Кто является субъектами административных правоотношений. Участники административных правоотношений. Административные отношения: процессуальный аспект

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. рис. 3.1 и 3.2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).

Рис. 3.1.

Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом - как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;

2) административной правоспособности и дееспособности субъекта;

3) юридического факта (фактов), то есть, основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Объект управления - другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Понятие административных правоотношений. Юридические факты, на основе которых возникают административные правоотношения. Строение административных правоотношений: стороны (субъекты, участники), связи, объекты, юридическое и фактическое содержание. Административные правоотношения как фактор поддержки функционирования иных отраслевых правоотношений.

Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, функционируют в сфере деятельности государственной администрации, урегулированы административным правом, основаны на административно-правовых юридических фактах, имеют типичное для правоотношений строение (состав). В ряде случаев они поддерживают функционирование иных отраслевых правоотношений.

1. Административные правоотношения - разновидность правоотношений и потому обладают всеми общими признаками, присущими последним1. Как известно, правоотношение: а) является важнейшей составной частью механизма правового регулирования, средством и продуктом правового регулирования; б) существует как реальное (жизненное) общественное отношение; в) приобретает правовую природу благодаря тому, что регулируется правом; г) возникает, преобразуется и прекращается на основе определенных юридических фактов, установленных в праве; д) имеет в своем составе четыре компонента (стороны, представленные участниками, субъектами; индивидуализированную связь, взаимодействие между сторонами; объекты, т.е. материальные и нематериальные блага, ради приобретения, использования или охраны которых стороны стремятся к взаимодействию либо вынуждены взаимодействовать; содержание юридическое в форме корреспондирующих нрав и обязанностей сторон и содержание фактическое в форме определенного поведения, действий сторон); е) обеспечено защитой государства.

Административные правоотношения являются отраслевой разновидностью правоотношений и существуют наряду с другими аналогичными видами правоотношений (конституционными, гражданскими, трудовыми, финансовыми и т.д.).

2. Административные правоотношения функционируют в сфере деятельности государственной администрации. Они складываются там, где действует государственная административная власть, наделенные ею субъекты (исполнительные органы государственной власти, государственные служащие, администрация государственных органов и государственных организаций). Административные правоотношения существуют и там, где субъекты государственной администрации отсутствуют, но действует, соблюдается установленный ими и административным правом порядок поведения в местах общественного значения.

Административные отношения имеют место и в сфере деятельности администрации государственных органов законодательной и судебной власти. Администрация указанных органов осуществляет государственную административную власть, поэтому в процессе выполнения функций этой власти могут возникать административные правоотношения. Однако важно понимать, что администрация органов законодательной и судебной власти в данном своем качестве занята выполнением организационных функций, а не законодательной и судебной деятельностью. Когда конкретные лица, входящие в администрацию таких органов, осуществляют законодательную и судебную деятельность, они имеют иное правовое качество и реализуют полномочия депутатов или судей, а не субъектов административной власти.

3. Административные правоотношения урегулированы административным правом. Правоотношения приобретают отраслевую природу, характер в связи с тем, что подвержены регулированию со стороны определенной отрасли права. Общественные отношения становятся административно-правовыми благодаря регуляции со стороны административного права. Следовательно, административное право является непременным и обязательным условием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Организация и деятельность государственной администрации урегулированы многими отраслями права, начиная с права конституционного. Значительный сегмент ее деятельности, и особенно организации, подвержен административно-правовому регулированию. Например, положения о государственных органах исполнительной власти, их многочисленные административные регламенты, еще более многочисленные должностные регламенты государственных служащих носят административно-правовой характер. Издаваемые субъектами государственной администрации в огромном множестве правоприменительные акты являются по своей сущности административно-правовыми, потому что в них реализуется переданная им государством административная власть.

4. Административные правоотношения основаны на административно-правовых юридических фактах. Они возникают при наличии специфических для административных правоотношений юридических фактов (действий и событий). Наиболее распространенным видом юридических фактов, относимых в административном праве к правомерным действиям, являются индивидуальные правовые акты, принятые субъектами государственной администрации. Примером такого акта является приказ о назначении гражданина на должность государственной гражданской службы. Он порождает служебные административные правоотношения, а его стороны приобретают сложный комплекс взаимных административных прав и обязанностей.

В ряду административно-правовых правомерных действий как разновидности юридических фактов выделим многочисленные обращения граждан и организаций за решением определенных вопросов к органам (должностным лицам) административной власти, которые могут быть выражены в предложениях, заявлениях, жалобах.

Среди неправомерных действий (бездействия) административному праву известны два вида юридических фактов - служебно-дисциплинарные и административные правонарушения. Они обусловливают возникновение административных правоотношений, связанных с возбуждением, рассмотрением и разрешением дел по ним, исполнением назначенных служебно-дисциплинарных или административных наказаний.

Административные правоотношения порождают не только правомерные и неправомерные действия (бездействие), но и события как определенный вид юридических фактов (рождение ребенка, стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия, смерть). Например, в связи с рождением ребенка возникает административное правоотношение между его родителями и органом ЗАГС.

5. Административные правоотношения имеют типичное для правоотношений строение (состав). Оно включает следующие определенным образом индивидуализированные компоненты: стороны, связи между ними, объекты, содержание.

Стороны административных правоотношений представлены субъектами административного права. Их называют также участниками. Субъектами (участниками) административных правоотношений могут быть любые физические и юридические лица. Самым характерным видом субъектов административных правоотношений являются исполнительные органы государственной власти, их должностные лица, государственные служащие, составляющие государственную администрацию. Субъекты, вступая в правоотношения, предусмотренные административным правом, приобретают в соответствии с ним субъективные права и юридические обязанности на совершение определенных административно-правовых действий или воздержание от них.

Связи в административных правоотношениях отражают характер административно-правового взаимодействия между их сторонами (субъектами, участниками). Указанное взаимодействие позволяет удовлетворять сторонам общественные и личные потребности, интересы, обеспечивает приобретение, использование или охрану определенных и необходимых для них материальных и нематериальных благ. Гражданин, желающий поступить на государственную службу, должен прежде вступить во взаимодействие с конкретным представителем нанимателя. Гражданин, решивший получить статус индивидуального предпринимателя, направляется с необходимыми документами в орган, осуществляющий государственную регистрацию таких предпринимателей, чтобы вступить во взаимодействие с ним. Полицейский, проявивший свою волю к исполнению служебной обязанности по пресечению административного правонарушения и использованию принадлежащего ему по службе права, не сможет этого сделать, если не вступит во взаимодействие с правонарушителем.

Роль связей (взаимодействий) между сторонами, участниками правоотношения настолько значительна и рельефна, что в литературе нередко определяют правоотношение как общественную связь, т.е. рассматривают эти понятия как синонимы.

Объекты административных правоотношений - это материальные и нематериальные блага (имущество, предметы, результаты деятельности, иные ценности), способные удовлетворять потребности, интересы сторон, участников правоотношений и установленные в качестве таковых административным правом. Их невероятно много. Например, в Правилах создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 , перечислены следующие объекты административных правоотношений, существующих между казенным предприятием и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится такое предприятие: 1) имущество предприятия; 2) произведенная предприятием продукция; 3) доходы и чистая прибыль предприятия; 4) утвержденный разделительный баланс; 5) передаточный акт; 6) годовая бухгалтерская отчетность предприятия; 7) аудиторское заключение.

Носитель административного субъективного права управомоченная сторона административного правоотношения, а носитель административной юридической обязанности - его обязанная сторона. Управомоченному всегда противостоит обязанное лицо. Обе стороны в административном правоотношении связаны между собой взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одной из них корреспондирует обязанность другой и наоборот. Нередко каждая из сторон является и управомоченной, и обязанной.

Фактическое содержание административных правоотношений состоит в самом поведении участников, основанном на их административных правах и обязанностях.

Рассмотрим особенности юридического и фактического содержания административного правоотношения на конкретном примере. Между лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и органом (судьей, должностным лицом), рассматривающим дело, существует административное процессуальное отношение со сложным юридическим содержанием. У сторон такого отношения имеются многочисленные субъективные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Соответственно, каждую из них можно рассматривать в качестве и управомоченной, и обязанной. Согласно закону лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ . Если указанное лицо в процессе разбирательства по делу воспользуется принадлежащими ему правами, то другая сторона обязана обеспечить первой стороне возможность реализации этих прав. Неисполнение такой обязанности является правонарушением.

Фактическим содержанием данного административного правоотношения будут любые правомерные действия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, связанные с реализацией принадлежащих ему прав (ознакомление с материалами дела, дача объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и т.д.). Фактическое содержание административного правоотношения со стороны органа (судьи, должностного лица), рассматривающего дело, может выразиться в вынесении определений по ходатайствам другой стороны.

В сфере деятельности государственной администрации наряду с административными правоотношениями существуют правоотношения и других отраслевых видов (информационные, земельные, финансовые, экологические). Административные правоотношения обеспечивают в основном организацию системы государственной административной власти, сопровождают решение в ней властно-организационных, управленческих задач, административно-правовое регулирование. Они создают базовые организационные условия для иных видов отраслевых правоотношений. Благодаря институтам административного контроля (надзора) и административной ответственности поддерживается функционирование многих иных правоотношений (трудовых, налоговых, градостроительных и даже конституционных).

В учебной литературе рассматриваются и иные признаки административных правоотношений, не вошедшие в приведенное выше определение: а) административное правоотношение возникает по инициативе любой из его сторон, но желание или согласие другой стороны не требуется; б) разрешение споров между сторонами административного правоотношения осуществляется, как правило, в административном (внесудебном) порядке; в) нарушение административного правоотношения влечет применение к виновной стороне (участнику) мер служебно-дисциплинарного либо административного принуждения, при этом виновная сторона несет юридическую ответственность не перед другой его стороной, как в гражданском правоотношении, а перед государством в лице полномочного органа (должностного лица) исполнительной власти либо судьи.

В течение многих десятилетий остро дискутируется вопрос о том, существуют ли административные правоотношения между гражданами или в них на одной стороне всегда присутствует субъект государственной администрации. Пока административисты далеки от скорого разрешения спора. Наиболее обоснованной представляется позиция К. С. Вельского, который провел детальный анализ противоположных позиций по данному вопросу. Он сделал общий вывод о том, что административно-управленческие правоотношения невозможны без участия органа исполнительной власти. Напротив, административно-полицейские (охранительные) правоотношения вполне допустимы без органа полиции, так как порядок в общественных местах урегулирован административным нравом, обязанность соблюдать запрет и не нарушать его возложена на всех граждан. В случае нарушения административного правопорядка и отсутствия полиции у граждан есть административно-правовое основание потребовать от правонарушителя прекратить неправомерные действия. Здесь перед нами пример административного правоохранительного отношения, где на одной его стороне гражданин-правонарушитель, а на другой - граждане, предъявившие ему законное требование о прекращении административного правонарушения.

Участники административно-правовых отношений – это конкретные организации и лица, наделенные обязанностями и правами в сфере государственного управления и способные их практически реализовывать. Имеются в виду органы исполнительной власти, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации, трудовые коллективы, граждане. Речь идет обо всех субъектах административного права, которые под влиянием юридических фактов, предусмотренных гипотезой соответствующей административно-правовой нормы, становятся субъектами (участниками, сторонами) административно-правовых отношений.

Общим условием вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения является наличие у них административной правоспособности, то есть способности приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере исполнительной власти, предусмотренных и обеспеченных нормами административного права. Это условие еще не свидетельствует о наличии конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы организация или лицо обладали административной дееспособностью, то есть практически реализовывали в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические обязанности и права. Сочетание административной право- и дееспособности создает условия, при которых субъект административного права становится и субъектом (участником, стороной) административного правоотношения.

Административная правоспособность органов исполнительной власти выражается в компетенции, которой наделяется каждый из них при образовании. Компетенция органа фиксирует круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав). Фактически административная правоспособность органа исполнительной власти закрепляет и выражает объем принадлежащих ему юридически-властных полномочий, дающих возможность участвовать в административно-правовых отношениях.

Административная право- и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции. При этом в большинстве случаев органы управления обязаны вступать в административно-правовые отношения, которые играют роль основного средства практической реализации принадлежащей им компетенции.

Различают общую и специальную право- и дееспособность органов исполнительной власти. Общая правоспособность выражается в представляемой органам возможности осуществлять управленческую деятельность в пределах их компетенции. Специальная правоспособность дополняет общую и выражается в их возможности осуществлять свои специфические задачи или функции управления (контрольно-надзорную, юрисдикционную деятельность). Нередко создаются органы, предназначенные для осуществления исключительно такого рода задач, например государственные инспекции, административные комиссии. Как общая, так и специальная правоспособность органов исполнительной власти находит свое выражение в их общей или специальной дееспособности.


Участниками административно-правовых отношений являются также структурные подразделения аппарата органов исполнительной власти (управления и отделы центрального аппарата министерств, государственных комитетов и т.д.). Объем их административной право- и дееспособности определяется руководством данного органа.

Административная право- и дееспособность государственных предприятий, учреждений и организаций практически выражается в деятельности их органов управления (например, администрация предприятия, генеральный директор производственного объединения). Эти органы в пределах своей компетенции реализуют административно-правовые обязанности и права, установленные для предприятий, учреждений и организаций; представляют их во внешних отношениях административно-правового и иного (в частности, гражданско-правового) характера.

Административная право- и дееспособность государственных служащих – административно-управленческих работников определяется характером их деятельности и, как правило, закрепляется либо в специальных положениях (например, в положении о главном бухгалтере), либо в должностных инструкциях. Эти право- и дееспособность производны от компетенции того органа, в котором служащие занимают соответствующую должность.

Определенной административной право- и дееспособностью обладают общественные организации и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций. Административно-правовые нормы определяют, в частности, основные виды административно-правовых отношений с участием этих организаций и коллективов. Такого рода отношения складываются, однако, не внутри негосударственных объединений, а в той сфере, где они взаимодействуют с органами исполнительной власти, с администрацией предприятий, учреждений и организаций.

Административной право- и дееспособностью обладают и граждане. Объем их административных прав и обязанностей определяется Конституцией, действующим законодательством, а также соответствующими административно-правовыми нормами.

4. Административно-правовой статус граждан

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками , т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  • управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  • административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  • административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  • возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  • должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  • правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  • результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

    они, как правило, являются "властными", поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; - обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

    они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

    административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

    в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

    спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотнош ений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия . События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия , в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные :

Юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

Юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные : административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.