Понятия и признаки правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность. Правоприменительный акт


Правоприменительная деятельность- это организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера.
От правоприменительной деятельности как системы действий следует отличать ее процедурно-процессуальные формы.
Процедурно-процессуальные формы правоприменительной деятельности выражаются в регламентированном правом порядке совершения правоприменительных действий, обеспечивающем надлежащее (правильное) применение права, т. е. его законность, обоснованность, целесообразность. Процедурно-процессуальная форма характеризуется наличием прав у участников правоприменительного процесса, а также гарантий, стоящих на страже законности, обоснованности и целесообразности применения норм права.
В рамках процедурно-процессуальных форм особо выделяются процессуальные формы (в строгом смысле). Это - формы правоприменительной деятельности, выраженные в порядке разрешения юридических дел при осуществлении социалистического правосудия и связанные в основном с особенностями правового принуждения (1.16.6).
Специфическими чертами отличается и процедура правоприменительной деятельности в случаях, когда последняя сводится к административно-правовому индивидуальному регулированию конкретных общественных отношений (например, в области хозяйственного управления). Процедура здесь в определенной мере сходна с правотворческой: вобоих случаях должен быть обеспечен порядок подготовки и принятия решений, который соответствует началам науки социального управления, необходимости полного и правильного урегулирования общественных отношений.
Правоприменительная деятельность выражается в правоприменительных актах, т. е. в промежуточных или завершающих юридических действиях правоприменительного органа, порождающих те или иные последствия в процессе применения права. Завершающий, конечный акт применения права - юридическое действие по решению юридического дела, в результате которого в ткань правовой системы включается новый (отменяется или изменяется старый) элемент - индивидуальное предписание.
Слово «акт» при характеристике правоприменительной деятельности имеет и иное значение. Этим термином обозначается также акт-документ, своего рода юридический и фактический источник, форма существования индивидуального предписания, в котором юридическое действие правоприменительного органа по решению юридического дела закрепляется формально. Здесь понятие «акт применения» отделяется от самого решения юридического дела и его результата - индивидуального предписания. Иначе говоря, перед нами не само по себе действие по применению юридических норм и не сам по себе его результат, а результат действия, выраженный в обязательной, как правило, письменной форме, т. е. акт-документ.
При теоретической разработке правоприменительных актов следует учитывать те смысловые различия, которые существуют между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание» и «акт применения». Если первое из указанных понятий (решение юридического дела) охватывает завершающее правоприменительное действие, второе (индивидуальное предписание) указывает на результат правоприменения, то третье (правоприменительный акт) выражает результат решения юридического дела, рассматриваемый в единстве с его внешней, документальной формой, т. е. акт-документ. Достоин особого внимания вопрос о том, что, в принципе, соотношение между понятиями «решение юридического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание», «акт применения» такое же, как и соотношение между понятиями «правотворческое решение», «юридическая норма» и «нормативный юридический акт».
Характер зависимости, «сцепления» между правотворческим решением, юридической нормой, нормативным актом, с одной стороны, а с другой - между решением юридического дела, индивидуальным государственно-властным велением и актом применения в принципе один и тот же. Не является ли это выражением того, что и тому и другому ряду правовых явлений присущи некоторые общие закономерности. Положительный ответ на этот вопрос, думается, связан с тем, что в обоих случаях (и только в этих случаях) перед нами выражение активной государственной деятельности в сфере правового регулирования, направленной, в частности, на правовое (в одном случае - нормативное, в другом - индивидуальное) регулирование общественных отношений и объективируемой в праве как институционном образовании

Еще по теме 7. Правоприменительная деятельность. Правоприменительный акт.:

  1. Раздел одиннадцатый. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное административное управление »

« »


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Правоприменительная управленческая деятельность

1.1 Понятие механизма правоприменения

1.2 Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевременное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.

Цель: Правоприменительная управленческая деятельность.

Объектом: Исследование вопросов применения правовых норм, форм и методов правоприменительной управленческой деятельности.

