Правила тб при выполнении ручных работ. Техника безопасности при шитье. Правила организации рабочего процесса. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Ведение в шитье.Техника безопасности при шитье. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Знакомство детей с инструментами, материалами и техникой безопасности при шитье. Получение первичных навыков работы с иголкой и ниткой. Задачи: развивать кругозор, мелкую моторику; 2) формировать умение работать с инструментами и материалами для шитья; 3) научить правилам безопасности при шитье; 4) научить вдевать нитку в иголку, делать узелок. Автор: Васильева Е.А., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Правила поведения на занятиях кружка «Мастерская рукоделия». Входить в класс и покидать его можно только с разрешения педагога. Учащийся должен занять свое рабочее место. Менять его можно только с разрешения педагога. Подготовить инструменты и материалы. Начинать работу с разрешения педагога. После окончания работы сложить инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место. При получении травмы немедленно обратиться к педагогу!

Шитьё - это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Без топора - не плотник, без иголки - не портной. На станке её ткачиха, Нам из нитей сотворит, Продавец её отмерит, А закройщик раскроит. Вот и сшили мы обновку, Красота какая - глянь! Для одежды самой разной Нам нужна, конечно, ………. Загадка: Пословица:

Покажи и назови инструменты и материалы для шитья. иглы ножницы наперсток булавки нитковдеватель кнопки пуговицы нитки коробка для рукоделия ткани

Какие опасности возникают при шитье? При работе без напёрстка можно уколоть пальцы иголками и булавками. Если неаккуратно обращаться с ножницами, можно порезаться. Если взять иголку в рот, ее можно проглотить. Если откусывать нитки зубами, можно поранить рот и повредить зубы. Если вколоть в одежду иголку, то можно уколоться При уколе ржавой иглой возможно заражение крови. При потере иголок и булавок последствия непредсказуемы и очень опасны!

Правила безопасности при работе с ножницами Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы. Использовать ножницы только по назначению.

Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. Знать количество иголок и булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, не брать их в рот, не вкалывать в одежду и другие предметы. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань и может сломаться. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы не наколоться. Шить только с наперстком. Не оставлять булавки и иголки в готовом изделии. Правила безопасности при работе с иголками и булавками

Какие правила техники безопасности нарушила портниха? Целый день сегодня шью, Одеваю всю семью. Погоди немножко, кошка, - Будет и тебе одёжка. ИГРОВАЯ МИНУТКА

Подготовим иголку с ниткой к шитью Возьмем катушку хлопчатобумажных ниток. Два способа правильно отмерить длину нити. Как вдеть нитку в иголку. Держите иглу зажатой между большим и указательным пальцами вашей неосновной руки, отверстие игольного ушка должно смотреть на вас. Вставьте нитку в ушко. Протяните нить через ушко, чтобы образовался свисающий хвостик около 10 см. Это предохраняет нить от выскальзывания из иглы во время шитья. Возьмем иглу, ушко которой по размеру соответствует толщине используемой нити. Отмерим нитку и отрежем ее ножницами. Отрезанный конец покрутим между пальцами – «засучим».

Конец нитки возьмите в правую руку между большим и указательным пальцами. Его дважды не очень туго накрутите на указательный палец левой руки, придерживая большим пальцем (а). Полученные витки немного скрутите между указательным и большим пальцами, постепенно снимите их с пальца, одновременно натягивая нитку (б). Как правильно завязать узелок на конце нитки. Трудно? Нужно поупражняться! Ура! ПОЛУЧИЛОСЬ! Как хранить иголку с ниткой? В игольнице, обвив иголку ниткой.

А теперь уберем все в коробку для рукоделия! Занятие закончено. Спасибо за работу.

Литература, интернет ресурсы: Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» М: Школьная пресса, 2006. Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Изд.: "Просвещение" ,1990, 160 стр. http://ohrana-tryda.com/krujok http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ tkani_i_voloknistye_materialy/pravila_tehniki_ bezopasnosti/ http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ rabota_s_tkanu/podgotovka_k_rabote/ http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ tkani_i_voloknistye_materialy/instrumenty_i_ prisposobleniya/ http://skillville.ru/Homegarden/kak-nauchitsya-shit.html

Перед началом работы:

1. убрать волосы под косынку;

2. ноги расположить па педали так, чтобы правая нога была выдвинута несколько вперед и производила пуск машины;

3. выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;

4. изделие расположить от глаз на 30-40 см;

5. расположить предметы: которыми пользуешься чаще - ближе к себе, которые берут правой рукой - справа, а те, что берут левой - слева;

6. убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания.

