Какой штраф за езду по встречной обочине. Какой грозит штраф водителю ТС за обгон по обочине? Наказание в таком случае

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Движение по обочине в большинстве случаев является запрещенным маневром, которым водители нередко пользуются из-за желания сократить дорогу, объехать пробку или совершить обгон. Можно ли при передвижении на автомобиле ехать и обгонять по обочине дороги? Что говорят об этом Правила дорожного движения (ПДД) и какой штраф за обочину предусмотрен? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Обочина дороги и ее назначение

Согласно ПДД, обочина - это часть дороги, вплотную прилегающая к дорожному полотну. Визуально обочина отделяется от дорожного полотна разметкой. В зависимости от существующего на данном участке шоссе режима, она может применяться для передвижения (в некоторых ситуациях), остановки или стоянки автомобилей. Поэтому линия разметки может быть непрерывной (одинарной или двойной), либо прерывистой.

Когда езда по обочине разрешена?

В ПДД говорится о том, что передвижение на транспортном средстве (ТС) по обочине запрещено (п. 9.9 ПДД). Исключение составляют лишь некоторые ситуации. Согласно ст. 12, п. 1 ПДД, на краю дороги разрешена остановка и стоянка ТС. Поэтому выезд на обочину с целью остановки или стоянки не карается штрафными санкциями. К другим ситуациям относится разрешение перемещения по краю шоссе рядом с проезжей частью:

  • Для мопедов;
  • Для тихоходных ТС, скорость которых менее 30 км/ч;
  • Для транспорта дорожных и коммунальных служб;
  • Для ТС, подвозящих какой-либо груз к объектам, расположенным у края проезжей части, при условии, что других подъездных путей нет;
  • Для гужевого транспорта (ст. 25, п. 2 ПДД).

В ст. 24, п. 7 ПДД сказано, что для мопедов разрешено движение по краю дороги, если они не создают помех для пешеходов. В другой статье правил (11, п. 6) говорится, что вне населенного пункта тихоходные ТС при создании ими затрудненности движения, обязаны сдвинуться как можно правее, т. е. на обочину, остановиться, пропуская автомобили, или же продолжать передвижение.

Штраф за движение и обгон по обочине

Несоблюдение ПДД - это административное правонарушение, поэтому наказание за это регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В данном законодательном своде прописаны меры ответственности за каждый вид нарушения. Строгость наказания зависит от тяжести потенциального ущерба имуществу и здоровью человека, которое может повлечь конкретное правонарушение. Нарушения, совершаемые водителями на боковой части дорожной полосы, и наказания за них представлены ниже.

Правая обочина

Основные ошибки водителей, касающиеся маневров на обочине – это обгон ТС и объезд препятствий на автомобильном полотне. Осознанно или по незнанию многие водители считают, что край дороги - это своеобразная запасная полоса движения. Ситуация, когда прочно стоящую на шоссе пробку пытаются объехать по попутной обочине, далеко не редкое явление. Автомобильная пробка не является препятствием. Об это сказано в ст. 1, ч. 2 ПДД. Объезд пробки по краю дороги запрещен. Совершение маневра обгона справа, с точки зрения ПДД, является серьезным нарушением. Штраф за обгон по обочине, находящейся справа от водителя, наказывается штрафом в 1500 рублей. Такой вид ответственности предусмотрен статьей КоАП 12.15 (ч.1).

Во встречном направлении

Находятся и такие лихачи, которые пытаются обогнать попутные машины по левой обочине, т. е. для этого им приходится выехать на встречную полосу движения, часто с нарушением разметки. Это уже регламентируется КоАП как выезд на полосу встречного движения. Наказание за такой проступок предусмотрено более жесткое, чем за передвижение по попутному краю трассы. Штраф за езду по встречной обочине выписывается в соответствии со статьей 12.15, ч. 4 и равен 5000 рублей. Но за такое нарушение также могут и лишить прав на срок до полугода. Повторное деяние по ст. 12.15, ч. 4 наказывается изъятием прав до 1 года при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или штрафом 5 тыс. руб. при регистрации проступка спец. аппаратурой.

