«Скорая помощь» в России становится платной: правда или нет? Закон о платной скорой помощи: условия, изменения С 20 июня скорая помощь будет платной

В соответствии с докладом Росздравнадзора гласят до 37 процентов вызовов скорой помощи не требуют незамедлительного вмешательства медицинских работников, поскольку являются непрофильными. Несколько лет назад, чтобы подтвердить представленный факт, в качестве эксперимента, в Ставрополе вызовы обозначенных бригад сделали платными. Осуществили это для того, чтобы узнать динамику обращений граждан Российской Федерации.

Несмотря на то, что местная прокуратура негативно высказалась по поводу эксперимента, назвав его незаконным, за два месяца, которые действовала программа, число вызовов платной скорой сократилось с 465 до 330. Обозначенный факт власть уже не могла игнорировать. В итоге после 20 июня 2018 года вызов скорой помощи стал платным. Действие указанного закона распространяется на все регионы российского государства.

Изменился ли закон о платной скорой помощи после 20 июня 2018?

Что говорят слухи, появившиеся еще до вступления законопроекта в силу? В соответствии с содержанием закона о скорой помощи, который вступил в законную силу 20 июня 2018 года, вызовы работников экстренной медицинской службы станут платными — правда, не во всех ситуациях.

Речь идет о том, что один гражданин Российской Федерации обладает возможностью четыре раза за один календарный год, а пятый вызов для обозначенного пациента будет уже платным. Для инвалидов, детей, пенсионеров, которым услуги сотрудников экстренной медицинской помощи требуются чаще, чем обычным гражданам, делаются исключения.

Хотя законодательство еще не изменилось, обозначенные выше слухи не растут на пустом месте. Связано это с тем, что согласно информации специалистов скорой помощи Российской Федерации, примерно 37 процентов вызовов являются ложными. В определенных ситуациях экстренную медицинскую службу вызывают компании пьяных граждан, которые развлекаются представленным способом. В других случаях подобным образом привлекают к себе внимание пожилые и одинокие люди, которым не хватает общения. Также нередки ситуации, когда скорую вызывают мнительные пациенты, которые придумывают себе различные несуществующие проблемы со здоровьем. Подобных ситуаций, на самом деле, встречается большое количество, и выше были перечислены только самые распространенные случаи.

Еще в 2015 году финансовый Научно-исследовательский институт при Министерстве финансов Российской Федерации разработал определенные исключительно “бухгалтерские” предложения для Министерства здравоохранения РФ относительно того, как можно улучшить медицинскую систему в целом, а также усовершенствовать работу скорой. Помимо прочего в указанные предложения входили и вышеперечисленные ограничения на количество вызовов работников экстренной медицинской помощи для одного пациента.

Министерство здравоохранения Российской Федерации еще на момент появления предложений сразу же отреагировало на них предельно резко. Они согласились,что проблемы с ложными вызовами существуют и что по этой причине бригады скорой помощи заняты ненужной работы, и не во всех ситуациях успевают к тем гражданам, которым действительно необходима помощь медицинских специалистов. Однако, право гражданина РФ на помощь от медработника неоспоримо и никакие лимиты, а также чисто фискальный подход в данном случае неуместны.

Какие изменения претерпел закон о платной скорой помощи?

Определенные изменения в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации под номером 338н от двадцатого июня 2013 года на самом деле готовятся, но вступить в законную силу он смогут только после наступления 1 октября.

Список изменений, предложенных Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2018 году для реформирования закона о работе скорой помощи:

  • После того как закон о платной скорой вступит в законную силу, работники экстренной медицинской службы обязуются доставлять пациента не в больницу, расположенную неподалеку и удобную для бригады, а в специализированные медицинские отделения. Если госпитализированному гражданину необходима помощь спеециалиста по сердечным заболеваниям — в кардиологическое медучреждение, при психическом расстройстве — в психиатрическое отделение;
  • Прописывается в каких случаях сотрудники скорой помощи обладают возможностью затребовать у уполномоченных лиц санитарную авиацию, для транспортировки тяжелобольного пациента. Также указываются сведения о том, что в летнее время средство для авиаперевозки больного должно быть подготовлено за час до вылета, в зимнее время- за два часа;
  • Помимо этого после того, как закон о платной скорой помощи вступит в силу сотрудники экстренной медицинской помощи при Центре медицины катастроф будут обладать большими полномочиями. Они получат возможность самостоятельно созывать специальный консилиум, в том числе удаленный, а также взаимодействовать с силовыми службами, транспортными операторами без специальных санкций;
  • Также предполагается, что больного следует доставить до соответствующего медицинского учреждения не позднее истечения суток после того как был сделан вызов неотложной платной помощи.

