Федеральный закон российской федерации. Изменения и дополнения в Федеральном законе «О вынужденных переселенцах Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт 11 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц и въезда их на территорию Российской Федерации.

Проездной документ в форме электронного документа не выдается;

14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

17) выезд на место жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ в подпункт 7 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не реже чем один раз в полтора года.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ в пункт 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Заявление не может быть подано в форме электронного документа.

2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Свидетельство в форме электронного документа не выдается.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.

5. Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ в пункт 6 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ в пункт 7 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 5. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу

1. Основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:

1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;

3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;

4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;

7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;

9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

2. В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.

В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации.

См. обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в пункт 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Лицо, подавшее ходатайство в пограничный орган в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе.

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в пункт 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Лицо, подавшее ходатайство в пограничный орган, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, а также не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.

5. Лицо, подавшее ходатайство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, а также не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, обязано по предложению данного территориального органа покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного лица иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями)

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г.

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

Согласно закону вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями)

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г.

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Москва, Дом Советов России.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Политика большинства стран предполагает предоставление убежища отдельным лицам. Однако нередки ситуации, когда граждане России также нуждаются в получении определенного статуса, несмотря на наличие гражданства Российской Федерации. ФЗ «О вынужденных переселенцах» издан в 1993 году совместно с актом, регулирующим положение беженцев. Указанный НПА закрепляет порядок оформления звания переселенца, условия прекращения его действия, а также субъектов, которые могут его носить.

Субъекты оформления

ФЗ о беженцах и вынужденных переселенцах представляют собой акты федерального законодательства и не предполагают сопутствующего принятия региональных законов в целях установления правил нахождения в пределах конкретных территорий указанных категорий лиц.

По статье первой Закона РФ « », рассматриваемое звание присваивается лицу, имеющему гражданство РФ и нуждающемуся в переезде, поскольку выявлена угроза причинения вреда этому человек или его близким, либо указанных лиц подвергли гонениям по расовым, национальным, религиозным или иным причинам.

  1. Человек, проживающий за пределами России, на территории иностранного государства, вынужден вернуться на родину.
  2. Лицо вынуждено осуществить переезд с территории одного субъекта страны в другой.

Факт установления российского гражданства на момент перемены места проживания позволяет разграничить законы о беженцах и вынужденных переселенцах.

Закон о переселенцах распространяет свое действие и на близких людей. Члены семьи, проживающие с переселенцем, не получают статус официально, но пользуются теми же возможностями ввиду совместного проживания. Последняя редакция закона на 2019 год позволяет признать родство с переселенцем в судебном порядке.

Также действующий закон предусматривает основания, не разрешающие человеку оформить рассматриваемый статус:

  • совершение претендентом преступления, опасного для человечества и мира, признаваемого тяжким согласно положениям Уголовного кодекса;
  • нарушение срочности подачи заявления, которая составляет один год с момента убытия с предыдущего места проживания;
  • отъезд из-за голодания, эпидемий, чрезвычайных ситуаций и по иным экономическим причинам.

При таких условиях не допускается использовать привилегии, но право на смену места жительства сохраняется.

Процедура оформления

Согласно ФЗ «О вынужденных переселенцах», последняя редакция которого закрепляет подробный порядок действий для нуждающихся лиц, оформление статуса потребует прохождения нескольких этапов. Первый из них - выбор уполномоченного органа. Вопросами переселения занимается ФМС - федеральная миграционная служба, управление которой для обращения выбирается согласно месту нахождения лица.

Следующий шаг - подготовка бумаг. Статья 3 закона предлагает подробный перечень необходимых сведений:

  • паспорт, подтверждающий статус гражданина России;
  • свидетельство о факте рождения, если несовершеннолетние и им нет четырнадцати лет;
  • документ о регистрации брака;
  • фотографии претендента, а также совершеннолетних членов семьи в двух экземплярах;
  • данные, подтверждающие наличие родственных отношений.

Также возможно предоставление доверенности, если заявление подается при участии поверенного.

ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года за последние пятнадцать лет претерпел немало изменений. Новый текст закона, который будет действовать в 2019 году, в первую очередь уделяет большое внимание способам направления сведений. Допускается личное обращение в УФМС или многофункциональный центр, привлечение представителя и использование портала «Госуслуги».

Также ФЗ четко определяет сроки рассмотрения ходатайства. Когда решение положительное, миграционной службе дается три дня на то, чтобы зарегистрировать заявку и направить письменное сообщение гражданину. После этого выдается . Если лицу отказывают, то на письменный ответ с обоснованием причин отказа УФМС получает пять дней. При этом обязательно обозначается, что лицо имеет возможность обжаловать такое решение.

Права и обязанности

Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает список возможностей для представителей данной категории. Мигрант, ввиду своего особого статуса на территории страны, даже имея соответствующее гражданство, наделяется правом на некоторые привилегии и льготы.

Согласно четвертой статье указанного НПА, лица, вынужденные переехать, обладают правом на:

  1. одноразового характера, которые предоставляются всей семье. Размер поощрения составляет не меньше ста рублей.
  2. Направление на проживание в специальные центры временного нахождения. Оно может быть оформлено в письменном или электронном варианте.
  3. Получение помощи при необходимости переезда, а также перемещения багажа.
  4. Проживание, получение питания и иных необходимых средств для жизни.
  5. Медицинскую помощь, предоставление лекарств.

Данным лицам должна оказываться максимальная помощь в размещении и организации условий для жизни.

Помимо возможностей, предлагаемых рассматриваемой категории граждан, определяются их обязанности:

  1. Соблюдение порядка, предусмотренного в конкретном центре проживания. Потребуется подписать документ о том, что человек ознакомился с правилами.
  2. Прохождение обязательных комиссий в медицинских учреждениях.
  3. Передавать требуемые сведения доступным способом, полностью достоверные.

Любые новости относительно изменений процедуры, условий и сроков ее проведения можно отследить в правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс».

Отдельно следует сказать о , которое обязательно предоставляется всем гражданам, вставшим на учет в службе миграции. В порядке очереди орган власти должен принять решение о направлении гражданина в конкретное место для проживания. Отношения регулируются договором о социальном найме. Как только соглашение расторгается, лицу следует съехать не позднее, чем через месяц.

Прекращение статуса

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает не только порядок приобретения статуса, но и его прекращение, которое возможно как в добровольном и договорном порядке, так и за счет принудительных мер ввиду установления нарушений правил.

22.12.2014 г. №446-ФЗ , 31.12.2017 г. №498-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4528-1
"О беженцах"

О документе

Опубликование документа

"Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации", 25 марта 1993 года, №12, Ст. 425.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 31/12/2017 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения... № 498-ФЗ от 31/12/2017
Вступила в силу с: 30/06/2018

После распада Советского союза в РФ остро встал вопрос о вынужденных переселенцах. Русскоязычное население бывших союзных республик стало массово переезжать в Россию. Для урегулирования всех правовых вопросов, связанных с приемом, регистрацией и расселением беженцев и других переселенцев был разработан и принят федеральный закон № 4528-1.

Все положения закона отвечают требованиям международной конвенции, принятой ООН в 1951 году для обеспечения защиты прав беженцев и других переселенцев во всем мире. Наша страна присоединила к ней и подписала соответствующий протокол в 1992 году, после чего и был разработан и законодательный акт, защищающий права всех переселенцев.

Данный правовой акт разъясняет, кто может получить статус беженца, какие права и обязанности возникнут у этого лица, а также подробно разъясняет всю процедуру оформления статуса беженца.

Наша юридическая консультация оказывает помощь всем иностранным гражданам, у которых возникли сложности с получением официального статуса на территории нашей страны. Обратитесь к нашему юристу, он разъяснит федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев в нашей стране.

Обстоятельства, которые могут стать обоснованием признания иностранца беженцем

Согласно современному законодательству, беженцем может стать лицо, не совершавшее противоправных действий не политического характера в любой стране мира. Если иностранец был уличен в преступлениях, попадающих под действие уголовного кодекса, и опасается быть наказанным за него в своей стране, то стать беженцем у него не получится.