Прочие нарушения

ПДД трактует препятствие на дорожном полотне как неподвижный объект, объехать который не представляется возможным. К таковым объектам можно отнести сломанное ТС, дефект дорожного полотна, посторонние предметы, случайно попавшие на дорогу. Объезжать препятствие разрешено только с соблюдением ПДД, т. е. слева, если сделать это позволяет дорожная разметка и (или) отсутствие знака «Обгон запрещен». Объезд априори предполагает движение автомобиля. Согласно ст. 12.15, ч. 1, передвижение по краю дороги запрещено. Следовательно, объезжать препятствие по обочине нельзя. Наказание за движение по обочине выносится в виде штрафа, который составляет 1, 5 тыс. рублей.

Некоторые водители, желающие объехать затор, могут делать это задним ходом, двигаясь по обочине. Уверенность в том, что за такие маневры не последует наказания, ошибочна. Хотя в КоАП нет статьи, наказывающей за передвижение задним ходом по обочине, такое поведения водителя подпадает под норму статьи 12.5 (ч.1). Штраф за выезд на обочину и движение по ней задним ходом составляет 1500 рублей. В ПДД также сказано, что движение задним ходом можно применять только, если такой маневр будет безопасным, если видимость на дороге более 100 метров, если не нарушаются пункты 8.11, 8.12 и 16.1 ПДД.

Правила фиксации нарушения

Фиксировать нарушения подобного рода в 2019 году могут как сотрудники ГИБДД, дорожные камеры, так и сами участники дорожного движения. В первом случае наказание за езду по обочине последует незамедлительно - инспектор ГИБДД выпишет штраф или составит протокол, если за правонарушение можно будет лишить прав. Решение о последнем виде наказания будет принимать суд. В случае, когда передвижение по краю дороги за разметкой зафиксирует камера, постановление придет к водителю по почте после обработки фотографий или видео с нарушением экспертами ГИБДД.

Другие участники движения - водители или пешеходы - могут зафиксировать нарушение с помощью камеры телефона или иным способом, а затем сообщить данные нарушителя в ГИБДД. Это можно сделать лично или через интернет, воспользовавшись сервисом на сайте ГИБДД. Заявителю будет необходимо заполнить специальную форму и указать свои данные, данные адресата (регион, подразделение организации), текст обращения и прикрепить файлы с фото или видео. С заявителем может связаться уполномоченный сотрудник для уточнения показаний. Если нарушение действительно было, то водитель получит постановление о необходимости уплатить штраф за движение по обочине.

Полагается ли скидка при оплате?

В соответствии со ст. 32.2, ч. 1.3 КоАП РФ взыскание штрафа может быть осуществлено в половинном объеме, если правонарушитель заплатит штраф в течение 20 дней с момента наложения штрафной санкции. Но данное послабление не касается уплаты штрафа за рецидив правонарушения. Водитель транспортного средства всегда может обжаловать полученное постановление, но сделать это можно в течение первых 10 дней и только с учетом того, что автомобилист имеет доказательства, что штрафы ГИБДД за обочину были выписаны необоснованно.

Заключение

Езда по обочине на автомобиле может стать причиной аварийно-опасной ситуации. Также это может существенно затруднить передвижение на дороге, спровоцировав образование затора. Поэтому административные санкции за подобное правонарушение являются адекватной материальной мотивацией водителей к соблюдению ПДД.

Какой штраф предусмотрен за езду по обочине в 2019 году? Кому разрешено движение по обочине? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф ГИБДД за езду по обочине в 2019 году составляет

1500 руб. (со скидкой 50% 750 руб.)

Статья 12.15.1 КоАП РФ

В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд


Определение понятия «обочина»

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, находящийся на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью сплошной или прерывистой линии разметки.

Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине 2019?

