Самосвал категория а3. Расшифровка категорий прав тракториста. Обучение на право управления самоходными машинами

Чтобы получить права на трактор, как и на любой другой транспорт, необходимо пройти тестовое испытание. В отличие от документов, подтверждающих право управления прочими транспортными средствами, права на трактор выдаются в особом порядке специализированными органами.

Права на трактор: категории

Водительские права на трактор делятся на несколько категорий по мощности машин и конструктивным особенностям:

  • категория А — автомобили, не предназначенные для дорог общего пользования, либо колесный транспорт с конструктивной скоростью, не превышающей 50 км/ч;
  • категория А 1 — внедорожный мототранспорт (квадроциклы, машины на базе малогабаритных тракторов);
  • категория А 2 — внедорожные автомобили и ТС с разрешенной массой максимум 3500 кг и числом сидячих мест, кроме водительского, до 8;
  • категория А 3 — внедорожные автомобили и ТС с разрешенной массой более 3500 кг, кроме включенных в категорию А 4;
  • категория А 4 — внедорожные пассажирские автомобили и ТС с числом сидячих мест, кроме водительского, более 8;
  • категория В — колесный и гусеничный транспорт с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
  • категория С — колесный транспорт мощностью 25,7-110,3 кВт;
  • категория Д — колесный транспорт мощностью более 110,3 кВт;
  • категория Е — гусеничные машины мощностью более 25,7 кВт;
  • категория Ф — самоходные сельхозмашины.

Право управления трактором узаконивает ГосТехНадзор. Лицу, сдавшему экзаменационное тестирование, выдается удостоверения тракториста. Получить указанный документ можно:

  • с 16 лет — категория А (А 1) на право управления внедорожным мототранспортом. Подходит для езды на популярных сегодня квадроциклах;
  • с 17 лет — категория В и С на право управления полноценным трактором типа МТЗ и ЮМЗ, а также другими сельхозмашинами;
  • с 18 лет — категория Д на право управления сельхозмашинами с прицепными орудиями и механизмами;
  • с 19 лет — категория А 2, А 3;
  • с 22 лет — категория А 4.

На колесные тракторы, самоходные складские машины, экскаваторную технику и самосвалы устанавливают водительскую категорию В, С и Д. Для гусеничных машин выделяется отдельная категория — Е.

В России только лицам, имеющим удостоверение аттестованного тракториста, разрешается управление техникой, причисленной к классу «трактор». Управление указанным транспортом без удостоверения грозит гражданину штрафом за управление без узаконенного права. Чтобы забрать конфискованный трактор со штрафстоянки в любом случае придется получить удостоверение.

Как получить права на трактор: пошаговая инструкция

Вот пошаговая инструкция, как получить право управления трактором:

  • первый этап — обучение. Для категорий А1 и В допускается самоподготовка. Для прочих категорий необходимо пройти двухмесячный курс обучения в специализированном учреждении. Поскольку единственным органом, выдающим права на трактор, является ГосТехНадзор, большинство обучающих центров находится при нем и его региональных отделениях;
  • полученное после прохождения обучения свидетельство предъявляют уполномоченному лицу в госучреждении;
  • после сдачи экзамена в ГосТехНадзоре выдается удостоверение, дающее право управления самоходными транспортными средствами класса «трактор» в рамках выбранной категории.

Бесплатно получить права не получится. Для облегчения получения водительского удостоверения на трактор некоторые организации предлагает свои услуги по сбору и подаче документов в уполномоченный орган. Права выдаются на 10 лет.

Удостоверение тракториста-машиниста

Дает право управлять различными самоходными машинами, такими как трактора, самоходные дорожно-строительные машины, наземными безрельсовыми механическими транспортными средствами с независимым приводом, имеющими двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 см 3 . Или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (исключение составляют автомототранспортные средства, предназначенные для движения по автодорогам общего пользования, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

По аналогии с автомобильными правами, в тракторных также имеются категории и подкатегории.

Рассмотрим подробнее каждую из них:

A I - внедорожные мототранспортные средства. Например, снегоходы, мотовездеходы, квадроциклы.

AII - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Это аналог категории B для автомобилей с той лишь разницей, что предназначена она исключительно для внедорожных транспортных средств.



AIII - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории "А IV"), является аналогом категории C в удостоверении водителя.

AIV - внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (является аналогом категории D в удостоверении водителя).



Категории АII, АIII, АIV – это, фактически, всем привычные автомобильные категории «В», «С», «D», но предназначенные для движения ВНЕ автомобильных дорог. Поэтому, для их получения требуются (кроме обучения и успешной сдачи экзаменов) наличие автомобильных прав соответствующих категорий.

B - гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;

C - колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;

D - колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;

E - гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт.






F - самоходные сельскохозяйственные машины: кормо- и зерноуборочные комбайны, самоходные опрыскиватели и т.д.

Для получения удостоверения тракториста-машиниста, нужно пройти обучение и сдать экзамен на право управления самоходным транспортным средством. К экзаменам допускаются следующие лица:

а) - достигшие возраста:

16 лет - для самоходных машин категории "А I";

17 лет - для самоходных машин категорий "В", "С", "Е", "F";

18 лет - для самоходных машин категории "D";

19 лет - для самоходных машин категорий "А II", "А III";

22 лет - для самоходных машин категории "А IV";

б) - прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о допуске к управлению самоходными машинами соответствующих категорий, прошедшие профессиональную подготовку или получившие профессиональное образование по профессиям (специальностям), связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий.

Допускается самостоятельная подготовка для получения права на управление самоходными машинами категорий "А I" и "В";

в) - имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и стаж управления им не менее 12 месяцев - для самоходных машин категорий "А II", "А III" и "А IV".

Категория годности «А3» устанавливается в том случае, если призывник имеет хорошее здоровье, но у него есть проблемы со зрением. Получив такую категорию, юноша будет призван в ряды Вооруженных сил, так как небольшие трудности со зрением не мешают прохождению военной службы. В данной статье мы рассмотрим, в какие войска берут призывников с данной категорией в 2018 году, а также расскажем о том, каким образом можно изменить годность к военной службе, используя законные методы. Надеемся, что эта информация пригодится всем юношам, которые подлежат призыву на военную службу.

Что значит категория «А3»

Категория «А3» означает, что призывник годен к службе с ограничением на нагрузку с последующим отбором. Показатель предназначения «А3» ставится, если близорукость составляет менее двух диоптрий. При этом ограничение зрительного поля должно полностью отсутствовать или не превышать двадцати градусов. Рост призывников с показателем предназначения «А3» должен составлять до 180 сантиметров. Помимо этого, должны отсутствовать проблемы с недобором веса относительно показателей, которые требуются для прохождения воинской обязанности.

Кто присваивает категорию здоровья «А3»

За определение годности призывника отвечает призывная комиссия военкомата. В ее состав входят квалифицированные врачи, которые используют в своей работе требования «Положения о военно-врачебной комиссии». Именно они отвечают за то, чтобы медкомиссия проводилась объективно.

Для этого они имеют право на следующие действия:

  • проведение и контроль основного и контрольного медицинского освидетельствования;
  • составление методических рекомендаций по постановке правильного диагноза;
  • определение причинно-следственных связей при обнаружении травм у призывника;
  • постановку показателя предназначения с учетом состояния здоровья призывников;
  • организацию подготовки врачей к проведению процедуры освидетельствования.

Все остальные действия не входят в компетенцию членов комиссии. К примеру, они не могут использовать свое положение для того, чтобы морально воздействовать на призывников, принуждая их каким-либо образом к службе в армии, или они по какой-то причине отказываются говорить, в какие войска может отправиться призывник для прохождения службы. В том случае, если призывник видит какие-либо нарушения со стороны представителей призывной комиссии, он может подать жалобу на их действия.

Категория «А3» - куда отправят служить?

Несмотря на то, что категория «А3» присваивается при наличии близорукости, призывник вполне может проходить службы в воинских частях, где отсутствуют сильные физические нагрузки для солдатов срочной службы. Прежде всего, это касается воинских подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации. Служба в этих частях связана с обеспечением внутренней безопасности и охраны правопорядка внутри нашей страны.

Чаще всего солдаты срочной службы, которым была поставлена категория годности военной службе «А3», занимаются охраной объектов стратегически важных предприятий промышленности, атомной энергетики, а также привлекаются для несения патрульно-постовой службы в населённых пунктах. Кроме того, категория «А3» в армии востребована при укомплектовании караульных частей. В обязанности таких подразделений входит охрана различных объектов и сопровождение специальных грузов.

Ещё призывники с показателем предназначения «А3» могут стать водителем или членом экипажа современного бронетранспортера. Эта техника необходима для транспортировки солдат к назначенным местам и поддержания огнём их продвижения к намеченной цели. Если человеку присвоили индекс «А-3», то он вполне может стать не только водителем, но и наводчиком, а в некоторых случаях и командиром боевой машины, которая способна на высокой скорости преодолевать окопы и водные преграды.

Можно ли сменить «А3» на другую категорию?

