Закон о приватизации жилья последняя редакция. Основы приватизации по жилищному кодексу. Существеннее моменты ФЗ «О приватизации»

Несмотря на то, что первый правовой акт о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации был принят более четверти века назад, ее до сих пор нельзя считать завершенной. На данный момент передано около 80% всех строений и помещений, имеющих статус жилых. Это очень мало, учитывая законы, по которым без прохождения этой процедуры невозможно совершать сделки с недвижимостью.

Что такое приватизация

Приватизация - это процесс передачи прав на собственность от государства частным лицам. Поэтому иногда такую процедуру называют «разгосударствление», хотя это не совсем точно. Имущество после приватизации выходит из-под контроля государства и становится предметом свободных рыночных отношений.

Дальнейшие взаимоотношения между собственниками и объектами имущества регулируются гражданским, уголовным законодательством, другими правовыми актами. Процесс может касаться крупной, мелкой промышленности, объектов торговли, жилищного фонда.

Обычно эту процедуру государство начинает при условии экономического спада, для дополнительного стимулирования развития экономики. Приватизация жилья имеет не только экономический и юридический смысл. Имеет значение мотивация. Человек, уверенный, что имущество принадлежит ему, будет заботиться о нем более добросовестно.

Инициативу правительства нельзя назвать успешной. Несмотря на то, что приватизация должна была завершиться более 19 лет назад и продлевалась несколько раз, люди начинали оформлять жилье только из-за того, что продать без официальной регистрации его было невозможно.

Интересно. 20% жилого фонда до сих пор не приватизировано, и это при том, что сама процедура бесплатна. Оплатить придется только госпошлины, а если обращаться в агентства, то их услуги.

Приватизация жилищного фонда возможна только после определенного этапа жизни страны. Обычно такое случается, когда большая часть жилого фонда находится у государства. Именно поэтому процесс волной прокатился по странам, бывшим членам соцлагеря. Особенно сильные перемены были там, где процветал государственный социализм.

Читайте также: Кадастровая стоимость участка по кадастровому номеру Росреестра

В Советском Союзе предполагалось социальное равенство, и поэтому вся недвижимость находилась в монополии у государства. Была введено новое правовое понятие, так называемая «личная собственность».

Справка. К личной собственности относились вещи человека, дом, небольшой приусадебный участок и квартира.


Личная собственность охранялась государственными законами, но, в отличие от частной, ее нельзя было открыто купить или продать. Вся собственность находилась у государства, которое могло ей распоряжаться через своих представителей. Например, случаи выселения из квартиры за неуплату коммунальных платежей были повсеместными.

В 1958 году начали создаваться ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), члены которых участвовали деньгами в постройке многоквартирных домов, а затем получали там квартиру. Но эти квартиры также не являлись частной собственностью.

Какими законами регулируется

В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:

  • переход в частную собственность должен быть добровольным;
  • передача жилья, которое занимает гражданин, должна быть бесплатной;
  • гражданин может воспользоваться своим правом бесплатно только один раз.

Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.

В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:

  1. Несовершеннолетние имеют право 2 раза приватизировать жилье. В первый раз до 18 лет вместе с семьей, второй раз - самостоятельно.
  2. Вторично участвовать в процедуре можно также в случаях расприватизации жилья, при расторжении прежних условий владения недвижимостью.

Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.

Интересно. В 1988 году появилось Постановление о продаже государственных квартир гражданам. Но к 1991 году, времени массовой приватизации, было приватизировано меньше 1 процента всего жилья.

Сроки приватизации

При принятии закона, речь не шла о каких-либо сроках. Но при работе над проектом нового ЖК РФ (Жилищного Кодекса Российской Федерации) возник вопрос об определенных сроках. С 2005 году новое жилищное законодательство вступило в законную силу.

Читайте также: Как продать жилье, купленное на материнский капитал

В нем не было упомянута процедура бесплатной передачи жилой собственности от государства к частным лицам. Это означает, что все ранее действующие законы со вступлением в силу нового ЖК РФ были отменены. Однако, президент сделал исключение для вопроса приватизации.

Первоначально сроки бесплатной процедуры были назначены на 2007 год, но со временем они сдвинулись до 1 марта 2017 года. Всего даты окончания изменялись 5 раз. В настоящее время неизвестно, когда в этом вопросе будет поставлена точка. Пока Государственная дума пролонгировала решение вопроса на неопределенный срок.

