Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства: задачи, структура, функции. Положение о деятельности БУ ОО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Структурные подразделения Центра

УТВЕРЖДЕНО

Директор БУ ОО «Центр социальной

адаптации для лиц без определенного

места жительства и занятий»

«___» _________ 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности БУ ОО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий»

1.Настоящее положение регулирует деятельность бюджетного учреждения «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» (Далее Центр).

Официальное сокращенное название БУ ОО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий».

2.Центр является учреждением социального обслуживания системы населения. Предмет деятельности Центра – оказание социальной помощи совершеннолетним гражданам (в первую очередь престарелым и инвалидам): без определенного места жительства и занятий; лицам утратившим социальные связи из числа освобожденных из мест лишения свободы; социально-незащищенным и малоимущим, а также гражданам, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию.

3.Целями деятельности Центра являются:

Предоставление временного проживания лицам, оказавшимся в экстремальных условиях, трудной жизненной ситуации, в первую очередь престарелым, инвалидам, содействие по оказанию им необходимой социальной помощи;

Оказание лицам без определенного места жительства и занятий социально-бытовых, социально-медицинских, правовых услуг и срочной медицинской помощи;

Проведение мероприятий для лиц без определенного места жительства с целью восстановления их способности к бытовой, социальной, а также адаптации к современным условиям в жизни в обществе.

4. Учредителем Центра является Орловская область. Функции Учредителя осуществляет «Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области».

5. Центр в своей деятельности руководствуется федеральными законами и законами субъектов РФ, Указами и Распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными , а так же настоящим Положением.

6. Центр осуществляет свои функции во взаимодействии с другими учреждениями системы социальной защиты населения, органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службой занятости, и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с лицами без определенного места жительства и занятий. Взаимодействует с , религиозными, благотворительными Фондами и гражданами в целях осуществления эффективной социальной помощи лицам без определенного места жительства.

7. Прекращение деятельности Центра может осуществляется в виде его ликвидации либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренном и Орловской области.

8. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:

Целевые субсидии и субсидии на выполнение государственного задания, выделяемые из бюджета Орловской области, согласно утвержденному плану ;

Отделение предоставляет временное пребывание и предоставляет следующие услуги:

Отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей и средств личной гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, туалетная бумага);

Консультативную, правовую и организационную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, содействие в направлении в дома-интернаты;

Оказывает первую доврачебную помощь;

Оказывает содействие в оформлении временной регистрации.

Максимальный срок проживания в отделении до одного месяца (30 дней) в году бесплатно. Пребывание в отделении сверх срока, указанного выше, может быть определено за плату по установленному тарифу.

11.3. Отделение временного проживания (35 мест).

Предназначено для временного проживания совершеннолетних граждан без определенного места жительства и лиц освободившихся из мест лишения свободы утративших трудоспособность или не имеющих средств к существованию, в первую очередь пожилых людей.

Отделение предоставляет:

Отдельное койко–место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста, туалетная бумага);

Оказывает первую доврачебную помощь и проводит санитарную обработку;

Организует четырехразовое (в сутки) питание;

Направляет нуждающихся на обследование и лечение в учреждения здравоохранения;

Оформляет временную регистрацию;

Оформляет в случае необходимости в дома-интернаты;

Оказывает содействие в назначении, перерасчете и выплате пенсий и пособий.

Содействует в медицинском освидетельствовании и назначение группы инвалидности;

Оказывает натуральную помощь;

Оказывает содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;

Осуществляет консультации по правовым, бытовым, социальным проблемам.

Срок пребывания в отделении составляет не более 6 месяцев в год. Пребывание в отделении сверх срока, указанного выше, может быть продлено приказом директора.

Отделение временного пребывания проводит мероприятия по привлечению средств, натуральной помощи, сбору вещей, для оказания помощи нуждающимся гражданам.

Деятельность отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

12. Порядок приема на социальное обслуживание.

12.1. В Центр принимаются совершеннолетние граждане, (в первую очередь престарелые и инвалиды) без определенного места жительства и занятий, лица утратившие социальные связи из числа освобожденных из мест лишения свободы; социально-незащищенным и малоимущим, а также граждане, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

12.2. Основанием и условием для приема граждан в Центр являются:

12.2.1. Заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.01.2001 г. № 000н.