Во время работы:

1. включив электродвигатель, убедиться в его равномерной работе;

2. при пуске и остановке машины правую руку заносить сверху махового колеса;

3. обе руки равномерно загружать работой;

4. изделия перемещать, скользя руками по поверхности стола;

5. не производить заправку ниток в машину, смену иглы, не выключив ее;

6. следить за рабочей позой, не наклоняться низко к машине;

7. если соскочил ремень со шкива, остановить машину, выключив электродвигатель;

8. если чувствуется запах горелой резины, быстро остановить машину.

По окончании работы:

1. выключить электродвигатель и нажатием на педаль застопорить машину;

2. убрать свое рабочее место.

Требования безопасности труда

При работе иглой, ножницами

1. Шить с наперстком.

2. Хранить иглы и булавки в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и т. п.), не оставлять их на рабочем месте (столе).

4. Выкройки к ткани прикреплять булавками, направленными острым концом от работающего.

5. Хранить ножницы в определенном месте (коробке).

6. При работе ножницы класть, сомкнув их лезвия.

При работе на швейной машине

1. Электрическая швейная машина должна быть заземлена.

2. Перед работой волосы убирать под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.

3. Не наклоняться близко к движущимся частям машины и не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.

4. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или игл на линии шва и в изделии.

При работе с утюгом

1. Не оставлять утюг, включенный в электрическую сеть, без присмотра.

2. Утюг ставить на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

3. Отключая утюг, следует браться за корпус вилки.

4. Следить за работой утюга, о всех неисправностях сообщать учителю.

5. Следить за тем, чтобы утюг не касался шнура.

Техника безопасности при обработки изделия

Для безопасного труда каждый работающий должен соблюдать следующие правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами

Хранить иглы и булавки следует воткнутыми в специальные игольницы, с вдетыми нитками для более легкого обнаружения в случае потери.

Нельзя втыкать иголки и булавки в одежду, мебель, брать их в рот.

До и после работы пересчитывать иголки и булавки.

При уколе пальца иглой следует выдавить две-три капли крови и смазать ранку йодом.

Ножницы следует хранить в специальном чехле.

Передавать ножницы следует кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.

По окончании работы необходимо убрать свое рабочее место

Правила техники безопасности при работе на швейной машине

Следить за исправностью швейной машины.

Проверять перед работой наличие ограждений и предохранительных экранов, резинового коврика на педали машины, заземления корпуса машины.

Запрещается проводить чистку и смазку машины на ходу.

Запрещается класть ножницы и другие предметы около вращающихся частей машины.

Запрещается отвлекать портного во время работы и отвлекаться самому во избежание попадания рук под иглу или в движущиеся части машины.

Форма портного должна состоять из фартука и косынки, на ногах должна быть обувь без каблуков на резиновой или пробковой подошве.

При обнаружении неисправности, которая самостоятельно не исправляется, следует выключить машину и вызвать мастера-наладчика.

Правила техники безопасности при работе с утюгом

Перед включением утюга необходимо проверить исправность проводки и корпуса.

Под ногами утюжильщицы должен быть резиновый коврик.

При легком покалывании рук во время работы следует срочно отключить утюг и вызвать наладчика - покалывание происходит при замыкании на корпус.

Во время работы необходимо следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга во избежание порчи изоляции.

Необходимо следить за нагревом утюга в соответствии с указателем терморегулятора.

В случае перегрева утюга нужно выключить его и охлаждать, проводя по влажной ткани.

Необходимо выключать утюг во время перерыва и по окончании работы.

При обнаружении неисправности утюга, розетки, вилки или шнура прекратить работу и вызвать электромонтера.

Построение основы платья

Построение чертежа выкройки спинки и полочки. С левой стороны листа бумаги, на расстоянии 10 см от верхнего среза, проводят вертикальную линию, на которой откладывают мерку длины платья (105 см) и ставят точки А и Н. Через точки А и Н вправо проводят горизонтальные линии.

Ширина платья. От точки А вправо по горизонтальной линии откладывают мерку полуобхвата груди плюс 5 см на свободное облегание и ставят точку В.

АВ = 48 + 5 = 53 см.

Через точку В проводят вертикальную линию до пересечения с нижней линией, точку пересечения обозначают Н?.