Насколько помогут вышеуказанные изменения в законодательстве для повышения эффективности работы платной скорой помощи в Российской Федерации можно будет оценить после того, как они вступят в законную силу.

Экспертная оценка закона о платной скорой помощи

Представленные выше изменения не являются законом о платной скорой помощи, а определенными организационными нововведениями, при помощи которых услуги службы станут качественными и доступными для больных граждан Российской Федерации. В ведомстве указывается, что первостепенной задачей работников экстренной медицинской службы считается доставка пациента в специализированное место, где ему предоставят полный комплекс требуемых медицинских услуг.

Соответствующие нововведения вносятся в указанный законодательный проект, чтобы эта работа осуществлялась в повседневном и штатном режиме и, чтобы каждого больного гражданина доставляли в специализированные медицинские учреждения в течение 24 часов с момента прибытия неотложной платной помощи на вызов. Помимо этого являются важными и нововведения по поводу полномочий работников при Центре медицины катастроф.

Поводом для всплеска дискуссий по этому поводу стало предложение Минфина полугодовой давности, сделанное Минздраву. Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский финансовый институт, предложил брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предложили сделать для инвалидов, пенсионеров и детей. Кроме того, предлагалось оплачивать более 8 посещений в год терапевтов в поликлиниках, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста. До 1 июня должны были подвести итоги эксперимента в Мариий Эл, Чувашии и других регионах, где платные скорые работали с начала года. Вот, сетевой народ и возбудился. Вопрос, почему Минфин выступил с таким предложением, думаю, пояснений не требует. Интереснее, почему не поддержал Минздрав. Самая очевидная причина отказа в введении нового стандарта - не боязнь роста социальной напряженности, а чисто финансовые и практические соображения. Подсчеты показали, что частичный отказ от практики бесплатного вызова «скорой» позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Суммы мизерные, чтобы переустраивать сложившуюся практику. Однако дискуссия по поводу оправданности дармовой «скорой» для всех уже давно ведется в профессиональных кругах. «Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов. Еще десять лет назад отдельно взятый город Ставрополь ставил подобный эксперимент. При всей дискуссионности метода, что и подтвердил нынешний фейсбук, оказалось, что с умом дифференцированный подход к вызовам «скорой» интересов граждан не ущемляет. Тогда во всех поликлиниках Ставрополя возобновили работу пунктов неотложной помощи, по сути, восстановив старую советскую практику при которой «Скорая» выезжала только на экстренные ДТП и пожары, а неотложка к больным на дом. Ставропольцам объяснили, что «скорую», конечно, тоже можно вызывать, но если врач сочтет вызов необоснованным, то придется платить. Всплеска социальной напряженности в Ставрополе этот эксперимент не вызвал, хотя в итоге и был признан местной прокуратурой незаконным. Эффект от двух месяцев работы таким - число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330. Автоматически сократилось время ожидания бригады. Эксперты Минздравсоцразвития еще тогда признавали, что плата за вызов «скорой помощи» при не жизнеугрожающих ситуациях - единственный оптимальный выход. Думаю, эта модель - а не 4 вызова даром, а остальные за плату может рассматриваться как наиболее перспективная для оптимизации работы «скорой». Во всяком случае именно за нее голосуют на своем профессиональном форуме feldsher.ru работники скорой помощи. Но при всей очевидности такого подхода даже профессионалы сомневаются, сможет ли такая формула эффективно работать. Вот выдержка из одного поста: В больших городах - масса ложных вызовов «скорой» наркоманами, людьми в нетрезвом состоянии, на «сопли», а также - «просто пообщаться», как часто делают это пожилые люди. Однако чем дальше населенный пункт от цивилизации, тем меньше подобных «фокусов» от пациентов. - Мы - за израильскую модель вызова «скорой», - в один голос твердят российские доктора. - Пока «скорая» летит к похмельному пьянице, кто-то умирает от инфаркта! Вызвал по делу - оплачивает страховая, просто так - плати сам. Израильская модель вызова «скорой», конечно, не предполагает вызовов без дела (штраф - 1000 шекелей, почти 250 долларов!). Однако если пациента довезли до больницы, помощь оказали в приемном покое и не госпитализировали, то платить ему все равно придется. Строго говоря, вызов не был ложным, но тяжести своего состояния пациент объективно оценить не мог. Сама ситуация с ложными вызовами тоже далеко не всегда однозначна. Когда у моего отца в Москве было предынфарктное состояние, мы дважды вызывали «скорую», которая констатировала - грипп. Фельдшера советовали пить витамины. И в результате он был доставлен в стационар той же бригадой по повторному вызову только через 6 часов: с диагнозом - обширный инфаркт миокарда. Фельдшера извинились, но состояние уже было критическим и купировалось в кардиореанимации. Занимаясь реформированием хорошо бы наладить объективный контроль и за вызовами, и за ошибочными диагнозами, и за грядущими штрафами за ложный вызов. Штрафы, кстати, еще в ноябре 2015 предлагал тот Минфин. Понятно, что сотрудники «скорой» постараются фиксировать свои ошибки по-минимуму, без нормального контроля снова будут страдать пациенты. Как утверждают российские медики, примерно две трети вызовов «скорой» к пожилым людям - это отсутствие адекватной терапии их хронических заболеваний. Участковым терапевтам, у которых бывает и по 70 вызовов на дом, просто некогда этим заниматься. Думаю, если взять сельский сектор, то обострившейся запущенной хроники будет еще больше. И выездные диагностические бригады ситуацию особо не улучшат. Надо вновь открывать ФАПы с целевыми и регулярными визитами в них специалистов. «Скорую» нередко вызывают и граждане с психическими нарушениями, не желающие при этом госпитализироваться в профильный стационар. При этом количество сотрудников психиатрических клиник и диспансеров Минздрав упорно сокращает. Следовательно, эта категория лиц будет продолжать беспорядочные вызовы, а расплачиваться за это даже не подумает. А пока все в работе «скорой» остается неизменным. Спасать людей и приезжать на вызовы медики будут бесплатно. Об этом заявили «Новой газете» в Минздраве и департаменте здравоохранения Москвы.