12.2.2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (справка об освобождении, справка выданная органами внутренних дел).

12.2.3. Документ, подтверждающий обстоятельства, объективно препятствующие проживанию в жилом помещении (при наличии места жительства). Сведения, представленные заявителем, могут быть проверены сотрудниками Центра.

12.2.4. Справка медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения гражданина, являющегося инвалидом).

12.2.5. Медицинская справка об отсутствии туберкулеза, выданная соответствующими ;

12.2.6. Справка об освобождении из мест лишения свободы (в случае обращения о предоставлении социального обслуживания гражданина из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы).

12.3. Документы предоставляются в подлинниках или копиях с предоставлением подлинников.

12.4. При обращении о предоставлении социального обслуживания в Центре, в день издания Приказа формируется личное дело бездомного гражданина.

12.5. Регистрация лиц, поступающих в учреждение, осуществляется в соответствии с утвержденным (Приказ Федеральной миграционной службы от 01.01.01 г. № 000).

12.6. Основаниями для отказа в социальном обслуживании являются:

Наличие медицинских противопоказаний утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000н;

Предоставление противоречивых, неполных или недостоверных сведений;

Неадекватное и агрессивное поведение;

Алкогольное опьянение и признаки приема наркотических средств;

Отсутствие обстоятельств, объективно препятствующих возможности проживания в жилом помещении;

Систематическое нарушение правил проживания.

Лица, у которых при поступлении обнаружены противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.

12.7. В Центр не принимаются лица, у которых при осмотре вещей выявлено холодное или огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.

12.8. В случае отказа в социальном обслуживании, по основанию предусмотренному в п.12.4., гражданину разъясняется о возможности повторного обращения при отсутствии указанных обстоятельств.

12.9. Решение о социальном обслуживании в Центре принимается:

В отделение ночного пребывания – заведующим отделения, администратором Центра;

В отделение временного проживания – специалистом по социальной работе с обязательным присутствием медицинского работника, который производит осмотр.

12.10. Лица, пребывающие в учреждении, с учетом состояния здоровья и физических возможностей могут:

Привлекаться к работе на добровольной основе;

Приниматься по усмотрению директора на , в том числе с неполным рабочим днем, на штатную должность в Центре, если работа им не противопоказана, пользуясь при этом всеми правилами, предусмотренными законодательством о труде.

13. Составление индивидуальной программы:

13.1. В срок не позднее пяти рабочих дней со дня издания Приказа о социальном обслуживании составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа), исходя из потребности получателя в социальных услугах.

13.2. Форма социального обслуживания, состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению определяются индивидуальной программой.

13.3. Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр индивидуальной программы передается получателю социальных услуг либо его уполномоченному лицу в срок не позднее трех рабочих дней со дня составления индивидуальной программы. Второй экземпляр индивидуальной программы хранится в Центре.

13.4. Индивидуальная программа пересматривается в зависимости от изменения потребности получателя в социальных услугах. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется аналогично составлению нового проекта индивидуальной программы с соблюдением порядка, установленного пунктами 13.2. и 13.3. настоящего Положения.

13.5. При предоставлении срочных социальных услуг в целях оказания неотложной срочной помощи индивидуальная программа не составляется и договор не заключается:

Предоставление санитарно-гигиенических услуг;

Вещевая помощь;

Консультирование по социально-правовым вопросам;

Предоставление отапливаемого помещения для обогрева;

Содействие во временном размещении;

Содействие в проезде к прежнему месту жительства;

Содействие в восстановлении социальных связей;

13.6. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является запись в «Журнале регистрации обращения бездомных граждан».

14. Снятие граждан с обслуживания производится приказом Директора Бюджетного учреждения на основании личного заявления, истечения сроков обслуживания, выявления медицинских противопоказаний, нарушений договорных условий и правил внутреннего распорядка, а также нарушение установленных норм и правил общественного порядка.

При отказе граждан от предоставления социальных услуг при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения.

