Приемы обращения с лабораторным оборудованием практическая работа. Практическая работа по химии "приемы обращения с лабораторным оборудованием". Порядок выполнения работы

Рыбакова Л.Ю., учитель химии


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: ФИО Рыбакова Лариса Юрьевна Место работы: МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» Должность: учитель Предмет: химия Класс: 8

Тема и номер урока в теме: Урок « Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» является третьим в разделе «Введение».

Изучение раздела «Введение» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций с использованием метапредметного подхода. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практической работы, несложных экспериментов и описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях.

Базовый учебник О.С. Габриелян

Цель урока : формирование системы знаний о правилах техники безопасности в химической лаборатории, об использовании лабораторного оборудования и умений работы с ним для проведения исследования.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с лабораторным оборудованием; сформировать навыки умения работы с лабораторным оборудованием, умение проводить исследования для получения нужной информации.

Развивающая: развивать умение планировать решение задачи и выстраивать цепочку действий, умение проводить аналогии, работать с источником информации.

Воспитательная: развивать навыки делового сотрудничества; формировать положительное отношение к учебной деятельности.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка.

Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы); логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей)

Коммуникативные : умение работать в группе со сверстниками для поиска нужной информации, умение слушать и вступать в диалог, коррекция действия партнера.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

    правила ТБ при работе в химической лаборатории;

    операции химического эксперимента;

    устройство простейших химических приборов;

Учащиеся должны уметь:

    обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

    использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

    оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    работать индивидуально, в парах, используя полученные знания;

    обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, мультимедийными пособиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: практическая работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

Этап урока

1. а) Подводит учащихся к осознанию важности соблюдения правил ТБ. б) Знакомит с правилами техники безопасности в химической лаборатории и правилами оказания первой помощи с комментариями. Приложение №2 в ) организует работу с ЭОР: интерактивное задание

2. Организуетпрактическую работу «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 1) Опыт № 1 « Знакомство с образцами химической посуды» а) задает вопросы, актуализируя жизненный опыт б) демонстрирует предметы лабораторного оборудования (имеющиеся в наличии и со слайдов) в) обеспечивает учащихся технологическими картами. Приложение №3 Инструктивная карта № 1 в) Организует работу с ЭОР – интерактивное задание «Оборудование и посуда для химической лаборатории». 2) Опыт №2 « Приемы обращения с лабораторным штативом» а) Демонстрирует штатив или слайд и дает разъясняющие комментарии по устройству и пользованию штативом.

3) Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой и изучение строения пламени а) Организует просмотр видеофрагмента, создает условия для деятельности учащихся, организует работу в парах и деловое общение учащихся.
б) обеспечивает учащихся технологическими картами. Инструктивная карта № 2

Слушают учителя, просматривают слайды.

Выполняют задание (по количеству компьютеров в классе или 1-2 человека), остальные проверяют правильность выполнения, помогают при необходимости.

Отвечают на вопросы Наблюдают, находят предметы лабораторного оборудования в микролаборатории, фиксируют рисунки в карте, делают выводы об их назначении.

Выполняют задание.

1.Изучают устройство лабораторного штатива. 2.Выполняют задание, указанное в инструкции. 3. Подписывают составные части, делают выводы о назначении штатива.

1.Изучают устройство спиртовки строение пламени. 2.Выполняют задание, указанное в видеофрагменте. 3. Подписывают составные части, делают выводы о назначении спиртовки, о свойствах зон пламени. 4. Делают вывод по итогам работы.

Приложение к плану-конспекту урока

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»


Перечень электронных образовательных ресурсов, необходимых для проведения урока


Приложение № 1

Вводная беседа ««Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория»

Х имия на протяжении всей истории человечества побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, эмоциональные описания явлений, процессов.

    Прослушайте отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.
    Cкажите, какое физическое явление описал в стихотворении поэт? (Переход воды из одного агрегатного состояния в другое.) С помощью какого метода человек получает знания о природе? (Наблюдение) Что такое наблюдение? (Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.) Как называется наблюдение, которое проводится в строго контролируемых условиях? (Эксперимент)

Слово «эксперимент» (experimentum) имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба». Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая родилась из наблюдения. Так формулируется вывод.

Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.

Химия и эксперимент - понятия неразделимые.

    Что нужно для проведения химического эксперимента? (Специально оборудованное помещение, которое называют химической лабораторией, лабораторное оборудование, знание правил техники безопасности, химические реактивы)

    Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока и как мы спланируем нашу работу?

План урока

    Знакомство с правилами техники безопасности

    Знакомство с лабораторным оборудованием, устройством простейших химических приборов

    Простейшие операции химического эксперимента

Девизом нашего урока будут слова Д.И Менделеева«Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории».

Приложение № 2

Беседа «Жизнь в опасности без правил безопасности»

Во времена становления химической науки исследователям постоянно приходилось сталкиваться в лабораториях с неприятными сюрпризами - взрывами, выделением ядовитых и дурно пахнущих веществ, химическими ожогами... Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца застал его прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос о том, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: "Ожидаю результата опыта".

