Сходство и различие моральных и правовых норм. Сравнение морали и права

Определение 1

Норма морали - это правило, регулирующее поведение людей, и основанное на сложившихся стандартных представлениях о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и верности, которое ориентирует людей в обществе на добрые поступки.

В таком случае нормами морали определяется не отдельный поступок человека, но вся его жизнь в целом, а именно цели, стоящие перед ним, его отношение к людям и к обществу.

Определение 2

Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются принудительной силой государства.

Нормы морали создаются и формируются в обществе неписанными правилами на протяжении человеческой истории. Нормы права создаются уполномоченными государственными органами и закрепляются в специальных источниках - законах

Неотъемлемая черта правовой нормы - это ее общеобязательный характер, то есть после публикации нормативно-правового акта нормы, содержащиеся в нем, становятся общеобязательными для участников тех общественных отношений, которые он регулирует.

Сходство морали и права

В нормах морали и права можно увидеть следующие общие черты:

  • данные нормы являются социальными, то есть так или иначе регулируют поведение людей в обществе;
  • они возникли на основе общественного опыта и отражают важные особенности человека и общества;
  • в идейной основе и норм права и морали находятся представления о справедливости, о борьбе со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.

Различия между моралью и правом

Между данными нормами, регулирующими общественные отношения, также и множество различий, в частности:

  • нормы морали создаются самим обществом общество же стоит на страже их выполнения. А нормы права устанавливаются и обеспечиваются государственными органами, гарантией соблюдения норм права являются меры государственного принуждения;
  • нормы морали сформированы в устной форме, гораздо реже они имеют письменную форму, в то время как нормы права всегда фиксируются при помощи письменной формы;
  • нома права формулируется по специальным правилам: установление диспозиции, санкции, применение строгой юридической техники в то время как норма морали свободна в своем оформлении;
  • право не должно допускать различия в толковании, а мораль зачастую может иметь разные смыслы;
  • этические системы в обществе могут быть разными, в них могут содержаться различные моральные ценности, которые могут зависеть от групп населения, общего уровня образования и жизни, в то время как система права в государстве одна.

В нашем мире существуют понятия об общечеловеческих ценностях (сюда относятся жизнь, свобода, всеобщее равенство и др.). Данные ценности являются своего рода нравственными принципами. В то же время они закрепляются в нормах права как основные права человека. Также стоит учитывать, что в содержании нормативного акта может использоваться оценочное понятие нравственного плана, например, честь, достоинство или деловая репутация, цинизм и прочее. Таким образом нормы права и морали взаимно пронизывают друг друга, дополняя и улучшая систему управления в обществе.

Однако необходимо иметь в виду, что между нормами морали и права имеют место коллизии в случаях, когда, например, в обществе на смену старой приходит новая мораль, а нормы права не успевают на эти процессом. В таком случае, рекомендуется, ориентироваться при принятии решений на нормы морали.

Замечание 1

В итоге стоит отметить, что в общественном развитии прослеживается тенденция к гармонизации взаимоотношений между правом и моралью, их взаимное сосуществование.

Сравнение морали и права

И мораль, и право являются важнейшими регуляторами общественного поведения. Между ними есть черты сходства и различия˸

Нормы морали Нормы права
Общие черты
1) И те, и другие универсальны, включают в себя самые общие нормы поведения
2) И те, и другие регулируют общественные отношения
3) И те, и другие определяют меру свободы в обществе (степень допустимого поведения индивидов)
4) И те, и другие связаны с представлениями о социальной справедливости
Черты различия
Они формируются в сознании Они устанавливаются государством
Они существуют в общественном сознании Они закреплены в нормативно-правовых актах
Они исполняются по внутреннему убеждению или привычке Они обязательны к исполнению
Они гарантируются совестью Они гарантируются государственным принуждением
Они могут толковаться расширительно (т.е. каждый понимает их по-своему. Например, понятие лжи для одного – это прямо сказать неправду, а для другого – также и умолчать о чем-то). Они конкретны и буквальны (соблюдаются так, как написано в законе)
Они регулируют любые общественные отношения, в т.ч. самые интимные, личные сферы жизни индивида. Например, сферу дружбы, любви, честности Они регулируют четко определенную сферу самых важных общественных отношений (рынок, собственность и имущество, выборы власти, права и свободы, жизнь и здоровье и т.д.)
Они устанавливают представления о добре и зле, хорошем и плохом. Моральным должна быть и незаконный поступок. Например, пощечина парня хаму, оскорбившему девушку в ᴇᴦο присутствии. Они устанавливают представления о законном и незаконном. Законным должна быть и аморальный поступок. Например, квартиру в наследство получит сын умершего, долгие годы не проявлявший к отцу интереса, а не дальняя родственница, которая проявляла заботу о старике

Функции морали

1) Регулятивная – она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

2) Ценностно-ориентационная – она определяет для человека, что считать добром и злом, достойным и недостойным, человечным и бесчеловечным;

3) Мотивационная – она побуждает делать или не делать что-то. Например, пожертвовать собой ради друзей или не взять деньги за предательство своей страны.

4) Конститутивная (от лат. constitutio – устанавливаю) – она устанавливает высшие принципы нравственности, главенствующие над всеми остальными принципами общества.

5) Координационная – она обеспечивает единство взаимодействия и мнения людей во всех сферах жизни общества.

Сравнение морали и права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сравнение морали и права" 2015, 2017-2018.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство

  • 2) различие
  • 3) взаимодействие
  • 4) противоречие.

Сходства

Право и мораль являются ведущими социальными регуляторами в жизни общества. Выявим сходство этих двух понятий:

  • 1) оба явления по своему генезису берут истоки в обществе;
  • 2) имеют одну и ту же нормативную и идеологическую основы;
  • 3) универсальны;
  • 4) распространяются на все общество;
  • 5) имеют одни и те же цели и задачи - гармонизация общества, его упорядочение и совершенствование, внедрение идеалов гуманизма и справедливости;
  • 6) объектом регулирования выступают общественные отношения;
  • 7) определяют границы должных и возможных поступков людей, свободы личности;
  • 8) являются достижениями и показателями цивилизации и культуры, инструментами дисциплинирования и созидания;
  • 9) основываются на единых социально-экономических и духовных отношениях;
  • 10) Многие моральные ценности (честь, достоинство, свобода, равенство) юридически закреплены в нормативно-правовых актах.

Различия

1) Мораль формируется ранее права. С момента зарождения социума, общественные отношения регулировались нормами морали. И только на последующих ступенях социального развития берет начало понятие правового института.

2) Мораль является «внутренним» регулятором, т.е. моральные ценности для каждого человека существуют в индивидуальной форме, право - «внешним», его нормы одинаковы для всех. Иначе говоря, право всегда стремится к максимальной объективности, тогда как мораль предоставляет полную свободу для относительного субъективизма, т.е. могут составляться каждым человеком для самого себя.

  • 3) В пределах одной страны, может функционировать только одна правовая система. Мораль же здесь более пластична:в обществе возможно наличие нескольких моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). Также действие моральных норм имеет и межгосударственную сферу распространения.
  • 4) По формату выражения (мораль содержится в общественном сознании, не имея подобных четких форм выражения, правовые же нормы систематизируются, закрепляются в юридических актах в письменной форме);
  • 5) Различия в характере и методе их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует общественные взаимоотношения, опираясь на юридические принципы, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;
  • 6) Воздействия права и морали охватывают разные сферы (мораль может регулировать практически все общественные отношения, право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить, т.е. здесь имеет четкое ограничение).
  • 7) Рознятся способы базирования, формирования. Правовые нормы создаются, отменяются, изменяются и т.д. только государством, поскольку право выражает государственную волю общества. Нормы развиваются спонтанно, стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, и носят неофициальный и внегосударственный характер;
  • 8) Нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, нормы права - мерами государственного воздействия и принуждения;
  • 9) Правовые нормы, зафиксированные в юридических документах - общеобязательны. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов.
  • 10) Право и мораль имеют различные критерии оценки (нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного);
  • 11) И, наконец, право и мораль имеют различия в уровне требований, предъявляемых к поведению человека. У морали он более высок, во многих случаях требуя от индивида больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. (К примеру, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чём бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее радикальные случаи таких эксцессов.)

Следует заметить, что различий между этими двумя понятиями больше, чем общих черт. Они различны в первую очередь по тому авторитету, который устанавливает правило: в морали им служит внутренний авторитет - голос совести; а в праве - внешний авторитет.

Право - сложное многогранное и многоаспектное явление. Оно принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Слово «мораль» происходит от латинского «moralis» - нравственность.

Соотношение права и морали - сложный, многоаспектный процесс. Он включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Рассмотрим общие черты, характерные как для права, так и для морали.

  • 1. Право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, выступают в качестве важнейших составных частей механизма социального регулирования.
  • 2. Они преследуют общие цели и задачи - регулировать поведение людей, формировать гражданское общество и правовое государство. Они имеют социальный характер. С помощью их норм регулируются такие отношения и связи, которые возникают в обществе.
  • 3. Мораль, как и право, имеет единый объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
  • 4. Они определяют границы свободы личности, должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов.
  • 5. И право, и мораль являются достижением цивилизации и культуры. Они выступают в качестве общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
  • 6. Оба рассматриваемые явления исходят, в конечном счете, от общества, являются продуктом их воли и сознания.

При всем существующем единстве морали и права, получивших жизнь от одного и того же прародителя и равным образом являющихся нормативно-ценностными регуляторами, необходимо вместе с тем видеть, что и то, и другое - это две самостоятельные, значительно отличающиеся друг от друга, суверенные нормативные системы. Они отличаются друг от друга по нескольким основаниям.

  • 1. По форме выражений. Мораль устремлена к той цели, чтобы идеалы справедливости, добра, иные моральные требования воздействовали на человека преимущественно изнутри, через его духовный мир при помощи стимулов сознания и общественного мнения. Право же - регулятор преимущественно внешний, он призван регламентировать людские поступки главным образом путем установления формально-определенных, писаных норм, содержащихся в законах и иных документах, поддерживаемых властью. Если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах.
  • 2. По сфере действия. Сфера регулятивного воздействия норм морали неизменно шире сферы, на которую распространяются нормы права. Последние, имея дело с жизненно важными для всего общества и индивидов интересами и отношениями (собственность, власть, труд, правосудие), не могут регулировать все межличностные и подобные им отношения (вкус, мода, товарищество). Они регулируются нормами морали, которая, проникая во все поры и ячейки общества, дает оценку всем видам и формам взаимоотношений между людьми. Она универсальна и вездесуща.

Указывая на объективно ограниченный характер правового регулирования, Л. Гумплович резонно отмечал, что правовые «регламентирующие очертания» не могут охватить «всего нравственного порядка в государстве», не могут «объять тенденции, в нем лежащие, духа, в котором он живет».

3. По методам обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых нор и наказывает тех, кто их нарушает, т.к. юридические нормы носят общеобязательный характер. В праве заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

Мораль же, в отличие от права, опирается на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

4. По оценочным критериям. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, совести, чести, долга.

В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид наказания.

5. По характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а юридическую, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.

  • 6. По уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали (мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, тогда как право пересекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления). Мораль выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, благородным. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.
  • 7. По времени введения в действие. Моральные нормы, являясь продуктом сознания людей, вводится в действие по мере их осознания. Правовые нормы, которым свойственна формальная определенность, начинают действовать лишь со времени, оговоренного в нормативно-правовом акте.
  • 8. По времени возникновения. И право, и мораль - результат развития общества, его прогресса, цивилизации. Но мораль гораздо «старше по возрасту», она всегда существовала в обществе. Право возникло лишь на определенной стадии социальной эволюции.

В принципе, считается, что мораль - регулятор более мягкий и уступчивый, нежели право с его суровыми процедурами и санкциями. И будто бы только мораль достойна высоких, похвальных оценок; будто бы морали уготовано решающее значение при решении общечеловеческих проблем.

Рассмотренные сходства и различия между правом и моралью дают понять неоднородность двух понятий, гибкость границ, проведенных между ними.