Как определить прилегающую территорию. Комментарии к определениям таких особых участков дорог, как перекресток, прилегающая территория, населенный пункт, пешеходный переход, железнодорожный переезд и автомагистраль. Правила дорожного движения на прилегающ

Как приятно было бы водителю двигаться только по прямой и исключительно ровной дороге без изменения режимов движения: без торможений и ускорений, поворотов и разворотов, знаков и разметки, светофоров и регулировщиков. К сожалению, в реальности это невозможно.

И даже если Вы выбрались на широкую загородную трассу и получили возможность осуществлять прямолинейное размеренное движение, — все равно! - неминуемо столкнетесь с проездом особых участков дорог. Что это за особые участки? Попробуем разобраться.

ПЕРЕКРЕСТОК

Хочется или нет, но каждый водитель вынужден двигаться по перекресткам. Никуда от этого не деться.

«Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Казалось бы, перекресток. Ну, чего проще? Однако мы имеем достаточно сложное определение, заставляющее читателя формировать в сознании некий образ этого участка дороги. Давайте упростим. «Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне…

Перекресток – это место, где «сходятся» (пересекаются, разветвляются или примыкают друг к другу) проезжие части. Именно , а не . Почему столь принципиально? Да потому, что и – это элементы дороги, но их пересечения не являются перекрестком.

Еще один важный момент: пересечение проезжих частей должно осуществляться НА ОДНОМ УРОВНЕ. (Хотя правильнее было бы сказать – в одной плоскости).

То есть проезд под мостом, эстакадой, путепроводом не будет считаться перекрестком, так как в реальности отсутствует пересечение проезжих частей на одном уровне.

Теперь – несколько слов о границах перекрестка.

«Перекресток» - место, … ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Согласитесь, тому, кто это сформулировал, надо вбить в голову гвоздь. А если сказать проще, то границы перекрестков начинаются от загибов бордюров или обочин. Давайте проследим это на рисунке.

И в этом смысле, есть тонкий момент. В принципе, ПЕРЕКРЕСТОК и МЕСТО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ – это не одно и то же. Перекресток значительно шире пересечения. (Это нам понадобиться в будущем.)

Наконец, принципиален вопрос о видах перекрестков. Поверьте, их огромное количество. Не будем задаваться вопросом о причинах такого многообразия, — они имеют исключительно теоретическое значение. Давайте просто пройдемся по этому многообразию.

Во-первых, классический четырехзначный – крестообразный – перекресток. Пожалуй, самый распространенный.

Во-вторых, Т-образный перекресток (у которого отсутствует один боковой проезд).

В-третьих, Y-образный перекресток.

В-четвертых, перекресток с круговым движением.

Согласитесь, что способы пересечения проезжих частей (или их примыкания и разветвления) могут быть самыми разнообразными. Мы указали лишь наиболее характерные фактуры перекрестков.

А теперь — ОЧЕНЬ ВАЖНО! Водитель должен помнить о том, что есть сложные перекрестки.

Обратите внимание на то, что крестообразный перекресток образован одним пересечением проезжих частей.

Однако существуют перекрестки, которые образовываются двумя и более пересечениями проезжих частей. Это и есть сложные перекрестки. И возникают они в львиной доле случаев благодаря уже известным нам .

Например, на рисунке выше изображен ОДИН перекресток, но он включает в себя два пересечения проезжих частей. А вот на рисунке ниже – ОДИН перекресток, но образованный тремя пересечениями.

Но во всех описываемых случаях мы имеем дело с ОДНИМ ЕДИНСТВЕННЫМ ПЕРЕКРЕСТКОМ, образованным пересечениями проезжих частей.Вы спросите, для чего нам это? Что из того, что перекресток образован одним пересечением или двумя, или даже тремя?

Дело в том, что некоторые дорожные знаки действуют на весь перекресток. Например, знак « » (2.1).

А есть знаки, распространяющие свое действие только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены. Например, знак « » (4.1.1).

И последнее. Как подсчитать, какое количество пересечений проезжих частей имеет конкретный перекресток? Необходимо количество проезжих частей на одной дороге умножить на количество проезжих частей на другой (пересекаемой). Результатом и станет количество пересечений проезжих частей, которое содержит данный перекресток.

Подведем итог. Перекресток – это особый участок дороги, представляющий собой место пересечения (примыкания, разветвления) проезжих частей. Именно на перекрестках наиболее остро встает вопрос о преимущественном праве на движение пешеходов и транспортных средств. Этой проблеме посвящен раздел 13 Правил дорожного движения и наши к нему комментарии.

Следующее понятие, связанное с особыми участками, – ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ.

«Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Сразу же оговоримся, что прилегающая территория НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОРОГОЙ (по определению), но на ней действуют Правила дорожного движения.

И вот здесь водитель должен свято помнить главный принцип, связанный с таким участком: ВЫЕЗД С ЛЮБОЙ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИЙ (и, следовательно, въезд на нее) НЕ СЧИТАЕТСЯ ПЕРЕКРЕСТКОМ.

Давайте внимательно посмотрим на рисунок АЗС и ответим на вопрос: «Ну, какой же это перекресток?»

Почему это так важно? Да потому, что некоторые весьма важные знаки (например, 3.24 « ») действуют с места установки до ближайшего по ходу следования перекрестка.

И если водитель неправильно оценит въезд во двор, приняв его за перекресток, и посчитает, что знак прекратил свое действие, то он грубо нарушит Правила. Знак не отменяется въездом во двор и иную прилегающую территорию.

И последний момент. Прилегающая территория не предназначена для сквозного движения. Иными словами, ее нельзя использовать для того, чтобы сократить путь, объехать пробки и пр. Въезжая на прилегающую территорию, водитель должен иметь целью своего движения выполнение здесь каких-либо действий (стоянки, заправки транспортного средства и пр.).

На очереди еще одно понятие – НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ.

«Населенный пункт» - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26.

Иными словами, наличие этих знаков являются критерием самого населенного пункта. Но здесь возникает другой вопрос: «А почему знаков, обозначающих населенный пункт, аж три пары? Разве не достаточно одной?»

Вопрос – в точку! Именно – не хватает! Более подробно об этом мы рассказали в комментариях к знакам – . Здесь лишь отметим, что дорожные знаки, выполненные в черно-белой цветовой гамме, применяются для обозначения населенного пункта, в котором действуют Правила, устанавливающие принципы движения в населенном пункте.

Водитель, видя эти знаки должен понимать, что он въезжает в «настоящий» населенный пункт (или же покидает его).

А вот сине-белые знаки информируют водителя о другом: где-то рядом с дорогой находится «настоящий» населенный пункт. Но данная дорога через него не проходит. Поэтому по Правилам водитель продолжает движение, как бы находясь в ситуации вне населенного пункта (со всеми вытекающими последствиями).

Согласитесь, в отношении понятия «населенный пункт» есть некая путаница или недосказанность Правил. Будем надеяться, что ситуация когда-нибудь изменится к лучшему.

Следующий особый участок дороги - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД.

«Железнодорожный переезд» - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Важным критерием переезда является пересечение дороги с ж/д путями именно на одном уровне (в одной плоскости). Проезд под железнодорожным мостом не является переездом.

Стоит ли убеждать водителей, что железнодорожный переезд — это весьма опасный участок дороги? Не зря ему посвящен весь 15 раздел ПДД. Практика ДТП изобилует примерами серьезных аварий с летальным исходом, произошедших на железнодорожных переездах.

Более подробные комментарии мы дадим при анализе соответствующего раздела Правил. Здесь лишь проконстатируем сам факт наличия такого понятия в ПДД,

Еще один важный участок дороги – ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД.

«Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 … и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Проезд пешеходного перехода регулируется специальным 14-ым разделом ПДД. И принципы движения транспортных средств по этому опасному участку дороги будут нами рассмотрены при анализе данного раздела. Здесь лишь обозначим основные приоритеты.

Как видно из рисунка выше, пешеходный переход обозначен с помощью дорожных знаков «Пешеходный переход» ( и ). При этом ширина перехода – это расстояние между знаками.

Однако пешеходный переход может быть выделен и с помощью разметки – «зебры» (). Здесь ширина перехода – это ширина «зебры».

Или же сочетанием разметки и знаков.

В последнем случае шириной пешеходного перехода является ширина разметки.

Что должен помнить водитель, приближаясь к пешеходному переходу? Прежде всего, то, что на этом участке проезжей части пешеходы пользуются преимуществом перед транспортными средствами.

Остановимся, как говорится, на этом берегу. Хотя, справедливости ради, следует признать, что на нерегулируемом пешеходном переходе пешеходы имеют право выходить на него только после того, как убедятся в безопасности своего перехода проезжей части. Об этом более детально поговорим при анализе раздела 4 ПДД «Обязанности пешеходов».

Наконец, последний участок дороги, который мы относим к особым, — это АВТОМАГИСТРАЛЬ.

«Автомагистраль» - дорога, обозначенная знаком 5.1 … и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Движение по автомагистрали регулируется специальным 16-ым разделом Правил. Кстати, Вы заметили, что практически все особые участки дороги, которые мы уже прокомментировали выше, обозначаются и регулируются специальными разделами ПДД? Это лишний раз подтверждает их важность. И автомагистраль – не исключение.

Первый критерий автомагистрали (и это видно на рисунке) – наличие разделительной полосы (или дорожного ограждения). Делается это с целью максимального обеспечения безопасности дорожного движения, когда практически полностью исключается возможность выезда транспортного средства на полосы встречного движения:

Второй критерий этой дороги – крайне незначительное количество перекрестков, а также полное отсутствие железнодорожных переездов, трамвайных путей, велосипедных и пешеходных дорожек, наземных пешеходных переходов, трамвайных путей.

Даже сама символика знака « » (5.1) является демонстратором последнего требования. На знаке изображен путепровод и проезд по автомагистрали под ним.

ПДД вводят целый комплекс ограничений, регламентирующих движение по автомагистрали. Напомним еще раз, что этому целиком посвящен раздел 16 Правил. Именно поэтому детальный анализ условий движения по этому опасному участку дороги мы предпримем именно там. Цель же данного комментария – позиционирование автомагистрали в качестве особого участка дороги.

Подведем общий итог. Правила дорожного движения предусматривают наличие особых (как правило, опасных) участков, движение по которым требует от водителя внимательности, осторожности, а также знания и неукоснительного соблюдения Правил.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • что такое перекресток
  • перекресток это
  • перекресток пдд
  • перекресток своими словами понятие

Обсуждение: 20 комментариев

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие в России дороги являются именно автомагистралями, о которой пишут в Правилах? Их же, наверняка, немного?)))

    • Здравствуйте, Наталья! Автомагистраль вы узнаете по характерному знаку . В России автомагистралей очень мало, но они есть. Например трасса М4 «Дон», если ехать от Москвы, начинается с автомагистрали.

    Уважаемый Евгений! Почему Вы утверждаете, что на перекрёстке при наличии на одной из дорог разделительной полосы ДВА пересечения проезжих частей. Разве в ПДД есть понятие «пересечение проезжих частей»? И что при этом считать участок дороги между пересечениями ПЧ. если признать их наличие?

    • Здравствуйте, Юрий!

      Если есть понятие проезжей части, то и пересечение проезжих частей тоже существует. Участок между пересечениями можно НИКАК не считать. Зачем забивать голову ненужной информацией.

    Уважаемый Евгений! Удивлён Вашей дилетантской отпиской. Называть ненужной информацией основные положения ПДД, знаете ли, даже не смешно.Если Вы внимательно просмотрите п.п.1.1 и 1.3 Правил, то совершенно очевидно, что для участников ДД обязательно исполнять только прописанные в Правилах нормы. Нельзя нарушить то, что не является требованием нормативно-правового акта.Наши ПДД пестрят «чёрными дырами», например, до сих пор не раскрыт термин «пропустить» пешехода, хотя по КоАП ст.12.18 наказывает не за «непропуск», а за то.что не УСТУПИЛ дорогу, а это совершенно разные вещи! Отсутствуют термины «мост», «тоннель» и многие другие, из-за этого сможете ли вы точно определить место, где правилами запрещено обгонять, останавливаться, разворачиваться и двигаться задним ходом?

    Интересна Ваша фраза: "Если есть понятие проезжей части, то и пересечение проезжих частей тоже существует. " Неправда, нет такого утверждения в ПДД!

    На Вашем сайте Вы проводите нужную и полезную работу по популяризации изучения Правил дорожного движения, хотелось бы, чтобы Вы комментировали ПДД опираясь на них, не допуская отсебятины.Прошу без обид.Или Вы хотели видеть в Комментариях только диферамбы?

    • Юрий Евгеньевич, приветствую Вас!

      Я позволю себе вступиться за Евгения Гузуна в Вашем с ним споре. Делаю этого ввиду того, что являюсь соавтором некоторых статей, размещенных на сайте.

      Давайте конкретизируем: Что в данной статье

      показалось Вам некорректным? Пересечения проезжих частей?

      Не сочтите за труд, — ответьте. и мы с вами (обещаю!) подискутируем!

      Спасибо. С уважением, Е.К.

    Уважаемый Евгений Кертман! С удовольствием Вам отвечаю.Вы спрашиваете, что в Ваших материалах я считаю некорректным. Отчасти я ответил на этот вопрос-некорректным я считаю комментарии, суть которых противоречит ПДД или содержит трактовку, отражающую исключительно мнение автора.

    Пример? Да те же несчастные проезжие части числом не менее двух при наличии на перекрёстке хотя бы одной дороги с разделительной полосой.Вы знаете, откуда пошла легенда о двух пересечениях?

    Из «экзаменационных билетов ПДД», одним из авторов сборника которых является Громаковский.

    И все, включая ГИБДД, это радостно подхватили, забыв о том, что никакие экзаменационные билеты не относятся к нормативно-правовым актам, проще говоря, не могут они заменять ПДД и устанавливать нормы дорожного движения.

    Ещё пример.Ваши слова: «Кстати, одно замечание. Водитель необязательно должен находиться в своем транспортном средстве. Так, например, переведя свой автомобиль в режим остановки и стоянки и покинув его, водитель не перестает нести обязанности водителя»? Нонсенс! Перестав управлять ТС человек моментально перестаёт быть водителем, оставаясь собственником или имея право распоряжаться ТС на основании доверенности. Ведь в п.1.2 Правил чётко сказано "водитель-лицо, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ТС... " двигаться оно должно, а вот в какую сторону-водитель и определяет.

    Ещё неверное утверждение из Вашего поста по общим положениям (комментарий про пешеходный переход и технические средства, его обозначающие.

    При наличии на проезжей части одновременно знаков 5.19.1 ; 5.19.2 и дорожной разметки 1.14.1; 1.14.2 шириной пешеходного перехода участники ДД ОБЯЗАНЫ считать расстояние между указанными дорожными знаками, независимо от ширины разметки. Нормативная ссылка: Приложение2 ПДД, горизонтальная разметка, по-моему, второй абзац снизу,(приоритет дорожных знаков при их использовании вместе с аналогичной разметкой или их противоречии)

    Если Вас интересует детальный анализ ваших материалов-я в Вашем распоряжении.Замечаний много.

    Спасибо, если дочитали до конца.

    Юрий Евгеньевич, снова приветствую Вас!

    Думаю, что вопросов, которые мы можем решить путем дискуссии, огромное количество.

    Но позвольте мне вас несколько расстроить.

    Вряд ли следует обольщаться, что Вы — первый, кто заметил несостоятельность ПДД: пробелы, коллизии и противоречия.Это все есть.

    Но, если бы Вы знали теорию права, то признали бы за каждым гражданином (в подобном случае) право на ТОЛКОВАНИЕ. Это первое.

    Теперь второе. Простите, но я склонен отрицать дилетантизм и намерен отвечать только на конструктивную критику.

    К примеру, водитель... Я бросил свое авто на стоянку в запрещенном месте. Почему мне приходит штраф? Ведь по Вашей логике — я не водитель. Уже не водитель.

    И еще один смешной момент. В отношении пешеходного перехода, Вы руководствуетесь соображениями Приложения 2? А Вы гляньте-ка в ГОСТ. И тогда все встанет на свои места. Если Вы такой специалист (коим себя позиционируйте, — не обижайтесь!), то в какой ГОСТ и в какой его пункт указывать не буду?

    С радостью выслушаю все Ваши претензии на мои комментарии. И по каждому готов высказать свои соображения.

    И последнее.

    В отличие от воинствующих нигилистов, я не склонен кричать о несовершенстве законодательства. Будь я таким, я (как честный человек, а не глашатай или трибун) должен был бы поставить машину в гараж и ждать «хорошего и правильного» законодательства. А я хочу ездить по дорогам, применяя эти убогие Правила. И попутно помогать людям бороться с ГАИшным беспределом.

    С уважением, Е.К.

    Здравствуйте, уважаемый Е.К.

    Я хотел помочь вам (абсолютно бескорыстно) в вашей, как я уже говорил, полезной и нужной работе в пропаганде изучения ПДД, но по вашим язвительным строкам понял, что вы в этом не нуждаетесь. Это свойственно молодым людям, которые следуют жизненному принципу:есть два мнения-одно моё, второе неправильное.Бог вам судья. Удачи.

    • Юрий Евгеньевич, простите, но моей целью не было нанесение Вам обиды. Просто, извините, Вы некомпетентны в ряде вопросов. И это продемонстрировали. К сожалению...

      Жаль, что не получилось диалога.

      Но за «молодого человека» — ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Расскажу внукам, — порадуются!

      Всего доброго.

    Здравствуйте!

    В разделе билеты ПДД нет комментирования, поэтому пишу сдесь.

    В «Билетах по темам» в билетах одинаковые вопросы (т.е. билеты одинаковые с разным порядком вопросов)

    Немного подновато, но попробую. Одно замечание и вопрос.

    Замечание. Штраф за неправильную парковку присылают все-таки собственнику, а не водителю.

    И вопрос.

    Дорога без разметки. Справа асфальтированный карман и съезд, который упирается в ворота. Мой знакомый сегодня «завалил» экзамен в ГИБДД, потому что сделал остановку в кармане, не мешая въезду/выезду. Инспектор утверждает, что должно быть не менее 5м. Читаю в ПДД: на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полос

    Да продлит Аллах годы того, кто это написал! Так есть тут пересечение проезжих частей?

    Александр, формально выезд с прилегающей территории не является перекрестком. Однако в ПДД ничего не говорится о том, является ли это пересечением именно проезжих частей.

    Выход — в толковании права. А это — судебное разбирательство в каждом конкретном случае, ибо в России нет правила судебного прецедента.

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли применить это правило 6.2 Пересечения и примыкания дорог в плане располагают на прямых участках или на кривых радиусами не менее 2000 м — на дорогах категорий IA, IБ, IB и II и с радиусами не менее 800 м — на дорогах категорий III и IV. К заезду во двор, (внутридомовая не сквозная территория) Если этот заезд расположен на кривой (по правилам ведь прилегающая территория не может быть дорогой)

    Имеется сложный перекресток.

    Дорога 1: две проезжих части разделенных трамвайными путями (трамвайные пути отделены сплошной до перекрестка). После перекрестка трамвайных путей нет (свернули направо) есть двойная сплошная.

    Дорога 2: всё не так однозначно. Справа 2 полосы в каждом направлении разделены также трамвайными путями. Слева трамвайных путей нет — есть разделительная полоса (с газоном).

    Водитель двигается по дороге 1.

    Перед перекрестком слева и справа от дороги стоят знаки 4.1.4.

    На разделительной полосе дороги 2 (слева) этот знак не дублируется. Светофор обычный с дополнительной стрелкой (только направо)

    Вопрос: можно ли повернуть волдителю налево после разделительной полосы дороги 2?

    (Про перекрестки)

    «Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

    Согласитесь, тому, кто это сформулировал, надо вбить в голову гвоздь.

    Полнейшая чушь. Вы так и не поняли Юрия Евгеньевича. Держитесь как можно дальше от данного ресурса, так как авторы с «гвоздем в голове»

    доброго времени суток поясните пожалуйста если при выезде с территории предприятия стоит светофор а полоса для поворота на право уходит перед светофором и переходит в полосу разгона могу ли я повернуть направо

    "Однако существуют перекрестки, которые образовываются двумя и более пересечениями... "

    Перекрестки образуются пересечениями, но не образовываются.

    Думаю, что это опечатка.

Во дворах домов, на стоянках и въездах на АЗС правила для транспортных средств совсем иные, чем на обычных дорогах. Но водитель не всегда может понять, находится ли на проезжей части или уже нет, как следует передвигаться по этому участку. О том, чем отличается прилегающая территория, ПДД на ней и ошибках, способных привести к штрафам и авариям, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Обозначение прилегающей территории в ПДД

Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:

Прилегающая территория» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.

Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:

  • 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
  • 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
  • 3.2. Запрещает сквозное следование.
  • 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.

Но перечисленные символы не всегда устанавливаются на первой границе примыкающей зоны, их может не быть вообще, а ехать через нее все равно нельзя. Кроме того, 7.3 не исключает того, что перед участком все еще идет проезжая часть, где действуют иные правила. А еще перед въездом на прилегающую территорию могут действовать знаки, которые устанавливают только на перекрестках:

  • 2.3.1-2.3.7;
  • 3.16;
  • 3.20;
  • 3.22;
  • 3.24;
  • 3.26-3.30;
  • 4.11.

Ведь в ГОСТе Р 52289-2004 есть, например, такое требование:

Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1-2.3.7 … перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток.

То есть наличие знака указывает на то, что это перекресток. Но его отсутствие еще не свидетельствует о том, что к основной дороге примыкает прилегающая зона.

Правила движения

Различать перекресток и прилегающую зону очень важно. Ведь на одном из участков разрешено то, что не допускается на другом. Правила ПДД на прилегающей территории строги, так как по большей части это запреты:

  • нельзя въезжать на нее со скоростью более 20 км/ч;
  • недопустимо использовать участок как площадку для обучения вождению;
  • не разрешается стоять с работающим мотором более 5 минут;
  • нельзя проезжать через нее, как сквозь транзитную дорогу;
  • непозволительно парковать грузовики массой больше 3,5 т, если нет разрешающего знака или разметки.

Кроме того, движение по прилегающей территории по ПДД должно осуществляться с учетом приоритета пешеходов. А разрешенные здесь маневры выполняются в соответствии с особыми правилами.

Как осуществлять развороты, выезд

Главное отличие правил на перекрестке и в примыкающей зоне – покидать их следует по-разному. Выезд с прилегающей территории ПДД определяют следующим образом: при его выполнении следует уступать всем прочим участникам движения. Приоритет имеют автомобили и другие ТС, въезжающие на участок или следующие по дороге мимо пересечения. Необходимость диктуется пунктом 8.3 Правил:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…

Развороты с прилегающих территорий ПДД разрешены. Главное условие – пространство должно хорошо просматриваться по всем сторонам. Не менее важно отсутствие запрещающих разворот знаков. Удобнее использовать примыкающий участок, находящийся слева от основной проезжей части. Ведь разворачивающееся на нем ТС обязано при выезде уступать всем другим автомобилям и пешеходам. А выполнить условие проще, когда при этом необходимо поворачивать направо.

Нужно въехать в примыкающую зону, включить левый поворотник, совершить маневр и покинуть ее.

Если примыкающий участок находится справа от дороги, лучше проследовать мимо въезда на него и остановиться примерно в метре. Затем надо сдать задом и таким образом оказаться на прилегающей территории. При этом необходимо пропустить только возникших на пути пешеходов. А при выезде уступать ТС, как указано в пункте 8.3 ПДД.

Возможные ДТП и их последствия

ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:

  • Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
  • Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.

  • Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.

В случае, если водитель проезжает в обратном направлении, сотрудники ДПС вменяют движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Часть 3 статьи 12.16 Коап за данное правонарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления на срок от 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Статья 12.16.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Конечно, на прилегающей к дороге территории нет дороги. В ПДД чётко указано, что есть дорога, есть прилегающая к ней территория, остальное домыслы и фантазии заинтересованных лиц.

"Прилегающая территория " — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В тексте статьи использую только выдержки из ПДД и Коап РФ.

Одно из ошибочных мнений состоит в том, что на прилегающей территории есть проезжая часть, а соответственно и дорога, ведь проезжая часть это элемент дороги.

"Проезжая часть " — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Приходят к этому мнению анализируя следующие пункты и определения ПДД:

17.1. 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам , так и по проезжей части . В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории .

"Прилегающая территория " — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы , жилые массивы , автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в жилой зоне есть проезжая часть и тротуары, и, следовательно, есть дорога. Требования 17 раздела ПДД распространяются также на дворовые территории (дворы). В свою очередь дворы (дворовые территории) и жилые зоны упоминаются в определении прилегающей территорий и далее всё это распространяется на остальные прилегающие территории (парковки, АЗС и т.п.).

Казалось бы, всё логично и правильно, но это не так. Раздел 17 ПДД содержит признаки жилых зон (наличие знаков 5.21 , 5.22 , тротуары, проезжая часть) и требования, предъявляемые к движению в жилых зонах:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2 . В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Пункт 17.4 ПДД указывает, что требования 17 раздела ПДД распространяются и на дворовые территории (дворы). Всё верно, требования распространяются, но признаки жилых зон не распространяются — нет во дворах проезжей части.

Вот, собственно, и весь ответ на поставленный вопрос. На прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), нет проезжих частей, тротуаров, и, соответственно, дорог. Следовательно, привлекать водителей за движение во встречном направление по дороге с односторонним движением на прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), неправомерно.

В случае, если вы въехали на прилегающую территорию (за исключением жилых зон) в нарушение требований знака 3.1 и вас остановил инспектор ДПС, то справедливо привлечёт вас по части 1 статьи 12.16 Коап.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы в контексте данной статьи:

1. Прилегающие территории делятся на два типа:

а) жилые массивы (жилые зоны), обозначенные знаками 5.21 и 5.22 , дворы (дворовые территории);

б) АЗС, парковки и т.п.

2. Проезжая часть и тротуары имеются только в жилых массивах (зонах);

3. Требования раздела 17 ПДД (запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения) распространяются только на жилые зоны и дворовые территории;

4. Привлечь к ответственности по части 4 статьи 12.15 или части 3 статьи 12.16 можно только в жилых зонах.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Также стоит отметить тот факт, что в соответствии с Федеральным Законом N 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» каждая дорога должна быть внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог. В том числе и частные дороги.