РФ оказывает убежище иностранцам, которые стали жертвой гонений. Причины таких преследований указаны во 2-й статье ФЗ № 4528-1. Если мотивация для переселения была иная, например, ведение боевых действий, техногенные или природные катастрофы, то официальный статус беженца этому иностранцу не может быть присвоен. В этом случае РФ может оказать временное убежище, порядок предоставления такого статуса установлен соответствующим ФЗ.

Процесс признания иностранца беженцем состоит из нескольких этапов, каждый из которых подробно описан данным нормативным актом, и включает в себя:

  • непосредственную подачу обращения лица, которое попадает под действие статьи № 2 данного нормативного акта, с ходатайством о признании себя беженцем и предоставлении защиты. Составляется данное обращение письменно по установленной ФЗ форме. Каждый желающий может подать его лично или передать через официальных представителей. Ходатайство, представленное в электронном виде, к рассмотрению не допускается;
  • после принятия официальными структурами ходатайства от иностранного гражданина, производится предварительное рассмотрение, на данном этапе ведется проверка личных данных и дактилоскопическая идентификация заявителя. По итогам этой проверки выносится решение о дальнейшем рассмотрении полученного ходатайства или об отказе в таковом;
  • иностранцу, ходатайствующему о присвоении себе статуса беженца, выдается документ, подтверждающий нахождение дела на рассмотрении в миграционной службе или уведомление, указывающее на причины отказа;
  • после первичного изучения ходатайство передается на дальнейшее более детальное рассмотрение;
  • принятие окончательного вердикта в признании просителя беженцем или решение об отказе, о присвоении официального статуса;
  • выдача на руки лицу, которого признали беженцем, соответствующего свидетельства или официальное уведомление из ФМС об отказе.

Окончательно решение принимается после тщательного изучения анкеты, которую заполняет иностранец во время вторичного визита в миграционную службу, а также опросного листа. Это утвержденные законодательством документы, образцы которых имеются на нашем сайте. Кроме того, перед дальнейшим разбирательством ходатайства беженцев проводится собеседование с соискателями официальных статусов. При этом беседы проводятся с каждым совершеннолетним членом одной семьи. Если имеются дети, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, то данные о них вносятся в анкету родителя или законного опекуна. Все сведения, которые указываются в этих документах, подвергаются тщательной проверке.

Если вы не знаете, на какой статус можете претендовать вы и члены вашей семьи, согласно действующему ФЗ, обратитесь за помощью к нашему юристу. Он изучит ваши обстоятельства и разъяснит, с каким видом заявления необходимо обратиться в российские органы миграции, и какие права возможны в нашей стране. Все консультации бесплатные.

Федеральный закон, устанавливающий правовое положение беженцев, также разъясняет основные правила обращения с соответствующим ходатайством иностранца, желающего быть официально признанным в нашей стране беженцем.

Подать обращение можно:

  • в любое представительство России, находящееся не в той стране, гражданство которой имеет проситель. Данный вид обращения подлежит более длительному рассмотрению, согласно ФЗ в консульстве ходатайство разбирается в течение одного месяца;
  • во время прохождения через государственную границу России можно обратиться в пост контроля, расположенного на пункте пропуска. Такое обращение возможно как при законном пересечении границы, так и при незаконном. В этом случае обратиться следует не позднее чем через сутки, после прибытия на территорию нашей страны;
  • по прибытии на постоянное место проживания в определенном регионе РФ в территориальное отделение ФМС.

Порядок рассмотрения ходатайства иностранных граждан о признании их беженцами

После передачи заявления с ходатайством на последующее рассмотрение, человеку, желающему приобрести официальный статус беженца, выдается свидетельство. Этот документ служит законным основанием, позволяющем произвести регистрацию иностранного гражданина в местных органах исполнительной власти региона, а также направления его в места временного расселения, и получение другой помощи предусмотренной ФЗ. При этом иностранный гражданин обязан передать свои национальные документы на сохранение в ФМС до принятия окончательного решения.
Опытный юрист разъяснит права беженцев, имеющих свидетельство о принятии их ходатайства на дальнейшее рассмотрение. Для получения консультации необходимо заполнить онлайн-форму. Услуги нашего юриста бесплатные.