Описанный случай красноречиво показывает беспомощность человека перед неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. Только воплощённое в правилах техники безопасности знание о способах преодоления возможных опасностей может надёжно защитить как опытных исследователей, так и делающих первые шаги в изучении химии школьников, сохранить их силы и здоровье.

Итак, познакомимся с правилами техники безопасности в химической лаборатории.

    Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями.

    Проводите опыты с веществами, которые указаны учителем.

    Не берите для опыта больше веществ, чем это необходимо.

    Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности.

    Производите опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону от самого себя, и от соседей.

    Нюхать вещества можно, осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки.

    Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

    Запрещается принимать пищу и напитки.

    При химических ожогах пораженное место промывают струей воды из-под крана в течение длительного времени - не менее 15 мин.

    При ожогах кислотами накладывают примочки 2%-м раствором карбоната натрия, а при ожогах щелочами - 2%-м раствором уксусной, лимонной или борной кислот.

Приложение № 3

    Знакомы ли вы с предметами лабораторного оборудования, если да, то где вы с ними встречались и каково их предназначение?

Давайте познакомимся с некоторыми предметами лабораторного оборудования. Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

I группа – стеклянная посуда

II группа – фарфоровая посуда

III группа – нагревательные приборы

IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды

    Как вы думаете, каково предназначение стеклянной посуды (фарфоровой посуды, нагревательных приборов, приборов для фиксации и закрепления посуды) в химической лаборатории?

Лабораторное оборудование

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).

Посуда из термостойкого стекла используется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение)

Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведение простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

Большинство опытов проводят в пробирках. Большие пробирки называются демонстрационными, и ими пользуется учитель, когда показывает опыт.

Пробирки поменьше имеют объем около 15мл. Пробирки, имеющие конусовидную форму, используют для того, чтобы отделять осадки от жидкости с помощью центрифуги.

Если реакция идет при нагревании, то используют пробирки с круглым дном.

Перемешивание веществ в пробирке осуществляется постукиванием или встряхиванием содержимого в пробирке.

- Давайте найдем пробирку в микролаборатории и зафиксируем ее в тетради (учитель на доске).


Литература

    Бабич Л.В.. Балезин С.А. – М.: Просвещение, 1991.-320 с. Габриелян О. С. учебник для 8 класса. М. Дрофа, 2011. Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с . Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб - М.: САГА - ФОРУМ, 2008. 111 с. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.

Лабораторное оборудование, посуда для проведения химического эксперимента

Разработка для проведения практических работ по химии



Чтобы работа в кабинете химии

была безопасной и плодотворной, юным и не очень юным исследователям,

почетным учёным и именитым химикам,

даже нобелевским лауреатам,

т.е. всем

необходимо соблюдать

правила техники безопасности!


Для проведения опыта, эксперимента используют специальную посуду

Лоток для проведения опыта


1. Посуда для хранения веществ

  • Склянки

2. Посуда для проведения опытов

  • Пробирки
  • Колбы
  • Химические стаканы (мензурки)

Лабораторная посуда

Пробирка

Колба

коническая


мерная посуда

цилиндр

Мензурка

мерная пробирка


И еще о посуде…

воронка

делительная

кристаллизатор

колба Вюрца

перегонная


Лабораторная посуда

воронка

колба круглодонная


Весы

технические

Мерный стакан


3. Лабораторное оборудование

штатив для пробирок

Лабораторный штатив


Специальные принадлежности

Ложечка для сжигания

щипцы

Держатель

для пробирок


Практическая работа №1

Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени.

Цель: Изучить устройство лабораторного штатива и спиртовки. Изучить строение пламени.

Оборудование: химическая посуда, лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка с водой, спички.

Ход работы:


Лабораторный штатив

Штатив - оборудование для установки лабораторной посуды и инструментов.



Что делал

  • Изучили устройство лабораторного штатива.

Что наблюдал

Штатив состоит из…

Рисунок, выводы

2. Изучили устройство спиртовки.

Для чего служит штатив?

Спиртовка состоит из …

3. Изучили строение пламени.

Для чего служит спиртовка?

Пламя имеет три зоны:

В какой части пламени надо нагревать пробирку с веществом?


Задание:

1 . Изучите устройство лабораторного штатива (найдите подставку, стержень, муфты, лапку, кольцо)

2. Зарисуйте штатив и подпишите его части шифрами на рисунке, а рядом их расшифруйте.

3. Для служит штатив?


Нагревательные приборы

спиртовка



Изучение строения спиртовки

Задание:

1. Изучите устройство спиртовки (найдите сосуд, фитиль, колпачок)

2. Рассмотрите зоны пламени (нижняя, средняя, верхняя)

3. Поместите пробирку с водой в держатель и нагрейте до кипения над спиртовкой.

