Социальные опасности. Классификация социальных опасностей. Физические опасности в быту Опасности и их последствия

Техногенные чрезвычайные ситуации возникают в результате внезапного выхода из строя машин, механизмов и агрегатов, что сопровождается значительными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим или биологическим заражением местности, которые привели или могут привести к значительным материальным потерям и впечатления или гибели людей.

Авария - опасное событие техногенного характера, повлекшей гибель людей или создает на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа -большая по масштабам авария или другое событие, которое приводит к тяжелым последствиям.

Крупные аварии, которые возникают на промышленных объектах, транспорте и т.д., по объемам разрушения, человеческими жертвами, а также по характеру влияния на людей, животных и растения часто равны или превышают действие оружия массового поражения.

Основные виды аварий и катастроф:

Транспортные,

Разрушение сооружений,

Разрушение оборудования,

Разрушение с нарушением энерго-, водо-, тепло - и других систем жизнеобеспечения населения и производства,

Аварии систем связи и телекоммуникаций,

Аварии на очистных сооружениях,

Гидродинамические аварии,

Разрушение с выбросом радиоактивных веществ,

Разрушение с выбросом ядовитых веществ,

Разрушение с выбросом опасных микроорганизмов. Характер последствий аварий и катастроф зависит от их вида,

масштабов, заселенности территории, геолого-географических условий и других особенностей.

Основными причинами аварий являются:

Несовершенство конструкций, в т. ч. несоответствие проектных решений требованиям техники безопасности;

Нарушение строительных норм при строительстве объектов и монтаже технических систем;

Разработка технологического процесса производства без учета всех возможных явлений и химических реакций;

Нарушение технологического процесса производства;

Слабый контроль за технологическим процессом и состоянием производства в целом;

Несоблюдение правил эксплуатации оборудования, машин, механизмов и транспорта;

Несоблюдение правил хранения и использования агрессивных, взрыво - и пожаро-опасных веществ;

Физическое старение механизмов, сооружений и материалов;

Поломка приборов, особенно навигационных при транспортных авариях;

Аварии на соседних предприятиях, линиях электропередач, газопроводах и коммунальных сетях;

Стихийные бедствия;

Терроризм;

Безответственное отношение к делу, халатность;

Несоблюдение правил техники безопасности;

Сложные метеорологические условия, особенно при транспортных авариях.

Поражающие факторы аварий и катастроф:

Затопления;

Отравление людей;

Завалы производственных зданий и сооружений;

Поражения людей электрическим током.

В Украине ежегодно происходит около 500 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в которых погибает около 400 и страдает от различных повреждений - 500 человек. Большинство из чрезвычайных ситуаций имеют местный и объектовый характер. На ситуации общегосударственного уровня приходится около 1 %, а регионального - 4 % от общего количества аварий.

наиболее Распространенными чрезвычайными ситуациями являются пожары и взрывы. Наиболее взрывоопасными производствами являются шахты, сахарные, мукомольные, деревообрабатывающие предприятия, характерной особенностью которых является большое количество пыли. Пыль с размером частиц менее 0,5 мм в смеси с воздухом за своими взрывными характеристиками приближаются к взрыву паров топлива или газовой смеси. Взрывы угольной пыли периодически происходят на шахтах, в т. ч. украинских.

Более 1/3 всех зарегистрированных случаев взрыва пыли произошли на деревообрабатывающих предприятиях, 1/4 случаев - это взрывы на предприятиях пищевой и масложировой промышленности. Среднегодовые прямые убытки, причиненные чрезвычайными ситуациями техногенного происхождения в Украине, оцениваются в 200 млн. грн.

Безопасность в быту, как в производстве, может быть обеспечена только при строгом соблюдении определенных правил безопасности. Мой дом - моя крепость, говорят англичане. Но такая уж крепость, которая нас может защитить. Как противник в тылу, так и в собственной квартире, насыщенной всевозможными достижениями современной цивилизации, мы становимся их заложниками. Экология жилья не менее важна, чем экология природы. В нашем помещении действуют те же факторы, что и в производстве: физические, химические, физико-химические, биологические и конечно - социально-психологические. И если, как мы говорим, на работе нас защитят средства индивидуальной, коллективной защиты, позаботится профсоюзная организация, администрация, чтобы обеспечить необходимый уровень техники безопасности труда, то дома только мы сами можем себя защитить. Да и сам наш современный дом не такой уж и крепкий.

Во-первых - физические факторы: тепло, свет, шум и самый строй нашего жилья далеко не оптимальны. Во-вторых - часто сами стены помещения могут быть опасными, из-за возможного наличия в них естественных радиоактивных материалов. Поэтому и дома необходимо соблюдать техники безопасности и помнить о бытовых опасностях, которые по причинам, содержанию и последствиям не уступают производственным. Это проблемы архитектурной экологии.

