Виды норм:
1. По предмету правового регулирования:
· материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;
· процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
2. По функциям права:
· регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;
· охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
3. По методу правового регулирования:
· императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;
· диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;
· поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
· управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
· обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения;
· запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
5. По адресату:
· регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти;
· административно-правовой статус государственных служащих;
· организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур;
· административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
6. По действию в пространстве:
· федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);
· субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;
· муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;
· локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
7. По действию во времени:
· срочные – нормы, для которых определен срок действия;
· бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;
· чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
8. По кругу лиц
· общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;
· специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
9. По юридической силе:
· законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;
· подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической защиты:
· охраняемые в судебном порядке;
· охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Способы реализации:
· Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
· Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
· Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
· Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
Еще по теме Виды и способы реализации административно-правовых норм.:
- Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования
Соблюдение, соблюдение, использование и применение
Реализация административно-правовых норм в форме с о б л ю д е н и я характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Реализация административно-правовых норм в форме и с п о л н е н и я заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.
И с п о л ь з о в а н и е как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Сущность п р и м е н е н и я административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).
Вопрос 6. Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения – регулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.
Они складываются в особой сфере жизни – сфере государственного управления.
Имеют своим объектом действие либо поведение людей.
Они складываются при обязательном участии органа государственного управления.
Споры решаются в административном, а не в судебном порядке.
Ответственность за нарушение норм участник несет перед государством.
Структура административно-правовых отношений: субъект, объект и юридический факт
Субъект – органы, лица, наделенные административно-правовым статусом (правами и обязанностями)
Административное право субъекта – возникает с момента рождения. У государственных органов – с момента образования и государственной регистрации. Служащих – с момента зачисления на должность.
Объектом административно-правовых отношений являются сами общественные отношения, действия сторон. Каждый участник имеет определенный круг прав и обязанностей.
Факты бывают правомерные и неправомерные. Факты – основания возникновения, изменения и прекращения отношений.
Вопрос 7. Виды административно-правовых отношений
1) материальные
2) процессуальные
По соотношению прав и обязанностей участников отношений
1) вертикальные
2) горизонтальные
По характеру юридических фактов
1) порожденные правомерным юридическим фактом
2) неправомерным
По способу защиты
1) защищаемые в административном порядке
2) в судебном порядке
Вопрос 8. Граждане РФ как субъекты административного права
Структура административно-правового статуса гражданина РФ включает: а) административную правосубъектность; б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) политические и социально-экономические гарантии; г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.
Гражданство
Административная правоспособность и дееспособность
Права, свободы и обязанности граждан;
Гарантия обеспечения прав и свобод граждан
Ответственность граждан за свои действия
Вопрос 9. Основные права и обязанности граждан
Права – абсолютные и относительные, обязанности только относительные.
Абсолютные права зависят только от воли граждан.
1) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2) поступать на государственную службу.
3) свободно передвигаться (ст. 27 Конституции).
4) проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирование.
5) свободно объединяться.
6) на свободу и личную неприкосновенность.
7) на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти.
8) право на общее образование.
9) свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
10) на изменение фамилии, имени и отчества.
11) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Относительные права зависят не только от воли гражданина, но и от соблюдения других условий.
К основным обязанностям Конституция РФ относит:
Уплату законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции).
Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
Защиту Отечества (ст. 59 Конституции РФ).
Заботу о сохранении исторического и культурного наследия,
сбережение памятников истории и культуры (ст. 44 Конституции
Обеспечение родителями или лицами, их замещающими, получения детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).
Вопрос 10. Административно-правой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства, постоянно или временно пребывающее на территории РФ.
Лицо без гражданства – лицо, не имеющее гражданства РФ, не имеющее доказательства наличия гражданства иного государства и пребывающее на территории РФ.
Правовое положение иностранных граждан и ЛБГ определяется конституцией РФ, существует ФЗ о порядке въезда/выезда на территорию РФ и др.
