Орган государственной власти. Высшие органы государственной власти рф

Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные власти на примере Российской Федерации.

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти - это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства - это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти - это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.

Высшие органы государственной власти РФ:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Государственная Дума Федерального Собрания;

Правительство Российской Федерации.

1. Особый порядок формирования (Президент избирается всенародно, Правительство формируется Президентом при участии Гос.Думы).

2. Каждый орган государства и органы местного самоуправления действуют в рамках установленных правом полномочий (Фед. Собрание - законодательные функции, Правительство - исполнительные, Верховный Суд и Высший Арбитражный - судебные).

3. Каждый орган государства имеет полномочия, закрепленные законодательно (Президент - Конституция).

4. Каждый орган государства имеет определенную структуру (Фед. Собрание - из совета федерации и гос.думы).

5. Органы гос-ва работают в особом порядке (Фед. Собрание действует в сессионном порядке).

6. Каждый гос. орган издает присущие ему нормативные правовые акты (Фед. Собрание - законы и постановления, Президент - указы и распоряжения, Правительство - постановления и распоряжения).

Единство гос. власти олицетворяет Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.

Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.

Органы представительной (законодательной) власти

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Т.о. положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов прежде всего относятся разделение властей, представительность и законность.

В Конституции РФ ст. 94 указывается, что Федеральное Собрание является представительным органом РФ. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства РФ является представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Также Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган РФ В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в рамках полномочий РФ, компетенцией в сфере законодательства. Федеральное Собрание осуществляет контроль посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из депутатов, представляющих субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации и его решения, волеизъявления адресуются не отдельным субъектам РФ, а государству в целом, т.е. всей РФ. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - Мн.: Амалфея.1998.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению у Государственно Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ «тирании большинства», завоёванного на выборах в Государственную Думу тем или иными политическими силами.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

Дума может быть распущена Президентом РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через месяц с момента её роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

Согласно Конституции РФ ст. 95 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждения изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от неё Генерального прокурора РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от неё заместителя Председателя Счётной палаты и половину состава её аудиторов.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы являются её заседания, проводимые открыто.

Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседание палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или по его поручению другого должностного лица Совета Федерации.

Заседания проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа депутатов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ, законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесённым к ведению Совета Федерации Конституцией РФ (ст. 102), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом Совета Федерации.

Общее число депутатов Совета Федерации - 178 человек. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

Высшим законодательным органом РФ является Федеральное собрание - парламент РФ.

Состав законодательного органа:

Парламент РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти (166 депутатов).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Функции законодательной власти:

Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти (назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека и других, отрешение Президента от должности и назначение выборов Президента, объявление амнистии, утверждение изменения границ между субъектами).

Право. Признаки и функции права.

Право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1. Общеобязательность (нормы обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства).

2. Определенность (нормы права всегда существуют в письменной форме (кодекс, закон, указ и т.п.)).

3. Обеспеченность (при неисполнении предписаний добровольно, государство принимает меры для их выполнения).

4. Многократность (неограниченное количество случаев).

5. Справедливость (выражает общую и индивидуальную волю граждан, основанную на справедливости).

Функции права:

Общесоциальные функции:

1. Экономическая – регулирование экономических отношений;

2.Политическая – регулирование политических отношений;

3.Воспитательная;

4.Коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;

5. Экологическая и др.;

Специально-юридические функции :

1. Регулятивная – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах, при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений.

2. Охранительная – ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Преступление. Виды преступлений. Каковы цели и виды наказаний?

Все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление - это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию.

Виды преступлений:

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, преступления делятся на:

1. Небольшой тяжести (до 3-х лет лишения свободы)

2. Средней тяжести (от 3-х до 5-и лет лишения свободы)

3. Тяжкие преступления (до 10-и лет лишения свободы)

4. Особо тяжкие преступления (от 10-и лет лишения свободы и более строгое наказание)

Виды наказаний

Уголовная ответственность – предусмотренное Уголовным кодексом наказание за уголовные правонарушения (преступления).

Уголовное наказание – мера принуждения виновного лица, временное лишение прав и содержание под стражей.

1. Ограничение свободы на определенный срок, содержание в колонии и тюрьме.

2. Пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений (за исключением граждан до 18 и после 65 лет).

3. Смертная казнь – высшая мера наказания. В России в настоящее время смертная казнь временно не применяется.

Также могут применять дополнительные наказания: денежные штрафы, исправительные и принудительные бесплатные работы на благо государства, содержание в следственном изоляторе на время ведения следствия.

Цели наказаний

1. Восстановление социальной справедливости;

2. Воспитательная функция – исправление виновного и воспитание уважения к обществу и человеку; 3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Представительные (законодательные) органы государственной власти – избираемые народом для общего руководства и осуществления установленной компетенции государственные органы, которые определяют основные направления деятельности государства путем принятия актов, обладающих юридической силой – законов, и контролируют их исполнение.

Виды представительных органов:

    высшие представительные органы (парламенты).

Виды структур парламентов:

а) однопалатные;

б) двухпалатные: палата депутатов, представляющих интересы всех граждан, и палата представителей, отражающих интересы социальных групп определенной административно-территориальной единицы государства.

    местные органы власти и самоуправления.

Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением какой – либо территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет средств местного бюджета и под ответственность населения указанной общности.

Основные функции представительного органа:

Принятие законов;

Утверждение бюджетов;

Контроль над Правительством в виде запросов, обсуждения его деятельности, отчетов.

3.3.4. Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства) – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти. Деятельность по управлению различными областями социальной сферы исполнительные государственные органы осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за выполнением принятых решений органами иных ветвей власти.

Исполнительная деятельность указанных органов реализуется путем осуществления решений, принятых представительными органами.

Распорядительная деятельность заключается в управлении путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) наличие служебной иерархии;

2) существование системы разделения труда;

3) функционирование системы правил, устанавливающих права и обязанности государственных служащих;

4) внедрение в политику управления определенных методов и приемов для решения стоящих задач.

3.3.5.Органы судебной власти государства

Органы судебной властигосударственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Виды судов России:

    Конституционный суд,

    Верховный суд (суды общей юрисдикции),

    Высший арбитражный суд (арбитражные суды).

Виды судопроизводства:

    конституционное;

    гражданское;

    административное;

    уголовное.

Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, обладает функцией контроля и ограничения действий других ветвей власти в случае их выхода за пределы полномочий.

4. Теория права

    1. Понятие, принципы и функции права

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

    Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

    Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

    Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

    Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

    Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

    Регулирует общественные отношения.