Президент утвердил изменения в закон о туризме. Новые поправки в закон о туризме: обзор

5 мая вступил в силу Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Документ был принят Госдумой 25 апреля и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2012 года. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон 3 мая 2012 года.

Изменение размера финансового обеспечения для российских туроператоров: снижение размера финансового обеспечения для туроператоров в сфере въездного туризма до 500 000 рублей, новый механизм расчета финансового обеспечения для туроператоров в сфере выездного туризма (минимальный размер финобеспечения не только ограничен твердой суммой, но и зависит от годового оборота туроператора - 30 млн. рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации турпродукта, составляют не более 250 млн. рублей, и в размере 12% от годового объема реализации турпродукта, превышающего 250 млн. рублей).

Создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма и компенсационного фонда. Туроператоры обязаны быть членами данного объединения и оплачивать взносы в компенсационный фонд. Основная цель фонда - экстренная помощь гражданам пострадавшим от недобросовестных туроператоров и находящимся за рубежом. Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее чем в размере 100 тысяч рублей. Указанный взнос подлежит перечислению в этот компенсационный фонд ежегодно.

В реестре туроператоров будут отражаться сведения об общем объеме денежных средств туроператора, полученных за предыдущий год.

Установлено право регрессного требования страховщика к участникам туроператора, его руководителю и участникам управления туроператора, если неисполнение обязательств туроператора произошло по их вине.

Установлены значительные штрафы за нарушение законодательства о туристской деятельности в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма а также за нарушения туроператоров при определении размера финансового обеспечения. Размер штрафа за нарушение законодательства составит до 200 000 рублей.

Из текста закона исключается понятие "туристская путевка", как неотъемлемая часть договора о реализации туристского продукта.

Устанавливается обязанность туроператора по публикации в сети Интернет списка турагентов, с которыми работает туроператор.

Устанавливаются дополнительные требования к оформлению договоров о реализации туристского продукта.

Теперь Вы как турист имеете значительно больше прав на получение необходимой информации, Ваш договор должен содержать значительно больше обязательных условий, а возможности туроператора самостоятельно изменить условия предоставления туристического продукта существенно ограничены.

Увидев рекламу туристических услуг, обратите внимание на то, указаны ли в ней место предоставления туристических услуг, характеристика отелей, транспортных средств, видов и способов питания, минимальное количество туристов в группе и цена услуг. Если одного из этих компонентов нет, то, вполне возможно, Вы имеете дело с нечестным на руку туроператором, который не намерен соблюдать законодательство. Ведь отныне согласно ст. 19-1 Закона "О туризме" указанные выше сведения должны содержаться в любой информации об условиях туристических услуг, которую туроператор распространяет до заключения договора. В том числе, очевидно, и в рекламе (хотя прямо об этом в Законе, к сожалению, не сказано).

срок пребывания в месте предоставления туристических услуг, даты начала и окончания туристического обслуживания;

характеристики транспортных средств, осуществляющих перевозку: вид, категория, дата и время отправления и возврата;

виды и способы обеспечения питания;

минимальное количество туристов в группе;

программа туристического обслуживания;

виды экскурсионного обслуживания;

иные субъекты туристической деятельности (турагенты, туроператоры, гиды и проч.), оказывающие услуги, включенные в туристический продукт;

данные о страховщике;

правила въезда в страну пребывания;

стоимость и порядок оплаты туристических услуг;

форма расчетов.

Если хотя бы одного из вышеперечисленных пунктов указано не будет, подписывать такой договор не стоит. Ведь без наличия всех этих существенных условий договор считается незаключенным. А, следовательно, не порождает никаких прав и обязанностей для сторон: туроператор (турагент) не может требовать получения денег, а турист не может рассчитывать на получение туристического продукта.

Что же касается информации, прилагаемой к договору, то следует обратить внимание, что теперь туроператор (турагент) должен предоставить информацию об условиях безопасности туристов в стране пребывания, о руководителе группы и средствах связи с ним (при отправке несовершеннолетнего), о видах и тематике экскурсий. Также должна быть предоставлена информация о времени и месте промежуточных остановок и категории места, которую турист займет в транспортном средстве, порядке обеспечения страхования и другие сведения, часть из которых ранее предоставлялась до заключения договора, а часть - до начала оказания туристических услуг.

