Правовое положение социальной защиты населения города. Понятие и система органов социальной защиты населения. Характеристика современных социальных служб

скачать

Утверждено

решением Совета депутатов

Старооскольского городского округа

ПОЛОЖЕНИЕ
об управлении социальной защиты населения администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

1. Общие положения

1.1. Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Управление) является функциональным органом администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, реализующим исполнительно-распорядительные функции по осуществлению переданных государственных полномочий, полномочий администрации Старооскольского городского округа в сфере организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - городской округ).

1.2. Управление как орган администрации Старооскольского городского округа Белгородской области является муниципальным казенным учреждением. Управление является юридическим лицом с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет бланк и печать с изображением герба городского округа и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, лицевые счета в финансовом органе городского округа для учета бюджетных средств.

1.3. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Белгородской области, решениями Совета депутатов Старооскольского городского округа, нормативными правовыми актами администрации Старооскольского городского округа, а также настоящим Положением.

1.4. Управление в своей деятельности взаимодействует с органами исполнительной власти Белгородской области, органами местного самоуправления городского округа, структурными подразделениями администрации городского округа, а также с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.

1.5. Управление подчиняется главе администрации городского округа, а непосредственно по вопросам своей деятельности заместителю главы администрации городского округа по социальному развитию.

1.6. Управление осуществляет координацию и общий контроль деятельности муниципальных учреждений городского округа, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения (далее - Учреждения), а также иных учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами главы администрации Старооскольского городского округа.

1.7. Полное наименование Управления: управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.

Сокращенное наименование Управления: УСЗН администрации Старооскольского городского округа.

1.8. Место нахождения Управления: 309504, Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Интернациональный, 15.

2. Основные задачи Управления

2.1. Реализация на территории городского округа единой государственной политики в сфере социальной защиты населения.

2.2. Осуществление на территории городского округа муниципальной политики и формирование стратегии в сфере социальной защиты населения, разработка форм и методов ее реализации.

2.3. Развитие системы муниципальных учреждений социального обслуживания населения городского округа.

2.4. Реализация отраслевых, социальных программ и программ развития в сфере социальной защиты населения.

2.5. Внедрение новых социальных технологий, анализ и прогнозирование потребности в социальной помощи различным группам и категориям граждан.

2.6. Организация предоставления гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области, органов местного самоуправления Старооскольского городского округа.

2.7. Организация и осуществление переданных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области.

3. Функции Управления

3.1. Осуществление полномочий по организации предоставления и предоставлению отдельных мер социальной защиты, социальной поддержки переданных в соответствии с законами Белгородской области от 10 мая 2006 года № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», от 28 декабря 2004 года № 165 «Социальный кодекс Белгородской области» и другими нормативными правовыми актами Белгородской области.

3.2. Реализация полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с законом Белгородской области от 14 января 2008 года № 185 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Белгородской области».

3.3. Организация работы по предоставлению и назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Организация работы по назначению ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.

3.5. Оформление и выдача удостоверений (свидетельств) о праве на меры социальной поддержки определенным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Организация деятельности по назначению и выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, ежемесячных пособий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также по оплате труда приемных родителей.

3.7. Организация работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, единовременных пособий, компенсационных выплат гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с действующим законодательством.

3.8. Прием документов на возмещение стоимости проезда один раз в год к месту санаторно-курортного лечения и обратно в пределах Российской Федерации, от граждан больных туберкулезом и отдельных категорий медицинских работников.

3.9. Прием от граждан документов и направление в орган исполнительной власти Белгородской области, осуществляющий функции социальной защиты населения, необходимых для выдачи удостоверения "Ветеран труда" и выдача удостоверений "Ветеран труда".

3.10. Организация работы по назначению и выплате социального пособия на погребение неработающим гражданам, не являющимся пенсионерами, а также в случаях рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

3.11. Оформление документов для поселения пенсионеров, инвалидов, детей- инвалидов в дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты.

3.12. Учет граждан пожилого возраста и инвалидов с целью направления на медико-социальное обслуживание и выдача путевок.

3.13. Осуществление контроля за предоставлением социальных выплат на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.

3.14. Организация и осуществление учета граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельных участков.

3.15. Организация и оказание бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающим на территории Старооскольского городского округа, в виде устного и письменного консультирования по правовым вопросам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

3.16. Выявление семей (детей), находящихся в социально - опасном положении, нуждающихся в помощи государства.

3.17. Направление детей из малообеспеченных семей и семей имеющих детей - инвалидов в санатории и оздоровительные лагеря.