Ситуаций, в которых водителя транспортного средства могут оштрафовать за езду по обочине несколько. Разберем самые «популярные» случаи.

Штраф за езду по правой обочине

Вне зависимости от того, отделена обочина от проезжей части прерывистой линией разметки, сплошной линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, езда по правой (ближней для автомобилиста) обочине наказывается штрафом в 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. Единственное исключение стоянка и остановка. Но, как правило, в случае с реальным объездом пробки (а это самая популярная причина езды по обочине), аргумент в споре с сотрудниками ГИБДД и на последующем судебном заседании не поможет.

Штраф за езду по правой (дальней, встречной) обочине

В ПДД и КоАП нет четкой трактовки езды по встречной обочине. В этих условиях как сотрудники ГИБДД, так и водители, совершающие такой маневр, пытаются найти в действующих законах скрытый смысл.

Сотрудники ГИБДД чаще всего представляют движение по встречной обочине как обгон нескольких транспортных средств, обосновывая свою позицию тем, что движение происходит по встречной стороне проезжей части. В этом случае действия водителя подпадают под суровую четвертую часть Статьи 12.15 КоАП РФ и предполагают штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Часть автомобилистов, исходя из анализа статей ПДД, приходит к альтернативной трактовке ситуации, связанной с движением по встречной полосе. Они исходят из того, что направление движения может существовать только у «проезжей части», к которой обочина не относится. Если придерживаться этой позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. той же, что и за движение по правой ближней к водителю обочине.

Кому разрешено движение по обочине

В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.

Есть смысл сделать поправку.

Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

· Мопеды, не создающие помех пешеходам

· Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.

· Автомобили экстренных служб

· Машины коммунальных служб

· Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект

· Гужевые повозки

· Велосипедисты

· Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам

· Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2019 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2019

Объезд пробки (дорожного затора) по обочине категорически запрещен действующим в России законодательством. Вопреки мнению некоторых водителей, дорожная пробка, исходя из ПДД, не является препятствием. На это четко указывает пункт ПДД 1.2

Определение понятия «Препятствие»

«Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющее продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Настаивать на объезде пробки как объезде препятствия не имеет смысла еще и по той причине, что даже объезд лежащего дерева или бетонного блока согласно КоАП является правонарушением и за такой маневр автомобилиста ожидает штраф 1500 р. по статье 12.15 ч. 3 КоАП РФ.

В крупных российских городах автомобилисты не понаслышке знают, что такое изнуряющая пробка. Некоторое водители предпочитают не ждать, а объехать образовавшийся поток машин по обочине. В такой ситуации выезд на обочину вызывает не только негодование других автомобилистов, но и может обернуться наложением штрафа.

Понятие обочина квалифицируется как зона где имеют право передвигаться пешеходы, велосипедисты и водители мототранспорта. В правилах дорожного движения понятие обочина трактуется несколько по-другому. Обочиной считается конкретный участок дороги, который расположен рядом с проезжей частью и отделен разметкой либо отличается видом покрытия. Оба изложенных понятия верны. Таким образом, обочиной считается участок, расположенный близ дороги, при этом на ней могут находиться пешеходы, ездить велосипеды и мотоциклы.

Наиболее распространенные случаи выезда на обочину:

  • объезд пробки;
  • парковка машины;
  • обгон следующих впереди авто;
  • осуществление маневра для выезда на встречную полосу.

Обочина может быть расположена у жилой зоны, однако, согласно Земельному Кодексу между магистралью и границами участка должно быть расстояние минимум 5 метров.

Целью внедрения штрафа за выезд на обочину является предотвращение аварийных ситуаций с участием пешеходов, а также исключение ДТП в результате обгона. До 2014 года размер штрафа за выезд на обочину составлял 500 рублей, данная сумма для многих невелика, поэтому многие автомобилисты спокойно нарушали правила.

