Внеклассное мероприятие по обж "огнеборцам посвящается". Классный час по ОБЖ на тему: Урок мужества « Пожарный-профессия героическая

МКОУ «Вилинская СОШ№1»

Урок мужества по теме:

"Есть такая героическая и отважная профессия - пожарный"

Подготовила и провела

классный руководитель 8-Б класса

Бронина В.Д.

Вилино 2016 г.

Я интересуюсь своим будущим потому,

Что собираюсь провести там всю свою

Остальную жизнь

К. Чарльз - американский изобретатель

Цель: показать значимость профессии пожарного, его профессиональные качества личности.

Задачи:

Познакомить с особенностями профессии пожарного и историей создания

пожарной охраны;

Формировать умение принимать решение, защищающее жизнь и здоровье

человека в экстремальной ситуации;

Воспитывать духовно- нравственные качества личности: ответственность, силу

воли, мужество, готовность всегда прийти на помощь;

Создать условия для самореализации личности, осмыслению своего

профессионального будущего.

Оборудование: компьютер, проектор, плакаты по пожарной безопасности

Классный руководитель.

Вновь сирены ведут вечный спор с тишиною,
Напряженно сердца замирают людей.
Замирает на миг даже небо ночное,
Значит, в городе ждут настоящих парней.

Так поется в песне о пожарных России. Пожарная служба – работает в круглосуточном режиме. У пожарных много работы, особенно в крупных населенных городах. Пожарные, работая в тяжелых и трудных условиях, спасают людей.
Тысячи спасенных человеческих жизней – это высшая доблесть пожарного. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для предупреждения пожара, как вести себя на пожаре. Запоминайте эти очень важные для жизни правила.
Посвятим наш Урок мужества вопросам пожарной безопасности, чтобы знать, как поступать
в опасной ситуации.

Отгадайте загадку
.
Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)

Сценка «Появление огня в жизни человека»

Женщина: Сегодня ветер особенно зол. Он воет и стонет и выворачивает с корнем огромные деревья.

Мужчина: В небе творится что-то страшное. Все грохочет и гремит, и все время вспыхивает дрожащее сияние. Я слышал, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг.

Вождь: Однажды я уже видел такой отсвет. Это значит, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он упал с неба и победит в борьбе. Но не надо бояться. Нас защитит река. Красный зверь не сможет ее перепрыгнуть. Иначе он убил бы нас, как убил деревья.

Мальчик: Кажется, ветер успокоился. Там, где бушевала буря, стало тихо.

Женщина: Всем хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.

Вождь: Пойдем туда, где лежат мертвые деревья. Попробуем добыть себе пропитание. Будьте осторожны, зверь не ушел. Он просто устал. Кое-где он и сейчас шевелится. (люди двигаются по сцене)

Мальчик: (нагибается над опаленной птицей) Птица! Должно быть, она не успела улететь и упала вместе с деревом, на котором сидела. Перья исчезли, тушка почернела, она стала такая некрасивая!

2 мальчик : Зато здорово пахнет! Отдай! (Отнимает у 1 мальчика птицу и вонзает в тушку зубы) Какое вкусное и мягкое мясо! Ищите и вы!

Женщина: Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я попыталась принести его на ветке, но он умер по дороге. Должно быть, его все время нужно кормить сухой травой или хворостом.

Мальчик: Хорошо, мама, я попробую.

Девочка: Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.

Женщина: Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холоду.

Девочка: К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.

Мальчик: Люди! Я донес красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил. Но самое главное, что я спас жизнь ему, а он мне. (можно привязать на ветку фонарик)

Женщина: Что случилось, сынок?

Мальчик: Я уже почти дошел, когда навстречу мне из кустов выскочил огромный тигр. Злобно рыча, он приготовился к прыжку. От страха я сильно закричал и стал размахивать веткой, на которой сидел красный зверь. Мама, тигр испугался и ушел.

Вождь: Теперь я знаю, как защитить нашу пещеру от диких зверей. Мы поселим красного друга у входа, будем кормить его днем и ночью, а он будет давать нам свет, тепло и отпугивать врагов. Мы назовем его Огонь.

Учитель: С тех давних пор огонь находится на службе у человека. Но от него человеку не только польза, но и вред. Чтобы защитить людей от огня, была создана пожарная охрана.

