Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание. Вопрос2 Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

КЛАССИКА

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

МИР “УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ” В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник “униженных и оскорбленных”. В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой “духоты” жизни.

Излюбленное место действия в произведениях Достоевского – Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль”.

Тема “униженных и оскорбленных” имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой – воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, – идею всеискупающего страдания.

Мир “униженных и оскорбленных” в романе – это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: “Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и опыт и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие”.

С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: “Бедность не порок… но нищета – порок”. Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. “Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими,

Пыльными и всюду отставшими от стены обоями”. Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. “Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма”.

Мир “униженных и оскорбленных” в романе – это мир одиночества, отчужденности, “когда некуда больше идти”. “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!” – говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.

Мир “униженных и оскорбленных” – это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от “хозяев жизни”, любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.

Сон Раскольникова у Николаевского моста – в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения “униженных и оскорбленных”, жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая по прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители – это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что “жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие”. Лужин, один из “право имеющих”, фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать – продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.

В то же время мир “униженных и оскорбленных” – это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других.

Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, “ибо не мог смотреть на такое страдание”. Раскольников, уходя от Мармеладовых, “загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко”. В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности – это Сонечка Мармеладова. Ее образ – воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом “вечный”. Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это “вечный” порядок вещей.

Человечность “униженных и оскорбленных” и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам.

Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова – это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, “урожденная штаб – офицерская дочь”. Она “скатилась” на социальное дно “сверху”, из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было “как у людей”. Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны – это высший пик трагедии “маленьких людей” вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: “Уездили клячу! Надорвалась!” – перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.

Пьянство, проституция и преступления – вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке,

Выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде “маленьких людей” черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее – венец творения. “Это человек-то вошь?” – потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на “воскресение”. Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею.

О таких людях можно сказать: “И свет во тьме светит…”

(No Ratings Yet)

  1. “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими...
  2. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в...
  3. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению...
  4. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
  5. Роман “Преступление и наказание” лишь напоминает детектив (точнее, содержит его элементы). На самом же деле это глубоко интеллектуальное произведение, в котором рассмотрены важные философские идеи (иначе, скорее за все, он...
  6. Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой романа Достоевского Раскольников (как освободить человека от...
  7. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  8. К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если...
  9. В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и...
  10. Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже...
  11. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом...
  12. Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот...
  13. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
  14. Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так...
  15. Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и...
  16. Наибольшее влияние на Написание романа оказали события из личной жизненной копилки автора и сложившиеся общественно-политическая обстановка в Российском государстве 60-х годов XIX века. Замысел произведения возник задолго до 1866 года....
  17. В 1866 году Достоевский пишет роман “Преступление и наказание”. В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как...
  18. Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут...
  19. План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья...
  20. Сейчас поговорим о том, как и когда великий русский драматург и знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский написал свой бессмертный роман “Преступление и наказание”. Всем известно, что роман был создан...
  21. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –...
  22. Роман “Преступление и наказание” Федора Достоевского один из самых известных во всем мире. Реакция на это произведение может быть разной, как положительной, так и отрицательной, однако равнодушным этот роман никого...
  23. Я себя убил, а не старушонку… Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются...
  24. Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил...
  25. Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
  26. Антитеза – основной идейно-композиционный принцип романов Л. Н. Толстого “Война и мир” и Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”, заложенный уже в их названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного...
  27. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
  28. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Часть первая Действие происходит жарким душным летом в Петербурге. Родион Романович Раскольников, бросивший учебу студент, живет в тесной каморке в нищете. Чтобы оттянуть время...
  29. Русская литература 2-й половины XIX века “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и...
  30. Роман Федора Михайловича Достоевского начинается с описания событий, происходящих в бедной части Петербурга второй половины XIX века. Раскольников Родион Романович – главный герой этого произведения. Он проживает не в очень...
МИР “УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ” В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”

Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным (“Станционный смотритель”) и Евгением (“Медный всадник”), гоголевским Башмачкиным (“Шинель”), “маленькие люди” Достоевского тоже “унижены и оскорблены”. Но их главное сходство – социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.
В романе “Преступление и наказание” Достоевский так же обращается к теме “униженных и оскорбленных”. Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира “униженных и оскорбленных”, который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К “униженным и оскорбленным” относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова – одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают “бунт” против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что “власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”, а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников “осмелился” взбунтоваться – именно это было главным мотивом его преступления. “Я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться яяхотел. Соня, вот вся причина!”
Соня Мармеладова – абсолютно противоположный вариант развития характера “униженного и оскорбленного” человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, – путь смирения перед Богом. Соня – блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она – святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.
Соня – такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о “бесчестном и позорном ее положении”. Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и “тем… развитием, которое она получила”, могла “оставаться в таком положении и не сошла с ума”, как “этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами”. Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень – это вера (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.
Еще один вариант судьбы “маленьких людей” – судьба Мармеладо-вых, людей, которым “некуда пойти”, зашедших в нравственный тупик.
Мармеладов – опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие”. В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию “униженных и оскорбленных” (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они “бунтуют”, но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, “кабачные разговоры с различными незнакомцами”. Он рассказывал Раскольникову, что пропил “даже чулки своей жены”, которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему “в наслаждение”. Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.
У Катерины Ивановны “бунт” превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу “добиваться справедливости”, откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. “На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!” – говорит она перед смертью.
Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.
Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них – давят стены, давят потолки… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” перед нами предстает целый ряд “униженных и оскорбленных”, “маленьких людей”. Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как. Следствие, не умеющие сострадать другим. И только “красота спасет мир”, красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности – на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Эссе по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” У Достоевского нет ничего, кроме Человека, нет природы, нет мира вещей, Нет в самом человеке того, что Связывает его с природным миром вещей, С бытом, с объективным строем жизни. Существует только Read More ......
  2. Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Read More ......
  3. В романе “Преступление и наказание” мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном Read More ......
  4. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга – гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве – Read More ......
  5. Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Read More ......
  6. Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая Read More ......
  7. В романе Достоевского “Преступление и наказание” тема Петербурга самым тесным образом связана с темой “униженных и оскорбленных”. В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, Read More ......
  8. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отображение глубинных процессов исторического развития общества. С ноткой трагизма изобразил писатель, как калечит души людей Read More ......
Мир “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

