Основные институты конституционного права. Основные институты конституционного права: их понятие и соотношение

Само по себе конституционное право, впрочем, как и другие отрасли российского права, выстраивает свою собственную систему институтов. Стоит отметить, что понятие институт весьма и весьма многообразно и многогранно, тем не менее, его необходимо сформировать, чтобы понимать, о чем идет речь, если затрагивать именно правовой аспект.

Определение 1

Институт в правовой отрасли – это определенное правовое образование подсистемы правовой отрасли, которое структурировано в установленные правовые нормы, а также комплексы и группы, которые имеют свой определенный вид. В российском конституционном праве, все имеющиеся институты выстроены в определенную иерархию и ее последовательность. Вся последовательно определена и выстроена при помощи имеющихся юридических свойств.

Определенная совокупность этих правовых групп выражена конкретными правовыми нормами. Исходным шагом, после которого устанавливаются все необходимые юридические свойства принято считать именно характер представленных общественных отношений, которые в свою очередь регулируются ими же.

Основные конституционные институты в России

Как уже было сказано ранее, установлены и определены некоторые конституционные институты, которые поддерживаются Конституцией Российской Федерации, а также иными законодательными актами страны:

Классификация, которая приведена выше, наделена сами различными аспектами и нормами, при помощи которых эти общественные отношения могут быть урегулированы или изменены. Сами по себе основы российского конституционного права можно подразделить на определенные основы существующего общественного строя, а также на определенные основы государственного строя. Или же конституционные основы могут быть представлены в четырех основах и их элементах:

Процесс содержания основы конституционного права

Замечание 1

Процесс содержания основы российского конституционного права происходит целиком и полностью на основе установленной и принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации. Именно этот государственный институт отличается своими высокими производственными показателями и качественным процессом управления и регулирования всех ситуаций в стране. Стоит отметить, что совершенно никакие прочие законодательные нормы и права не могут конкурировать или лидировать по сравнению с Конституцией страны.

Сами по себе нормы основы государственного конституционного права несут в себе базовый характер, который устанавливается совершенно для всех территорий России, и ее правовой системы. Этот характер способен установить и закрепить все необходимые концептуальные идеи, которые являются основополагающими для государства и общества . Данные виды норм могут быть измены только в том случае, если будут изменены необходимые статьи в Конституции Российской Федерации. Происходит это, как показывает практика, на территории России крайне редко.

К числу основных институтов конституционного права относятся институт основ конституционного строя (глава 1 Конституции РФ), институт прав и свобод человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ), институт федеративного устройства Российской Федерации (глава 3 Конституции РФ), институт органов публичной власти (главы 4-8 Конституции РФ). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Институт основ конституционного строя

Каждое современное государство обладает определенными свойствами, которые определяют его специфику. Они позволяют охарактеризовать государство как демократическое или тоталитарное, как республику или монархию и т.д. Совокупность таких свойств позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или, точнее, о государственном строе. Строй, зафиксированный в конституции государства, становится его конституционным строем, минимальными признаками которого ныне является судебная защита прав человека и разделение властей .

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Легализация понятия «основы конституционного строя» является новым фактом не только для конституционного права нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, глава 1 которой так и называется: «Основы конституционного строя» . К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства. Соответственно в главе 1 «Основы конституционного строя» закреплены не все общественные отношения, характеризующие российскую государственность и входящие в предмет конституционно-правового регулирования, а только наиболее важные из них. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это - ценности демократии:

«Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3) и др.

Это - ценности государственности:

«Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4) и др.

Это - ценности социального мира:

«Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др.

В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: суверенитет народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканскую форму правления; разделение властей; правовое, демократическое, социальное, светское государство; политический плюрализм; социальное рыночное хозяйство; многообразие и равноправие форм собственности; признание и гарантирование местного самоуправления.

Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя.

Российская Федерация - это демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.

Российская Федерация является суверенным государством. Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.

В Российской Федерации провозглашается народовластие. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление народом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народом имеет место на выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, на собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.

Российская Федерация - это государство с федеративным устройством, основными принципами его являются: государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения народов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определением предметов ведения, которое вытекает изст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России. Если вопрос относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению Федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Самостоятельную группу образуют полномочия РФ в сфере внешних сношений и обороны.

Российская Федерация - это правовое государство, непреходящим общим началом которого является его связанность с правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид - общество - государство». Взаимное равновесие элементов есть необходимое условие свободы, обеспечения юридической справедливости, при котором только и возможно правовое государственное устройство, отвечающее своему предназначению. Соответственно правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Поэтому правовое государство характеризуется наличием такой системы законодательства, которое обеспечивает защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

В Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство обязано защищать, признавать и соблюдать права и свободы человека, установленные главой 2 Конституции РФ.

В Российской Федерации провозглашается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.

В Российской Федерации провозглашается независимость местного самоуправления. Гарантии самостоятельности местного самоуправления установлены в ст. 12 Конституции РФ.

В Российской Федерации провозглашается идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений. Ни одна идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной.