правоприменительный управленческий

ГЛАВА 1. Правоприменительная управленческая деятельность

Правоприменительная управленческая деятельность - это разрешение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм. Эффективность осуществляемых преобразований находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевременное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.

Происходящие в общественной жизни изменения требуют переосмысления отдельных сторон правоприменения. Это связано с появлением совершенно новых субъектов правопорядка, трансформацией взаимоотношений между его участниками, необходимостью совершенствования правореализационного процесса, повышения его эффективности, качества, упрочения гарантий прав и свобод граждан, усиления их правозащищенности.

Исследование вопросов применения правовых норм, форм и методов правоприменительной управленческой деятельности позволяет повысить «инструментальную» значимость права, открыть новые возможности его осуществления в целях формирования правового государства, демократизации общественной жизни, создания стабильной обстановки в стране.


1.1 Понятие механизма правоприменения

Если правоприменение - одна из важнейших сторон функционирования государства и государственного аппарата, то необходимо понять - с чего начинается и чем завершается процесс правоприменения, какие последствия вызывает правоприменительный акт, т. е. каков механизм правоприменения.

Под механизмом правоприменения понимаем совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных правовых средств, используемых государством, его органами, должностными лицами в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного применения права в соответствии с волей законодателя.

Механизм связывает применяемую норму права с ее полным осуществлением в поведении субъектов правоотношений - это система правовых актов, действий, решений компетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются и претворяются в жизнь организующая и обеспечивающая функции правоприменения.

1.2 Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии

Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. Фактические обстоятельства - это жизненные факты, образующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменительной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями.

Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются‚ такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетентному органу для возникновения и «движения> правоотношения необходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К таким обстоятельствам относятся следующие:

Когда определенные правоотношения должны пройти контроль о стороны соответствующих правоприменительных органов. Например, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотариальными органами;

Если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;

Когда ненадлежащим образом используются права и обязанности или существуют препятствия для их реализации;

Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (признание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);

Когда имеет место правонарушение и правонарушителю необходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт применения вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;

Когда без правоприменительного акта не возникает правоотношение, не реализуется норма.

Следующая стадия применения права - это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (правовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации (юридической оценки путем отнесения к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное использование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной ситуации в соответствии с этим.

Юридические коллизии и конфликты при применении правовых актов. Конституция РФ существенно расширила права субъектов Федерации, наделив каждый из них правом иметь свое законодательство (Ст. 5, ч. 1). В связи с этим возрастает возможность расхождений противоречий между федеральным законодательством и нормотворчеством субъектов Федерации, равно как и различий в законодательстве достаточно многочисленных субъектов Федерации.

Нередко возникает необходимость определить:

а) какой их двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу;

б) какой закон (правовая норма) должен быть применен в конкретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).

Почти всем государствам с федеративным устройством известны юридические конфликты - коллизии. Их причинами могут быть несовпадения политических или экономических интересов, а также не умение законодателей обеспечить необходимую в условиях федерации гармонизацию права. Правила по разрешению юридических коллизий должны быть едиными и установлены в централизованном порядке.

Конституция РФ относит разрешение коллизий к предметам ведения РФ как таковой (ст. 71, ч. 1), что обеспечивает единое правовое пространство России. Правила решения коллизий по вертикали, т. е. между федеральным законом и правовыми актами субъектов Федерации, основаны на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны (ст. 4, ч. 2).

Единственное исключение из этого правила - когда федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках его исключительной компетенции (ст. 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, решает Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ содержит еще одну важную коллизионную норму: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила международного договора (ст. 15, ч.4).

Важная часть федерального коллизионного права - коллизионные нормы, определяющие, закон какого из двух или нескольких субъектов Федерации должен быть применен по конкретному делу. В мировой практике сложилсi4 целый ряд принципов (так называемых коллизионных привязок), на основе которых решается этот вопрос, например в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки, закон места нахождения имущества. Для конституционного права важны привязки, определяющие, какой закон применяется к иностранцу - национальный или закон местожительства.