Поводом для всплеска дискуссий по этому поводу стало предложение Минфина полугодовой давности, сделанное Минздраву. Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский финансовый институт, предложил брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предложили сделать для инвалидов, пенсионеров и детей. Кроме того, предлагалось оплачивать более 8 посещений в год терапевтов в поликлиниках, обслуживание в нерабочие часы, лечение у высококвалифицированного специалиста.

До 1 июня должны были подвести итоги эксперимента в Мариий Эл, Чувашии и других регионах, где платные скорые работали с начала года.

Вот, сетевой народ и возбудился.

Вопрос, почему Минфин выступил с таким предложением, думаю, пояснений не требует. Интереснее, почему не поддержал Минздрав.

Самая очевидная причина отказа в введении нового стандарта — не боязнь роста социальной напряженности, а чисто финансовые и практические соображения. Подсчеты показали, что частичный отказ от практики бесплатного вызова «скорой» позволит сэкономить от 2 до 7,9 млрд рублей в год. Это составляет 0,62% стоимости базовой программы госгарантий. Суммы мизерные, чтобы переустраивать сложившуюся практику.

Однако дискуссия по поводу оправданности дармовой «скорой» для всех уже давно ведется в профессиональных кругах.

«Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов.

Еще десять лет назад отдельно взятый город Ставрополь ставил подобный эксперимент. При всей дискуссионности метода, что и подтвердил нынешний фейсбук, оказалось, что с умом дифференцированный подход к вызовам «скорой» интересов граждан не ущемляет.

Тогда во всех поликлиниках Ставрополя возобновили работу пунктов неотложной помощи, по сути, восстановив старую советскую практику при которой «Скорая» выезжала только на экстренные ДТП и пожары, а неотложка к больным на дом. Ставропольцам объяснили, что «скорую», конечно, тоже можно вызывать, но если врач сочтет вызов необоснованным, то придется платить. Всплеска социальной напряженности в Ставрополе этот эксперимент не вызвал, хотя в итоге и был признан местной прокуратурой незаконным. Эффект от двух месяцев работы таким — число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330. Автоматически сократилось время ожидания бригады.