3.19. Организация работы по предоставлению и предоставление дополнительных выплат гражданам, предоставляемых за счет средств бюджета Старооскольского городского округа.

3.20. Реализация и выдача единого социального проездного билета для проезда в городских и пригородных пассажирских маршрутах пенсионерам, гражданам льготных категории, сестрам милосердия Красного Креста, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы, инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени, детей - инвалидов и расчетов с перевозчиками, осуществляющими перевозку вышеперечисленной категории граждан на территории Старооскольского городского округа по единому социальному проездному билету.

3.21. Организация работы по предоставлению мер социальной поддержки лицам, удостоенным звания «Почётный гражданин Старооскольского городского округа Белгородской области».

3.22. Организация работы по назначению и выплате доплат к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Старооскольского городского округа, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы Старооскольского городского округа.

3.23. Разработка и участие в осуществлении муниципальных программ и мероприятий по социальной защите малоимущих граждан, семей с детьми.

3.24. Формирование компьютерной базы данных по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам, и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; по учету льготной категории граждан; получателей субсидий, пособий и компенсаций.

3.25. Организация и проведение городских праздничных мероприятий для ветеранов войны и труда, льготных категорий граждан, малообеспеченных, социально-незащищенных семей с детьми.

3.26. Осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними в соответствии с действующим законодательством.

3.27. Участие в формировании проекта бюджета Старооскольского городского округа в части расходов по отрасли «Социальная политика».

3.28. Обеспечение организации и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке Управления.

3.29. Представление услуг населению в соответствии с региональным стандартом «Качество услуг в области социальной защиты населения».

3.30. Осуществление в установленном порядке сбора, обработки, анализа и представления статистической отчетности в сфере социальной защиты населения.

3.31. Формирование личных дел граждан, получающих меры социальной поддержки, в том числе путем формирования баз данных.

3.32. Осуществление отдельных функций и полномочий учредителя в отношении Учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами Старооскольского городского округа.

3.33. Организация приема граждан по личным вопросам.

3.34. Разработка проектов муниципальных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.35. Проведение коллегий, совещаний, конференций, семинаров, относящихся к компетенции Управления.

3.36. Осуществление комплекса юридических и организационных мер, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией Учреждений.

3.37. Рассмотрение в установленном законодательством порядке обращений, предложений, заявлений или жалоб граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.38. Осуществление иных функций (полномочий) в соответствии с действующим законодательством.

4. Порядок управления

4.1. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации Старооскольского городского округа по согласованию с Советом депутатов Старооскольского городского округа.

4.2. Начальник Управления осуществляет руководство Управлением на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций.

4.3. Начальник Управления подчиняется главе администрации Старооскольского городского округа и заместителю главы администрации городского округа по социальному развитию.

4.4. Начальник Управления:

4.4.1. Руководит деятельностью Управления.

4.4.2. Действует без доверенности в судах, арбитражных судах, третейском суде, в органах государственной власти, государственных органах и органах местного самоуправления.

4.4.3. Вносит предложения главе администрации Старооскольского городского округа по структуре и штатному расписанию Управления в соответствии с выделенным финансированием.

4.4.4. Вносит предложение главе администрации городского округа по кандидатурам руководителей Учреждений для назначения и освобождения их от должности.

4.4.5. Утверждает положения о структурных подразделениях Управления.

4.4.6. Утверждает должностные инструкции работников Управления.

4.4.7. Утверждает номенклатуру дел и другие локальные акты, регламентирующие деятельность Управления.

4.4.8. Принимает и увольняет работников из числа лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности, не замещающих должности муниципальной службы и не являющихся муниципальными служащими.

4.4.9. Принимает решения о поощрении работников Управления, о применении мер дисциплинарного взыскания, представляет в установленном порядке материалы для награждения работников Управления государственными наградами Российской Федерации, отраслевыми наградами, наградами Белгородской области, Старооскольского городского округа.

4.4.10. Применяет к руководителям Учреждений меры поощрений и меры дисциплинарных взысканий.

4.4.11. Ходатайствует об открытии (закрытии) лицевых счетов в финансовом органе городского округа, подписывает финансовые документы, распоряжается в установленном законодательством порядке финансовыми средствами Управления в пределах утвержденной бюджетной сметы.

4.4.12. Подписывает от имени Управления договоры, платежные поручения, чековые книжки, доверенности, письма и иные документы, связанные с деятельностью Управления.

4.4.13. Согласовывает проекты муниципальных правовых актов, представляемых на рассмотрение главе администрации Старооскольского городского округа в соответствии с функциями Управления.