Несерьезный подход со стороны водителей касаемо выезда на обочину обусловлен халатностью инспекторов ГИБДД, так как последние предпочитают закрывать глаза на столь мелкие нарушения. Ситуация несколько изменилась с внедрением камер видеофиксации, теперь в случае нарушения постановление выписывается без присутствия водителя, фото и квитанция на оплату приходят нарушителю на домашний адрес.

Передвижение по обочине регламентируется, как нарушение КоАП (статья №12.15). Минимальный размер штрафа за езду по обочине составляет 1500 рублей. Протокол может быть составлен если факт нарушения зафиксирован сотрудниками ГИБДД либо ваше авто попало в поле зрения прибора видеофиксации.

Если, кроме данного нарушения были обнаружены и другие нарушения ПДД, то протокол об административном правонарушении выписывается на общую сумму штрафов. Размер штрафа за езду по обочине должен быть указан в постановлении, в этом же документе должна указываться статья, которая была нарушена. Если вследствие выезда автомобиля за пределы дорожного полотна был сбит пешеход, то водитель понесет уголовную ответственность. Наказание зависит от степени тяжести причиненных травм пострадавшему. Чаще всего после таких аварий водителя лишают прав на длительный период времени.

В ситуации, когда автомобилист пытается объехать пробку по обочине, при этом он позднее пытается встроиться в начало колонны. При таких маневрах может случиться новая авария, ведь кто-то в момент встраивания этого авто в очередь сможет притормозить, а кто-то, напротив, подрежет наглеца. Возможно, человек, решившийся на обгон и выиграет 20-30 минут времени, но иногда вместо этого можно получить разбитую машину.

Езда по встречной обочине вызывает массу споров, в законе нет определенного наказания за это нарушение. Стало быть, такое правонарушение должно расцениваться, как просто передвижение по запрещенному участку (штраф 1500 рублей), однако, это не совсем так.

Существует несколько исключений, когда штраф за выезд на обочину не предусмотрен:

  1. Когда обочина используется в качестве стоянки автомобиля.
  2. В случае если выезд на обочину необходим для погрузки или разгрузки (например, при доставке товара в магазин).
  3. Разрешен съезд на обочину автомобилям коммунальных служб.

Важно! Остановка автомобилей на обочине разрешена только, если вблизи нет специализированного паркинга.

Также в правилах имеется отдельный пункт, что мототранспорт может передвигаться по обочинам дороги. Однако, водители мототранспорта не освобождаются от требований соблюдать другие правила ПДД. Если же на обочине происходит ситуация мотоцикл сбил пешехода, то в данном случае предусмотрена уголовная ответственность, штраф за выезд на обочину не предусмотрен.

Остановка автомобиля на обочине запрещена только в случае, если автомобиль препятствует передвижению пешеходов или мототранспорта. Кроме того, если автомобиль стоит под знаком «Парковка запрещена», то водитель также получит штраф и автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку.

Размер штрафа за езду по встречной обочине

Если проанализировать ситуацию: есть дорога на 2 полосы, автомобиль после разворота выезжает на встречную сторону, при этом совершая обгон 2-х машин. В таком случае водитель нарушил правила несколько раз: выехал на обочину, обогнал движущиеся впереди автомобили в неположенном месте. Обгон автомобилей разрешается делать на магистралях при соблюдении конкретных правил, обочина не является участком где разрешено передвижение на авто, а тем более опережать другие автомобили. При фиксации такого правонарушения нарушителю грозит штраф размером от 4 до 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения сроком от 4 до 12 месяцев.

Существуют некоторые лазейки в законе, зная которые можно оспорить штраф. Итак, в статье 12.15 КоАП говорится что автомобиль может стоять на обочине, но не ехать.

Многих водителей ловят именно во время заезда или выезда с дорожного полотна. При этом сотрудникам ГИБДД доказывать, что вы планировали оставить машину либо только отъезжали с места парковки практически бесполезно. В таком случае логичен вопрос: как же тогда попасть на обочину чтобы припарковать автомобиль, если заезжать нельзя? Ответ один - необходимо настаивать на своей правоте. Попросите инспектора разъяснить подробнее правонарушение, возможно процитировать статью КоАП также можно поискать свидетелей, которые имели возможность наблюдать за вашим авто в момент выезда.

