Категория а1 а2 а3 а4. Классификация категорий годности к военной службе. Кто присваивает категорию здоровья «А3»

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Георгий  Свердловская область большая.

Артур  За околицей направо.

Александр  Нет таких автошкол с этой программой, так же как и для категории "ДЕ", дурдом - Россия матушка,

Илья  Гостехнадзор обучает на снего и квадро

Вадим  А3? Тракторные права? На Белазы и Моазы? Не уж то в карьер собрались?

Tags: Тракторные, права, категории, а3, где, получить

Упражнение 3 1. Габаритная восьмёрка Научись этому у нас! Мотошкола "Star Riders" - www.starriders.ru.

какая категория нужна для работы на БЕЛАЗЕ? | Автор топика: Артём

Руслан   Водительские права не канают. Нужны права тракториста-машиниста на машины с гидромеханической трансмиссией, и отдельные курсы. Потом, после трёхнедельной практики получаете в гостехнадзоре корочку на управление.

Степан  Не меньше, чем Z

Дмитрий  

Юрий  А где БЕЛАЗ? Что то я слеповат стал мне бы пощупать.

Степан  Кроме водительского удостоверения с кат. с., нужны права тракториста с кат. а. 3.

Купить права на трактор без обучения

В самые сжатые сроки мы поможем Вам получить или поменять права на... Спецтехника категории А1, А2, А3, А4 мото, автотранспортные средства, ...

ЧУ ДПО "Учебный центр "Специалист" - Водитель...

Наличие прав (удостоверения тракториста) категории АIII позволяет... замены прав, получения удостоверения тракториста-машиниста нового образца...

В тестировании собраны все вопросы экзменационных билетов, утвержденных Гостехнадзором для приема итоговых экзаменов на получение удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) категории A-III на право управления внедорожными автотранспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов.

Всего экзаменационных билетов 40, по 6 вопросов в каждом.

Тестирование представлено по 96 не повторяющих вопросов,

С 17 билета по заказу даны экзаменационные билеты в территориальном РТН

Нормативно-техническая литература:

Приказ Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых"

(Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2014 N 32935)

Распоряжение Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р Правила эксплуатации автомобильных шин)

Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при травмах на производстве

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РM 027-2003.

Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04.

Учебник для водителей "Первая помощь" 2012 год Минздрав России

Азбука спасения при ДТП. AHEZ, 2010.

AD45 and АЕ40 SERIES II UNDERGROUND ARTICULATED TRUCKS Maintenance Intervals (SEBU7326-01).

(ТИТ)Типовая инструкция по охране труда для тракториста-машиниста

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительство России от 05.12.2011 №1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств"

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. № 1013 “О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием”

ОНТП 1-86 «Общесоюзные нормы технологического проектирования подземного транспорта горнодобывающих предприятий»

Карьерные самосвалы БелАЗ-75131, БелАЗ-75132. Руководство по эксплуатации 7513-390215 РЭ. Республика Беларусь

Карьерный самосвал БелАЗ-7547 и его модификации. Руководство по эксплуатации 7547-3902015 РЭ. Республика Беларусь

Карьерный самосвал БелАЗ-7547 и его модификации Руководство по ремонту 7547-3902080 РС Республика Беларусь

В течение призыва призывной комиссии нужно определить категорию годности к военной службе у призывников. Для этого в военкомате организуется медицинское освидетельствование, на котором врачи проверяют ваши физические показатели и наличие у вас заболеваний, которые могут помешать прохождению военной службы.

Категория «А» означает, что вы годны к службе в армии. Но остается непонятным, чем «А1» отличается от «А2» - в какие войска возьмут с такими категориями и что вообще они значат. На эти вопросы попытаемся ответить в этой статье.

Категория годности А1 - что означает и в какие войска возьмут

Цифра «1» это так называемый показатель предназначения. Он помогает точнее определить в какие именно войска наиболее подходит призывник. Так требования к росту для воздушно-десантных и танковых войск могут отличаться.