История пожарной охраны.
В старину люди считали огонь «гневом Божьим». Они, в случае пожара, шли крестным ходом с иконами, служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль «пожаротушителя» Огонь «гасили» молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В сказании о двенадцати драгоценных камнях помощником в тушении пожаров назван камень, который называется «уакинф» - яхонт. По преданию камень, помещенный на горящие угли, гасит их, а сам остается в целости. Было время, когда в Москве не было пожарной команды. Жители обязаны были сами тушить пожар. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы от этого было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз - в значительной степени. По словам современников, город становился “яко поле”. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был «зело храбрый», несмотря на тяжелые ожоги. В этом же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов, так как они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше.
В конце XV века в Москве впервые была учреждена «опаса» - так называлась сторожевая служба. Она следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков. При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные в первый раз, получали по 60 ударов по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из–за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях в 2 раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь от полутора до восьми рублей.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии». В нем впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы, а также определялись государственные меры «бережение от огня». Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.
Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом правления Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы.
Начало XIX столетия. Указ царя Александра I от 31 мая 1804 года освободил жителей от обязательной явки на пожар. Одновременно предлагалось: “…составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду”. Так появились профессионалы-пожарные. Команда эта подчинялась полиции, служба в ней была обязательной и продолжалась 25 лет. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. Москву разделили на части и кварталы. Для каждой части определили точное количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и личного состава. В 1857 году издается первый в России пожарный Устав. Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно - полицейский телеграф, а в девяностых годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация.
В начале 20 века появились первые пожарные машины. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из почитаемых. В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.
Пожарные авто – мотодрезины применяются на подъездных путях крупных станций и предприятий, где обычный пожарный поезд оказывается громоздким и неповоротливым. На открытой платформе расположены водяной бак на 600 литров, сидения для боевого пожарного расчета (восемь человек), лестницы, мотопомпы, выкидные пожарные рукава, насос с приводом от двигателя резины.
Автомобиль быстрого реагирования ПСА -200К. Эту машину используют для быстрой оставки к месту пожара боевого расчета в составе двух человек. Она оборудована огнетушителями и другими средствами пожаротушения Помпа может подавать воду на расстояние 180 метров. Она очень удобна в городских условиях, когда надо ликвидировать пожар.
Автомобиль газо-дымозащитной службы АГ -20. Он способен решать сложные задачи. Боевой расчет 8-9 человек может работать в непригодной для дыхания среде. Машина снабжена специальным электрооборудованием, телескопической мачтой, прожекторами, пожарно – техническим перевооружением.
Существуют специальные пожарные поезда и пожарные вертолеты (применяют в борьбе с лесными пожарами), пожарные судна. Используют пожарные противогазы, где очищенный в многослойном фильтре воздух поступает через соединительную трубку под лицевую часть шлема – маску. Пользоваться противогазом можно в течении двух часов, после этого надо менять фильтр. Пожарный рукав предназначен для того, чтобы подать воду к месту тушения пожара. Можно использовать и резиновый шланг, но резина - материал очень тяжелый, поэтому и был придуман специальный пожарный рукав, который делают из особой ткани. Умелые пожарные за считанные секунды разматывают и соединяют рукава, подключают их к пожарной колонке и подают воду для тушения.
С развитием промышленности на вооружение пожарной охраны начали поступать новые технические средства борьбы с пожарами. За минувшие десятилетия пожарная охрана шагнула далеко вперед в своем развитии. На вооружение ее подразделений появилось много видов разнообразной техники. Но главным звеном в пожарном деле был и остается человек.
– При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности – радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.

Давайте мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)
- Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы чернобыльская трагедия никогда не повторилась.

– Давайте вспомним, отчего возникает пожар в квартире.

1. Спят мирно дочки у папы в домочке
А сон у тихонь - в головках огонь (коробок и спички)
(детская шалость со спичками) ИГРА СО СПИЧКАМИ

– Это одна из причин возникновения пожара. Ещё.
2. То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море (утюг)
(Если забыть выключить электроприборы)

3. Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки!
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ, ГАЗОМ
4. Тело сальное, душа бумажная (свеча)
(Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи.)
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ НА ЕЛКАХ
- В настоящее время пиротехника очень популярна. В праздничные дни на улицах, во дворах иногда под самыми окнами устраиваются настоящие салюты. Это красиво, но не всегда безопасно. Если не соблюдать правила, можно получить ожог пальцев, лица, глаз. Даже от одной петарды может возникнуть пожар.

Стихотворение «Пожарные»

В нашей трудной службе важно Шутка есть и будет шуткой,
Быть умелым и отважным. Спор решится сам собой -
Поверьте, не хочу себя хвалить, Посмотреть бы нам минутку,
Но струсишь и огонь не победить. Как с огнем ведет он бой.
Знает весь честной народ, Как горит, но не сгорает,
Что пожар – такой же фронт… Задыхается в дыму
Против огненной лавины И как пламя умирает,
Вместе с нами в свой черед Покоряется ему.
В бой пожарные машины, И тогда вам ясно станет,
Катера и вертолет… Как опасен этот труд!
Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.

Работа пожарного трудна и опасна. В профессиональной пожарной охране России сложились славные боевые традиции: любовь к своей профессии, проявление отваги, самоотверженности и взаимопомощи при исполнении служебного долга.
Очень хорошо сказал о профессии пожарного писатель Гиляровский:

« Каждый пожарный – герой,

каждую минуту как на войне,

каждую минуту рискует головой»

В.А. Гиляровский (писатель)

Быть пожарником – очень опасная и рискованная профессия. Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения.
Ребята вы показали, что очень хорошо знаете правила пожарной безопасности. Я верю, что при создании экстремальной ситуации вы не растеряетесь, и примите правильное решение. А в будущем, возможно, кто - то из вас пополнит ряды нашей пожарной службы.
Сегодня вы очень много узнали о профессии пожарного. Давайте вместе с вами попробуем составить профессиограмму этой профессии.

