Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений. Методы прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуация Основы прогнозирования и предупреждения чс

Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предотвратить, поэтому борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии. Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций – одно из приоритетных направлений деятельности МЧС Республики Беларусь.

Прогнозирование ЧС – определение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование ЧС может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. Оно возможно только на основе решения задач мониторинга.

Мониторинг – это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

В зависимости от масштаба ЧС различают несколько видов мониторинга.

Глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере.

Региональный – слежение за процессами и явлениями в определенных регионах.

Импактный – слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах.

Базовый – слежение за состоянием природных систем, практически не подверженных антропогенному воздействию (заповедники).

С целью выявления источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, возможных масштабов и характера их развития для принятия необходимых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических последствий в Республике Беларусь 19 ноября 2004 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1466 создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМПЧС). Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в рамках Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, окружающей среды в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования являются:

– проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;

– сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;

– создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций;

– прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организацию проведения видов мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления:

Министерство по чрезвычайным ситуациям;

Министерство транспорта и коммуникаций;

Министерство энергетики;

Белорусский государственный концерн по нефти и химии;

Министерство промышленности;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

Министерство здравоохранения;

Национальная академия наук Беларуси;

Министерство лесного хозяйства.

МЧС осуществляет организацию и координацию функционирования СМПЧС и обеспечивает функции сбора, хранения, обработки информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозирование.

СМПЧС включает в себя 15 отдельных видов мониторинга:

транспортные аварии с опасными грузами;

– пожары и взрывы на опасных производственных объектах;

– аварии с выбросом химически опасных веществ на объектах;

– гидродинамические аварии;

– опасные геологические явления;

– аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ и загрязнением окружающей среды;

– опасные метеорологические явления;

– аварии электроэнергетических систем;

– опасные гидрологические явления;

– аварии систем жизнеобеспечения;

– пожары в природных экосистемах;

– аварии очистных сооружений;

инфекционные заболевания людей и эпидемии;

– эпизоотии;

– поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями и вредителями.

Перспективным направлением в работе СМПЧС является космический мониторинг – система мониторинга с помощью дистанционного зондирования искусственными спутниками Земли.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) при помощи искусственного спутника Земли (ИСЗ) – наблюдение поверхности Земли космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. Рабочий диапазон съемочной аппаратуры составляет от долей микрометра (видимое оптическое излучение) до метров (радиоволны). Методы зондирования могут быть пассивные, т. е. использующие естественное отраженное или вторичное тепловое излучение объектов на поверхности Земли, обусловленное солнечной активностью, и активные – использующие вынужденное излучение объектов, инициированное искусственным источником направленного действия. Данные ДЗЗ, полученные с ИСЗ, характеризуются большой степенью зависимости от прозрачности атмосферы. Поэтому на ИСЗ используется многоканальное оборудование пассивного и активного типов, регистрирующее электромагнитное излучение в различных диапазонах.

Космический мониторинг имеет преимущества в части более высокой оперативности и площади охвата земной поверхности.

В настоящее время в Научно-инженерном республиканском унитарном предприятии «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Беларуси действует аппаратно-программный комплекс для приема информации с искусственных спутников Земли, которая используется для мониторинга пожаров в природных экосистемах.

Существующий в Республике Беларусь комплекс принимает информацию со спутниковой системы NOAA и TERRA, имеющей среднее пространственное разрешение 1 км, но обладающей высокой оперативностью – съемка региона производится 4–6 раз в сутки.

Снимок с искусственного спутника Земли принимается в НИРУП «Геоинформационные системы» и проходит первоначальную обработку. Затем обработанные данные о тепловых аномалиях земной поверхности в виде оперативных сводок об обнаруженных объектах температурного излучения передаются в Государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Республики Беларусь». Работники отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РЦУРЧС с использованием современных ГИС-технологий анализируют полученную информацию и при необходимости направляют подразделения МЧС к месту возникновения пожара. С помощью данной технологии уже были обнаружены несколько десятков крупных природных пожаров на ранней стадии развития, что позволило своевременно принять меры по их ликвидации и не допустить выгорания сотен гектаров леса. Данная система в течение пожароопасного периода работает в автоматическом режиме. Это позволяет круглосуточно вести прием и обработку информации с целью обнаружения лесных пожаров на всей территории Республики Беларусь.

Для прогнозирования и предупреждения чрезвычайной ситуации большое значение имеет знание закономерностей и особенностей ее развития (рис. 4).

