Правила оформления дтп по европротоколу. Европротокол – что это

Речь в нем шла о европротоколе. Все было описано четко и понятно, но спустя несколько дней в редакцию пришло письмо от читателя, в котором излагалась простая мысль: у этой медали есть обратная сторона.

"В статье про европротокол было хорошо и правильно описано, как пользоваться этим инструментом, - написал нам постоянный читатель Кирилл Якубовский . - Но я бы хотел рассказать о сложностях, подводных камнях и неожиданностях этого документа, с которыми мне самому однажды пришлось столкнуться.

Для начала хотел бы отметить, что удобство европротокола на самом деле сложно переоценить. Буквально на прошлой неделе стоял в огромной пробке в районе Городского Вала, которая, как оказалось позже, была вызвана незначительным ДТП: одна машина "подтолкнула" другую, двигавшуюся в попутном направлении. Им бы договориться об оформлении европротокола и отъехать на обочину, чтобы не задерживать движение, но они выбрали ожидание ГАИ. Результат - две с половиной полосы в сторону улицы Московской стояли в заторе. Поэтому продвигать в массы информацию и учить граждан пользоваться европротоколом безусловно нужно.

Вкратце напомню, в каких случаях можно прибегнуть к оформлению европротокола. Для этого одновременно должны быть соблюдены условия, описанные в Указе Президента РБ от 14 апреля 2014 года №165:

  • повреждено только имущество участников ДТП;
  • ДТП произошло с участием двух ТС;
  • водители имеют "права" соответствующей категории;
  • водители имеют действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;
  • обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими ТС, в соответствии с законодательством;
  • водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (они не находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 400 евро по установленному курсу Нацбанка;
  • у участников ДТП не должно быть разногласий в том, кто виновник, а кто потерпевший.

Главное - стороны должны прийти к единодушному решению по всем пунктам и не иметь разногласий. Далее форма извещения заполняется с одной стороны виновником, с другой - потерпевшим. Все сведения заверяются двумя участниками ДТП. С этим экземпляром нужно обратиться в страховую компанию, где будет выплачено страховое возмещение".

Важно: если вы не уверены, что ущерб от повреждений составляет менее 400 евро, то вызывать ГАИ нужно в обязательном порядке.

Что может пойти не так?

"Дело в том, что европротокол в сознании людей воспринимается как некое "мировое соглашение": стороны договорились, поставили свои подписи - претензий ни у кого больше нет и быть не может, - продолжает наш читатель. - Но правда в том, что после оформления европротокола потерпевшая сторона может получить возмещение больше 400 евро. В моем случае - 3000 евро.

Такой казус основан на двух обстоятельствах. Во-первых, когда стороны решают не вызывать ГАИ, они берут на себя ответственность по определению виновника ДТП. И решение это является окончательным, то есть виновная сторона ни при каких обстоятельствах невиновной стать уже не сможет. А мы знаем, что даже выехавшие на место ДТП сотрудники ГАИ не всегда могут однозначно и с первого раза определить виновника, ведь не все обстоятельства происшествия могут быть очевидными. Что уже говорить о рядовых водителях! Во-вторых, поскольку водители не обладают специальными знаниями, они могут неверно оценить ущерб от повреждений, полученных в ДТП. Обратившись в страховую компанию за возмещением ущерба, потерпевший может выяснить, что ущерб превышает те самые пресловутые 400 евро. Ведь специалист-оценщик делает заключение не на глазок, как это сделали участники ДТП, а по специальным формулам, фотографиям и дополнительным данным. Так безобидная "мировая" вытекает в дополнительные материальные расходы для виновника ДТП.

Почему для виновника? Потому что установленный законом лимит ответственности в 10.000 евро актуален только в случае "классического" ДТП с вызовом ГАИ. При оформлении протокола лимит ответственности остается также в пределах 10.000 евро, зато выплаты для страховой компании в этом случае ограничены 400 евро. А это значит, что разницу между оговоренными и выплаченными страховой 400 евро и действительной суммой ущерба можно взыскать с виновника в соответствии с гражданским законодательством.

Страховая сумма (лимит ответственности) - установленная законом, актом Президента Республики Беларусь или договором страхования сумма денежных средств, в пределах которой, если иное не предусмотрено законом, актом Президента Республики Беларусь, страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая.

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 941. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 823, пункт 1 статьи 825), в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Моделируем ситуацию: произошло ДТП, участники оформили европротокол, как того требует процедура, потерпевший обратился в страховую компанию, где ему насчитали ущерб в размере 3000 евро, но выплатили только 400 евро. Такая разница вызвана тем, что водители не учли скрытые дефекты, о которых на момент ДТП просто-напросто не знали. Страховая компания добросовестно выполнила свои обязанности и выплатила ущерб в размере установленных ограничений. Причем по закону потерпевший не может требовать от страховой большего.

Указ Президента РБ №530

Потерпевший, владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь, заключивший договор комплексного внутреннего страхования, получившие страховую выплату на основании частей третьей и седьмой настоящего пункта, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного их транспортным средствам в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Вот и остается идти к виновнику. А тот, как я уже писал, по закону обязан возместить ущерб в полном объеме. Конечно, не факт, что потерпевший будет это делать. Но право-то имеет. И, вероятно, если ущерб составит 500 евро, то он, может, и не станет тратить время на судебные разбирательства. Но если ущерб будет оценен в 3000 евро, то почему бы и нет?

При этом способ защиты у виновной стороны в этом случае только один - оспорить калькуляцию. Правда, привлекая независимого оценщика, нужно понимать, что стоимость возмещения может как уменьшиться, так и увеличиться. Да и работу оценщика нужно будет оплатить из своего кармана. Как бы после такого не оказаться еще больше внакладе?"

В быту европротокол воспринимается как некий договор примирения, когда обе стороны добровольно, оценив все риски, подписывают документ и разъезжаются. Потерпевший обращается в страховую, получает до 400 евро, стороны не имеют друг к другу претензий. Все просто. Но, как видим, ситуация может осложниться, если неправильно на глаз оценить ущерб. Боясь такого исхода, многие водители отказываются оформлять европротокол и, зачастую неоправданно, готовы стоять посреди проезжей части в ожидании ГАИ. Изменить ситуацию можно увеличением лимита ответственности и внесением поправок в страховое законодательсто. Но в этом кто-то должен быть заинтересован.

Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.

По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).

Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.

Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или "Зеленой карты " для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП . Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП . Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС . В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших . Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование . В пятом пункте всегда отмечается "нет".

6. Ущерб, нанесенный другим ТС . Аналогично предыдущей графе ставим "нет", ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП . Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД . Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ "нет".

9, 10, 11 . Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик . В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара . Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей . В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания . Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП . В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП . Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).


Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей . Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство . Здесь отмечается буква "А" или "В", которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП . Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением . Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5 . В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом . Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание . В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.

В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

Видео: как оформить европротокол при ДТП

В каких случаях можно не вызывать ГАИ? Как правильно заполнить европротокол? Как быстро страховая компания выплатит страховку? На эти и другие вопросы «АиФ» ответила старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.

Согласно пункту 31.4 главы 6 Правил дорожного движения водитель в случае ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • В аварии столкнулись два автомобиля (не больше и не меньше) и не пострадали люди.
  • У обоих водителей все в порядке с документами и есть действующие полисы страхования на автомобили.
  • У водителей нет претензий к физическому состоянию друг друга (речь об алкогольном или наркотическом опьянении).
  • Понятно, кто виноват в аварии.
  • Ущерб, нанесенный каждому участнику ДТП, составляет не более 400 евро (до апреля 2014 года лимит был 200 евро).

Заполняем правильно

Итак, европротокол - это два бело-сине-желтых самокопирующихся бланка. Их выдают бесплатно вместе со страховкой на машину. Бланки также можно взять в офисах страховых компаний, на заправках.

Прежде всего, сразу после аварии необходимо остановиться и выставить знак аварийной остановки. Важно, чтобы все следы ДТП сохранились!

Договоритесь со вторым участником ДТП, кто является виновником аварии, каковы были ее причины и обстоятельства, какой вред причинен транспортному средству (помните: размер максимальной выплаты - 400 евро по курсу НБ). Дальше можно заполнять бланк извещения о ДТП. В нем четко укажите личные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, виновника ДТП, нанесенные автомобилям повреждения. Инспектор ГАИ советует собрать максимум доказательств о ДТП: фото (видео), на котором будет видно расположение автомобилей после ДТП, номерные знаки на авто, следы торможения, поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения. Не лишним будет взять контакты и показания очевидцев происшествия, запись видеорегистратора.

После того как европротокол заполнен, один экземпляр заполненного бланка остается у потерпевшей стороны, чтобы в дальнейшем вместе с заявлением представить его в страховую компанию для получения возмещения, второй - у виновника ДТП (оригинал извещения - для потерпевшего, копия - для виновника).

Бланк извещения о ДТП должен быть заполнен правильно, быть легко читаемым, неповрежденным и подписанным обоими участниками ДТП. Не оставляйте в нем пустые строки и графы. Заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.

Оформив европротокол, участники могут покинуть место аварии.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.

Данные вопросы читателя «ГЧ» переадресовал ВРИО начальника Ганцевичского оГАИ Евгению Малевичу.

– Так что же такое Европротокол?

– Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ.

Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией.
Введено это было уже более пяти лет назад. Сначала это был своего рода эксперимент, а сейчас уже люди охотно пользуются таким упрощенным порядком оформления ДТП.

Статистика показывает, что каждая третья авария оформляется без вызова ГАИ.

– Как заполнять бланк Европротокола?

– Главное требование – бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Важно!

– В каком случае может быть оформлен Европротокол?

– Европротокол может быть оформлен при следующих условиях:
– участники аварии должны прийти к обоюдному согласию,
– в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей,
– ущерб в них не должен превышать 400 евро,
– вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей.
– оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

– Какие ошибки могут быть допущены при оформлении ДТП без участия ГАИ?

Во-первых…

Есть опасность того, что владельцы поврежденных автомобилей не всегда могут учесть в скрытые дефекты. Можно дотошно записать в документ все повреждения внешние, до последней царапинки, и не обратить внимание на повреждения внутри автомобиля.
После удара в переднюю часть авто нужно обязательно проверить посмотреть световые приборы, работу блоков радиатора, убедиться нет ли течи технической жидкости. Если в чем-то сомневаетесь, то лучше вызвать сотрудников ГАИ и не рисковать.

Во-вторых…

Бывает, что потерпевший обнаруживает незамеченные ранее повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, и при этом он убежден, что никого не обманывает.
Но, если у страховщика появятся сомнения, то он запросить второй бланк и если будет несоответствие, тогда не только будет приостановлена выплата, но и разбирательства с правоохранительными органами.

Третье…

Нужно быть внимательными ко всем пунктам. И ставить подписи в обеих графах, и там, где потерпевший и там, где причинитель вреда.

Четвертое…

Одно из главных условий оформления Европротокола – наличие действующих водительских прав. Потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника.
По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении Европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

– Как получить возмещение?

– После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию.

Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП.

А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.