Самые опасные ситуации, и как из них выбраться. Предмет безопасности жизнедеятельности. Опасные и чрезвычайные ситуации

Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

ЧС природного характера стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

Опасные ситуации природного характера: источники, причины

Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

  • землетрясение;
  • оползень;
  • сель;
  • эрозия;
  • лавина;
  • сильный ветер;
  • осадки;
  • морозы (заморозки);
  • гроза;
  • вулканическое извержение;
  • обвал;
  • карст;
  • цунами;
  • наводнение;
  • смерч;
  • засуха;
  • природный пожар;
  • туман.

Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Метеорологические:

  • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
  • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
  • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

2. Геологические:

  • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
  • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

3. Гидрологические (гидрометеорологические):

  • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
  • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

  • количество жертв;
  • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
  • отдаленные психические и физические последствия;
  • материальный ущерб;
  • общественное и индивидуальное потрясение;
  • экономические последствия.

Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

  • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
  • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
  • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
  • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

  • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
  • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
  • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

Социальные ЧС

Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

  • войны и связанные с ними конфликты;
  • ускоренный рост народонаселения;
  • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
  • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
  • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
  • загрязнение природной среды;
  • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
  • рост преступности и экстремизма.

Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

Они бывают:

  • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
  • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
  • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

Что делать при угрозе жизни?

Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

  1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
  2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
  3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
  4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
  5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
  6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
  7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
  8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
  9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
  10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
  11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
  12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
  13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

Н.Ф.ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

Лекция 2. Разнообразный мир ветров

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1.
(Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

Лекция 4. Наводнения

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

Лекция 8. Лесные пожары

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

В лекции представлена классификация опасных ситуаций, встречающихся в жизни, в том числе природного характера. Рассказывается о создании МЧС России.

В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые при определенном стечении обстоятельств могут привести к несчастному случаю. Таким образом, сформулируем: опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.

Опасные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни, можно условно разделить на три группы:

Название опасной ситуации

Характеристика опасной ситуации

Техногенного характера

Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

Природного характера

Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

Социального характера

Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

Чем опасная ситуация отличается от чрезвычайной? Прежде всего – тяжестью последствий. Чрезвычайные ситуации (ч.с. ) также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Ч.С. природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом, бурей и т.д.

    Ч.С. техногенного характера могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, пожаром.

    Ч.С. социального характера могут быть вызваны ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.

Задача учителя начальных классов – познакомить детей с различными видами опасностей, встречающихся человеку каждый день, научить школьников избегать необоснованный риск, замечать опасности и предотвращать их появление, а если беда случилась – действовать быстро и грамотно.

Данный курс лекций посвящен Ч.С. природного характера. Ниже приведены термины и определения по выбранной теме.

Термины и определения

Авария – опасное происшествие, создающее угрозы жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Безопасность – такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам.

Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

Гололед – слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана обычно при температуре воздуха от 0 до –3О С.

Гололедица – это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега.

Град – атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см, обычно вместе с ливневым дождем при грозе.

Гроза – атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево-дождевых облаков, сопровождающееся многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, звуковыми явлениями, сильными осадками, нередко с градом.

Засуха – продолжительное отсутствие осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящее к нарушению водного баланса растений и вызывающее их гибель.

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.

Катастрофа крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Лавина – сход снега с гор.

Ливень – кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега.

Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающийся снегопадом.

Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков.

Наводнение – временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды.

Опасное природное явление – природное явление, которое по своим интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может поражающе действовать на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Опасные метеорологические явления – это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, животных, растения, строения и окружающую природную среду.

Оползень – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Паводок – значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Пожар – неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам.

Продолжительный дождь – атмосферные осадки в виде дождя, выпадающие непрерывно или почти непрерывно в течение нескольких суток, могущие вызвать паводки, затопление.

Пыльная буря – перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, выдуванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей.

Сель – внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов.

Сильная метель – перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, в сочетании с выпадением снега, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей.

Сильный ветер – движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью свыше 14 м/с.

Сильный снегопад – продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному ухудшению видимости и затруднению движения транспорта.

Смерч – сильный восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темного столба диаметром до 1000 м с вертикальной осью вращения, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.

Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из мельчайших ледяных кристаллов различной формы, выпадающих из облаков при температуре воздуха ниже 0°С.

Снежный занос – природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 часов.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Туман – скопление продуктов конденсации в виде капель или кристаллов, взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли, сопровождающееся значительным ухудшением видимости.

Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.

Циклон – атмосферное явление, связанное с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических широтах и вызывающее огромные разрушения и гибель людей. Местное название тропического циклона – тайфун.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий их жизнедеятельности.

Шквал – редкое кратковременное усиление ветра до 20–30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами.

Шторм – длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших Ч.С. и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Опасные ситуации природного характера

Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

По данным ООН за последние 30 лет, по числу пострадавших наиболее опасными являются засухи (33%), наводнения (32%) и тропические штормы (30%), а по числу погибших людей – наводнения (26%), тропические штормы (19%), эпидемии (17%) и землетрясения (13%).

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400. Какие из них наиболее часты, можно увидеть в таблице:

Ч.С. природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются на:

1) геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
2) метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
3) морские (тайфуны, цунами);
4) гидрологические (наводнения, цунами);
5) природные пожары (лесные, торфяные, степных массивов);
6) инфекционные заболевания людей (эпидемии);
7) инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных;
8) поражения сельскохозяйственный растений болезнями и вредителями.

Опасные природные явления можно классифицировать по многим признакам: происхождению, виду, продолжительности и регулярности действия.

По продолжительности развития и действия различают:

– быстро развивающиеся и кратковременно действующие природные явления, оказывающие преимущественно разрушительное действие на объекты;
– медленно развивающиеся и продолжительно действующие неблагоприятные природные явления, оказывающие преимущественно парализующее или истощающее воздействие.

По регулярности действия во времени опасные природные явления делят на:

– регулярно (периодически) действующие, например наводнения, которые происходят приблизительно в одни и те же сроки и могут быть заранее предсказаны;
– нерегулярно действующие, возникающие в случайный момент времени, например землетрясения, которые предсказать невозможно, и потому они очень опасны.

Министерство по чрезвычайным ситуациям

В 1988 г. в Армении разразилось страшное землетрясение. Несколько городов и сел было стерто с лица земли, тысячи человек погибли, десятки тысяч остались без крова. На помощь пострадавшим пришли войска и спасатели-добровольцы. Люди работали героически, но не умели эффективно действовать в условиях природной катастрофы, не было специального оборудования. В огромной стране практически не было специалистов, умеющих спасать людей во время Ч.С.

Стало понятно, что нужна государственная система спасения людей в Ч.С. 27 декабря 1990 г. Совет Министров РФ принял постановление "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР". В 1991 г. Российский корпус спасателей преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в 1994 г. создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Сбор и обработку информации о ситуации в стране круглосуточно осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях. Он оснащен самыми современными вычислительной техникой и техникой связи, которые позволяют следить за тем, как развиваются события в районе Ч.С.

Спасателям приходится решать различные задачи: тушить пожары, разбирать завалы после взрывов, ремонтировать поврежденные агрегаты, снимать людей с отколовшихся льдин.

Российские спасатели считаются одними из самых опытных и подготовленных в мире, поэтому они работают не только у нас в стране, но и за рубежом.

В декабре 1999 г. был принят Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от Ч.С. В 1995 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заранее и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения Ч.С., а также на сохранение здоровья людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении Ч.С. и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

Мероприятия по защите населения от Ч.С.

Защита населения от Ч.С. предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС.

Комплекс таких мероприятий включает в себя:

1) мониторинг и прогнозирование Ч.С.;
2) оповещение населения об угрозе возникновения Ч.С.;
3) инженерную защиту населения и территорий;
4) подготовку населения к действиям в Ч.С.;
5) эвакуацию населения из опасных районов;
6) организацию аварийно-спасательных работ.

Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны.

Система мониторинга в своем распоряжении имеет сеть метеорологических, сейсмологических и гидрологических станций, наблюдательные посты.

Данные мониторинга и системная информация о различных природных и техногенных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования Ч.С., то есть выявления времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

Система оповещения о Ч.С. предназначена для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения природного стихийного бедствия или производственной аварии.

