Почему не начисляется субсидия. Разберемся важен ли для субсидии прожиточный минимум и от чего зависит ее размер! Каков должен быть совокупный доход семьи для назначения субсидии

Электронные услуги

Полное название услуги

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    В качестве заявителей могут выступать граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, являющиеся:
    - пользователями жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде в городе Москве;
    - нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде в городе Москве;
    - членами жилищного или жилищно-строительного кооператива в городе Москве;
    - собственниками жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) в городе Москве.
    В случае если заявители проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
    Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
    Государственная услуга предоставляется пользователям с подтверждённой учётной записью, полученной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 № 23-ПП «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление доступа гражданам к подсистеме "Личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы".

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    • Обязательный
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    При обращении лица, уполномоченного заявителем в установленном порядке, - доверенность в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Не требуется представление документов о доходах, подтверждающих: размер пенсии, выплачиваемой ОПФ РФ по г.Москве и Московской области; размер пособия по безработице, компенсационных и других социальных выплат, выплачиваемых Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте разделе «Нормативные акты»
  • Сроки предоставления услуги

    10 рабочих дней
    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня представления в ГКУ "ГЦЖС" оригиналов документов, подтверждающие сведения указанные в заявлении."

  • Результат оказания услуги

      Выдается:
    • Извещение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (оригинал, 1 шт.)
    • Происходит:
    • Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
      Вносятся сведения о результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр информации и в Единую базу данных АИС ЖСЛ-М.
  • Формы получения

  • Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, являющиеся: пользователями жилого помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членами жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственниками жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). В случае если заявители проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семьи продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи (копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Не требуется представление документов о доходах, подтверждающих: размер пенсии, выплачиваемой ОПФ РФ по г.Москве и Московской области; размер пособия по безработице, компенсационных и других социальных выплат, выплачиваемых Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

      Документ, подтверждающий размер вносимой платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Если Заявитель указал в Заявлении в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства

      Документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в Заявлении (заверенная копия, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Если Заявитель указал в Заявлении в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства. Не требуются в случае если документы могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.

      Документ, подтверждающий причину выбытия граждан (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      В случае, если заявители проходят военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях

      Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя в соответствии с Едиными требованиями, в случае обращения представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      При обращении лица, уполномоченного заявителем в установленном порядке, предоставляется доверенность в простой письменной форме либо нотариально удостоверенная доверенность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В первом случае, когда речь о простой форме доверенности, составленной в письменном виде, следует отметить, что она выдается от имени физического лица или организации и достаточно ее заверения личной подписью гражданина, который выдал эту доверенность (или руководителя организации). В последнем случае, если доверенность выдана юридическим лицом, то она в обязательном порядке заверяется также печатью организации. Доверенность, заверенная нотариусом,необходима при совершении сделок от имени доверителя, требующих государственной регистрации,сведения о которых требуют фиксации в государственных реестрах.

      Документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Предоставляются документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

      Реквизиты банковского счета или вклада до востребования (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

      С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе "Нормативные акты" (копия, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
    • Сроки предоставления услуги

      10 рабочих дней

      Основания для приостановления предоставления услуги не предусмотрены.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Извещение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (оригинал, 1 шт.)

      Происходит:

      • Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)

        Вносятся сведения о результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр информации и в Единую базу данных АИС ЖСЛ-М.

    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Запись в ЦГУ

      Если Вы хотите подать заявление на предоставление государственной услуги лично в центре «Мои документы», Вы можете воспользоваться формой

      Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.


      1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ГБУ МФЦ города Москвы, ГКУ "ГЦЖС", их работников.

      2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

      3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

      3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

      3.2. Требования от заявителя:

      3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

      3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

      3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

      3.4. Отказа заявителю:

      3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

      3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников многофункциональных центров предоставления государственных услуг рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

      5. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников ГКУ "ГЦЖС" рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) указанной организации.

      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя ГКУ "ГЦЖС", в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

      6. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

      6.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

      6.2. Почтовым отправлением.