Рис. 4. Стадии развития ЧС: Е пу – энергия поля угроз; Е пуп – энергия

поля угроз последствий аварии; Т – время; А – стадия нормального

функционирования системы; Б – стадия накопления отклонений;

В – стадия инициирования ЧС; Z – точка бифуркации («обвала»);

Г – стадия ликвидации последствий

Для успешного предупреждения чрезвычайных ситуаций необходимо вовремя обнаруживать отклонения в ходе процессов, явлений (стадия Б) и, если возможно, не допускать их дальнейшего развития.

Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.



Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

Оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

2) выявление и оценка обстановки после ЧС;

3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мони­торинг и прогнозирование обстановки в этой области?

4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния тех­ногенных объектов и прогноз их аварийности?

5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвы­чайных ситуациях.

3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Оповещение - это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

Оповестить население - значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

По фильмам военных лет вам известно, что завывания си­рен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радио­приемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные ор­ганы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфиче­ские условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные сти­хийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)

К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Воз­можен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Обла­ко зараженного воздуха распространяется в юго-западном направ­лении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населе­нию, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запреща­ется, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все ни­зинные места. Населению, проживающему на улицах... следует не­медленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и вы­водить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколь­ко раз, рассчитана примерно на пять минут.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиаци­онной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.

Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.

Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время - при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оператив­ность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он вклю­чает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем сле­дует речевая информация, поясняющая порядок действий на­селения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения - вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «оповещение»?

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

И т.п.), которые являются источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития ситуаций, определения их масштабов с целью решение задач по предупреждению и организации ликвидации бедствия.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является многоплановой. Она осуществляется многими организациями (учреждениями) с использованием многих методов и средств. Так, например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями Госкомгидромета , который кроме того ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляется системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую входят учреждения и системы наблюдения Национальной академии наук, МЧС, Минобороны и Госстроя.

Важную роль в деле мониторинга играет Минэкологии, которое осуществляет общее руководство государственной системы экологического мониторинга.

Министерство здравоохранения через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование в этой сфере.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности осуществляют Госгортехнадзор, Госатомрегулирование, а также надзорные органы в составе министерств и ведомств, в том числе и МЧС.

Следует подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноз чрезвычайных ситуаций главным образом влияет на эффективность деятельности в области уменьшения рисков их возникновения и масштабов.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования ЧС на государственном уровне осуществляется МЧС, в частности управлением прогнозирования, которое в перспективе должно быть превращенным в Службу прогнозирования.

Прогноз рисков ЧС на территории страны в целом осуществляет МЧС во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти.

Как показывает многолетний опыт, без учета данных мониторинга и прогнозирования ЧС невозможно планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных ЧС.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования зависит эффективность и качество программ, планов и принятия решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


В основу мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению возможных потерь и ущерба от них возложены конкретные превентивные меры научного инженерно-технического и технологического характера, которые осуществляются по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий осуществляется в рамках инженерного, радиационной, химической, медицинской, медико-биологического и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС.

Предотвращения большинства опасных природных явлений связано со значительными трудностями по причине невозможности сопоставить их мощность с возможностями людей.

Однако, существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативное развитие которых можно остановить целенаправленной деятельностью людей. К ним можно отнести меры по предупреждению градобития, предотвращениювосхождения лавин, заблаговременному срабатыванию селевых озер и тех, которые образовались вследствие завалов русел горных рек, а также другие случаи, когда систематическое снижение накопленного потенциала опасных природных явлений является эффективным.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и убытков, уменьшения масштабов ЧС также являются многочисленными и многоплановыми и осуществляются по ряду направлений.

Одним из направлений снижения масштабов ЧС является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, которые защищают водоемы и водотоки от распространения радиационного и химического загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от других поверхностных загрязнений. Гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, дамбы и т.д.) используются для защиты от наводнения. К этим мерам следует отнести также и берегоукрепительные работы. Для уменьшения убытков от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов ЧС являются меры по повышению физической устойчивости объектов к воздействию повреждающего фактора в случае аварий, природных и техногенных катастроф .

Указанные направления превентивных мер могут быть объединены в одно - инженерная защита территорий и населения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Важным направлением превентивных мер, способствующих уменьшению масштабов ЧС (особенно в части потерь) является создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, которое позволяет принять своевременные меры по защите населения.

К организационным мероприятиям этого направления следует отнести: охрану труда и соблюдение правил безопасности, содержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из опасных зон, обучение населения, содержание в готовности органов управления и сил к ликвидации последствий ЧС.

Планирование мер осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на всех уровнях системы гражданской защиты. К этим планам входят мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, которые требуют значительных финансовых и материальных затрат, решаются в рамках национальных, государственных и территориальных целевых программ по предотвращению ЧС.