Положение

Положение принято в ноябре 1993 года и дополняет ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ. Основные положения:

  1. Перечислены основные принципы закона: добровольность, однократность, бесплатная передача.
  2. Передача гражданам осуществляется с согласия всех членов семьи, проживающих совместно.
  3. Их отказ от участия в процедуре может быть санкционирован только органами опеки.
  4. После процедуры граждане становятся собственниками, которые имеют право продать жилье, сдавать его в аренду, завещать, закладывать.
  5. Перечень документов на приватизацию.
  6. Перечень помещений, не подлежащих передаче гражданам.
  7. Право собственности может прекратиться только при изъявлении воли собственника без принудительного изъятия (кроме законных причин).
  8. Решение о передаче жилья принимается не более 2-х месяцев.
  9. Передача осуществляется после оформления договора передачи. Государственная пошлина при этом не взимается.
  10. При переезде в другое жилье по соцнайму гражданин может его приватизировать только при условии расторжения предыдущего договора.

Дополнительно перечислены возможности пользования общей собственностью и придомовой территорией. А также указаны правила эксплуатации жилых помещений.

Статистика

По данным службы российской статистики с 1992 по 2000 год было приватизировано почти половина (47 процентов) жилых зданий и помещений. За 10 следующих лет процент перехода в частные руки составил 75%. А еще через 5 лет, к 2015 году увеличился на 4%.

Приватизация недвижимости – долговременный процесс, при котором происходит переход прав собственности от государства частному лицу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура сопровождается большим количеством особенностей, о которых должен знать заявитель заблаговременно. Также стоит изучить законодательную базу вопроса.

Что это такое?

Приватизацией считается отчуждение имущества со стороны муниципальных или государственных органов пользу частного лица (физического или юридического) с соблюдением условий передачи и регистрации прав.

Все требования и условия указаны в действующих правовых актах, регулирующих данный вопрос.

Основным принципом здесь становится признание равенства приобретателей , а также открытость сделки.

Здесь же можно увидеть открытость деятельности органа как государственной власти, так и местного самоуправления.

В качестве субъекта, возникающего в процессе приватизации, могут быть собственники государственного имущества, уполномоченные органы исполнительной власти, физические и юридические лица.

Объекты могут подразделяться на:

  • имущество, которое нельзя приватизировать;
  • имущество, которое ограниченно в действии приватизации;
  • имущество, которое приватизируется в конкретно порядке;
  • приватизированные объекты.

Приватизация не может обращаться на:

  • земельные участки, исключением здесь является земля, на которой расположен объект недвижимости;
  • природные ресурсы;
  • гос. и муниципальный жилищный фонд;
  • государственный резерв;
  • имущество, находящееся за пределами России;
  • имущество, которое предусмотрено международным договором;
  • имущество различных религиозных учреждений;
  • гос. и муниципальная собственность в некоммерческую организацию;
  • гос. и муниципальными организациями на праве хоз.ведения;
  • все имущество на праве судебного решения.

Приватизация не может быть в случае с объектами гражданского права.

Кто имеет право?

Все граждане, имеющие право на приватизацию, считаются субъектами правоотношений. Здесь таковыми выступают все физические лица.

Также стоит отметить, что получить право на приватизацию может и юридическое лицо, собственность которого менее 25% от уставного капитала.

Не могут претендовать на получение права граждане, которые:

  • находятся на объекте недвижимости по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • с временной регистрацией.

Чем регулируется?

Регулирует вопрос:

  • Постановление России от 12.08.02 №585 – алгоритм действий при приватизации государственной собственности;
  • Постановление России от 12.08.02 года №584 – регламентирует порядок проведения конкурса.

Федеральный закон о приватизации

Закон о в 2019 году позволяет узнать о правилах регистрации и получении права собственности на объект.

Необходимо ознакомиться с действующим правовым актом и действовать в соответствии с ним.

Именно этот закон оговаривает возможность приватизации того или иного имущества в соответствии с требованиями местных правовых актов.

Жилья (жилищного фонда)

Закон о приватизации оговаривает возможность приватизации жилья, но не во всех случаях. Если это или аварийное, то приватизация не может осуществляться в установленном порядке.

Хотя в случае со служебным помещением существует некая возможность оформления процедуры.

Просто необходимо изначально заручиться письменным согласием работодателя на выкуп недвижимости и переводе ее в собственность частного лица. Но процент такого соглашения очень мал.

Земли (земельных участков)

Нельзя оформить в собственность. Но здесь присутствует исключение из правил. Иными словами, лазейка в действующем законодательстве.

Если на территории земельного участка расположена приватизированная недвижимость, то можно узаконить и представленный земельный участок.

Квартиры

Частый запрос в интернете касается именно . Как уже и говорилось ранее, если человек прописан там временно, то получить право на приватизацию он не может.

Аналогичная ситуация происходит и при аренде недвижимости или получении квартиры на правах безвозмездного пользования.

В остальных случаях можно обратиться в БТИ и ЖЭУ и приватизировать квартиру должным образом, если она не является служебной.

Общежитий

В современном мире часто можно встретить приватизацию комнаты в общежитии. Такое право действительно существует, но на основаниях письменного согласия жильцов и уполномоченного органа.

Также осуществляется приватизация только при условии отсутствия долговых обязательств за коммунальные услуги.

Приватизация осуществляется также через обращение в БТИ, СЭС и МЧС, ЖЭУ. По окончанию выдается свидетельство о праве собственности.

Государственного имущества

Государственное имущество можно приватизировать, если оно не является военным или квартира не находится на территории закрытого типа.

Для оформления нужно получить одобрение в БТИ. Для этого подается заявление установленного образца, сотрудник представленного органа посещает объект, выписывает акт. Затем возможно обращение за услугой приватизации.

Порядок оформления

Порядок оформления регламентируется действующим Федеральным законом №1541–1 от 4 июля 1991 года.

Приватизация выглядит следующим образом:

  1. Приведение недвижимости в должное состояние. Она должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
  2. Необходимо , если она не согласована.
  3. Собрать все .
  4. Сдать документацию на рассмотрение в уполномоченные органы.
  5. Рассмотрение представленной документации и подпись документов.
  6. Регистрация прав собственности нового собственника.

Документы

Для оформления потребуется предоставить заявление установленного образца и дополнительный пакет документов:

  • документ о социальном найме или ордер;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о всех зарегистрированных гражданах;
  • выписка по лицевому счету;
  • старый паспорт;
  • паспорта всех зарегистрированных лиц;
  • справка об отсутствии иной собственности гражданина;
  • решение судебной инстанции при необходимости.

Сроки

Воспользоваться правом могут граждане до 2019 года. Как показывает практика, государство постоянно пролонгирует правовой акт.

Рассмотрение заявления происходит в течение двух месяцев со дня подачи документов.

Стоимость

На данный момент процедура приватизации совершенно бесплатна. Но при окончании данного периода государство планирует ввести оплату за процедуру регистрации. Но определенная сумма пока неизвестна.

с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного суда от 15.06.2006 № 6-П

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 1 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 19.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 2 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Положение части первой статьи 4, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Статья 4 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 4 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 4 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Положение статьи 4, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности статьи 4 в части запрета на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, см. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О; в части запрета на приватизацию аварийного жилого помещения см. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 350-О; в части запрета на приватизацию служебных жилых помещений см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 441-О.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ)

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 6 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 6 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 7 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 7 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 8 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 8 данного документа утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании неконституционными положений статьи 9.1 см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 425-О.

Статья 9.1 утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым статья 9.1 утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым статья 9.1 утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П).

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II утрачивает силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред от 26.12.2005)).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ в Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2006 года, согласно которым раздел II утрачивает силу с 1 марта 2010 года.

Положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, в соответствии с которым раздел II утрачивает силу с 1 января 2007 года, признано не противоречащим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2006 N 6-П).

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

По вопросу, касающемуся бесплатной приватизации жилья гражданами, занимающими жилые помещения по договору найма или аренды, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

О применении судами законодательства о праве граждан на бесплатную приватизацию жилья, находящегося в ведомственном жилищном фонде, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 20. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР


http://сайт/zakon/Privatization/Privatization_76.html Р-акон Р Р¤ РѕС‚ 4 июля 1991 Рі. N 1541-1 "Рћ приватизации жилищного фонда РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" %C7%E0%EA%EE%ED+%D0%D4+%EE%F2+4+%E8%FE%EB%FF+1991+%E3..html

"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,

согласно Закону РФ от 23.12.1992 г. № 4199-1,

Федеральным законам: от 11.08.1994 г. № 26-ФЗ, от 28.03.1998 г. № 50-ФЗ,

от 01.05.1999 г. № 88-ФЗ, от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ, от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ,

от 26.11.2002 г. № 153-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ,

от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, от 11.06.2008 г. № 84-ФЗ, от 16.10.2012 г. № 170-ФЗ,

от 20.12.2017 г. № 399-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещеними государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Статья 3 утратила силу с 1 марта 2005 г.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Статья 5 исключена согласно Федеральному закону от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Статья 9 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Статья 10 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Статья 12 утратила силу

Статья 13. Статья 13 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 14. Статья 14 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 15. Статья 15 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Статья 19 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 20. Статья 20 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений

Раздел III утратил силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Бессрочная приватизация, о которой так много говорили в последние полгода, стала реальностью. Президент подписал закон, который не ограничивает сроки оформления недвижимости в собственность.