Российская Федерация - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Как видим, к основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления, которые не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя РФ вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Основы конституционного строя РФ могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией РФ. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Неслучайно главу 1 Конституции РФ называют «конституцией» в Конституции РФ. Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Однако это не означает автоматического обеспечения конституционного характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится еще на начальном этапе решения этой задачи.

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред.Б.А. Страшуна. Общая часть. М., 2000. С. 1-2.
  • Сам конституционный строй как форма организации российского государства содержательно закреплялся в той или иной мере и всеми российскими советскими конституциями. Впервые же он был юридически частично обозначен в Основных законах23 апреля 1906 г. - акте конституционного значения. См.: Кутафин О.Е. Российскийконституционализм. М. : Норма, 2008. С. 195.

Рассмотрим понятие и виды .

Институт права представляет собой совокупность норм, которые закрепляют и регулируют определенную сферу общественных отношений, составляющих часть предмета отрасли права. Например, нормы, которые устанавливают основы конституционного строя, формируют , называемый «Основы конституционного строя»; установления, регламентирующие права и свободы личности, создают конституционно-правовой институт прав и свобод.

Отрасль конституционного права состоит из системы простых и сложных конституционно-правовых институтов .

Простым называется институт, в котором нельзя выделить положения, регулирующие иные отношения, чем те, которые данными нормами урегулированы. Например, институт запроса депутата к органам прокуратуры.

Простые институты объединяются в сложные. Например, институты основных прав и свобод человека, основных обязательств, правового положения иностранных граждан объединяются в сложный институт, который называется «Основы правового положения человека и гражданина».

Как правило, правовой результат достигается действием широкой совокупности конституционно-правовых установлений. Подобные совокупности близких правовых норм называются .

Границы понятия «конституционно-правовой институт » как в теории, так и на практике весьма подвижны. Оно может отражать и узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и широкую их группу, вплоть до достаточно крупных правовых образований, принимаемых за основные элементы системы отрасли конституционного права.

Главным принципом объединения норм в правовой институт является однородность регулируемых ими отношений . Это приводит к правовому единству соответствующих положений определенного образования, общей для них правовой специфики.

Имеются точки зрения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как элемент системы конституционного права. Только подобные комплексы можно называть конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в теории отсутствует понятие, обозначающее более узкий круг взаимосвязанных норм, то применяют также расширительное толкование и использование данного понятия. Например, существует институт гражданства, хотя его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы различных видов. В него могут входить правовые нормы Конституции и текущего законодательства, то есть нормы, которые обладают разной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут присутствовать нормы, которые отличаются по территории действия, по степени определенности правового предписания и т.д.

В качестве примера можно привести институт гражданства . Его образуют нормы, которые содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах; в нем присутствуют положения диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к определенному правовому институту необходимо, поскольку не каждая отдельно взятая норма демонстрирует все свойства, характерные ему в целом. Однако их следует учитывать для правильного понимания механизма её реализации.

Таким образом, конституционно-правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, которая составляет часть предмета конституционного права.

Понятие и предмет КП

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются (важнейшие) общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа, принципов государственного устройства и разделения властей

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, иностранцев и апатридов, прав и свобод человека и гражданина, и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В КП применяется совокупность двух методов:

· императивного;

· диспозитивного.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Система конституционного права России. Связь конституционного права с другими отраслями права.

Система КП России представляет собой объединение конституционно-правовых норм, близких по характеру регулируемых ими общественных отношений; совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Элементы системы КП в целом совпадают со структурой Конституции. Это институты

· Основ конституционного строя

· Основ правового статуса личности

· Федеративное устройство

· Система гос власти

· Организация местного самоуправления

Источники КП – нормативно правовые акты, в которых устанавливаются конституционно правовые нормы. К ним относятся: Конституция, ФЗ, ФКЗ, Конституции Республик, Уставы субъектов и муниципалитетов, Федеративный договор РФ, международные договоры, решения КС РФ.

Предмет – важнейшие общественные отношения во всех сферах жизни, метод – императивный и диспозитивный.

эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права РФ. Их понятия и соотношение.

Конституционно-правовой институт является составной частью системы конституционного права как отрасли. Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп конституционно-правовых норм, каждая из которых регулирует относительно обособленные общественные отношения. В системе конституционного права выделяются следующие институты: «закрепляющие основы конституционного строя; закрепляющие правовое положение (статус) личности в Российской Федерации; определяющие федеративное и административно-территориальное устройство Российской Федерации и её субъектов; закрепляющие систему органов государственной власти, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); закрепляющие систему местного самоуправления в Российской Федерации; определяющие порядок изменения Конституции Российской Федерации».

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы Конституции Российской Федерации, но и правовые нормы, содержащиеся в иных источниках конституционного права.

Конституционно-правовые нормы обладают всеми признаками, присущими правовой норме: общеобязательность, установление государством, формальная определённость, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

4. Источники Конституционного права России

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) федеральные конституционные законы. это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений.

3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Источниками являются не все законы, а только относящиеся к предмету регулирования КП

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия.

5) законы субъектов РФ.