15. При предоставлении социальных услуг на условиях оплаты Бюджетное учреждение, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон. Заключение, изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.


Бездомность является социальной проблемой, имеющей негативные последствия как для самих бездомных, так и для других людей и общества в целом. Это бродяжничество, алко­голизация, наркомания, аморальное поведение, проституция, противоправные действия, воровство, насилие, групповые преступления, потеря социализации, социального статуса, физическое истощение; инфекционные, венерические заболевания. АНО СОН "Забота" ставит своей задачей развитие деятельности по социальной поддержке лицам без определенного места жительства и занятий. В первую очередь - это обеспечение данной категории граждан всем жизненно необходимым, включая трехразовое питание, проживание в нашем приюте на постоянной основе и др. В нашу организацию поступают бездомные из разных уголков Волгоградской области. Наш приют рассчитан на размещение 25 человек. В настоящее время у нас проживает 26 человек. Все наши подопечные являются пожилыми людьми либо инвалидами полностью утратившими способность к самообслуживанию. Только 4 из них имеют документы, удостоверяющие личность и гражданство РФ. Главная цель нашего проекта заключается не в содержании бездомных, а проведении работы по социальной реабилитации, адаптации, социализации бездомных граждан, проживающих в нашем приюте. Специалист по социальной работе, психолог, юрист, социальные работники будут обучать наших подопечных заново жить в коллективе, правильно общаться, работать, налаживать отношения с семьей, с родственниками, жить без алкоголя и наркотиков. Будет оказываться помощь в сопровождении наших подопечных в органы миграционного учета, социальные службы, государственные и муниципальные организации и учреждения для восстановления документов, удостоверяющих личность, восстановления их пенсионных прав, оформления инвалидности. Проектом будет охвачено не менее 300 бездомных. За время реализации проекта данной категории граждан будет оказано порядка 75000 социальных услуг. К реализации проекта на безвозмездной основе будут подключены добровольцы и волонтеры. Для реализации проекта имеется арендованное здание дома-интерната общей площадью 453 м.кв.

Цели

  1. Реабилитация, социальная адаптация лиц без определенного места жительства и занятий

Задачи

  1. Мероприятия по адаптации лиц без определенного места жительства и занятий (работа по установлению родственных связей, по уточнению полной информации о подопечных, оказание содействия в установлении контактов с родными и другое)
  2. Мероприятия по реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий ("Виртуальный туризм", "Средство от грусти")
  3. Мероприятия по социализации, интеграции в общество лиц без определенного места жительства и занятий ("Библиотерапия", "Кинотерапия", психологическая коррекция)
  4. Информационное обеспечение проекта и распространение опыта работы

Обоснование социальной значимости

В настоящее время в России численность бездомных около 4 млн. человек, причем бездомные в России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения. В Волгоградской области по официальным данным проживает около 1000 лиц без определенного места жительства. Безусловно данная категория людей остро нуждается в социальной и духовной поддержке, к данной категории граждан требуется особый подход. При взаимодействии с волонтерами и добровольцами АНО СОН "Забота" занимается социальной реабилитацией, адаптацией, социализацией людей, оказавшиеся за бортом жизни. Помощь не ограничивается только поддержанием жизненно важных потребностей, с бездомными работают социальные работники, психолог и юрист, а также священник. За время реализации проекта планируется охватить не менее 300 человек, что составит более 30% от общего количества бездомных в Волгоградской области.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Позитивный опыт Санкт-Петербурга, к сожалению, на сегодняшний день является исключением. Если проанализировать практику других регионов, то ситуация с решением проблем лиц без определенного места жительства выглядит не так позитивно. Особенно это ярко выражено в малых муниципальных образованиях, где лиц без определенного места жительствадостаточно много, а мер, применяемых для решения проблемы бездомности недостаточно. Единственным социальным учреждением в Татарстане, в сферу деятельности которого входит социальное обслуживание лиц без определенного места жительства, является ГАУСО ЦСА «Милосердие» Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. С.29. .