Также это свидетельство позволит рассчитывать на содействие в переезде и перевозе багажа, получение единовременного пособия, размеры которого устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из общего положения семьи, наличия нетрудоспособных членов и других факторов.

Кроме того, данное свидетельство гарантирует такие права беженцев как получение помощи врачей, питания, охраны, возможности воспользоваться услугами переводчика, чтобы получить всю информацию о предоставляемых им правах, а также дальнейшей процедуре оформления.

Передача ходатайства на дальнейшее рассмотрение и получение соответствующего свидетельства также накладывает определенные обязанности на всех лиц, желающих получить официальный статус беженца:

  • соблюдать действующее законодательство России;
  • не нарушать требования санитарных и гигиенических норм и порядок проживания в местах временного размещения переселенцев;
  • получить медицинский сертификат, для чего необходимо осуществить обязательный осмотр у врачей и провести необходимые анализы;
  • по первому требования предоставлять в миграционные службы необходимую информацию о себе и членах своей семьи, если это необходимо для дальнейшего рассмотрения вопроса и принятия окончательного решения.

Не принимаются к рассмотрению ходатайства от иностранцев в таких случаях:

  • на территории нашей страны было возбуждено уголовное дело против лица, обращающегося в ФМС с соответствующим ходатайством;
  • если ранее иностранец уже обращался с подобным заявлением, и при повторном обращении не появились новые обстоятельства, попадающие под действие данного ФЗ;
  • если иностранцу было ранее отказано в получении официального статуса в одной из стран, являющихся участником Конвенции о беженцах, и при этом законодательство этого государства не вступает в противоречие с действующим ФЗ России, регламентирующих порядок документального оформления и условия проживания беженцев;
  • при наличии у иностранца гражданства нескольких стран или возможности получить полноценную защиту в другом государстве;
  • если пересечение границы было незаконным и лицо, подавшее прошение о получении официального статуса, обратилось позднее установленного действующим законодательством срока;
  • при наличии законного разрешения на постоянное проживание в России.


Если иностранцу было отказано в дальнейшем рассмотрении его обращения, то он получает официальное уведомление об этом. Данный документ должен содержать информацию о причинах отказа, а также порядок обжалования этого решения в судебных инстанциях. Кроме того, лицу должно быть разъяснено правовое положение нахождения его и всех членов одной семьи на территории нашего государства.

Если вы получили мотивированный отказ из ФМС о рассмотрении вашего ходатайства и считаете его необоснованным, то можно это решение обжаловать через суд. Обратитесь к нашему юристу за консультацией, мы поможем составить обращение в судебные органы. На нашем сайте имеются образцы необходимых заявлений и форм. Все консультации бесплатные и предоставляются в удобной для вас форме: по телефону или в онлайн-режиме.

Иностранец, получивший отказ, обязан выехать из нашего государства в течение тридцати дней после получения официального уведомления.

Рассмотрение одного ходатайства может длиться от двух до трех месяцев после того, как было получено свидетельство. В случае необходимости, этот срок может быть увеличен, но не больше чем на три месяца.

В случае принятия по конкретному обращению положительного решения, переселенцу выдается удостоверение, являющееся официальным документом, удостоверяющим личность человека, признанного беженцем. Все совершеннолетние члены семьи получают удостоверения беженцев. Если имеются дети возрастом до 18 лет, то вся информация о них указывается в документе кого-то из родителей или официального опекуна. Или того совершеннолетнего члена семьи, который добровольно согласился взять всю ответственность за детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, на себя.

Согласно данному ФЗ, гражданский паспорт или другие личные документы остаются на сохранении в ФМС на протяжении всего срока, пока действует вновь полученный статус. Удостоверение имеет силу на протяжении трех лет, при этом имеется возможность продления этого документа. Это возможно при сохранении условий, которые описывает Федеральный закон, защищающий права беженцев.