Наши города, дома - это самая эффективная в мире система для отопления улиц и площадей, так как тепло выносится через щели, непродуманной системы вентиляции, оконные проемы, в первую очередь служат не столько для освещения, а больше для удаления тепла из квартир.

Если в северной Швеции на отопление одного кв. м жилья тратят 27 кг условного топлива, то в Украине - 84. Разница в 57 килограммов раз и "предназначена" для отопления улиц.

Это та энергия, которая должна была бы греть нас в наших квартирах, которая в помещения просто не доходит - вылетает через трубы теплоцентралей, вентиляции. Еще ее треть удаляется уже непосредственно из квартир - через стены, окна и двери, щели и форточки. Повитропроникненисть наших окон в 10-100 (!) Раз выше, чем в зарубежных.

Теоретически, чтобы дом излучал в пространство минимум тепла, он должен быть шарообразным. Наши дома, особенно многоэтажные, будто специально построенные для скорейшего охлаждения.

На внешний вид они похожи с ребрами охлаждения мотоциклетного двигателя - длинные и тонкие. Типичная ширина двухсотметровой жилого корпуса - 10 метров. А вот если увеличить ширину дома вдвое, то даже без дополнительной теплоизоляции можно снизить потери тепла на 15 процентов - из-за уменьшения поверхности теплоотдачи. А если еще и утеплить дом трехслойной панелями из ячеистого бетона, то в квартире появятся желаемые 20-22 градуса по Цельсию. Не зря же эта температура называется комнатной.

А когда человек спит, лучше если температура будет 17 градусов - в прохладном воздухе во сне дышать легче. Хотя чаще тепло (инфракрасные лучи) удаляется не столько из щели, сколько из-за огромные стеклянные оконные стекла, не является препятствием для тепловых лучей.

Давно уже появилась целая прикладная наука об окнах. Это сложные светопрозрачные устройства, свет пропускают, а шум поглощают, тепло не выпускают. Такое окно имеет трехслойное стекло, а именно стекло покрыто полиэфирной пленкой, которая отражает внутреннее тепло обратно в комнату - что-то вроде парникового эффекта в биосфере. Иногда между стеклами вместо воздуха напускают аргон, чтобы вдвое повысить тепловое сопротивление окна. В некоторых странах начали выпускать окна - "хамелеоны", в которых чувствительный фотоэлемент руководит светло-пропускной способностью окна, как в светозащитных очках.

Пространственные параметры жилого помещения требуют, чтобы в нем было шесть зон: для сна и индивидуального отдыха, размещения одежды, индивидуальных умственных и любительских занятий, общесемейного отдыха и общения, размещения вещей культурно-бытового назначения общего пользования, блок питания или кухня, санитарно-гигиенический блок.

Существует формула, согласно которой количество комнат в квартире должна равняться: Х + 1, где Х - число членов семьи. В небольшом помещении увеличивается концентрация вредных факторов -шум, веществ на кухне, которые являются опасными.

Физические факторы опасности - это шум в квартире - от телевизора, компьютера, громкоговорителя, к которым мы кажется привыкли. Но это только кажется - нервная система все равно автоматически все фиксирует, перенапрягается и формирует стрессовое состояние.

Специалисты считают, что если средний уровень интенсивности шума днем ниже 50 децибел (дБ), а ночью - ниже 40, то квартира спокойная. Для сравнения: шум трамвая на расстоянии 7,5 м - 83 дБ. Чтобы уменьшить его вредное воздействие используем звукоизоляцию - ковры, портьеры, занавески, то есть звукопоглотители.

Шум - один из главных врагов человека. К примеру, уровень шума зависит от времени реверберации, т.е. времени звучания - эха отраженного сигнала. Например, в 30-метровом пустом зале реверберация составит 5-8 секунд. Но если стены, потолок, пол имеют звукопоглощающие свойства, шум гаснет в секунду.

Уменьшить звукопроникненисть стен можно с помощью плит из минеральной стекловаты. Она не горит, имеет отличные теплоизолирующие свойства. Хороший противошумные защита - линолеум. Но не обычный, а термостойкий, созданный по новейшей технологии - чотирьохмилиметровий, на звукопоглощающей пористой основе. Звукоизоляция почти как у ковра.

Не менее опасны источника электричества - электрический ток и поля, которые он порождает - электрическое, электромагнитное - переменные или постоянные. Опасные магнитные и электромагнитные, излучения.

Вопрос

1. Что такое архитектурная экология, ее проблемы?

2. Какие недостатки характерны для бытовых помещений?

3. Какие опасные факторы присущи бытовым помещением?