      6.3. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

      7. Жалоба должна содержать:

      7.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

      7.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

      7.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

      7.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

      7.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

      7.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

      7.7. Требования заявителя.

      7.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

      7.9. Дату составления жалобы.

      8. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

      Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

      Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

      9. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

      10. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

      10.1. Отказа в приеме документов.

      10.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      10.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

      11. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

      12. Решение должно содержать:

      12.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

      12.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

      12.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

      12.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

      12.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

      12.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

      12.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

      12.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

      12.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

      12.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

      12.11. Порядок обжалования решения.

      12.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

      13. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

      14. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

      14.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

      14.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

      14.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

      14.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

      14.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      15. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

      15.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

      15.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      15.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

      15.4. Наличия:

      15.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

      15.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

      16. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

      16.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

      16.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

      16.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

      16.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

      17. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

      18. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      19. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктами 5.4, 5.5 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

      20. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

      21. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

      21.1. Размещения соответствующей информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы и стендах в местах предоставления государственной услуги.

      21.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

      22. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

      При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы (контактный телефон: 495-633-63-99) в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

С каждым годом растут цены на коммунальные услуги. Зачастую рост пенсий и заработных плат не успевает за ними. Вследствие этого растет и общая сумма долга за оплату этих услуг. У малоимущих слоев населения – пенсионеров, многодетных семей, инвалидов и просто семей с низкими доходами – коммунальные платежи могут «съедать» львиную долю семейного бюджета, обрекая их на нищенское существование. К таким малоимущим слоям государством применены методы адресной материальной помощи, получившей название «субсидия на оплату жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)».

Условия для предоставления социальной поддержки

Основной причиной для предоставления финансовой помощи является тот факт, что размер ежемесячно начисляемой коммунальной оплаты превышает максимально допустимый процент в совокупном месячном бюджете семейства или отдельного жильца.

Одним из главных условий для получения материального содействия от государства является отсутствие долга по коммунальным платежам. То есть граждане, пренебрегающие своей обязанностью вовремя оплачивать поставляемые им жилищные услуги, не имеют право получать от государства финансовую помощь. В случае если задолженность по коммунальным платежам слишком большая, и жилец не может погасить ее за один раз, то он может заключить с соответствующими организациями договор о ее реструктуризации и составления графика погашения задолженности. Имея на руках такой договор, можно уже претендовать на предоставление финансовой помощи на оплату коммунальных платежей.

Размеры таких расходов вычисляются, исходя из ряда стандартов, которые могут быть различными в каждом отдельно взятом регионе страны:

  1. Стандартных нормативов жилой площади на одного жильца. Например, в г. Москве действуют такие нормативы:
  • для одиноких жильцов – не более 33 квадратных метра;
  • для семейства из двух членов – не более 42 квадратных метров;
  • из трех или более жильцов – не более 18 квадратных метров на одного жильца.
  1. Стандартных расценок стоимости услуг жилищно-коммунального комплекса. В Москве, к примеру, эти расценки формируются из:
  • платы, взимаемой на капитальный и текущий ремонт жилого здания;
  • платы за централизованное отопление;
  • централизованное водоснабжение (как горячее, так и холодное);
  • потребление газа;
  • потребление электричества;
  • канализацию.

Кто имеет право на получение финансовой помощи

Согласно Жилищному кодексу России, получать такую форму социальной поддержки могут такие категории граждан РФ:

  • граждане, имеющие жилую площадь в личной собственности;
  • ответственные квартиросъемщики жилого помещения, находящегося на балансе муниципалитета или государства;
  • граждане, являющиеся членами ЖСК (жилищно-строительных кооперативов);
  • наниматели жилища, находящегося в частной собственности, если они имеют на руках официальный договор об аренде жилища, заключенный с его владельцем.

Не имеют право претендовать на социальные выплаты и люди, не являющиеся российскими гражданами.

