Правила разворота на проезжей части с разделительной полосой в развыве. Разворот на перекрестке — как действовать согласно правил дорожного движения. Штрафы за нарушение правил разворота

Разворот на перекрестке является к одним из самых сложных маневров, потому что во время его выполнения водителю необходимо контролировать сразу несколько направлений. Кроме того, для каждого типа пересечения дорог действуют свои правила, нарушение которых может привести к серьезным последствиям, начиная от штрафа и лишения прав, и заканчивая утратой здоровья и даже жизни. Поэтому новичкам разворачиваться на перекрестках крайне не рекомендуется.

ПДД

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Правила дорожного движения предписывают соблюдать как общие требования к поведению на дороге, так и частные, действующие в определенных ситуациях и при наличии/отсутствии тех или иных знаков.

Правила разворота на перекрестке, в частности, гласят, что нельзя пересекать встречную и соседнюю полосы, выполнять поворот разрешается только с прилежащего к разделительной сплошной ряда, а также нельзя заезжать на тротуар, так как это приводит к потере управления.

Важно помнить, что на дороге вообще и, в частности, на перекрестках нельзя пользоваться задним ходом, что дополнительно усугбляет положение, осложняя и без того непростую процедуру разворота. Сдавать назад можно только при въезде на прилегающие к дороге территории, например, дворы или местные уширения.

ПДД выделяют два основных типа разворота на перекрестке — по малому и по большому радиусу, которые еще называют ближней и дальней траекториями.

Нюансы выполнения маневра

Развороты по малому и большому радиусу осуществляются в разных ситуациях. Первый — когда дорога достаточно широка и в распоряжении водителя много места, а второй — на узких проезжих частях, где машину невозможно развернуть без выполнения дополнительной дуги.

При этом для обоих этих способов разворота действуют одинаковые правила:

  1. начинать маневр из ближнего ряда;
  2. не пересекать разделительные линии, зебры и края дороги;
  3. учитывать знаки и особенности конкретного вида перекрестка.

При этом действует правило, согласно которому, там где может быть применен маневр по малому радиусу, не запрещается проводить его и по большому, например, для большей уверенности.

Что такое разворот по дальней траектории

Данный вид маневра применяется в случаях, когда нет возможности сделать поворот в непосредственной близости от конца разделительной сплошной. Это бывает по разным причинам: возможно дорога слишком узкая или машина слишком длинная, может быть ведутся ремонтные работы или часть трассы перекрыта каким-то большим автомобилем.

В таких ситуациях, когда разворот с места невозможен, водитель должен проехать чуть вперед и зайти на дугу, таким образом, выиграв дополнительное пространство для выравнивания машины и встраивания её в ряд. Расстояние до начала поворота выбирается произвольно, допускается даже выполнение разворота возле самого края противоположной разделительной линии, полосы, зебры или обочины, но заезжать туда нельзя.

Что представляет из себя разворот по ближней траектории

На широких дорогах, где достаточно места для разворотных маневров, нет необходимости делать дуги, а можно поворачивать на встречную полосу прямо у края сплошной в самом начале перекрестка. Однако нужно заранее просчитать, не заедет ли при этом машина бордюр, так как это может привести к аварии. Также при повороте с малым радиусом важно не заехать за сплошные и зебры, расположенные на пересекающихся проезжих частях.

Варианты перекрестков

Способ пересечения дорог, как и их количество оказывает существенное влияние на механизм проведения разворота. Основные правила разворота на перекрестке действуют всегда, но в зависимости от типа конкретной развилки, могут быть добавлены и частные. Рассмотрим самые распространенные случаи:

На Т-образном перекрестке возможны две ситуации — когда водитель едет по основной дороге и хочет развернуться в обратном направлении по ней, и когда он двигается по прилежащему транспортному полотну и, соответственно, маневрирует на нем.

Правила дорожного движения здесь принципиально не отличаются от общего случая, так если трасса узкая, двигаться нужно по дальней траектории, а противном случае по ближней. Однако техника выполнения будет немного другой — это связано с тем, что при движении по основной дороге у водителя нет места, чтобы зайти на петлю — его ограничивает обочина или кювет, поэтому приходится использовать для описания дуги часть прилегающей трассы, но опять же — заезжать за сплошную нельзя.

Регулируемым называется перекресток, где действуют либо светофоры, либо работает полицейский-регулировщик. В таких случаях водители обязаны руководствоваться их указаниями и выполнять любые маневры, в том числе и развороты, только на разрешающий сигнал.

Нерегулируемый

На нерегулируемых перекрестках отсутствуют источники сигналов, а корректировка движения происходит или при помощи знаков, если они есть, или в соответствии с общими правилами ПДД, такими как «Помеха справа». Например, при наличии треугольного знака «Уступи дорогу», необходимо дождаться, пока трасса освободится, и только тогда начинать движение. Если знаков нет вообще, в приоритете всегда та дорога, которая находится справа от водителя.

На пересечениях дорог, где есть разделительная полоса, предусмотрено два варианта разворота — когда разделительная полоса не доходит до перекрестка, и когда она его пересекает.

В первом случае маневр выполняется исключительно по малой траектории, поскольку на таких проезжих частях, как правило, много места. Заезжать на пересечение дорог при развороте нельзя, за это могут серьезно оштрафовать.

При втором варианте разрешается поворачивать только по большому радиусу, так как в противном случае, водитель какое-то время будет двигаться по встречной полосе, а это грозит лишением прав (п. 8.6 ПДД).

Однако здесь есть нюанс. При маневрах нужно учитывать ширину разделительной полосы. Если она достаточно большая, и водитель развернулся по малому радиусу, его однозначно лишат прав, поскольку, поворачивая, он ехал навстречу движению продолжительное время. Если же линия раздела довольно узкая, не более 20-30 см в ширину, инспекторы иногда закрывают на это глаза, потому что движение по встречной пренебрежимо мало.

В случае наличия на дороге схемы или разметки, ориентироваться необходимо по ней (п. 1.18 и п. 5.15.2 ПДД).

С трамвайными путями

Согласно ПДД рельсовый транспорт в большинстве случаев имеет преимущество перед прочими транспортными средствами. Трамвай обязан уступить дорогу машине только тогда, когда он двигается по примыкающей дороге, а автомобиль по главной ( и ).

При наличии на перекрестке светофора, который дает разрешение двигаться и трамваю и машине, трамвай в приоритете, так как он едет по рельсам, поэтому ему необходимо уступить. Если светофор дал машине зеленый свет, а трамваю красный, последний должен стоять. Но трамваи могут начать движение на стрелку, включенную одновременно с запрещающим сигналом светофора, что является нарушением. А поскольку определить, чем руководствовался его водитель — светофором или стрелкой, уступать дорогу трамваю рекомендуется всегда, и это не является нарушением.

Если перекресток нерегулируемый, преимущество за трамваем во всех случаях, кроме тех, когда он движется по примыкающей дороге, а машина — по основной.

Разворот на пересечении обычной дороги и трассы с односторонним движением вызывает много споров и предрассудков. Связано это с тем, что водители думают, что выполняя маневр на таком участке они, якобы, выезжают на встречную полосу, что карается лишением прав.

Однако в действительности ПДД не запрещает развороты в таких местах, в частности, знак «Стрелка» является лишь указателем, гласящим о недопустимости поворота в сторону, однако разворот разрешен, и в описании знаков и ПДД это отражено.

При выполнении разворотного маневра на перекрестке с односторонним движением, необходимо руководствоваться теми же правилами, которые справедливы для общего случая, поскольку они здесь дублируются.

Согласно ПДД, наличие светофора вынуждает водителей руководствоваться в первую очередь его сигналами, игнорируя все остальные, и перекресток — не исключение.

Выполнять разворот под сигнал светофора гораздо проще, поскольку водителю нужно контролировать только одну сторону — ту, в которую он поворачивает, то есть, слева от себя. Именно поэтому в городах новичкам советуют тренировать навык разворота только на таких перекрестках.

При проезде через пересечение с дополнительной секцией преимущество будет у тех водителей, которые не въезжают на перекресток. То есть, автомобиль, желающий выполнить разворот, видя, что наперерез ему по дополнительной секции движется машина, обязан уступить ей дорогу, независимо от разрешающего сигнала светофора.

Однако такое правило действует лишь до тех пор, пока водитель находится на перекрестке, а после того, как он закончит разворот и окажется уже на самой дороге, преимущество будет за ним.

Что касается машины, двигающейся по доп. секции, она должна уступить дорогу в том случае, если стрелка включена одновременно с красным сигналом светофора ().

Штрафные санкции за нарушение правил разворота на перекрестке

В зависимости от рода проступка и его последствий, наказание может быть разным.

Но чаще всего на перекрестках имеют место такие нарушения как:

  • водитель не уступил дорогу автомобилю с приоритетом в движении () карается штрафом в размере 1000 рублей ();
  • З выезд на встречную полосу () ГИБДД накажет водителя штрафом в 5000 рублей и лишением прав на пол года ();
  • За пересечение разделительной полосы предусмотрен штраф в размере 1500 рублей () .