Требования к физическим показателям для «А1»

Для воинских частей специального назначения, морской пехоты, воздушно-десантных, десантно-штурмовые частей:

  • Зрительное поле ограничено более чем на 20 градусов - НГ*
  • Цветовая чувствительность: Отсутствие дихромазии и цветовой слабости 2 или 3 степеней.
  • Рост (м): от 1,7 до 1,85
  • Шепотная речь (в метрах): 6|6
  • Отсутствие пониженного питания

Категория годности «А2» - в какие войска могут взять

«А2» означает, что вы когда-либо переносили серьезную травму, например переломы конечностей, или тяжелую болезнь, но в данный момент готов проходить службу в любых видах и родах войск.

Требования к физическим показателям для «А2»

Для экипажей подводных лодок и надводных кораблей:

  • Зрительное поле ограничено более чем на 20 градусов - НГ*
  • Цветовая чувствительность: Отсутствие дихромазии
  • Рост (м): до 1.85, до 1.82 для подводных лодок
  • Шепотная речь (в метрах): 6|6
  • Отсутствие пониженного питания
  • Отсутствие Ожирения II степени

Для водителей и членов экипажей танков, самоходноартиллерийских установок, инженерных машин на базе танков и тягачей.

Категория годности «А» - годен к военной службе - высший показатель здоровья военнослужащего. Категория «А» в военном билете означает, что призывник может быть направлен в любые войска, в том числе элитные: ВДВ, морскую пехоту и Президентский полк.

Как определяют категорию годности к службе

Медицинским освидетельствованием занимаются семь врачей: окулист, стоматолог, отоларинголог, хирург, терапевт, психиатр, невропатолог. Каждый из них осматривает призывника (допризывника или военнослужащего) и изучает его медицинские документы. На основании полученных результатов и данных дополнительного обследования врачи определяют: позволяет ли здоровье призывника служить в армии. Когда каждый член военно-врачебной комиссии примет решение, собирается призывная комиссия. На ней решается, к какой итоговой отнести молодого человека.

Что такое категория годности «А» - годен к военной службе

Категория годности «А» означает, что призывник годен к военной службе без ограничений по физической нагрузке. Она выставляется в двух случаях: если непризывное заболевание отсутствует или если оно находится в начальной стадии развития и не сопровождается функциональными нарушениями.

  • двигательной, эндокринной, кровеносной и нервной систем;
  • в области врожденных аномалий;
  • в области отклонений в работе внутренних органов;
  • инфекций и аллергических реакций;

Мнение эксперта

Часто категория годности «А» присваивается призывникам, которые не предъявили жалобы на состояние здоровья или эти жалобы были проигнорированы. Если вы не согласны с категорией годности «А», узнайте, как её изменить и получить освобождение от службы, на странице « ».

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Всех призывников с категорией «А» военкомат отправляет на военную службу. Выбор войск, в которых окажется новобранец, зависит от разных факторов: показателей здоровья и физиологических особенностей, принципа кадровой нехватки и заказа в воинских частях.

Что означает категория годности «А-1» в армии

«А-1» – это категория, которая выставляется здоровым призывникам или призывникам, у которых врачи военкомата не обнаружили проблем со здоровьем. Среди всех категорий годности «А-1» считается самой высокой. Её обладатели могут проходить службу в морской пехоте, воздушно-десантных, десантно-штурмовых, пограничных войсках и войсках особого назначения.

Показатель Значение для категории «А-1»
Ограничение зрительного поля
Цветовая чувствительность Отсутствие отклонений
Рост 170-185 см
Слышимость речи шепотом 6/6 м
Ожирение 2 степени Отсутствует
Пониженное питание Отсутствует

Ограничения при постановке категории «А-1» в военкомате и распределении в войска могут быть связаны не только с состоянием здоровья, но и физическими данными призывника. Например, для службы в десантных войсках вес не должен превышать 90 кг. Ограничение по росту в армии для ВДВ: от 175 до 190 см.