Непосредственно бездомными в структуре данного учреждения занимается отделение срочного социального обслуживания. Специалистами отделения срочного социального обслуживания населения осуществляется постановка на учет лиц без определенного места жительства, о которых поступают сведения. На каждого клиента заводится персональная карта учета, в которой содержится вся необходимая информация о бездомном.

Как правило, работа с бездомным начинается с восстановления документов, так как у подавляющего числа клиентов их нет, специалист по социальной работе сопровождает клиента в паспортный стол. После того, как паспорт получен, специалист занимается восстановлением других первостепенных документов: страхового полиса и СНИЛС. Если лицо бомж имеет какие- либо хронические заболевания, при которых ему полагается назначение группы инвалидности, то после получения документов, специалисты отделения сопровождают клиента в медицинское учреждение, где он проходит необходимых врачей и комиссию.

Как правило, клиентами являются лица, достигшие пенсионного возраста, либо имеющие право на социальную пенсию. В этом случае специалист по социальной работе снова встречается с клиентом и сопровождает его в Пенсионный фонд для подготовки документов и заявлений на получение пенсии Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. С. 156 .

Одним из видов социальных технологий, носящих разовый характер применительно к лицам бомж, является выдача один раз в неделю бесплатного горячего питания всем нуждающимся лицам без определенного места жительства.

Характеризуя ситуацию с бездомностью и работу комплексного центра по обслуживанию лиц без определенного места жительства, нельзя не сказать о тех недостатках, которые присутствуют в работе учреждения. В отличие от санкт-петербургского опыта, практически ни один из разработанных принципов социальной работы с лицами без определенного места жительства не реализуется в Казани Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. С.29. .

Во-вторых, в Казани нет стационарного учреждения по обслуживанию лиц бомж, что значительно затрудняет процесс работы с клиентом. Бездомные не могут быть все время на виду у социальных работников, они не отрываются от своего социального окружения, что не позволяет им разорвать порочный круг его пагубного деструктивного воздействия на личность.

В-третьих, отсутствуют элементарные пункты санитарной обработки, где бы лица без определенного места жительства при желании могли бы привести себя и свою одежду в порядок.

В-четвертых, главной причиной, которая ставит всю эффективность работы под угрозу, является алкоголизм клиентов, а учреждение в свою очередь, не предпринимает никаких попыток для устранения этой пагубной привычки у подопечных. В связи с чем, многие мероприятия, главным образом, восстановление документов, являются неэффективными, так как через определенный период, находясь в состоянии алкогольного опьянения, клиент снова теряет их, и работа социального работника начинается с начала. В-пятых, в комплексном центре среди мероприятий, осуществляемых с лицами без определенного места жительства, отсутствуют мероприятия, психологической направленности, несмотря на то, что они играют огромную роль в восстановлении личности клиента, помощи в обретении им смысла жизни. И, наконец, работу проводимую, с лицами без определенного места жительства, нельзя назвать полной, так как, как правило, она ограничивается помощью в восстановлении документов, за исключением тех случаев, когда клиента необходимо поместить в учреждение стационарный. В процессе социальной реабилитации лиц без определенного места жительства имеют место следующие проблемы:

1. Отсутствует четкий межведомственный регламент взаимодействия при восстановлении документов лицам без определенного места жительства. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. С. 183

Службы ПВС до 3 месяцев проверяют документы, собранные для оформления паспорта. Если утерян паспорт старого образца, то необходимо подтвердить гражданство лица без определенного места жительства, установить документально при свидетелях в судебном порядке, что 6 февраля 1992 года он находился на территории Российской Федерации. При этом, при сборе документов на восстановление паспорта граждан других регионов ответы на запросы из ЖЭУ, ПВС идут до 3 месяцев.

Лицам без определенного места жительства не могут оформить статус безработного без ИНН, а ИНН выдается налоговыми службами только по месту жительства, а не временной регистрации. В результате без статуса безработного органы занятости не оказывают содействие в трудоустройстве.

2. В последнее время, ввиду неурегулированности вопросов оказания медицинской помощи и обязательного медицинского страхования лиц без определенного места жительства, участились случаи вывоза лиц без определенного места жительства из медицинских учреждений и оставление на улицах города.