Пожарный всегда наготове. Звонок в пожарную часть, сигнал "Тревога" - и вот уже нужно прыгнуть в машину и мчаться туда, где бушует пламя. Время с момента отправления машин до прибытия на точку ЧП в среднем составляет 5 минут. На месте возгорания пожарные действуют по ситуации. В первую очередь эвакуируют людей. Начальник караула запрашивает дополнительные средства, если они необходимы. Далее отряд действует практически в боевой обстановке - развертывает пожарные рукава, выводит стволы (брандспойты) на пути огня. Когда пожар ликвидирован, бригада возвращается в пожарную часть.
Конечно, пожары высокой категории сложности случаются редко, но даже в самые спокойные часы пожарная охрана не дремлет. Весь день расписан почти по минутам. После смены караула изучение телефонограмм и распоряжений. Постоянно приходится тренироваться на пожарной вышке, выполняя очередной подъем, проверять пожарно-техническое вооружение, боевую одежду и снаряжение.
Чтобы стать пожарным, нужно в первую очередь иметь отличное здоровье и соответствующий возраст (от 18 лет).


Бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа №129»

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

в 6 б классе

УРОК МУЖЕСТВА

«КРЕЩЁННЫЕ ОГНЁМ»

Подготовила учитель русского языка

и литературы

М.С. Цейтлин

г. Омск.

Урок мужества «Крещённые огнём».

Задачи: знакомство обучающихся с героической профессией пожарных,

воспитание уважения к людям этой героической профессии,

развитие умений в работе с текстом (выделение в тексте главной

мысли и рассказывание).

Оборудование: презентация «Крещённые огнём»,

раздаточный материал (тексты о героях пожарных).

СЛАЙД 2.

Учитель. На свете много профессий. Они очень нужные. Но есть такая профессия – спасать людей. Пожарные и спасатели изо дня в день, из года в год, жертвуя собой, идут в бой со страшной враждебной силой огня, которую часто порождают сами люди.

СЛАЙД 3.

Пожарные – это люди, готовые отвечать за ошибки других, а одна ошибка спасателя может перечеркнуть жизни сотен людей, и поэтому ответственность возрастает во много раз. И сегодня мы будем говорить о людях этой трудной, опасной, очень нужной людям профессии пожарного.

? – Как вы думаете, какое слово наиболее полно передаёт важность, опасность, трудность, непредсказуемость данной профессии?

СЛАЙД 4.

Вы правы, это мужество. Поэтому наш урок и называется УРОК МУЖЕСТВА «КРЕЩЁННЫЕ ОГНЁМ».

? – Какими качествами должны обладать люди, выбравшие эту профессию?

СЛАЙД 5.

На ваших столах лежат листы с текстами, в которых рассказывается о пожарных – героях. Прочитайте, выделите главное и расскажите нам об этих удивительных скромных людях.

(рассказы обучающихся сопровождаются показами СЛАЙДОВ 6-14).

СЛАЙД 15. Чернобыль. Это слово до сих пор отзывается боль в сердцах людей. 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчёты. 28 настоящих мужчин первыми вступили в борьбу, приняв на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Пожарные совершили подвиг – отвели беду, спасли тысячи жизней. Они выполняли свою работу, не зная, как коварна радиация. Они спасли нас, заслонив собой и тех, кто ещё не родился. Шестеро из них погибли. Это Герои Советского Союза (СЛАЙД 16).

СЛАЙД 17. Нельзя забыть подвиг погибших при выполнении служебного долга пожарных нашего города.

СЛАЙД 18. Уровень пожарных высок. Вот только некоторые факты, которые свидетельствуют о важности людей данной профессии.

СЛАЙД 19.

30 апреля – профессиональный праздник пожарных. Мы приготовили им небольшой подарок (песня)

Без пожарных не обойтись. Пожары чаще всего дело рук человеческих. Я думаю, что ни один из них не обиделся, если бы опасных ситуаций не возникало.

Подведение итогов.

Что можем сделать мы, обыкновенные граждане, чтобы пожаров было меньше? (не баловаться со спичками, не разводить костры в неположенных местах, овладевать навыками пожаротушения, проводить разъяснительную работу по предупреждению пожаров). Но вы можете выбрать в будущем эту замечательную профессию и посвятить ей свою жизнь.

Раздаточный материал.

(тексты лежат на столах обучающихся).

Слайд 6

ЖУКОВ Михаил Борисович 1957 года рождения, курсант Ленинградского пожарно-технического училища МВД, в пожарной охране с 1 октября 1976 года.
27 февраля 1977 года М.Б. Жуков возвращался из отпуска поездом «Юность» (Москва-Ленинград). Приближались к Ленинграду, пассажиры начали собираться, выносили вещи в коридор, и вдруг из соседней части вагона, где был буфет, пошел сильный дым и языки пламени - пожар.
Среди пассажиров возникла паника. Жуков с курсантами Ю. Малышевым и В. Ивановым без промедления приступили к эвакуации пассажиров. Поезд остановился в поле, двери оказались закрытыми на замки, а коридор заставлен вещами, пришлось бить стекла в окнах и эвакуацию проводить через проемы окон.
Спасенная гражданка Романенкова с двумя малолетними детьми и другие пассажиры обязаны своей жизнью М.Б. Жукову. Сам Жуков, объятый пламенем, не успел выйти из горящего вагона.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года М.Б. Жуков награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Слайд 7