Что означает категория годности «А-2»

Категория «А-2» означает, что у призывника ранее могли быть переломы конечностей или различные перенесенные заболевания. Эта же категория выставляется при доброкачественных новообразованиях, ожирении I степени или кариесе.

Показатели антропометрии и здоровья для категории годности к военной службе «А-2» должны соответствовать следующим данным.

Таблица 2. Группа «А-2», показатели здоровья.

Показатель Значение для категории «А-2»
Род войск, специальность Подводные и надводные корабли Водители и члены экипажей танков, САУ, инженерных машин на базе танков или тягачей
Ограничение зрительного поля Отсутствует или не превышает 20 градусов Отсутствует или не превышает 20 градусов
Цветовая чувствительность Отсутствует дихромазия Отсутствует
Рост до 185 см до 175 см
Слышимость речи шепотом 6/6 м 6/6 для водителей;

1/4 или 3/3 для членов экипажа

Ожирение 2 степени Отсутствует Отсутствует
Пониженное питание Отсутствует Отсутствует

Что означает «А-3» в военкомате

Категория «А-3» предполагает службу в таких видах войск, как МВД, караульные части, водители и члены экипажа БТР, БМП, пусковые установки ракетных войск, химические части, зенитчики. Для нее характерны следующие показатели:

Таблица 3. Показатели категории годности к военной службе «А-3».

Что означает категория годности к военной службе «А-4»

Категория годности «А-4» означает, что у призывника есть проблемы с остротой зрения. С этой категорией могут призвать во все остальные виды войск, которые не указаны ранее. Показатели категории «А-4» указаны в таблице 4.

Таблица 4. Группа «А-4»: показатели здоровья.

Более детальные требования к здоровью и антропометрическим данным по группам и родам войск можно найти в приложениях к Расписанию болезней.

Особенности присвоения категории «А-1» и «А-2»

При проведении каждый врач делает свое заключение, присваивает призывнику ту ли иную категорию годности с тем или иным показателем предназначения. Общая категория и цифра в конце определяется по наихудшему показателю. Например, хирург, терапевт, невропатолог, стоматолог, психиатр и лор ставят призывнику «А-1», а окулист – «А-2». В будет вписана категория «А-2».

Показатель предназначения носит условный характер. Он лишь может рекомендовать направить призывника в те или иные войска. В действительности все решается на распределительном пункте, а выбор войск зависит от государственного заказа и других факторов.

Как изменить категорию годности «А»?

Если вы военкомата, то можете его оспорить. Сделать это можно не только тогда, когда категория годности была завышена, но и в том случае, если вы считаете, что состояние здоровья позволяет получить более высокую категорию годности. Например, можно изменить категорию «А» на непризывную «В» или сменить на «А», чтобы попасть в элитные войска.

Если категория«А» была утверждена при первоначальной постановке на учет, то к моменту призыва она может измениться. Призывнику могут утвердить любую из категорий, в том числе «В» или «Д», если врачи военкомата обнаружат у него проблемы со здоровьем.

Совет Службы Помощи Призывникам:

Пока допризывник не достиг призывного возраста, ему следует более внимательно относиться к состоянию здоровья. Если он хочет доказать военному комиссариату наличие непризывного диагноза, то время до призыва нужно посвятить подтверждению заболевания. Весомыми аргументами станут новые записи, подтверждающие факт обращения к врачу, и недавние результаты анализов.

Варианты действий призывника:

  1. На медкомиссии вам присвоили категорию годности, не посмотрев на непризывной диагноз. В этом случае нужно у врача, специализирующегося на заболевании, или главного врача требовать направление на дополнительное обследование.
  2. На установили степень годности и выдали на отправку. Нужно сразу же заявить о несогласии с решением и потребовать направление на очное контрольное медицинское освидетельствование – КМО.
  3. Заключение КМО оказалось неудовлетворительным. Нужно заявить в районный военкомат и Следственный комитет о намерении обжаловать решение военкомата в суде. Обратите внимание, подать заявление в суд нужно до дня, указанного в повестке на отправку.

C уважением к Вам, Цупреков Артем, руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам.