Способы и формы реализации административно правовых норм. Формы реализации норм административного права. а) государственно-властный характер

Виды норм:

1. По предмету правового регулирования:

· материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;

· процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права:

· регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;

· охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования:

· императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;

· диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;

· поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

· управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

· обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения;

· запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату:

· регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти;

· административно-правовой статус государственных служащих;

· организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур;

· административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6. По действию в пространстве:

· федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);

· субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;

· муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;

· локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени:

· срочные – нормы, для которых определен срок действия;

· бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;

· чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц

· общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;

· специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе:

· законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;

· подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты:

· охраняемые в судебном порядке;

· охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Способы реализации:

· Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

· Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

· Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

· Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Еще по теме Виды и способы реализации административно-правовых норм.:

  1. Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования

Соблюдение, соблюдение, использование и применение

Реализация административно-правовых норм в форме с о б л ю д е н и я характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме и с п о л н е н и я заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

И с п о л ь з о в а н и е как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Сущность п р и м е н е н и я административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).

Вопрос 6. Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – регулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Они складываются в особой сфере жизни – сфере государственного управления.

Имеют своим объектом действие либо поведение людей.

Они складываются при обязательном участии органа государственного управления.

Споры решаются в административном, а не в судебном порядке.

Ответственность за нарушение норм участник несет перед государством.

Структура административно-правовых отношений: субъект, объект и юридический факт

Субъект – органы, лица, наделенные административно-правовым статусом (правами и обязанностями)

Административное право субъекта – возникает с момента рождения. У государственных органов – с момента образования и государственной регистрации. Служащих – с момента зачисления на должность.

Объектом административно-правовых отношений являются сами общественные отношения, действия сторон. Каждый участник имеет определенный круг прав и обязанностей.

Факты бывают правомерные и неправомерные. Факты – основания возникновения, изменения и прекращения отношений.

Вопрос 7. Виды административно-правовых отношений



1) материальные

2) процессуальные

По соотношению прав и обязанностей участников отношений

1) вертикальные

2) горизонтальные

По характеру юридических фактов

1) порожденные правомерным юридическим фактом

2) неправомерным

По способу защиты

1) защищаемые в административном порядке

2) в судебном порядке

Вопрос 8. Граждане РФ как субъекты административного права

Структура административно-правового статуса гражданина РФ включает: а) административную правосубъектность; б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) политические и социально-экономические гарантии; г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.

Гражданство

Административная правоспособность и дееспособность

Права, свободы и обязанности граждан;

Гарантия обеспечения прав и свобод граждан

Ответственность граждан за свои действия

Вопрос 9. Основные права и обязанности граждан

Права – абсолютные и относительные, обязанности только относительные.

Абсолютные права зависят только от воли граждан.

1) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2) поступать на государственную службу.

3) свободно передвигаться (ст. 27 Конституции).

4) проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирование.

5) свободно объединяться.

6) на свободу и личную неприкосновенность.

7) на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти.

8) право на общее образование.

9) свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

10) на изменение фамилии, имени и отчества.

11) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Относительные права зависят не только от воли гражданина, но и от соблюдения других условий.

К основным обязанностям Конституция РФ относит:

Уплату законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции).

Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Защиту Отечества (ст. 59 Конституции РФ).

Заботу о сохранении исторического и культурного наследия,

сбережение памятников истории и культуры (ст. 44 Конституции

Обеспечение родителями или лицами, их замещающими, получения детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).

Вопрос 10. Административно-правой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства, постоянно или временно пребывающее на территории РФ.

Лицо без гражданства – лицо, не имеющее гражданства РФ, не имеющее доказательства наличия гражданства иного государства и пребывающее на территории РФ.

Правовое положение иностранных граждан и ЛБГ определяется конституцией РФ, существует ФЗ о порядке въезда/выезда на территорию РФ и др.

Иностранные граждане должны иметь миграционную карту и при необходимости визу.

Органы государственной власти могут отказать иностранным гражданам в разрешении въезда на территорию РФ.

Реализация АПН - практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.

Реализация АПН - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.

Формами (способами) реализации АПН являются:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Реализация АПН в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация АПН в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации АПН состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

По своему социальному содержанию применение АПН представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений

Формы реализации административно-правовых норм:

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

11. Понятие, структура, особенности административно-правовых отношений .

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений

субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

юридические факты , обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Особенности: а)отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием( опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества)



б) Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

в) их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер .

12. Классификация административно-правовых отношений:

1.по своему характеру материальные и процессуальные;

2.по характеру взаимоотношений участников этих отношений вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);

3.по характеру порождающих их юридических фактов – отношения, порождаемые правомерными инеправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием – на реализацию ее санкции);

4.по продолжительности действия бессрочные, срочные и краткосрочные;

5.по объему и месту в системе административно-правового регулирования – общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня .

Административная правосубъектность граждан (частных лиц).

Административная правосубъектность граждан - способность гражданина быть субъектом административного права.

Элементы

Административная правоспособность граждан -способность гражданина иметь субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан -способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан- способность гражданина нести ответственность за совершение административных правонарушений.

14. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию ) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Осуществляя управление обществом, государство издает нормы права. Но после правотворческой деятельности в правовом регулировании общественных отношений акцент переносится на реализацию права. «Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы проведены в жизнь». Поэтому реализация административно-правовых норм одна из ключевых тем в характеристике обозначенного выше элемента механизма административно-правового регулирования.

«Реализация выражается в поведении субъекта права, которое сообразовывается с правилами норм».

Административно-правовые нормы реализуются через систему воздействия, свойственную для административно-правового регулирования, состоящую из способов регулирования. Система способов регулирования была определена в первом параграфе настоящей главы и не нуждается в дополнительной характеристике. Особого внимания заслуживают формы реализации административно-правовых норм, определяемые способами правового регулирования, составляющими юридическое содержание реализации административно-правовых норм.

Д.Н. Бахрах выделяет четыре формы (способа) реализации административно-правовых норм:

– исполнение – это совершение активных действий субъектами права по выполнению предписаний, содержащихся в норме (путем исполнения реализуются обязывающие нормы права);

– соблюдение – это воздержание субъекта от совершения запрещенных действий (соблюдением реализуются запрещающие нормы права, а также запреты, выраженные правоохранительными нормами права);

– использование – это принятие решения субъектом о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (использованием реализуются управомочивающие нормы права);

– применение – это принятие компетентным государственным органом (уполномоченным должностным лицом) индивидуального юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы. Применение административно-правовых норм является основной формой исполнительной и распорядительной деятельности государства и осуществляется в особом процессуальном порядке.

Соблюдение, исполнение и использование называют «формами непосредственной реализации права», поскольку при этом субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства.

А.П.Алехин, Ю.М.Козлов выделяют два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.

Исполнение административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам. Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо запрета, а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).