ИВАНОВ Виктор Алексеевич 1957 года рождения, курсант Ленинградского пожарно-технического училища МВД, в пожарной охране с 1 октября 1975 года.
7 февраля 1977 года В.А. Иванов возвращался из отпуска поездом «Юность» (Москва-Ленинград). Приближались к Ленинграду, пассажиры начали собираться, выносили вещи в коридор, и вдруг из соседней части вагона, где был буфет, пошел сильный дым и языки пламени - пожар.
Среди пассажиров возникла паника. Иванов с курсантами Ю. Малышевым и М. Жуковым без промедления приступили к эвакуации пассажиров. Поезд остановился в поле, двери оказались закрытыми на замки, а коридор заставлен вещами, пришлось бить стекла в окнах и эвакуацию проводить через проемы окон.
Спасенная гражданка Аверьянова с десятимесячным ребенком и другие пассажиры обязаны своей жизнью В.А. Иванову. Сам Иванов, объятый пламенем, погиб в горящем вагоне.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года В.А. Иванов награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Слайд 8

МАЛЫШЕВ Юрий Борисович 1959 года рождения, курсант Ленинградского пожарно-технического училища МВД, в пожарной охране с 1 октября 1976 года.
27 февраля 1977 года Ю.Б. Малышев возвращался из отпуска поездом «Юность» (Москва-Ленинград). Приближались к Ленинграду, пассажиры начали собираться, выносили вещи в коридор, и вдруг из соседней части вагона, где был буфет, пошел сильный дым и язы¬ки пламени - пожар.
Возникла паника. Ю.Малышев сказал: «Спокойно! Женщин и детей вперед!». Сам с курсантами В. Ивановым и М. Жуковым приступил к эвакуации пассажиров. Поезд остановился, двери оказались закрыты, а коридор заставлен вещами, Малышев дал команду разбивать стекла и эвакуировать пассажиров через проемы окон, но приток воздуха дал возможность огню быстрее раз¬виваться. Спасая людей, Ю.Б. Малышев не успел выйти из горящего вагона и геройски погиб.
Спасенная им гражданка Андреева с ребенком и другие пассажиры обязаны ему своей жизнью.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года Ю.Б. Малышев награжден медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).

Слайд 9

КАПИТОНОВ Сергей Георгиевич 1953 года рождения, майор, заместитель начальника 1-ПВПЧ, в пожарной охране с 12 декабря 1973 года. Выпускник Ленинградского пожарно-технического училища.
С.Г. Капитонов прибыл на пожар во главе дежурного караула. Обстановка была сложная, из окон 7-го этажа выбивало сильное пламя, шел густой дым, проживающие в гостинице просили о помощи, создалась паника. Капитонов отдал распоряжение установить а/ц на водоем и дать стволы в горящее здание, а сам со звеном ГДЗС поднялся на 7-й этаж и столкнулся с крайне сложной обстановкой. Огонь быстро распространялся по всему коридору, высокая температура и сильное задымление осложнили выполнение боевой задачи. Они смело бросились на спасение людей, успешно эвакуируя несколько человек. Произошел взрыв продуктов термического разложения сгораемых материалов. Пожарные оказались в кольце сплошного огня, загорелась одежда, шланги и маски противогазов. Стремясь спасти подчиненных, Капитонов пытается пробиться сквозь пламя, но это ему не удается. Полностью охваченный огнем, он героически погибает, самоотверженно выполнив свой профессиональный долг.
Указом Президиума Верховного Совета РФ от 08.08.1991 года С.Г. Капитонов награжден орденом «Красная Звезда» (посмертно).

Слайд 10

Самойлов Вадим Анатольевича 1961 года рождения, старший лейтенант, начальник караула 11-ПВПЧ, в пожарной охране с 1 октября 1978 года. Выпускник Ленинградского пожарно-технического училища.
23 февраля 1991 года около 08 часов произошел пожар в гостинице «Ленинград», Выборгская набережная, дом 5/2.
В.А. Самойлов прибыл на пожар с караулом, увидел пламя и густой дым, выбивающиеся из окон 7-го этажа левого крыла гостиницы, а также людей, просивших о помощи из окон, расположенных рядом. Оценив обстановку, распорядился о прокладке рукавных линий к месту пожара, а сам созвеном ГДЗС включился в противогаз, поднялся на горящий 7-этаж. Горело по всему коридору, создалась высокая температура и сильное задымление. Несмотря на сложность обстановки, пожарные продолжали поиск людей, выводили их в безопасную зону, но усилившееся горение создало огненную преграду. Самойлов, полностью охваченный пламенем, погибает, до последней минуты выполняя свой профессиональный долг. Смелые и самоотверженные действийВ.А. Самойлова и личного состава при тушении пожара недопустили массовой гибели людей. Эвакуировано 253 и спа-1сено 36 человек.
Указом Президиума Верховного Совета РФ от 08.08.1991 года В.А. Самойлов награжден орденом] «Красная Звезда» (посмертно).

Слайд 11

Первым спасенным в жизни Алексея Ростунова был двухлетний ребенок.

Я тогда еще работал начальником караула, - рассказывает Алексей. - Выехали на улицу Коломенскую. Дом кирпичный, горит квартира на первом этаже, сильное задымление по всему подъезду, явная угроза людям. Принял руководство тушением на себя. Начал ставить задачи прибывающим подразделениям, отправил в подъезд звенья ГДЗС. Контролируя ситуацию, в одном из окон горящего подъезда, на третьем этаже на подоконнике увидел мужчину с ребенком. Из окна шел дым, и он заботливо завернул в одеяло своего кукленка. Мы с водителем Николаем Борнуковским установили трехколенную лестницу, я поднялся наверх и взял ребенка, потом спустился и мужчина.