Когда должна была завершиться приватизация?

Еще до середины февраля россияне полагали, что бессрочная приватизация жилья завершится 1 марта 2017 года. Ее предполагали продлить до 2020 лишь избирательно:

    для жителей Крыма и Севастополя;

    для тех, кто ожидает переселения из аварийного жилья;

    для детей-сирот.

Однако 22 февраля Владимир Путин подписал федеральный закон о бессрочной приватизации жилья, который отменяет ранее установленные сроки.

Несмотря на то что правительство и простые граждане неоднократно подчеркивали необходимость не ограничивать «акцию» конкретной датой, настойчиво звучало мнение о ее завершении. Противники бесконечного продления резонно отвергали аргумент «Не успели!», обращая внимания на то, что 25 лет вполне достаточно, чтобы решить любые проблемы.

По мнению выступавших против продления, «волокита» мешает развитию в стране полноценного рынка арендного и социального жилья. Ее завершение помогло бы также сократить число тех, кто стоит в очереди на получение квартиры.

Приватизация в России

До перестройки закон не предполагал частной собственности, поэтому даже личные дома нельзя было свободно продать. Только в 1990 году процедура была запущена частично, а 4 июля 1991 г. Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», по которому разрешалась бесплатная передача или продажа на добровольной основе жилых помещений в федеральном или городском жилфонде.

23 декабря 1992 г. закон получил новое название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Он действует и по сегодняшний день, но с некоторыми корректировками. Согласно его основным положениям жилье переходит в собственность:

    при согласии всех проживающих в помещении;

    при отсутствии задолженности по квитанциям за жилищно-коммунальные услуги;

    если жилплощадь не находится в аварийном доме и не принадлежит к служебной (общежития, квартиры в закрытых военгородках и пр.).

Процедура оформления прав собственности добровольная. Если у жильцов нет желания становиться владельцем помещения, то они проживают в нем по бессрочному договору соцнайма, который подписывается с муниципалитетом или другим собственником помещения.

Соцнайм не позволяет распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Ее нельзя продать или сдать в аренду. Хотя в отказе от оформления собственности есть и плюсы – не приходится платить налог на недвижимость и оплачивать счета за капремонт.

На заметку! Законом допускается обратный процесс – деприватизация, когда собственник отказывается от права полного владения и распоряжения имуществом и снова заключает договор соцнайма.

Приватизируйте спокойно!

Россиян отныне не волнует вопрос, будет ли приватизация жилья бессрочной – свежие новости избавили от нервотрепки тех, кто по каким-то причинам не успел оформить имущество.

Закон о бессрочной приватизации был одобрен Совфедом 15.02.2017 г., а вступил в силу с момента официальной публикации – 22 февраля. Ранее решение о том, что бесплатная приватизация жилья будет бессрочной, поддержали единогласно депутаты Госдумы, несмотря на то, что поправки о продлении для отдельных категорий населения прошли первое чтение. Депутаты пообщались с избирателями и пришли к выводу, что нельзя лишать россиян возможности оформить квартиры, дома и земельные участки в собственность.

Напомним, что после вступления в силу Жилищного кодекса (1.03.2005 г.) передачу жилья в частные руки планировали отменить в 2007 г., а затем финиш отодвигался еще 5 раз. Глава государства Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность отказа от конкретных сроков, обращая внимание на то, что значит бессрочная приватизация для граждан. В предпоследний раз он отложил ее завершение на 1.02.2017, а в феврале предложил сделать приватизацию всеобщей, бесплатной, бессрочной.

На заметку! Хотя возможность оформить недвижимость предоставлялась россиянам неоднократно, в собственность в многоквартирных домах переведено лишь 78% жилья.

Отказ от любых сроков снимет напряжение и поможет со временем решить проблемы с жильем многим россиянам, а не только вышеперечисленным категориям. Как показывают соцопросы, многие не могут оформить жилье не из-за лени, а из-за желания сэкономить на платежах или невозможности уговорить одного из проживающих в квартире родственников.