Штраф за проезд по обочине год. Движение по обочине. Нарушение ПДД. Штраф за обочину. Особенности данного опережения

И в зимнее, и в летнее время, в больших и маленьких городах, а также на загородных маршрутах можно встретить водителей, которые едут по обочинам. Причина у каждого своя. Кому-то нужно обогнать впереди едущее транспортное средство, а сделать это по правилам ездок почему-то не в состоянии. Другим кажется неприемлемым качество дорожного покрытия на проезжей части, и он сворачивает вправо. Третьи вообще выезжают на обочину полосы встречного движения.

Такое поведение на дороге всегда является сильным раздражающим фактором для тех, кто ездит по правилам даже в самых невыносимых дорожных условиях. И нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание для таких водителей?

○ Наказание за движение по обочине.

Для обывателя обочина – это участок дороги слева или справа от проезжей части. В ПДД предлагается следующая формулировка:

  • «Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.»

В пределах больших городов и широких трасс обочину делают однородной с проезжей частью. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание пыли, грязи, камней на части дороги, по которым передвигаются автомобили, чтобы не ухудшать качество их движения в случае экстренного торможения.

В этом случае, обочина определяется разметкой в виде сплошной полосы.

В иных случаях обочина может представлять собою травяной покров, грунт, песок и т.д. Она никогда не отделяется от собственно проезжей части бордюром, не бывает приподнята над нею или чересчур опущена.

Именно то, что обочина находится на одном уровне с полосой движения автомобиля и делает ее такой соблазнительной для движения.

Итак, обочина – место для остановки, и более никаких действий на ней не предусматривается.

Нарушение за движение по обочине квалифицируется ч.1 ст.12.15 КоАП РФ :

  • «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

○ Штраф за обгон по обочине.

Иногда совершение правонарушения трактуется как обгон по обочине справа.

Понятие «обгон» часто оспаривается в апелляционных жалобах, мол, я не обгонял, я опережал.

Обгон связан с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Опережение – это движение по своей полосе.

Но обочина не является полосой движения. Поэтому для нарушителей наказание будет являться справедливым.

○ Движение по встречной обочине.

Находятся водители, которые решаются на объезд впереди идущих транспортных средств или затора по противоположной обочине.

Разумному объяснению подобные действия не поддаются. Однако разработчики законов, видимо, сталкивались на дороге с таким необычным поведением, потому что наказание за него предусмотрено.

Чтобы попасть на обочину полосы движения в противоположном направлении, водитель пересекает полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Следовательно, он нарушает ПДД, пункт 9.2 :

  • «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.»

Наказание за это является суровым, ведь и возможность трагического развития событий намного выше. Протокол будет составлен по следующим пунктам обвинения Ст.12.15 ч.3 . :

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей. »

○ Движение по тротуару.

Движение по тротуару – еще один аспект, который в больших, загруженных городах скоро станет нормой жизни. Некоторые водители не гнушаются еще и посигналить зазевавшемуся пешеходу, чтобы поторопить его или прогнать прочь.

Наказание предусмотрено и для них:

КоАП РФ, ст.12.15 ч. 2. :

  • «Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения - влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.»

Пробки являются неотъемлемой частью дорожного движения в крупных городах. Иногда терпение водителя заканчивается, и он пытается справиться с этой проблемой не вполне законными способами. Например, с помощью движения по обочине. Следует помнить, однако, что вместе с шансом быстрее уехать водитель получает риск быть оштрафованным за подобное деяние.

Можно ли передвигаться на автомобиле по обочине на МКАД? Каким образом может быть зафиксирована езда по обочине? На какую сумму может быть оштрафован водитель, который при движении по МКАДу заехал на обочину? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Понятие обочины

Пунктом 1.2 Правил обочина определяется как дорожный сегмент, примыкающий к проезжей части. Обочина находится на одном уровне с проезжей частью и может отличаться способом покрытия или быть выделенной специальной дорожной разметкой. Она может быть местом движения пешеходов, велосипедистов, а также в случаях, определенных правилами – автомобилей, мотоциклов и мопедов.