Другие нарушения менее распространены, и они регламентируются тем же административным кодексом России. Например, движение задним ходом на перекрестке наказывается штрафом в 500 рублей.

Исключения из правил

В некоторых случаях для водителей, нарушивших ПДД на пересечении дорог, делаются исключения, освобождающие их от штрафных санкций. Так например, не считается нарушением действие, совершенное с целью избежания ДТП, пропускания машин с проблесковыми маяками, карет скорой помощи, пожарных грузовиков или полиции.

Кроме того нарушения ПДД допускаются при проведении на дороге ремонтных работ или перекрытия части полотна в следствии ДТП. При отказе светофоров тоже можно не соблюдать правила, но необходимо учитывать, что при этом перекресток приобретает статус нерегулируемого.

Дорожные знаки

При разворотах нужно обращать внимание на 3 основных знака — это:

  • «Уступи дорогу». Он имеет треугольную форму, и его можно заметить с любой стороны. Этот треугольный знак — единственный в своем роде, поэтому на него можно смотреть даже сзади;

  • (STOP), запрещающий проезд без остановки;

  • Знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Конец главной дороги».


Включение поворотных сигналов

Использование транспортного средства всегда подразумевает соблюдение правил дорожного движения. Причем касается это различного рода маневров, разворота в том числе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо обязательно осуществлять таковой в таковом режиме, в противном случае будет наложен штраф.

Определение

Большая часть водителей попросту не знает, как правильно осуществляется разворот. Процесс данный относительно сложен, особенно если кузов транспортного средства достаточно длинный.

Важно заранее ознакомиться со всеми правилами, которые определяют данную процедуру. Также важно отметить, что в правилах дорожного движения больше уделяется внимания как раз тому, где запрещено осуществлять разворот. Чем регулированию подобного рода процедуры.

Алгоритм данный имеет свои тонкости, особенности. Со всеми ними нужно будет ознакомиться заранее. Только так можно будет не допустить ошибок. Причем в некоторых случаях предполагается не просто штраф, но и .

За соблюдением правил наблюдают:

  • работники ГИБДД;
  • специальный камеры видеофиксации.

Причем в первом случае при развороте в неположенном месте предполагается сразу лишение. Например, если осуществляется процедура таковая через двойную сплошную линию.

На данный момент существует широкий перечень знаков, которые регулируют вопрос поворота и разворота. Необходимо заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами и особенностями процедуры.

Необходимо будет изучить максимально внимательно. Так как соблюдение всех правил – это залог отсутствия , а также всевозможных иных проблем – которые могут возникнуть в результате несоблюдения правил.

Отдельное внимание следует уделить как раз знакам, которые влияют на то, как и где может быть осуществлен разворот. Важно заранее таковой момент проработать. Так как в противном случае могут возникнуть различные сложности, проблемные ситуации.

Знаки

Отдельно нужно отметить, что существует очень широкий перечень знаков, которые влияют на разворот. Причем некоторые делают это не на прямую, а косвенно.

Основными знаками, с которыми нужно будет в первую очередь ознакомиться, являются №6.3.1. и 6.3.2. Обозначаются они как «Место для разворота», «Зона для разворота».

Именно эти знаки являются основными, которые регулируют место для осуществления рассматриваемого маневра.

На данный момент существует достаточно много различных нюансов, связанных с передвижением по дороге и выполнение таковых маневров.

Особенно внимательно нужно ознакомиться с цифрами, которые обозначены на знаках. Соответственно, при указании 15 м означает, что через данное расстояние можно будет осуществить маневр.

Основным условием подобного маневра в рассматриваемом случае является позиция автомобиля. Сам разворот должен осуществляться из крайне левого положения на крайнего положения, с левой же полосе.

Существуют и другие знаки, которые напрямую указывают место, где процесс разворота осуществлять ни в коем случае не допускается.

Основным таковым является знак «Разворот запрещен», маркируется он как 3.19. Причем нужно отметить, что таковой знак не означает, что в данном месте не допускается осуществлять поворот.

Монтаж такового знака осуществляется обычно на перекрестке. Отдельно нужно ознакомиться с тем, как именно предписывающие знаки осуществляют регулирование передвижения.

Существует достаточно большое количество таковых – которые не допускают осуществление поворота. Основными таковыми являются следующие:

  • предписывающий знак – устанавливающий движение только лишь прямо – обозначается как №4.1.1;

  • знак «движение направо» — обозначается номером 4.1.2 – он позволяет лишь поворот направо, при этом прямо, поворот и разворот налево будет запрещен;

  • движение прямо и направо – обозначается как 4.1.4 – позволяет двигаться лишь прямо, направо, в то же время разворот и поворот налево полностью запрещен.
  • Ещё один предписывающий знак, который не допускает осуществление рассматриваемого маневра – это обозначающий движение одностороннего типа.

