Порядок работы военно-врачебной комиссии. Прохождение комиссии (ВВК) Проведение ввк военнослужащих

Направление военнослужащего на ВВК
· право или обязанность командира?tc "Направление военнослужащего на ВВК
· право или обязанность командира?"
Криштопа М.В., старший лейтенант юстиции, начальник юридической службы войсковой части 30778
На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее.
Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г.
· 123 (с последующими изменениями).
Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих
· обязанность командиров. Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность.
Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК).
Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п. 124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г.
· 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.).
Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).
Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее
· Положение).
При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде. По рассмотрении рапорта, в соответствии с пп. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата. Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником).

Приказ МВД РФ от 14 июля 2010 г. N 523
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" , совершенствования военно-врачебной экспертизы в системе МВД России и повышения ее эффективности - приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 10, ст. 902; 2004, N 4, ст. 279; 2005, N 2, ст. 152, N 19, ст. 1815; 2007, N 5, ст. 671, N 47 (часть 2), ст. 5764; 2008, N 31, ст. 3744; 2012, N 1, ст. 154; 2013, N 13, ст. 1570.

** Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2004 г., регистрационный N 5926.

Установлен новый порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в МВД России. Их цели - определить категории годности граждан по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел и внутренних войсках; установить причинную связь полученных увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением службы или военных сборов.

Для этого формируются штатные и нештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные и врачебно-летные комиссии. Штатными являются центральные ВВК Медико-санитарного центра и внутренних войск МВД России, а также ВВК медико-санитарной части МВД, ГУВД, УВД по субъекту Федерации, оперативно-территориального объединения внутренних войск. Последние могут быть и нештатными постоянно действующими. Сюда же относятся госпитальные и гарнизонные ВВК (ВЛК). Нештатными временными являются ВВК учебных заведений, ВЛК МВД, ГУВД, УВД по субъекту Федерации, Главного командования внутренних войск МВД России.

Детально регламентированы порядок создания и деятельности комиссий, их права и обязанности.

Актуализированы требования к состоянию здоровья сотрудников и граждан, поступающих на службу. Как и ранее, устанавливается 1 из 4 групп предназначения. Категории годности также не изменились.

Закреплено право на обжалование заключения ВВК (ВЛК) и на независимую военно-врачебную экспертизу.

Приказ МВД РФ от 14 июля 2010 г. N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"

ВВК при увольнении с военной службы определяет состояние здоровья военнослужащего, его пригодность к воинской деятельности и основания для увольнения. Для решения этих вопросов врачебная комиссия проводит освидетельствование очно или заочно: в стационаре либо амбулаторно.

Вопрос: «Станислав Ильинский, 43 года. Стаж составляет 21 год, в следующем году заканчивается срок очередного контракта. Обязательно ли получать заключение ВВК, на что оно повлияет, если я все равно буду увольняться?»

Ответ: Прохождение ВВК при увольнении в вашем случае является сугубо добровольным. За 6 месяцев до окончания контракта командир части должен выяснить дальнейшие планы военнообязанного, касающиеся подписания следующего контракта. Если решение об принято военнослужащим окончательно, по его желанию ему выдается направление на ВВК. Вы вправе принять решение о направлении на военно-врачебную комиссию или отказе от медицинского освидетельствования в момент написания рапорта, высказав просьбу о проведении медосвидетельствования или выразив отказ фразой «от прохождения ВВК отказываюсь».

Вопрос: «Савченко Николай, 36 лет. Я отслужил по контракту 12 лет. За прошедший год несколько раз был на больничном с язвой желудка, один раз лежал в госпитале с этой же проблемой. Командир части настаивает на моем направлении на военно-врачебную экспертизу, чтобы решить вопрос о моем комиссовании. Законны ли его требования, могу ли я отказаться от медицинской комиссии?»

Ответ: Для точного ответа на вопрос нужно знать сроки нетрудоспособности. Если период нахождения на лечении в течение года превысил 4 месяца, то у командования части есть законный повод направить сотрудника на медицинское освидетельствование для решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения службы. В случае отказа от освидетельствования законом предусмотрена заочная форма врачебной экспертизы по медицинским документам.

Вопрос: «Татищева Елена, 32 года. Я служу в армии на контрактной основе, получила травму, которая может помешать дальнейшему выполнению обязанностей по моей должности. Подскажите, каковы сроки проведения комиссии для установления нетрудоспособности?»

