Термин-Различные формы национальной государственности народов РФ. Российская Федерация – федеративное государство

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе тер­риториальной организации государственной власти в современной России.

Основным принципом национально-государственного устройства Российской Фе­дерации является совмещение национальной и территориальной основ его структур­ной организации. Это выражается в том, что субъектами РФ провозглашаются не только национально-государственные образования такие как республика, автоном­ная область, автономный округ, но и административно-территориальные единицы: область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

По мнению специалистов, такая конструкция федеративного устройства Рос­сии далеко не бесспорна /7.с67/.

Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного ус­тройства является выражением и воплощением определённых отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - выражение межнациональных взаимоотно­шений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов. Сов­мещение же сугубо территориального и национального принципов построения феде­рации означает неоднозначный подход к способу её существования.

В Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация состоит из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, авто­номных округов - равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осущес­твиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим за­конодательным органом, правительством, министерствами, то такие атрибуты не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, кото­рый входит в его территориальную организацию. Противоречия такого рода зало­женные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах губер­наторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не яс­но кто "главнее" губернатор области или президент автономной республики или области.

Следующая проблема это несбалансированность представительства субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если депутаты от нацио­нально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражает в Совете Федерации депутаты от краёв и областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающе­го в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй 5 Кон­ституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные - только двумя /7.с68/.

Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ инсце­нировала стремление их властных структур поднять статус этих административ­но-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно не­давно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном законе Уральской республики был сконструирован такой новый "этнический" феномен "народ Уральской республики", т.к. в статье 1 указанной конституции было провозглашено, что "единственным источником власти в Уральской республике является народ". С лёгкой руки авторов такой конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.

Администрация Иркутской области вышла с инициативой создания Законода­тельного собрания, предусмотренного Уставом области, оно призвано осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.

Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5, зак­репляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.

Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в об­ластях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию облас­тей, образованию на территории РФ огромного количества маленьких государств /8/.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национально­го и территориального принципов построения Российской Федерации, доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.

Следующим принципом является принцип своеобразного регионального разви­тия субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полно­мочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и других норматив­но-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов государ­ственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.

Третий принцип - принцип равноправия и самоопределения народов - лежит также в основе национального построения РФ.

Равноправие народа представлено в различных формах национальной государ­ственности - автономных округов, автономных областей, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией РФ они являются равноправными субьектами Российской Федерации. Причём согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них на основе са­моопределения может избрать ту форму национальной государственности, которая адекватно выражает потребности его развития.

Равноправие народов означает также свободное функционирование нацио­нального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального или языкового превосходства.

Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных субьек­тов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных субьектах применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации не могут обладать равными правами. О равноправии может идти речь только применительно к тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как го­сударственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответ­ствующих народов, избирающих ту или иную форму своей национальной государ­ственности.

И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской Федерации, яв­ляется принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между со­бой /7.с68-70/.

Конституция РФ исходит из идеи последовательной федерализации России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, един­стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Феде­рации.

Немного об истории федерализма в России. Процесс объединения княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях, когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы и при­соединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в го­сударство, спаянное во едино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными и т.д. Однако Россия соз­давалось и развивалось как государство унитарное.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.

Основные законы царской России провозглашали, что во всём её простран­стве власть принадлежала государю.

Федерализм вначале не признавался РСДРП. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше тре­бований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличав­шихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели поз­же своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный фактор в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны РСДРП про­возгласила право наций на самоопределение, отделение, вплоть до образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что реше­ние вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесооб­разности /6.с28/.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребова­ла радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё вы­живание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей "е­диной и неделимой" отпадали целые регионы. Вышли из состава России Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих условиях лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал прин­ципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и числу населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые стра­ной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, ста­тистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам.

В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5 автоном­ных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотноше­ния РСФСР с автономными республиками имели некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал двухпа­латным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.

И, всё же, если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР остава­лась унитарным государством /6.с29-30/.

Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах, раз­разившийся в СССР, вызвал подъём национального и сепаратистского движения. Бесконечное провозглашение "суверенности", "деклараций о суверенитете" поста­вили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный ре­ферендум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали "СССР-да" не спас её от краха.

12 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и самостоятельности Россий­ского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. кон­ституционный строй РСФСР стал не только формально, но и фактически разви­ваться на принципах суверенной государственности.

Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как говори­лось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики, а выходит за её пределы.

Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путём всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город федерально­го значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законода-

тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.

2. Российская федерация обладает своей территорией, на которую распрос­траняется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и феде­ральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федера­ции, также имеют своё гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы го­сударственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республи­ки и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и всех других субьектов РФ.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами, международ­ными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на раз­граничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полно­мочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все же иные полномочия принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.

Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препы­дущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет, уточняет и дополняет многие пункты.

Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.

Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самос­тоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внеш­ние функции государства.

Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ. В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3), суверенитет РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне.

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: Самостоя­тельностью государственной власти, её независимостью при осуществлении внут­ренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием государ­ственной власти, осуществляемой на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реа­лизует своё назначение без вмешательства в её деятельность негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она опреде­ляет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных от­ношений, имеющих юридическую значимость.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотре­нию, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции РФ.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет её узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт не­зыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суве­ренитета РФ является её многонациональный народ.

Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.

В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: при­нятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблю­дением; федеральное устройство и территория РФ, установление системы феде­ральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их

организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти и т.д.

В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установ­ление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономичес­кого, экологического, социального и культурного развития РФ; установление ос­нов единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и т.д.

В области правовой политики государства в исключительном ведении РФ яв­ляется: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское за­конодательство и др. отрасли права.

В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности веде­нию РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, междуна­родные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.

Что касается полномочий РФ в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ. К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и защита прав нацио­нальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.

Все политические полномочия находятся в исключительном ведении Россий­ской Федерации.

В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия, указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов других субьектов; разграничение государственной собственности; природопользо­вание и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.

ВОПРОС: Что такое национально-государственное устройство и административно-территориальное деление?

ОТВЕТ: Национально-государственное устройство - это определенная форма общественных отношений, представленная в административно-территориальной или территориально-политической организации государства, способе существования его составных образований.

Исторически сложились две основные формы национально- государственного устройства: 1)

унитарное государство; 2)

федеративное государство. (Правда, известна и третья форма - конфедерация, создаваемая с целью достижения определенных политических, военных, экономических и иных целей и затем, чаще всего, трансформируемая либо в союзное федеративное государство, либо распадающееся на несколько унитарных государств.)

Унитарное государство - это простое государство, в котором все основные признаки: конституция, гражданство, территории, система органов власти и управления и внешние атрибуты (национальный флаг, герб, гимн и столица) - представлены только один раз.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз.

ВОПРОС: На каких принципах строится Российская Федерация?

ОТВЕТ: В основе национально-государственного устройства Российской Федерации лежат следующие принципы.

Совмещение национальной или территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (статья 5 Конституции 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г. и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.

Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих прежде всего малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными в большой семье народов нашей федерации. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития, и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

ВОПРОС: Какими признаками характеризуется природа Российского государства как федерации?

ОТВЕТ: Россия, будучи государством федеративным, характеризуется наличием всех признаков, позволяющих говорить, что это государство сложное, имеющее такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными законами и органами государственной власти и управления) существуют отдельные территориальные единицы, имеющие составные законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками.

1. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках), уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях), в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. 2. Российская Федерация обладает своей территорией, на

которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. 3.

Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. 4.

Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. 5.

Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему. 6.

Российская Федерация имеет герб, гимн, государственный флаг и столицу.

Еще по теме §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации:

  1. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  2. 1.2. Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации
  3. 4. Формы национально-государственногои административно-территориального устройства
  4. 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР

В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной государственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и 2-я, федерация основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться на основе сплочения других наций. Объединение начало происходить сперва на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через коммунистическую партию происходило полное подчинение.

Решающим политическим условия объединения было единство их политического строя - в результате революции во всех республиках была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению республик. Сталин в это время был Наркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения на основе автономий, т.к. при этом была возможность полного контролирования всей территории. На 10-ом съезде партии Сталин выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть социально - культурное и экономическое неравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный национализм представляет собой одинаковую опасность для коммунистического интернационализма. Доклад сильно критиковался. На этом же 10 - м съезде, Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда и предложил административный передел России.

Изменение границ происходило не очень гладко. При рассмотрении вопросов экономического районирования страны, национальные вопросы в расчет не брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И. В. Сталин, изначально считали создание независимых национальных республик решением чисто временных, политических задач.

В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья.

Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин как и Орджоникидзе был сторонником жесткой централизации.

В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал "... приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем безусловно должны подчиняться центру... ".

Но поддержка сталинского проекта была весьма относительной. Только ЦК Армении и Азербайджана высказались за него без особых оговорок. ЦК КП Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. ЦК КП Грузии 15 сентября вообще отверг сталинский план.

Из - за этого (и не только) в октябре 1922 года произошел так называемый "грузинский инцидент", когда ЦК КП Грузии коллективно подал в отставку.

Большевики редко считались с национальным вопросом и мнением людей, не согласных с генеральным курсом партии. В результате на не очень добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.