    Опасность. Классификация опасностей. Источники опасностей, номенклатура опасностей. Квантификация опасностей. Природные и производственные опасности. Опасные и вредные факторы. Идентификация опасностей.
    Пороговый уровень воздействия опасности. Понятие о ПДУ и ПДК.
    Понятие безопасности. Системы безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Показатели безопасности технических систем.
    Понятие риска. Классификация и характеристика видов риска. Индивидуальный, социальный, техногенный, экологический, экономический риски. Приемлемый риск.
Рекомендуемая литература
    Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних спец. Учеб. заведений /С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 2003. – 357с.
    Беляков Г.И. Практикум по охране труда. – М.: Колос, 1999. – 192с.
    Хван Т.А., Хван П.А.Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 352 с.
1. Опасность. Классификация опасностей. Источники опасностей, номенклатура опасностей. Квантификация опасностей. Природные и производственные опасности. Опасные и вредные факторы. Идентификация опасностей
Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности.
Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.
Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.
Признаки опасности:
    Угроза для жизни.
    Возможность понесения ущерба здоровью.
    Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Источники формирования опасности .:
    Сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
    Окружающая среда;
    Явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
Опасность реализуется на пересечении двух сфер: ноксосферы (“ноксо”(лат.)- опасность) – сферы формирования опасностей и гомосферы - сферы деятельности человека.
Номенклатура или таксономия опасностей – это перечень названий, терминов, систематизированный по определенному признаку. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т.д.). Всемирная организация здравоохранения представляет в алфавитном порядке общую номенклатуру всех видов опасностей. Таксономия позволяет выделить основные опасности:
Таксономия опасностей по эффектам изменения окружающих условий . Наиболее существенные параметры среды обитания человека, имеющие значение для его нормальной и безопасной жизнедеятельности, таковы:
а) температура;
б) давление окружающего атмосферного воздуха;
в) внешнее давление, оказываемое на отдельные участки тела;
г) концентрация кислорода;
д) концентрация токсичных или коррозионно- активных веществ;
е) концентрация болезнетворных микроорганизмов;
ж) плотность потока электромагнитного излучения;
з) уровень ионизирующих излучений;
и) разность электрического потенциала;
к) звуковые и вибрационные нагрузки.
Температура . Воздействия, связанные с повышением или понижением температуры человеческого тела (как изнутри, так и снаружи), могут приводить к травмам или смертям. К таким воздействиям относятся тепловое излучение, конвекция (передача энергии в форме теплоты) и прямая теплопередача с кожного покрова или к нему, вдыхание чересчур холодного или горячего воздуха, употребление внутрь слишком холодных или теплых жидкостей или твердых веществ.
Атмосферное давление. Внезапные изменения окружающего воздуха, обусловленные действием воздушных ударных волн, могут приводить к травмам или смерти.
Внешнее давление . Механические травмы возникают из-за приложения чрезмерного давления к отдельным участкам человеческого тела. Механические травмы - это рваные и резаные раны, ушибы, переломы, размозжение, отрывы частей тела, травмы, затрагивающие жизненно важные органы - мозг, сердце, легкие и другие органы.
Снижение концентрации кислорода в воздухе приводит к травмам и смертям. Перерыв в дыхании происходит, если человек тонет или погребен под твердыми материалами. С другой стороны, и избыток кислорода опасен. При концентрации кислорода резко возникает пожарная опасность.
Загрязнение воздуха . Хорошо известно, что присутствие определенных веществ в окружающей среде приводит к заболеванию или смерти (например, избыточная концентрация оксида или диоксида углерода).
Не менее хорошо известно, что избыточная концентрация болезнетворных микроорганизмов вредна и приводит к инфекционным заболеваниям.
Для всех длин волн электромагнитного излучения существуют пределы интенсивности, за которыми их воздействие на организм человека становится опасным для здоровья.
Человеческий организм приспособился к существованию в условиях естественного радиоактивного фона, а вклад относительно небольшой техносферной составляющей (ядерной энергетики в нормальных условиях эксплуатации, медицинской диагностики, неразрушающих методов контроля в технике и т.д.) можно считать безвредным. Повышенный уровень дозовых нагрузок приводит к хроническим заболеваниям, значительные дозы вызывают лучевую болезнь и смерть.
Разность электрического потенциала . Человеческий организм чувствителен к разности потенциалов порядка десятков вольт. Разность потенциалов в сотни вольт (безразлично - постоянного или переменного напряжения) вполне может привести к гибели.
Звуковые и вибрационные нагрузки могут привести к хроническим заболеваниям несмертельного характера.
Таксономия по времени реализации. В медицине издавна используются термины "острый" и "хронический" для описания характера заболевания: быстро развивающуюся и бурно протекающую болезнь называют "острой", медленно развивающаяся и долго текущая болезнь обозначается как хроническая. В медицине никогда не придавалось точного значения понятиям "быстро" и "медленно". С медицинской точки зрения понятия "острый" или "хронический" никоим образом не связывалось с тяжестью заболевания, такое понимание этих терминов сохранено при рассмотрении опасностей. Легко видеть, что термины "острый" и "хронический" отвечают противоположным полюсам некоего диапазона значений; провести строгую разделительную черту между ними весьма непросто. Термин "острая" будет относиться к опасностям, для которых время проявления действия не превышает часа. Опасность будет называться "хронической", если ее реализация занимает более месяца. Опасности, срок реализации которых находится внутри обозначенного интервала, будут рассматриваться как нечто среднее между острыми и хроническими опасностями.
Под временем действия опасности понимается период, в течение которого зарождаются, развиваются и действуют поражающие факторы.
Таксономия опасностей по числу пораженных. Идея этой классификации - качественная характеристика индивидуальных и групповых опасностей.
Таксономия опасностей по виду энергетического носителя:
а) механические - характеризуются кинетической и потенциальной энергией и механическим влиянием на объекты воздействия; к ним относятся: кинетическая энергия движущихся и вращающихся элементов, потенциальная энергия тел (в том числе людей, находящихся на высоте), шумы (ультразвук, инфразвук), вибрация, ускорения, гравитационная тяжесть, статическая нагрузка, дым, туман, ударная волна и др.;
б) термические - характеризуются тепловой энергией и аномальной температурой; к ним относятся: температура нагретых или охлажденных поверхностей, открытого огня, пожара, химических реакций и др. источников; сюда относятся и параметры микроклимата, нарушающие терморегуляцию организма;
в) электрические - электрический ток, статическое электричество, ионизирующие излучения, электрическое поле, аномальная ионизация воздуха;
г) электромагнитные - освещенность, ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, электромагнитные излучения, магнитное поле;
д) химически е - едкие, ядовитые, огне- и взрывоопасные вещества, а также нарушение естественного газового состава воздуха, наличие вредных примесей в воздухе.
Таксономия факторов, обусловливающих возможные отказы технических систем . Любая система эксплуатируется в определенных условиях окружающей среды; она испытывает воздействие факторов окружающей среды (климатических, динамических, биологических и др.), факторов нагрузки (режима работы и взаимодействие элементов), а также искусственных факторов (преднамеренное воздействие извне).
Под идентификацией опасностей понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Методы обнаружения опасностей делятся на:
- инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
- экспертный . Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
- социологический метод . Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.
- регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
- органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения - внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.
Квантификация опасностей - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.
Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами . Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия , ущерб. Формы ущерба или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Триада «опасность - причины - нежелательные последствия » - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие).
Опасности по происхождению бывают : природные, техногенные, экологические, смешанные; по времени проявления - импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения электрическим током), кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия); по локализации - литосферные (землетрясение, извержение вулканов), гидросферные, атмосферные (озоновые дыры), космические (солнечные циклы).
Все опасности классифицируют по ряду признаков
Классификация опасностей .
Признак классификации Вид (класс)
1 По видам источников опасности естественные, антропогенные, техногенные
2 По видам потоков в жизненном пространстве энергетические, массовые, информационные
3 По величине потоков в жизненном пространстве допустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные
4 По моменту возникновения опасности прогнозируемые, спонтанные
5 По длительности воздействия опасности постоянные, переменные, периодические, кратковременные
6 По объектам негативного воздействия действующие на человека; на природную среду; действующие на материальные ресурсы; комплексного воздействия
7 По количеству людей, подверженных опасному воздействию личные, групповые (коллективные), массовые
8 По размерам зоны воздействия локальные, региональные, межрегиональные, глобальные
9 По видам зон воздействия действующие в помещении; на территориях
10 По способности человека идентифицировать опасности органами чувств ощущаемые, неощущаемые
11 По виду негативного воздействия на человека вредные, травмоопасные
12 По вероятности воздействия на человека и среду обитания потенциальные, реальные, реализованные

2. Пороговый уровень воздействия опасности. Понятие о ПДУ и ПДК.
Живые организмы способны без вреда для себя переносить воздействие опасностей в определенных количествах, например, загрязняющих веществ, теплового излучения, вибрации. Их уровень, ниже которого болезненные реакции не наблюдаются, называют пороговым уровнем . При больших количествах проявляются отрицательные воздействия. Они зависят от величины опасной дозы и длительности воздействия (экспозиции) опасности. При короткой экспозиции (малой длительности) переносимы более высокие уровни , т.е. пороговые значения для них могут быть выше и понижаться при более длительной экспозиции.
Для ряда опасностей, способных к биоаккумуляции, таких как, например, загрязнители элементов биосферы (тяжелые металлы, ДДТ), существуют определенные пределы, в рамках которых организм способен компенсировать их негативное воздействие. Именно такой подход заложен в ряд предельно допустимых значений - ПДУ (предельно допустимый уровень), ПДК (предельно допустимая концентрация) и др.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) - это наибольшая концентрация вредного вещества в среде (воздухе, воде, почве), которая при более или менее длительном действии на организм - контакте, вдыхании, приеме внутрь - не оказывает влияния на здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у потомства.
В зависимости от длительности действия вредного вещества, чувствительности организма, условий его жизнедеятельности и др. обстоятельств различают:

    ПДК среднесуточные (ПДК с.с.),
    ПДК максимально разовые (ПДК м..р.),
    ПДК рабочих зон (ПДКрз),
    ПДК для человека, животных, растений.
Одни и те же концентрации вредных веществ по-разному действуют на организмы в разных средах: воздухе, воде и почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться. Существуют несколько тысяч ПДК индивидуальных вредных веществ.
В некоторых случаях даже соблюдение гигиенических нормативов ПДК не дает никаких гарантий сохранения благоприятной окружающей среды. Так, присутствие особо опасных токсичных веществ - ксенобиотиков (чужеродных веществ) даже в количествах, не превышающих ПДК, представляет угрозу для здоровья и жизни людей.
Для исключения необратимых биологических эффектов устанавливают нормируемые безопасные и предельно допустимые уровни или концентрации энергетического или биологического воздействия. При определении предельно допустимых значений приходится делать выбор между вероятностью нанести ущерб здоровью человека и экономической выгодой обеспечения более жестких нормативов.

3. Понятие безопасности. Системы безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Показатели безопасности технических систем.
Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты , как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное . Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.
Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Следует отметить, что термин «безопасность» часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности его генерировать опасности. Настало время, когда для описания такого свойства источников опасности необходимо найти иной термин. Такими терминами могут быть: «неопасность», «совместимость», «экологичность» и т.п.
Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью, Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.
Экологичность источника опасности - состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на человека, биосферу и/или техносферу.
Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него. По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:

    Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
    Систему охраны природной среды;
    Систему государственной безопасности;
    Систему глобальной безопасности.
Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта и личной безопасности. В настоящее время эти задачи решаются в системе «безопасность жизнедеятельности» человека в техносфере.
Системы обеспечения безопасности человека
Вид и поле безопасности Объект защиты Система безопасности
1 Опасности среды деятельности Человек Безопасность (охрана труда)
2 Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища – опасности техносферы Человек Безопасность жизнедеятельности человека
3 Опасности техносферы Природная среда Охрана природной среды
4 Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, взрывы, ионизирующие воздействия Человек Природная среда
Материальные ресурсы
Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и взрывозащитная, радиационная защита.
5 Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество Нация
Системы безопасности страны Национальная безопасность
6 Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.) Человечество Биосфера
Техносфера
Глобальная безопасность
7 Опасности космоса Человечество Планета Земля
Космическая безопасность
Принципы обеспечения безопасности деятельности:
    Ориентирующая (общее направление поиска);
    Организующая (организация рабочего дня);
    Управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);
    Технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).
К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход. К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие. К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого). К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Методы обеспечения безопасности деятельности
и т.д.................

Тема 1.4. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту. Содержание:  Опасность. Основные понятия и определения. Порядок выявления источников опасности в ОУ  Принципы, методы и средства обеспечения безопасности  Теории риска. Основные положения теории риска  Причины пожаров. Меры противопожарной безопасности в профессиональной деятельности и в быту Опасность. Основные понятия и определения. Порядок выявления источников опасности в ОУ. Опасность - вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие. Опасность - это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения:вероятность возникновения неблагоприятных событий,угрожающих жизни,здоровью,имуществу человека,его правам и интересам. Опасность для человека. Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека:      чувство дискомфорта усталость острые и хронические профессиональные заболевания травмы различной тяжести летальный исход Источники опасности. Естественные источники опасностей: Землетрясения, наводнения;  Космические источники - метеориты, кометы, солнечная активность;  Глобальное потепление. Антропогенные источники опасностей:     Войны и конфликты; Экологическая и техногенная опасность; Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ. Техногенные источники опасности - это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды. К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алко- голизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве. Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны. И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров:  естественно техногенные опасности - смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью;  естественно социальные опасности - наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;  социально техногенные опасности - профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания. Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов. Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу. Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные. Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания. Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти. Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве. По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы:     Физические Химические Биологические Психофизиологические Физические факторы: 1. 2. 3. 4. 5. Повышена скорость движения воздуха Повышена или снижена влажность Повышено или снижено атмосферное давление Недостаточная освещенность Рушащиеся конструкции и другие. Химические факторы: 1. Химические вещества, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твердом, газообразном, жидком) 2. Элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизистые оболочки) 3. Вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, сенсибилизующие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию). Биологические факторы: 1. Различные представители флоры и фауны 2. Макро организмы 3. Микроорганизмы Психофизиологические факторы: Физические перегрузка (статическая, динамическая) 1. Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). Опасные и вредные факторы бывают скрытыми, неявными или же такими, которые трудно обнаружить или распознать. Это касается любых опасных и вредных факторов, равно как и источников опасности, которые порождают их. Солнечное излучение, необходимое для существования всех живых организмов на Земле, в том числе человека, может служить причиной заболевания кожи. Привлекательная детская игрушка может выделять вредные вещества, а пассажир, который мирно клюет носом в кресле салона самолета, может быть террористом. В каждом из этих случаев, как и во всех других, если источник опасности является очевиднее чем, например, взрывчатка, оружие, автомобиль, влиятельный вулкан, дом, который разрушается, мы говорим о наличии источника опасности, впрочем это не всегда означает наличие опасной ситуации. Следует также знать, какой единственный источник опасности может ссылаться к разному роду опасных ситуаций, а последние порождают разные поражающие факторы. В свою очередь, поражающие факторы могут быть причиной новых опасных ситуаций или источников опасности. Современная жизненная среда, даже бытовая, не говоря уже о производственной, содержит массу источников опасностей. Это и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, ядовитые и огнеопасные вещества и тому подобное. Для того, чтобы возникла реальная опасная ситуация, необходимо условие, «пусковой механизм», при котором потенциальная опасность переходит в реальную. Логическим путем развития опасности, реализации потенциальной угрозы является триада «источник опасности - корень (условие) - опасная ситуация». Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. В структуре общей теории безопасности принципы и методы дают целостное представление о связях в определенной области знаний. Принцип - это идея, мысль, основное положение. Метод - это путь, способ достижения цели. Средства обеспечения безопасности - это конкретная реализация принципов и методов, т. е. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности. Рассмотрим эти характеристики более подробно. Принципы обеспечения безопасности классифицируют по четырем группам: ориентирующие, технические, организационные и управленческие. Ориентирующие принципы представляют собой основные идеи для поиска безопасных решений и накапливания информационной базы. К ним относятся: а) принцип активности оператора. Человек (оператор), не участвуя физически в управлении процессом, находится в состоянии постоянной готовности вмешаться в него (например, работа диспетчера); б) принцип гуманизации деятельности - ориентирует на рассмотрение проблем безопасности человека как первоочередных при решении любых производственных задач; в) принцип системности - ориентирует на учет всех без исключения элементов, формирующих опасные или вредные факторы, которые могут привести к несчастному случаю; г) принцип деструкции - направлен на поиск хотя бы одного элемента в системе обстоятельств, искусственное удаление которого позволило бы не допустить несчастного случая (например, понижение температуры в помещении не позволяет произойти самовозгоранию паров топлива или органической пыли); д) принцип снижения опасности - направлен не на ликвидацию опасности, а только на снижение ее уровня (например, снижение напряжения до 36 В при пользовании электроинструментом без заземления); е) принцип замены оператора - направлен на замену человека роботом, станками с программным управлением; ж) принцип ликвидации опасности - состоит в устранении опасных и вредных факторов при выполнении технологических процессов (например, замена опасного оборудования безопасным, применение научной организации труда и т. д.); з) принцип классификации - направлен на распределение опасных и вредных факторов по определенным признакам, что позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных фактов или закономерностей. Технические принципы основаны на использовании физических законов с применением технических средств. К ним относятся: а) принцип блокировки - исключает возможность проникновения человека в опасную зону (например, автоматические шлагбаумы, двери, заслонки, створки, которые закрываются или фиксируются при приближении человека к опасной зоне); б) принцип слабого звена - заключается в запланированном разрушении одного из звеньев механизма в случае его перегрузки (например, плавкие предохранители, шпонки, штифты, предохранительные муфты); в) принцип прочности - направлен на повышение уровня безопасности наиболее ответственных элементов конструкций путем повышения коэффициента запаса прочности, когда значения критериев разрушения материала превышают допустимые нагрузки в эксплуатации; г) принцип флегматизации - заключается в применении ингибиторов (инертных компонентов) в целях замедления скорости химических реакций или превращения горючих веществ в негорючие; д) принцип экранирования - заключается в размещении между человеком и источником опасности преграды, гарантирующей защиту от опасностей (защита от шума, магнитных полей, ионизирующих излучений и т. п.); е) принцип защиты расстоянием - заключается в том, что источник опасности устанавливается от человека на расстоянии, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что некоторые опасные или вредные факторы снижают свое воздействие на человека при увеличении расстояния; ж) принцип герметизации - заключается в обеспечении невозможности утечки жидкой или газовой среды из одной зоны в другую (сальниковые уплотнения, оболочки, баллоны, сильфоны, мембраны, диафрагмы); з) принцип вакуумирования - заключается в проведении технологических процессов при пониженном давлении по сравнению с атмосферным (например, для смещения точки кипения жидкости в сторону более низких температур, для транспортировки пыли в аппаратах, где вакуум позволяет вести процесс более экономично и безопасно); и) принцип компрессии - состоит в проведении в целях безопасности различных процессов под повышенным давлением по сравнению с атмосферным (например, для снижения температуры самовоспламенения в камерах с агрессивными средами: мука, сахарная пыль и т. д.). Организационные принципы - это те принципы, которые с целью повышения безопасности способствуют реализации положения научной организации деятельности. К ним относятся: а) принцип защиты временем - предполагает сокращение длительности нахождения человека под воздействием опасных или вредных факторов до безопасных значений, сокращение времени хранения продуктов и товаров в таре с целью предотвращения отравлений, взрывов и пожаров; б) принцип нормирования - состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает необходимый уровень безопасности (например, ПДК ПДУ - предел допустимой концентрации вредных веществ в среде обитания, уровня излучений, воздействия магнитных полей и т. д.); в) принцип несовместимости - заключается в пространственном или временном разделении объектов реального мира с целью предотвращения их взаимодействия друг с другом (например, запрещено хранить в одном помещении продукты питания и токсико-химические вещества или краски); г) принцип эргономичности - состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека при создании рабочего места, места отдыха и социально-бытовых нужд; д) принцип информации - заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, обеспечивающих необходимый уровень безопасности (например, инструктаж, обучение, предупреждающие знаки, сигнализация); е) принцип резервирования (дублирования) - состоит в одновременном применении нескольких устройств, способов, приемов, направленных на защиту от одной и той же опасности (например, несколько выходов для эвакуации в помещениях, несколько двигателей в самолете, аварийное освещение в зданиях, имеющее несколько различных источников энергопитания), ж) принцип подбора кадров - заключается в таком подборе людей по специальности, практическому опыту работы, формирования структуры служб и отделов, которые были бы способны обеспечить необходимый уровень безопасности на производстве; з) принцип последовательности - заключается в формировании определенной очередности выполнения операций, процессов, регламентных работ с целью снижения уровня опасности (например, перед допуском рабочего к выполнению ра- боты проводится инструктаж по технике безопасности, перед включением в работу станочного оборудования - выполняется техосмотр). Управленческие принципы - это те принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: а) принцип плановости - состоит в установлении на определенном периоде количественных показателей и направлений деятельности. Планирование в области безопасности направлено на улучшение условий труда, б) принцип стимулирования - опирается на распределение материальных благ и моральных поощрений в зависимости от результатов труда работающего, в) принцип компенсации - состоит в предоставлении дополнительных льгот на работах с тяжелыми условиями труда с целью восстановления или поддержания здоровья (например, повышение тарифных ставок для работающих по "горячей сетке", выдача лечебно-профилактического питания для предупреждения профессиональных заболеваний); г) принцип эффективности - состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценке достигнутых показателей по критериям затрат и выгод (например, контроль уровня травматизма на производстве, улучшение условий труда по сравнению с принятыми обязательствами); д) принцип контроля - заключается в организации органов контроля и надзора с целью проверки объектов на соответствие их регламентированным требованиям безопасности; е) принцип обратной связи - заключается в организации системы получения информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения параметров соответствующих состояний (например, контроль за расходом топлива в зависимости от скорости движения автомобиля); ж) принцип адекватности - заключается в том, что система управляющая должна быть адекватно сложной по сравнению с управляемой; з) принцип ответственности - означает, что для обеспечения безопасности должны быть регламентированы права, обязанности и ответственность лиц, которые участвуют в управлении безопасностью (например, за здоровье и жизни людей отвечает руководитель предприятия, а контроль за условиями труда должен быть возложен на работника службы охраны труда). Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Методами (способами) осуществляется конструктивное и техническое воплощение принципов в реальной действительности. Зная методы обеспечения безопасности, можно согласовать возможности человека с окружающей средой, т. е. достичь определенного уровня безопасности. Прежде чем раскрыть суть методов обеспечения безопасности, необходимо познакомиться с такими определениями, как гомосфера и ноксосфера. Гомосфера - пространство (рабочая зона), в котором находится человек, осуществляя свою деятельность, ноксосфера - пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор. С позиций безопасности полное совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо. Существует три основных метода по обеспечению безопасности: А - метод разделения гомосферы и ноксосферы в пространстве или во времени. Этот метод реализуется следующими средствами: - ограждением механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств; - герметизацией оборудования и аппаратуры; - тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла; - переходом к технологиям и оборудованию с замкнутым циклом движения жидких и газообразных веществ; - проведением периодического технического обслуживания и проверкой технического состояния оборудования на соответствие требованиям безопасной эксплуатации; - обеспечением функциональной диагностики состояния оборудования в процессе работы; - использованием дистанционного управления технологическими