Именно на обочину выезжают наиболее нетерпеливые из участников движения, создавая при этом угрозу жизни тем, кто имеет полное право там находиться, т. е пешеходам и велосипедистам. Помимо этого, такие водители поднимают пыль, причиняя этим неудобства для других участников движения. Возвращаясь затем на свою полосу, нарушитель опять же мешает другим спокойно ехать.

Штрафные санкции

В отличие от дорог в небольших населенных пунктах, МКАД оснащена большим количеством камер видеонаблюдения, которые предназначены для фиксации случаев проезда по краю дороги (то же самое относится и к КАД в Санкт-Петербурге). В зону видимости таких камер попадают все пять полос плюс боковая часть дороги. Такая мера была обусловлена чрезвычайно высокой интенсивностью движения по МКАД. Только за первый месяц, прошедший после установки средств видеофиксации, подобных нарушений было зарегистрировано более 80 тысяч. Размер штрафа за езду по обочине на МКАДе такой же, как и во всей остальной стране – 1 500 рублей.

Такое наказание предусмотрено ст. 12.15 КоАП, в которой сказано, что на 1,5 тысячи рублей может быть оштрафован водитель, неправильно расположивший свое ТС на проезжей части или замеченный в перемещении по обочине. Если водитель еще более отчаянный и решил заехать на левую обочину, размер штрафа может составить 5 000 рублей, а, кроме того, за такие деяния можно лишиться водительского удостоверения на 4-6 месяцев: это предусмотрено пунктом 4 ст. 12.15 КоАП.

Кто имеет право заезжать на обочину?

Разъяснения относительно того, когда можно ехать по краю дороги, дает п.9.9 ПДД. Такое движение разрешено транспортным средствам дорожно-ремонтных и коммунальных служб, а также машинам, которым необходимо подъехать к магазину для разгрузки товара (при условии, что другой возможности для этого не предусмотрено). Ничто при этом не должно угрожать безопасности других участников движения и пешеходов.

Кроме того, не запрещена правилами остановка или стоянка автомобиля на краю дороги, примыкающему к проезжей части. В ряде случаев, водители, которым пришел штраф на основании снимка, сделанного камерой на трассе, именно так пытаются оправдать свое движение по обочине – перед остановкой или стоянкой. Но, т. к. камер на МКАДе установлено достаточно много, такие аргументы не всегда срабатывают. Остановиться на левой обочине можно лишь в том случае, когда на дороге имеется только одна полоса и эта полоса не разделена трамвайными путями.

Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд. Однако такие действия, согласно действующему законодательству, расцениваются как нарушение: на такого автомобилиста налагается штраф за езду по обочине. Эта мера вполне разумна, так как такое поведение вызывает ряд неудобств для остальных участников дороги, таких как образование мешающих обзору облаков пыли, создание аварийной ситуации на пешеходной зоне, еще большее затруднение движения в тех местах, где транспортное средство пытается вернуться с обочины в ряд движущихся машин. Езда по обочине является нарушением ПДД и влечет за собой административное наказание в виде штрафа. На какую сумму могут оштрафовать, и в каких случаях движение по этой части дороги разрешено?

Что гласит правило?

Обочина - боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Какой штраф за езду по обочине в 2019 году?

К штрафу за выезд на обочину могут добавиться и еще ряд санкций за правонарушения, которые возникли в результате пересечения разметки:

  • 500 рублей за игнорирование знака или дорожной разметки;
  • 2,5 тыс. рублей может получить водитель за объезд по обочине, если данное действие помешало пешеходам;
  • От 2 до 2,5 тыс. рублей – штраф за проезд по обочине, повлекший за собой причинение вреда здоровью участнику дорожного движения.

Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.

Какое наказание предусмотрено за движение по обочине и по встречной?

Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму - 1500 рублей.

Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.

Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.

Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок?

По закону и ПДД объезд препятствия, мешающего передвижению по дороге, разрешен. Зная это правило, многие водители при задержании сотрудниками автоинспекции мотивируют свой проезд по обочине тем, что они объезжали препятствие. Но данное правило не применимо к заторам из машин. Пробка не относится к такому понятию как «препятствие». В этом случае водителю выпишут штраф за движение по обочине.

Штрафы за обочину на МКАД

Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.

Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.

В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.

Кому разрешено движение по обочине?

Автомобилистам не всегда запрещено движение по этому участку дороги. Водитель имеет право проезжать по тротуару или обочине в том случае, если ему нужно что-либо загрузить в машину или выгрузить. Такой выезд за разметку будет считаться вынужденным. Но это допустимо при условии, что другого подъездного пути к месту нет.

Кто еще имеет право передвигаться на этом участке пути:

  • пешеходы;
  • велосипедисты;
  • водители мопедов;
  • повозки с вьючными или верховыми животными;
  • коммерческие ТС;
  • ТС, принадлежащие коммунальным службам;
  • ТС, принадлежащие скорой, МЧС и другим экстренным службам, в том числе и инспекторам ГИБДД.

Помимо этого, использовать участок за разметкой для проезда могут люди, управляющие самокатами, сигвеями и гироскутерами.

Допустимо проезжать по данному участку также в том случае, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Например, если по причине аварии дорога перекрыта, то водитель может объехать образовавшуюся пробку, но только в том случае, если иного варианта передвижения нет.

Следует знать, что объезды за разметкой помимо штрафов могут привести к потере времени. Многие автолюбители думают, что проезд по обочине сократит время пути, однако сэкономленное время часто теряется при попытке вернуться на проезжую часть и встать в ряд.

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.


С помощью штрафа:
  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Когда водитель торопится куда-либо, и перед ним образовался затор, первая мысль, которая приходит в голову – свернуть на обочину и опередить “пробку” по ней. Но мало того, что такое действие само по себе образует состав правонарушения, существует риск сбить пешехода или велосипедиста, которым разрешается движение по обочине.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

ПДД дают определение такому понятию, как обочина.

Если же автолюбитель осуществляет движение по левой обочине в тех местах, где Правилами запрещено движение и обгон по встречной полосе, наказание будет куда более серьезным. Помимо нарушения правил расположения ТС на дороге и маневрирования, водитель нарушит еще и требование о недопустимости движения по “встречке”.

Важно! В случаях, когда водитель выезжает на встречную полосу, в том числе, и на левую обочину, проступок будет классифицироваться по ч. 4 ст. 12.15. КоАП, если были нарушены требования знаков или разметки, а также по ч. 1 этой же статьи (на основании норм – несколько правонарушений).

Наказание в таком случае:

  • денежный штраф 5000 р. или же изъятие ВУ на время от 4 до 6 мес.;
  • денежный штраф 1500 р.

Вторичное нарушение ПДД

Если водителя повторно заметят за движением по встречной обочине, ответственность будет грозить уже по ч. 5 ст. 12.15., предусматривающей:

  • лишение прав на 1 год – если нарушение зафиксировал сотрудник ДПС;
  • штраф за езду по обочине 5000 рублей – если нарушение зафиксировали камеры фото-/видеофиксации.

Обратите внимание! Прогрессивная модель наказания действует только в случае езды по обочине с выездом на встречку. При движении по правой обочине наказание каждый раз будет одинаковым.

Размер

Согласно ч. 1 ст. 12.15. КоАП, размер штрафа за езду по правой обочине составляет 1,5 тыс. рублей. Иных видов наказания не существует – за это не лишают прав. При согласии водителя с вмененным ему нарушением инспектор составляет постановление, в иных случаях – административный протокол.

Если при езде по обочине было совершено другое правонарушение, или даже преступление (например, наезд на пешехода), ответственность последует за каждое нарушение (преступление) в отдельности.

Закон о езде по обочине

Важный нюанс, который должны запомнить все автомобилисты. Закон не регламентирует пройденное расстояние по обочине, после чего назначается штраф.