Оповещение населения – заблаговременное предупреждение населения о возможных Ч.С. и о действиях в условиях Ч.С. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также местных систем информации.

Сигнал оповещения – сигнал, являющийся командой для проведения мероприятий по защите населения от Ч.С.

Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!". Услышав такой сигнал, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и прослушать сообщение местных органов власти. Из сообщения вы узнаете о характере Ч.С., а также прослушаете рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с целью предупреждения Ч.С., то есть строительства убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений.

Подготовку населения к Ч.С. ведут на предприятиях, в учреждениях (в том числе в школах на уроках ОБЖ).

Эвакуация из опасных районов может быть заблаговременной или экстренной (безотлагательной). Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах.

Аварийно-спасательные работы направлены на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности Ч.С., а также обеспечение жизнедеятельности населения в Ч.С.

К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и др.

Учитель начальных классов на уроках должен познакомить детей с правилами поведения при сигнале "Внимание всем!". Материал надо подать в простой, доступной, легко запоминающейся форме. Материал для беседы можно взять в альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей" для 3-го класса на с. 10–11.

Всего в России в 2003 г. произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в результате которых 1161 человек погибли и 15631 пострадали. Общее количество Ч.С. в 2003 г. уменьшилось по сравнению с 2002 г. (1139) на 26%, при этом Ч.С. технического характера стало меньше на 36%. В результате техногенных аварий и катастроф пострадали 4948 человек, 891 человек погибли. Количество природных катаклизмов в 2003 г. увеличилось на 3%. В результате природных Ч.С. пострадали 897 человек, погибли 18 человек.

Вопросы для самопроверки:

1. Опасные ситуации какого характера вам известны?
2. Перечислите опасные ситуации природного характера.
3. Какие классификации чрезвычайных ситуаций вам известны?
4. Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?
5. Какие мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций предпринимает МЧС?

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. 3 класс. М.: Вентана-Граф, 1998.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.

3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Адэль, 1996.

4. Потапов Б. Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности" 2003. № 1.

5. Смирнов А. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.// Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 11.

6. Смирнов А. Защита человека в опасных ситуациях. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003 № 5.

7. Хроника происшествий за IV квартал 2003 года // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

8. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

Безопасность - обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.


Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

Невосполнимость природных ресурсов;

Предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

Загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

Резкий рост численности населения планеты;

Снижение динамики развития мировой цивилизации;

Перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

Определение и описание опасностей;

Разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

Формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

Организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

Организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Объект и цели БЖД.

Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и получении практических навыков необходимых для:

· Определения вида опасностей техногенного происхождения, а так же опасностей повседневных и ЧС.

· Создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в повседневных условиях.

· Реализации мер защиты среды обитания от негативного воздействия природного и антропогенного характера.

· Участия в работе по защите населения

Основными задачами БЖД являются:

· распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

· снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

· обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

· воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

· модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принципы и методы БЖД

Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и формируются требования по проведению защитных мероприятий

Группы принципов БЖД:

Ориентирующиеся:

1) Профессиональный отбор

2) Принципы формирования негативного воздействия

Управленческие

1) Контроль

2) Принципы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности

3) Принципы ответственности

Организационные

1) регламентация времени в течении которого допускается воздействие на человека негативных факторов.

2) Рациональная организация труда.

3) разработка рационального режима работы.

4) организация санитарно-защитных зон

Технические:

1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности

2) защита с помощью организаций.

3) герметизация

4) защита расстоянием

Методы обеспечения БЖД:

1) « А методы » - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

2) « Б методы » - нормализация ноосферы, соответствование среды обитания под необходимые характеристики человека.

3) « В метод » - адаптация человека к ноосфере.

4) « Г метод » - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

Все вы прекрасно знаете о том, что вокруг нас много опасностей. Как уберечься от них? Что делать, если все-таки попал в чрезвычайную ситуацию? Как себя вести в экстремальных ситуациях? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы на сегодняшнем уроке.

Сказка о трех мешках хитростей

Вы, наверное, все любите сказки, ведь там с героями всегда происходят очень интересные события, а они стойко преодолевают все препятствия. Именно за ловкость, умелость и сообразительность мы любим героев сказок (рис. 1).

Вы, наверное, помните замечательную сказку «Три мешка хитростей». Про то, как хитрющая Лисица, продираясь в сад за виноградом, попадает в силки. По совету Ёжика, притворившись мертвой, она спасает себя от расправы, но не отказывается от воровства. Обманув доверчивого Ёжика, Лисица заставляет его носить для нее из сада виноград, не желая сама подвергаться опасности.

Когда же сам Ёжик попался в силки, Лисица сказала ему, чтобы он сам выбирался из этой опасной ситуации.

Чем заканчивается сказка, вы знаете - Ёжик обманул Лисицу, и она поплатилась за воровство и равнодушие.

Эта сказка учит нас не только тому, что воровство - это нехорошо, но и взаимопомощи, взаимовыручке.

Помните, ребята, что в опасных ситуациях стоит думать не только о собственном здоровье, но и помогать товарищам. Если каждый из нас будет готов прийти на выручку другому человеку, то можно быть уверенным, что и вам при необходимости помогут.

Рис. 1. Герда и Маленькая разбойниц ()

Начинать наш разговор об опасностях и чрезвычайных ситуациях нельзя без понимания того, что такое безопасность.

Безопасность - это состояние защищенности, когда человеку ничто не угрожает .

Опасности подстерегают нас во многих местах. Давайте вспомним те места, где мы чаще всего бываем: дома - на балконе, в ванной, в подъезде, на улице, в школе, в гостях, в магазине, на ярмарке, в транспорте, в общественных местах (рис. 2).

Помните, что во всех ситуациях нужно быть осторожными и не терять бдительности, ведь, например, на дороге часто происходят ДТП, которые, к сожалению, могут коснуться и вас.

Рис. 2. Обвал крыши подъезда ()

Рис. 3. Бенгальский огонь ()

Различные вещи могут служить как на благо человеку, так и во вред ему. Например, с помощью газа человек согревается зимой, с его помощью мы готовим пищу, но при неосторожном обращении он может разрушить жилище - достаточно одной искры (рис. 4). Электричество дает нам свет, согревает, многие бытовые приборы работают от электричества, но халатность при и работе с электричеством несет смертельную опасность для человека.

Рис. 4. Последствия взрыва бытового газа ()

Некоторые опасности видны сразу - кипящая вода, открытый огонь, разлитое масло. Другие не проявляют себя до поры до времени, как то: осколки стекла, искрящая розетка, подтекающий кран.

Вы нередко могли слышать слова «опасность», «опасная ситуация». Что они значат? Опасность - это угроза, вероятность чего-либо неблагоприятного для человека.
Опасные ситуации - это неблагоприятная обстановка, которая может нанести вред здоровью человека, его имуществу или окружающей его среде.

Опасности подстерегают в самых неожиданных местах

В 2009 году в одном из пригородных детских лагерей, где дети были под присмотром воспитателя, случилась трагедия.

Дети вместе с пионервожатой отправились на прогулку в парк около лагеря. Устав, дети предложили отдохнуть на берегу озера под сенью старых деревьев. Одна из девочек отошла от группы и решила присесть отдельно от всех. Спустя несколько минут послышался треск и резкий крик. Ребята и пионервожатая бросились туда - оказалось, что девочку придавило веткой, неожиданно отломившейся со старого дерева. Девочке оказали первую помощь, но с открытым переломом ноги ей пришлось лежать три месяца.

Почему это произошло? В первую очередь виной всему невнимательность пионервожатой и неосторожность девочки, которая отбилась от группы, ну и, конечно, халатность работников, ухаживающих за прилагерной территорией.

Примерами опасных ситуаций могут быть такие: человек попал в ДТП, остался без крова, пищи или воды, простудился или даже просто упал. Эти ситуации мы бы назвали опасными, но что же тогда значит словосочетание «экстремальная ситуация»?

Экстремальными называются такие ситуации, когда условия жизни и деятельности максимально усложняются и требуют от человека напряжения физических и эмоциональных сил. Например, кода человек тонет, задыхается, замерзает, истекает кровью и пр. Подобные ситуации требуют максимальной собранности и хорошей подготовки, как физической, так и моральной.