При этом, данные граждане нуждаются, прежде всего, в медицинском лечении и не могут быть приняты в Центр адаптации лиц без определенного места жительства.

3. В действующем законодательстве отсутствуют механизмы, направленные на ликвидацию социального иждивенчества со стороны лиц без определенного места жительства, механизмы принятия принудительных мер по отношению к лицам без определенного места жительства в случае отказа от добровольного участия в процессе реабилитации. Существующими нормативными правовыми документами не предусмотрено активное участие самого лица без определенного места жительства в преодолении ситуации дезадаптации.

В связи с чем, Министерством социальной защиты Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах социальной адаптации лиц без определенного места жительства», направленный на устранение существующих пробелов в законодательстве и придание четкости межведомственному взаимодействию. Официальный сайт ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Режим доступа: http://bomg-kazan.ru

Основными задачами муниципальных образований в рамках установленных полномочий (органы внутренних дел, образования, здравоохранения, труда и занятости, ЗАГС, общественные организации) по вопросу профилактики и социальной адаптации лиц без определенного места жительства являются Курбатов В.И. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. - С. 119:

1. Организация регистрации и создание банка данных, который даст возможность компетентным органам решать проблемы расселения, занятости, медицинского обслуживания, обучения лиц без определенного места жительства и т.д.

2. В целях решения проблемы обеспечения жильем лиц без определенного места жительства, выделение помещений, предоставление социальных коек, социальных квартир по договорам социального найма и другого временного жилья лицам без определенного места жительства в рамках муниципального жилищного фонда (по опыту Эстонии, Дании, Швеции).

3. Выделение средств на проведение санитарной обработки и дезинфекции мест временного нахождения лиц без определенного места жительства, а также выделение средств на оказание первичной медицинской помощи, указанной категории граждан.

4. Выявление туберкулезной инфекции у социально-дезадаптированных групп населения, лиц без определенного места жительства, их изоляция и принудительное направление на лечение.

5. Выявление и направление для социальной адаптации в учреждения социального обслуживания.

6. Принятие мер по недопущению лиц без определенного места жительства в подсобные помещения многоквартирных домов и зданий.

7. Создание муниципального или негосударственного сектора по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

8. Определение объема и вида общественных работ, их финансирование за счет муниципального бюджета.

9. Привлечение предпринимателей к содействию в трудоустройстве лиц без определенного места жительства и созданию производств с использованием труда лиц без определенного места жительства и занятий в целях пресечения иждивенчества.

В целях повышения эффективности деятельности по отношению к лицам без определенного места жительства рекомендовано на муниципальном уровне принять территориальные программы по профилактике бродяжничества как асоциального явления, в которых должны быть определены четкие мероприятия и источники их финансирования (местный бюджет, привлеченные средства).

Следует отметить, что в настоящее время на федеральном уровне готовится проект доклада Президенту Российской Федерации В.В.Путину по вопросу правового регулирования отношений в сфере профилактики бродяжничества. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. - С.32.

Проектом предусматривается разработка в 2015 году федерального закона по регулированию правовых отношений в сфере профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

Таким образом, учитывая, что вопросы профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в настоящее время не регламентированы федеральным законодательством, а необходимость их системного решения определена реалиями времени, предложено до разработки федерального законодательства принять подготовленный проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан по данному вопросу и соответствующие документы на муниципальном уровне. ого типа (интернаты).

Таким образом, данные мероприятия с условием соблюдения принципов работы с лицами без определенного места жительства позволяют эффективно решать проблему бездомности.

З аключение

Учитывая вышеперечисленные результаты исследования и достоинства и недостатки, выявленные в результате сравнительного анализа технологий социальной работы с лицами без определенного места жительства в мегаполисе и провинциальном городе, можно предложить следующие рекомендации по усовершенствованию системы применения технологий социальной работы с бездомными:

1. Для эффективного соблюдения принципа всенационального масштаба:

Законодательно определить возможность принудительного лечения лиц без определенного места жительства от алкоголизма;

Создание четкой структуры специализированных учреждений социальной помощи во всех населенных пунктах, соответствующего масштаба;

Предварительно оценив потребность в них, открыть в городах бесплатные дезинфекционные станции (санпропускники), а также дневные центры, где бездомный мог бы принять душ, постирать, высушить или заменить одежду, поесть, получить информацию об услугах для бездомных. В небольших городах достаточно одного такого дневного центра. Центры для повышения эффективности своей работы должны вести учет клиентов.