4.4.14. Ведет прием граждан, рассматривает и принимает решения по предложениям, заявлениям, обращениям и жалобам граждан.

4.4.15. Издает в пределах своей компетенции приказы (распоряжения), в том числе по вопросам осуществления полномочий в сфере опеки и попечительства.

4.4.16. Вносит предложение главе администрации городского округа по основным направлениям деятельности Учреждений.

4.4.17. Вносит предложения главе администрации городского округа по реорганизации и ликвидации Учреждений, о назначении ликвидационной комиссии.

4.4.18. Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Белгородской области, Уставом Старооскольского городского округа, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

5. Имущество.

Управления и финансовое обеспечение деятельности Управления

5.1. Имущество Управления является собственностью городского округа и закреплено за ним на праве оперативного управления. Управление не вправе отчуждать, либо иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

5.2. За Управлением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные в установленном порядке земельные участки. Управление владеет и пользуется земельными участками в порядке, установленном действующим законодательством.

5.3. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет субвенций из бюджета Белгородской области, а так же за счет бюджета Старооскольского городского округа в части выполнения муниципальных программ и осуществления функций, не относящихся к отдельным государственным полномочиям, преданным органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.4. Управление отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет собственник имущества.

5.5. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества у Управления по решению собственника.

6. Заключительные положения.

Реорганизация и ликвидация Управления

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по представлению главы администрации Старооскольского городского округа решением Совета депутатов Старооскольского городского округа.

6.2. Реорганизация, ликвидация Управления осуществляется по представлению главы администрации Старооскольского городского округа в соответствии с решением Совета депутатов Старооскольского городского округа или по решению суда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6.3. Совет депутатов Старооскольского городского округа по представлению главы администрации Старооскольского городского округа принимает решение о ликвидации Управления, назначает ликвидационную комиссию, устанавливает порядок и сроки ликвидации.

6.4. Ликвидация Управления влечет прекращение его прав и обязанностей без перехода их в порядке правопреемства к другим органам администрации Старооскольского городского округа в соответствии с гражданским законодательством.

6.5. При ликвидации Управления его документы передаются в архив Старооскольского городского округа.

6.6. При реорганизации Управления все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику.

Введение 3
1. Общая характеристика социальной защиты населения в Российской Федерации 6
§1. Понятие и значение социальной защиты в Российской Федерации 6
§2. Статус органов социальной защиты в Российской Федерации 10
2. Анализ современного состояния и пути реформирования системы социальной защиты населения на муниципальном уровне 19
§1. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения 19
§2. Современная система муниципальных органов социальной защиты населения в Российской Федерации 22
§3. Совершенствование системы муниципального управления в сфере предоставления социальной помощи в Российской Федерации 31
Заключение 37
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы 41

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. - №237. - 1993.
2. Конвенция МОТ от 9 июля 1948 года №88 «Об организации службы занятости» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 7007.
4. Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №19. - Ст. 2060.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
6. Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст. 3699.
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №17. - Ст. 1915.
8. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №28. - Ст. 2901.
9. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 года №610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №26. - Ст. 3528.
10. Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 года №805н // Российская газета. - №229. - 2009.
11. Закон РТ от 22 сентября 2017 года №67-ЗРТ «Об установлении на 2018 год величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Татарстан для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии» // Собрание законодательства Республики Татарстан. - 2017. - №76 (часть I). - Ст. 2746.
12. Закон СССР от 29 октября 1976 года №4694-IX «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам» и о внесении соответствующего изменения в статью 70 Конституции (Основного Закона) СССР» // Ведомости ВС СССР. - 1976. - №44. - Ст. 630.
13. Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1918 года «Положение о социальном обеспечении трудящихся» (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1918. - №89. - Ст. 906.

Специальная литература

14. Адамская Л.В., Вашлаева Е.Г. Совершенствование системы информирования жителей о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Свиблово // Общество и экономика в зеркале современной науки: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. – М.: ООО «ЭКЦ Интеллект», 2015. – С. 45-47.
15. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А. и др. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / Отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
16. Благодир А.Л. К вопросу о формировании национальной системы социально-обеспечительного законодательства в период с 1917 по 1936 гг. // Социальное и пенсионное право. - 2014. - №1. – С. 38-42.
17. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Сильное местное самоуправление – сильное государство: история и современность // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - №4. – С. 62-74.
18. Воробьев С.Д. Надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц // Законность. - 2016. - №4. – С. 3-6.
19. Герег И.Е. Критерии эффективности системы управления персоналом в Управлении социальной защиты населения // Наука и образование сегодня. - 2017. - №1. – С. 32-33.
20. Горбухов В.А. Основы социального управления: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 228 с.
21. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. – 312 с.
22. Измалкова В.В., Комов В.Э. Направления совершенствования деятельности государственных органов Управления по социальной защите населения в Российской Федерации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2016. - №2. – С. 56-59.
23. Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) / Под ред. Э.Р. Курманова // СПС «КонсультантПлюс», 2013.
24. Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. - 2012. - №1. – С. 7-17.
25. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. – М., 2008. – 54 с.
26. Обухова Т. Организация санаторно-курортного лечения граждан // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - №3. – С. 13-23.
27. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - №3. – С. 396-403.
28. Софронова Т.В. Государственно-правовое регулирование отношений в сфере инвалидности при Петре Великом // История государства и права. - 2015. - №8. – С. 12-16.
29. Субботин Г.В. Социальная услуга как проблема общей теории государства и права // Адвокат. - 2011. - №2. – С. 52-59.
30. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. – 176 с.
31. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. - 2016. - №3. – С. 3-6.
32. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. – М.: Редакция «Российской газеты», 2016. – 176 с.
33. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. – Омск: Издание ОмГУ, 2000. – 496 с.
34. Хомякова А.Д., Старополов В.А. Государственная помощь в системе социальной защиты населения Российской Федерации / А.Д. Хомякова, В.А. Старополов // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2016. - №12. – С. 56-60.
35. Шайхатдинов В.Ш. О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2016. - №4. – С. 12-19.
Материалы правоприменительной практики

36. Определение Московского городского суда от 12 декабря 2016 года №4г-14216/2016. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/104777119/ (дата обращения 10.02.2018).
37. Письмо Минздрава России от 25 декабря 2012 года №11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Проблема соотношения и взаимосвязи понятий “государство—общество—человек” сложна и многоаспектна, она имела различное содержание на разных этапах исторического развития. Однако в ней имелось нечто общее в содержании, что выявляли исследователи разных поколений, в том числе и отечественные. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял “государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью”. Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Важно подчеркнуть, что эти и другие русские мыслители рассматривали интересующую нас проблему неразрывно с “сознанием достоинства власти”. Применение названных критериев к современной мировой и отечественной практике показывает их особое значение для анализа государства, его институтов, определяющих отношения государства с обществом, целостными социальными группами и отдельными людьми.

В последние годы на смену терминам “социалистическое государство”, “советское государство” пришел термин “социальное государство”, а понятия “благосостояние советского народа”, “рост жизненного уровня советских людpей”, “все во имя человека — все для блага человека” заменены понятием “социальная защита населения”. И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие — коренное изменение социального положения людей.

В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Сегодня термины “социальная защита”, “право социальной защиты” прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий. В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “social security”, обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин “социальное обеспечение”, хотя на русский язык его можно переводить как “социальная безопасность”, “социальная защищенность”, “социальные гарантии”, “социальная защита”. Понятие “социальное обеспечение” не является адекватным понятию “social security”, поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием. Достаточно сказать, что социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности. Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.

Сегодня для российской действительности чрезвычайно важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека. Проблема состоит в том, что народу России власти внятно не объяснили, какие общество и государство строятся в постсоветской России, т.е. ради чего народовластие было насильственно заменено “демократией”. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством (ст. 1). Однако создатели Основного закона понимали, что такая характеристика государства не отвечает в полной мере представлениям и стереотипам большинства населения страны: СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства — гарантировать право каждого “на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни” (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах). Видимо, в этой связи ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ построена по принципу “государство для человека”, но этот принцип для большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе. Иными словами, провозглашение России социальным государством — пока декларация, в отличие от СССР (“тоталитарного государства”), ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством. Многочисленные дискуссии, ведущиеся по поводу перспектив создания социального государства в России, свидетельствуют об актуальности этой проблемы. Это и понятно, поскольку российское общество нуждается сегодня в объединяющей идее, которой может стать идея социального государства и ее практическая реализация. Исходя из сказанного, дальнейший анализ социального государства будем вести, опираясь на зарубежный опыт и концепции данной проблемы.

Что есть социальное государство? “Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия”. Другие определения: социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности”; “государство, принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций” и т.д. Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что “социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества”.