Об изменении цены туроператор (турагент) обязан уведомить за 20 дней до начала путешествия независимо от его длительности (раньше об изменении цены можно было уведомить за 10, 5 или 2 дня до начала путешествия, в зависимости от его длительности). Требовать изменений договора или его расторжения, как и прежде, можно при существенном изменении обстоятельств. Но теперь туроператор (турагент) обязан уведомить об этих обстоятельствах не позже чем за 3 дня до начала путешествия, дабы турист мог отказаться от договора без возмещения потерь туроператору (турагенту). При этом из закона исключена такая причина изменения туроператором цены договора как ухудшение условий путешествия или изменение сроков путешествия.

Теперь также предусмотрен порядок действий туроператора на случай, если он не может предоставить часть туристического продукта. В этом случае он обязан принять альтернативные меры без возложения дополнительных расходов на туриста, а при необходимости - возместить разницу между предложенными услугами и теми, что были предоставлены. Если же турист отказывается от замены, то туроператор обязан предоставить ему эквивалентный транспорт для возврата в место отправления (иное место, на которое согласен турист), возместить стоимость не предоставленных услуг и выплатить компенсацию.

13 сентября открылась работа осенней сессии Госдумы, от которой турбизнес ждет рассмотрения поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», устраняющих ряд пробелов в текущей редакции закона. В очередном выпуске "Туризм и законодательство" мы рассмотрим изменения, которые предлагается внести в отраслевой закон.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был внесен в Думу и направлен в Комитет ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 июля 2017 г.

Основной целью законопроекта является устранение технических ошибок и ряда правовых пробелов, которые были допущены при написании федерального закона № 49-ФЗ, содержавшего текущую редакцию закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

С полной таблицей изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можете ознакомиться здесь, а мы дадим ниже разбор самых значимых поправок с "переводом с юридического".

ИСПРАВЛЕНЫ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ В ЗАКОНЕ

Одна из самых обидных ошибок содержится в ст.4.1. закона в текущей редакции, в которой устанавливается, что должностные лица туроператора не могут занимать свои должности, если сведения о компании были исключены из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6-14 части пятнадцатой ст. 4.2.

«В переводе» это подразумевает практически все поводы для исключения сведений о туроператоре из реестра - даже если туроператор сам (!) подал в Ростуризм заявление о прекращении деятельности в какой-то определенной сфере туризма. Новый законопроект этот пробел устраняет, ограничивая перечень «нарушений» должностных лиц абзацами 4,6, 9, 12 и 13 части пятнадцатой ст.4.2.

Еще одна правка ст.4.1. относится к туроператорам, которые в полном объеме сформировали фонд персональной ответственности. Сейчас в законе указано, что таким операторам финансовое обеспечение ответственности не требуется. Законопроект же уточняет, что это правило распространяется только на тех туроператоров, которые осуществляют деятельность только в сфере выездного туризма. Если же речь идет о компаниях, работающих еще и в других сферах, им необходимо будет оформлять фингарантию в размере, действующем для рынков внутреннего и въездного туризма.

Законопроект также уточняет период, за который туроператоры должны отчитываться в Ростуризм и считать количество туристов, общий объем денежных средств, полученных от реализации турпродукт и проч. Сейчас в законе этот период звучит как «предыдущий год». Законопроект же уточняет - «предыдущий календарный год», т.е. приводит отраслевой закон в соответствие с другими нормативными актами.

В 2017 г. туроператоры вошли с новым законом, который устанавливал новый размер финансового обеспечения 3% на 2016 г. и 5% с 2017 г. и далее. Т.е. воспользоваться «скидкой» туроператоры в этом году не смогли.

Законопроект корректирует ст.17.2., но опять туроператорам не удастся платить менее 5%. Корректировка выглядит следующим образом: 3% на 2017 г. и 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма с 2018 г.

ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ОПЕРАТОРА - ДО СВИДАНЬЯ

Законопроект исключает из нынешней редакции закона часть третью ст.10.1., которая требует от турагента выдачу туристу копию доверенности на заключение договоров от имени туроператоров.

Безусловно, принятие этой поправки будет радостно встречено всеми участниками рынка, т.к. по словам многих турагентов эта норма закона только мешает в работе, нежели чем защищает чьи-либо интересы.

ФОНДЫ ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ»

Поправки в закон уточняют порядок расходования средств резервного фонда, указанный в ст.11.4 (часть 10). Новая редакция предполагает, что расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.

Речь идет о налогах, которые «Турпомощь» уплачивает за доходы, полученные от размещения средств резервного фонда и расходов на содержание и обслуживание банковского счета, на котором находятся средства резервного фонда.

Те же самые поправки вносятся и в отношении средств персонального фонда - доход, полученный от размещения средств фонда, может расходоваться на уплату налогов и ведение банковского счета.

Также законопроект в случае его принятия позволит «Турпомощи» «использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год.

Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.».

Напомним, что нынешняя редакция закона подразумевает, что персональные фонды формируются на отдельных банковских счетах и по ним должен вестись отдельный учет, в то время как «Турпомощь» для этих целей открыла только один счет.

Законопроект вводит отдельную статью 11.7 - «Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления».

Согласно этой статье, туроператор, освобождается от финобеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности на срок с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.

Продлять освобождение от платежей туроператору придется каждый год, для чего ему придется подавать в Ростуризм соответствующее заявление в срок не позднее 1 марта текущего года. Если туроператору откажут в продлении, то ему придется до 1 апреля заключить и представить в Ростуризм договор о финобеспечении на новый срок.

Если же отказ в продлении срока связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может перечислить в фонд персональной ответственности денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА

Поправки в закон увеличивают срок подачи в Ростуризм сведений о новом договоре о финобеспечении в случае досрочного расторжения действующего договора - с 30 календарных дней до 45.

Также законопроект уточняет, что новый договор страхования ответственности туроператору понадобится не просто в случае отзыва лицензии у страховщика, а именно лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Ст.17.4. определяет дату наступления страхового случая по договорам финобеспечения туроператоров - день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законопроект уточняет - «В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца 16 части 15 статьи 4.2 настоящего федерального закона.».

Законопроект также устанавливает, что при наступлении страхового случая страховщик или гарант обязаны проинформировать Ростуризм о получении первого требования туриста о выплате из фонда финансовой ответственности или банковской гарантии.

При этом, проект закона предлагает исключить обязанность страховщика или гаранта предоставлять в Ростуризм сведения о произведенных выплатах из финобеспечения туроператора, содержащуюся в ст.17.4.

Иллюстрация: inkrasnogorsk.ru

Недавнее решение вывести управление российским туризмом из ведения Минкультуры РФ и передать его под контроль Минэкономразвития связано, по мнению участников отрасли, с необходимостью более активно развивать нормативную базу, которая по-прежнему отстает от ряда лидеров мирового рынка гостеприимства. Но общая тенденция - туризм регулярно переходит от одного ведомства к другому - свидетельствует, скорее, о том, что никакого долгосрочного видения по поводу этой отрасли у государства по-прежнему нет. До недавнего времени отсутствие стратегии компенсировали мегапроекты наподобие сочинской Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, но теперь рынку предстоит развиваться в условиях жестких структурных ограничений. Падение доходов потребителей, рост издержек поставщиков туруслуг, значительная доля теневого сектора, высокие риски компаний-организаторов путешествий, высокие административные барьеры - таковы нынешние малоприятные реалии российского туризма.

Действующий закон о туризме устарел и больше не соответствует современным реалиям и экономическим целям страны, заявил несколько дней назад в интервью РИА «Новости» глава Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олег Сафонов . Основной акцент в новом законе, по его мнению, должен быть сделан на внутренний туризм, тогда как действующий документ, принимавшийся в середине девяностых годов, ориентирован прежде всего на выездной турпоток. Кроме того, новый закон о туризме должен свести воедино разные регулирующие рынок нормы и способствовать выведению из тени ряда направлений сферы гостеприимства, включая отельный сектор.