Эксперты Минздравсоцразвития еще тогда признавали, что плата за вызов «скорой помощи» при не жизнеугрожающих ситуациях — единственный оптимальный выход.

Думаю, эта модель — а не 4 вызова даром, а остальные за плату может рассматриваться как наиболее перспективная для оптимизации работы «скорой».

Во всяком случае именно за нее голосуют на своем профессиональном форуме feldsher.ru работники скорой помощи. Но при всей очевидности такого подхода даже профессионалы сомневаются, сможет ли такая формула эффективно работать. Вот выдержка из одного поста:

В больших городах — масса ложных вызовов «скорой» наркоманами, людьми в нетрезвом состоянии, на «сопли», а также — «просто пообщаться», как часто делают это пожилые люди. Однако чем дальше населенный пункт от цивилизации, тем меньше подобных «фокусов» от пациентов.

— Мы — за израильскую модель вызова «скорой», — в один голос твердят российские доктора. — Пока «скорая» летит к похмельному пьянице, кто-то умирает от инфаркта! Вызвал по делу — оплачивает страховая, просто так — плати сам. Израильская модель вызова «скорой», конечно, не предполагает вызовов без дела (штраф — 1000 шекелей, почти 250 долларов!). Однако если пациента довезли до больницы, помощь оказали в приемном покое и не госпитализировали, то платить ему все равно придется. Строго говоря, вызов не был ложным, но тяжести своего состояния пациент объективно оценить не мог.

Сама ситуация с ложными вызовами тоже далеко не всегда однозначна. Когда у моего отца в Москве было предынфарктное состояние, мы дважды вызывали «скорую», которая констатировала — грипп. Фельдшера советовали пить витамины. И в результате он был доставлен в стационар той же бригадой по повторному вызову только через 6 часов: с диагнозом — обширный инфаркт миокарда.

Фельдшера извинились, но состояние уже было критическим и купировалось в кардиореанимации.

Занимаясь реформированием хорошо бы наладить объективный контроль и за вызовами, и за ошибочными диагнозами, и за грядущими штрафами за ложный вызов. Штрафы, кстати, еще в ноябре 2015 предлагал тот Минфин. Понятно, что сотрудники «скорой» постараются фиксировать свои ошибки по-минимуму, без нормального контроля снова будут страдать пациенты.

Как утверждают российские медики, примерно две трети вызовов «скорой» к пожилым людям — это отсутствие адекватной терапии их хронических заболеваний. Участковым терапевтам, у которых бывает и по 70 вызовов на дом, просто некогда этим заниматься.

Думаю, если взять сельский сектор, то обострившейся запущенной хроники будет еще больше. И выездные диагностические бригады ситуацию особо не улучшат. Надо вновь открывать ФАПы с целевыми и регулярными визитами в них специалистов.

«Скорую» нередко вызывают и граждане с психическими нарушениями, не желающие при этом госпитализироваться в профильный стационар. При этом количество сотрудников психиатрических клиник и диспансеров Минздрав упорно сокращает. Следовательно, эта категория лиц будет продолжать беспорядочные вызовы, а расплачиваться за это даже не подумает.

А пока все в работе «скорой» остается неизменным. Спасать людей и приезжать на вызовы медики будут бесплатно. Об этом заявили «Новой газете» в Минздраве и департаменте здравоохранения Москвы.

Согласно данным Росздравнадзора, до 37% вызовов скорой помощи являются непрофильными, не требующими неотложного вмешательства медицинских сотрудников. Несколько лет назад для подтверждения этого факта в Ставрополе в качестве эксперимента вызовы таких бригад сделали платными, чтобы изучить динамику обращений граждан. И, несмотря на то, что местная прокуратура признала такой эксперимент незаконным, за два месяца действия программы число вызовов сотрудников экстренной медицинской службы сократилось с 465 до 330, что уже не могли игнорировать чиновники. Как итог, с 1 июня 2018 года скорая помощь будет платной во всех регионах РФ, что предусмотрено правками в действующий закон.

Независимо от возраста и состояния здоровья, у каждого гражданина может возникнуть необходимость обратиться в медицинское учреждение для получения грамотной и квалифицированной помощи. Причем в некоторых случаях она нужна в максимальной сжатый срок, от чего будет зависеть ход течения болезни и возможные последствия для пациента. Поэтому многие граждане скептически относились к изменению действующего законодательства, а вопрос, будет ли скорая помощь платной в июне 2018 года, порождал массу дискуссий и споров. Но после принятия правок в закон № 323 пациенты могут рассчитывать на получение неотложной медпомощи по новым правилам, что, согласно официальной позиции Министерства Здравоохранения, позволит повысить качество оказания медицинских услуг. В частности, законом предусматривается:

  • создание отдельных специализированных бригад;
  • установление новых сроков прибытия по вызовам;
  • увеличение доходной части бюджета;
  • улучшение материальной базы службы скорой помощи (приобретение или капитальный ремонт изношенных автомобилей, установка нового оборудования и т. д.).

Ограничение бесплатных вызовов

Главное новшество, против которого выступают многие граждане – это ограничение количества бесплатных вызовов. Как показали многочисленные исследования, не все пациенты осознают, в каких ситуациях можно вызывать экстренную медицинскую службу и нередко используют ее не по назначению, например, в качестве «такси», чтобы доехать до больницы. Но такая поездка к лже-больному может стоить жизни другому пациенту, который нуждался в неотложной помощи, но не смог дождаться бригады «скорой». И, по мнению законодателей, единственная возможность отучить россиян от подобных злоупотреблений – это сократить количество бесплатных вызовов.

С этой целью в закон о скорой помощи в 2018 году внесены правки, согласно которым воспользоваться своим конституционным правом на неотложную медпомощь гражданин сможет только 4 раза в год. А вот в пятый раз ему придется заплатить определенную сумму средств. Эта норма закона не распространяется на определенные группы населения:

  • несовершеннолетних детей;
  • инвалидов;
  • пациентов пенсионного возраста.

Как стало известно, Минздрав не хочет ограничиваться введением оплаты за вызов бригад скорой помощи. В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении штрафа за необоснованный вызов медицинских работников.

Время прибытия бригады

Принятым законом устанавливаются новые сроки прибытия бригад скорой помощи по месту назначения. Этот параметр теперь зависит от размера населенного пункта и многочисленности его жителей. Если речь идет о городе с численностью более 100 тыс. человек, то «неотложка» должна прибыть к пациенту в течение 20 минут (это предполагает наличие соответствующего размещения подстанций скорой помощи). А в населенном пункте с численностью жителей до 100 тыс. человек должна быть оборудована подстанция в виде самостоятельного медицинского учреждения, которая будет работать в круглосуточном режиме.

Комплектация автомобилей и состав бригад

Сокращение срока прибытия бригад и платная скорая помощь в 2018 году – это далеко не все изменения, предусмотренные новым законом. Если раньше автомобили службы Скорой помощи были укомплектованы универсальными наборами (как правило, в них отсутствовали узкоспециализированные составляющие), то теперь они будут оснащаться «по требованию» с учетом региональных особенностей определенного населенного пункта.

Таким образом, в автомобиле будет находиться оборудование и медикаменты, которые чаще всего используются при оказании помощи пациентам, проживающим в конкретных городах (например, если в мегаполисе много диабетиков, то в набор обязательно будет входить инсулин, а если в населенном пункте часто происходят крупные аварии, то обеззараживающее средство). А вместо фельдшера-водителя и санитара-водителя (данные должности были упразднены), в бригаде будет работать водитель «неотложки» и медицинская сестра, которая подчиняется врачу или фельдшеру. По мнению инициаторов такого нововведения, это даст возможность повысить качество медицинских услуг и сэкономить деньги налогоплательщиков в условиях дефицита государственного бюджета.

Платная скорая помощь: видео

«Скорая помощь» после выборов станет платной, бесплатно вызывать ее можно будет не более 4-х раз в год — такие слухи с конца прошлого года упорно циркулируют в соцсетях.

Видимо, в ряде регионов они вызвали настолько широкий резонанс, что на днях минздрав Якутии выпустил специальное разъяснение по этому поводу: «В социальных сетях в последнее время все чаще стали появляться сообщения о том, что 20 июня 2018 года вступает в силу указ президента РФ об оказании платной „скорой помощи“. Согласно обсуждаемому указу, вызывать скорую медицинскую помощь бесплатно можно будет не более четырех раз в год. Минздрав Якутии информирует — данная информация ложная».

В региональном министерстве отметили, что дискуссионный всплеск в социальных сетях и мессенджерах мог быть вызван новой редакцией приказа Минздрава России от 22.01.2016 N 33н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», но в документе не говорится о введении оплаты за вызов «скорой помощи», каким бы он ни был по счету.