Длина спинки до линии талии. От точки А вниз по вертикальной линии откладывают мерку длины спины до линии талии плюс 0,5 см и ставят точку Т (38 + 0,5 = 38,5 см). Через точку Т вправо проводят горизонтальную линию до пересечения с линией ВН?, точку пересечения с этой линией обозначают Т?.

Линия бедер. От точки Т вниз по вертикальной линии откладывают 1/2 мерки длины спины до линии талии и ставят точку Б (38: 2 = 19 см). Через точку Б вправо проводят горизонтальную линию до пересечения с линией ВН?, точку пересечения с этой линией обозначают Б?.

Ширина спинки. От точки А вправо по линии АВ откладывают мерку ширины спины плюс 1,5 см и ставят точку А?.

АА? = 18 + 1,5 = 19,5 см.

Ширина проймы. От точки А? вправо по линии АВ откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 0,5 см и ставят точку А?.

А?А? = 48: 4 + 0,5 = 12,5 см.

Через точки А? и А? проводят вертикальные линии вниз.

Срез горловины спинки. От точки А вправо по горизонтальной линии откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 0,5 см и ставят точку А?.

АА? = 18: 3 + 0,5 = 6,5 см.

Для фигур с жировыми отложениями в области седьмого шейного позвонка ширину. горловины спинки увеличивают на 0,5 см.

Из точки А? восставляют перпендикуляр к линии АА?, на котором от точки А? откладывают вверх 1/10 мерки полуобхвата шеи плюс 0,8 см и ставят точку А?.

А?А? = 18: 10 + 0,8 = 2,6 см.

Угол АА?А? делят пополам, от точки А? по линии деления угла откладывают 1/10 мерки полуобхвата шеи минус 0,3 см и ставят точку А?.

А?А? = 18: 10 - 0,3 = 1,5 см.

Точки А?, А? и А соединяют плавной вогнутой линией.

Плечевой срез. От точки А? вниз по вертикальной линии откладывают 2,5 см - для нормальных плеч, 1,5 см - для высоких плеч, 3,5 см - для покатых плеч и ставят точку П. Точки А? и П соединяют прямой линией, на которой (от точки А?) откладывают вправо мерку длины плеча плюс 1,6 - 2 см для вытачки и плюс 0,5 см для посадки и ставят точку П?.

А?П? = 13,5 + 1,6 + 0,5 = 15,6 см.

Глубина проймы. От точки П вниз по вертикальной линии откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 7 см и ставят точку Г.

ПГ = 48: 4 + 7 = 19 см.

Для сутулых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 7,5 см (48: 4 + 7,5 = 19,5 см).

Для перегибистых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 6,5 см (48: 4 + 6,5 = 18,5 см).

Через точку Г влево и вправо проводят горизонтальную линию. Точку пересечения этой линии с линией АН обозначают Г?, с линией ширины проймы - Г?, с линией ВН? - Г?.

Примечание. Мерку глубины проймы можно проконтролировать дополнительной меркой, меркой длины бока, ее снимают от шнурка на линии талии до подмышечной впадины руки минус 2 см.

Срез проймы спинки. От точки Г вверх по вертикальной линии откладывают 1/3 расстояния ПГ плюс 2 см и ставят точку П?.

ГП? = 19: 3 + 2 = 8,3 см.

Угол П?ГГ? делят пополам, от точки Г по линии деления угла откладывают 1/10 ширины проймы плюс 1,8 см и ставят точку П?.

ГП? = 12,5: 10 + 1,8 = 3,1 см.

Линию ГГ? делят пополам и ставят точку Г?. Точки П?, П?, П? и Г? соединяют плавной линией.

Срез проймы полочки. От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 5 см и ставят точку П?.

Г?П? = 48: 4 + 5 = 17 см.

Для сутулых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 4,5 см (48: 4 + 4,5 = 16,5 см).

Для перегибистых фигур откладывают 1/4 мерки полуобхвата груди плюс 5,5 см (48: 4 + 5,5 = 17,5 см).

Через точку П? влево проводят горизонтальную линию, на которой от точки П? откладывают 1/10 мерки полуобхвата груди, и ставят точку П? (48: 10 = 4,8 см). От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/3 отрезка Г?П? и ставят точку П?.

Г?П? = Г?П? : 3 = 17: 3 = 5,7 см.