Получение официального уведомления из ФМС об отказе в признании человека беженцем, обязывает иностранца и членов его семьи покинуть наше государство в течение одного календарного месяца после этого. Но у такого лица имеется возможность обжаловать данное решение ФМС в установленном по закону порядке. Информацию об этой возможности, а также подробные разъяснения о правовом положении этих лиц на территории нашего государства, должно содержать официальное уведомление об отказе, которое вручается иностранцу.

Федеральный закон также предусматривает получение иностранцем в нашей стране временного убежища. Получить право на такую защиту от нашего государства могут люди, которые имеют основания быть признанными беженцами, но сами не заявляют об этом. Временное убежище также предоставляется иностранцам, которые не имеют причин быть признанными беженцами, но при этом в родной стране имелась реальная угроза жизни. Все вынужденные переселенцы, законно проживающие в России, имеют схожие права.

Для получения всей необходимой информации о действующем законодательстве России, достаточно заполнить специальную форму на нашем сайте. Юрист свяжется с вами удобным для вас способом и ответит на все интересующие вопросы.

Права и обязанности, которые получает иностранец после признания себя беженцем

Присвоение официального статуса переселенного лица или беженца, и получение удостоверения, подтверждающего данный факт, дает переселенцу, вынужденно покинувшему свою страну, следующие права:

  • возможность получения помощи при оформлении документов, которые необходимы для пропуска на территорию Российской Федерации, а также содействия в перевозе багажа и переезду к установленному месту проживания. Также предусмотрено получение компенсации всех затрат, связанных с проездом, льготы по уплате таможенных пошлин на ввозимое имущество и другое;
  • размещение в месте временного проживания, получение питания, возможности пользоваться коммунальными услугами, а также на охрану для обеспечения безопасности. Также все беженцы получают пособие, которое рассчитывается посуточно;
  • получение помощи во всех государственных медицинских учреждениях, наравне с остальными гражданами;
  • содействие в устройстве на работу, переподготовки и повышения имеющейся квалификации;
  • возможность заниматься предпринимательской деятельностью. У беженцев имеется возможность пользоваться льготными ставками налогообложения;
  • социальная защита беженцев оказывается наравне с другими гражданами России;
  • возможность устройства своих детей во все государственные детские сады, школы и другие образовательные учреждения на общих основаниях;
  • пользование другими правами, предусмотренными действующим законодательством.

Лицо, которое было признано беженцем в нашей стране, может свободно выезжать за пределы России и получать помощь при оформлении соответствующих документов, необходимых для проезда. По собственному желанию беженец может вернуться в страну своего постоянного проживания до окончания действия срока статуса.

Вместе с правами граждан РФ беженец получает определенные обязанности. Они требуют соблюдения действующего законодательства страны. Кроме того, все беженцы обязаны встать на учет в соответствующие органы и сообщать об изменениях места проживания или личных данных.

Утрачивается добровольно статус беженца, если у переселенца появилось желание вернуться в страну постоянного проживания или переехать в третью страну для проживания или получения гражданства в дальнейшем. Кроме того, беженец может получить гражданство РФ или официальное разрешение на проживание, что тоже ведет к прекращению действия статуса.

В случае нарушения закона переселенец также может быть лишен статуса беженца, однако это возможно лишь после вступления в силу приговора суда. При выявлении фальшивых документов или не правдивых сведений, которые лицо предъявило при подаче ходатайства, компетентные службы также могут лишить переселенца официального статуса, позволяющего пользоваться всеми правами беженца.

После официального лишения статуса, этот переселенец обязан покинуть территорию РФ в течение одного месяца, если соответствующее решение ФМС не было обжаловано в установленном порядке. Также утрата статуса ведет к лишению права пользоваться временным жильем, предоставляемым государством для переселенцев. При этом за остальными членами семьи, которые сохранили статус, остается такое право.

Все переселенцы, и те которые имеют статус беженца, и те, что лишились его, не могут быть возвращены в страну своей национальной принадлежности против воли, если обстоятельства, позволившие стать беженцами в нашей стране, сохранены.