Между тем, введение платной «скорой» действительно обсуждалось. Два года назад Минфин, вернее, подведомственный ему научно-исследовательский институт, предложил Минздраву брать с пациентов плату за вызов «скорой» чаще 4-х раз в год. Исключение предполагалось сделать для инвалидов, пенсионеров и детей.

Дискуссия в среде медиков по этому поводу уже давно ведется. Аргументы сторонников введения платы на «неотложку» выглядят так: «Скорая» значительные ресурсы тратит на пьяные вызовы, на шутников и бабушек, которые предпочитают снижать давление под присмотром профессионалов. Вызывают «неотложку» и чтобы спросить, «чем лечить сопли?», а одинокие пожилые люди нередко зовут медиков, чтобы просто пообщаться.

Как сообщалось в СМИ, несколько лет назад подобный эксперимент был поставлен в Ставрополе. В результате, через два месяца число вызовов «скорой» за сутки снизилось с 465 до 330, соответственно, сократилось и время ожидания бригады. Однако в итоге опыт был признан местной прокуратурой незаконным…

— Действительно, по данным Росздравнадзора, около 37% вызовов «скорой» являются непрофильными — не требующими экстренной помощи, но это не значит, что они ложные, — говорит Александр Северский, руководитель «Лиги защиты пациентов» . — Что с человеком — может распознать врач, и тот, у кого что-то болит, правильно делает, что его вызывает. К этой проблеме надо относиться с пониманием.

Конечно, бывает, что пациенты пытаются использовать «скорую помощь» в качестве такси или ее вызывают веселящиеся компании, но в этих случаях у страховых компаний и сейчас есть право на предъявление иска. Тут менять в законодательстве ничего не нужно. И я не слышал ни о каких нормативно-правовых инициативах в этой сфере. По Конституции у нас медицинская помощь бесплатная — тем более, экстренная. Любые попытки что-то изменить будут противоречить Конституции.

«СП»: — Похоже, люди боятся, что к предложению об ограниченном количестве выездов «скорой» могут вернуться. Ведь пациентов у нас теперь повсеместно вынуждают обращаться за платными услугами. Вот в соцсетях люди и делятся слухами: не только «скорую» можно будет бесплатно вызвать лишь 4 раза, но и посещение терапевта собираются ограничить — 8 раз за год, а стационар можно будет лечь не более 2 раз в год…

— У нас внедряются капиталистические ценности, здоровье превращается в рыночную категорию. Государственные муниципальные учреждения переименовываются во всякие государственно-частные партнерства, в них у граждан теряется право на бесплатную помощь. Твердят, что надо разделить услуги на те, что входят в программу госгарантий и те, что не входят. Но что это за дополнительная медицинская помощь? Что, можно дополнительно вылечить аппендицит, пневмонию, о чем вообще речь идет? Это глупость. Кроме того, получается, что люди за медицинские услуги платят дважды: один раз в виде налогов, а другой раз уже из своего кармана.

И врач тоже не понимает — то ли ему человека лечить, то ли деньги зарабатывать, а это две совершенно разные задачи, часто противоречащие друг другу. Вот и идет торг: хотите лекарства, которые лечат, а не калечат — платите, хотите помощь сегодня, а не через неделю — платите, хотите современную операцию — платите. Отсюда и эти бесконечные конфликты.

За прошлый год на врачей было совершено 1200 нападений, это очень много. Люди не получают того, чего ожидают, и это вызывает такую агрессию. И врачи, и пациенты стали заложниками этой рыночной политики.

«СП»: — А на Западе как «скорая помощь» работает?

— В Америке приезжают парамедики, их задача — просто доставка пациента. Мало где квалифицированная медпомощь выезжает на дом, как у нас, когда «скорая» реально спасает людей. Это дорогое удовольствие. В странах, где капитализм рулит, здоровье человека считается не ресурсом государства, а сферой интересов самого человека — тебе надо, ты и плати. СССР в этом смысле шагнул лет на 50 вперед, чего наши чиновники не понимают. Ведь создать государственную систему здравоохранения для любой страны — это очень дорого, далеко не во всех странах она есть. А мы, имея такую уже выстроенную систему, теперь пытаемся сделать «как там». Хотя большая часть стран сейчас как раз идет к нашей модели.

