Минимальный размер оплаты труда (мрот). Минимальный размер заработной платы Мрот в алтайском крае с января

(минимальный размер оплаты труда) является одним из определяющих показателей при планировании социально - экономической деятельности страны. От его размера зависит величина ряда налогов, штрафов, пени, а также его используют при расчете различных социальных пособий и выплат. Выделяют федеральный МРОТ, который является базовой величиной и региональные МРОТ, зависящие от условий проживания в конкретном регионе РФ.

С 1 января 2017 года размер МРОТ не изменится

Следует отметить, что в планах правительства на 2017 году, было повышение МРОТ с 1 января на 17,3% до 8800 рублей. Но оценив макроэкономические показатели за последнее полугодие и реальные тенденции, происходящие в экономике страны, чиновники приняли решение не повышать размер МРОТ. Таким образом, в первом полугодии 2017 года минимальный размер оплаты труда останется прежним – 7500 рублей. Правда, в Госдуме предложили поднять МРОТ уже во втором полугодии 2017 года – с 1 июля, но повышение запланировано только на 4% до 7800 рублей.

Региональные размеры МРОТ в субъектах РФ

Уровень жизни и условия проживания в разных регионах России серьезно отличаются, поэтому минимальный размер оплаты труда отличается в некоторых субъектах РФ в разы. В 2017 году самый высокий МРОТ в Москве – 17000 рублей и Магаданской области - 17300, а самый низкий МРОТ в областях Поволжья, не превышающий 6204 рублей.

Минимальный размер оплаты труда по регионам Центральной России (ЦФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Белгородская область 8 694
Брянская область 6 500
Владимирская область 7 000
6 204
Воронежская область 8 787 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Ивановская область 8 645
Калужская область 10 121 (привязан к уровню )
Костромская область 9 862
6 204 для работников бюджетной сферы
Курская область 9 060 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Липецкая область 11 888 (привязан к уровню 1,3 от прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Московская область 12 500
Орловская область 9 778
Рязанская область 7 500 для работников внебюджетной сферы
6 350 для работников бюджетной сферы
Смоленская область 6 200
Тамбовская область 7 500 для работников внебюджетной сферы
6 240 для работников бюджетной сферы
Тверская область 7 000 для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Тульская область 13 000 для работников внебюджетной сферы
10 000 для работников бюджетной сферы
Ярославская область 8 021 для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Москва 17 300

Минимальный размер оплаты труда по регионам Северо-Запада (СЗФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Карелия 13 030 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
7 213 (для северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5 796 (для бюджетников остальных районов)
Коми 6 500
Архангельская область 6 204
Вологодская область 6 204
Псковская область 6 204
Калиниградская область 10 000
Ленинградская область
Мурманская область 13 650
Новгородская область 10 778 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Санкт-Петербург 16 000
Ненецкий автономный округ 6 204

Минимальный размер оплаты труда по регионам Юга (ЮФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Адыгея 6 204
Калмыкия 6 204
Краснодарский край 10 443 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Астраханская область 7 350 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Волгоградская область 11 878 (привязан к уровню 1,2 от прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Ростовская область 6 204

Минимальный размер оплаты труда по регионам Северного Кавказа (СКФО) в 2017 году

Минимальный размер оплаты труда по регионам Поволжья (ПФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Башкортостан 6 900
Марий Эл 9 251
Мордовия 6 204
Удмуртия 6 204
Татарстан 7 309 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Чувашия 6 988 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Пермский край 10 251 (привязан к уровню прожиточного минимума)
Нижегородская область 9 000 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Оренбургская область 6 204
Пензенская область 6 204
Кировская область 6 204
Самарская область 6 204
Саратовская область 6 900 для работников внебюджетной сферы
6 200 для работников бюджетной сферы
Ульяновская область 9 944 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы

Минимальный размер оплаты труда по регионам Урала (УФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Курганская область 7 321 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Свердловская область 8 862 для работников внебюджетной сферы
8 862 для работников бюджетной сферы
Тюменская область 9 300 для работников внебюджетной сферы
7 700 для работников бюджетной сферы
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате
Челябинская область 8 300 для работников внебюджетной сферы
6 100 для работников бюджетной сферы
Ямало-Ненецкий автономный округ 12 431

Минимальный размер оплаты труда по регионам Сибири (СФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Алтай 7 005
Бурятия 6 204
Тыва 6 204
Хакасия 6 204
Алтайский край 8 116 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Забайкальский край 8 095 для работников внебюджетной сферы
6 044 для работников бюджетной сферы
Красноярский край 9 544 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
16 130 (г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14 269 (Северо-Енисейский район)
19 009 (Эвенкийский муниципальный район)
15 313 (Туруханский район)
15 200 (г. Енисейск)
Иркутская область 6 204
Кемеровская область 14 115
Новосибирская область 9 030
Омская область 7 135 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Томская область 8 581 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы

Минимальный размер оплаты труда утверждается в законодательном порядке, на территории субъектов могут быть установлены собственные значения.

По этой теме дополнительные условия оговариваются в Трудовом кодексе, статье 133 .

  1. МРОТ – это величина, которая утверждается во всех регионах одновременно и фиксируется путем издания федерального закона.
  2. В бюджетных предприятиях размер показателя поддерживается за счет соответствующей статьи в бюджете, в частных фирмах – за счет обеспечения работодателя.
  3. Заработная плата сотрудника за месяц при условии, что он отработал всю трудовую норму и справился с поставленными задачами, не может быть меньше установленного размера. С 1 июля 2017 года он, как уже упоминалось, составит 7 800 рублей. При этом установленному размеру должна соответствовать сумма денежных выплат (тарифная ставка, компенсации, вознаграждения и так далее) за рабочий месяц.

По статье 133 считается обязательным поддерживать МРОТ на уровне . Но на практике это положение еще не реализуют.

Если будет значительно увеличен МРОТ, автоматически поднимутся все страховые выплаты, которые должны перечислять зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Произошедший в июле 2016 подъем МРОТ не сказался на объеме страховых перечислений.

Причиной стал тот факт, что в законодательстве предполагается лишь один перерасчет на протяжении календарного года. Такая же ситуация ожидается в 2017 году.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается в законодательном порядке.

МРОТ 2018-2019 прошел несколько этапов увеличения. В течение 2018 года действовали два значения этого показателя. С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен. Для чего нужен МРОТ 2018-2019 и какие значения он принимал в течение двух последних лет, расскажем в нашей статье.

МРОТ: расшифровка понятия

Аббревиатура МРОТ, широко используемая с 1990-х годов, расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. И сегодня значение данного показателя сложно недооценить, ведь это база, от которой производится начисление минимальных сумм больничных и пособий беременным, а также обязательных страховых платежей самозанятых лиц за периоды до конца 2017 года (с 2018 года эта привязка отменена).

О том, в каких суммах самозанятые лица уплачивают взносы с 2018 года, читайте в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2018-2019 годах?» .

Ранее этот универсальный показатель служил также для расчета некоторых налогов, штрафов и ряда обязательств по гражданско-правовым договорам, в которых было внедрено условие о привязке к МРОТ. Но в настоящее время для этих целей МРОТ не применяется.

МРОТ в России

ФЗ о МРОТ принимается Госдумой РФ ежегодно. Суть каждого нового закона сводится к внесению изменений в ст. 1 и 2 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Так, в ст. 1 указывается новый размер минимальной оплаты труда, устанавливаемый по РФ на текущий год (например, для МРОТ 2018 года, действовавшего с 01.05.2018, — 11 163 руб. в месяц), а в ст. 2 определяется начало действия нового МРОТ (к примеру, начало действия МРОТ-2018 — 01.05.2018).