Нужно как можно меньше времени проводить на обочине, стараясь сразу выехать на проезжую часть. Так и опасности другим участникам движения меньше, и вероятность привлечения к административной ответственности ниже.

Фото и видеофиксация на МКАДе

В небольших населенных пунктах не всегда удается фиксировать неправомерные движения ТС по правым или левым обочинам. Но в крупных городах дела обстоят по-другому. Во многих “миллионниках” установлены автоматические средства фиксации, такие как фото- или видеокамеры.

В Москве наибольшее число автоматических регистраторов нарушений, в частности, на МКАДе. В апреле 2015 года на кольцевой автодороге установили 100 приборов.

Уже за первый квартал работы техника зафиксировала более 80000 водителей, нарушающих ПДД. Всем им были отправлены официальные требования по почте о необходимости оплатить штраф.

Если водителя обнаружит прибор автоматической фиксации, придется заплатить штраф за езду по обочине на МКАДе – 1,5 тыс. рублей – так же, как и при остановке сотрудником ГИБДД.

Важно! По некоторым статьям КоАП в городах федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, установлены повышенные размеры штрафов за отдельные нарушения ПДД. Однако за движение по обочине МКАДа ответственность такая же, как и в регионах – штраф 1500 рублей.

Как опротестовать

В говорится о запрете движения ТС по обочинам (кроме специальных исключений). Эту норму закона следует понимать буквально – то есть нельзя именно ехать по обочине, а вот осуществлять заезд для остановки или стоянки, или же, наоборот, выезд, можно. В противном случае, как бы водитель мог попасть на обочину, не съехав на нее?

Именно на этом аспекте многие инспекторы и предпочитают ловить нарушителей. В тот момент, когда водитель выезжает на проезжую часть с обочины, или же съезжает с дороги для остановки, сотрудники полиции и останавливают машины.

Если движения по обочине как такового не было, следует заручиться поддержкой свидетелей и очевидцев. Не помешает также доказывать инспектору на месте об отсутствии состава правонарушения. Если машина оборудована видеорегистратором, нужно заявить ходатайство о приложении видеофайла к материалам дела.

Важно! Обжаловать постановление можно в стандартный 10-дневный срок. Подать на незаконные действия можно как в суд, так и в территориальное подразделение ГИБДД.

Как правило, жалобы в суд не подаются, а рассматриваются на местном уровне (в ГИБДД). Многие автомобилисты считают, что лучше оплатить штраф 1500 рублей, чем искать хорошего адвоката и тратить время на сбор доказательной базы.

Обгон по обочине встречной полосы

Ни в ПДД, ни в КоАП нет такого понятия, как запрет на движение по обочине встречной полосы. Но это не значит, что по встречной обочине можно ездить. Но вот по какой статье идет классификация данного деяния?

Ч. 4 ст. 12.15. регламентирует ответственность за выезд на встречку в нарушение ПДД. В ПДД дано определению обгону – это опережение ТС, которое связано с выездом на встречку (сторону проезжей части).

Поскольку движение по обочине, относящейся к другой проезжей части, это, по сути, обгон, то действуют все правила и запреты, связанные с обгоном.

Важно! При движении по обочине, которая примыкает к полосе встречного движения, наказание последует по ч. 4 и ч. 1 ст. 12.15. Такая норма следует из положений ст. 4.4., в которой говорится о наложении наказания за каждое административное правонарушение в отдельности.

Парадоксы КоАП

В КоАПе содержится подробное описание касаемо специфики наказаний, а вот технические нюансы не регламентированы. Так, автомобилист легко может заработать штраф, просто припарковавшись на тротуаре там, где это разрешено (не создает помех для пешеходов).

В общем случае, ситуация выглядит так:

  • водитель останавливает машину в положенном месте;
  • после выезда на дорогу он замечает, что инспектор ГИБДД все видел;
  • ДПС-ник предъявляет обвинение в нарушении ПДД;
  • получается, что останавливаться можно, а ездить нет;
  • автолюбителю выписывают штраф за то нарушение, которого он не совершал.