Конкретные мероприятия по предотвращению ЧС реализуются при подготовке объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. Эта подготовка осуществляется путем проведения уже проведенных отдельных мероприятий.

Территория города, с учётом преимущественно функционального назначения, делится на пригодную для проживания, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Кроме того, выделяются зоны возможного опасного землетрясения, возможного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений, радиоактивного загрязнения, химического заражения, пограничная зона, зона возможных разрушений в результате вооруженного конфликта, возможного образования завалов, внегородская зона, для которых также разрабатываются и проводятся мероприятия по предотвращению ЧС.

Следует заметить, что с целью обеспечения безопасности населения особенное внимание уделяется размещению потенциально опасных объектов и пригодных для проживания территорий.

В районах, которые поддаются влиянию землетрясений, наводнения, селей, оползней, обвалов должно быть предусмотрено местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры.

В сейсмических районах целесообразно расчленять планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывоопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмической опасностью 7-9 баллов, как правило, должны применяться двухсекционные жилые дома, высотой не более как 4-этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

При планировании населенных пунктов необходимо обеспечить снижение пожарной опасности застройки и улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населения.

При планировании строительства и реконструкции городских и сельских поселений должна быть предусмотрена единая система транспорта, которая бы обеспечивала удобные, быстрые и безопасные транспортные связки. Аэродромы следует размещать на таком расстоянии от населенных территорий, которое бы обеспечивало безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума и электромагнитных излучений.

Сооружения морских и речных портов размещаются за пределами населенных территорий. Железные дороги отделяются от жилищной застройки санитарно-защитной зоной с учетом пожаро - и взрывоопасных грузов, а также допустимых уровней шумов и вибрации.

Жилищные районы необходимо размещать с наветренной стороны относительно производственных предприятий, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также имеют повышенную пожарную опасность. Составы, в которых хранятся ядохимикаты, боеприпасы, удобрения, взрыво- и пожароопасные составы и производства, очистные сооружения, размещаются с подветренной стороны относительно населенных территорий.

Территории городских и сельских поселений, курортные зоны и места массового отдыха размещаются выше по течению рек и водоемов относительно выпусков производственных и хозяйственно-бытовых вод.

Проекты поселений должны предусматривать создание по берегам водохранилищ водоохранных зон. В водоохранных зонах запрещается размещение полигонов для твёрдых, бытовых и промышленных отходов, складов нефтепродуктов и минеральных удобрений, а также жилых домов и баз отдыха.

Размещение складов государственных материальных резервов, складов и перевалочных баз нефти и нефтепродуктов, складов взрывчатых материалов и базисных складов химически опасных веществ осуществляется рассредоточено за пределами территорий городов и их земельных зон в отделенных складских районах пригородной зоны с соблюдением санитарных и противопожарных норм. Полигоны для утилизации, обеззараживания и захоронения твердых бытовых и токсичных промышленных отходов размещаются на безопасном расстоянии от населенных пунктов.

Большое значение для предотвращения ЧС имеют инженерно-технические мероприятия. Они планируются и осуществляются в районах геологических процессов. Инженерная защита от одного или от нескольких опасных геологических процессов планируется и осуществляется независимо от ведомственной принадлежности территории, которая защищается, и объектов в рамках единой системы мероприятий относительно предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование техногенных ЧС - опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет.

Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния, и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Экологическое прогнозирование - это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами.

Чрезвычайные ситуации экологического характера выявляются и прогнозируются при проведении мониторинга окружающей среды государственными структурами. Для получения исходной информации, необходимой для оценки состояния природной среды, используют различные методики исследований.

С помощью приборов обычно измеряют физические и химические параметры среды: величины и спектр шумов, температуру, характеристики электромагнитных полей, характеристики радиоактивного загрязнения среды, характеристики геофизических явлений, концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы и др. Для прогнозирования ЧС экологического характера измерения отдельных параметров приборами недостаточно. Поэтому для прогнозирования, уточнения прогнозов широко используются и биоиндикаторы.

В Республике Беларусь законодательно установлены допустимые нормы большинства экологических загрязнений, в частности, для химических загрязнений установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ отдельными хозяйственными объектами.

Основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование - это получение качественных и количе­ственных характеристик о будущем состоянии процесса или яв­ления.

Наиболее важный элемент при прогнозировании - информа­ция об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. Она и позволяет с использованием тех или иных методов опреде­лить состояние объекта в будущем.

Методы прогнозирования подразделяются на три группы: эв­ристические, статистические, математическое моделирование.