Развивать практику социальных гостиниц - это один из эффективных вариантов решения жилищной проблемы людей, уже оказавшихся в состоянии бездомности. При этом важно создать систему «категорий»: чем лучше жилищные условия, тем больше необходимо платить за проживание. Это способствует запуску мотивации к самостоятельному поиску выхода из сложной ситуации, в том числе с помощью трудоустройства.

2. Для соблюдения принципа комплексности:

При оказании помощи исходить из того, что она должна носить комплексный характер. Для бездомных людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, крайне важно социальное сопровождение.

Активнее проводить работу по содействию в трудоустройстве лиц без определенного места жительства, используя при этом взаимодействие различных органов: центров занятости, КОСов, органов МВД.

3. Для соблюдения принципа инклюзии:

Проводить тренинги для сотрудников государственных и муниципальных учреждений с целью повышения толерантности, предоставления объективных знаний о бездомности и бездомных.

Повышать уровень правовой грамотности населения. Развивать систему бесплатных юридических консультаций, осуществлять юридическое сопровождение граждан без регистрации по месту жительства.

Включать в программу работы с лицами без определенного места жительства мероприятия инновационного характера: волонтерская работа, работа в храмах и т.д.

4. Для соблюдения принципа профилактики:

Обеспечивать присутствие на судебных процессах по выселению или принудительной продаже жилья людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом, специалистов из соответствующих служб (по работе с бездомными, с людьми, страдающими алкоголизмом);

Дать возможность бездомным родителям контактировать со своими детьми в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Контакты с детьми мотивируют человека на то, чтобы выйти из состояния бездомности и начать самостоятельную жизнь (совместно с ребенком). Понятно, что в такой ситуации не должны нарушаться интересы ребенка, которые представляет учреждение;

Разработать программы, предусматривающие совместное временное пребывание семейных пар и родителей с детьми. Это в большей степени относится к семьям из групп риска, семьям, недавно ставшим бездомными. Ограничение на совместное пребывание должно вводиться только при возникновении реальной угрозы здоровью ребенка, а не быть основной (единственной) практикой.

Б иблиографический список

1. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2014. - №2. [Электронный ресурс]. URL: http://amisod.ru/index.php/index.php?option=com_content&view=article&id=32:amisod-2011-2-4&catid=14:amisod-2-17-2011

2. Варламов А.Д., Горина Е.Е. Обработка результатов социометрии с применением аналитических методов исследования // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2014. - №2. - С.9-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amisod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127:amisod-2012-2-20-varlamov-gorina&catid=20:amisod-2012-2-20.

3. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013. - №12. - С.29-32.

4. Курбатов В.И. Социальное проектирование. Учебное пособие. Ростов на Дону, 2013. - 260 с.

5. Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. - М Аспект-Пресс, 2013. - 233 с.

6. Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 208 с.

7. Международные акты о правах человека: Сборник документов /Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. - 944 с.

8. Менеджмент социальной работы. - М., 2013. - 260 с.

9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: NOTA BENE, 2009. - 223 с.

10. Павленок П.Д. Введению в профессию «социальная работа». - М., 2013. - 340 с.

11. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова - М: ВЛАДОС, 2010. - 157 с.

12. Рынок труда: Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2010. - 448 с.

13. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2012. - 736с.

14. Социология: Учебник для студентов вузов /Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г.Волкова. - М.: Гардарики, 2013. - 510 с.

15. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2014. - 360 с.

16. Теория и методология социальной работы /Под ред. С.И. Григорьева. - М., 2014. - 280 с.

17. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2013. - 340 с.

18. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М. 2013. - 260 с.

19. Технологиии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» /Т.В. Шеляг, П.Д. Павленюк, В.Ц. Худовердян и др.; Под. Общ. Ред. Е.И. Холостовой - М: ИНФРА - М, 2013. - 400 с.

20. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 256 с.

21. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие/ М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 347 с.

22. Холостова, Е.И. Социальная политика: Учебное пособие /Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 202 с.

23. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И. Холостова. - М.: Наука, 2014. - 235 с.

24. Черток В.М., Золотарева Г.К. Медико-социальные основы здоровья. - Ч. 2. Раздел «анатомно-физиологические особенности»: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 72 с.

25. Официальный сайт ГАУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Режим доступа: http://bomg-kazan.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие бездомности в контексте инвалидности и пожилого возраста. Причины появления и группы проблем бездомных. Комплексное изучение содержания социальной работы с лицами без определенного места жительства, а также определение путей ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2015

    Проблемы и причины бездомности и бродяжничества в России. Формы предоставления социальной помощи. Понятие социальных центров, их задачи и признаки. Организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства и ее регулирование.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Проблемы социальной помощи. Учет граждан без определенного мета жительства. Определение понятий "бомж", "социальная работа". Причины появления лиц, оказавшихся без определенного места жительства. Механизм социальной защиты бомжей в Башкортостане.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Бездомные пожилые люди и инвалиды как объект социальной работы. Нормативно-правовая база социальной работы с лицами без определенного места жительства и рода занятий. Основные формы и методы социальной работы с бездомными пожилыми людьми и инвалидами.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2015

    Исследование специфики работы социального приюта для лиц без определенного места жительства и занятий в Таганроге. Рассмотрение и анализ особенностей социального приюта. Изучение и характеристика деятельности органов и учреждений по социальной защите.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Типы сетей социальных учреждений для бомжей. Причины возникновения бездомности и бродяжничества. Алкоголизм как усугубляющий фактор. Дети, оставшиеся без определенного места жительства. Проблемы социальной реабилитации бомжей – бывших заключенных.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2010

    Теоретические аспекты социальной работы с лицами без определенного места жительства. Государственная политика по отношению к лицам БОМЖ, специфика социальной работы. Социальная работа с бездомными в Рязанской области. Предложения по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Цели, принципы, направления и психологические особенности медико-социальной работы с лицами без определенного места жительства. Моральные и профессиональные качества, необходимые социальному работнику для успешной работы с данным контингентом лиц.

    реферат , добавлен 18.05.2009

    Понятие бездомности и ее причины. Социально-психологические особенности бездомных. Изменение жизненных установок как причина отсутствия потребности в возвращении к нормальному образу жизни. Процессы социального исключения бездомных из "большого общества".

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Понятие и стадии социальной адаптации, её уровни и виды. Характеристика половозрастной социальной адаптации. Типология механизмов социальной адаптации личности. Специфические моменты технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Под социальной адаптацией (от лат.adaptation – приспособление) понимается процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде . Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например организации, в которую он приходит), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), а также характерных для нее форм деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей).

Социальная адаптация существует в двух формах: активной , когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т. е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивной , когда он не стремится к воздействию на нее.

Показателями успешной социальной адаптации являются: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (пример – удовлетворенность условиями работы или ее содержанием). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (к примеру, в случае текучести кадров или миграции), аномия и отклоняющееся поведение.

Успешность зависит от характеристик социальной среды и индивида . Поскольку социальная адаптация нередко ставит перед индивидом проблемы, которые он сам не в состоянии решить, она становится объектом социальной помощи и одной из задач социальной работы .

Бездомность - явление, существовавшее на всем протяжении существования человечества. Особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений . Оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Лиц без определенного места жительства только в Москве более 30 тыс.чел.

Общие причиныбездомности :

· недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

· безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

· малая доходность многих семей и отдельных граждан;



· социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

· слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Сами бездомные дают следующую информацию о причинах своего положения (1991 г.):

1. Выписан в связи с конфликтами в семье.

2. Нигде не берут на постоянную работу.

3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).

4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).

Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли. Большинство бездомных - одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10%. Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран. В силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют реальную угрозу обществу, окружающим.

Следует указать, что бомжи не только лишены крыши над головой. Этот фактор сопровождается большим количеством социальных ущемлений, так или иначе связанных с жильем и регистрацией . Положение детей-бездомных особенно тягостно. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.