Доля расходов на оплату ЖКХ в семейном бюджете

Процент, который тратит семейство из своего бюджета на оплату коммунальных услуг, является важнейшим показателем при рассмотрении вопроса о предоставлении ей финансовой поддержки. Максимальный семейный бюджет, дающий право на получение поддержки, устанавливается в каждом российском регионе также индивидуально. Установленные с первого июля 2015 года распоряжение московского правительства нормативы, при которых возможно оформление социальной помощи, таковы:

  • если средний доход на одного члена составляет от 800 до 2000 рублей в месяц, то расходы на оплату ЖКХ в такой семье не могут превышать три процентов;
  • если в среднем на одного жильца приходится от 2000 до 2500 рублей, то расходы на «коммуналку» не могут превышать шесть процентов от общего семейного бюджета;
  • если доходы на одного жильца составляют свыше 2500 рублей в месяц, то доля расходов на ЖКХ не должна превышать 10%.

Максимальный семейный бюджет для начисления социальной помощи

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии, устанавливается в каждом регионе также индивидуально. В Москве с 01. 07. 2015 г. для различных групп населения действуют такие нормативы, при условии, что семейство тратит на «коммуналку» 10% своего бюджета:

  1. Для собственников жилой площади, расположенной в многоквартирном доме, и которые обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт жилого фонда:
    • для одинокого жильца ежемесячный доход, который дает право претендовать на получение субсидии, составляет 36,9 тысячи.
    • для семьи из двух членов – 57,34;
    • из трех – 79,9;
    • из четырех — 106,6;
    • из пяти членов — 133,2;
    • из шести — 159,8;
    • из семи — 186,5;
    • из восьми — 213,1;
    • из девяти — 239,7;
    • для семьи из десяти и более человек – 266,4.
  2. Для собственников жилья, которые не оплачивают взносы на капитальный ремонт:
    • для одинокого жильца – 31,9 тысячи рублей;
    • для семьи, состоящей из двух человек – 50,9;
    • из трех членов – 71,8;
    • из четырех – 95,7;
    • из пяти – 119,7;
    • из шести – 143,6;
    • из семи – 167,5;
    • из восьми – 191,5;
    • из девяти – 215,4;
    • из десяти и более человек – 239,4.
  3. Для нанимателей жилой площади, находящейся на балансе муниципалитета города, по договору социального найма:
    • для одинокого нанимателя – 32,9тысячи рублей;
    • для семьи, состоящей из двух человек – 52,2;
    • из трех человек – 73,4;
    • из четырех – 97,8;
    • из пяти человек – 122,3;
    • из шести – 146,8;
    • из семи – 171,2;
    • из восьми – 195,7;
    • из девяти – 220,1;
    • из десяти и более человек – 244,6.
  4. Для нанимателей жилья у частных собственников, ТСЖ, ЖЭУ и тому подобное:
    • для одинокого нанимателя – 34,9 тысячи рублей;
    • для семьи, состоящей из двух человек – 54,7;
    • из трех человек – 76,7;
    • из четырех человек – 102,2;
    • из пяти членов – 127,8;
    • из шести – 153,3;
    • из семи – 178,9;
    • из восьми – 204,5;
    • из девяти – 230,0;
    • из десяти и более человек – 255,6.

Конкретные нормативы, принятые для вашего региона, вам нужно будет узнавать по месту жительства. При этом следует учитывать, что данные нормативы и стандарты могут весьма сильно отличаться друг от друга в различных регионах страны.

Постоянно растут, и это становится причиной того, что все больше граждан Российской Федерации обращается в органы социальной защиты населения для оформления субсидий. Для многих семей это единственная возможность хоть немного улучшить свое финансовое положение и качество жизни.

Все знают о том, что в получении субсидии может быть отказано компетентным органом еще на этапе подачи и рассмотрения документов. Причиной для этого может стать неполный и свидетельств, несоответствие материального положения семьи нормам, которые применяются при , а также ряд иных оснований.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не всем известно, что выплата уже назначенной субсидии может быть приостановлена, а в дальнейшем и вовсе отменена. Чтобы этого не случилось, в первую очередь не следует допускать появления задолженности по уплате услуг ЖКХ.