Эта и другие формулировки и определения социального государства, по нашему мнению, грешат некоторой “суженностью” содержания и недостаточной конкретностью. Дело в том, что они, с одной стороны, игнорируют требования и нормы международного права и международных договоров РФ, которые являются частью правовой системы России со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, рассмотренные формулировки не содержат важнейшего компонента (“точки отсчета”) — показателей достойного уровня жизни человека и гражданина. В этих определениях также не предусмотрена ответственность государства за необеспечение достойного уровня жизни. Наконец, ничего не говорится о месте и роли органов местного самоуправления, в реализации задач социального государства. Да, эти органы не входят в систему органов государственной власти, но, на наш взгляд, в сегодняшней России, когда государство все в большей степени “спускает” решение вопросов социальной защиты населения на уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления, их роль актуализируется (как и роль общественных организаций). Таким образом, функционирование социального государства в России неразрывно связано с поиском и нахождением адекватного социал-демократического ответа на вызов глобализации.

Правовые формы деятельности социального государства вытекают из ее содержания и, с учетом его специфики, имеют формы правотворчества “традиционного” государства. Как известно, с точки зрения права формы деятельности государства подразделяются на:

правотворческую деятельность — создание государством законов и нормативных правовых актов;

правоисполнительную деятельность — деятельность по реализации государством законов и нормативных правовых актов;

правоохранительную деятельность — ответственность государства за нарушения исполнения законов и нормативных правовых актов.

Специфическим моментом для сегодняшней России в этой сфере является вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения, что напрямую связано и вытекает из правовых форм деятельности Российской Федерации как социального государства и охватывает все три указанные ее формы.

В этой связи в первую очередь следует: четко определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий; выделить основные приоритеты социальной политики; продумать конкретные механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности.

Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав — социальных прав человека — и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов. Социальные права часто рассматриваются в качестве “прав второй категории”, которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Социологи дают свою трактовку социальных прав человека. Социальные права (entitlements) — права на выплаты по социальному обеспечению, существующие в наиболее современных обществах для всех граждан, но являющиеся также предметом спора. Так, Л. Мид доказывал, что одностороннее толкование социальных прав привело к пренебрежению “обязательствами”. Все западные капиталистические государства испытывали финансовые проблемы в обеспечении благосостояния и капиталистического накопления. С другой стороны, социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.

Те же социологи предлагают понятие права граждан (citizen rights), которые записаны за или могут быть потребованы гражданами, особенно в современных государствах. Согласно Т. Маршаллу, можно выделить три существенных свода прав:

гражданские — право на свободу слова и доступ к информации, свободу союзов и организацию, равенство перед законом;

политические — право избирать и быть избранным в политический орган на свободных выборах;

социальные и экономические — право на благосостояние, социальное обеспечение и, возможно, полную занятость, но обычно ограничиваемое соучастием в управлении экономическими организациями, ослаблением прерогативы администраторов на управление использованием своих капиталов.

Предоставление прав гражданам в современных обществах отчасти отражает результат изменения ситуации, и насилие в них может использоваться правительством только в качестве крайнего средства. Следовательно, чтобы эти режимы могли рассматриваться хотя бы до некоторой степени как политически легитимные, население надо мобилизовать и завоевывать в культурном и идеологическом отношениях. Однако в то же время такие права завоевывались посредством конфликтов.

Хотя теоретики, подобные Маршаллу, считают расширение гражданских прав подрывом или, по крайней мере, “приручением” и институционализацией классового конфликта, другие предпочитают подчеркивать сохранение роли классового конфликта в защите и расширении таких прав за рамки ограничений, в которые они обычно помещены в капиталистических обществах.

В многочисленных международных правовых актах разных уровней проводится мысль об юридической обязательности как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, их взаимосвязи и нераздельности. Речь идет прежде всего о том, что любые признанные и гарантируемые государством в законодательном порядке права, свободы и обязанности не должны противопоставляться или трактоваться в ущерб другим, поскольку в своей совокупности они образуют правовой статус человека. При этом очевидно, что реализация социально-экономических прав людей связана с долговременной целенаправленной государственной политикой, конституционным строем, способным связывать народ с государственными органами, рациональным характером государственности. В то же время необходимо учитывать, что “человек нашего времени — заложник властных организаций, обреченный быть объектом управления либо, что не лучше, субъектом навязанных ему принудительных взаимодействий”.

В современной зарубежной и отечественной литературе появились высказывания о том, что социальные права граждан предполагают их закрепление не на уровне конституции, а на уровне текущего законодательства. Истоки подобных взглядов тесно связаны с реальной обстановкой в стране, когда многие права граждан лишь декларируются (право на бесплатное жилище для малообеспеченных, право на свободное передвижение и выбор места жительства и т.д.), а воплощение других не приводит к достижению заложенных в них целей (право на социальную защиту и поддержку семьи, материнства и детства и т.д.). Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра.