4. В какой части пламени нужно нагревать вещества?


Сделайте вывод по проделанной работе

Вывод:

В результате проведенной работы я изучил(а)

……………………………………………………………

Эти устройства используют для ………………..

Пробирку надо нагревать в ………… части пламени, т.к. эта часть пламени самая ………

Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии»

Инструкция (план) выполнения работы:

В этой работе вам будет необходимо:

1.Изучить содержание лекции;

2.Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории;

3.Изучить основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение;

4.Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой;

5. Поработать с тренажёрами.

6.Оформить и отправить учителю электронный отчёт о проделанной работе.

I. Правила техники безопасности:

Вещества бывают разные:

Едкие и взрывоопасные

Бывает, что они сами воспламеняются

А есть, такие, которыми отравляются.

Если ты не хочешь получить ожог

Или надышаться ртутными парами,

Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете их никогда не забывай!

1.

При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус,

Реактивы не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука

2.

Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь плакать и чихать,

Слёзы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы

3.

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

4.

Если ты работаешь с твёрдым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

Ты возьми его немножко –

Одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

5.

Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

Руку быстро промой водой из-под крана

И, чтоб осложнений себе не доставить,

Не забудь учителя в известность поставить.

6.

В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

Тонкой струйкой подливая,

Осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту –

Так отвадишь ты беду.

II. "Лабораторное оборудование и посуда"


Образец

Название


ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

Для выпаривания (кристаллизации)


КОЛБЫ

Для приготовления растворов, проведения реакций


ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ



МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР


ПРОБИРКА


АСБЕСТОВАЯ СЕТКА

Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

Образец

Название


ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК

СПИРТОВКА


ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН

ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Для измельчения твердых веществ

ВОРОНКА

ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА

Разделение смесей жидкостей с разными плотностям

III. Правила работы со спиртовкой



  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

IV. Устройство спиртовки


1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

3 - фитиль;

4 - колпачок.


V. Строение пламени

Проведите небольшой домашний эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис.)

Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

Образовательная цель :

Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.

Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.

Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.

Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

Этапы Цель учителя Цель ученика Действия ученика Форма Результат
1.Актуализация Включить учащихся в деятельность 1.Принять цель

2.Познакомится с планом работы

1.Записывает тему урока.

2.Участвует в обсуждении темы.

Фронтальная, индивидуальная Учащиеся готовы к работе.
2.Практическая работа №1. Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. 1.Чертят таблицу в тетради. Индивидуальная. Таблица в тетради.
2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике.

2.2.Сравнивают с правилами в инструкции.

2.3..Задают вопросы.

2.4.Раписываются в журнале по ТБ.

Парная Ознакомлены с правилами по ТБ.
3.1.Изучают устройство лабораторного штативы.

3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции.

3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части.

Парная В таблице заполнены графы.
2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива».

Выполняют описанные в ней действия.

Парная Собран штатив и закреплена пробирка.
3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой».

3.2.Оформляют таблицу.

Парная В таблице заполнены графы.
4.1.Читают ст. «Посуда». Парная В таблице заполнены графы.
3.Рефлексия Соотнести цель с результатами работы на уроке. Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность. Фронтальная Результат соответствует цели урока.
4.Итог урока Оценить деятельность учащихся Самооценка Выставляют оценки в карту знаний. Фронтальная 1.Устная оценка деятельности всех учащихся.

2.Практическая работа оформлена в тетрадях.

Инструкция для учащихся:

1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.

2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.

3.Распишитесь в журнале по ТБ.

4.Начертите таблицу в тетради.

5.На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».

6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.

7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?

8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?

9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?

10.Сделайте вывод по итогам работы.

Таблица №1

№/п Название этапа работы Рисунок и название частей оборудования. Приемы работы с лабораторным оборудованием.
1. Приемы работы с лабораторным штативом Рис.113 1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта.

2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку.

3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий.

2. Приемы работы со спиртовкой Рис.№114 1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку.

3. Приемы работы с посудой. Рис.№115 1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

3.Фильтр перед употреблением смачивают.

4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания.

5.Проверить прибор на герметичность.

Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.

Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Ц ель работы: Изучить лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним

Оборудование:

ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции


ШТАТИВ лабораторный

КОЛБЫ

Для приготовления растворов, проведения реакций


ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

для выпаривания (кристаллизации)



МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР



ПРОБИРКА

ШТАТИВ для пробирок


СПИРТОВКА


ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН

Ф АРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Правила работы в химической лаборатории

(источник http://foxford.ru/lessons/3518/conspects/2)

Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.


1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы до лжны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками.На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельност - это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду , а не наоборот.

ПОМНИТЕ: ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕАККУРАТНОСТЬ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К РЕАЛЬНЫМ ТРАВМАМ!

Опыт №1. Изучение устройства лабораторного штатива и приёмов обращения с ним

Практическая работа №2 "Устройство спиртовки и изучение строения пламени"

  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!


Строение пламени