Приемы работы со спиртовкой. Практическая работа "приемы обращения с лабораторным оборудованием". Сообщение новых знаний

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твёрдые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

5. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 115).

Рис. 115.
Ознакомление с запахом вещества

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

7. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

8. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

9. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

10. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

11. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

12. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Лабораторное оборудование

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используют лабораторный штатив и нагревательные приборы. Предварительно ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними.

1. Устройство лабораторного штатива . Штатив (рис. 116) служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки (2), в которую ввинчен стержень (2). Массивная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

Рис. 116.
Лабораторный штатив

Муфты с укреплёнными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении. Для этого при помощи винта необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, поставив её на необходимую высоту, закрепить.

2. Использование лабораторного штатива . Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо следующим образом. Ослабьте винт крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите её со стержня штатива. Затем освободите лапку и кольцо от муфты. Для этого поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Рассмотрите устройство муфты.

Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта (см. рис. 116). При таком креплении кольца и лапки они никогда не выпадут из муфты.

Закрепите в одну муфту кольцо, а в другую - лапку. Укрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх. Пробирка укреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть, особенно при нагревании. Пробирку, как правило, зажимают около отверстия. Эту же пробирку поверните в горизонтальное положение, чтобы винт лапки был сверху.

На одно кольцо штатива положите сетку, на неё поставьте стакан. На втором кольце установите фарфоровую чашку без сетки.

3. Приёмы работы со спиртовкой (газовой горелкой) . Спиртовка (рис. 117) состоит из сосуда (резервуара) (1), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (3), и колпачка (7). Снимите колпачок со спиртовки и поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.


Рис. 117. Спиртовка

Зажгите спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать её от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

4. Строение пламени . Зажгите ещё раз спиртовку и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Пламя (см. рис. 117) имеет три зоны. Тёмная зона (4) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (5). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура - в зоне 6. Эта зона находится в верхней трети пламени спиртовки.

Чтобы убедиться в том, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно поставить следующий опыт. Поместим лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через зону 4. Через некоторое время мы увидим, что там, где лучина пересекла зоны 5 и 6, она обуглилась сильнее. Следовательно, пламя в этих зонах горячее.

Наблюдение показывает, что для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени (в). В неё и помещают нагреваемый предмет.

5. Посуда . Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах (рис. 118). Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.


Рис. 118. Образцы химической посуды: а - пробирка; б - химический стакан; в - колба

Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем. Во-первых, попадание любых количеств химических реактивов на кожу опасно; во-вторых, при этом в пробирку могут попасть загрязнения, и опыт не получится.

Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями), как показано на рисунке 119. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане - стеклянной палочкой, надев на её конец отрезок резиновой трубки, чтобы не повредить стенку стакана.

Рис. 119.
Перемешивание растворов в пробирке

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки (рис. 120). Их используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Рис. 120.
Химическая воронка

Сначала фильтровальную бумагу надо сложить и обрезать, как показано на рисунке 121, а затем вложить в воронку и смочить водой, чтобы она плотнее прилегала к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитал фильтруемую жидкость (если её мало, то можно вовсе не получить фильтрата).

Рис. 121.
Последовательность изготовления бумажного фильтра

При фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Для выпаривания используют фарфоровые чашки (рис. 122).

Рис. 122.
Фарфоровая чашка для выпаривания

Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворённое вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор так, чтобы он занимал не более 1/3 объёма чашки. Устанавливают чашку на кольце штатива и нагревают на открытом пламени при постоянном помешивании, чтобы выпаривание шло равномерно.

Рис. 123.
Прибор для получения газов

Для получения газов используют простейший прибор, который состоит из колбы или пробирки и плотно входящих в них пробок с газоотводными трубками (рис. 123), или аппарат Кирюшкина (рис. 124).

Рис. 124.
Аппарат Кирюшкина

Прибор, собранный для получения газов, всегда вначале проверяют на герметичность (рис. 125). Для этого кончик газоотводной трубки опускают в стакан с водой, а колбу или пробирку плотно обхватывают ладонью.

Рис. 125.
Проверка на герметичность прибора для получения газов

От тёплой ладони воздух в сосуде для получения газа расширяется, и, если прибор собран герметично, из газоотводной трубки выходят пузырьки воздуха.

Практическая работа № 1
ОБОРУДОВАНИЕМ
В а р и а н т I
Ц е л и:



без изучения инструкции.








схеме в отчете.

пробирке.

1) получение газа;
2) смешивание двух твердых веществ.

ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.

___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите цели практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте и запишите план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________



задания
Рисунок­схема
Вид химической
операции

Практическая работа № 1
ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ

Ц е л и:
знать и применять правила обращения с лабораторным
оборудованием, ТБ при работе в химическом кабинете; учиться наблюдать за
химическими явлениями.
П л а н р а б о т ы: 1) работа со схемами;
2) работа с таблицей­отчетом согласно заданиям.
ТБ: аккуратно обращаться с лабораторной посудой; использовать
минимальные количества вещества; зажигать спиртовку от спички; тушить
пламя, накрывая колпачком; держать пробирку­реактор с помощью
пробирочного зажима (лапками зажима в штативе); при нагревании пробирку
держать под углом 45о к полу; перед нагреванием содержимого пробирки
прогреть всю пробирку.

задания
1
Х о д р а б о т ы
Рисунок­схема
Варианты: пробирка, штатив лабораторный,
зажим пробирочный, стакан химический,
колба плоскодонная, воронка делительная,
спиртовка, прибор для получения газа,
мерный цилиндр и др. (по усмотрению
учителя)
2
3
Схема пламени
спиртовки
Исследование t°
пламени с помощью
лучинки
Вариант I
1. Рис. прибора Кирюшкина.
2. Рис. ступки с пестиком.
Вид химической
операции
Монтаж приборов, закрепление
пробирок­реакторов, других
приборов для собирания газа,
проведения реакции; смешивание
веществ, разделение неоднородной
смеси, нагревание веществ,
приготовление растворов заданной
концентрации и т. д.
Открыть спиртовку и поджечь
фитиль от спички.
Нагревание веществ производят в
верхней части пламени спиртовки.
Нагревание реакционной смеси:
сначала прогреть всю пробирку,
затем ее нижнюю часть, закрепив
пробирку под углом 45° к полу
Получение и собирание газа.
Измельчение и перемешивание
твердых веществ.
Вариант II
1. Рис. фарфоровой чашки для выпаривания.
Выделение растворимых веществ из


задания
Рисунок­схема
Вид химической
операции
2. Рис. воронки и химического стакана,
стеклянной палочки, фильтра
раствора.
Выделение нерастворимых веществ
из смеси

В а р и а н т II
Ц е л и:
знать и применять правила обращения с лабораторным
оборудованием, правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете; учиться наблюдать за химическими явлениями.
Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами
без изучения инструкции.
З а д а н и е 1 . Знакомство с химическим лабораторным оборудованием.
1. Прослушайте учителя, определите на схемах­таблицах лабораторное
оборудование (посуду), демонстрируемое учителем.
2. Зарисуйте в виде схемы наиболее часто используемое, с вашей точки
зрения, лабораторное оборудование из представленного и подпишите названия.
З а д а н и е 2 . Правила работы со спиртовкой.
1. Применяя правила ТБ, приготовьте спиртовку к работе.
2. С помощью лучинки определите самую горячую зону пламени, отметьте на
схеме­отчете.
3. Используя лабораторное оборудование, нагрейте до кипения воду в
пробирке.
З а д а н и е 3 . Подберите лабораторное оборудование для выполнения
нижеследующих операций и зарисуйте его:
1) выпаривание раствора;
2) отделение твердого вещества от раствора.___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы.
6. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:

задания
Рисунок­схема
Вид химической
операции
7. Выполните задания, данные в вашем варианте.

Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.

Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике. Составлять отчет о проделанной работе.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.

Тип урока : лабораторная работа.

Ход урока :

Деятельность уч-ля и уч-ся

Вступительное слово учителя

Ученики читают карту-инструкцию по ТБ

Работа в тетради

Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.

Компьютерная модель (С D: виртуальная лаборатория)

Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку

Уч-ки: 3 зоны

Зарисовать рис.30.стр107.

Рис.31(в) стр108.

Рис.31 (б) стр108.

Уч-ки и Уч-ль

Учитель пишет на доске

«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».

Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.

ПО ходу урока,мы с вами будем заполнять таблицу

Лаб.оборудование

Назначение

2.Спиртовка

3.Пробирка

6.Хим.воронка

7.Фарф.чашка

Укрепление лаб.оборудования

Нагревание

Для различных химических операций(перемешивание)

Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом

Выпаривание

Рис 28.стр.106(учебник)

Рис.29.стр.107

Рис.31.стр108(а,б,в.)

Рис.33.стр109.

Рис.35.стр110

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.

Рассмотрим устройство лаб.штатива.

Штатив служит для укрепления частей хим.установок.

Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.

Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.

Рассмотрим строение спиртовки.

Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.

Основные правила обращения со спиртовкой:

1.Сначала необходимо снять колпачок

2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки

3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.

Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.

Рассмотрите пламя. Сколько зон можно выделить?

Пламя имеет 3 зоны:

1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.

2За ней самая яркая часть - менее горячая.

3Вверхней трети пламени спиртовки - самая горячая.

Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

Верхней трети пламени спиртовки.

Итак функция спиртовки - нагревание.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).

Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.

В колбе перемешивают круговыми движениями.

Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)

Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.

Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.

Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.

Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?

Произносят клятву химика

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Карта-инструкция

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4 .Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.

5 .При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый

конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.

Произведите опыты только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости

на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

8 .Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

9 .Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются

для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,

не мешая соседям.

10 .Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

11 .Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа

Тема: "Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Цель: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.

Задачи:

Образовательная: Ознакомить учащихся с химическим оборудованием, научить им пользоваться, знать технику безопасности.

Развивающая: Способствовать развитию мышления, умению пользоваться химическим оборудованием.

Воспитательная: Воспитать чувство ответственности при выполнении практической работы.

Оборудование:

    инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;

    образцы химической посуды, лабораторный штатив;

    презентация PowerPoint.

План урока.

    Организационный момент.

    Ознакомление с правилами техники безопасности.

    Знакомство с лабораторным оборудованием.

    • Химическая посуда.

      Лабораторный штатив.

    Выполнение практической работы, оформление.

    Итоги урока.

Перечень слайдов.

    Правила техники безопасности.

    Инструкция, перед выполнением опыта.

    Запрещается пробовать химические вещества на вкус.

    Правила определения запаха вещества.

    Лабораторное оборудование.

    Назначение лабораторного оборудования.

    Устройство штатива.

Ход урока

1. Организационный момент.

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность - плохо!

Опыт люби - основу предмета,
Читай, думай, наблюдай,
Умей найти на все ответы,
Жизнь цени, твори, мечтай.

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.

Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях):

Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.

Учитель:

(слайд на доске

Учащиеся (конспектируют):

Опыт необходимо проводить в чистой посуде.

Учитель:

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
для еды условий нет.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии

Учитель:

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус

Учитель:

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!

Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.

Учитель:

Сердца ваши пусть будут смелыми,
А руки пусть будут умелыми,
Движенья их будут быстрыми,
А помыслы только чистыми. Учащиеся (конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:

(слайд на доске)

Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.

(слайд на доске)

4. Выполнение практической работы, оформление.

Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования.. Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.

5 Итоги урока