В этой связи представляет интерес следующая трактовка: “Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38—41 и 43 Конституции РФ”.

Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. В действующем социальном законодательстве РФ понятие “социальная защита” используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Из этой формулы со всей очевидностью следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последнее можно рассматривать как важнейшую составляющую первой.

Реализация социальных гарантий — одна из наиболее острых проблем в России. Формально Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, но в ней не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий (кроме ссылок на то, что “обиженные” граждане могут жаловаться в суд, что бесполезно, ибо суд не может заставить правительство соблюдать конституционные гарантии).

В настоящее время активно формируется законодательство, регламентирующее сложные и многоуровневые вопросы социальной защиты различных категорий населения (приняты десятки федеральных законов, например, о занятости населения, о статусе военнослужащих, о ветеранах, о беженцах). Следовательно, нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны. Отношения в сфере социальной защиты населения — это разновидность общественных отношений, поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании общественных отношений в целом. Особенность этого регулирования состоит в том, что оно ведется по двум тесно связанным между собой направлениям:первое — правовое регулирование организации социальной защиты, второе — правовое регулирование социальной защиты.

Предметом правового регулирования социальной защиты населения является:

защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения;

социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите;

деятельность органов социальной защиты.

Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации гражданами конституционного права на социальную защиту. Организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются: обязательное социальное страхование; обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; государственная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам.

Во всех видах рассматриваемых отношений обязательно участвует орган исполнительной власти, без которого отношения по социальной защите населения возникнуть не могут, так как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными объединениями).

Управленческие отношения в области социальной защиты населения в зависимости от целей их направленности можно разделить на:

1) внутренние (внутриорганизационные), связанные с формированием управленческих структур, определением прав, обязанностей и ответственности их должностных лиц; 2) внешние, связанные с непосредственным воздействием на объекты (граждан, их общественные объединения), не входящие в систему исполнительной власти.

Методы правового регулирования отношений по социальной защите населения имеют свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия заложены в самой природе права и представляют следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является властеотношениями, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный.

1) в установлении определенного порядка действий, т.е. предписании поступить только так, а не иначе (например, нарушение норм, устанавливающих обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к ним санкций, предусмотренных законодательством;

2) в запрещении определенных действий под страхом применения ответственности (например, направлять жалобу гражданина на рассмотрение должностному лицу, действия которого обжалуются);

3) в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения (например, выбрать один из видов пенсионного обеспечения);

4) в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные нормой действия (например, право гражданина на обжалование нарушения его прав на социальную защиту со стороны государства).

В системе социально-правовой защиты населения можно выделить:

общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства;

особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.

В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (см. Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.). Из теории права известно, что принципы права — это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на:

1) общеправовые, свойственные всем отраслям права;

2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

3) отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

4) внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы.

К отраслевым принципам социального права относятся: всеобщность; финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан. Например, принцип защиты граждан от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по достижении определенного возраста состоит в том, что государство берет на себя обязательства перед обществом заботиться о сохранении существующих и создании новых рабочих мест, осуществлять мероприятия по обучению граждан новым профессиям, ограничивать власть работодателя по увольнению работников и в судебном порядке восстанавливать на работе необоснованно уволенных, обеспечивать осуществление денежных выплат лицам, временно не имеющим работы (выходное пособие, пособие по безработице), а также выплат тем, кто в силу возраста либо состояния здоровья не имеет возможности трудиться.

Кроме общих принципов, специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.

Принцип права не является нормой права. Российские ученые исходят, как правило, из того, что принципы права — это основополагающие начала, выражающие сущность права и раскрывающиеся через совокупность соответствующих законодательных установлений. Принципы социального права раскрывают содержание социальной защиты населения, а гарантии являются условием реализации этих принципов (право на судебную защиту, надзор и контроль над соблюдением законов, социальных прав граждан и т.д.). Основополагающие положения социальной политики государства — конституционные принципы социального права — закреплены в Конституции РФ (ст. 2, 7, 37, 38). Другие положения социальной политики государства закреплены в законе и стали правовыми нормами (например, законодательство о вынужденных переселенцах). Социально-правовые принципы отличаются от собственно правовых принципов не только по содержанию, но и по форме их выражения, существования. В настоящей работе такое различие не анализируется (это тема самостоятельного исследования), но нельзя не отметить, что социально-правовые принципы содержатся или вытекают из текста Конституции РФ.