Величина МРОТ, применяемая с 01.01.2019, приравнена к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за 2-й квартал 2018 года. Его значение равно 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Госдумой РФ, называется федеральным. Помимо федерального в субъектах РФ может устанавливаться значение регионального МРОТ.

О динамике значения федерального МРОТ и соотношении его величины с уровнем прожиточного минимума по РФ читайте .

Что входит в МРОТ

Ст. 133 ТК РФ предусматривает, что зарплата сотрудника, отработавшего полный месяц и выполнившего все свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Поэтому если работодателя будут проверять на соответствие зарплаты работников утвержденному на текущий год МРОТ, то проверяющий сверит уровень установленной у него зарплаты с тем, какой в регионе действует минимальный размер оплаты труда.

О том, какая из составных частей зарплаты не может устанавливаться меньше, чем МРОТ, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Федеральный МРОТ в 2018-2019 годах

Федеральный МРОТ в 2018 году менялся дважды:

  • до 01.01.2018 он был равен 9 489 руб. (ст. 3 закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ);
  • повышение размера МРОТ в 2018 году до величины 11 163 руб. произошло с 01.05.2018 (закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен до 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда в 2018-2019 годах в регионах

Величина МРОТ, установленного в регионе, не может быть меньше, чем значение федерального МРОТ. Определяет ее соглашение представителей правительства субъекта РФ, профсоюзов и работодателей. Работодатели региона, не представившие в правительство субъекта РФ веских обоснований причин для неприсоединения к этому соглашению, обязаны применять при установлении зарплаты региональный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

О том, в каких случаях осуществляется доплата до МРОТ, читайте в статье «Доплата до МРОТ внешним и внутренним совместителям» .

МРОТ по Москве

В Москве МРОТ также устанавливается путем подписания регионального соглашения между столичным правительством, местными объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В настоящее время действует соглашение от 15.12.2015, относящееся к периоду 2016-2018 годов. Оно предусматривает, что величина МРОТ для Москвы пересматривается ежеквартально и доводится до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако если прожиточный минимум снижается, то величина МРОТ снижению не подлежит, а остается равной действовавшей в предшествующем квартале.

Во всех остальных аспектах минимальный размер оплаты труда в Москве подчиняется общим требованиям законодательства о МРОТ.

Какой МРОТ в 2018-2019 годах в Москве

МРОТ (Москва) с 01.10.2017 был увеличен до 18 742 руб. в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в регионе (постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП).

По итогам 3-го квартала 2017 года прожиточный минимум в Москве оказался ниже, чем за 2-й квартал 2017 года, поэтому величина МРОТ с 01.01.2018 не изменилась и составила 18 742 руб. С 01.11.2018 величина прожиточного минимума в Москве немного подросла и составила 18 781 руб. (постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1114-ПП).

Итоги

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Устанавливают его как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный МРОТ 1-2 раза в год повышается. Региональный может пересматриваться чаще, но в любом случае не может быть меньше федерального МРОТ. Размер этого параметра определяет минимальный уровень зарплаты и минимальную величину платежей по больничным, пособий на детей.

Правительство приняло решение повысить размер МРОТ в России с 1 июля 2017 года на 300 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). О том, как применять новую минималку в расчетах, читайте в этой статье.

В России на федеральном уровне установлены три вида минимального размера оплаты труда. Также предусмотрена своя минималка для регионов и отдельных отраслей. С 1 июля 2017 года МРОТ в России снова вырастет.

О размерах минималки на федеральном уровне и в регионах, как и для чего используется каждый из них, как увеличение минимального размера оплаты труда влияет на деятельность компании, и что необходимо сделать, чтобы избежать штрафов, расскажем далее.

Повышение МРОТ в России с 1 июля 2017 года

Минимальный размер оплаты труда определена Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В зависимости от цели в этом законе установлены три вида МРОТ (см. таблицу ниже).

Для регулирования оплаты труда, расчета пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, уплаты взносов, расчета налогов, сборов и штрафов применяется размер оплаты труда, установленный статьей 1 закона № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ).

Сумма минималки с 1 июля 2017 г., руб. Применение Комментарий Норма
7 800

Нижняя граница оплаты труда;

База для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, иных выплат;

Объект налогообложения взносами для ИП, адвокатов, нотариусов, оценщиков и прочих самозанятых лиц, не имеющих наемных работников

В законе есть оговорка, что данный показатель можно использовать только для указанных целей. Статьи 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
100 База для расчета стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат Статья фактически перестала действовать с принятием Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ.

Статья 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

100 База для расчета налогов, сборов и штрафов Не применяется Статья 5 Федерального закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Еще раз отметим, на текущий момент актуален только минимальный размер оплаты труда, определяемый статьями 1-3 закона № 82-ФЗ. Именно он имеется ввиду:

  • при упоминании в ТК РФ - как гарантированный уровень оплаты;
  • в НК РФ - как база для расчета взносов;
  • в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ - как база для расчета пособий и ограничение суммы по больничным.

На повышение МРОТ с 1 июля 2017 года надо обратить внимание прежде всего организациям, у которых размер заработка сотрудников близок к минимально допустимому уровню. Существует риск нарушения ТК РФ, которое может выявить трудовая инспекция при проверке. При этом ответственность предусмотрена как административная, так и уголовная. Необходимо также внимательно работать с дополнительными параметрами, такими как районный коэффициент и "северный" стаж.

Но контроль за федеральной минималкой и коэффициентами не может гарантировать отсутствие претензий по размеру выплат, в большей части субъектов РФ уровень зарплат регулируется региональной минималкой. Поэтому организациям, у которых сотрудники работают в разных концах страны, да и всем остальным, необходимо пристальное внимание к этому.

Федеральный МРОТ влияет на правильность исчисления сумм пособий по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Сами пособия не так сильно влияют на финансовое положение организаций, так как большая доля выплачивается за счет ФСС. Но некорректные расчеты опять же могут привести к штрафам.

Для лиц, занимающихся частной практикой, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года не влияет на расчет взносов. Но из-за предыдущего повышения база для расчетов увеличилась на 21 %.

Федеральным законом от 19.12.2016 №460-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был повышен с 1 июля 2017 года на 300 рублей. На что конкретно влияет повышение МРОТ, разберемся в сегодняшнем материале.

Федеральный МРОТ 2017 с 1 июля

Статьями 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ оговорено, для каких целей следует применять данный показатель. А именно:

  • в части Трудового законодательства РФ: МРОТ - гарантированный уровень минимальной заплаты 2017;
  • в части Налогового законодательства МРОТ берется за основу при расчете взносов и сборов;
  • в части исполнения положений Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ - МРОТ используется как основа при исчислении пособий и в качестве ограничительного предела суммы пособий по больничным листам.

Региональный МРОТ в РФ с 1 июля 2017 года

Помимо федерального МРОТ статьей 133.1 ТК РФ субъектам страны позволено определять собственный минимальный размер оплаты труда.

Важно, что региональный МРОТ не может иметь значение ниже установленного на федеральном уровне.

60% регионов страны воспользовалось такой возможностью, основывая решение на социально-экономическом положении и на величине прожиточного минимума в своем регионе. Чтобы воспользоваться правом применять региональный МРОТ, в статье 45 ТК РФ определено, что органы власти субъекта РФ, содружества региональных профсоюзов и ассоциации работодателей обязаны заключить специальное соглашение.

Стоит также отметить, что региональная минималка уже включает все доплаты, установленные в регионе по территориальной принадлежности (в частности, например, северный коэффициент). Но этот момент может быть оговорен индивидуально по субъекту в вышеупомянутом трехстороннем соглашении.