Эвристические методы строятся на использовании мнений спе­циалистов-экспертов и используются для прогнозирования процес­сов, формализовать которые (представить в виде формул, уравне­ний) практически невозможно. Главное для работы экспертов - получение объективной начальной информации о прогнозируемом процессе.

Эвристическое прогнозирование широко применяется для оп­ределения тенденций развития социальных и исторических про­цессов, развития науки и техники (качественный прогноз, осно­ванный, например, на оценках ученых, социологов, политиков, писателей-футурологов и т. п.).

Статистические методы прогнозирования строятся на основе обработки статистического материала об интересующих явлениях и процессах и получении математических зависимостей, связыва­ющих полученные характеристики со временем.

Математическое моделирование выполняется на основе стати­стического материала (результатов наблюдений), являющегося ис­ходным.

Все изложенное можно отнести и к прогнозированию ЧС.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - получение количе­ственных характеристик о процессе возникновения и развития ЧС в будущем на основе анализа причин и источников их возникно­вения в прошлом и настоящем.

Процесс прогнозирования ЧС по назначению логично разде­лить на два этапа:

1) прогнозирование возникновения ЧС;

2) прогнозирование сценариев развития и последствий Ч С.

Разные цели, объемы исходной информации, ее содержание и способы получения, с одной стороны, позволяют рассматривать эти этапы вполне самостоятельно; с другой стороны, оба этапа неразрывно связаны, являясь стадиями единого процесса - про­гнозирования возникновения и развития ЧС.

Прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций

Методы прогнозирования возникновения наиболее развиты применительно к Ч С природного характера, точнее к вызывающим их ИЧС. Для своевременного прогнозирования возникновения ЧС прежде всего необходима хорошо отлаженная система государ­ственного мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и техногенных происшествий - изменениями в магнитном, элект­рическом, гравитационном полях Земли, в природной среде или технологических процессах на ПОО, которые появляются за не­которое время до наступления опасного события, но обусловле­ны этим событием.

Задача прогнозирования техногенной ЧС в отличие от природ­ной решается проще, так как в подавляющем большинстве случа­ев для техногенного ИЧС заблаговременно известны его коорди­наты и максимальная мощность (потенциал опасности).

В районах с риском природных опасных явлений могут возни­кать вторичные опасности, как правило, техногенного характера. Мониторинг и контроль за расположенными здесь объектами, а также прогнозирование возникновения на них ЧС, должны осу­ществляться с учетом возможного поражающего действия нега­тивных природных процессов.

По времени упреждения возникновения ЧС выделяют долго­срочный, средне- и краткосрочный прогноз. Для управления без­опасностью населения и территорий прежде всего необходимо долгосрочное прогнозирование (до нескольких лет), проводимое в целях формирования государственной политики в области за­щиты населения, принятия стратегических решений (превентив­ных мер защиты). Краткосрочный прогноз (часы, дни) крайне необходим для принятия экстренных тактических мер по защите населения (например, эвакуация при землетрясении).

Как показали трагические события 26 декабря 2004 г. (цунами в Индийском океане), приведшие к гибели более 280 тыс. человек, чрезвычайно важным элементом обеспечения безопасности лю­дей является не только прогнозирование возможной опасности, но, что не менее важно, своевременное оповещение населения об этой опасности.

Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций

Методы прогнозирования последствий хорошо развиты приме­нительно как к природным ЧС, так и к техногенным. Основная цель этого прогнозирования заключается в определении возможного ущер­ба от ЧС и выработке мер по защите населения и территорий.

Обычно прогнозирование последствий проводят в два этапа. Первый этап - заблаговременное прогнозирование, второй -

оперативное. Общими для этих этапов являются метод и содержа­ние прогнозирования: определение расчетным путем основных характеристик ЧС. Разнятся этапы целями, объемом и способами получения исходной информации, использованием результатов прогнозирования.

Заблаговременное прогнозирование проводится с помощью авто­матизированных систем, программных комплексов, по специаль­ным таблицам и справочникам на пунктах управления РСЧС. Ущерб определяется по общему числу объектов, доле населения, попа­дающих в зону действия тех или иных ПФ. Для площадных и ли­нейных объектов (дороги, магистрали) ущерб рассчитывается как относительная доля площади (длины) объекта, попавшая в зону ЧС. В итоге при заблаговременном прогнозировании получают обоб­щенные характеристики последствий для данного региона, кото­рые, однако, не дают информации об обстановке на конкретном объекте.

Оперативное прогнозирование выполняется сразу же после воз­никновения ЧС на основе фактических данных о характеристиках источника опасности, о реально сложившейся обстановке и дей­ствующих факторах в зоне ЧС.