Статья 10. Единый государственный реестр автомобильных дорог

1. Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также — реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

Получить выписку из единого государственного реестра автомобильных дорог можно на портале госуслуг , оплатив государственную пошлину 200 рублей.

Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет административное наказание.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; полоса движения представляет собой любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории .

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, водитель Плехов В.В. в нарушение требования дорожного знака 4.2.1 "Объезд препятствия справа" допустил движение во встречном направлении на прилегающей территории (во дворе дома).

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного Кодекса.

Многие водители сталкиваются с проблемой правильного въезда или выезда из дворов, парковок или АЗС. К какому классу территории относятся эти участки и как их определить, будем выяснять в этой статье.

Что такое прилегающая территория

На таких участках не запрещено движение, как таковое, не запрещён въезд или выезд из неё. Движение по данной территории регулируется правилами дорожного движения, ими же и определяется. Итак, «прилегающая территория» - это территория, которая близка к дороге, но не ориентирована на сквозное передвижение по ней ТС. К такому определению относятся парковки, жилые зоны, дворовые территории, АЗС и др.

Интересно! В Европейских странах «спальные зоны» имеют особый проект – в них нет сквозного движения. Машины паркуют в подземных гаражах или вдоль улиц в ряд.

Является ли дворовая территория проезжей частью

Дворовая территория – это, безусловно, не проезжая часть, она больше схожа с прилегающей территорией. Этот участок по периметру окружён зданиями, на его территории обычно размещены: игровые площадки, озеленённые места отдыха, подъезды к школам, к домам и т.д.

Дворовая территория определена в ПДД определёнными правилами движения на ней. Дворовые зоны не обозначаются знаками, но имеют свои ограничения и запреты. Например, запрещена стоянка с включённым двигателем, стоянка грузовых машин, сквозной проезд через территорию. Ограничение скорости движения составляет 20 км/ч, кстати, размеры штрафов не отличаются от денежных взысканий для других дорог. В движении по дворовым участкам у пешеходов есть значительное преимущество – они могут идти и по тротуару, и по дороге. Это не означает, что пешеходы могут безнаказанно создавать помехи транспорту, особенно машинам со спецсигналом, скорой например.

Есть также требования к правилам выезда из дворовой зоны – водитель, выезжающий из двора, обязан уступить дорогу всем участникам движения.

Как отличить перекресток от прилегающей территории

Чтобы разобраться, как отличить перекрёсток от прилегающей территории, нужно вспомнить отличительные признаки перекрёстка, его определение.

Рассмотрим признаки перекрёстков: светофоры и дорожные знаки. Следуя стандартам, светофоры устанавливают исключительно на регулируемых перекрёстках и таких же пешеходных переходах. На местах выезда из прилегающих зон их не ставят. Дорожные знаки 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают только перед перекрёстками. Прилегающая территория, ни какими знаками или указателями не обозначается.

«Перекрёсток» - это участок пересечения или разветвления дорог на одной плоскости. Выезды c прилегающих территорий в ПДД перекрёстками не считаются. На таких участках нет тротуаров, дорог и проезжих частей. К сожалению, не всегда можно понять, что перед вами.

Внимание! Если вы не уверенны, что перед вами перекрёсток или прилегающая территория, лучшим выходом будет поведение соответствующее правилам равнозначного перекрёстка.

Правила дорожного движения на прилегающей территории

Основные правила поведения и движения на прилегающих территориях большей частью запреты.

На прилегающих территориях нельзя:

развивать скорость более 20 км/ч; обучать вождению;

Стоять с заведённым мотором более пяти минут;

Ставить грузовой транспорт массой более 3.5 тонн.

Крайне не желательно устраивать стоянку на газоне. Подробнее о стоянках: парковочный карман должен располагаться в 10-ти метрах от дома, тогда это тоже будет считатьсяприлегающей территорией.

В прилегающих зонах пешеход всегда прав, поэтому просто уступайте дорогу. Не забывайте, уступать дорогу абсолютно всем транспортным средствам, выезжая из прилегающей территории на проезжую часть.

Важно! На выезде из прилегающей зоны, помните о велосипедистах. Обычно они появляются внезапно, справой стороны машины.

Какие существуют штрафы на прилегающей территории

Поскольку, на данных участках есть свои правила, то есть и наказание за нарушение этих правил. Многие парковки и «заправки» обустроены местами въезда и выезда, обозначенные знаками. Если водитель проехал в противоположном направлении – это трактуется, как движение по «встречной» на односторонней дороге. За это грозит денежное взыскание в сумме 5000 рублей или лишение прав до 6 месяцев. Если на границе проезжей части и прилегающей зоны есть запрещающий знак, он относится именно к дороге. Такое нарушение оценивается в 500 рублей.