Общие детали

Получить субсидию на оплату коммунальных услуг и квартплату могут семьи, которые имеют низкий уровень дохода. К таким семействам принадлежат те, которые на оплату коммуналки тратят больше 22% от среднемесячного совокупного дохода.

В зависимости от региона проживания данная цифра может отличаться. Так, для столицы, например, установлен порог в 10%.

Также обязательным условием для получения субсидии является то, что человек должен:

  • быть собственником квартиры;
  • иметь членство в кооперативе;
  • арендовать жилье на основе соответствующего договора;
  • проживать в государственном или муниципальном жилище.

Кроме этого претендент на субсидию для оплаты коммунальных услуг должен:

  • иметь российское гражданство или быть гражданином страны, с которой у Российской Федерации заключены определенные договорные отношения;
  • иметь документацию, которая указывает на наличие у человека собственнических прав на квартиру;
  • проживать в квартире на постоянной основе;
  • не иметь долгов по оплате коммунальных платежей.

Период, на который предоставляется субсидия, составляет полгода. Когда данный срок заканчивается, субсидию следует оформлять снова, повторно предоставляя необходимый пакет документов.

Какие же бумаги следует подать в управление социальной защиты для получения субсидии:

  • заявление по определенному образцу;
  • документы, которые удостоверяют личность (паспорта, свидетельства о рождении детей);
  • справки и свидетельства, которые помогают установить степень родства членов семьи (например, свидетельство о браке или его расторжении);
  • документы, которые подтверждают наличие у человека прав на использование конкретного помещения (собственническое свидетельство, договор найма, приватизации);
  • информация об особах, зарегистрированных в квартире, на которую предоставляется субсидия – справка про состав семьи, которую выдает паспортный стол;
  • справки про доходы всех членов семейства за последние 6 месяцев (нужно отметить, что допустимый для назначения субсидии совокупный доход отличается в каждом отдельном регионе);
  • справка о состоянии лицевого счета, долги по уплате коммунальных услуг должны отсутствовать;
  • бумага, которая подтверждает, что члены семьи имеют право на получение льгот по оплате услуг ЖКХ.

Практически все документы должны быть предоставлены в копиях, однако, при подаче при себе обязательно иметь их оригиналы

определяется сотрудниками отделения социальной защиты и зависит от ряда параметров:

  • совокупный доход семейства заявителя;
  • размер трат, которые граждане могут покрывать самостоятельно;
  • стоимость жилищно-коммунальных услуг, которая проставлена в квитанции;
  • сведения про наличие у человека другого недвижимого имущества;
  • количество особ, которые проживают в квартире;
  • размер прожиточного минимума.

Субсидия выплачивается на персональные счета получателей из регионального или федерального бюджета. Особы, имеющие проблемы со здоровьем, могут получать субсидию иным способом.

Полученные в качестве субсидии финансы могут быть использованы человеком на любые нужды, единственным условием является выполнение требования про полную оплату коммунальных услуг.

Отмена субсидий на квартплату может быть вызвана такими факторами:

  • лицо, получающее субсидию, переехало в другое место;
  • получатель субсидии утратил социальные гарантии ее выплаты: изменил гражданство, жилищные условия, состав семейства или повысил уровень доходов;
  • в информации, предоставленной получателем, были выявлены фиктивные данные.

Кто имеет право

Чтобы определиться с тем, кто имеет право на получение субсидии, следует разобраться, что это за мера поддержки населения Российской Федерации. Суть данного явления заключается в том, что из федерального или местного бюджета человеку предоставляется пособие, которое имеет натуральную или денежную форму.

Деньги на оплату расходов на содержание жилища человек получает на руки, после чего вносит их с остальными личными средствами в качестве оплаты за полученные услуги ЖКХ. Статья 159 Жилищного кодекса определяет, что на такие выплаты могут рассчитывать малоимущие особы и члены их семей. Оформляется она по месту постоянного проживания.

В каждом регионе принят стандарт нормативной жилплощади на каждого человека, а также стандарт стоимости предоставляемых коммунальных услуг. Если траты превышают максимальный размер трат на оплату жилища, то особа может обращаться к государству за получением материальной помощи.

В расчет берется также доход заявителя и всех членов его семьи по отношению к прожиточному минимуму, который установлен для региона.

Законодательство выделяет 5 основных категорий граждан, которые имеют право претендовать на получение субсидий:

  • собственники помещений, принадлежащих к жилому фонду (не имеет значения обладает человек всем помещением, или только его частью на основании долевой собственности);
  • люди, которые арендуют частные жилые помещения по договору аренды;
  • особы, которые пользуются жилыми помещениями муниципального или государственного фонда на основании контракта социального найма;
  • члены жилищных кооперативов;
  • члены семейств, которые проживают на постоянной основе со всеми вышеперечисленными особами.

Стоит учитывать тот факт, что на получение помощи от государства граждане могут рассчитывать только при условии, что у них отсутствует долг по квартплате.

Кроме этого выплата уже назначенной субсидии может быть прекращена, если особа допустила просрочку оплаты услуг коммуналки. То есть финансы государством были выплачены, однако, израсходованы они были не по назначению. В результате человек лишается помощи в дальнейшем.

Обязательным условием назначения пособия является наличие у человека гражданства Российской Федерации, а также регистрации в том помещении, на оплату услуг ЖКХ которого запрашивается субсидия.

Причина отмены субсидий на квартплату

Причины, по которым по решению компетентных органов происходит отмена субсидий на квартплату, могут быть разными, среди них:

  • невнесение особой платежей за квартплату, а также коммунальных платежей, в течение двух месяцев;
  • невыполнение условий, которые прописаны в соглашении по погашению долговых обязательств;
  • игнорирование требований, которые выдвигаются компетентными органами, относительно предоставления подтверждающей документации по поводу смены места жительства, гражданства, состава семьи, а также тех оснований, которые стали причиной назначения субсидии.

Если человек сможет доказать, что не оплачивал коммунальные услуги по уважительной причине, например, он проходил курс лечения в стационарных условиях, ему не выплачивалась в срок заработная плата или умер его ближайший родственник, компетентным органом чаще всего принимается решение про возобновление выплаты субсидии.

Выплаты могут быть восстановлены даже в том случае, если уважительные причины отсутствуют. Однако возможно это только после того, как будет погашена задолженность за весь период, на протяжении которого данная выплата предоставлялась.

В случае же если выплата средств была приостановлена в связи с тем, что получатель не предоставил какие-то бумаги, деньги начнут выплачивать снова только после предоставления запрашиваемых документов.

Таким образом, решение про прекращение выплаты субсидии может быть принято компетентным органом в следствии:

  • смены человеком, который получает субсидию, места жительства;
  • изменений, которые произошли в составе семьи особы-получателя;
  • изменения гражданства;
  • улучшения материального положения (не останется без внимания и улучшение положения кого-то из членов семейства, что оказывает влияние на уровень совокупного дохода и приводит к потере права получать субсидию);
  • подачи фиктивных документов или сведений при оформлении субсидии (при этом такие данные должны играть существенную роль при решении вопроса о назначении выплаты или оказывать влияние на ее размер);
  • невыполнения обязательств на протяжении срока, превышающего 30 дней с даты получения уведомления про приостановку выплаты субсидий (решение может быть пересмотрено в том случае, если у человека есть серьезные причины, по которым платежи не вносились).

Согласно правилам предоставления коммунальных услуг человек, который получал субсидию без наличия на то законных оснований, обязуется вернуть полученные деньги в бюджет, из которого выплаты осуществлялись. Сделано это должно быть в добровольном порядке. В случае отказа человеку грозит иск, предъявленный компетентным органом.

Про решение приостановить или отменить субсидию особа, которая ее получала, должна быть уведомлена на протяжении пяти рабочих дней с момента принятия решения соответствующим органом. Уведомление направляется в письменном виде, в нем указываются подробные причины, на основании которых и было принято решение. Копия такого документа помещается в персональное дело человека.

Субсидия прекращает предоставляться с того момента, как было принято решение про прекращение выплат уполномоченной структурой, до окончания периода, на который изначально данная выплата была назначена.

Важно отметить, что компетентный орган, который занимается назначением субсидий, имеет право на проведение проверки того, отсутствуют ли долги по квартплате у особы, которая получает субсидию, либо того, выполняет ли особа обязательства по выплате задолженностей, которые возложены на нее соглашением по выплате долгов

Требования в 2019 году

В прошлые годы в сфере соцподдержки произошли некие изменения, которые коснулись и вопроса начисления субсидий, среди них такие:

  • В квитанции на уплату услуг ЖКХ появилась новая графа, которой не было до этого. Называется она «Капитальный ремонт». Учитывая это, возросла и общая сумма, которая выплачивается за предоставленные услуги. Поэтому на уровне регионов проводится перерасчет установленных стандартов.
  • Российские граждане получили возможность сократить перечень бумаг, которые они должны предоставлять в бумажном виде. Это возможно в результате того, что специалисты соответствующих структур могут обращаться к электронным базам. Данный факт существенно сэкономит время на сбор всей документации. В 2019 году ситуация может меняться в зависимости от региона, поэтому лучше уточнять вопрос предоставления документов на сайте организации или при личном обращении к его специалистам.
  • В настоящий момент учитывается тот факт, для какого периода рассчитывается пособие. Если это отопительный сезон, сумма существенно превышает ту, которая будет начислена в летнее время.

Сроки и размеры по новым правилам

Если документы на получение субсидии предоставлены в период с 1 по 15 число поточного месяца, субсидия будет назначена с начала этого же месяца. Если же документы поданы после 15 числа, рассчитывать на субсидию можно только в следующем месяце.

Период, на который субсидия предоставляется, составляет полгода.

Размер данной выплаты меняется ежемесячно. Он зависит от суммы расходов, которые идут для оплаты квартплаты и коммунальных платежей.

Жилищная субсидия – довольно-таки обширное понятие в законодательстве РФ. В некоторых случаях под ним рассматриваются целевые выплаты гражданам на приобретение жилплощади, в других ситуациях – иная денежная помощь от государства на содержание уже имеющейся квартиры или дома. В сегодняшнем материале наш ресурс хотел бы рассказать о том, что собой представляет последняя жилищная субсидия, кому положена на оплату и сложно ли ее оформить в России. Подробные ответы на эти вопросы и не только можно найти в изложенном ниже материале. Уверяем, представленная статья будет полезна многим россиянам.

Cубсидия как вид господдержки

Субсидия – слово с древней историей, происходящее из латинской семантики. В дословном переводе оно означает не что иное, как «поддержка» или «помощь». Законодательство РФ характеризует субсидию как вид господдержки, выдаваемый нуждающимся гражданам в виде денежных выплат или определенных льгот. Субсидиарная помощь характеризуется:

  • полной безвозмездностью;
  • государственным или региональным финансированием;
  • наличием целевого назначения.

Субсидирование россиян Правительством РФ проводится многопланово. Наиболее востребованы и часто используемые субсидии касаются помощи гражданам в жилищном вопросе. Помимо известных всем выплат на покупку жилья, нуждающиеся граждане на определенных условиях могут получить и коммунальные субсидии. В общем случае они направлены на полное или частичное погашение счетов ЖКХ конкретного лица со стороны государства.

Перечень положенной поддержки, принципы и условия ее получения указаны в профильных законодательных актах. При детальном рассмотрении жилищных на оплату ЖКУ следует изучать:

  • Жилищный Кодекс РФ (159-ая статью особенно);
  • Постановление Правительства под номером 761.

Эти законодательные акты содержат базовые положения относительно господдержки для россиян по оплате коммунальных услуг. Естественно, речь идет о госпомощи федерального назначения. Региональные программы поддержки, финансируемые властями конкретных субъектов РФ, регулируются иными – местными нормативно-правовыми документами. Забывать об этом не стоит.

Кто может получить субсидию на оплату ЖКХ

Субсидия на оплату услуг ЖКХ – это выплата определенной денежной суммы, которая осуществляется гражданину либо до расчета за конкретный период, либо после него уже в виде компенсации. Согласно законодательству РФ, получить субсидиарную господдержку могут все российские семьи, расходы на оплату «коммуналки» в которых превышают 11-22 процентов от суммарного дохода. Проще говоря, если жена и муж живут вдвоем, получают 22 000 рублей на двоих ежемесячно и платят 6 000 рублей за коммунальные услуги, они имеют полное право на получение субсидии.

Примечание! Процент соотношения зарплаты и суммы коммунальных счетов в каждом субъекте РФ определяется индивидуально. Зачастую он находится в пределах 11-22. Например, в Самаре и области субсидирование осуществляется при 22 процентах, в Нижнем Новгороде – 18, в Москве – 11.

Получить коммунальную субсидию могут все категории владельцев жилья. В частности, на господдержку вправе рассчитывать:

  • собственники квартир и ;
  • наниматели жилища;
  • участники разных кооперативов.

Если гражданин относится к категории льготников по причине инвалидности или участия в военных действиях и его семья уже получает скидку на оплату «коммуналки», он также не лишен права получать дополнительную помощь в виде обычной, предоставляемой всем нуждающимся гражданам жилищной субсидии. В подобном случае виды господдержки попросту объединяются и действуют «сообща».

Что касается лиц, которые не могут получить коммунальные льготы, то к ним относятся лишь две категории людей:

  1. жители России без гражданства нашей страны (кроме белорусов и киргизов);
  2. россияне, имеющие задолженности по ЖКУ.

До тех пор, пока отмеченные факторы не будут устранены, представители данных категорий граждан оформить жилищную субсидию коммунального характера не смогут.

При каком доходе положена госпомощь по квартплате

Госпомощь по квартплате

Коммунальная субсидия рассчитывается для каждой семьи в индивидуальном порядке. Основное условие ее предоставления – это недостаточный доход семьи. Ранее было отмечено, что он определяется в процентном соотношении зарплаты всех членов таковой и размера ежемесячных счетов на оплату ЖКУ. В каждом регионе этот показатель индивидуальный, уточнить его конкретно в вашем месте проживания можно посредством обращения в уполномоченные госструктуры. На данный момент ими являются МФЦ, органы соцзащиты и органы .
Помимо дохода, при определении возможности субсидирования россиян учитывают:

  • нормы жилой площади, при превышении которых в конкретно взятом случае учитываются общепринятые стандарты (33 квадратных метров на 1 человека, 42 – на двух, 18 – на каждого члена семьи, если в ней числится 3 и более человек);
  • наличие других расходов на содержание жилья (например, оплата кредита за него);
  • статус владения жилищем (большая поддержка будет оказываться, естественно, нанимателям такового, а не полноценным его владельцам).

Повторимся, рассмотренные выше требования и другая информация из сегодняшней статьи актуальна для всех россиян, так как предметом рассмотрения является господдержка федерального назначения. О профильных субсидиях на оплату услуг ЖКХ, действующих в конкретных субъектах РФ, можно узнать в органах самоуправления по месту жительства. Возможно, они будут предоставляться на принципиально других условиях.

Условия предоставления субсидии

Кому положены жилищные субсидии в РФ и по каким принципам предоставляются, разобрались. Теперь обратим внимание на формальные условия их предоставления. В первую очередь, важно отметить полное соответствие конкретного гражданина и его семьи рассмотренным ранее требованиям. Без соответствия таковым о получении какой-либо коммунальной господдержки даже не стоит задумываться.

Непосредственно условия предоставления субсидии на оплату ЖКХ основаны на том, чтобы нуждающийся гражданин подтвердил свою нужду документально. Для этого ему потребуется наличие:

  • о составе семьи;
  • бумаг, подтверждающих ненормальную разницу между доходами и счетами на «коммуналку» (выписки из банка, справки 2-НДФЛ, квитанции и т. п.);
  • документы, подтверждающие личность всех членов семьи;
  • правоустанавливающая документация на жилье (договор аренды, свидетельство или выписка из Росреестра и т. д.).

Само субсидирование нуждающихся граждан осуществляется в течение полугода и может быть осуществлено повторно, если соответствующую необходимость подтверждена повторно. Как было отмечено ранее, размер вспомогательных выплат определяется в каждом случае индивидуально и зависит сразу от нескольких параметров. Подробней о его определении поговорим чуть позже.

Оформление и получение господдержки

Для получения положенной господдержки ее следует сначала оформить посредством подтверждения статуса нуждающегося. Общий порядок процедуры оформления таков:

  1. Нуждающийся гражданин или один из дееспособных представителей нуждающейся семьи обращается в МФЦ или органы соцзащиты по местожительству и проверяет возможность оформить коммунальную субсидию.
  2. Если никаких проблем не возникло – заполняет специальную форму в виде заявления и запрашивает необходимый для сбора перечень документов.
  3. Подготавливает документацию и подает ее на рассмотрение, которое осуществляется в течение 10 дней.

При положительном исходе реализации отмеченной процедуры нуждающимся гражданам будет оказываться профильная поддержка. Как правило, она выражена в ежемесячных выплатах на счет. Если же был вынесен отказ в предоставлении субсидии, и он не обоснован с точки зрения закона, следует защищать свои законные права и интересы.

На данный момент это возможно посредством обращения в суд или прокуратуру.

Расчет размера субсидии

Расчет размера субсидии

Расчет размера субсидии на оплату ЖКХ зависит от нескольких параметров. Если быть точней, то в их перечень входят:

  • показатель общего дохода нуждающейся семьи или конкретного гражданина за последние 6 месяцев;
  • прожиточный минимум, умноженный на количество членов семьи;
  • счета за ЖКУ за те же 6 месяцев;
  • общепринятые нормы размера жилплощади на одного человека, процентного соотношения дохода/счетов за ЖКУ и стоимости коммунальных услуг в конкретном субъекте РФ.

В некоторых случаях также учитывают параметры конкретной или дома нуждающихся граждан, их состояние, наличие дополнительных трат на содержание и подобные им факторы.

Общая формула расчета субсидии на оплату ЖКУ выглядит так:

  • С = (УЖКХ – ДС) * ПС, где:
  • С – размер субсидии к выплате;
  • УЖКХ – минимальная норма ежемесячного размера счетов для конкретной семьи за 6 месяцев (определяется с учетом ее места проживания и количества членов);
  • ДС – доход семьи за 6 месяцев;
  • ПС – процентное соотношение, определяющее соотношение между размерами счетов за ЖКУ и доходом семьи (индивидуально в каждом регионе РФ).

Отметим, что каждый случай с субсидированием индивидуален, поэтому расчет размера государственных выплат следует доверить представителям полномочных структур. Обманывать они не будут, поэтому волноваться в точности расчетов не стоит.

Если же есть какие-либо подозрения на недобросовестное поведение работников МФЦ или органов соцзащиты, за восстановлением справедливости можно обратиться в уже отмеченные прокуратуру или суд.

Особенности начисления компенсации для отдельных категорий граждан

Как было отмечено ранее, субсидирование по коммунальным услугам может быть дополнено иными видами льгот, которые положены конкретной группе россиян. К ним относятся:

  • участники военных действий;
  • ветераны и дети ВОВ;
  • многодетные семьи;
  • сироты;
  • малоимущие;
  • бывшие служащие госструктур.

Поверх компенсационных выплат, они могут сократить размер коммунальных счетов в два раза. Исключением являются многодетные семьи, которым предоставляется лишь 30-процентная скидка на ЖКУ. Оформить оба вида господдержки можно как в МФЦ, так и в органах соцзащиты. Уточнить о порядке их оформления и получения необходимо у представителей этих же госструктур.

    Сам получаю субсидию не первый год, но так и не вник как следует в шаманскую формулу ее начисления. При относительно постоянном доходе размер моей субсидии иногда меняется в разы. Ну да ладно, в конце концов, значительный процент квартплаты Родина за меня закрывает — и на том спасибо.

    Ответить