Ответ: На основании п.133 Приказа МО РФ №200 установлены сроки освидетельствования, они не должны превышать 21-го дня после начала обследования. Офицерам, прапорщикам и мичманам, которые проходят медкомиссию в связи с увольнением, установлен недельный срок. Если диагноз не ясен, и невозможно определить последствия травмы в указанные выше сроки, допускается продление времени обследования или перевод военнослужащего в иное медучреждение для дальнейшего освидетельствования.

Вопрос: «Матвеев Сергей, 39 лет. Мой льготный стаж составляет 22 года, но до окончания нынешнего контракта осталось полтора года. Хочу уволиться по семейным обстоятельствам, моя жена умерла, и я один воспитываю малолетнего ребенка. Можно ли получить освобождение от обязанностей на время ВВК, или я должен буду в период медкомиссии выходить на дежурства?»

Ответ: Приказ МО РФ №200 в п.133 дает однозначный ответ на этот вопрос: «во время амбулаторного освидетельствования военнослужащие должны быть освобождены от исполнения должностных и специальных обязанностей». В случае, если командование продолжает ставить вас на дежурство, вы имеете право обжаловать эти действия в установленном законом порядке.

Вопрос: «Петровский Михаил, 45 лет. Если при увольнении я откажусь от медкомиссии, это решение считается окончательным, или я смогу пройти освидетельствование позднее? Есть ли какие-нибудь сроки для последующего прохождения комиссии?»

Ответ: На основании п.74 «Положения о военно-врачебной экспертизе», военнослужащие, которые были уволены без прохождения освидетельствования, вправе пройти заочную (на основании документов) проверку для уточнения их пригодности к воинской службе на момент увольнения независимо от причины отставки и времени, прошедшего с этого момента. П.73 этого же документа, определяет право на повторное освидетельствование должностных лиц, уволенных по состоянию здоровья, если есть объективные данные, свидетельствующие про изменения ранее установленного диагноза, которые могут повлиять на его пригодность к военной службе.

(Криштопа М. В.)

(«За права военнослужащих», 2006)

НАПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ВВК — ПРАВО

ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ КОМАНДИРА?

М. В. КРИШТОПА

Криштопа М. В., старший лейтенант юстиции, начальник юридической службы войсковой части 30778.

На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее.

Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность.

Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК).

Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п. 124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г. N 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.).

Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде. По рассмотрении рапорта, в соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата. Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником).

В отличие от указанного случая в соответствии с п. 6 ст. 10 Положения решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его состояния здоровья, а потому, при необходимости, указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Соответственно требование военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и желающего заключить новый контракт, основанное только на волеизъявлении самого военнослужащего, командир вправе оставить без удовлетворения.

При переводе к новому месту военной службы. Согласно п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Непосредственно из формулировки рассматриваемого основания перевода следует, что он правомерен постольку, поскольку необходимость в нем имеет служебный характер, вызвана интересами службы. Осуществление перевода к новому месту службы по служебной необходимости без согласия военнослужащего можно считать общим правилом данного вида перевода. Однако командир обязан при переводе учесть те случаи, когда в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии прохождение военной службы в местности, куда осуществляется перевод, невозможно для военнослужащего и/или членов его семьи (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним). Перечень медицинских противопоказаний установлен приложением N 13 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы только для отдельных районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями.

Таким образом, при решении вопроса о переводе того или иного военнослужащего к иному месту службы командир (начальник) должен выяснить у него данные обстоятельства. При этом обязанности командира направлять на медицинское освидетельствование родственников данного военнослужащего не возникает: сам военнослужащий должен доказать командованию невозможность такого перевода, для чего написать рапорт с просьбой о направлении его и/или членов его семьи на медицинское освидетельствование для проведения соответствующей военно-врачебной экспертизы. Только утвержденное заключение соответствующей экспертизы является основанием для признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в данной местности. В случае если такое заключение не будет получено или уведомленный о готовящемся переводе военнослужащий не обратится к командованию с такой просьбой, командир уполномочен представить соответствующему начальнику, имеющему право издания приказа о переводе к новому месту службы, необходимые документы на подчиненного.