Каждый человек, получивший отказ из миграционных служб в признании себя беженцем имеет право обратиться в суд для обжалования данного решения миграционной службы. Чтобы судебное решение было в вашу пользу, необходимо правильно составить иск. Наши юристы способны помочь в этом, при этом помощь будет оказана бесплатно.

В случае если иск не был удовлетворен, а решение ФМС было признано правомерным, то переселенец и члены его семьи должны покинуть Россию в течение трех дней с момента получения решения суда.

Обеспечение жильем и социальная защита


Беженцы могут рассчитывать на размещение во временных центрах, пока происходит рассмотрение ходатайства и оформление всех документов. После прибытия на постоянное место проживания, переселенцы обеспечиваются жильем из фонда жилья, который обязана создать РФ, согласно требованиям международной конвенции.

Все дома и квартиры, которые входят в фонд жилья, предоставляемого вынужденным переселенцам и беженцам, не подлежат приватизации, сдаче в наем или обмену. Выделяется такое жилье в порядке очереди, устанавливаемой в муниципальных органах самоуправления.

Чтобы иметь возможность претендовать на муниципальное жилье, необходимо обратиться в муниципальные органы исполнительной власти с соответствующим заявлением. Также понадобится представить необходимые документы. Если необходима помощь в составлении этого заявления, обратитесь за помощью к нашим юристам. Мы оказываем всестороннюю поддержку всем, кто в ней нуждается.

484.4 KiB
216 Downloads

На сегодняшний день складывается сложная обстановка с предоставлением муниципального жилья беженцам. Это связано с большим количеством переселенцев. Для решения этой проблемы была внедрена государственная программа, согласно которой переселенцам выделяются государственные сертификаты для приобретения жилья. Действие данной программы не противоречит Российскому законодательству о беженцах.

В случае массового прибытия беженцев происходит их расселение по территории страны, согласно утвержденному Правительством плану. Большая часть переселенцев направляется в регионы с нехваткой рабочей силы или с неблагоприятной демографической ситуацией. При этом никто из беженцев не может быть перемещен насильно. Решение о переезде в соответствующий регион РФ должно быть добровольным.

Обеспечение финансирования всех расходов, которые связаны с проездом, приемом и проживанием беженцев и вынужденных переселенцев Федеральный закон возлагает на муниципальные власти регионов. Все переселенцы получают от государства материальную помощь, её размеры устанавливаются в зависимости от возможностей данного региона, однако выплаты не могут быть меньше, чем устанавливает данный Федеральный закон.

В некоторых случаях для привлечения переселенцев могут быть увеличены размеры пособий и единовременной помощи, для привлечения иностранцев в конкретные регионы. А также созданы другие условия, которые могут заинтересовать беженцев в переезде. К таким можно отнести создание новых рабочих мест, скорейшее предоставление комфортного жилья, выплата подъемных в увеличенном размере.

507.4 KiB
202 Downloads

Также на органы местного самоуправления действующим ФЗ возложена ответственность по проведению социальной работы среди беженцев и других переселенцев с целью скорейшей их адаптации и обустройства на новом месте для комфортного проживания. Местные власти обязаны обеспечивать:

  • получение полноценной помощи в местных учреждениях здравоохранения;
  • регистрация и взятие на учет в региональные службы занятости для содействия в поиске работы или получения помощи в переквалификации;
  • обеспечение правовой защиты, возможность получить помощь переводчика при оформлении официальных документов, получение которых требует Федеральный закон;
  • психологическую помощь для адаптации к проживанию в новой среде с незнакомыми культурными традициями, а также для преодоления негативных последствий, вызванных переездом и сложной обстановкой в собственной стране.

Федеральный закон четко разграничивает полномочия местных органов различных сфер по приему беженцев и временных переселенцев.

Переселенцы имеют такие же права, как и другие граждане России. Но они также имеют право на дополнительную поддержку от государства для того, чтобы иметь возможность обустроиться на новом месте. Чтобы узнать какие именно права вы имеете, обратитесь к нам. Юристы нашего сайта разъяснят все положения действующего законодательства о переселенцах.

Неисполнение норм и статей, вошедших в данный Федеральный закон, ведет к наступлению ответственности, предусмотренной Российским законодательством.