Это выступление Олега Сафонова стало его первым программным высказыванием после того, как Ростуризм в середине сентября был передан из ведения Министерства культуры в подчинение Министерству экономического развития. «Будучи федеральным министерством, осуществляющим выработку и реализацию экономической политики по целому ряду направлений, Минэкономразвития России обладает широким спектром функций, которые позволяют выработать системный подход к развитию туристической отрасли. Ведомство предлагает сформировать новую стратегию развития туризма РФ на период до 2035 года, которая определит целевую модель туристского рынка. В рамках данной стратегии планируется разработать систему туристических продуктов, повысить уровень предоставляемых услуг в стране, а также снять барьеры, ограничивающие спрос и затрудняющие внутренний и въездной туризм», - прокомментировало это решение в официальном сообщении министерство Максима Орешкина .

Нынешняя передача туризма от одного министерства к другому - это уже не первое подобное решение. Минкультуры стало заниматься этой сферой только в 2012 году - после того, как было сформировано правительство Дмитрия Медведева , а до этого туризм был подведомствен Минспорта во главе с Виталием Мутко , которое с 2008 по 2012 годы, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин , именовалось Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ. Ранее Ростуризм, образованный в ноябре 2004 года указом президента, несколько лет находился в прямом подчинении правительства, а до этого в течение нескольких месяцев Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт) входило в структуру Министерства здравоохранения и социального развития. Чтобы не углубляться в совсем уж далекую историю, отметим, что регулярные реорганизации управления туризмом происходили и раньше.

«К тому, что туризм постоянно переходит от ведомства к ведомству, все участники рынка давно привыкли, - комментирует для EADaily член президиума Альянса туристических агентств, руководитель сети турагентств „Розовый слон“ Алексан Мкртчян . - Мы понимаем, что передача туризма Минэкономразвития - это не последнее такое решение, и, к сожалению, во многом это показатель отношения к отрасли. У ее игроков есть понимание того, что туризму нужно отдельное министерство, но в рамках политики по сокращению чиновничьего аппарата и госрасходов рассчитывать на это не приходится. Поэтому от перехода к Минэкономразвития никто не ждет каких-то принципиальных изменений ни в хорошую, ни в плохую сторону. Но на адаптацию к новым условиям - а мы ведь только привыкли работать с Минкультуры - уйдет год-полтора. Прямо завтра активная работа с Минэкономразвития не начнется - для начала надо хотя бы познакомиться». Что касается инициативы Ростуризма по принятию нового закона, то она, по мнению Мкртчяна, является логичной реакцией на последние тенденции рынка: существующий закон действительно в большей степени ориентирован на выездной туризм и в ситуации, когда основной акцент смещается на внутренний туризм, он и правда устарел. Но конкретных предложений по содержанию нового закона от властей пока нет, уточняет эксперт.

«Профессионалы в сфере туризма - люди стойкие и закаленные, поэтому подобные перемены воспринимают стоически, - добавляет руководитель общества „Знание“ России, генеральный директор сочинского санатория „Знание“ Дмитрий Богданов . - Но определенные надежды в связи с передачей туризма в Минэкономразвития все же присутствуют. Необходимо решать очень много вопросов по нормативной базе. Уровень государственного регулирования в сфере туризма, к сожалению, очень сильно отстает от наших самых активных конкурентов. Многие думают, что эти вопросы должен решать Ростуризм, но в действительности это министерский уровень, поскольку за разработку законодательных актов отвечают именно министерства. Ростуризм с новым законом о туризме выйти в Госдуму не сможет, а Минэкономразвития сможет. За те же несколько лет, что туризм был подведомствен Минкультуры, нормативная база, к сожалению, не слишком продвинулась».

На протяжении последних лет основным отраслевым документом, помимо рамочного закона, выступала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», которая впервые была принята сразу на семь лет с общим объемом порядка 141 млрд рублей (включая100 млрд рублей средств инвесторов), а в мае этого года была утверждена на такой же срок вновь. В обновленной версии документа основными проблемами внутреннего туризма признаны сложности инфраструктурного характера. Нехватка инженерных и транспортных объектов выступает препятствием для привлечения в туристскую сферу частных инвестиций, а это, в свою очередь, ведет к отставанию уровня развития туристской инфраструктуры от интереса собственно туристов. Кроме того, обозначены такие проблемы, как отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров, недостаточно интенсивное продвижение России как привлекательного направления для туристов.