Региональный МРОТ при принятии решения о применении не влияет на выплаты в пользу трудящихся в бюджетных учреждениях.

МРОТ - гарант минимальной зарплаты 2017

На увеличении минималки с 1 июля 2017 года в первую очередь должны акцентировать внимание те компании, в которых выплаты сотрудникам, как говорится, на грани - близки к минимальному значению. Статья 130 ТК РФ определяет МРОТ одной из гарантий оплаты труда в РФ. Если минимальная зарплата 2017 подчиненных будет ниже МРОТ и это выявят трудинспекторы, работодателю грозить как административное, так и уголовное наказание.

Чтобы правильно понимать размер минималки стоит разъяснить, что подразумевается под определением «заработная плата». В статье 129 ТК РФ сказано, что это вознаграждение за труд, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Потому, например, один оклад из всей зарплаты не обязан отвечать требованиям МРОТ, однако в совокупности все выплаты по итогам месяца должны быть не ниже минимального размера оплаты труда. Такие выводы сделали и верховные судьи в своих Определениях ВС РФ от 19.09.2016 № 51-КГ16-10 и от 08.08.2016 № 72-КГ16-4.

Кроме того, минималка, гарантированная трудовыми нормами, подразумевает, что после начисления из нее будет вычтен подоходный налог и произведены иные удержания при наличии. Также минимальная зарплата 2017 не зависит от формы выплаты (например, частично заплата может быть выдана в натуральном виде, согласно статье 131 ТК РФ, но в общей сумме вместе с натуральным выражением может соответствовать уровню МРОТ).

Следует отметить, что не ниже МРОТ должны быть выплаты работникам, отрабатывающим полную рабочую ежемесячную норму (ст. 133 ТК РФ). Если человек трудится на полставки, его заплата может быть и меньше установленной минималки.

Удобная программа учета на УСН с блоком Заработная плата и Кадры позволит грамотно рассчитать заплату сотрудников с учетом нового МРОТ!

МРОТ и выплата пособий 2017

Федеральный МРОТ оказывает прямое влияние на корректность расчетов больничного 2017 и пособий в связи с материнством.

Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ определено - пособия начисляются, исходя из МРОТ, действовавшего на момент наступления периода нетрудоспособности.

Поэтому те пособия по болезни или травматизму, которые пришлись на период до 1 июля 2017 года и перешли на период после увеличения МРОТ пересчитывать не нужно. Однако здесь важно одно условие - страховой стаж сотрудника на момент наступления нетрудоспособности должен быть больше шести месяцев.

В случаях, когда «переходящие» пособия придется выплатить сотрудникам, чей страховой стаж на момент наступления болезни составлял меньше полугода, исчислять их следует с учетом увеличения МРОТ.

Такой нюанс связан с тем, что трудовым законодательством закреплена норма: размер месячного пособия не должен быть больше, чем установленный МРОТ.

Аналогичное правило действует и для выплат «декретных» пособий: если страховой стаж работницы на момент выхода в декрет составлял меньше полугода, а больничный был открыт до 1 июля 2017 года - пособие нужно будет пересчитать (пункт 3 статьи 11 Закона №255). Если сотрудница имеет стаж более 6 месяцев - перерасчеты делать не нужно.

P.S.

Напоминаем, что, как и в прошлые периоды, для расчета предпринимателями страховых взносов «за себя», которые нужно будет уплатить за 2017 год:

Берется значение МРОТ, действовавшее на начало 2017 года - 7500 рублей.

В целом, для расчета фиксированных взносов «за себя» коммерсант должен учесть три показателя (ст. 430 НК РФ):

  • МРОТ на начало календарного года;
  • тарифы взносов соответствующего внебюджетного фонда (в 2017 году стандартный тариф ПФР составляет 26%, ФФОМС - 5,1% ФСС - 2,9%);
  • период расчета взносов «за себя» (это может быть и целый календарный год, и его часть).