Реклама

20 июня 2018 года в России вступает в силу новый закон о скорой помощи, который сделает вызов неотложки платным. Именно так выглядит очередной слух, который распространился в интернете в последние месяцы, сообщает портал сайт.

Так это или нет, и что меняется в законодательстве относительно работы специалистов “скорой” - все это требует небольшого пояснения. Закон о скорой помощи - изменится ли он с 20 июня 2018 года и как, какие изменения и поправки в законодательстве о неотложке нужно ждать в этом году.

Изменится ли Закон о скорой помощи с 20 июня 2018 года

В чем суть слухов, которые появились еще минувшей зимой? Якобы 20 июня 2018 года в Закон о скорой помощи вступят изменения, которые сделают вызов неотложки платным. Правда, не во всех случаях.

Речь идет о том, что один человек может вызвать скорую помощь четыре раза в год,а пятый вызов будет для него платным. Исключение сделают для пенсионеров, инвалидов и детей, которым неотложка может быть нужна чаще.

Разумеется, никаких подобных поправок в закон о скорой помощи никто не вносил. Она остается бесплатной для всех и во всех случаях.

Тем не менее, хотя закон не менялся, эти слухи не растут на пустом месте. Дело в том, что, по оценкам специалистов самой скорой помощи, около 37% вызовов по сути являются ложными. В каких-то случаях скорую вызывают пьяные компании, которые развлекаются подобным способом. В каких-то случаях так требуют внимания к своей персоне одинокие пенсионеры, которым не хватает общения. Иногда это мнительные пациенты, которые придумывают себе несуществующие болезни и т.д. Ситуаций действительно много, и мы перечислили только типовые.

Еще в 2015 году финансовый НИИ при Минфине разработал некоторые исключительно “бухгалтерские” предложения для Минздрава относительно того, как оптимизировать работу скорой помощи и медицинской системы в целом. В том числе в эти предложения входили и описанные выше ограничения на количество вызовов скорой для одного пациента.

Минздрав еще тогда, когда появились эти предложения, сразу же отреагировал на них очень резко. Да, проблема с ложными и условно ложными вызовами существует. Да, из-за этого скорые заняты лишней работой и не всегда успевают к тем, кому реально нужна помощь. Однако право человека на медицинскую помощь безоговорочно, и никакие лимиты и чисто фискальный подход здесь неуместны.

Государство благополучно забыло об этой идее еще 2-3 года назад, но кому-то в сети захотелось привлечь внимание пользователей громкими заголовками. Спешим успокоить - скорая помощь остается бесплатной, как часто она бы вам ни была нужна.

Единственное, чем можно объяснить слух о том, что некие изменения появятся именно 20 июня - это реквизитами действующего закона. То, что называется в России Законом о скорой помощи, на самом деле является Приказом Минздрава №338н. Он был подписан ровно пять лет назад - 20 июня 2013 года. Возможно, путаница возникла именно из-за этого.

Какие изменения в Закон о скорой помощи вступят в силу в 2018 году

Некоторые изменения в Приказ Минздрава №338н от 20 июня 2013 года действительно готовятся, но вступить в силу они могут только осенью - 1 октября.

Суть тех изменений в законодательство о работе скорой помощи, которые предлагаются Минздравом в 2018 году:

  • бригады скорой помощи будут обязаны отвозить пациента не в ближайшую больницу, удобную для самой бригады, а в специализированные отделения: если человеку требуется помощь кардиолога - в кардиологическое, психиатра - в психиатрическое и т.д.
  • уточняется, в каких ситуациях бригада скорой помощи имеет право затребовать санитарную авиацию для того, чтобы транспортировать пациента. Также говорится о том, что летом авиасредство должно быть подготовлено за час до вылета, зимой - за два часа.
  • бригады скорой помощи при Центре медицины катастроф будут иметь больше полномочий - они смогут самостоятельно созывать консилиумы, в том числе удаленные, осуществлять взаимодействие с транспортными операторами, силовыми службами и т.д. без специальных санкций.
  • указано, что пациента нужно доставить до соответствующего медичинского учреждения в течение суток после вызова бригады скорой помощи.

Еще одно изменение, которое может быть принято к осени, касается нормативов, по которым комплектуются бригады скорой помощи.

Насколько повысят эффективность работы бригад неотложной помощи в России эти изменения в законодательстве, можно будет оценить только после их вступления в силу.