За управление машиной в нетрезвом виде (ст. 12.28 кодекса), оштрафовать могут и на проезжей части, и даже на парковке. Штраф от трёх до пяти тысяч рублей, если вы займёте место для инвалидов, при условии, что оно было обозначено разметкой и знаком. Такой штраф может получить и человек с ограниченными возможностями, если его машина не выделена наклейкой обозначенной правилами.

Чаще всего нарушается правило на запрет сквозного проезда через дворовую или жилую зону. В этом случае предусмотрен штраф в размере 1500 рублей, а в столице – 3000 рублей. Превышение скорости наказывается также, как и на остальных дорогах.

Знаете ли Вы? В европейских странах при замере скорости радаром даётся погрешность на показания. При скорости до ста километров в плюс идёт 3 км; более ста – 3% от показателя.

По данной теме.

Ниже излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Место пересечения/примыкания/разветвления дорог на одном уровне. Для правильного определения зоны перекрестка необходимо провести условные линии, соединив ими противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Звучит сложно и непонятно. Примерно, как правила игры в подкидного - знают и играть умеют все, а, прочитав правила на бумаге мало что понятно. Поэтому, лучше всего зону перекрестка продемонстрировать наглядно на рисунке.


Надо понимать, что перекрестки могут иметь самую разнообразную форму, на перекрестках могут сливаться и разветвляться дороги, которые имеют одну или несколько проезжих частей. По этой причине следует уметь четко определять количество проезжих частей, которые образуют перекресток. Для этого следует визуально продлить проезжую часть на перекресток, как показано на рисунке ниже.

Необходимо верно определять принадлежность пересечения к перекресткам, поскольку на перекрестках действуют требования раздела 13 ПДД + действие некоторых дорожных знаков распространяется до ближайшего перекрестка. По этой причине, в тех местах, где пересечение дорог не считается перекрестком (выезд с прилегающих территорий, пересечение на разных уровнях), действие таких знаков не прекращается. В то же время, если перекресток образован пересечением нескольких проезжих частей, действие знака может уже не распространяться на второе по ходу пересечение.

На левом рисунке изображен перекресток, на правом - выезд с прилегающей территории):


Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи соответствующих сигналов, и непосредственно осуществляющее регулирование. Регулировщик в обязательном порядке должен иметь соответствующую экипировку. Регулировщиками могут быть сотрудники полиции, военной автоинспекции, работники дорожных служб, дежурные на ж.д. переездах и паромных переправах во время исполнения служебных обязанностей. Указания регулировщика на перекрестке имеют наивысший приоритет, ими следует руководствоваться в первую очередь.

Дорога, которая обозначается знаками (по отношению к пересекаемой дороге):


Кроме этого, главной считается дорога:

  • с твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге;
  • любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Второстепенная дорога, на которой покрытие имеется только непосредственно перед перекрестком и в его пределах, не является равнозначной по отношению к пересекаемой.

Надо обратить внимание, что пересекающиеся дороги с твердым, но разным (например, асфальт и булыжник) покрытием являются равнозначными, если нет никаких соответствующих знаков. То же самое относится и к грунтовым дорогам.


Водитель, увидев знаки приоритета 2.5 или 2.4 должен считать себя на второстепенной дороге по отношению к пересекаемой.


Преимущество (приоритет). Право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другм участникам движения. Надо понимать, что водитель, имеющий преимущество, обязан им воспользоваться, чтобы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения, и не создавать аварийно-опасную ситуацию. Здесь надо сделать особую оговорку. Дело в том, что в большом городе в часы пик часты ситуации, когда водители, находящиеся в плотном транспортном потоке, намеренно нарушают правило своего приоритета, пропуская транспортные средства. Хорошо это или плохо сейчас не будем разбираться. В большинстве случаев это продиктовано разумной необходимостью и дорожной ситуацией с одной стороны, и элементарной вежливостью и водительской солидарностью - с другой.

Уступить дорогу . Требование к участнику дорожного движения не начинать/продолжать/возобновлять движение или маневр, если это может вынудить других участников движения, которые имеют по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость своего транспортного средства.

Термин "уступить дорогу" является антиподом термина "приоритет" и тесно связан с ним. Можно сказать, что эти два термина являются базовыми, на которых строятся ПДД. Водитель должен хорошо знать и применять на практике понятия приоритета движения, дабы избегать конфликтных ситуаций на дороге.