найти в приложениях к Расписанию болезней.
Особенности присвоения категории «А-1» и «А-2»
При проведении каждый врач делает свое заключение, присваивает призывнику ту ли иную категорию годности с тем или иным показателем предназначения. Общая категория и цифра в конце определяется по наихудшему показателю. Например, хирург, терапевт, невропатолог, стоматолог, психиатр и лор ставят призывнику «А-1», а окулист – «А-2». В будет вписана категория «А-2».
Показатель предназначения носит условный характер. Он лишь может рекомендовать направить призывника в те или иные войска. В действительности все решается на распределительном пункте, а выбор войск зависит от государственного заказа и других факторов.
Как изменить категорию годности «А»?
Если вы военкомата, то можете его оспорить. Сделать это можно не только тогда, когда категория годности была завышена, но и в том случае, если вы считаете, что состояние здоровья позволяет получить более высокую категорию годности. Например, можно изменить категорию «А» на непризывную «В» или сменить на «А», чтобы попасть в элитные войска.
Если категория«А» была утверждена при первоначальной постановке на учет, то к моменту призыва она может измениться. Призывнику могут утвердить любую из категорий, в том числе «В» или «Д», если врачи военкомата обнаружат у него проблемы со здоровьем.
Совет Службы Помощи Призывникам:
Пока допризывник не достиг призывного возраста, ему следует более внимательно относиться к состоянию здоровья. Если он хочет доказать военному комиссариату наличие непризывного диагноза, то время до призыва нужно посвятить подтверждению заболевания. Весомыми аргументами станут новые записи, подтверждающие факт обращения к врачу, и недавние результаты анализов.
Варианты действий призывника:
- На медкомиссии вам присвоили категорию годности, не посмотрев на непризывной диагноз. В этом случае нужно у врача, специализирующегося на заболевании, или главного врача требовать направление на дополнительное обследование.
- На установили степень годности и выдали на отправку. Нужно сразу же заявить о несогласии с решением и потребовать направление на очное контрольное медицинское освидетельствование – КМО.
- Заключение КМО оказалось неудовлетворительным. Нужно заявить в районный военкомат и Следственный комитет о намерении обжаловать решение военкомата в суде. Обратите внимание, подать заявление в суд нужно до дня, указанного в повестке на отправку.
C уважением к Вам, Цупреков Артем, руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам.