Понятие о гарнизоне пожарной охраны, задачи гарнизонной службы. Нештатные службы и должностные лица гарнизона. Гарнизон пожарной охраны Начальником территориального пожарно спасательного гарнизона является

Гарнизон пожарной охраны - это комплекс разных ведомств, расположенных в пределах одной территории, отвечающих за пожарную безопасность на ней. В их перечень входят следующие структуры: управленческие органы; отделения пожарной охраны; специализированные технические подразделения; профильные образовательные учреждения.

При этом не имеют значения их форматы собственности.

Вопрос по формированию

Гарнизон пожарной охраны (ГПО) - это специальное формирование, устраиваемое на таких территориях:

  1. Субъект страны (край, область и т.д.).
  2. Город.
  3. Село.

Гарнизоны п.2 и п.3 включаются в состав ГПО определенного субъекта. Пределы территориального гарнизона обозначаются по приказу руководителя управленческого органа в данном субъекте.

Управленческий вопрос

Оперативное управление ГПО осуществляется нештатными специальными структурами. А ими, в свою очередь, руководят должностные персоны, назначаемые специальными приказами сверху.

В гарнизонах, действующих в определенных местностях и территориях, функционируют структуры таких профилей:

  • управленческого;
  • оборонительного;
  • технического;
  • связного.

О потенциале ГПО

Каждый гарнизон оснащается максимально возможно для оперативного реагирования и борьбы с пламенем. Его сотрудники должны обладать солидной квалификацией. Это все потенциал этой организации. Иначе говоря - силы и средства гарнизона пожарной охраны.

При более детальном разборе это:

  1. Личный штат данного гарнизона.
  2. Техника для спасательных операций.
  3. Устройства для связи и контроля.
  4. Вещества для тушения пламени.
  5. Прочие техсредства, входящие в арсенал этого ведомства.

Под силами гарнизона пожарной охраны понимаются все его сотрудники, реализующие свои функции:

Документационная основа

Гарнизон пожарной охраны - это организация, чья работа узаконена специальной документацией. Это главный оперативный документ - график выезда для устранения огня и спасательных действий. Согласно ему формируется алгоритм быстрого и налаженного распределения потенциала ГПО в зонах пожаров. Также документ определяет, какие средства направляются на определенный вызов.

В сельском районе аналогом этого документа является план включения сил и средств.

Также в графике выезда значатся отделения добровольного пожарного ведомства. Его еще именуют народным. Его отделы включены в состав ГПО.

О руководстве

Начальник гарнизона пожарной охраны - это высшая должность в данном ведомстве. Он ответственен за функциональность его службы. Под его контролем находятся ее оснащение и вооружение. Помогают осуществлять контроль и старший диспетчер.

Если территориальное образование - закрытое, местный ГПО возглавляет руководитель особого подразделения ФПС (федеральной пожарной службы). Обычно он специально создается для работы на подобной территории.

Если на территориальном образовании отсутствуют должностные персоны ФПС, то местным гарнизоном руководит специалист из подразделения ФПС соответствующего субъекта. Все обозначенные назначения в обязательном порядке согласовываются с региональным высшим исполнительным ведомством, наделенным госвластью.

Ключевые обязанности

ГПО должен выполнять такой спектр обязанностей:

  1. Использовать свой потенциал и вооружения с максимальным КПД для решения устранения пламени и спасения жизней (ключевых задач). Создавать оптимальные условия для этого.
  2. Создавать единый механизм контроля над своим потенциалом.
  3. Взаимодействовать с МЧС, медицинскими, правоохранительными структурами. Для этого должны разрабатываться специальные договора о сотрудничестве
  4. Устраивать совместные мероприятия для любых пожарных и спасательных ведомств, значащихся в его составе.
  5. Тщательно продумывать использование своего оснащения и сил для борьбы с огнем и спасательной работы.
  6. Следить за своим штатом и вооружением.
  7. Подготавливать личный штат с помощью необходимых занятий, тренировок, семинаров и т. д.
  8. Устраивать связь при решении ключевых задач.
  9. Налаживать прием и фиксацию вызовов, и информационные технологии.
  10. Привлекать личный штат, не занятый в службе, к устранению различных возгораний и последствий ЧС.

О нештатных структурах

Чтобы управление, оборона, связь и спецтехника в гарнизоне работали слаженно, создаются специальные службы. Их называют нештатными. Их виды таковы:

  • Первая - Управленческая. Функции: руководить местной службой; следить за готовностью ГПО к борьбе с пожарами и профессиональному развитию своего состава; оперативно реагировать на изменение обстановки на подведомственной территории.
  • Вторая - Оборонительная. Оснащает сотрудников защитными средствами от дыма и огня.
  • Третья -Техническая. Следит за состоянием спецтехники и спасательного вооружения. Подготавливает ее для необходимой работы.
  • Четвертая - Связная. Оснащает весь гарнизон аппаратами связи. Налаживает их и следит за их функциональностью.

В исключительных случаях создаются и прочие нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Их профили могут быть различными в зависимости от ситуации, например - трудовая охрана и химическая безопасность.

В местных ГПО может не быть связной службы. Ее функции выполняет технический отдел.

Руководить таковыми службами могут должностные персоны из:

  1. Главного управленческого ведомства. Этот критерий применим для территориального ГПО.
  2. Отделений ФПС. Критерий распространяется на местные ГПО.

Начальников обозначенных служб назначают строго по приказу вышестоящего территориального руководства.

Заключение

Пожары в современном мире происходят всегда. Это явление чаще всего имеет внезапный, случайный характер. Хотя и умышленные поджоги случаются не реже. Так или иначе, огонь требуется оперативно ликвидировать, а людей спасти (если в загоревшемся объекте находятся люди).

И для населения, в первую очередь, гарнизон пожарной охраны - это то ведомство, которое приходит на помощь вовремя и спасает человеческие жизни. А затем уже идут всякие документационные и прочие формальности.

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240
"Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"

С изменениями и дополнениями от:

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ разработан в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ.

Порядок регулирует вопросы планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ.

На территории субъектов РФ и муниципальных образований образуются гарнизоны пожарной безопасности, в которых создается гарнизонная служба. Гарнизонная служба занимается планированием применения сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, учитывает и контролирует их состояние, организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны и др. В гарнизонах пожарной охраны создаются и нештатные службы (управления, газодымозащитная, техническая, связи).

Привлечение сил и средств на рассматриваемые цели осуществляется на основании Плана привлечения. Разрабатывается Расписание выездов, при котором устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

При разработке Плана привлечения, в частности, предварительно планируются действия по тушению пожаров, определяется количество дополнительных средств, разрабатываются мероприятия по обеспечению передислокации сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов РФ.

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Приказом Министра МЧС России №240 от 05.05.2008 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» созданы гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «гарнизон пожарной охраны - это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ».

Для обеспечения согласованных и эффективных действий при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ начальником местного гарнизона пожарной охраны разрабатывает расписание выездов на территории муниципального района, городского округа. Расписание выездов, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования и представляется на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке расписания выездов устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

Также разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается в соответствии с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны и расписаниями выездов.

Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Например, дает возможность независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания или чрезвычайной ситуации. Слаженность действий достигается за счет совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие отдельных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда.

Организация и несение гарнизонной службы

7. Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

8. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее - УГПС или ОГПС).

9. Основными задачами гарнизонной службы являются:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

10. При выполнении задач гарнизонной службы:

Осуществляется учет и контроль состояния сил и средств гарнизона;

Планируется применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров, в том числе порядок привлечения сил и средств, разрабатываются расписание выезда и другие регламентные документы службы пожарной охраны;

Обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных гарнизонных мероприятий;

Организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны;

Обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Создаются нештатные службы гарнизона, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности;

Разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы разрабатывается план гарнизонных мероприятий (приложение 1), утверждаемый начальником гарнизона.

11. Порядок привлечения сил и средств двух и более гарнизонов субъектов Российской Федерации (межрегиональный уровень) к тушению пожаров определяется ГУГПС и утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Допускается привлечение сил и средств соседних гарнизонов (по соглашению), а также сил и средств пожарной охраны других государств на основе межгосударственных соглашений.

12. Порядок привлечения специализированных подразделений ГПС к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вне территории субъектов Российской Федерации, на которой они расположены, определяется ГУГПС.

13. Расписание выезда (приложение 2) или план привлечения сил и средств (приложение 3) разрабатываются ГПС и утверждаются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Расписание выезда или план привлечения сил и средств объявляются приказом соответствующего начальника УГПС (ОГПС).* В расписание выезда включаются пожарно-технические учебные заведения.

14. На базе существующих подразделений ГПС в установленном порядке могут создаваться опорные пункты пожаротушения, которые доукомплектовываются пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, средствами связи и управления, огнетушащими веществами.

15. Личный состав пожарно-технических учебных заведений привлекается к несению караульной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

Учебные пожарные части пожарно-технических заведений несут гарнизонную службу. В этих пожарных частях организуется караульная служба.

16. Руководители органов управления и подразделений пожарной охраны обязаны обеспечивать выполнение требований Устава подчиненными органами управления и подразделениями.

17. Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

Нештатные службы гарнизона

18. Нештатные службы гарнизона (далее - нештатные службы) являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС (ОГПС).

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.

В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб.

Допускается не создавать в местных гарнизонах службу связи, при этом ее функции возлагаются на нештатную техническую службу.

19. Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боеготовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.

В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (далее - СПТ), центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС)**, диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне штатной СПТ нештатная служба управления не создается.

20. Нештатная газодымозащитная служба (далее - НГДЗС) предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.

В состав НГДЗС включаются предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.

* При наличии в гарнизоне автоматизированной системы управления применяется компьютерная версия расписания выезда (плана привлечения сил и средств).

** При наличии в гарнизоне центра управления силами в состав специальной службы управления включаются дежурные смены его соответствующих структурных подразделений.

21. Нештатная техническая служба (далее - НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.

Должностные лица гарнизона

23. Должностными лицами гарнизона являются:

Начальник гарнизона;

Оперативный дежурный;

Диспетчер гарнизона;

Начальник НГДЗС;

Начальник НТС;

Начальник НСС.

24. Должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неприменение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности, за сохранность имущества пожарной охраны.

25. Обязанности должностных лиц гарнизона, предусмотренные Уставом включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности.

Начальник гарнизона

26. Начальниками гарнизонов являются:

Территориального - начальник УГПС (ОГПС);

Местного - как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС (ОГПС).

Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.

27. Начальник гарнизона обязан:

Организовывать и контролировать гарнизонную службу;

Руководить нештатными службами гарнизона;

Организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне;

Обобщать передовой опыт несения службы пожарной охраны;

Организовывать и руководить работой опорных пунктов пожаротушения;

Организовывать внештатные штабы пожаротушения и определять порядок их привлечения к тушению пожаров;

Обеспечивать и контролировать выполнение правил охраны труда и техники безопасности при несении гарнизонной службы;

Организовывать ведение регламентной документации согласно приложений Устава.

Начальник местного гарнизона в дополнение к перечисленному обязан:

Разрабатывать, при отсутствии СПТ, график оперативного дежурства по гарнизону;

Принимать меры по устранению нарушений противопожарного водоснабжения, связи систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.

28. Начальник гарнизона имеет право:

Принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной службы, в том числе по установлению границ гарнизона, расписанию выезда, назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;

Отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений ГПС, а также требовать исполнение этих приказов;

Запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

Проверять боеготовность подразделений гарнизона;

Осуществлять передислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;

Требовать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также восстановления возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона;

Утверждать состав внештатных штабов пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;

Изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;

Организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;

Привлекать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные силы и средства постоянной готовности, аварийно-спасательных формирований к тушению крупных пожаров на территории гарнизона;

Разрешать споры между должностными лицами гарнизона;

Вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона;

Вносить предложения о приостановлении в установленном порядке действия лицензий на организацию и осуществление пожарной охраны на территории гарнизона, выданных юридическим лицам и гражданам;

Утверждать или подписывать в установленном порядке регламентные документы службы пожарной охраны.

Оперативный дежурный гарнизона

29. Оперативным дежурным гарнизона (далее - оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона. При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).

30. Оперативный дежурный обязан:

Руководить в период боевого дежурства нештатной службой управления гарнизона;

Владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы пожарной охраны, в том числе с выездом на место происшествия;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;

Обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;

Организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения и занятия, контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;

Изучать передовой опыт несения службы пожарной охраны;

Осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;

Обеспечивать своевременную постановку в боевой расчет пожарных автомобилей и иной мобильной пожарной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчета и принимать необходимые решения;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.

31. Оперативный дежурный имеет право:

Проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;

Отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах компетенции обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;

Отстранять в крайних, не терпящих отлагательства, случаях лиц рядового и начальствующего состава ГПС от несения боевого дежурства с немедленным докладом об этом начальнику гарнизона или лицу, его замещающему;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны.

Диспетчер гарнизона

32. Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежурной смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС - дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером “01”.

Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи - начальнику НСС.

33. Диспетчер гарнизона обязан:

Принимать сообщения о вызовах подразделений пожарной охраны по телефонным линиям с номером “01”;

Направлять к месту вызова силы и средства гарнизона в соответствии с расписанием выезда;

Обеспечивать в установленном порядке передислокацию караулов, отделений подразделений гарнизона;

Обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона согласно приложению 5 Устава;

Проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения;

Информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и обстановке на месте их работы;

Докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать об этом подразделения гарнизона;

Доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения оперативного дежурного и других должностных лиц гарнизона;

Вести регламентные документы согласно приложениям 4, 6 Устава.

34. Диспетчер гарнизона имеет право:

Запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона;

Запрещать выезд караулов на занятия по решению пожарно-тактических задач в случае недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств пожарной охраны, в том числе вследствие их участия в тушении пожаров;

Требовать от должностных лиц гарнизона устранения выявленных нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;

Контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями гарнизона.

Начальник нештатной газодымозащитной службы

35. Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее - изолирующих противогазах).

36. Начальник НГДЗС обязан:

Руководить НГДЗС;

Оказывать помощь руководителям подразделений в организации ГДЗС;

Осуществлять контроль за работой баз и контрольных постов ГДЗС, оснащением и содержанием тренировочных комплексов ГДЗС, эксплуатацией и техническим обслуживанием изолирующих противогазов;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности подразделений к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и использованию мобильных средств противодымной защиты;

Организовывать и лично проводить занятия с газодымозащитниками, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НГДЗС;

Изучать и распространять передовой опыт ГДЗС;

Анализировать состояние ГДЗС в подразделениях и их органах управления;

Владеть информацией об оснащении ГДЗС гарнизона, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Участвовать в специальных расследованиях несчастных случаев при работе газодымозащитников в изолирующих противогазах;

Организовывать подготовку газодымозащитников и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НГДЗС.

37. Начальник НГДЗС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части ГДЗС;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части ГДЗС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии ГДЗС, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам ее организации в подразделениях и их органах управления;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию ГДЗС;

Отстранять от работы в изолирующих противогазах газодымозащитников, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих допуска к работе в изолирующих противогазах;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава ГДЗС.

Начальник нештатной технической службы

38. Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.

39. Начальник НТС обязан:

Руководить НТС;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения к ведению боевых действий;

Организовывать и лично проводить занятия по освоению новой пожарной техники и средств пожаротушения, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НТС;

Изучать и распространять передовой опыт НТС;

Владеть информацией об оснащении подразделений пожарной техникой и средствами пожаротушения, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Анализировать работу пожарной техники, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать проведение испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения в гарнизоне;

Участвовать в специальных расследованиях дорожно-транспортных происшествий с пожарной техникой, выезжать на эти происшествия в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне;

Оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений технической службы, рукавных баз и постов диагностики пожарной техники;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НТС.

40. Начальник НТС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НТС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НТС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НТС в пожарной охране;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;

Согласовывать в установленном порядке заявки на материально-техническое обеспечение в части НТС;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части НТС;

Отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления пожарным автомобилем;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании водителей подразделений и личного состава технической службы.

Начальник нештатной службы связи

41. Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи.

42. Начальник НСС обязан:

Руководить НСС;

Обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности и применения средств пожарной связи органами управления и подразделениями пожарной охраны;

Организовывать и лично проводить занятия по освоению новых средств пожарной связи, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НСС;

Изучать и распространять передовой опыт НСС;

Владеть информацией об оснащении подразделений средствами пожарной связи, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

Анализировать работу средств пожарной связи, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать качество связи и выполнение правил радиообмена в гарнизоне;

Принимать в установленном порядке меры к выявлению лиц, передающих заведомо ложные сообщения о пожаре, а также создающих помехи для радиообмена в гарнизоне;

Участвовать в служебных проверках по фактам отказов пожарной связи, порчи и утери средств связи;

Оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации, ремонте и эксплуатации средств пожарной связи;

Осуществлять контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств пожарной связи;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений службы связи, в том числе полевых узлов связи;

Организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НСС.

43. Начальник НСС имеет право:

Проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НСС;

Запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НСС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НСС в пожарной охране;

Давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по организации и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной связи;

Требовать от соответствующих должностных лиц исполнения Устава и иных нормативных актов в части НСС;

Вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны, осуществляющего функции пожарной связи;

Участвовать в установленном порядке в распределении средств пожарной связи, а также согласовывать заявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы;

Требовать в установленном порядке введения временных схем связи на период выхода из строя или ремонта основных систем пожарной связи, а также в других необходимых случаях;

Запрещать работу с неисправными средствами пожарной связи.

Особенности организации гарнизонной службы при введении особого

противопожарного режима

44. В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований, г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

44. При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:

Организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком;

Осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности объектов;

Проводится разъяснительная работа среди личного состава;

Вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава;

Проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;

Проводится с учетом складывающейся обстановки передислокация сил и средств подразделений гарнизона;

уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;

Создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ;

Организуется при необходимости постовая и дозорная служба*.

Гарнизон пожарной охраны

совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Г.п.о. образуются на территории субъектов РФ (территориальные), городов и сельских районов (местные). Местные входят в состав территориальных гарнизонов.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применениясил и средств пожарной охраны гарнизона длятушения пожаров создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

нештатные службы гарнизона - нештатные организационно-функциональные формирования сил и средств гарнизона пожарной охраны, создаваемые в установленном настоящим Уставом порядке для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы;

БИЛЕТ № 13

Сбор и возвращение в подразделение. Действия пожарного при сборе и возвращении в подразделение

Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает:
- проверку наличия личного состава;
- сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;
- размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;
- принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;
- уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.
О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) диспетчеру гарнизона.



Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Назначение и состав внутреннего наряда дежурного караула

В соответствии с Приказом №167 МЧС России:

Внутренний наряд назначается из числа лиц караула (дежурной смены) подразделения для поддержания порядка, охраны служебных помещений, техники, оборудования и территории подразделения.

Лица внутреннего наряда караула (дежурной смены) подразделения подчиняются начальнику караула, а в случае его отсутствия - помощнику начальника караула.

В состав внутреннего наряда на период дежурства назначаются:

дежурный по караулу;

дневальный по гаражу;

дневальный по помещениям;

постовой у фасада здания подразделения.

Допускается сокращать или совмещать обязанности внутреннего наряда при недостаточной численности личного состава караула (дежурной смены).

Все лица внутреннего наряда знают, точно и добросовестно исполняют свои обязанности.

Лица внутреннего наряда по тревоге выезжают в составе караула (дежурной смены).

Состав смен внутреннего наряда, порядок охраны служебных помещений подразделения на время выезда караула (дежурной смены) по тревоге устанавливается начальником (руководителем) подразделения.

Порядок смены внутреннего наряда устанавливается начальником (руководителем) подразделения.

Контроль за сменой лиц внутреннего наряда осуществляется начальником (руководителем) караула (дежурной смены) и дежурным по подразделению.

БИЛЕТ № 14

Способы и средства спасания людей. Требования охраны труда

Спасание людей на пожаре - совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Основные средства для спасания людей и имущества:

Ø автолестницы и автоподъемники;

Ø стационарные и ручные пожарные лестницы;

Ø спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Ø аппараты защиты органов дыхания;

Ø аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Ø надувные и амортизирующие устройства;

Ø летательные аппараты;

Ø иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания (более поздние нормативные документы допускают использовать только штатные средства спасания, прошедшие в установленном порядке испытания).