Между тем участники рынка обращают внимание на иные проблемы. «Профессиональное сообщество полагает, что лучшим решением по стимулированию въездного туризма была бы отмена туристических виз в Россию, как это сделала Белоруссия - страна, гораздо более закрытая в других отношениях, чем Россия. Если же говорить о внутреннем турпотоке, то требуется всячески стимулировать - возможно, с помощью директивных мер - развитие в рекреационных зонах системы „все включено“. Это актуально в связи с продолжающимся падением доходов населения, и если люди будут понимать, что никаких дополнительных трат на отдыхе им не предстоит, это может повысить спрос в массовом сегменте», - говорит Алексан Мкртчян.

Серьезные проблемы рынка путешествий на уровне спроса подтверждают недавние исследования. Как показал опрос «Левада-центра», проведенный после отпускного сезона, только четверть респондентов нынешним летом смогла позволить себе путешествие (включая тех, кто ездил к родственникам и друзьям). 18% опрошенных не смогли никуда поехать из-за отсутствия денег, столько же посвятили летний отпуск домашним делам, еще 20% летом вообще не были в отпуске, а 24% отдыхали на даче. Хотя с точки зрения чиновников турпоток растет. В Краснодарском крае, например, по оценке его администрации, к концу лета отдохнули более 13,3 млн человек - на 3% больше прошлогодних показателей, а в Крыму за девять месяцев отдохнули более 6 млн человек, или почти на 30% больше показателей за аналогичный период 2017 года.

Однако эти цифры лукавы: по ним нельзя судить ни о продолжительности отдыха, ни о том, сколько денег люди оставляют на курортах - если вообще принимать их на веру. Не стоит забывать, что ни о каких сколько-нибудь точных подсчетах в частном секторе размещения, который в том же Крыму значительно превосходит легальный, речи не может идти в принципе. Между тем какого-то особенного прогресса в подсчете туристов за последние годы не наблюдается - начальство привычно выполняет «план по валу». Между тем пресловутые «бабушки» давно прописались в международных системах онлайн-бронирования, которые вообще никак не контролируются в российской юрисдикции. «Вопросы, связанные с проникновением в Россию систем во главе с Booking.com, нужно давно решать - это прямое следствие излишнего административного регулирования деятельности туроператоров, - отмечает Дмитрий Богданов. - Из-за непродуманных решений на федеральном уровне огромные средства, которые должны оставаться в России, просто получает западная экономика в виде комиссий от владельцев объектов размещения, выплачиваемых в пользу того же Booking.com, стопроцентно американской компании».

Все это заставляет задуматься о том, насколько правильно выстроено целеполагание в отрасли, хотя в здесь, на первый взгляд, «цели поставлены, задачи определены» самим президентом. Два года назад на Форуме действий ОНФ Владимир Путин констатировал, что вклад туристической отрасли России в ВВП страны крайне мал - всего 1,6%, тогда как в странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель уже превышает 10%. Это указание ответственные за туризм чиновники незамедлительно приняли к сведению, и уже в марте прошлого года на открытии ежегодной выставки «Интурмаркет» в Москве министр культуры Владимир Мединский заявил, что доля туризма в ВВП России достигла 3,4% - видимо, имея в виду мультипликативный эффект туризма для других отраслей экономики. Но есть и другие оценки. В ходе недавнего визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: «Мы сейчас выбрали ещё одну тему - туризм, которую ещё не открыли. В мире десять процентов ВВП составляет туризм, в наших странах - один процент». Что и говорить, ВВП - показатель лукавый.

«Новый закон о туризме, безусловно, нужен, - рассуждает Дмитрий Богданов. - Но закон - это инструмент, который становится необходим после того, как определена цель, а здесь пока нам похвастаться нечем. Увеличение доли туризма в ВВП до 10 процентов или доведение въездного турпотока до определенного уровня - это не цель, а всего лишь некоторые количественные параметры, по которым можно судить, насколько мы приближаемся к цели. Собственно же целью должно быть отнюдь не количество заработанных отраслью денег. Настоящие задачи туризма - это формирование любви уважения к своей стране, здоровой нации, имиджа страны в мире, укрепление ее международных связей. Но в головах федеральных чиновников пока это все не складывается в общую картину, и пока я не вижу серьезной вдумчивой работы над содержанием нового закона».