Иностранные граждане должны иметь миграционную карту и при необходимости визу.
Органы государственной власти могут отказать иностранным гражданам в разрешении въезда на территорию РФ.
Реализация АПН - практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.
Реализация АПН - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.
Формами (способами) реализации АПН являются:
1) соблюдение;
2) исполнение;
3) использование;
4) применение.
Реализация АПН в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Реализация АПН в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.
Использование как форма реализации АПН состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.
Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.
В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
По своему социальному содержанию применение АПН представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений
Формы реализации административно-правовых норм:
Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.
Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.
11. Понятие, структура, особенности административно-правовых отношений .
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Структура административно-правовых отношений:
– объект административных правоотношений
– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
– юридические факты , обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Особенности: а)отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием( опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества)
б) Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.
в) их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер .
12. Классификация административно-правовых отношений:
1.по своему характеру – материальные и процессуальные;
2.по характеру взаимоотношений участников этих отношений – вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);
3.по характеру порождающих их юридических фактов – отношения, порождаемые правомерными инеправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием – на реализацию ее санкции);
4.по продолжительности действия – бессрочные, срочные и краткосрочные;
5.по объему и месту в системе административно-правового регулирования – общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня .
Административная правосубъектность граждан (частных лиц).
Административная правосубъектность граждан - способность гражданина быть субъектом административного права.
Элементы
Административная правоспособность граждан -способность гражданина иметь субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.
Административная дееспособность граждан -способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.
Виды административной дееспособности граждан:
1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);
2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);
3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).
Административная деликтоспособность граждан- способность гражданина нести ответственность за совершение административных правонарушений.
14. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Виды прав граждан в сфере государственного управления:
1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
2) на поступление на государственную службу;
3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;
4) на свободу передвижения;
5) на неприкосновенность личности;
6) на неприкосновенность жилища;
7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;
9) на изменение фамилии и имени;
10) на свободу передвижения;
11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;
12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
14) на образование;
15) на охрану здоровья;
16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;
17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;
18) на реализацию юридических свобод.
Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.
В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию ) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Осуществляя управление обществом, государство издает нормы права. Но после правотворческой деятельности в правовом регулировании общественных отношений акцент переносится на реализацию права. «Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы проведены в жизнь». Поэтому реализация административно-правовых норм одна из ключевых тем в характеристике обозначенного выше элемента механизма административно-правового регулирования.
«Реализация выражается в поведении субъекта права, которое сообразовывается с правилами норм».
Административно-правовые нормы реализуются через систему воздействия, свойственную для административно-правового регулирования, состоящую из способов регулирования. Система способов регулирования была определена в первом параграфе настоящей главы и не нуждается в дополнительной характеристике. Особого внимания заслуживают формы реализации административно-правовых норм, определяемые способами правового регулирования, составляющими юридическое содержание реализации административно-правовых норм.
Д.Н. Бахрах выделяет четыре формы (способа) реализации административно-правовых норм:
– исполнение – это совершение активных действий субъектами права по выполнению предписаний, содержащихся в норме (путем исполнения реализуются обязывающие нормы права);
– соблюдение – это воздержание субъекта от совершения запрещенных действий (соблюдением реализуются запрещающие нормы права, а также запреты, выраженные правоохранительными нормами права);
– использование – это принятие решения субъектом о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (использованием реализуются управомочивающие нормы права);
– применение – это принятие компетентным государственным органом (уполномоченным должностным лицом) индивидуального юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы. Применение административно-правовых норм является основной формой исполнительной и распорядительной деятельности государства и осуществляется в особом процессуальном порядке.
Соблюдение, исполнение и использование называют «формами непосредственной реализации права», поскольку при этом субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства.
А.П.Алехин, Ю.М.Козлов выделяют два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.
Исполнение административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Применение административно-правовых норм выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам. Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо запрета, а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).