    Обозначается таковой знаком 5.5. Так как если будет осуществлен разворот – то водитель автоматически попадает на полосу встречного дорожного движения. В то же время в таком случае поворот не будет запрещен. Нужно лишь помнить обо всех нюансах, тонкостях процедуры.

    Помимо остальных указанных выше знаков существуют и два дополнительных – которые также не допускают осуществление данного маневра.

    Таковым является знак «направление движения по полосам», обозначается он как 5.15.1. Также таковым является «направление движения по полосе» 5.15.2.

    Отдельно нужно будет отметить, что разметка на дорожном полотне также достаточно существенно влияет на то, возможно ли будет осуществлять процесс разворота.

    К таковым типам разметки относится в первую очередь следующее:

    • одинарная сплошная линия – маркируется она как 1.1;
    • двойная сплошная линия разметки – 1.3;
    • двойная, сплошная, прерывистая линия – со стороны сплошной разворот не допускается, маркируется номером 1.11.

    Помимо этого, запрещается поворот и для горизонтальной разметки. Обозначается она как 1.18. Он говорит о направлении движения по всем полосам. В таком случае из крайней левой полосы не допускается свершать поворот налево.

    Где разрешено или запрещено разворачиваться

    В ПДД установлены общие правила, в соответствии с которыми нужно будет в обязательном порядке занимать крайнее левое положение прежде, чем будет осуществлен маневр. Причем для двусторонней дороге действует несколько другое правило – необходимо занять крайнее левое положение на своей полосе.

    При наличии трамвайных путей разворот необходимо будет проводить предварительно выехав на таковые.

    Схема движения опять же соответствующим образом отражена в ПДД. Причем выезд должен быть осуществлен в попутном направлении движения. Только после этого осуществляется маневр. Важно заранее ознакомиться со всеми нюансами поворота.

    Так как только так можно будет не допустить стандартных ошибок. Которые могут привести к штрафу и даже лишению водительского удостоверения.

    Отдельно нужно отметить, что для некоторых типов транспортных средств используются специальные схемы разворота. Например, из-за их габаритных размеров.

    Даже с двумя полосами для движения траектория может отличаться от стандартной и водитель может занять крайнее правое положение прежде, чем осуществить маневр. Разметка при этом может быть нарушена. Нужно будет этот момент проработать заранее.

    Отдельно нужно разобрать целую серию различных вопросов. К основным таковым в первую очередь относится следующее:

    • на перекрестке — регулируемом и нет;
    • на трамвайных путях вне перекрестка;
    • на т-образном перекрестке;
    • на мосту;
    • на трассе;
    • на остановке общественного транспорта;
    • на пешеходном переходе;
    • с заездом на парковку;
    • перед ЖД переездом.

    Все обозначенные выше ситуации являются относительно сложными для осуществления. Особенно если водитель является новичком на дороге. Потому нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, только так возможно будет избежать стандартных проблем.

    На перекрестке регулируемом и нет

    Особенно внимательно следует разобраться с тем, как осуществляется разворот на перекрестке. Так как чаще всего штрафы выписывают ГИБДД как раз при осуществлении неверного маневра в таковой дорожной инфраструктуре.

    Основные нюансы маневра на перекрестке:

    • при отсутствии разметки осуществлять маневр возможно по любой траектории – ближней или же дальней;
    • сам маневр должен осуществляться только в пределах перекрестка, не допускается выезжать за него;
    • при превышении траектории назначается штраф – причем для ближней и дальней устанавливается различная величина.

    На трамвайных путях вне перекрестка

    Отдельно стоит ознакомиться с тем, как осуществляется процесс разворота на путях трамвайных. Соответственно, маневр нужно осуществлять только лишь в случае, если сам трамвай в процессе движения отсутствует на рельсах.

    В противном случае не допускается осуществлять маневр. Нужно заранее данный момент проработать.

    Процесс разворота включает основные этапы:

    • осуществляется выезд в попутном направлении на трамвайные пути;
    • после чего осуществляется разворот по стандартной кратчайшей траектории.

    Важно отметить, что опять же необходимо внимательно следить за отсутствие знаков, которые прямо запрещают осуществлять разворот подобным образом. Все нюансы и тонкости процесса нужно будет проработать заранее.