Тем не менее, по словам Богданова, все это не означает, что достижений в туризме у нас нет. «О туризме, - продолжает эксперт, - впервые за много лет стал говорить как о серьезной части нашей экономики президент. Туризм впервые внесен в основные направления развития экономики России - один из важнейших правительственных документов, который затем претворяется в конкретные бюджетные статьи - в ближайшие три года туризм будет получать по 800 миллионов рублей из бюджета. В следующем году в Санкт-Петербурге состоится Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации - это очень серьезное профессиональное событие. Все это очень важные, но, по сути, эпизодические моменты без понимания того, какой мы хотим видеть сферу туризма в ближайшие 15−20 лет. Задача, на мой взгляд, должна заключаться в том, чтобы 80 процентов населения страны совершало по России две поездки в год - одну за здоровьем, вторую - культурно-познавательную. Это сразу определяет задачи, связанные с инфраструктурой - объекты размещения, транспорт и прочее».

Но при этом нельзя забывать и о выездном туризме, где продолжается череда банкротств туроператоров - последней крупной потерей стал уход с рынка одной из старейших российских турфирм «Натали Турс», ущерб от которого, по оценке Ассоциации туроператоров России, на конец июля составлял порядка 1,2 млрд рублей. В том, что этот процесс будет продолжаться, не сомневается, похоже, никто. В следующем году туроператоры ожидают значительное подорожание турпакетов в связи с ростом цен на авиакеросин и очередным падением курса рубля, а отсутствие существенного роста доходов населения не позволяет рассчитывать, что клиентов у туркомпаний станет больше. Риски же, которые несут покупатели туров, никуда не делись, и чтобы их эффективно нейтрализовать, придется, возможно, идти на непопулярные меры.

Как полагает Алексан Мкртчян, гарантировать компенсацию почти всем пострадавшим при прекращении деятельности туристических компаний можно только за счет введения обязательного страхования для каждого тура. По словам эксперта, расчеты показывают, что достаточной суммой страхования будет 75 тысяч рублей на одного человека - в нее укладывается 90% продаваемых туров (аналогичным образом 90% вкладчиков имеют банковские депозиты в размере 1,4 млн рублей, возврат которых гарантирован государством). «Существующая сегодня система страхования туроператоров даже близко не покрывает убытки при банкротстве крупных игроков, разрыв между суммой страхового покрытия и реальными потерями может измеряться десятками раз, и в результате страхование оборачивается профанацией, - утверждает Мкртчян. - Стандартного покрытия в 50 миллионов рублей хватает только для страхования небольших туроператоров, для игроков же первой пятерки требуется покрытие до миллиарда рублей. К сожалению, расходы по страхованию каждого тура придется возложить на самих туристов, но речь идет о сравнительно небольшой сумме - порядка пяти процентов от стоимости тура. Бесплатно страховать риски туроператоров не станет никто».

Николай Проценко

1 августа 2012 г. вступает в силу соглашение о безвизовом режиме Украины и Турции.
Недавно Министерство Иностранных дел обнародовало список стран, куда украинцы могут ездить без виз — это Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Тунис (при наличии туристического ваучера), Малайзия, Бруней.
В зависимости от того, в какую страну вы едете, в любом банке можно купить дорожные чеки american express в долларах США или евро.