Запомнился ночной пожар на улице Прыгунова. Приехали - открытый огонь из окон пятого этажа. Я посветил фонарем - на балконе люди. Боясь пожара, хотя в этой комнате огня не было, паникуют. Один из мужчин даже пытался перебросить на балкон этажом ниже девочку лет двенадцать. Страшное дело. Мы сразу крикнули: успокойтесь, сейчас спасем. Была установлена трехколенная лестница, которая достала до четвертого этажа, а на балкон пятого - штурмовка. К людям поднялся пожарный, успокоил. А уже потом по автолестнице спасли всех пятерых - двоих детей, женщину и двоих мужчин.

Пожар, за который Ростунов представлен к медали «За отвагу на пожаре», рядовым не назовешь: 80 эвакуированных, 13 спасенных, в том числе 5 детей.

Когда поступил вызов, я сразу выехал на место в составе дежурного караула - сердце екнуло, что дело серьезное, - рассказывает Алексей. - Приезжаем - на четвертом этаже из окна огонь, клубы черного дыма, на этаже, а дом коридорного типа, сильное задымление. Соседи сообщили, что в квартирах находятся люди, в том числе и дети. Звенья газодымозащитников вскрывали все квартиры четвертого этажа, применяя спасательные маски, выводили, выносили людей. Сработали оперативно - пострадавших на пожаре не было.

Не знаю почему, но больше всего мне нравится тушить пожары. Это не только адреналин. Это чувство удовлетворенности, когда все удается. Но и всегда критически оцениваешь, чтобы в следующий раз было еще лучше, совсем без ошибок.

Тушить пожары, приходить на помощь людям - много это или мало, не знаю. Но для Алексея Ростунова, наверное, это и есть счастье.

Слайд 12

17 декабря, около четырех утра на пульт диспетчера пожарной части №25 Новомосковска поступил звонок. Испуганный женский голос прокричал в трубку, что на ул. Седова горит жилой дом. На вызов немедленно отправили два пожарных расчета. Прибывшие через семь минут огнеборцы увидели, что всю крышу двухэтажного дома объял огонь. Медлить было нельзя ни секунды.
Задача пожарным расчетам досталась не из легких: нужно было ждать, пока приедут электрики и обесточат дом. Но крыша могла прогореть и рухнуть в любой момент. Мигом приняли решение работать в диэлектрических перчатках.
– Чтобы не дать огню перекинуться на соседний дом, мы подали стволы с двух сторон,– рассказывает Александр Макеев. – Затем началась эвакуация людей.
Помещение было сильно задымлено. Сразу же на входе Александр обнаружил 85-летнюю парализованную женщину. Взяв ее на руки, пожарный передал пожилую женщину соседям. Александр тем временем немедленно ринулся обратно – в доме еще были люди.
– Сквозь дым я заметил в спальне какое-то движение,– продолжает спасатель. – Испуганная хозяйка дома металась из угла в угол, не зная, что ей делать, и от шока наотрез отказывалась выходить. Пришлось буквально силком вытаскивать ее через окно. Остальные домочадцы были уже на улице. Подъехавшая «скорая» тут же забрала мужчину, который получил чудовищные ожоги кистей обеих рук и лица.
– Я никому бы не пожелала, даже злейшему врагу, такое пережить,– рассказывает Ирина Мишина (имя и фамилия изменены по просьбе женщины). – Буквально в считанные секунды все помещение заполнил дым, дышать стало невозможно. Только благодаря пожарным мне, дочке и ее бабушке удалось избежать сильных травм.
Главе семейства, который попытался спасти хоть какое-то имущество со второго этажа, повезло меньше. Как рассказала нам Ирина, кисть на одной руке мужа обгорела до кости, а на второй целыми остались лишь два пальца. Но самое главное, что все остались живы.

К моменту приезда пожарных в доме на ул. Садовой крыша практически сгорела,
могла рухнуть в любой момент. А внизу метались в дыму люди...

Сам Александр Макеев не видит в своем поступке ничего выдающегося: «Ведь это моя работа, – говорит он. – Мои коллеги почти каждый день кому-то спасают жизнь!»


Слайд 13

Андрей Смольников случайно оказался на месте пожара – просто проезжал поблизости.

Мы тут же тормознули, бросились к окну, - вспоминает Андрей, у которого в тот день был выходной. - Рассмотрели сквозь дым, что в комнате дети сидят, а вокруг - огонь! На одном из ребят уже горит одежда... В доме еще бабушка была, она только успела крикнуть: «Спасите детей!» Ребятишек мы через окно вынесли, затушили на них одежду и в машину греться посадили. Бабушку и деда, к сожалению, спасти не удалось.
Как выяснилось позже, дом поджег... отец малышей. Он, будучи пьяным, поссорился с супругой, та убежала из дома. И тогда папаша переключился на других домашних, в том числе на 4-летнюю дочку и сыновей трех и шести лет. Не помня себя, мужчина облил комнату и детей бензином, закрыл дверь дома снаружи на крючок и чиркнул спичкой.
- Сейчас поджигателя допрашивают, - говорит старший помощник руководителя СУ СКР по Амурской области Алексей Лубинский. - Но он говорит, что ничего не помнит.
Детей с ожогами отправили в больницу, но медики уверяют, что их жизни ничто не угрожает. Благодаря Смольникову и Афанасьеву, вовремя оказавшимся поблизости. В местном МЧС говорят, что обязательно наградят героев.

Слайд 14

Чернышев Евгений Николаевич родился в 1963 году. Учился в Ленинградском пожарно-техническом училище.

Он выезжал на самые сложные и тяжёлые пожары в Москве. На личном счету Евгения Чернышёва тушение 250 пожаров, множество спасённых людей. «Он всегда первым входил в горящее здание и последним покидал его», - вспоминают коллеги. Вместе с пожарными расчётами Евгений Чернышёв спасал людей в горящем комплексе «Алые паруса», зданиях главного штаба ВМФ, редакции «Комсомольской правды», общежитии РУДН, клубе «Дягилев». При пожаре в многоэтажном доме на западе Москвы он спас бабушку и дедушку, спустившись на верёвке к ним в квартиру, и затем эвакуировал их по штурмовой лестнице. А во время пожара в жилом комплексе «Алые паруса» он отдал свой личный противогазом задыхавшемуся рабочему.

20 марта 2010 года Чернышёв Евгений Николаевич погиб при тушении пожара в 4-хэтажном бизнес – центре «Мирлэнд» в Москве. В момент прибытия пожарных огонь бушевал на первом этаже, но неожиданно в считанные минуты огонь перекинулся на все этажи здания. Пламя поднималось на высоту до 10 метров, огромный столб дыма виден был по всей Москве. Площадь пожара достигла 1 800 кв. м. когда Евгений Николаевич со своим звеном поднялся на 5 этаж, он дал приказ на отход всех пожарных, которые с ним работали, а сам двинулся осматривать помещения, в которых могли находиться люди. Через несколько минут на площади около 500 кв.м. обрушилась крыша. Из этого пожара спасено 6 человек, погиб только один – полковник Е.Н. Чернышёв.

Полковнику внутренней службы Чернышёву Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Слайд 15

Чернобыльская авария – крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Взрыв в Чернобыли в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчёты. Их было 28 – пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Пожарные совершили подвиг – отвели беду, спасли тысячи жизней. Жить им оставалось всего 2 недели… Настолько коварна радиация.. Они ведь не знали о том, что на них исходил радиоактивный пар… Молодые ребята.. Просто выполняли свою работу, а природа взяла и отняла у них жизни… Слишком скоро.. Их подвиг равен только великим эпохальным событиям во имя мира и людей всей планеты. Они спасли, они заслонили собой всех нас. Шестеро из них – ценой своей жизни.

14 апреля в МОУ Прибрежненская СШ прошёл «Урок Мужества» по теме «Пожарный - профессия героическая». Урок для учащихся 8-9 классов провёл дознаватель надзорной деятельности по Старомайнскому и Чердаклинскому районам Ильдар Камильевич Айзятуллов. На уроке были затронуты различные вопросы. В начале урока в связи с приближением Дня Победы поговорили на тему «Деды и прадеды в Великой Отечественной войне», о героизме русского народа, о работе пожарных в годы войны, вспомнили и о ветеранах пожарной охраны и гражданской обороны. Узнали о профессии пожарный, что это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров. Его задача эвакуировать людей, пожарный должен знать техники собственной безопасности и соответственно уметь оказывать первую медицинскую помощь. Если имеется высшее образование можно стать инспектором, экспертом по пожарной безопасности или пожарным дознавателем, по окончании среднего профессионального или высшего учебного заведения российские пожарные могут служить в частной, муниципальной или ведомственной пожарной охране, а также в подразделениях и частях МЧС и Госпожнадзора. Профессия пожарный очень рискованная, потому что при каждом выезде на сигнал бедствия сотрудник рискует своим здоровьем и даже может потерять жизнь. Спасатели и пожарные занимаются героическим трудом, которая требует психологического и физического напряжения и куда можно попасть только, пройдя специальную подготовку. И это нужно ценить.

Далее Ильдар Камильевич провёл беседу с учащимися на противопожарную тематику. Напомнил учащимся о том, что в 2015 году исполнилось 25-лет МЧС России, а 2016 год объявлен Годом пожарной охраны. Ребята узнали о специфике работы пожарных и спасателей, познакомились с техникой и оборудованием, которое стоит у них на вооружении. Поговорили об основных причинах пожаров, о том, что предшествует пожару. Ильдар Камильевич в доступной для ребят форме рассказал о том, к чему приводит небрежное обращение детей с огнём, какие меры пожарной безопасности необходимо соблюдать, правилах поведения в быту и на природе, при обращении с бытовым газовым оборудованием, электроприборами, в том числе с компьютерной техникой. По статистике решающим фактором в возникновении пожара и гибели детей является отсутствие контроля со стороны взрослых, родители обязаны заботиться и нести ответственность за безопасность своих детей. Также в беседе с будущими выпускниками была затронута тема выбора будущей профессии. Ильдар Камильевич рассказал учащимся о возможности бесплатного обучения в профильных ВУЗах страны, назвал учебные заведения, где можно пройти обучение, как трудоустроиться на государственную службу в состав МЧС, МВД, Вооружённые силы РФ. Ребята узнали о государственных гарантиях, о системе поощрения за успешную учёбу. Так же ребят познакомили с нормативами по физической подготовке, которые необходимо выполнить при поступлении. Узнали о женщинах на государственной службе, причины поступления их на государственную службу, их правовой статус и роль в деятельности различных учреждений.

