Требования к маломерным судам при выходе в море. Гимс разъяснила новые правила пограничного режима и требования к маломерным судам. II. Порядок пользования маломерными судами

С начала 2015 года сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым пресекли более 30 нарушений российского законодательства в сфере соблюдения Правил пограничного режима. Самые распространенные из них - выход в море на плавсредствах, не поставленных на учет в пограничных органах, и выход в море без уведомления пограничной службы.

По данным пресс-службы Пограничного управления ФСБ РФ по Республике Крым, 16 апреля 2015 года в районе населенного пункта Семеновка двое братьев 1961 и 1971 г.р. промышляли ловлей рыбы на незарегистрированном судне и без уведомления пограничников о выходе в море. Рыбаки ходили в море по очереди. Одного из них задержали в 7 часов утра, второго в 14 часов. Рыбалка для нарушителей законодательства закончилась штрафами.

С целью недопущения совершения подобных правонарушений Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым еще раз напоминает, что 15 октября 2012 года приказом ФСБ России № 515 утверждены Правила пограничного режима, в соответствии с которыми российские маломерные суда (кроме пассажирских, рыбопромысловых, наливных, нефтеналивных, буксирных, военных, судов и средств правоохранительных и контролирующих органов), используемые в пределах участков (районов) российской части вод пограничных водных объектов, внутренних морских вод РФ, где установлен пограничный режим, в территориальном море РФ, подлежат обязательному учету в ближайших подразделениях Пограничного управления и хранению в пунктах базирования.

Ставить суда и плавсредства на учет необходимо до начала их эксплуатации.

Перед выходом судов и средств из пунктов базирования в пределы участков российской части вод их владельцы обязаны не позднее чем за 4 часа до выхода и сразу по возвращении уведомить ближайшее подразделение пограничного органа.

5.1; В пограничной зоне маломерные суда, принадлежащие предприятиям, организациям и гражданам, помимо регистрации в Государственной инспекции, должны быть также зарегистрированы в ближайшем подразделении органов и войск ФПС РФ, о чём в судовых билетах их владельцев ставится специальный штамп.

5.2. Маломерные суда, с которыми граждане прибывают в пограничную зону, должны быть поставлены их владельцами на временный учет в ближайшем подразделении органов и войск ФПС РФ.

5.3. На маломерном судне, эксплуатируемом в пограничной зоне, на видном с воздуха месте должен быть нанесен опознавательный знак - круг диаметром 1 метр, с двумя противоположными сегмен­тами черного и белого цвета. Маломерные суда должны нести Госу­дарственный флаг Российской Федерации. От нанесения опозна­вательного знака и несения флага освобождаются надувные суда, в том числе и аварийно-спасательные.

5.4. Выход в море и в российскую часть пограничных рек и водое­мов зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов осуществляется в светлое время суток по разрешениям, выдаваемым органами и войсками ФПС РФ, с возвращением на базы (сооружения) для их стоянок до наступления темноты.

5.5. При наступлении полярного дня выход в море маломерных судов разрешается с 06.00 часов, при условии возвращения их к месту базирования до 23.00 часов тех же суток.

5.6. Маломерные суда, используемые в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пог­раничных рек, озёр и иных водоёмов, подлежат обязательному учё­ту и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах бази­рования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов из пунктов базирования и возвращения с уведомлением органов и войск ФПС РФ, ограничиваться время выхода, пребывания на воде, удаления от пунктов базирования и берегов.

5.7. Маломерные суда, снабжённые радиостанциями, не имеющие ограничений на выход в море по тактико-техническим характерис­тикам и записям в судовом билете, могут выходить в море в пределы территориальных вод с удалением от берега не более 2-х миль (исключая яхты и суда, совершающие дальние плавания или участвующие в гонках и регатах), а в российскую часть пограничных рек - до фарватера только в светлое время суток, при наличии заверенной в подразделении органов и войск ФПС РФ судовой роли

(списка) и документов, удостоверяющих личность членов экипажа и пассажиров.

5.8. При плавании в пограничной зоне судоводители маломерных судов должны иметь: судовой билет с отметкой о ежегодном техосмотре и штампом о постановке судна на учет в подразделении органов и войск ФПС РФ, удостоверение на право управления маломерным судном, судовую роль, заверенную в органах и войсках ФПС РФ. Для оформления разрешения на выход в море, в российскую часть пограничных рек, озёр и иных водоёмов граждане или организации направляют письменные ходатайства и списки лиц в 2-х экземплярах в органы и войска ФПС РФ за 10 суток до выхода в плавание.

5.9. При плавании в прибрежной полосе Баренцева моря надувные суда с подвесными моторами мощностью менее 50 л.с. не должны удаляться от берега более чем на 100 метров, а безмотор­ные надувные суда - более чем на 50 метров.

5.10. Маломерные суда, совершающие одиночное плавание, мо­гут удаляться от места базирования на расстояние не более 15 миль, а при групповом плавании - не более 30 миль, с обязательным соблюдением п.п. 5.4 и 5.5 настоящих Правил.

5.11. Маломерные суда, имеющие разрешение на промышленный лов рыбы и добычу морепродуктов, могут, по согласованию с органами и войсками ФПС РФ, удаляться от места базирования на расстояния более, чем это указано в п. 5.10, а также возвращаться к месту базирования в срок не более чем через 24 часа.

5.12. Период навигации для маломерных судов, эксплуатирую­щихся в прибрежной полосе Баренцева моря, устанавливается с 1 мая по 1 октября. При наличии гидрометеорологических факторов ров, угрожающих безопасности плавания маломерных судов, сроки начала и конца навигации могут быть изменены с оповещением об этом в средствах массовой информации.

5.13. За систематические нарушения установленного порядка выхода в море и в российскую часть пограничных рек и водоемов органы и войска ФПС РФ и Государственная инспекция могут ограничить выход таких судов за пределы пункта базирования.

В Крыму ужесточают правила выхода в море для лодок и парусных судов, пишет севастопольское издание «Примечания». По данным журналистов, российские силовики проверяют документы у экипажа и пассажиров и на воде, и на пирсе сразу после прихода. При этом ссылаются на приказ Федеральной службы безопасности России №454, который регулирует пограничный режим.

Согласно документу, о выходе маломерного судна в море с целью отдыха или рыбалки нужно сообщить пограничникам не позже чем за 2 часа, указав предполагаемое время возвращения. Уведомить нужно и по возвращении в пункт базирования. Если судно не успевает вернуться вовремя, капитан должен отчитаться о причине задержки по телефону или радио. Ночью можно выходить в море только со специальным передатчиком, а нырять с аквалангом можно исключительно в светлое время суток.

Капитан из Севастополя Игорь Крымченко сетует, что маломерные суда, по сути, приравняли ко всем остальным.

– До 2014 года мы очень быстро все делали, оформляли, причем не важно, в какую сторону мы шли: за границу в Варну, в Стамбул или вдоль побережья. Тем более мы работали с агентами, которые знали наши лодки и капитанов. Занимало оформление буквально час. Сейчас ситуация намного усложнилась. Не важно, большое судно или яхта – на каждом идут проверки. Приходит комиссия с пограничниками, с таможенниками, вскрывает все помещения и рундуки. Это, естественно, занимает время, как и подготовка документов на выход, на экипаж, судовой роли – все идет нервно. Когда наши суда не приравнивались к большому флоту, был лояльный подход. В ночное время раньше можно было ходить, не имея идентификатора, а сейчас только с ним.

Игорь Крымченко отмечает, что при переходе из Крыма в Сочи или Анапу предупреждать пограничников необходимо и вовсе за сутки.

Обидно за наш яхтенный флот. Пристальные проверки документов – это утомляет и создает нервозность

Игорь Крымченко

– Надо обязательно приехать к ним, записаться в журнале, получить разрешительные документы, потом предупредить еще раз за 4 часа (после смягчения правил в 2017 году уже 2 часа – КР) и только после этого выходить. Если судно под иностранным флагом – обязательно наличие идентификатора. Обидно за наш яхтенный флот. Чрезмерно пристальные проверки документов – это утомляет, больше отнимает времени у капитана и создает нервозность. Когда мы приходим к берегам Греции или Турции, процедуры проходят все те же, но за считанные минуты. Там те же требования к качеству и к аварийно-спасательному оборудованию, но здесь это все дотошно, с проверками и перепроверками.

Председатель федерации морских профсоюзов Украины Максим Слюсаревский рассказывает, какие правила действуют на материке.

– Если маломерное судно выходит в прибрежной зоне, до 2 миль, то процедура достаточно простая. Суда у нас приписано к базе стоянки и должны выходить оттуда – администрация звонит пограничниками и уведомляет о выходе, а вечером – о возвращении. Если планируется переход из Одессы в Черноморск, в Херсон, тогда уже надо оформлять судовую роль, тогда идет осмотр пограничниками и так далее, но процедуры занимают немного времени. В Крыму такое ужесточение, наверное, связано с обстановкой. Возможно, хотят из полуострова сделать более милитаризованную зону. Это уже больше похоже на советское время с закрытыми городами и базами. Не исключено, что хотят сделать территорию Крыма закрытой.

Максим Слюсаревский уверен, что подобные подходы к безопасности сильно бьют по морскому туризму.

– Вот если взять Одессу – люди хотят летом развлекаться на воде, какие-то аттракционы. Кто-то хочет на своей яхте выйти. Если для того, чтобы выйти в море и половить бычка, тебе нужно пройти кучу формальностей, то уже отпадает все желание. Естественно, это будет иметь прямые негативные последствия.

Украинский военный эксперт Олег Жданов согласен с мнением об усиливающейся милитаризации Крыма.

– Если разрешение надо брать у военных, значит вся власть переходит именно к ним. Крым превращается в глобальную военную базу, которая, по моим наблюдениям, даже готовится стать ядерной. Я не знаю, хватит ли президенту России политической воли для завоза на полуостров ядерного оружия, но то, что мы наблюдаем, – это подготовка к его размещению. В связи с этим укрепляют береговую оборону – это видно по закрытию акваторий на побережье Крыма. Судя по этой ситуации, у крымского туризма нет будущего. Во-первых, непризнанная, незаконно аннексированная территория. Мне кажется, в Кремле понимают, что туда никто не поедет, кроме самих россиян. Это дотационный регион, и говорить о строительстве отелей, думаю, не приходится.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Пока не наступил водно-моторный сезон, и любители покатушек проверяют экипировку, самое время заняться теоретической подготовкой. Как многие знают, с 1 января текущего года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Давайте разберемся более детально в этом вопросе.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. У пользователей нашего сайта возникли вопросы, которые мы решили адресовать непосредственно в ГИМС НСО РФ. Что из этого вышло, вы можете прочитать в статье.

Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

  • «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
  • «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500 .

Порядок регистрации маломерных судов в ГИМС 2017

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы, прежде всего, должны четко понимать – что такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам, государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт.

Как определить массу маломерного судна

На мотолодку «Казанка-М» можно устанавливать мотор мощностью до 25 л.с. включительно. Из существующих моторов мощностью 25 л.с. наиболее тяжелым является 4-х тактный ПЛМ Mercury F 25ELPT, вес которого - 82 кг. Таким образом, масса укомплектованной мотолодки «Казанка-М» составляет 227 кг. Отсюда вывод – согласно новому регламенту, придется ее регистрировать, независимо от того, какой мощности будет установлен на нее мотор.

Пример № 2.

Моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые мы и будем ориентироваться в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.

Пример № 3.

Еще один пример, с советской лодкой - «МКМ». Ее масса оборудованного корпуса составляет 150 кг. С мотором Yamaha 9.9 FMHS эта лодка будет весить 186 кг, что меньше 200 кг. Однако по паспорту на «МКМ» можно ставить моторы до 25 л.с. включительно. Возьмем 25-сильный мотор от того же производителя: Yamaha 25 BWS. Он весит 56,5 кг. Рассчитываем - 150+56,5=206,5 кг. Масса судна больше 200 кг, следовательно, оно должно быть зарегистрировано в ГИМС с выдачей судового билета.

