Повинности и обязанности крепостных крестьян. Российские сословия XIX века Государственные крестьяне права и обязанности

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. определялось процессами разложения феодально-крепостнических форм хозяйства и созреванием новых, капиталистических отношений. К началу XIX в. площадь России составляла 18 млн. кв. км., а население страны возросло до 74 млн. человек. В первой половине XIX в. Россия была преимущественно аграрной страной.

Развитие сельского хозяйства в то время развивалось за счет расширения площади посевов, которые за полвека выросли на 53%, поэтому носило экстенсивный характер. Господствующей системой земледелия было традиционное трехполье -- яровые--озимые--пар. При такой системе урожайность поддерживалась чередованием культур.

Часть помещиков пытались использовать интенсивные методы хозяйствования - применять сельскохозяйственную технику (молотилки и веялки, затем сеялки, соломорезки, маслобойки), современную агротехнику и наемный труд. Однако чаще всего эти эксперименты оборачивались провалом из-за дороговизны машин, практического отсутствия рынка рабочей силы и неумения наладить современное производство.

Среди сельскохозяйственных культур преобладали рожь, овес, ячмень. В центрально-черноземных губерниях, в Поволжье, на Украине, в Предкавказье значительным был удельный вес пшеницы. В 40-е годы в центральных губерниях, Белоруссии и Прибалтике значительно возросли посевы картофеля, который стал «вторым хлебом» для крестьянина и важным техническим сырьем для пищевой и хлопчатобумажной промышленности. В центральных, северных и северо-западных губерниях значительный удельный вес в посевном клине занимал лен, а в черноземных -- конопля. Это были хотя и трудоемкие, но доходные рыночные культуры.

Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. Оно носило преимущественно натуральный характер, т. е. скот разводился главным образом «для домашнего употребления», а не на рынок. Но в ряде губерний (Ярославской, Тверской и Вологодской, а также в Прибалтике и степной полосе России) развивалось и товарное животноводство, продукция которого шла на внутренний и внешний рынок. Однако в первой половине XIX в. в сельском хозяйстве России наблюдаются определенные сдвиги:

  • - Интенсивно осваиваются юг Украины, степное Предкавказье и Заволжье.
  • - Расширяются посевы технических культур: льна, конопли, табака и пр.
  • - Внедряются и различные технически более совершенные орудия труда и механизмы: молотилки, веялки, сеялки, жатки, изобретателями которых нередко являлись сами крестьяне.
  • - Растет применение наемного труда в земледелии: в 50-х гг. в сельском хозяйстве России насчитывалось до 700 тыс. наемных рабочих, в основном приходивших на сезонные работы в южные, степные и заволжские губернии, а также в Прибалтику.
  • - Складываются и очаги торгового земледелия и животноводства: в степной части юга России и Заволжье -- зернового хозяйства и тонкорунного овцеводства, в Крыму и Закавказье -- виноградарства и шелководства, около крупных городов -- торговое огородничество.
  • - Крупным центром торгового огородничества являлся Ростовский уезд Ярославской губернии.
  • - Кроме того ежегодно до 5--6 тысяч ростовских крестьян ежегодно уходили «для огородных работ» в Москву, Петербург, Ригу, в которых ими были созданы предпринимательские огородные хозяйства.
  • - В центрально-промышленных губерниях России (около Москвы) возникли очаги торгового хмелеводства, руководства, табаководства, птицеводства, удовлетворявшие запросы промышленных центров этого региона.

В первой половине XIX века возможности для дальнейшего увеличения производства в барщинных хозяйствах были уже исчерпаны. Об этом свидетельствует постоянный рост задолженности помещиков кредитным учреждениям: к 1855 году было заложено 65 % крепостных крестьян, а долг помещиков составлял 425 млн. руб. Ко второй четверти XIX в. уже со всей очевидностью определилось, что возможности развития помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, были полностью исчерпаны. С этого времени наблюдаются кризисные явления в помещичьем хозяйстве. российский крестьянство реформа крепостничество

К началу XIX века сохранилась сословная система общества:

Привилегированные были дворяне, духовенство, купечество, почетные граждане. Главенствующим сословием было дворянство (500 млн. чел., 1 % от числа населения страны). Дворяне (потомственные и личные) - имели право на владение дворовым гербом, пользовались свободой от телесных наказаний и рекрутчины, монопольным правом на владение населенными пунктами и крепостными крестьянами.

Почетные граждане (потомственные и личные) - сословие создано в 1832 г. из представителей торгово-промышленных кругов, детей священников и личных дворян.

Духовенство разделилось на черное и белое. Черное духовенство составили монахи и монахини, из числа монахов назначались епископы, архиепископы, митрополиты. Белое монашество состояло из приходских священников, дьяков и псаломщиков. Купечество было разделено на 3 гильдии. Купцы 1 гильдии имели право вести внутреннюю и внешнюю торговлю, 2 гильдии - только крупную внутреннюю торговлю, 3 гильдии - мелкую городскую и уездную торговлю. Было освобождено от телесных наказаний, от некоторых податей и от рекрутчины.

Полу-привилегированные сословия составляли горожане, казачество, однодворцы (бывшие служилые люди южной засечной черты). Они были освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, военная служба - на особых условиях. Казачество составляло 1, 5 млн. чел. Казаки служили в 9 казачьих войсках: Амурское, Донское, Забайкальское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уральское, Черноморское (Кубанское).

Податные сословия составляли мещане, цеховые ремесленники в городах, крестьяне в деревне. Мещане (ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники) были обложены высокой податью, должны были поставлять рекрутов в армию, и не были освобождены от телесных наказаний. Крестьяне - самое многочисленное сословие аграрной России. 90 % населения страны были крестьянами. Все крестьянство разделилось на 3 разные по количеству группы: помещичьи (22 млн. чел), государственные (19 млн. чел.) и удельные (2 млн. чел). Так что в состоянии крепостного бесправия находилось 2/5 всего населения и около половины крестьянства. Немногочисленные народы Севера и Сибири составляли особую группу крестьян. Они платили дань государству в виде шкурок пушных зверей.

Помещичьи крестьяне. Формы и размеры феодальной эксплуатации крестьян в значительной мере определялись характером крестьянского хозяйства. В центрально- промышленных районах помещики предпочитали отпускать своих крепостных на оброк (в среднем 65% крестьян). В земледельческих губерниях, где помещики считали более выгодным расширять барскую запашку, крестьяне преимущественно находились на барщине.

В 1848 г. были определены права помещиков относительно домашнего суда и расправы. Помещики могли подвергать крепостного наказанию розгами до 40 или палками до 15 ударов или же аресту от 1 до 7 дней, а в случаях особой важности и до 2 месяцев содержания в сельской тюрьме. За тяжелые преступления помещик мог отослать крепостного в смирительные и рабочие дома от 2 недель до 3 месяцев или в исправительные арестантские роты от 1 до 6 месяцев. За увечье крепостного помещик должен быть нести ответственность. Но так как крепостные были лишены права подавать жалобы на своих хозяев, то дела могли заводиться только по инициативе местных властей.

В 1827 году было запрещено принимать детей крепостных крестьян в гимназии и университеты. Им было дозволено обучаться в приходских и уездных училищах, в земледельческих и ремесленных школах. В 1837 г. было разрешено обучение крепостных крестьян в университетах только после «получения от своего помещика увольнения от сего состояния».

Государственные крестьяне. Они принадлежали «казне» (иначе их называли «казенными») и официально считались «свободными сельскими обывателями». Казенные земли и крестьяне на них находились в ведении департамента государственного имуществ. Местными органами управления для крестьян были со стороны администрации - земская полиция в лице исправника, пристава, заседателей. Земская полиция взыскивала подати и недоимки с крестьян.

В казенной деревне все дела решал сельский сход. Положение казенных крестьян было безотрадным.

Удельные крестьяне. Их было около 2 млн. чел обоего пола. Они принадлежали императорской фамилии, или «уделу». Помимо уплаты государственной подушной подати и отбывания натуральных повинностей, удельные крестьяне несли в пользу царской семьи оброк. Удельные крестьяне состояли на оброке и имели большие наделы земли. Но с 30-х г. XIX века надел стал уменьшаться, а оброк увеличиваться.

В I половине XIX века зарождается новая социальная структура, характерная для капиталистического общества. Она включает в себя пролетариат, интеллигенцию, буржуазию. Эти новые социальные группы возникают на базе старых сословий, в силу чего социальное деление постепенно перестает совпадать с официальным сословным строем.

Содержание крестьянской реформы излагалось в документе под названием: “Положение 19 февраля 1861г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -“Филька”. – Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объём повинностей крестьян – в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли – мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с “миром”. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков – высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше – отрезали, мньше – не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.

Пока сделка не осуществилась – крестьянин считался “временнообязанным”. 28 дек. 1881 г. – закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).

*За пользование землёй крестьяне выполняли – барщину и оброк. Размер оброка зависил от места региона от 8 – 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.

*Повинности временно обязанных почти ни чем не отличались от крепостных крестьян, точнее, регулировались законом. (58% крестьян не подписали уставные грамоты, т.к. боялись закрепощения). Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. 544 млн. руб. стоила земля, а крестьяне платили 867 млн. (323 млн. – разница как компенсация помещикам). *Государство выступало в роли посредника: 20% - крестьяне должны были заплатить помещику сразу, 80% – государство. (с 1907 г. размеры выкупных платежей отменили.) Дворовые слуги (1,5 млн.) выходили на волю без выкупа через 2 года и не получали ни усадьбы, ни надела. Удельные крестьяне (26 июня 1863 “положение”) выкупали землю на таких же условиях, что и помещичьи, только через 2 года. Государственные крестьяне (24 июня 1866 г.) считались лично свободными и не платили в казну феодальную ренту (оброчную подать). Реформа существенно изменила правовое положение крестьян: крестьяне имели право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак. Личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наёмной рабочей силы. Экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри – феодально-крепостнический строй. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны. [Для управления крестьянами были созданы особые органы “самоуправления”, сельский староста следил за порядком; несколько сельских обществ образовывали волость, где волостной сход – высший орган.]

4. Правовое положение крестьян

Крестьяне в первой половине XIX в. делились на три основные сословные категории - помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне составляли самую большую по численности категорию крестьянства.

По формам феодальной эксплуатации помещичьи крестьяне подразделялись на оброчных и барщинных. Оброчные крестьяне сосредоточивались преимущественно в центрально-промышленных губерниях (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии), а в Литве, Белоруссии и на Украине почти все помещичьи крестьяне находились на барщине.

Разновидностью барщины являлась месячина, получившая свое название от платы натурой в виде месячного продовольственного пайка и одежды, которые выдавались крепостным крестьянам, лишенным земельных наделов и обязанным все рабочее время находиться на барщине. Переведенный на месячину крестьянин иногда сохранял свое хозяйство (двор, сельскохозяйственный инвентарь и скот, на содержание которого он тоже получал месячину), но чаще всего жил на барском дворе и обрабатывал помещичье поле господским инвентарем. Месячина являлась одним из средств интенсификации барщины. Имение, в котором крестьяне были переведены на месячину, фактически превращалось в плантаторское хозяйство. Месячина из-за дополнительных затрат помещика на содержание крестьян-месячников и крайне низкой производительности их труда не получила сколько-нибудь значительного распространения.

Более широко помещики практиковали смешанную форму эксплуатации крестьян, то есть сочетание барщины с оброком: например, обложение барщинных крестьян дополнительной денежной повинностью, либо требование с оброчных крестьян сверх уплачиваемого ими оброка выполнения некоторых барщинных работ.

Поэтому при смешанной системе феодальной эксплуатации в большинстве случаев либо барщина преобладала над оброком, либо оброк над барщиной. Эта форма феодальной эксплуатации была связана с проникновением в помещичью деревню товарно-денежных отношений и наибольшее распространение получила в промыслово-земледельческих губерниях, где крестьяне соединяли земледелие с промысловыми занятиями (Тверская, Ярославская, Костромская и Калужская губернии).

Формы и размеры феодальной эксплуатации в значительной мере определялись характером крестьянского хозяйства в различных районах страны. Так, в промышленных губерниях с относительно высоким развитием промысловых занятий крестьян помещики предпочитали отпускать крестьян на оброк; в земледельческих, наоборот, они расширяли барскую запашку и стремились, как можно большее число крестьян держать на барщине. Рост барской запашки ухудшал качество крестьянских надельных земель - крестьяне переселялись на менее удобные земли или совсем лишались своих наделов и переводились в дворовые. Лучшие земли помещики оставляли себе. Рост барской запашки также сокращал время, необходимое крестьянину для надлежащей обработки своего надела. Вследствие этого урожайность на крестьянских полях падала: крепостное право подрывало производительные силыкрестьянского хозяйства.

Положение государственных крестьян былонесколько лучше, чем помещичьих.

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли, право распоряжения ею сильно ограничивалось властью сельской общины которые существовали в большинстве регионов страны. Кроме того, крестьянину запрещалось распоряжаться землей в течение 9 дней (это было сделано во избежание массового ухода освобожденных крестьян в города).

Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне получали статус «свободных сельских обывателей», приобретали гражданскую дееспособность. Им разрешалось заключать договоры, с тем ограничением, что переданные им земли они не могли использовать в качестве обеспечения взятых ими на себя обязательств. Крестьянам также предоставлялось право свободно заниматься торговлей, открывать заводы и фабрики, вступать в гильдии и иные профессиональные корпорации, по своей воле вступать в брак. Крестьяне получали равные с другими сословиями процессуальные права.

Однако крестьяне во многом еще оставались ущемленными в правах. В частности, им запрещалось обязываться векселями; при поступлении на государственную службу или в учебное заведение крестьянин был обязан представить «увольнительную» выданную сельским обществом (общиной). Эти ограничения были отменены лишь под воздействием Первой русской революции 1905–1907 гг., в соответствии с Указом от 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний»

Крестьяне за отводимые им земельные наделы должны были отбывать рабочую повинность или выплачивать деньги помещику, т. е. находились на положении так называемых временнообязанных. По заключении договоров («уставных грамот») зависимость крестьян от помещика окончательно ликвидировалась, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» «Выкупные платежи» и все подати крестьяне платили сообща, всем «миром». Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине, и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Под влиянием Первой русской революции 3 ноября 1905 г. (через 44 года после освобождения крестьян) был опубликован царский Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». В соответствии с ним с 1 января 1906 г. невыплаченные выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. и вовсе отменялись.

Из книги Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости автора Романов Александр Николаевич

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Крестьяне Если владелец замка оглянется вокруг, то увидит земли, которые возделывают его крестьяне. Часть этих земель - правда, не всегда - принадлежит непосредственно ему. Конечно, это не означает, что он обрабатывает их своими руками; эти руки созданы лишь для того,

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

8. Крестьяне Так же, как и формирование дворянства, становление крестьянского класса в Великом княжестве Литовском было сложным к длительным процессом. Исторически, в его основе лежало многообразие различных групп сельского населения, занимающегося не только обработкой

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

1. Крестьяне Подавляющее большинство крестьян на оккупированной территории объединяло одно желание – добиться отмены колхозной системы. Лишь немногие крестьяне были убежденными коммунистами, их отношение к политической системе и форме правления характеризовалось

Из книги Оккупация. Правда и мифы автора Соколов Борис Вадимович

Партизаны против крестьян. Крестьяне против партизан Приток пополнения в отряды порой ограничивался не только нехваткой оружия, но и действиями самих партизан, иной раз не слишком хорошо обращавшихся с местными жителями.Случаи мародерства со стороны партизан

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Крестьяне Совершенно другими, но, без сомнения, столь же многочисленными, были деревенские рабы (familia rustica). Не стоит верить на слово рассказу Плутарха о впечатлениях Тиберия Гракха, который в 137 году до н. э. проезжал через Этрурию, направляясь воевать в Испанию, к Нуманцию:

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА X О крепостной зависимости В законе бургундов сказано, что, поселившись в Галлии, народ этот получил две трети земель и одну треть крепостных. Крепостная зависимость, следовательно, существовала в этой части Галлии прежде переселения бургундов.Законы бургундов в

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Крестьяне Сельских жителей с XV века все чаще именуют просто: «крестьяне», то есть «христиане». Это были просто «люди», «христианские люди», та паства из простолюдинов, о которой для ее идентификации можно сказать только то, что она поклоняется Христу. Увы, русское

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 10. КРЕСТЬЯНЕ Многочисленный крестьянский класс составился из разнородных элементов. Низшим элементом, вошедшим в его состав, были рабы, челядь невольная. Рабство было исконным явлением на Руси. Однако оно не имеет большого распространения в изучаемое время. Статутовое

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 1 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. - Земледелие и городская промышленность. - Польско-русские крестьяне. - Столкновение европейского хозяйства с азиатским. - Малорусские крестьяне в новых колониях. - Соперничества между мещанами и шляхтою. - Колонизация

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Крестьяне Крестьяне составляли основную часть населения страны. По роду занятий крестьяне делились на тягловых (которые отбывали «панщину»), осадных (они платили оброк), огородников (беднейшая часть крестьян, отбывавших панщину раз в неделю) и слуг (занятых в хозяйстве

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Крестьяне С отречением царя у крестьян появились возможности, о которых столетиями приходилось лишь мечтать: сбросить с шеи ярмо власти и вести свои дела самостоятельно, себе во благо. Когда известие о Февральской революции достигло сельской местности, во многих

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Освобождение крестьян от крепостной зависимости 1) Крепостные и государственные крестьяне в 1858 (данные о крестьянском населении обоего пола согласно 10-й «Душевой ревизии») Общее население империи: ок. 74 млн. 500 тыс. жителей. 2) Уменьшение крестьянских норм наделов при

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Права и обязанности крестьянина

Обычное право сформировалось под влиянием бытовых условий повседневной жизни, заключало в себе общепризнанные юридические воззрения народа и осуществлялось фактически путем единообразного соблюдения в течение более или менее длительного времени. В то же время обычное право отличалось значительной устойчивостью по причине преобладания в его источниках не формально-догматических и естественно-практических факторов, а нравственно-этических и духовно-религиозных явлений крестьянского бытия. Приверженность крестьянина нормам обычного права определялась общинным укладом, традициями аграрного труда, самобытностью общественного устройства и сельским менталитетом. В практике народного права воплощалось крестьянское представление о правопорядке, находившее свое выражение в том, каким образом община, крестьянское хозяйство решали проблемы, связанные с наделами, с усадьбой, экономические и социальные конфликты, семейные вопросы .

Нравственный императив был преобладающим в обычно-правовых воззрениях русского крестьянства. Вполне закономерно, что обыденные понятия, которые выступали для сельских жителей критериями в оценке тех или иных деяний, отличались от их трактовки в формальном праве. В крестьянском сознании понятия “греха” и “преступления” были схожи, но не тождественны .

Под грехом в русской деревне понимали всякое богопротивное деяние, отступление от христианских заповедей, нарушение церковного устава. Греховным считалось употребление скоромной пищи в пост и постные дни, недостойное поведение в храме, работа в праздничные дни. Церковное установление о запрете на работы в праздничные дни санкционировалось решением сельского схода. Накануне нерабочего дня староста обходил

дома односельчан с напоминанием о запрете. Грех состоит в ругательстве, работе в праздничные дни, в песне под праздник, родить в девках или без мужа, украсть по мелочи на огороде. Если кто-то тайно продает водку и подливает в нее воды. Это считается грехом”. Добавим то, что, помимо перечисленного, как грех в деревне воспринималось пьянство, распутство, непочтение родителей, брак без родительского благословения .

По понятиям и обычаям народа, право преследовать, судить и называть виновных принадлежала суду и воле Божьей. В случае неправедного суда в селе говорили: “Не боюсь я суда людского, а боюсь - Божьего” . В православном сознании русских крестьян ответственность перед Творцом стояла выше суда земного. “Перед судом соврешь, а перед Богом нет”, - утверждали сельские жители .

Преступления против православной веры (кощунство, богохульство, святотатство и т.п.) были редки в русской деревне. Богохульство и кощунство сознавались крестьянами как тяжкий грех и преступление, и по народному обычаю виновный подлежал строгой ответственности. На нарушителей церковных правил народ смотрит равнодушно, зная, что Бог и без них за это накажет”. Крестьянин и его семья не считали своим делом наказывать грех (это дело Божье), но добивались исполнения нравственных норм силой общественного мнения .

Любой проступок в деревне получал, прежде всего, моральную оценку.

Если с точки зрения формального права многое нравственное может быть преступным, и не все, что преступно, должно быть безнравственным, то с точки зрения жителей деревни, все преступное обязательно безнравственно, а все, что нравственно, не может быть преступным. Это противоречие между правовыми обычаями и писаным правом находило свое выражение в сельской повседневности. Крестьяне считали нормальным делом или своим святым правом: самогоноварение, битье жен, порубку барского леса и другое, считавшееся по закону преступлением. В то же время не все нарушения, которые, по мнению крестьян, совершать греховно, преследовались законом. Так, в сельском быту греховным делом считались отказ от подачи милостыни, нарушение обещания участвовать в помочах, работа в праздничные дни .

Многие преступления, весьма строго караемые общими уголовными законами, считались маловажными по обычному праву. Снохачество наказывалось у крестьян несколькими розгами, а по уложению подлежало весьма тяжелой каре. Нанесение обиды действием восходящему родственнику по уложению наказывалось очень строго, а по обычному праву драка между детьми и родителями, как явление обыденное в крестьянском быту, не считалось чем-то особенным. С другой стороны, обычай относился к некоторым наказуемым деяниям строже, чем закон .

Уважение к частной собственности у жителей села не было развито, что в первую очередь относилось к собственности помещиков. Заповедь “не укради” по отношению к землевладельцу не работала. Крестьяне не воспринимали как преступление кражу у помещика копны ржи или овса, порубку десятка дубков в господском лесу. По понятиям крестьян, воровство у помещика грехом не являлось. И они воровали при каждом удобном случае, будучи вполне уверены в том, что односельчане их не выдадут. Не считали преступлением жители села нарубить в барском лесу дров, утверждая, что “это не людское, а Божье” По взглядам крестьян лес, вода, земля, дикие звери, птицы и рыбы считались Божьими, созданными для всех людей на потребу и в равном количестве. Поэтому, не было грехом сделать в чужом лесу порубку, наловить рыбу или дичи в чужих владениях.

В основе такого подхода лежал традиционный взгляд крестьян на природу собственности, восприятия труда как единственно справедливого ее источника .

Таким образом, в трактовке преступления и ответственности за него

положения официального законодательства и нормы обычного права расходились, и весьма значительно. Это являлось следствием сословной замкнутости крестьянского социума, особенностей сельского менталитета, традиций хозяйственного уклада, соблюдения канонов православия, приоритета правовых обычаев над формальным законом .

В деревенской среде оскорбления и драки были явлением обыденным и в большинстве случаев не становились предметом судебного разбирательства. Словесные перепалки, которые часто возникали в крестьянском быту, сопровождались всем многообразием русской ненормативной лексики. К таким бранным оскорблениям крестьяне относились спокойно (“Брань на вороту не виснет”), понимая, что ругательства произнесены сгоряча, а все сказанное было не по злобе (“Собака лает - ветер носит”) .

Самым большим оскорблением у крестьянина считалось ругательство, соединенное с укоризной в чем-либо позорном: воровстве, мошенничестве и т.п. Крестьянин полагал, что оскорбления подрывали репутацию, бросали тень на доброе имя, и поэтому приравнивал их к клевете и доносам. Неслучайно, при недоказанности обвинения обидчик строго наказывался.

Отношения в крестьянской семье были далеки от идиллии, а ругань и брань между родными были делом обычным. В делах об оскорблении между родителями и детьми судьи всегда становились на сторону родителей .

Грубость деревенских нравов и приверженность крестьян к насилию в быту являлись причиной преступлений против личности. Драки, которые вспыхивали в селе по поводу и без повода, также следует признать обыденным явлением, по причине того, что редкий день обходился без них. Обычным правом драки на сельском сходе были запрещены, но общественное мнение деревни считало допустимым выяснение отношений на базаре. Повседневный опыт указывал крестьянину на собственную предрасположенность к неконтролируемым способам поведения, поэтому забыть нелояльное поведение соседа было нетрудно. Ссоры не рассматривались как нечто непреодолимое, общая солидарность сохранялась .

В своей повседневной жизни крестьянин практически постоянно вступал в имущественные отношения разного рода. Чаще всего это были договоры займа, найма, купли-продажи. Как свидетельствуют источники, в большинстве случаев сельские жители выполняли взятые на себя обязательства. Всякое нарушение или неисполнение условий договора крестьянином неминуемо подрывало его репутацию. В договорах, предусматривающих денежный расчет, стороны, как правило, устанавливали срок оплаты. Сроки платежа обыкновенно связывали с датами православного календаря: Николой (9 мая), Петровым днем, Казанской (8 июня), Покровом, Заговением (14 ноября), Введением, Святками, Масленицей. Если к назначенному сроку крестьянин не мог уплатить деньги, то за неделю до срока он должен был войти в соглашение со своим партнером о переносе срока. Если он этого не делал, то договаривающийся выводил его на сходку и объявлял о неисполнении договора . В случае нарушения условий сделки потерпевшая сторона обращалась в волостной суд с требованием взыскания штрафа за “бесчестье”. Данного понятия официальный закон не знал, но оно было распространено в крестьянском обиходе. Согласно народному обычаю волостной суд признавал обязанность возместить убытки, произошедшие от неисполнения соглашения вступить в брак . Договора в деревне заключались преимущественно в устной форме, причиной тому служила неграмотность сельского населения.

Кометчиков И.В. Крестьянство: общественная жизнь и повседневность. Брянск, 2005. С. 200.

Там же. С. 205.

Андреевский Г.В. Повседневная жизнь России. М. 2003. С. 455.

Там же. С. 457.