процессами и оборудованием; - использованием средств автоматизации и станков с программным управлением; - использованием роботов. Б - метод, состоящий в нормализации ноксосферы, т. е. путем исключения опасности. Достигается следующими средствами: - использованием экранов, демпферов, поглотителей, фильтров для защиты от шума, пыли, вибрации, излучений, электромагнитных полей и т. д.; - заменой вредных веществ безвредными; - заменой сухих способов транспортировки и обработки пылящих материалов мокрыми; - заменой технологических процессов, связанных с возникновением шума, вибрации и других опасных и вредных факторов, процессами, где эти факторы отсутствуют или имеют несущественную интенсивность; - организацией полного улавливания или очистки технологических выбросов и сбросов. В - метод, включающий гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Это достигается: - закалкой организма, общей физической культурой; - обучением, получением инструктажа на отдельные виды работ; - психологической подготовкой к восприятию опасностей и отработкой практических навыков и норм поведения в экстремальных условиях; - использованием индивидуальных средств защиты, спецодежды, противогазов, инструмента с изолированными ручками, измерительных средств и приборов. Теории риска. Основные положения теории риска. Количественная оценка опасностей называется риском. Риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.). Подсчитаем риск Rпр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 40 чел., а численность работающих составляет примерно N = 78 x 106 чел. Следовательно, можно ставить вопрос о своего рода нормировании уровня безопасности на основе понятия риска. В мировой практике нормированный риск называется приемлемым. Для обычных общих условий деятельности приемлемый риск гибели человека принимается равным 10-6. Противники понятия "приемлемый риск" считают его неприемлемым, противоречащим морали, антигуманным. Мы долгое время были подвержены соблазну ставить идеологию выше фактологии. Дискуссии утихают при сравнении приемлемых рисков с фактически-ми. Как видно из приведенных выше значений, фактический риск в 100 – 1000 раз выше приемлемого. При этих сравнениях вспоминается библейское изречение: знания приносят грусть. Естественно, что и приемлемый риск не остается постоянным. Понятие риска относится к любым негативным последствиям. Таким образом, введение понятия "приемлемый риск" имеет стимулирующий характер. В некоторых стандартах ССБТ понятие вероятности (риска) уже используется. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) это риск для группы людей. Социальный риск - это зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей. Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: "Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь." По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 x 106 долларов США. Следует выделить 4 методических подхода к определению риска. 1.Инженерный - опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности. 2.Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п. 3.Экспертный - определяющий вероятность различных событий на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов. 4.Социологический основанный на опросе населения. Все эти методы необходимо применять в комплексе. Традиционная техника безопасности (ТБ) базируется на обеспечении безопасности, не допускать никаких аварий. Требование абсолютной безопасности может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Следует иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска. В действительности приемлемые риски на 2-3 порядка "строже" фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека. Для управления риском средства можно расходовать по 3 направлениям: совершенствование технических систем и объектов; подготовка персонала; ликвидация чрезвычайных ситуаций. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском (страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.). В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. Причины пожаров. Меры противопожарной безопасности в профессиональной деятельности и в быту. Основными причинами пожаров явились: - неосторожное обращение с огнем – 30%; - нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 24%; - неисправность печей (дымоходов) и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления – 20%; - поджог – 14%. В целях предупреждения пожаров в жилье: 1. Никогда не курите в постели. Помните, сигарета и алкоголь - активные соучастники пожара. 2. Будьте осторожны при эксплуатации печного и газового отопления. 3. Не забывайте вовремя очищать от сажи дымоходы. 4. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра, а также не поручайте надзор за ними малолетним детям. 5. Не располагайте топливо и другие горючие материалы на предтопочном листе. 6. Не перекаливайте печь. 7. Никогда не оставляйте без присмотра включенные электроприборы. 8. Следите за исправностью электропроводки, не перегружайте электросеть, не допускайте применения самодельных электроприборов и «жучков». 9. Не закрывайте электролампы и другие светильники бумагой и тканями. 10. Не оставляйте на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с легковоспламеняющейся жидкостью и горючей жидкостью, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами. 11. Не оставляйте детей без присмотра, обучите их правилам пользования огнем. 12. О соседях, создающих угрозу возникновения пожара, сообщайте в ближайшие подразделения пожарной охраны. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить! При возникновении пожара немедленно звоните по телефону службы спасения «01», «112» четко сообщите, что горит,адрес и свою фамилию.

Практическое занятие № 2.

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »

для специальностей СПО

Тема. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Цель : Научить обучающихся правильно понимать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

Теоретическая часть.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

По природе действия опасности подразделяются на следующие основные группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

К физическим опасностям относятся: шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, запыленность, загазованность воздуха, и т.д.

К химическим опасностям относятся: ядовитые, токсичные вещества в различных фазовых состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Биологические опасности - это опасные и вредные микро и микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности и жизнедеятельности людей.

Психофизиологические - статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, однообразие труда, эмоциональные стрессы.

Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью будущих поколений.
Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияют на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразделяются на
активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п. Контрольные вопросы:

1.Как классифицируются негативные факторы?

2.Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

3.Назовите основные факторы риска и методы их преодоления?

Практическая часть.

Разработайте перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей:

    на производстве

    в быту

    на природе

    в городе

Составьте таблицу по образцу:

Профессиональные заболевания вашей специальности

Меры их предупреждения