В российском законодательстве коллизионные нормы содержатся в гражданском, семейном праве и в законодательных актах других отраслей права.

Стадия решения дела и документального оформления принятого решения.

Результатом управленческой нормотворческой деятельнос­ти являются нормы права подзаконного характера, регулирую­щие отношения в сфере управления.

Правоприменительная деятельность органов и должност­ных лиц, осуществляющих исполнительную власть, заключает­ся в действиях субъектов управления по подведению конкретно­го, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. раз­решение на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает в себя: уста­новление фактических обстоятельств дела, выбор, отыскание со­ответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и простран­стве), уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование, принятие по делу решения (индивидуального акта), исполнение акта.

Регулятивная форма правоприменения используется для раз­решения индивидуальных конкретных управленческих дел и воп­росов организационного, хозяйственного, социально-культурно­го, оборонного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан,

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управлен­ческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридичес­кие споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, других субъектов в сфере управления, применяются меры госу­дарственного принуждения к лицам, не выполняющим админи­стративно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности делятся на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельнос­ти используются для решения организационно-штатных вопро­сов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и струк­турными подразделениями внутри самого органа, а также управ­ления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспече­ния выполнения возложенных на орган задач и функций, со­ставляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы государственного управления делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности пре­допределяется ее юридическими свойствами.

Единственный приемлемый способ выражения правотвор­ческой деятельности - словесный. Результат правотворчества субъектов исполнительной власти - нормативный юридичес­кий акт, который представляет собой официальный акт-доку­мент. Только в своем документально-содержательном ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм. Правоприменительная деятельность выражается письменным, устным и конклюдентным способами.

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности - индиви­дуальный письменный акт-документ.

Широко используется и устный способ (устные приказы, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может выражаться и при помощи опреде­ленных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта приме­нения права. Воля субъекта управления может выражаться в жестах сотрудника ГАИ, регулирующего движение транспорта и пешеходов.

К неправовым формам управленческой деятельности отно­сятся формы выражения организационных и материально-тех­нических действий. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления, они также должны соот­ветствовать целям и задачам управления.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опы­та, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке на­учно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Организационные мероприятия осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.

К материально-техническим действиям относят, например, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформ­ление документов и др. Материально-технические действия при­званы обеспечить четкую и эффективную работу субъектов уп­равления. Они облегчают процесс управления, повышают произ­водительность и культуру управленческого труда. По мере ус­ложнения процессов управления значение и объем материаль­но-технических действий увеличиваются.

В целом эффективность управленческой деятельности за­висит от умелого сочетания правовых и неправовых форм этой деятельности. Что же касается реализации исполнительной вла­сти, то она возможна лишь в административно-правовой форме

(за исключением внутриорганизационной деятельности, кото­рая может быть выражена в обеих формах), ибо исполнительная власть не может быть выражена в инструктажах, совещаниях, семинарах и т.д.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…..…………….3

1. Правоприменительная деятельность..…………………….…………..………6

1.1. Понятие применения права и его признаки …………………………….….6

1.2.Общая характеристика стадий применения права...………………………10

2.Стадии применения права……………….………………………….……….12

2.1. Установление фактических обстоятельств дела………………………..……12

2.2. Установление юридической основы дела……………………………………….15

2.3. Вынесение решения по делу………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..25

Введение

Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.

Осуществляя управление обществом, государство использует для этого правотворчество. Но после издания норм права возникает необходимость в их реализации.

В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, который олицетворяет государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Особенно важным становится применение права в современную сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать всё то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

“Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”.

Для более эффективного применения норм права должностное лицо уполномоченного на это органа должно представлять себе причины, при которых возникает необходимость в правоприменении, знать стадии процесса правоприменения и уметь подвести весь процесс к его логическому завершению – вынесению акта применения права.