Рассматривая отдельный вид перевода — перевод в порядке плановой замены, т. е. перевод в местности, где установлен срок военной службы, — следует отметить, что согласно п. 7 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию в этих местностях). Согласно абз. 2 ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных учебных заведениях, которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях.

Непредставление командиром военнослужащему, членам его семьи возможности прохождения ВВК на предмет годности к прохождению военной службы в местностях, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. N 434, равно как неуведомление военнослужащего о готовящемся переводе, является основанием для отмены как приказа соответствующего начальника о переводе, так и изданного на его основе приказа об исключении из списков личного состава воинской части. Именно на наличие данных обстоятельств, предшествующих переводу, обращают внимание военные суды при рассмотрении подобных дел.

Таким образом, осуществляя подбор военнослужащих для направления в местности, где установлен срок военной службы, командир обязан предоставить время и возможность военнослужащему для написания соответствующего рапорта, а не просто поставить последнего перед фактом, ознакомив с приказом уполномоченного начальника о переводе.

При увольнении военнослужащих. Согласно подп. «а» п. 21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.) командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию. Таким образом, в направлении на ВВК военнослужащему не может быть отказано при увольнении по указанным основаниям, если он подал соответствующий рапорт.

Командир вправе, не учитывая мнения военнослужащего, уволить его досрочно при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность), однако увольнение производится не в связи с состоянием здоровья военнослужащего, а в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения. Следовательно, командир (начальник), учитывая деловые качества и состояние здоровья конкретного военнослужащего, уполномочен принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование по своей инициативе, однако военнослужащий вправе отказаться от такого направления.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда военнослужащий подает командиру рапорт с просьбой направить его на ВВК, обосновывая это резким ухудшением здоровья, плохим самочувствием и т. д. Дожидаясь наступления срока для принятия решения по своему рапорту, данный военнослужащий обращается за защитой своего права в военный суд с заявлением, в котором обжалует отказ командования в подписании направления на медицинское освидетельствование или непринятие решения по его рапорту.

Точка зрения, согласно которой любой военнослужащий в целях получения направления на освидетельствование вправе обратиться с рапортом в порядке подчиненности (по команде), т. е. сначала, как правило, к своему непосредственному начальнику, существует в теории права — «Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы» (М., 2001. С. 544), а также в практике некоторых правоохранительных органов (например, у некоторых судей Одинцовского гарнизонного военного суда Московской области). Однако следует отметить, что данная точка зрения не представляется в полной мере соответствующей требованиям действующего военного законодательства, поскольку указанному праву военнослужащего не всегда корреспондирует обязанность командования направить его на ВВК.

Представителям командования следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Таким образом, заявитель обязан доказать, какая обязанность командования не была выполнена, какие его права были нарушены.

Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Под сохранением и укреплением здоровья военнослужащих понимается обязанность командира выполнять мероприятия, указанные в гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в ст. 327: проведение мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическое закаливание, регулярные занятия физической подготовкой и спортом; осуществление санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в рамках лечебно-профилактических мероприятий проводятся диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. Следует обращать внимание на то, что именно лечение военнослужащих является обязанностью командира, в то время как согласно п. 2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий) (далее — увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов) (далее — причинная связь увечий, заболеваний).

Таким образом, проведение ВВЭ не преследует цели вылечить военнослужащего. Следовательно, организация, направление и проведение медицинского обследования военнослужащего по его рапорту обязанностью командира не является.

Обязанность командира направить своего подчиненного на ВВК возникнет только в случае, предусмотренном п. 83 вышеназванной Инструкции, т. е. если необходимо произвести:

— определение годности к поступлению в училища, военно-учебные заведения;

— определение годности к обучению на военной кафедре граждан, обучающихся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — образовательное учреждение), изъявивших желание заключить контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре, а также граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса и оканчивающих образовательное учреждение;

— определение годности к военной службе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I — II групп патогенности;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — к работе) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;

— определение тяжести увечья у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы;

— определение причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний с прохождением ими военной службы, военных сборов;

— определение транспортабельности (нетранспортабельности) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к месту прохождения военной службы военнослужащими;

— определение необходимости в длительном лечении и медицинском наблюдении в специализированном медицинском учреждении членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости лечения членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости продолжения госпитального лечения в санатории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, или членов их семей, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

— определение необходимости стационарного лечения офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащих, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение;

— определение необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе;

— определение необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.