Точки П? и П? соединяют пунктирной линией, делят отрезок П?П? пополам, от точки деления под прямым углом к пунктирной линии откладывают 1 см. Получают точку 1. Угол П?Г?Г? делят пополам, от точки Г? по линии деления угла откладывают 1/10 ширины проймы плюс 1,1 см и ставят точку П?.

Г?П? = 12,5: 10 + 1,1 = 2,4 см.

Точки П?, 2, П?, П? и Г? соединяют плавной вогнутой линией.

Линия бока. От точки Г вправо по горизонтальной линии откладывают 1/3 ширины проймы и ставят точку Г? (12,5: 3 = 4,2 см). Из точки Г? опускают перпендикуляр на линию низа. Точки пересечения с линией талии, бедер и низа обозначают соответственно Т?, Б? и Н?.

Срез горловины полочки. От точки Г? вверх по вертикальной линии откладывают 1/2 мерки полуобхвата груди плюс 1,5 см и ставят точку В?.

Г?В? = 48: 2 + 1,5 = 25,5 см.

От точки Г? вверх по линии Г?А? откладывают отрезок Г?В? и ставят точку В?. Точки В? и В? соединяют прямой линией. От точки В? влево по линии В?В? откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 0,5 см и ставят точку В?.

В?В? = 18: 3 + 0,5 = 6,5 см.

От точки В? вниз по линии В?Н? откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 2 см и ставят точку В?.

В?В? = 18: 3 + 2 = 8 см.

Точки В? и В? соединяют пунктирной линией, делят отрезок В?В? пополам, точку деления соединяют пунктирной линией с точкой В?. От точки В? по этой линии откладывают 1/3 мерки полуобхвата шеи плюс 1 см и ставят точку В?.

В?В? = 18: 3 + 1 = 7 см.

Точки В?, В? и В? соединяют плавной вогнутой линией.

Центр груди. От точки Г? по линии Г?Г? влево откладывают мерку центра груди (9,5 см) и ставят точку Г?. Через точку Г? проводят вертикальную линию до пересечения с линией В?В?, точку пересечения обозначают В?.

Выступающая точка груди. От точки В? вниз по вертикальной линии откладывают мерку высоты груди (27 см) и ставят точку Г?.

Плечевой срез и линии вытачки. От точки В? вниз по вертикальной линии откладывают 1 см и ставят точку В?. Точки В? и В? соединяют прямой линией. Точки П? и В? соединяют пунктирной линией. От точки П? вправо по пунктирной линии откладывают мерку длины плеча минус величина отрезка В?В?, минус 0,3 см и ставят точку В?.

П?В? = 13,5 - 3 - 0,3 = 10,2 см.

Точки Г? и В? соединяют прямой линией, на которой от точки Г? вверх откладывают величину отрезка Г?В? и ставят точку В?. Точки В? и П? соединяют прямой линией.

Расчет раствора вытачек по линии талии. Если платье должно быть приталенным, необходимо сделать вытачки. Для определения величины раствора вытачек необходимо найти разность между шириной изделия по линии груди (с учетом припуска на свободное облегание и шириной изделия по линии талии также с учетом припуска на свободное облегание (48 + 5 = 53 см; 38 + 3 = 41 см; 53 - 41 = 12 см). Величина раствора всех вытачек равна 12 см.

Величина раствора передней вытачки равна 0,25 от общего раствора вытачек (12 х 0,25 = 3 см). Величина раствора боковой вытачки равна 0,4 от общего раствора вытачек (12 х 0,4 = 4,8 см). Величина раствора задней вытачки равна 0,35 от общего раствора вытачек (12 х 0,35 = 4,2 см).

Расчет ширины платья по линии бедер. Для расчета ширины изделия по линии бедер к мерке полуобхвата бедер прибавляют 2 см на свободное облегание, из полученной величины вычитают ширину платья, полученную при построении чертежа между точками Б, Б? (53 + 2 - 53 = 2 см). Полученную величину (2 см) распределяют поровну между полочкой и спинкой (2: 2 = 1 см). От точки Б? влево и вправо откладывают по 1 см и ставят точки Б? и Б?.

От точки Т? влево и вправо по линии талии откладывают по половине раствора боковой вытачки (4,8: 2 = 2,4 см) и ставят точки Т? и Т?. Точки Т? и Т? соединяют прямыми линиями с точкой Г? и продолжают эту линию до линии проймы. Точку Т? соединяют пунктирной линией с точкой Б?, точку Т? - с точкой Б?. Расстояния между этими точками делят пополам, из точек деления в сторону линии бока восставляют перпендикуляры, на которых откладывают по 0,5 см. Полученные точки соединяют с точками Б?, Т? и Б?, Т? плавными линиями. Через точку Б? и Б? проводят вертикальные линии до линии низа. Точки пересечения с линией низа обозначают Н? и Н?.