Как уже было отмечено, субъекты правоотношений в сфере социальной защиты населения — граждане и государственные органы, которые в соответствии с нормами российского законодательства становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Объект рассматриваемых правоотношений — материальные блага и услуги. Содержание правоотношений в сфере социальной защиты населения заключается, с одной стороны, в субъективных правах граждан на получение конкретных видов социальной поддержки или социальной помощи, с другой — в обязанности соответствующих государственных органов предоставить социальную поддержку или социальную помощь.

Таким образом, рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового регулирования социальной защиты населения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения должны в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться на восстановление реальных социальных гарантий, действовавших в советский период, на основе выработки конструктивной социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Функционирование социального государства должно быть ориентировано на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социальной защиты населения — на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в такой защите категорий населения.

Утверждено

постановлением Администрации

муниципального района

от 17.01.2011 № 15

(в редакции постановления Администрации от 28.06.2011 №543)

Положение о комитете социальной защиты населения Администрации Старорусского муниципального района

Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, функции и полномочия комитета социальной защиты населения Администрации Старорусского муниципального района (далее Комитет).

1. Общие положения

1.1.Комитет является отраслевым органом Администрации Старорусского муниципального района;

1.2.Комитет в своей деятельности подчиняется заместителю Главы администрации муниципального района, курирующему деятельность комитета;

1.3.Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, областными законами, правовыми актами Администрации Новгородской области, Думы Старорусского муниципального района, Администрации Старорусского муниципального района и настоящим Положением;

1.4.Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в отделении по г. Старая Русса Управления Федерального казначейства по Новгородской области, расчетный счет по учету средств государственных и других внебюджетных фондов в РКЦ г. Старая Русса, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки и иные реквизиты;

1.5.Сокращенное наименование: комитет социальной защиты населения;

1.6.Место нахождения комитета: 175200, Новгородская область, город Старая Русса, Советская набережная, д. 1.

2. Основные направления деятельности комитета:

2.1.Осуществление адресной социальной поддержки граждан, проживающих на территории Старорусского муниципального района (далее муниципальный район);

2.2.Формирование базы данных о гражданах, проживающих на территории муниципального района и имеющих право на получение мер социальной поддержки;

2.3.Взаимодействие с комитетами, управлениями и отделами Администрации муниципального района, организациями независимо от формы собственности, средствами массовой информации по вопросам, находящимся в сфере полномочий комитета;

2.4.Работа по формированию перспективных и краткосрочных планов развития системы социальной защиты населения муниципального района;

2.5.Организация работы по осуществлению бухгалтерского учета и отчетности по комитету, по целевому использованию бюджетных средств;

2.6.Деятельность, направленная на создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, условий для беспрепятственного их доступа к инфраструктуре.

3. Функции комитета

3.1.Реализация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации программ по социальной защите и поддержке населения;

3.2.Участие в разработке и реализации социальной политики по адресной поддержке населения муниципального района:

анализ состава граждан, состоящих на учете в Комитете, в разрезе муниципального района по возрасту, доходам, социально-бытовым условиям, тенденции изменений по всем показателям;

анализ социально-экономического положения граждан, состоящих на учете в Комитете, нуждающихся в социальной поддержке, и разработка мер по улучшению их социальной защиты;

формирование и ведение базы данных о численности нуждающихся граждан и граждан, имеющих право на получение социальной поддержки;

назначение и выплата пособий, компенсаций, других денежных выплат и иных видов помощи и услуг социального характера;

исполнение мероприятий целевых областных программ по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

взаимодействие с общественными организациями, спонсорами, привлечение их к участию в реализации программ по оказанию адресной социальной поддержки населению;

организация и координация работы по проведению благотворительных мероприятий;

составление отчетной и статистической документации по вопросам социальной защиты населения;

3.3.Реализация государственной социальной политики по улучшению положения семьи, женщин и детей;

3.3.1.Формирование и ведение базы данных о семьях с детьми, имеющих право на получение мер социальной поддержки;

предоставление в соответствии с действующим законодательством государственной социальной поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

подготовка статистических отчетов по вопросам оказания помощи семьям с детьми;

3.3.2.Назначение и выплата пособий семьям с детьми:

прием у граждан и оформление документов, необходимых для назначения пособий;

выплата в установленном порядке: ежемесячного пособия на ребенка, пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными; единовременного пособия при рождении ребенка одному из родителей либо лицу, его заменяющему, если родители либо лица, их заменяющие, проживают на территории муниципального района и не работают (не служат, не учатся);