Если указанные цели отсутствуют, то и у командира не возникает обязанности по направлению военнослужащего на ВВК, а следовательно, поданное в суд заявление об обязании командира направить последнего на медицинское освидетельствование удовлетворению не подлежит.

Помимо этого, следует обращать внимание на то, что командир не вправе подписать рапорт и направление на ВВК военнослужащему, находящемуся на стационарном обследовании или лечении в военно-медицинском учреждении или учреждении здравоохранения, при которых созданы ВВК, — данное право принадлежит только начальникам или главным врачам (заведующим) этих учреждений.

Таким образом, обязанность командования направить военнослужащего на ВВК возникает не всегда, а только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен действующим военным законодательством. Во всех иных случаях направление на ВВК является правом командира, что в известной мере служит укреплению главного принципа строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — единоначалия.

——————————————————————

График работы: прием документов на медицинское освидетельствование осуществляется ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 8-00 до 11-00.

Начальник (р.т.45-55-76)

Регистратура (р.т.45-55-74)

Виды деятельности ВВК

  • Медицинское освидетельствования граждан, принимаемых на службу, кандидатов на очное обучение в образовательные учреждения МВД России, выявление имеющихся заболеваний, отклонений в состоянии их здоровья и решение вопросов годности к службе или учебе в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
  • Медицинское освидетельствование сотрудников органов внутренних дел при перемещении по должности или увольнении со службы.
  • Освидетельствование сотрудников органов внутренних дел для определения степени тяжести получен­ной травмы, ранения, контузии.
  • Определение причинной связи увечий и заболеваний с военной службой у действующих и бывших сотрудников органов внутренних дел.

Порядок направления на ВВК

1. Направление на освидетельствование в Военно-врачебную комиссию МСЧ МВД России по Курганской области (ВВК) производится кадровыми аппаратами органов внутренних дел. При этом заполняется бланк – направление установленной формы.

2. В направлении на освидетельствование должна быть точно указаны цель освидетельствования: поступление на службу, поступление на учебу; перемещение по службе или увольнение, назначение на предполагаемую должность, степень годности к дальнейшей службе, а так же

  • гражданам, поступающим в учебные заведения МВД РФ, – наименование учебного заведения и факультет, группа предназначения;
  • при увольнении со службы – выслуга лет (в том числе в льготном исчислении), причина увольнения, время службы в Вооруженных силах Российской Федерации, внутренних войсках и других войсках, органах внутренних дел, в том числе пребывание на фронте с указанием времени вхождения воинских частей и органов внутренних дел в состав действующей армии; прохождение службы в государствах, где велись боевые действия; время участия в выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участие в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
  • для прохождения службы (проживания) в районах с неблагоприятным климатом – конкретный населенный пункт, район, автономный округ предполагаемого места службы;
  • всем – дата и место предыдущего освидетельствования ВВК (если оно проводилось).

3. Направление оформляет сотрудник кадрового аппарата, указывая свою должность, фамилию, имя, отчество, номер контактного телефона; подписывает начальник или руководитель подразделения.

4. Вместе с направлением сотрудник кадрового аппарата дает разъяснения по перечню документов, необходимых для освидетельствования ВВК.

5. Если в направлении отсутствуют данные, необходимые для решения экспертного вопроса, ВВК возвращает его направившему должностному лицу для уточнения недостающих сведений.

Порядок прохождения военно-врачебной комиссии МСЧ МВД России по Курганской области

Гражданам, поступающим на службу в органы внутренних дел, на учебу в учебные заведения МВД России, имеющим направление кадрового аппарата органов внутренних дел и полный комплект документов (см. перечень), необходимо:

  1. Обратиться в регистратуру (р.т.45-55-74) Военно-врачебной комиссии для регистрации на комиссию в порядке общей очереди. Сотрудникам органов внутренних дел при переводах, перемещениях, повышении по службе, увольнении из органов внутренних дел или при достижении предельного возраста принимаются на комиссию вне очереди.
  2. При получении в регистратуре «Карты медицинского освидетельствования поступающего на учебу» или «Акта медицинского освидетельствования» лично заполнить паспортную часть документа достоверно, грамотно и аккуратно. Заполненный документ вернуть регистратору.
  3. Записать порядок прохождения комиссии и расписание работы кабинетов врачей.
  4. Пройти освидетельствование у врачей-специалистов: хирурга, окулиста, отоларинголога, невролога, дерматовенеролога, стоматолога, гинеколога, терапевта.
  5. При получении заключений перечисленных врачей необходимо обратиться в 4, 5 кабинеты для психологического тестирования.
  6. После получения заключения психолога ЦПД - пройти осмотр врачом-психиатром ВВК в кабинете 9. В этом кабинете остаются акт медицинского освидетельствования или карта медицинского освидетельствования поступающего на учебу.
  7. Заключения Военно-врачебной комиссии, оформляемые справками и свидетельствами о болезни, выдаются под роспись сотрудникам кадровых аппаратов ежедневно с 11-00 ч. до 15-40 ч. В исключительных случаях заключение может быть выслано почтой в соответствующее подразделение или выдано лично сотруднику органов внутренних дел при предъявлении служебного удостоверения.
  8. Справки о степени тяжести травмы выдаются на руки освидетельствуемым при предъявлении удостоверения сотрудника внутренних дел или сотрудникам кадрового аппарата через 5 дней после приема документов.

Перечень документов, представляемых в военно-врачебную комиссию ФКУЗ" МСЧ МВД России по Курганской области" кандидатами на службу, учебу

Примечания:

  1. Все обследования, анализы и справки должны быть на отдельных бланках, заверены печатью лечебного учреждения.
  2. Сроки действия анализов 3 месяца.
  3. Для поступающих в учебные заведения МВД РФ - рентгенография придаточных пазух носа (рентген-снимок и врачебное заключение).
  4. Рост поступающих на учебу должен быть не ниже 160 см.
  5. Заключение ВВК действительно 12 месяцев.

Перечень документов, представляемых в ВВК со­трудниками органов внутренних дел при перемещении по должности или увольнении со службы

  1. Направление на военно-врачебную комиссию.
  2. Служебное удостоверение.
  3. Медицинская характеристика с данными очередных обследований за последние 2 года (выписка из амбулаторной карты поликлиники с места жительства).
  4. Медицинская книжка из поликлиники МСЧ МВД России по Курганской области.
  5. Данные обследований на отдельных бланках, заверенные печатью лечебного учреждения:
  • флюорографическое исследование грудной клетки в 2-х проекциях.
  • ЭКГ (электрокардиографическое исследование) с описанием.
  • клинический анализ крови с лейкоформулой.
  • клинический анализ мочи (с обязательным определением удельного веса, сахара, белка).
  • анализ крови на сахар (лицам старше 40 лет).
  • измерение внутриглазного давления (лицам старше 40 лет).
  • кровь на ВИЧ, тромбоциты крови (сотрудники, выезжающие на Север).

Перечень необходимых документов, представляемых в ВВК для определения степени тяжести полученной травмы, ранения, контузии и определения причинной связи заболеваний и увечий с военной службой

Направление на медицинское освидетельствование с указанием цели направления (для определения степени тяжести полученной трав­мы или для определения причинной связи заболеваний и увечий с военной службой).

Справка о травме с указанием обстоятельств получения травмы:

  • в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей.
  • при исполнении служебных обязанностей.

Заключение служебного расследования, утвержденное начальником органа внутренних дел (отражающее время, место и обстоятельства травмы).

Амбулаторная карта.

Для лиц, находившихся на стационарном лечении - подробная выписка из истории болезни с указанием полного диагноза (с учетом выраженности анатомических и функциональных нарушений), сроков пребывания в стационаре, проведенного оперативного или другого лечения.

При переломах костей - рентгенограммы с описанием.

Для лиц, находившихся только на амбулаторном лечении, а также на долечивании после стационара в условиях поликлиники - подробная выписка из амбулаторной карты с указанием полного диагноза (с учетом выраженности анатомических и функциональных нарушений), сроков лечения, проведенном лечении. При переломе костей - описание рентгенограмм.

Копия листка освобождения от исполнения служебных обязанностей.

Медицинские документы должны быть заверены личной печатью врача и печатью лечебного учреждения. Справка о травме и заключение служебно­го расследования заверяются гербовой печатью учреждения и утверждаются начальником отдела внутренних дел или учреждения, справка о травме должна иметь угловой штамп, порядковый номер и дату составления.