    На т-образном перекрестке

    Основной особенностью разворота на подобной объекте дорожной инфраструктуры является верно определенная главная дорога. Причем далеко не всегда она является прямой.

    Необходимо на Т-образом перекрестке руководствоваться следующими правилами движения:

    • обращать внимание на знак «главная дорога» — что определить приоритеты движения;
    • при отсутствии знаков нужно помнить о правиле «помеха справа»;
    • важно включать своевременно указать поворота.

    Необходимо заранее проработать все основные моменты, которые тем или иным образом связаны с процессом разворота. Так как чаще всего причиной проблемы становится банальная невнимательность. Важно заранее проработать все тонкости, нюансы процедуры.

    На мосту

    Существует достаточно широкий перечень участков на дороге где запрещено разворачиваться. Причем одним из таковых мест является как раз объект дорожной инфраструктуры обозначаемый как «мост». Данный момент рассматривается в ПДД.

    Имеется отдельный раздел, в котором рассматривается перечень подобных мест – где осуществлять данный маневр попросту запрещено.

    Основным таковым нормативным документом является п.8.11. В нем перечисляются все места где осуществлять разворот полностью запрещено.

    На трассе

    Процесс таковой на трассе можно выполнять только при выполнении следующих условий:

    • отсутствуют запрещающие знаки;
    • отсутствуют знаки, которые косвенно запрещают осуществлять разворот;
    • разметка не является сплошной.

    На остановке общественного транспорта

    Остановка общественного транспорта – как раз место, где разворот не допускается. Причем вне зависимости от типа разметки, а также всевозможных иных факторов. Нужно заранее данный момент проработать.

    На пешеходном переходе

    Пешеходный переход также находится под запретом для данного маневра – не допускается осуществлять таковой процесс. Правила дорожного движения в плане подобных маневров достаточно жестко регламентированы.

    С заездом на парковку

    Разворот как таковой возможен с последующим заездом на парковку. Но опять же нужно помнить, что осуществление таковой процедуры возможно лишь в случае, если имеет место отсутствие каких-либо сложных, затруднительных моментов. Это касается запрещающих знаков, разметки.

    Перед ЖД переездом

    Железнодорожный переезд является как раз одним из тех объектов перед которыми запрещено осуществлять данный маневр. А также ряд иных. Например, касается это обгона, множества других.

    Важно заранее проработать таковой момент. Так как только так можно не допустить стандартных ошибок, которые имеют место в рассматриваемом случае.

    Разворот малого радиуса

    Важно заранее ознакомиться со всеми ПДД, которые тем или иным образом затрагивают разворот. Момент этот лучше всего изучить заранее. Это касается водителей всех без исключения. Нужно быть осторожными и со светофором.

    Согласно позиции ГИБДД при развороте по малому радиусу водитель нарушает п. 8.6 ПДД. Подразумевается, что при выполнении маневра машина не должна оказаться на встречной полосе.

    Данный момент подпадает под действие . Ст. №12.15 – выезд в нарушение правил дорожного движения.

    Причиной конфликта между правоохранителями и водителями заключается как раз в том, что данный пункт ничего не говорит именно о развороте. Но лучшее решение – просто не допускать подобных ситуаций.

    Ответственность за нарушение правил

    Ответственность на нарушение разметки, знаков может быть различная:

    • штраф;
    • лишение водительского удостоверения.

    Частые варианты неправильного разворота:

    Перекресток Т-образный можно осуществлять любым легковым транспортом. Но лишь при отсутствии соответствующим образом установленного запрещающего знака.

    Действует стандартная допустимая схема маневра, важно заранее ознакомиться с ней. За задний ход на перекрестке предполагается штраф величиной в 500 рублей .

    Важно внимательно и заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами процедуры. Только так можно будет избежать проблем. Причем подобное нарушение является достаточно существенным. Например, разворот через две сплошные линии.

    Нужно будет заранее ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями процедуры. Только так можно будет не допустить стандартных ошибок. Алгоритм осуществления маневра может быть различным.

    Их не так уж много, они стандартизированы настолько, насколько это в принципе возможно, чтобы не вызывать противоречивых ситуаций на дороге. Их, если позволите, миссия состоит в том, чтобы сделать вождение безопасным. Этой же цели подчинены разметка, знаки и т. д.

    Идея в том, что если все водители будут следовать ПДД, количество нештатных ситуаций на дороге, а значит, и ДТП удастся снизить до теоретически возможного минимума. Проблема в том, что не все водители помнят эти правила. Мы не имеем в виду тех, кто их не соблюдает сознательно. Речь идёт о том, что очень сложно удержать в памяти мельчайшие нюансы всех правил движения. Основные вы помните очень хорошо, потому что пользуетесь ими каждый день. А вот подробности некоторых правил рекомендуется периодически обновлять в памяти.