выплата единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей;

выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

подготовка ежемесячных статистических отчетов о выплате детских пособий;

3.3.3.Прием документов и выдача справок студентам, подтверждающих право на получение государственной социальной стипендии;

3.3.4.Прием документов, оформление и выдача удостоверений установленного образца гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с областным законом «О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

3.3.5.Назначение и выплата семьям, проживающим на территории муниципального района, при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка регионального капитала «Семья» в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

3.4.Назначение и выплата супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществлять погребение умершего;

3.5.Формирование банка данных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки:

определение состава и численности получателей мер социальной поддержки;

подготовка отчётов, информаций, сведений;

3.6.Организация в соответствии с действующим законодательством выплаты (прием документов, назначение, формирование списков) следующих компенсаций:

ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;

ежемесячной денежной выплаты: ветеранам труда, ветеранам труда Новгородской области и лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (тружеников тыла), реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

ежемесячных компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и иных видов услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти;

ежемесячной денежной выплаты на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ежемесячной денежной компенсации на питание детей граждан, пострадавших от радиационного воздействия, в детских дошкольных учреждениях, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

единовременной и ежегодной компенсации за вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежегодной компенсации на оздоровление, компенсаций семьям за утерю кормильца;

3.7.Прием документов на выплату следующих компенсаций:

ежемесячной компенсации сумм возмещения вреда гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия;

ежемесячной компенсации инвалидам вследствие военной травмы, полученной при прохождении военной службы по призыву в Афганистане или на территории Северо – Кавказского региона;

компенсации инвалидам расходов, связанных с уплатой страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

3.8.Прием документов, оформление и выдача удостоверений установленного образца гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами: «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О реабилитации жертв политических репрессий»;

3.9.Прием документов, оформление и выдача удостоверений установленного образца гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с областными законами: «О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан», «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями», «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями»;

3.11.Проведение обследований условий социально-экономического проживания отдельных категорий граждан;

3.12.Участие в работе по формированию перспективных и краткосрочных планов развития системы социальной защиты населения Старорусского муниципального района;

3.13.Участие в формировании проектов местного и областного бюджетов по разделу «Социальная политика»;

3.14.Проведение анализа положения дел в сфере социальной защиты граждан, относящихся к льготным категориям;

3.15.Проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам социальной защиты, работа с письмами и обращениями граждан;

3.16.Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, признанными в установленном законном порядке недееспособными или частично недееспособными;

3.17.Размещение заказов на поставку льготных услуг, предоставляемых жителям муниципального района (зубопротезирование и т.д.);

3.18.Назначение, выплата и перерасчет пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, а также лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном районе;

3.19.Выплата компенсаций (оказание социальной поддержки) малообеспеченным жителям за газификацию домовладений;

3.20. Назначение, расчет и выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование . Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся :

ü Фонд социального страхования РФ,

ü Пенсионный фонд РФ,

ü Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения . К их числу можно отнести:

1. Муниципальное социальное обеспечение

Осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни граждан всех социальных слоев и категорий. В этих целях ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты граждан. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2.Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях",

4.Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций .

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита ".

С появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права:

трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда),

жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем,

семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д.,

экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение.

Таким образом, понятие "социальная защита " значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты .

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда исоциального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

  1. Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
  2. Районные управления социальной защиты населения, и предоставления субсидий.
  3. Центры социального обслуживания,
  4. Бюро медико-социальной экспертизы,
  5. Центры помощи семье и детям,
  6. Социальные приюты для детей,
  7. Пансионаты для ветеранов,
  8. Психоневрологические интернаты,
  9. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
  10. Реабилитационные центры для инвалидов,
  11. Геронтопсихиатрический центр,
  12. Дома ночного пребывания,
  13. Центр социальных выплат,

3. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения .

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное медицинское обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. социальная помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

ü Отношения по пенсионному обеспечению;

ü Отношения по социальному обслуживанию;

ü Отношения по выплате пособий;

ü Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям , и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается,

во-первых , в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению.

во-вторых , санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

Общую часть,

Особенную часть,

Специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

Ø трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

Ø по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

Пособия,

Социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

4. Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

ü конститутивные,

ü кодифицированные,

ü текущие.

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

ü законы (примеры приводились выше);

ü указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

ü постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

ü постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

ü другие нормативные акты.

3 . По сфере действия источники ПСО делятся на:

· общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

· республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

· отраслевые

· локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений , регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.