Основные отличия от правил ГИМС 2016

А теперь перейдем к самому интересному. На просторах интернета мы собрали самые трепетные вопросы, которые связаны с отличием старых правил регистрации от новых, и сделали для вас подборку в сравнении.

Регистрация

  • Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
  • Будет. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

  • Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

  • Будет. Теперь же, после изминения в 2017 году, специальный регистрационный номер судна состоит не из 7 знаков, а уже из 11. Включает в себя он 2 буквы, 4 цифры, и в конце номер региона РФ. У нас это - RUS 54. Располагаться он должен так же – в одну строчку, и каждом борту. Наносить его нужно будет так, чтобы геометрическая середина знака находилась на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня. Что касается высоты букв, ширины и толщины линий, то никаких нововведений тут нет. Все по-старому. Если невозможно выполнить такие требования, то место нанесение определяет так же – орган регистрации судна, и заносит это в судовой билет и реестр.

Срок предоставления государственной услуги

  • Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
  • Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов

Флаг РФ

  • Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
  • Будет. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:

  • Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
  • Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
  • неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Мнение эксперта

Ферапонтов Евгений Евгеньевич, старший государственный инспектор Новосибирского инспекторского отделения, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО»:

Еще один интересный момент, о котором стоит сказать – это то, что с 2017 года изменился судовой билет. Теперь он представляет собой не книжку, как было ранее, а лист, размером А4, который будет заполнен с двух сторон.

Называться данный документ будет так: «Судовой билет маломерного судна, используемого в некоммерческих целях». Ниже будет дубляж этой записи на английском языке: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)».

На обеих сторонах билета будут присутствовать водяные знаки. В центре лицевой стороны - в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см.

Немаловажен тот факт, что с собой на судно можно брать не оригинал, а копию билета, которую требуется предварительно заверить в подразделении ГИМС.

Регистрация по новым правилам только началась, поэтому заявок и проведений было пока мало. Но хочется отметить, что все относятся к процессу регистрации по новым правилам - с пониманием.

Соблюдение норм в сфере маломерных судов поможет вам спокойно путешествовать по красивейшим, необъятным водным просторам нашего региона и не только.

Друзья, в подготовке материала выражаем благодарность региональному центру ГИМС МЧС России по НСО. Если у вас будут какие-то вопросы, ответы на которые вы не получили из данной статьи, пишите их в комментариях, либо в нашей , и мы обязательно их предадим в ГИМС. Полученные ответы будут размещены тут, как добавление к статье.

Давайте вместе сделаем понятное пособие – «Как разобраться в новых правилах регистрации маломерных судов»!

Регистрационный N 6940

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, часть II, ст. 5499) приказываю :

Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Министр

С. Шойгу

Приложение

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

2. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России).

II. Порядок пользования маломерными судами

3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

4. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

5. К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

6. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

7. Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2002 г. N 4088 (далее - ППВВП).

8. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять маломерным судном:

не зарегистрированным в установленном порядке;

не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);

не несущим бортовых номеров;

переоборудованным без соответствующего разрешения;

с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

без удостоверения на право управления маломерным судном;

в состоянии опьянения;

б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) превышать установленные скорости движения;

г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

III. Обязанности судоводителей маломерных судов

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна.

11. Судоводитель обязан:

а) выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года*, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;

в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;

е) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

ж) выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

з) сообщать в территориальные органы и подразделения ГИМС МЧС России, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;

и) выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.

IV. Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок

12. На базе (сооружении) для стоянок маломерных судов устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.

13. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу.

14. Выпуск маломерных судов с базы (сооружения) для их стоянок не производится в случаях:

а) непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра);

б) отсутствия бортового номера или его несоответствия записям в судовом билете;

в) отсутствия у судоводителя документа на право пользование судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);

г) обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещено его пользование;

д) отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

е) нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;

ж) размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;

з) наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

и) если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа;

к) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.

15. Маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России.

* Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXIII.-М., 1979, стр. 435-461.