В завершении урока Ильдар Камильевич отметил, что требования к личному уровню физической подготовленности военнослужащих высокие, для этого уже со школы необходимо готовить себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и хорошо учиться. Ребятам понравился урок, они получили много полезной информации, урок заставил задуматься о перспективах выбора профессии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Ворошиловского района г. Волгограда

ИНН 3445030735 КПП 34450100001 БИК 041806001 ОГРН 1023403852042 ОКВЭД 80.21.2 ОКПО 22355821

л/с 03763018740 ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград р/с 40204810400000000009

Урок мужества

« Пожарный-профессия героическая»

Юдина Надежда Викторовна

Учитель начальных классов

Волгоград

2016 г.

Цели:

  • Пополнить знания учащихся о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности.
  • Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, в случае возникновения пожара дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
  • Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я.Маршака “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”, Л.Н.Толстого “Пожар”, “Пожарные собаки”, Б.Житкова “Пожар в море”.
  • Организовать выставку рисунков на тему “Осторожно, огонь!”, объявить конкурс на лучшее сочинение “Огонь – друг и враг человека”.
  • Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспекторов пожарной части.

Оборудование:

  • Плакаты на противопожарную тематику;
  • Детские рисунки на тему “Осторожно, огонь!”;
  • Выставка детских книг: Б. Житков «Пожар в море», «Пожар»;
  • Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
  • С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; К.И.Чуковский «Путаница»;
  • Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;
  • Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».

Мультимедийный проектор, презентация « Пожарный - профессия героическая»

Ход занятия.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Отгадайте загадку: (слайд 1)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

(огонь)

Учитель . Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшийся стихии.

Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Ученик 1

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

Учитель. Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Ученик 2.

Он всегда бывает разным,

Удивительный огнь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Ученик 3.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок,

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Ученик 4.

Очень добрый.

Очень злой.

Злой огонь- огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля чёрны.

Жители земного шара.

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

Ученик 5

Мы расскажем Вам о тех,
Кто людей спасает,
И по зову на пожар
Первым приезжает.
Пламя злое затушить –
Это их забота.
Жар бесстрашно погасить –
Вот у них работа.

Учитель. (Слайд 2) Трудна и опасна профессия пожарного. Последние социологические исследования показали, что профессия пожарного вышла на одно из первых мест в ряду самых опасных. Пожарная служба беспрерывная - все 24 часа в сутки каждый пожарный на службе, не исключая ни одного дня в году. Это не просто работа - это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных, покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто выполнить свой долг.

Пожарные - люди необыкновенные. Бесконечная гонка по тревоге и постоянная схватка с огнем для них - повседневная, обычная, очень нужная работа. Спасти, сохранить, помочь, защитить - вот основная задача их работы.

Ученик 6.

На войне, объявленной огню.

О безоблачном небе мечтая,

Эту жизнь бесконечно любя,

Принимая огонь на себя!

Учитель. Литератор В.А. Гиляровский писал: “Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой”.

Профессия пожарный - самая боевая в мирные дни.

Ученик 7. Задача пожарных спасти в первую очередь людей, а потом вещи, постройки, леса. Эти отважные люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы. Без их подвигов многие поселки и города сгорели бы дотла, много людей могло бы погибнуть. Профессия пожарного – профессия героическая. Эти смелые люди идут в самое пекло пожара спасать других, рискуя своей жизнью. И нередко гибнут сами.

Ученик 8. (слайд 3) В период Сталинградской битвы пожарные самоотверженно боролись с огнем. В районе каждой пожарной команды одновременно возникало по 15-20 пожаров, и пожарные сутками вели с ними борьбу. Иван Николаевич Шишкин, работавший во второй пожарной части, проявил себя смелым, инициативным, решительным шофером. 25 августа 1942 года Шишкин участвовал в тушении крупных пожаров, возникавших при массированной бомбардировке Сталинграда вражеской авиацией. Особенно тяжелыми для него и его товарищей стали дни 3 и 6 сентября 1942 года. Его машина была изрешечена осколками, а сам он получил смертельные ранения.

Ученик 9 .Бесстрашно действовали оперативные дежурные городской пожарной охраны П. М. Лаптырев и И. Я. Шеховцев. Они руководили ликвидацией пожаров на территории лесозавода имени Куйбышева. Мужество и отвагу проявил ветеран пожарной охраны С. Ф. Петяев. Будучи помощником оперативного дежурного, он осуществлял связь между командным пунктом и отдельными частями. На велосипеде и пешком, под бомбежкой и артобстрелом пробирался он из одного конца горящего города в другой.

Ученик 10. Героический подвиг совершили пожарные Катаев и Шурухин: рискуя жизнью, они заткнули деревянной пробкой горящий нефтяной резервуар. Помощник командира отделения И. Рожков вытащил и перенес в безопасное место 500 кг взрывчатки, находившейся под горящими нефтяными баками.

Ученик 11. (слайд 4) Недавно мне рассказали историю, как погиб самый главный пожарный Москвы Евгений Чернышов, спасая людей из огня. Настоящие пожарные всегда приходят на помощь. Поэтому я считаю, что пожарный – это больше чем профессия, это состояние души.

В огне, охватившем здание на 2-й Хуторской на севере Москвы, при эвакуации людей погиб Евгений Чернышев, пожарный, который тушил редакцию "Комсомолки" в 2006 году . Коллеги до последнего не могли поверить, что «разведчик», или, как его еще называли, «тушила», погиб. - Эти прозвища он получил потому, что он жил на работе, жил на пожарах. Как только возникали пожары в Москве, он уже летел туда и сам проводил разведку, организовывал тушение. Впрочем, по словам Виктора Климкина, примерно так же живет и работает большинство руководителей МЧС. - Руководители должны выезжать к месту. – продолжает Климкин. - Он должен был войти в здание, оценить обстановку, оценить угрозу людям. Евгений всегда лез в самое пекло – такой у него был характер. Ему было 46 лет.