МИР «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ»
Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни.

Излюбленное место действия в произведениях Достоевского - Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».
Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой - воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, - идею все искупающего страдания.
Мир «униженных и оскорбленных» в романе - это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и опыт и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».
С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета - порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квар¬тира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма».
Мир «униженных и оскорбленных» в романе - это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» - говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.
Мир «униженных и оскорбленных» - это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится про¬ституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.
Сон Раскольникова у Николаевского моста - в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая по прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.
Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители - это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастий с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать - продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую само¬отверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.
В то же время мир «униженных и оскорбленных» - это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других.
Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности - это Сонечка Мармеладова. Ее образ - воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей.
Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к не¬разрешимым противоречиям, душевным тупикам.
Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова - это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб- офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны - это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна:«Уездили клячу! Надорвалась!» - перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.
Пьянство, проституция и преступления - вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке,выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее - венец творения. «Это человек-то вошь?» - потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею.
О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

Бикаева Талия

В идеологическом р омане "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского тема защиты "маленького человека"-бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство имеет огромное значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ

По предмету: Л итература

На тему:

«Мир у ниженных и оскорбленных в романе Ф . М.Достоевского

«Преступление и наказание»

Выполнил учащаяся ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «ТК ММП» Жуковского филиала: Бикаева Талия

2014г.

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М . Достоевского
"Преступление и наказание"

Сочинение

Первым произведен и ем Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярны й роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького челове к а " - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благород ст во . Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя .

В идеологическом р омане "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольнико в а органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студе н та. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущ о б, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывае т его убогую, душную ка м о рку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру . Эта крош е чная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися о т стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, кот о р ая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фи г ура замечательно краси в ого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колорито м ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных , в которых коротали время бед н ые чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность люде й, вынужденных ютит ьс я в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночес т ва в толп е . Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способ н о сть к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пья н ую исповедь бедного чиновника Мармеладова . В его рассказе о своей судьбе
разворачивается ст
р ашная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормаль н ого умного , совестливого человека не может вынести ежедневных унижений , когда приходится б ы ть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных де т ей, знать , что д о ч ь, чистая , честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Марм е ладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его иск р енняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в кот о ром явственно проступает презрение.

Вообще, именно на п римере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскор б ленных людей , их многочисленных бедствий в "сей великолепной и украшенной многоч и сленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга , холодного, мертвен н ого города, равнодушно взирающего на горе и страдан и я людей. Великолепная пано р ама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитате л ей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие за к оптелые комнаты с дырявыми простынями И обод р анным диваном, в одной из которых ютится се мь я Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судь б а Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины,
пытающейся навес
т и чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей , непохожа на судьб у ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раск о л ьникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный поз о р, обладая гордостью и самолюбием брата . Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина ко т орых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные челов е ка.

Все эти примеры за к ономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечелов е ческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских запов е дей . Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором :
умереть или жить це ной сделок с совестью. К это м у миру неприложимы общепринятые
нравственные зако
н ы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умер л а бы с голоду ее семья. К огда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно досто й ном выходе , е г о слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит , лю б овь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. С оня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистот у , и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любо в ью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Рас к ольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, с ознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости . Она решается на этот шаг по той же прич и не, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в унив е рситете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люд и способны сохранить благородство, любовь , сострадание, вел и кодушие.
Изображая мир пет
е рбургских трущоб, писатель не только испытывает жалость сочувствие к обездоленным и ун и женным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которы е труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тем а униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что о на порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом ж е мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писа те ля верой в возможность построения общества , в котором люди будут "изнемогать от люб в и друг к другу". Только любовь , а не насилие - единственный возможный путь для достижени я гуманного , справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского п и сателя.

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Примерный текст сочинения

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького человека" - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

И в идеологическом романе "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще, именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в "сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут "изнемогать от любви друг к другу". Только любовь, а не насилие - единственный возможный путь для достижения гуманного, справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского писателя.