    Яркий пример - правила выполнения разворота на дороге. Водители выполняют этот манёвр каждый день, подчас не задумываясь о том, как сделать его в полном соответствии с ПДД. Между тем есть немало нюансов. О них и расскажем.

    Основа основ

    Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.

    Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу. В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.


    Изображение разрешенного разворота на перекрёстке

    Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.

    Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.

    Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно - старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.

    По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!

    Рельсы на дороге

    В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на . Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.

    Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка - общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.

    Разворот без перекрёстка

    У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.

    Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины. Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока.

    Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.

    Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.

    Запрещённый приём

    Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён. Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.

    Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:

    • разметкой;
    • знаками;

    Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила. С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:

    • пешеходные переходы;
    • тоннели;
    • мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;
    • переезды через железнодорожные пути;
    • места с затруднённой видимостью;
    • остановки транспорта.

    Давайте по порядку. Разворачиваться на пешеходном переходе не просто опасно, это безответственно. Вы подвергаете опасности жизнь пешеходов и других водителей, выполняя этот манёвр в таком месте. Заметьте, что зоной пешеходного перехода считается расстояние между гранями визуальной разметки (зебры) или, если её не видно, расстояние между знаками. Выполнить разворот на этом участке дороги нельзя, нужно найти другое место.

    Что касается тоннелей и мостов, то вряд ли кто-то вообще соберётся там разворачиваться. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Но имейте в виду, что мост соединяет два берега, под ним нет дороги. То, что мы по привычке называем мостами, на самом деле либо эстакада, поднимающая полноценный уровень дороги над землёй или другой дорогой, либо путепровод, ярким примером которого являются съезды на трассах, переводящие поток над основной дорогой. Так вот под этими сооружениями выполнять разворот нельзя! Опоры и конструкции затрудняют видимость, поэтому манёвр будет считаться небезопасным.

    Железнодорожный переезд также не является распространённым местом для разворотов. Вообще, там действует особые режим движения и нарушения правил наказываются с особой жёсткостью. Однако помните, что если на переезде есть шлагбаумы, то его граница заключена между ними и до шлагбаума идёт обычная дорога, на которой, в зависимости от разметки, можно или нельзя правильно выполнять разворот на общих основаниях. Но когда шлагбаумов нет, граница продлевается до пространства между знаками. Будьте внимательны, эта особенность может стать причиной долгого и неприятного разговора с инспектором ДПС.

    Остановки автобусов и маршрутных такси входят в этот список, потому что высадка пассажиров всегда должна проходить беспрепятственно и с максимально возможным уровнем безопасности для них. Любой благоразумный человек сам будет держаться подальше от таких мест и выполнит разворот на дороге там, где не будет риска сбить зазевавшегося пешехода. При этом в ПДД протяжённость зоны явно не указана. Но вообще, остановка и поворот ближе 15 метров до и после остановки запрещены; к развороту относится то же самое, так что внимательно и разметку. Если на дороге специально есть расширение для остановки, то это ничего не меняет и правильно выполнить разворот нужно будет в другом месте.

    Говоря о скорости разворота, в правилах нет по этому поводу никаких указаний. То есть теоретически для такого движения действует ограничение в 60 км/ч. Но это, как вы понимаете, совсем не значит, что вам надо выполнять разворот на дороге именно с этой скоростью. Мы предполагаем наличие интеллекта и инстинкта самосохранения у наших читателей.

    Послесловие

    Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё - хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп - это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.

    Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.

    Ежегодно на дорогах увеличивается в разы количество автомобилей. Все больше и больше людей садится за руль железного коня. Но, к сожалению, количество понижает качество. За пять минут, стоя на перекрестке, можно отметить около десятка нарушений ПДД. А ведь любое несоблюдение может обернуться смертью человека. Именно поэтому каждый водитель обязан выполнять все пункты ПДД, а не равняться на других. В первую очередь, человек в ответе перед собой и своей совестью.

    Многие начинающие водители не имеют в достаточной мере практических, а что еще хуже, иногда и теоретических знаний. Один из маневров, который требует особого внимания, разворот. В любом случае каждому водителю придется с ним столкнуться.

    Где можно разворачиваться?

    ПДД четко определяют места на дороге, где разрешено выполнять данный маневр. Несоблюдение этих пунктов правил грозит водителю транспортного средства штрафом.

    При отсутствии на участке запрещающих знаков можно совершить маневр, учитывая правила разворота:

    • на перекрестке;
    • на участке дороги с прерывистой разделительной полосой;
    • в местах с обзорностью в обе стороны минимум сто метров.