Актуальность исследования темы заключается в необходимости анализа стадий правоприменительной деятельности, чтобы понять их цели и задачи, влияние на человека и общество.

По степени научной разработанности тему можно охарактеризовать как довольно изученную благодаря тому, что мы практически ежедневно сталкиваемся с правоприменительной деятельностью. Изучению стадий правоприменительной деятельности посвящено большое количество статей, учебников, работ. Например, эту тему в своих книгах раскрывают В.В. Лазарев в «Общей теории права и государства» , В.В. Лазарев, С. В. Липень в «Теории государства и права» , В.Н. Карташов в книге «Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность» , Также следует отметить работы С.А. Комарова «Общая теория государства и права» , Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права» . Но наиболее полно и доступно тема изложена В.Н. Хропанюком в «Теории государства и права» и М.Н. Марченко в «Теории государства и права»

Объектом исследования в данной работе следует считать особый вид реализации права, а именно стадии правоприменительной деятельности.

Цель работы: выявить основные стадии правоприменительной деятельности, проанализировать их, рассмотреть вопросы данной деятельности в повседневной жизни, сделать выводы по улучшению правоприменения.

Задачей является анализ основных стадий правоприменительной деятельности, таких, как установление фактических обстоятельств дела, установление юридической основы дела, вынесение решения по делу.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка литературы.


1. Правоприменительная деятельность

1.1. Понятие применения права и его признаки.

“Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний”. Применение права представляет собой особую форму реализации права.

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы невозможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

Когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).

Когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).

Когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).

Когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.

Применение права обладает рядом существенных признаков.

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. “Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой “технологию” достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой”. Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. «Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования общественных отношений».

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней.

Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям.

Применение закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осу­ществляют эту деятельность строго в рамках, предоставленных им полномочий.

Применение права - после правотворчества - второй по значению, но не менее важный фактор, существенно влияющий на правовое регулирование в самом процессе воздействия права на общественные отно­шения.

Властная деятельность компетентных органов становится необходимой, когда:

а) субъекты общественных отношений не могут сами без помощи власт­ных органов реализовать свои права и обязанности, представленные правом. Эти органы организуют этот процесс (прием на работу, зачис­ление в ВУЗ, призыв в армию и т.д.)

б) имеется спор по поводу определенного факта или отношения, причем сами стороны не могут прийти к согласованному решению (о раз­деле имущества) или существуют препятствия для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей;

в) возникает необходимость в применении государственного принуждения (назначение наказания за совершенное правонарушение, изъятие у некоторых категорий лиц);

г) для возникновения определенных правоотношений требуется официа­льное установление наличия или отсутствия конкретных фактов, а так же где нужно официально закрепить те или иные действия, оформить их в качестве юридически значимых фактов с одновременной проверкой их правильности и законности (регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты, оформление результатов голосования, признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим). Все изложен­ное позволяет заключить, что применение права - важнейшая и особая форма реализации правовых норм.

Таким образом, применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия и действуя только на основании закона. Например, не уполномоченные граждане не могут производить судебные действия. Следовательно, цель правоприменения - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями и придание им организованного и стабильного характера.

1.2. Общая характеристика стадий применения права

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Правоприменительная деятельность представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Например, в учебнике Н.И. Матузова и А.В. Малько выделены пять стадий:

Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов) .

Установление фактических обстоятельств дела;

Установление юридической основы дела;

Вынесение решения по делу.

Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.

Единственным изначальным основанием начала процесса при­менения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия право­применения состоит в установлении юридических фактов и юри­дических составов (совокупностей различных фактов). Это могут быть «главные факты» и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, как того требует нормальное раз­решение юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Часто сбор доказательств и предварительное установление фак­тов являются делом одних лиц, а вынесение решения по делу - других. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности фактов и их обоснованности.

Исходя из перечисленного, можно сделать вывод о том, что основными стадиями правоприменения все-таки являются 3 стадии: установление фактических обстоятельств дела; установление юридической основы дела; вынесение решения по делу. Именно они характеризуют природу правоприменительной деятельности.


2. Стадии применения права.

2.1. Установление фактических обстоятельств дела

Целью первой стадии правоприменительного процесса яв­ляется достижение фактической объективной истины. Установление фактических обстоятельств дела - жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу применения права. Это подготовительная стадия правоприменения.

Среди фактических обстоятельств должны быть выделены значимые факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. “Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размеры санкций”. В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом (или фактом, подлежащим доказыванию). Это, например, факт убийства, совершенного гражданином.

Применение закона должно основываться на полной, достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления - это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д.

Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК) .

Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, не допустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора.

Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, об истинности такого решения говорить нельзя.

Эта стадия правоприменения имеет большое значение именно в силу того, что она является предварительной стадией. Например, если в расследовании уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события, имеющие отношение к возникновению и развитию правонарушения, то по прошествии времени это будет сделать гораздо сложнее. Чем больше фактов, относящихся к делу, будет выявлено и закреплено на первом этапе, тем легче будет реализовать следующие этапы правоприменения.

Следовательно, поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.

Версий может быть много, но истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос - сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным, а стало быть, и нельзя направлять его в суд.

2.2. Установление юридической основы дела.

Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т.е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты.

Основная трудность на данном этапе заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В частности, устанавливают:

Действует ли она на момент разрешения конкретного дела

Действует ли она на той территории, где решается дело

Распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения

Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет" , согласно которому, нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу; "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют" ; "Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом" (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т.д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации - когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности текста акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц;

г) уяснения смысла и содержания нормы.

Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, затем устанавливается вид отраслевого юридического института, охватывающего подобные случаи, а затем уже выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай.

Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме.

Затем необходимо произвести “критику” правовой нормы - тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая “критика” подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика относится к самому закону, иному акту. Выясняется, правомерен ли сам закон, не противоречит ли он закону с более высокой юридической силой, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на время возникновения регулируемых правоотношений, данную территорию и данных лиц. Например, не противоречит ли “Закон о простом и переводном векселе” тексту “Единообразного закона” Женевской конвенции, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Если правовой акт не прошел “высшую” критику, применяться он не может. Так, нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу. Например, закон, официально не опубликованный, применяться не может.

"Низшая критика" касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, то есть погрешности полиграфического или машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом, содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или, в крайнем случае, выверенной и завизированной копией официального текста.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

На последнем этапе данной стадии правоприменительного процесса необходимо уяснить смысл и содержание нормы, или иначе произвести толкование нормы права. Этой деятельностью занимаются все участники правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным случаям. Но наибольшее значение толкование имеет на этой стадии правоприменительного процесса, поскольку “сам процесс толкования правовых норм – сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специальные юридические знания” , то есть это деятельность субъективна, и именно здесь может возникнуть опасность ошибки, особенно при толковании нормы права, прямо не относящейся, и ранее не применявшейся для регулирования данного правоотношения в силу, отсутствии в законодательстве конкретной нормы, подходящей к установленным обстоятельствам. Кроме того, на этом этапе нужно попытаться установить все вспомогательные нормы, которые могут помочь в уяснении главной нормы права.

Таким образом, эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Ошибки здесь не могут иметь место, потому что это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.).

2.3. Вынесение решения по делу.

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать с разных сторон:

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

1. Его юридическое значение может состоять в юридической констатации, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2. После вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

Из вышесказанного следует, что решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. Оно представляет собой умо­заключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-госу­дарственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

Заключение.

Итак, мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет ряд существенных признаков:

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, в результате заканчиваются вынесением правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Это Законность (соблюдение всех процедурных требований при рассмотрении дела), обоснованность (подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами), справедливость (правильность решения дела с точки зрения интересов народа и государства) и целесообразность.

В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

Для улучшения качества правоприменения можно внести следующие предложения:

1. на стадии установления фактических обстоятельств дела можно сделать обязательной проверку свидетелей на детекторе лжи. Это поможет объективно оценить их показания, следовательно правильно выбрать правовую норму и меру наказания для обвиняемого.

2. исходя из того, что после возбуждения уголовного дела потерпевшие и свидетели зачастую остаются практически один на один с обвиняемым, подвергаются шантажу, угрозам, моральному давлению и даже физическому насилию, целесообразно скорректировать правоприменение в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения. Например, до вынесения приговора обвиняемому скрывать свидетелей от заинтересованных в изменении их показаний лиц.

3. также для скорейшего выявления и розыска преступника есть смысл наряду с дактилоскопией сделать обязательной сдачу анализа ДНК.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации Москва Проспект 1999г.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: [Принят 24 июля 2002 г., № 95 ФЗ] // Российская газета. – 2002. - № 137. – ст. 56.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [Принят 14 ноября 2002 г., № 138 ФЗ] // Российская газета – 2002. - № 220. – ст. 306.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [Принят 18 декабря 2001 г., № 174 ФЗ] // Российская газета – 2001. - №249. – ст. 74, 79, 342, 343.

Учебная литература

1. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / В. Н. Карташов. - Саратов., 1989.

2. Комаров С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. - М., 1996.

3. Лазарев В. В. Общая теория права и государства / В. В. Лазарев. - М. : Юристъ, 2001.

4. Лазарев В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М., 1998.

5. Марченко М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. - М. : Норма, 2002.

6. Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2002.

7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. - М. : Интерстиль, 2003.


Лазарев В.В. Липень С. В. Теория государства и права. - М. : 1998. – С.303

Лазарев В. В. Общая теория права и государства. – М. : Юристъ, 2001.

Марченко М. Н. Указ. Соч. С.399-400

Конституция Российской Федерации ст. 54 ч. 1

Конституция Российской Федерации ст. 57

Марченко М. Н. Указ. Соч. С.400-401

Лазарев В.В. Липень С. В. Указ. Соч. С. 317

Марченко М. Н. Указ. Соч. С.401-402

В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний. Эта формулировка считается общепризнанной. В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения .

Общие сведения

Правоприменение - это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов. Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.

Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:

  • Разрешить спорную ситуацию, когда стороны не могут прийти к согласию самостоятельно.
  • Обеспечить государственный контроль.
  • Официально установить отсутствие/наличие конкретных фактов, признать их юридически значимыми.
  • Пресечь ненадлежащее исполнение обязанностей и осуществления прав.
  • Определить меры ответственности при совершении правонарушений.

Властный характер

Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это , в первую очередь, государственно-властный характер. Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности. Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства. Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.

Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.

Интеллектуально-волевой аспект

Правоприменение - это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

Правоприменение - это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок. Соответственно, к правоприменителям предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональных качеств.

Процессуальная форма

Она дисциплинирует участников процесса правоприменения , обеспечивает предсказуемость и согласованность их поступков. Процессуальный характер деятельности, таким образом, обуславливается необходимостью синхронизации действий субъектов, их многоэтапностью и повышенной социальной значимостью.

Процессуальная форма выступает как гарантия принятия справедливых и обоснованных решений.

Практический результат

Правоприменение законодательства завершается принятием юридически значимого, индивидуально-властного решения. В нем приводится не только правовая оценка конкретной ситуации, но также определяется последующее поведение ее участников.

Решения, принятые в результате правоприменения, обязательны не только для непосредственных адресатов, но и для неопределенного числа субъектов, косвенно или прямо причастных к их выполнению. К примеру, приказ ректора университета о зачислении выпускника школы на 1 курс является юридически значимым не только для него самого, но и для разных служб образовательного учреждения, военкомата.