Если на самом деле ситуация обстоит так, что касаемо водителя уже оформлено постановление о правонарушении, то можно попытаться его обжаловать. На обжалование постановления предоставляется 10-дневный срок. Жалоба может быть подана в ГИБДД или же в суд. Разбирательство на местном уровне (в ГИА) происходит также в течение 10 дней, после чего о результате уведомляют заявителя. Как правило, жалобы относительно штрафов за езду на обочине в суд не подаются, большинство считают, что лучше оплатить штраф в 1500, чем нанимать адвоката и тратить время на сбор доказательств.

Важно! На оплату штрафа отводится 2 календарных месяца с момента получения постановления. Если в указанный срок оплата не поступает, штраф удваивается.

Видео, сумма штрафа за езду по обочине

На улицах стали привычным явлением. Они съедают уйму рабочего и личного времени. Большинство водителей смирились с этой проблемой и терпеливо убивают на них драгоценное время. Но всегда среди них найдутся спешащие автолюбители, которые пытаются объехать колонну машин по обочине. Можно ли так делать и что будет за такой манёвр, если остановит инспектор ГИБДД?

Штрафы за езду по обочине

Под обочиной водителями обычно понимается прилегающие к дороге по бокам участки, не имеющие специального покрытия. Правила дорожного движения дают своё определение обочины:

ПДД п.1.2:

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

По ПДД разрешается останавливаться на обочине, не нарушая правил и съехав с крайней полосы движения дороги. Стоящей на обочине машине также разрешается заехать на проезжую полосу для того, чтобы вписаться в общий поток движущегося по дороге транспорта.

Однако Правила запрещают осуществлять движение по обочине вдоль дороги (п. 9.9 ПДД). Нарушение этого запрета карается в 2018 году за езду или обгон по обочинев размере 1,5 тыс. рублей на основании ст. 12.15 ч.1 КоАП.

Статья 12.15 ч.1. КоАП РФ:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому часто, когда инспекторы ГИБДД предъявляют претензии по этому нарушению, автолюбители пытаются доказать им, что они только съезжали для совершения или выезжали с обочины на полосу движения.

Движение по обочине согласно ПДД

Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.

Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД :

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:

  1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
  2. и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.

Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту , а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту .

Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.

Выезд на встречную обочину с левой стороны

Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть , что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.

Когда можно получить штраф

Это нарушение является самым противоречивым с точки зрения толкования закона, так как законодателями не до конца продуманы все технические вопросы его определения. Например, по Правилам допускается парковка автомашины на обочине, если она не мешает . Для выполнения этого манёвра водитель вынужден совершать движение по обочине.
При выезде со стоянки на обочину бдительный инспектор ГИБДД, озабоченный выполнением плана по выявлению нарушений, может остановить машину и предъявить претензии по поводу езды по обочине. Доказать свою правоту водителю в данном случае будет непросто. В своё время инициаторами данного нововведения о запрете движения по обочине были общественные организации, которые радели за интересы и безопасность пешеходов.

В результате нечёткого решения вопроса законодателями сильно пострадали водители, которые рискуют поплатиться дополнительным штрафом за езду по обочине, даже в тех безобидных случаях, когда они решают припарковаться на ней на вполне законных основаниях. В зависимости от настойчивости и прихоти инспектора ГИБДД водитель может спокойно потерять не лишние для него 1500 рублей.

Для справедливости нужно отметить, что большинство полицейских с пониманием относятся к данной проблеме и не применяют штрафные санкции, если движение производится с целью совершения разрешённой остановки и стоянки, а также при выезде с места стоянки на проезжую часть. Однако, в случае использования обочины для обгона потока машин или совершения неправомерной стоянки, инспекторы ГИБДД без всяких раздумий применяют своё законное право.