    Техника выполнения разворота

    В связи с тем, что автомобиль с механической коробкой передач сложнее в обращении, рассмотрим именно этот вариант.

    Порядок действий при выполнении разворота:

    1. Займите крайнюю левую полосу.
    2. Включите сигнал поворота.
    3. Остановитесь.
    4. Выжмите сцепление, включите первую передачу и не снимайте ногу с педали тормоза. Держите ее нажатой.
    5. Убедитесь, что транспортные средства с приоритетных направлений проехали.
    6. Отпускайте педаль тормоза и вращайте руль влево.
    7. После завершения разворота выровняйте автомобиль.
    8. Выключите поворотник. Наберите скорость, соответствующую транспортному потоку.

    Как вы могли заметить, ничего сложного нет в выполнении маневра. Главное - не создавать аварийных ситуаций и не забывать о ПДД.

    Правила разворота на перекрестке

    У данного маневра есть строгая последовательность действий. При этом совершенно неважно, совершается разворот на перекрестке со светофором или без него.

    Перед началом маневра необходимо занять крайнюю левую полосу. Именно с нее разрешается выполнять разворот. В случае, когда габариты транспортного средства не позволяют выполнить разворот из крайней левой полосы, разрешается нарушить это правило. Но вы обязательно должны убедиться, что все меры безопасности выполнены, и вы не мешаете другим участникам дорожного движения. Грубо говоря, если вы передвигаетесь на легковом автомобиле, то вам разрешено разворачиваться только с левой полосы. При этом вы обязаны выполнить некоторые условия:

    1. Не выезжать за пределы перекрестка.
    2. Вписаться в свою полосу. Нельзя въезжать на встречную полосу.
    3. Разворот не является уважительной причиной для пересечения двойной сплошной линии. Поэтому маневр выполняйте так, чтобы не наехать на разметку.

    При выезде на середину перекрестка вы пропускаете все транспортные средства с других направлений, которые имеют перед вами преимущество. Только после этого вы заканчиваете свой маневр.

    Здесь внимание следует обратить на место, куда вы въезжаете после разворота. Итак, если на проезжей части имеется разделительная полоса, то необходимо ехать по дальней траектории. В случае если ее нет, то путь вы выбираете сами. То есть можно двигаться как по дальней, так и по ближней траектории.

    Разворот на перекрестке со светофором: порядок действий

    Как осуществляется маневр на дорог? Разрешен ли разворот на перекрестке со светофором? Таким вопросом задаются практически все обучаемые в автошколах. Ответ на него утвердительный. Причем именно на перекрестках и нужно совершать данный маневр. Выполняется разворот налево на перекрестке со светофором. Направо совершать данный маневр запрещается. Также есть некоторые нюансы, о которых следует знать перед тем, как выполнять разворот на перекрестке со светофором со стрелкой.

    Итак, для того, чтобы совершить данный маневр, последовательность действий должна быть следующей:

    1. Занять левую полосу. Разворот выполняется исключительно из этого положения.
    2. Включить поворотник.
    3. После того, как загорится разрешающий сигнал светофора, нужно выехать на середину перекрестка. Если нет автомобилей со встречных направлений, то можно без остановки продолжить движение и закончить маневр. В ином случае вы должны будете их пропустить.
    4. Пропуская автомобили, будьте внимательны, ведь за вами также собрался транспортный поток, который пока не знает, будете вы поворачивать налево или разворачиваться.
    5. Уступив другим машинам, вы заканчиваете маневр. Даже если загорелся уже красный вас должны пропустить остальные участники движения, так как вы уже начали выполнять разворот. Об этом гласят ПДД, которые каждый должен исполнять. Но, как мы знаем, не все водители добросовестно следуют им. Поэтому не лишним будет следить за обстановкой на перекрестке и за светофором.
    6. После того, как выполните разворот, выключайте сигнал поворота. Выравнивайте автомобиль и двигайтесь по намеченному пути.

    Разворот на Т-образном перекрестке

    Маневр в данной ситуации выполнить проще. Т-образный перекресток облегчает его осуществление. Здесь самое главное - правильно рассчитать траекторию, учитывая габариты транспортного средства, так как Т-образный перекресток, как и любой другой, запрещает движение задним ходом.

    Сложности возникают при развороте на габаритном автомобиле. Безопаснее будет подыскать более подходящее место. Так как помимо запрета на задний ход, на перекрестках запрещается разворот в несколько приемов. За такие действия вы станете обладателем штрафа.