Линия талии полочки. От точки В? вниз по линии В?Н? откладывают мерку длины переда до линии талии плюс 0,5 см (43 + 0,5 = 43,5 см) и ставят точку Т?. Точки Т? и Т? соединяют плавной линией.

Линия бедер полочки. От точки Б? вниз по вертикальной линии откладывают величину отрезка Т?Т? и ставят точку Б?. Точки Б? и Б? соединяют плавной линией.

Линия низа полочки. Вертикальную линию В?Н? продолжают вниз, от точки Н? вниз по этой линии откладывают величину отрезка Т?Т? и ставят точку Н?. Точки Н? и Н? соединяют плавной линией.

Оформление вытачки на спинке. Расстояние между точками Г и Г? делят пополам, точку деления обозначают Г?. Через точку Г? проводят вертикальную линию до пересечения с линией бедер. Точки пересечения с линиями талии и бедер обозначают Т? и Б?. От точки Т? влево и вправо откладывают по половине глубины задней вытачки (4,2: 2 = 2,1 см) и ставят точки Т? и Т?. От точки Г? вниз по вертикальной линии откладывают 1 - 3 см и ставят точку Г?. От точки Б? вверх по вертикальной линии откладывают 4 см. Точки Т? и Т? соединяют слегка вогнутыми линиями с полученной точкой и с точкой Г?.

Линии передней вытачки. Через точку Г? вниз проводят вертикальную линию. Точку пересечения этой линии с линией талии обозначают Т?, с линией бедер - Б?. От точки Т? влево и вправо откладывают по половине глубины передней вытачки (3: 2 = 1,5 см) и ставят точки Т?? и Т??. От точки Г? вниз по вертикальной линии и от точки Б? вверх по той же линии откладывают по 5 см. Полученные точки соединяют прямыми линиями с точками Т?? и Т??.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (шитьё, вышивка, вязание)

При шитье необходимо соблюдать требования техники безопасности.

Общие санитарно-гигиенические требования при шитье игрушки:

1. Перед началом работы для удобства уберите волосы;

2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:

1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;

2. Все мелкие детали набора храните в специальных пакетах с зиплоком;

3. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;

4. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;

5. При работе с бисером следует использовать неглубокие емкости (н-р блюдце);

6. При работе с сыпучими материалами следует надевать защитную маску.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками и спицами:

1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

2. Используйте при шитье наперсток;

3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;

5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;

6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;

7. Спицы и крючок храните в чехле, по окончанию работы уберите их в место, недоступное для маленьких детей;

8. При работе со спицами держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;

2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;

3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;

4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;

5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с электроприборами:

1. Перед работой с электроприбором проверьте исправность шнура, при наличии неполадок - устраните;

2. Включайте и выключайте электроприбор, держась за корпус вилки сухими руками;

3. Не оставляйте включенным электроприбор без присмотра;

4. Утюг ставьте только на специальную жаростойкую подставку;

5. Во время работы следите, чтобы шнур не касался подошвы утюга;

6. Храните электроприбор в вертикальном положении;

7. Выбирайте соответствующий составу ткани режим глажения;

8. При глажке не касайтесь рукой горячих поверхностей утюга и не смачивайте проглаживаемую ткань обильно водой.

Техника безопасности при работе на швейной машинке:

1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;

2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;

3. Во время работы расстояние до машинки должно быть 10-15 см;

4. Рядом с машинкой во время работы не должно находиться посторонних предметов;

5. Руки при шитье должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.

Опасность подстерегает человека на каждом шагу, поэтому занятие любым делом требует осторожности. Ее надо соблюдать во всем. Любой несет определенную угрозу для здоровья человека. Поэтому, беря в руки иголку и нитку, необходимо помнить, что должна соблюдаться техника безопасности при шитье.

Чего надо опасаться

Любой портной, закройщик или швея знают, что работа по пошиву одежды или обуви, может казаться простой только несведущему человеку. Ее сложность заключается не только в расчетах и вопросах конструирования. Не менее важно, чтобы во время всего процесса соблюдалась техника безопасности.