Также к источникам относятся следующие виды подзаконных актов (но регулирующие предмет КП): Указ Президента, Постановления правительства, ведомственные акты, акты палат Федерального Собрания.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Конституционное право состоит из большого числа многообраз­ных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи определяют основы дифференциации норм и их ин­теграцию в правовые институты, а также структуру этих институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общест­венные отношения в рамках данной отрасти права.

Помимо институтов система конституционного права включает в себя более крупные и сложные образования - подотрасли: парла­ментское право, избирательное право.

С учетом изложенной выше характеристики предмета рассмат­риваемой отрасли и системы Конституции РФ в конституционном праве можно выделить основные его институты:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство России;

Избирательное право;

Система органов государственной власти;

Местное самоуправление.

Основы конститу­ционного строя

Нормы института, закрепляющие основы кон­ституционного строя, воздействуют на общест­венные отношения путем установления опре­деленных начал устройства общества и государства, нс порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущ­ностное содержание правового воздействия на все сферы общест­венных отношений, все стороны социальной реальности; нормам этого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и других правовых актов. Нормы данного инсти­тута устанавливаются в конституционной форме, адресованы всем субъектам права. Они носят общерегулятивный характер и изложе­ны в форме норм-принципов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства, и для практической реализации содержа­щихся в них целей предполагают использование всех отраслей пра­ва. По своим функциям эти нормы являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Основы конституционно­го строя - это своеобразный базис, общая часть, несущая конст­рукция конституционного права.

Важно отмстить, что основы конституционного строя Россий­ской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положе­ния Конституции нс могут противоречить основам конституцион­ного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и іражданина

Нормы института конституционного права, за­крепляющие основы правового статуса человека и гражданина, воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством прав человека естественными и неотчуж­даемыми. Нормы этого института предусматривают особую систему
охраны - не могут быть пересмотрены без принятия новой Кон­ституции. Они предполагают формирование многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществля­ется путем возникновения конкретных правоотношений.

Основы правового статуса человека и гражданина предопреде­лены демократичным характером Российского государства. Консти­туция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаи­моотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атри­бутом конституционного государства, его обязанностью.

Признание, еоб.поденне и защита нрав и свобод человека н граж­данина. говорится в ст. 2, обязанность государства.

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового реіулирования статуса человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод выс­шей ценностью является фундаментальной нормой конституционно­го строя Российской Федерации, образующей основу нс только кон­ституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, иг­норирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно­стью должен оказывать определяющее воздействие не только на со­держание основных прав и свобод человека и гражданина, зафикси­рованных в других нормах Конституции, но и на всю деятельность государства.

Государство нс вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые нм границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предостав­ления ему соответствующих прав на случай возможного их нарушения. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с по­мощью разнообразных норм материального и процессуального права.

Фе е атииное Нормы института, установившего федератив- устройствоРоссші нос Устройство, закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ и отли­чаются специфическим для России кругом субъектов, их особой правоспособностью. Эти нормы являются не только конституцион­ными, но и договорными. Помимо Конституции эти нормы урегу­лированы рядом федеральных законов, а также конституциями, ус­тавами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 11

Конституции РФ допускает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации может осуществляться договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Для норм рассматриваемого института предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, путем согла­сительных процедур, проводимых Президентом РФ (ст. 85 Консти­туции РФ), или судопроизводства через Конституционный Суд Рос­сийской Федерации.

Нормы, предусматривающие порядок формиро­вания непосредственно народом органов вла­сти, представляют подотрасль конституцион­ного права и содержатся в Конституции РФ и федеральных зако­нах, а также законах субъектов РФ.

Избирательное

Избирательное право - это институт конституционного права, охв а- тывающий все правовые нормы, которыми регулируются отношении, возникающие в процессе выборов оріанов и должностных лиц государ­ственной пласти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.

Кроме того, есть понятие избирательного права как права избирать и быть избранными (субъективное значение): активное и пассивное, рассматриваемое как одно из основных политических прав граждан.

Выборность органов, осуществляющих государственную власть, является необходимым условием существования демократической организации общества. Объективно выборы, являясь неотъемлемой частью политического процесса в обществе, представляют собой такой момент в его развитии, когда они выступают как средство активиза­ции населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут (и должны) содействовать развитию демократии, формированию правового государства и, в свою очередь, сами по себе являются мерилом демократии.

„ Нормы института, который определяет систему

Система органов

государственной °Р ганов ’ преимущественно реализуются в кон- " власти крстных правоотношениях. Преобладающая часть

данных норм устанавливается на основе Кон­ституции России в актах текущего законодательства, детально опре­деляющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности. Для норм этого института характерно отличное от дру­гих институтов соотношение норм обшефедеральных и норм, дейст­

вующих на территории субъектов Российской Федерации.

Под ciicmevoii государственных органов понимается совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в при­сущих им формах функции единой государственной власти.

Система государственных органов определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его права формировать государственные органы.

Система государственной власти в Российской Федерации обу­словливает единство принципов организации и деятельности государст­венных органов. К ним относятся: формирование государственных ор­ганов народом или от его имени; самостоятельность органов законо­дательной. исполнительной и судебной власти: территориальная