Социальные службы оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания , приюты , дома-интернаты , временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято постановление Правитель­ства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (ноябрь 1992 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизованы в . В ряде мест для этой категории людей действует специальный «телефон доверия».

Функции и основные направления деятельности социальных служб опосредуются рядом факторов. Содержание работы существенно зависит от категории, в которую может быть отнесен нуждающийся человек: учитывается возраст, образовательный ценз, возможность профессиональной реадаптации, состояние здоровья и подверженность алкоголизму, наркомании и токсикомании, срок дезадаптации, степень утраченности прошлых социальных связей, наличие родственников, способных оказать реальную помощь, наличие реального желания вернуться в общество и др.

10. Социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями: структура, задачи, функции

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограни­ченными возможностями создаются в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии , формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду. При этом проводится комплекс медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

Программа реабилитации – это план совместных действий родителей и специалистов , способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи : приобретение родителями специаль­ных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, под­ключая к процессу реабилитации разных специалистов. В программу реабилитации входит организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ре­бенка и его ближайшим окружением. Важнейшим элементом программы является мониторинг , т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярно­го обмена информацией между специалистом-куратором и родите­лями ребенка.

Важное направление в работе – работа с родителями . Можно наметить пять тактик работы с родителями.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей:

· социальный работник наносит визит семье и в ходе его: обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры; старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;

· родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его: наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе;

· социальный работник организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, кон­сультацию с представителями службы миграции); предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами:

2. Опосредованная работа с конкретной семьей: запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха и др.;

3. Непосредственная работа с группой родителей: встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на бу­дущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому; организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяс­нение их цели и смысла; организация открытого урока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представле­ния) с родителями и специалистами, ассоциации родите­лей и специалистов; привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий - праздников, фестивалей; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.), интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная работа с группой родителей: предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в мето­дическом кабинете или Уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним заня­тиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода наполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей и др.;

5. Развитие контактов между семьями : организация посещений опытных родителей семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; помощь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей; участие в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте; привлечение отцов к починке или наладке оборудования и др.;

Содержательные аспекты деятельности опосредуются характером проблем , с которыми сталкивается конкретная семья в процессе воспитания ребенка-инвалида . Например, очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей. В целом можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта .

11. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: структура, задачи, функции

Реабилитация (от лат. rehabilitatio – восстановление) – комплекс медицинских, социально-экономических, психолого-педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и личности. Социальная реабилитация несовершеннолетних направлена на социализацию их личности, адаптацию и реадаптацию к социальным условиям. Основной целью деятельности социально-реабилитационных центров заключаются в том, чтобы сделать ребенка или подростка способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, поскольку трудовая деятельность – не только необходимое социальное условие полноценного существования человека.

С начала 1992 года на базе приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков , организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений.

Центры социальной реабилитации разрабатывают программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи, оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, на выработку навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности, содействуют получению специальности и рабочего места, обеспечивают оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи.

Центры обеспечивают комплекс мероприятий медицинского характера, направленные на восстановление здоровья детей и подростков (дети, оказавшиеся в сложных социальных условиях, как правило, нездоровы); психологического характера, направленных на устранение проблем личностного развития (а нередко и различных психологических патологий и невротических состояний); педагогического характера (особенно, это относится к детям и подросткам с врожденными и приобретенными дефектами); организуют, в случае необходимости, юридическую помощь и защиту . Социально-реабилитационные центры также создают условия для профессионального определения дезадаптированных подростков.

Структура ЦСРН включает четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар . В частности, в задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

Постановление о необходимости социальной реабилитации ребенка или подростка выносит специальная комиссия.

Особой заботой центров являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов и школ-интернатов . Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. Подростки учатся правилам социальной жизни, корректируют жизненные ориентации, обретают внутренний личностный смысл нравственных, моральных и правовых нор­мах жизни. В некоторых центрах открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги, пункты помощи по вопросам семейных отношений, телефоны доверия и т.д.