При шитье человек обязательно использует различные орудия труда, которые изначально несут в себе определенную угрозу. Например, булавки и иглы могут поранить руку, а утюг - нанести серьезный ожог. Ножницы тоже принято считать объектом особой опасности. Все это надо учесть, прежде чем браться за работу. Чтобы сам процесс приносил радость, а не создавал лишние проблемы, нужно быть очень осторожным. Поэтому техника безопасности при шитье должна обязательно соблюдаться. Практически с каждым инструментом надо уметь правильно работать. Кроме того, необходимо организовывать процесс так, чтобы возможная угроза стала минимальной. Техника безопасности при шитье включает в себя свод определенных норм и правил, которые нужно выполнять для получения желаемого результата.

Выполнение швейных работ

Некоторые считают, что вопросы безопасности касаются только работы на производстве. Это не совсем так. Дома иголка в руке человека тоже представляет собой определенную угрозу.

Поэтому всегда необходимо соблюдать при шитье. Их совсем немного:

  1. Во время работы нужно быть предельно внимательным.
  2. Во избежание несчастного случая лучше пользоваться только исправными и чистыми инструментами.
  3. При серьезных ранениях или ожогах надо немедленно обращаться за помощью в медицинское учреждение.
  4. Быть осторожным при работе с электроприборами и не касаться А в случае нарушения изолирующего покрытия обмотать поврежденный участок скотчем или иным материалом во избежание поражения током.
  5. Не разбрасывать по столу иголки, булавки и иные крепежные детали, а собирать их на специальную подушечку.
  6. Ножницы располагать всегда справа от себя с плотно сомкнутыми лезвиями, направленными в противоположную сторону. Передавать другому человеку их нужно так, чтобы он сразу мог взяться за кольца.

Это - лишь самые основные правила техники безопасности при шитье. Для каждого отдельного этапа работы и инструмента есть свои особые тонкости.

Безопасность в школе

В школе воспитанники средних классов уже начинают осваивать технологию пошива некоторых изделий. Это предусмотрено учебной программой. Педагоги обязательно должны следить, чтобы соблюдалась техника безопасности на уроках шитья. В основном это касается девочек, а сама дисциплина называется «домоводство». У мальчиков занятия связаны больше со слесарными и токарными работами. Девочки учатся делать выкройки, а затем с их помощью создавать готовые швейные изделия.

Эта работа обычно связана с таким инструментами, как ножницы, иглы, булавки, швейная машина. Помимо основных правил обращения с такими предметами, ученицы обязаны строго соблюдать санитарно-гигиенические правила:

  1. Работать нужно в переднике и нарукавниках или использовать специальный халат.
  2. Волосы всегда должны быть собраны под косынку.
  3. Соблюдать чистоту на рабочем месте.
  4. Следить за тем, чтобы свет обязательно падал только с левой стороны.

Также учитель должен разъяснить правила обращения со всеми инструментами:

  1. Иглы должны быть острые и не ржавые. Их никогда нельзя брать в рот. В случае поломки испорченные предметы следует складывать в специально отведенную для этого коробку, а не бросать на пол.
  2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. Использовать их нужно только по назначению и не оставлять в положении с раскрытыми лезвиями.

Все эти тонкости педагог должен рассказать девочкам прежде, чем они приступят к работе.

Обращение с механизмами

Особого внимания заслуживает техника безопасности при шитье на машинке. Ее надо соблюдать не только на производстве или уроках в школе, но и дома.

В последнее время чаще всего используются механизмы с ножным приводом, поэтому свод правил лучше рассматривать на их примере. Во время работы надо:

  1. Работать в косынке, чтобы волосы не попали под лапку вместе с тканью.
  2. Следить, чтобы на поверхности машины не было посторонних предметов.
  3. Следить за правильным положением корпуса, ног и рук. Спину нужно держать ровно, слегка наклоняясь вперед.
  4. Проверять, чтобы на изделии не оставалось булавок, так как при шитье они могут попасть под лапку. Сломанные кусочки в состоянии не только привести к повреждению самой машины, но создать определенную опасность для глаз.
  5. Перед началом работы нужно постоянно проверять целостность шнура и включать его в розетку, только держась за вилку.
  6. Педаль машины нажимать плавно, чтобы рывком не повредить ремень.
  7. Руки нужно держать в непосредственной близости от лапкодержателя, но не подсовывать их под него.

Соблюдая все перечисленные выше правила, можно быть уверенным, что в процессе работы не возникнет проблем.