9 февраля 2012 года Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон Украины «О туризме» № 4385-VI (законопроект №7097).
Предлагаем вашему вниманию сжатый анализ изменений, принятых 09.02.2012 г.
Закон «О туризме» дополнен новой статьей 19, улучшающий порядок информирования туристов об условиях туристических услуг. В Статье 19 предусматривается то, что тур-оператор (тур-агент) обязан предоставить информацию о предоставляемых туристических услугах в доступной и понятной для туриста форме, до заключения договора на туристическое обслуживание. В Статье 19 приведён перечень сведений, которые тур-оператор обязан предоставить туристу до начала путешествия — это:
— сведения о транспортном средстве, категория места для туриста, время и место промежуточных остановок в пути.
— сведения о названии представительств тур-оператора, которые уполномочены тур-оператором, принять претензии или жалобы туриста, а также их адрес и телефон;
— сведения о порядке обеспечения тур-оператором обязательного или добровольного страхования туриста и его имущества;
— сведения об условиях добровольного страхования расходов, в случае расторжения договора на тур-обслуживание по инициативе туриста.
В новой редакции изложена статья 20 Закона Украины «О туризме», в которой определены основные требования к туристическим договорам. В договоре на туристическое обслуживание с одной стороны тур-оператор обязуется оказать комплекс туристических услуг по заказу туриста, который обязуется оплатить весь комплекс услуг, то есть туристический продукт. Тур-агент может заключить договор с туристом на туристическое обслуживание только от имени тур-оператора, а не от своего.
Внесены изменения и в вопрос об ответственности тур-оператора перед туристом по договору на туристическое обслуживание. В соответствии со ст.20 (часть 12) Закона «О туризме» в новой редакции говорится об ответственности тур-оператора перед туристом за исполнение тур-услуг по договору.
При этом в ст.20 (ч.12) Закона «О туризме» в новой редакции определены случаи, при которых тур-оператор освобождается от ответственности перед туристом по договору.
Это случаи:
— если по вине туриста произошло нарушение условий договора;
— если неисполнение условий договора на тур-обслуживание произошло по вине третьих лиц, не перечисленных в договоре, и ни одна из сторон не могла знать заранее и не знала об их наступлении;
— если неисполнение условий договора произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств или произошло в результате событий, которые тур-оператор не мог предусмотреть.

Позитивные нововведения появились в ст.20 Закона «О туризме», определившего все условия договора на туристическое обслуживание:
1) обязательное указание точного времени и места пребывания, с указанием даты начала и окончания туристического обслуживания;
2) обязательная характеристика транспортных средств (их вид и категория), которые осуществляют перевозку туристов, а также дата, время и место отправления и возвращения;
3) отели и гостиницы, их категория и место размещения, а также сведения о соответствии услуг отеля установленным требованиям, время и порядок оплаты обслуживания в отеле;
4) информация о видах и способах питания;
5) предоставление для туриста информации о минимальном количестве туристов в группе и оповещение туриста в трёхдневный срок, о том, что туристическое путешествие не состоится, в случае недобора группы.
6) предоставление туристу полной информации о программе туристического обслуживания;
7) информация о всех видах экскурсионного обслуживания, включенных в стоимость туристического продукта;
8) сведения о прочих субъектах туристической деятельности (их адреса и телефоны), которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт;
9) информация о страховщике, осуществляющем обязательное или добровольное страхование туристов, багажа и рисков, связанных с оказанием туристических услуг;
10) информация о правилах въезда в страну и о месте временного пребывания.
11) информация о стоимости гостиницы (отеля) и порядок оплаты;
12) о форме расчётов.

В соответствие со ст.20 (ч.5) Закона «О туризме» изменены условия, сроки и порядок возможного пересмотра стоимости туристических услуг после заключения договора на туристическое обслуживание. Изменения допустимы не позднее, чем 20 дней до начала путешествия. Изменение стоимости услуг допускается только в случае изменения тарифов на транспортные услуги, или введения новых ставок налогов и сборов и других обязательных платежей, изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта. Увеличение цены туристических услуг после заключения договора не может превышать 5% его первоначальной стоимости. Если цена туристического продукта повышается более, чем на 5%, турист имеет право отказаться от поездки, а тур-оператор (тур-агент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму (ч.6, ст.20 Закона «О »).
Внесены изменения условий, при которых стороны могут требовать расторжения договора или внесения изменений. В ст.20 (ч.8) Закона «О туризме» сказано, что тур-оператор обязан не позднее, чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о предстоящем изменении обстоятельств путешествия. В этом случае турист может отказаться от выполнения договора, без возмещения ущерба тур-оператору или согласиться с изменением цены туристического обслуживания и внесением изменения в договор.