Некоторые юноши, достигшие призывного возраста, сталкиваются с тем, что им завышают категорию медицинской годности. Чаще всего это происходит из-за того, что в военкомате выполняют определенный план по набору призывников. Если человек понимает, что категория здоровья «А3» не соответствует его физическим возможностям, он имеет полное право оспорить решение медицинской комиссии. Для этого потребуется подать заявление, чтобы обжаловать решение призывной комиссии в суде. Для получения положительного результата лучше сразу воспользоваться помощью опытных юристов, которые проведут консультацию по любым вопросам призыва и помогут собрать документы для изменения показателя предназначения на абсолютно законных основаниях. С их помощью можно будет оперативно составить заявление и подать его в прокуратуру.

Юношей и их родителей очень интересуют результаты прохождения медицинской комиссии при постановке на учет, когда молодой человек достигает 17 лет. На ней устанавливают Комиссия делает выводы на основании состояния здоровья призывника. Интересен тот факт, что если юноша годен, ему предписывают прохождение военной службы в определенных частях Российской армии. Так с какой категорией в какие войска берут?

Годен

Комиссия может освободить молодого человека от прохождения Все будет зависеть от того, к какой категории его отнесут. Всего их пять. Призывают тех, кто попадает в и Б. Это означает, что они годны к воинской службе. Категория годности А 1 и А 2 означает, что никаких ограничений для будущего солдата не существует. Категория годности Б - годен с незначительными ограничениями. Она делится на Б1, Б2, а также Б3 и Б4.

Куда отправят

А1 — юноша здоров сейчас и ранее не переносил тяжелых заболеваний. Такого могут взять в морскую пехоту, воздушно-десантные и десантно-штурмовые части, если он подойдет по физическим параметрам, а для этого он должен быть ростом от 1,7 до 1,85, иметь хорошие зрение и слух, быть подтянутым и не страдать ожирением. А2 — юноша в настоящее время здоров, но ранее имел травмы или серьезные заболевания. Таких берут на подводные лодки и корабли. Но только тех, у кого рост до 1,82-1,85, отличное зрение, слух и нет ожирения или дистрофии. Тех, кто обладает такими же данными, но пониже ростом (до 1,75) возьмут в танкисты, артиллеристы или на инженерные машины.

Другие варианты

В какие войска берут с категорией Б1? Это ВДВ, морская пехота, или спецназ. Б2 — артиллеристы, танкисты, подводники. Б3 — служба на зенитно-ракетных комплексах, во МВД, на заправках и хранилищах горюче-смазочных материалов, в химических, а также караульных подразделениях. Кроме того, отнесенные к этой группе годности могут быть водителями, а также членами экипажей боевых пехотных машин, пусковых ракетных установок, а также служить в РВСН. А в какие войска берут с категорией Б4? Тут вариантов немного. Такой солдат будет охранять либо специальные сооружения, либо ракетные комплексы.

Ограничения

Все равно придется служить

Белый билет

А вот тот, кто в списках под буквой Д. может попрощаться со службой навсегда. Его освобождают от воинской обязанности. Но, к сожалению, это означает, что заболевание у него тяжелое, а также, что в гражданской жизни ему будет трудно получить права, разрешение на оружие, устроиться на некоторые виды работ, предполагающие, что человек должен был отслужить в армии.

Список болезней

Если призывник уверен, что он будет признан негодным к воинской службе абсолютно или с ограничениями, он может захватить на медицинскую комиссию документы, свидетельствующие о наличии у него какого-либо заболевания. Возможно, что врачи, хорошо знающие категории годности и расписание болезней, избавят молодого человека от дополнительного обследования. Но в некоторых случаях, если документов будет недостаточно, оно может понадобиться. Чтобы заранее узнать, к какой категории годности могут отнести юношу, или освободят ли его от военной службы, он может самостоятельно изучить расписание болезней. Это документ, в котором все заболевания размещены по статьям. Он очень подробный и имеет комментарии. Именно по нему ориентируются врачи из приемной комиссии. В нем же указаны индексы массы тела, с которыми призывают или отказывают в воинской службе. Самостоятельно изучить расписание надо еще и для того, чтобы в военкомате не нарушили права призывника, и он мог отстаивать свою точку зрения, опираясь на документ.

Категория, которая была присвоена после первичной постановки на военный учет, может быть изменена после медицинского освидетельствования в 18 лет, так что вопрос о том, с какой категорией в какие войска берут, останется актуальным. Ситуация в нашей стране такова, что молодые люди предпочитают «откосить» от армии. Поэтому некоторые из них даже радуются найденным у них заболеваниям. Но надо помнить, что служить придется недолго, а болезнь ухудшает качество жизни на годы или даже навсегда. Здесь уже каждый может решить для себя, что ему больше нравится.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.