Вы наверняка слышали по телевидению или от взрослых о больших бедствиях, как-то: наводнения, лесные пожары, землетрясения, цунами, разливы нефти, аварии на атомных электростанциях, которые могут привести к большим человеческим и материальным жертвам. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Ненастье в Сибири 9-13 марта 2013 г.

Вы могли слышать о страшной пурге в Сибири в марте 2013 года. Ненастье продолжалось несколько дней. Множество машин были остановлены снежными завалами.

Не обошлось без жертв - несколько человек погибло, задохнувшись угарным газом, потому что спали в автомобиле с включенным двигателем, чего ни в коем случае делать нельзя. Сотни человек оказались в плену у стихии.

Спасательные работы велись круглосуточно, было привлечено огромное количество техники. Спасательными службами была налажена поставка горячего питания и питьевой воды пострадавшим. Вскоре со стихией справились, и люди были освобождены.

Жертвами стали те люди, которые не соблюдали технику безопасности. В остальном же люди приходили на выручку друг другу, поэтому количество жертв было минимально.

Чрезвычайные ситуации - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (рис. 5).

Рис. 6. Спасатели ()

При различных бедствиях на помощь населению приходят государственные спасательные службы (рис. 6). Они эвакуируют людей в безопасные места, обеспечивают пищей и водой до устранения ЧС. Местные власти по распоряжению Президента РФ помогают пострадавшим материально.

Чаще всего в жизни человеку приходится сталкиваться с ситуациями, которые угрожают лично ему, когда помощь себе может оказать только сам пострадавший.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.
  1. Dic.academic.ru (Истчоник).
  2. Youtube.com ().
  3. Video.yandex.ua ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 10-11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. Выполните задание № 1 на стр. 11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. *
  3. Выполните задание № 3 на стр. 11 Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.

Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч. Казалось бы, безвыходная ситуация, но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать. Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации, и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.

1. Давка

Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются. В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу, подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги. В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

2. Нападение собак


Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке, не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес. Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней. Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт, поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством. Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло. Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.

3. Авиакатастрофа


Во-первых, прежде чем сесть в самолет, одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов. Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением. В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сидение. Если удар неизбежен, примите правильное положение.
Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее. Опасные ситуации природного характера

4. Снежная лавина


Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться горизонтально от нее. Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег. Не пытайтесь кричать, так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

5. Поведение во время грозы


Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки. Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли. Теперь прикройте уши. Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

6. Торнадо


Самое главное в этой ситуации - найти укрытие. Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча. Выбирайтесь из машины и бегите в обратном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

7. Большая волна


Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги, чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду. Самые смертельно опасные места для плавания Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентировку и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

8. Падение с горного склона


Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

9. Укус медузы


Постарайтесь быстрее добраться до берега и распределите песок на остатки щупальцев медузы. Горячая вода – лучшее средство при лечении укусов медузы Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты, чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу. Возникновение опасных ситуаций

10. Вы провалились под лед

Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать. Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя. Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги. Не становитесь на ноги, а ползите к берегу.

11. Заблудился в лесу: что делать


Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность, чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться. Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока, это обычно приводит к городу или деревне. Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

12. Машина упала в реку


Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности. Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

13. Действия при пожаре


Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже, так как нагретые газы поднимаются вверх. Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив стены. Это поможет пожарным легче вас найти.

14. Судорога в ноге: что делать


Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине, чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя, или подождите, пока она не пройдет.

15. Нога увязла в водорослях


Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь. Не пытайся активно двигаться, так как это может ухудшить ваше положение.

16. Что делать, если подавился


Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь. Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

17. Случай нападения в лифте


Самое худшее, что можно сделать и что большинство жертв инстинктивно делают – это отодвигаться к дальней стене лифта. Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

18. Падение с высоты


Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы. Во-первых, примите "положение прогнувшись" (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление. Во-вторых, наметьте приземление, избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот. И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец. Опасные и чрезвычайные ситуации

19. Ядерный взрыв


В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны. Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову, как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла. Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

20. Стрельба в школе и других помещениях


Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) . Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь. Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым. Для этого нужно не паниковать и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

21. Вас захватили в заложники


Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам. Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители. Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущества попыток к бегству.

22. Перекрестный огонь


Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю, закинув руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой). Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

23. Заживо закопали в гробу


Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой, так как предстоит грязная работа. Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину. Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба. При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.