    Разворот с использованием прилегающей территории

    В данной ситуации при выполнении маневра возможны два варианта. Первый - прилегающая территория находится справа, второй - слева. Оба варианта требуют выполнения четких действий и внимательности. Однако стоит отметить, что первый вариант осуществить намного проще, так как вам не придется выезжать на встречную полосу.

    Алгоритм выполнения разворота с использованием прилегающей территории, располагающейся справа:

    1. Проезжаете немного вперед. Не пытайтесь плотно прижаться к бордюру.
    2. Останавливаетесь в метре от поворота на прилегающую территорию. Можно чуть меньше или больше, в зависимости от габаритов вашего автомобиля.
    3. Включите сигнал правого поворота.
    4. Сворачиваете, двигаясь задним ходом. Перед этим обязательно убедитесь, что вы не станете помехой для других участников движения. Особое внимание уделите пешеходам.
    5. Как только бампер вашего автомобиля скрылся в повороте на прилегающую территорию и не мешает транспортным средствам, двигающимся по главной дороге, можно останавливаться.
    6. Включаете сигнал правого поворота.
    7. Дождитесь просвета в транспортном потоке и выезжайте на проезжую часть.

    Начинающие водители очень боятся выполнять разворот на прилегающую территорию, находящуюся слева, так как считают, что выезжать на встречную полосу нельзя. Это не совсем верно. Разворачиваться таким образом можно. Здесь самое главное - верно оценить ситуацию.

    Алгоритм действий:

    1. Займите крайнюю левую полосу. Остановитесь.
    2. Включите сигнал поворота налево.
    3. Пропустите транспортный поток встречного направления.
    4. Въезжайте на прилегающую территорию передом. При этом старайтесь двигаться максимально близко к правой стороне.
    5. После того, как ваше транспортное средство полностью съехало с проезжей части и скрылось в повороте, вы должны убедиться в том, что позади вас нет машин. Не пытайтесь вылезти перед носом приближающегося автомобиля. Если путь свободен, то задним ходом аккуратно выезжаете на проезжую часть.
    6. Продолжайте двигаться прямо.

    Как вы видите, маневр не сложный, но тем не менее требующий внимания и аккуратности.

    Разворот вне перекрестка

    Правила для данного маневра:

    1. Начинать с крайнего левого положения. Однако если дорога узкая, то разрешается и с правого.
    2. Обязательно уступить попутному и встречному потоку транспортных средств. Не стать для них помехой.
    3. Въезжать на любую из полос. Но все же предпочтительнее на крайнюю левую.
    4. Видимость проезжей части в обе стороны должна быть не менее ста метров.

    Где нельзя совершать разворот?

    На некоторых участках дороги запрещено выполнять данный маневр. Их следует внимательно изучить и обязательно запомнить.

    • в границах остановок;
    • на мостах и эстакадах, в тоннелях, путепроводах;
    • на пересечениях с железнодорожным полотном;
    • на пешеходных переходах.

    Штрафы за нарушение ПДД при развороте

    Наказания за данный маневр, выполненный не по правилам, не строги. В основном выписывается за неправильный разворот на перекрестке со светофором штраф. Лишают водительского удостоверения не всегда. Однако за неправильно выполненный маневр ваше право управлять транспортным средством могут на некоторое время отнять.

    Штраф за выполнение разворота в неположенном месте опустошит ваш бумажник на 500 рублей. Наказание за маневр на автомагистрали или в разрыве разделительной полосы равняется 2500 рублей.

    Запрещено при совершении разворота пересекать две сплошные разделительные полосы, которые отделяют встречные направления на четырех- и более полосной дороге. Штраф - 1000-1500 рублей. Грубым нарушением является езда по встречной полосе. Даже если это будет всего лишь один метр, по причине того, что водитель немного не рассчитал площадку, требуемую для выполнения маневра. Эта оплошность лишит вас 5000 рублей или права управлять автомобилем сроком до полугода.

    Помимо перечисленных, сотрудники ГАИ могут выписывать и другие штрафы, если водитель нарушил иные пункты ПДД.

    За грубые нарушения правил сумма наказания увеличивается. А если в результате вашего неправильного маневра нанесены травмы другим участникам дорожного движения, то это может обернуться вам тюремным сроком. Поэтому, прежде чем начинать разворот, убедитесь, что своими действиями вы ничего не нарушите.

    Если сомневаетесь в своих силах, то лучше не совершать маневр, а проехать пару кварталов и путем поворотов вернуться на желаемый маршрут.

    На Т-образном перекрестке внимательно изучите, где находится главная дорога. На таких пересечениях она часто меняет свое направление.