Этапы

Практика правоприменения достаточно обширна и разнообразна. Этот процесс довольно сложный, продолжительный по времени. Реализуется правоприменительная деятельность в несколько этапов. На каждом из них выполняются конкретные задачи, которые последовательно приводят к единой цели - принятию обоснованного решения, регламентирующего определенную ситуацию.

Стадиями правоприменения называют сравнительно обособленные совокупности действий. Они связаны с обеспечением надлежащего исполнения нормы, регулирующей проблемную ситуацию.

Условно выделяют следующие этапы:

  1. Определение фактической основы.
  2. Выбор и исследование юридической нормы.
  3. Принятие и документальное оформление решения.

Определение основы

Каждую ситуацию можно охарактеризовать огромным числом разных фактических обстоятельств. Однако большая часть из них не влияет на юридическую оценку. В этой связи в конкретном деле для решения вопросов правоприменения устанавливают только 2 категории фактических обстоятельств:

  1. Основные. Они вытекают из диспозитивных частей материально-правовых норм. Эти обстоятельства оказывают непосредственное влияние на юридическую оценку конкретной ситуации. К примеру, это могут быть факты наличия субъективных прав, их нарушения и пр. неустановление либо неверное определение таких обстоятельств влечет отмену решения, вынесенного по делу.
  2. Вспомогательные. Их именуют также факультативными. Такие факты непосредственно на квалификацию ситуации не влияют, но способствуют установлению истинного положения дел. В их число входят разные доказательственные факты. После их установления в суде они могут стать подтверждением обстоятельств, включенных в предмет доказывания. В эту же группу входят процессуальные и проверочные факты. Первые используются для определения подведомственности спора, вторые - для опровержения или подтверждения доказательств.

Выбор и анализ нормы

На этом этапе правоприменения осуществляется квалификация ситуации. Она предполагает деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сопоставление и юридическую констатацию фактических обстоятельств, реально происходивших в конкретный момент, типовой их модели, отраженной в норме.

Уполномоченный субъект сначала определяет область правоприменения - отрасль, нормы которой регламентируют конкретную ситуацию. Далее устанавливается институт права и конкретное нормативное положение. При этом проводится своего рода "критика" нормы. В частности, устанавливается, имеет ли она силу в данный период времени, распространяет ли она свое действие на данную территорию и пр. После этого уполномоченный субъект устраняет вероятные коллизии и определяет точный смысл нормативного предписания, толкует его содержание и сравнивает с другими нормами.

Необходимо учитывать, что юридическая квалификация зачастую предполагает не только правовую, но и общественно-политическую, а в ряде случаев и нравственно-психологическую оценку.

Принятие и оформление решения

Этот этап правоприменения считается основным. Предыдущие стадии рассматриваются как подготовительные. На этапе принятия и оформления решения объединяются:

  • Сведения о фактических обстоятельствах, которые подвергаются юридической квалификации.
  • Правовая информация, закрепленная в нормах (юридический состав) и отражающая отношения к данной и аналогичным ситуациям со стороны уполномоченных правотворческих структур и всего государства в целом.
  • Социальные сведения. Они выражаются в разных социальных нормах: политических, моральных, религиозных и пр. Эта информация содержит оценку ситуации со стороны общества.

На основе информации, полученной в достаточном объеме законными способами, правоприменителем дается итоговая юридическая оценка, которая и оформляется официальным правовым актом, реализация которого влечет правовые последствия.

Формы

На практике различаются:

  • Бесспорное, простое, упрощенное правоприменение. Оно не предполагает специальное изучение норм и привлечение к процессу других лиц. Примером можно назвать издание приказа директора предприятия о приеме гражданина на работу.
  • Правоприменение, осложненное спором или конфликтом. В этом случае для принятия решения необходимо провести полное исследование ситуации и собрать доказательства.

Юридически значимый спор

Такой конфликт можно рассматривать как своего рода противостояние субъектов права, имеющих разную юридическую позицию для защиты своих интересов. Между участниками правоотношений возникает спор, выраженный в совместном состязании. Оно может быть устным либо письменным. При этом каждая сторона отстаивает свою позицию и отвергает доводы противоположной стороны.

Гарантией объективного и справедливого разрешения спорной ситуации является ее публичность, состязательность и равенство участников. Обоснование позиции осуществляется в форме доказывания. Оно предполагает подачу информации с подтверждением. В результате сведения становятся убедительными и достоверными.

Установление истины

Оно считается одной из ключевых проблем правоприменения . Истиной считается свойство знаний о действительности. Выражается оно в соответствии с событиями, имевшими место реально.

В рассуждениях человек отражает мир таким, каким видит, а не таким, каким он является на самом деле. В этой связи истина зависит от субъективных способностей и возможностей конкретного индивида, средств и условий познания. Она может искажаться под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Существующие погрешности в рассуждениях устраняются путем доказывания. В содержательном плане оно выступает не столько мысленным процессом, сколько коллегиальной процессуальной деятельностью.

Виды правоприменения

Классификацию можно проводить по разным признакам: в зависимости от проблем правоприменения , субъектов, объектов и пр.

Если говорить о субъектном составе, то можно выделить следующие виды:

Исполнительно-распорядительный. В эту категорию включают такие направления правоприменения, как контроль и конкретизация. Соответствующую деятельность осуществляют уполномоченные служащие, замещающие разные должности в исполнительных структурах. Суть их работы заключается в гармонизации публичных и частных интересов. В своей деятельности служащие должны следовать закону и отвечать ряду требований (обладать соответствующим уровнем профессионализма и компетентности).

Правоохранительный. В данном случае речь об установлении фактов, рассмотрении споров, применении санкций за нарушение закона. Эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, которые не зависят ни от административных, ни от политических структур. Ключевое место среди них отведено судам.

Правоприменительные акты

Как выше говорилось, они выступают результатом реализации права. Правоприменительные акты представляют собой документы, закрепляющие государственно-властные, индивидуально-конкретные решения уполномоченных органов по определенному юридическому делу. Они рассматриваются как разновидность правовых актов. При этом правоприменительные документы имеют ряд особенностей:

  • Утверждаются уполномоченными госструктурами.
  • Обладают государственно-властным характером.
  • Имеют обязательную силу.
  • Закрепляют индивидуально-конкретные предписания.
  • Их реализация обеспечивается мерами государственного принуждения.

Виды актов

Классификация может осуществляться по:

  • Субъектам, которые принимают акты. В соответствии с этим признаком, выделяют решения исполнительных структур (к примеру, акт о начале призыва в ряды ВС, диплом о получении звания профессора и пр.) и правоохранительных институтов (например, постановления об открытии уголовного производства, об отказе в возбуждении дела и пр.).
  • Ключевым направлениям государственной деятельности в разных сферах. К примеру, акты могут издаваться в экономической области (постановление о выделении дотаций какому-то региону), военного дела (решение о предоставлении отсрочки от службы), культуры (решение о создании культурно-исторического центра народов России), охраны порядка (постановление о вменении денежного взыскания за нарушение ПДД).
  • Специфике предписания. По этому признаку различают регулятивные (они предназначены для фиксации, оформления, реализации правомерных действий) и охранительные акты (направленные на защиту интересов и прав субъектов).
  • Процедуре утверждения. Акты могут приниматься коллегиально (к примеру, решения Высшей комиссии Минобрнауки о присуждении научной степени) или единолично (указ о снятии с должности министра).
  • Времени действия. Существуют акты однократного (постановление о формировании комиссии по организации празднования юбилея города) и длящегося применения (решение о регистрации организации).
  • Значению. По этому признаку различают основные (к примеру, судебные приговоры), вспомогательные (определения о приобщении к делу материалов, предоставленных истцом), дополнительные акты (протокол заседания комиссии).

Правоприменительные документы также классифицируют в зависимости от территории. Акты могут приниматься на федеральном (к примеру, постановления правительства) и региональном уровне (решения областной администрации).