Ученик 12. (слайд 5) О подвигах выдающегося пожарного России генерал-майора внутренней службы Героя Российской Федерации Владимира Максимчука.

Владимир Михайлович Максимчук посвятил всю свою жизнь пожарной охране. В 1968 году окончил Львовское пожарно-техническое училище МВД СССР. Его путь огнеборца - с 1968 по 1994 годы - начинался и закончился в столице. Прошел все ступени службы от лейтенанта до генерала. Тушил пожары любого рода и любой степени сложности в Москве и десятках регионов страны, проявляя умелость и высокую квалификацию руководителя. Строчки из газеты 1970-х годов: "Его знали в лицо и командиры, и простые рядовые пожарной охраны - сколько раз они шли в огонь вслед за ним! Его принцип - нельзя заставить человека идти в огонь, можно повести его за собой - спас жизни тысяч людей"..

Особый пожар - в Чернобыле, в помещениях четвертого энергоблока АЭС, в ночь с 22 на 23 мая 1986 года, когда всю ответственность пришлось взять на себя. Умелые действия Владимира Максимчука спасли людей (более трехсот человек!), станцию и, как говорят, полпланеты. После чернобыльского пожара жизнь Владимира Михайловича оказалась под угрозой - от полученной высокой дозы радиации. Никаких наград ему не полагалось. Нет подвига - нет героев - нет наград!

Указом Президента РФ № 1493 от 18 декабря 2003 года Владимиру Максимчуку присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Владимир Максимчук стал первым пожарным, награжденным за тушение пожаров Золотой Звездой.

Ученик 13 . Боевую славу борцов огненного фронта продолжают нести пожарные и в наши дни.

В ПЧ-20 много людей, которыми можно гордиться. Отважные и мужественные на пожаре, в жизни они скромны и о своих трудовых подвигах не любят рассказывать. У истоков становления части - как самостоятельного боеспособного подразделения стояли В. В. Баранов, А. Н. Зимарин, Е. С. Крюков, Ю. К. Веремеев, А. С. Беликов. Николай Максиков (пожарный 9-го отряда Камышинского района).

Ученик 14. (слайд 7) Но иногда в жизни случается и так, как написано в стихотворении С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Вот таких героев, наших сверстников, в нашей стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасая жизнь других людей.

Юных героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Вот одни из них.


Ученик 15.(слайд 8) Одиннадцатиклассник из села Каласево Ардатовского района Мордовии Александр Жадеев награждён медалью «За отвагу на пожаре». Награду ему в День защитника Отечества вручили в районном Доме культуры.Награду школьнику вручили за спасение пенсионера при пожаре 5 июля 2013 года. Тогда в доме живущего напротив юноши 76-летнего Михаила Храмова загорелось крыльцо. Дедушка лежал на диване и смотрел телевизор, когда почувствовал запах дыма.
Когда же хозяин заметил огонь, выход уже был отрезан. Пенсионер пытался справиться с пожаром сам, но в доме было лишь одно ведро с водой. Вскоре дедушка надышался дыма и начал терять сознание.
Заметивший возгорание школьник не теряя ни минуты бросился на помощь пожилому соседу. Через горящее крыльцо и задымленный коридор он проник внутрь и нашёл сидевшего на полу пенсионера. Пока крепкий молодой человек вытаскивал соседа на свежий воздух на крыше уже начал лопаться шифер. Несколько отлетевших осколков попали в Сашу. Когда спасённый был в безопасности, юноша позвонил в пожарную охрану.

Это уже вторая медаль Александра Жадеева. Ранее он был отмечен ведомственной наградой Всероссийского добровольного пожарного общества.

Ученик 16. (слайд 8) 9-летняя Настя Суханова, рискуя собственной жизнью, вынесла из горящего дома в деревне Комшилово двухлетнюю сестру. Пожар произошел 2 июня в Александровской области. Тогда дом семьи Сухановых сгорел полностью. Настя, находясь в доме с младшей сестренкой без родителей, вовремя среагировала и спасла себя и малышку от гибели. За самоотверженные действия девочку наградили медалью «За отвагу на пожаре» на школьной линейке 1 сентября. Сделал это заместитель начальника Главного управления МЧС Росси по региону Александр Нужных.

Ученик 17.(слайд 8) Барнаул, 9 февраля. Семиклассник Баевской школы Алтайского края Игорь Антонов награжден медалью «За отвагу на пожаре. Летом 2014 года в доме, где проживает семья Антоновых, произошел пожар. Мальчик проснулся первым и тут же бросился на помощь к своим младшим сестре и брату. Он вынес их из огня рискуя собственной жизнью. 4 февраля на общешкольной линейке в торжественной обстановке из рук начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю школьник получил медаль за свой геройский поступок.

Марина Матвеева, жительница деревни Ростошь Тобольского района, стала первой за всю историю Тюменской области ученицей начальной школы, награжденной медалью "За отвагу на пожаре". В семье, где шестеро детей, она старшая. Двух малышей - сестру Женю и брата Толю - девочка спасла от верной гибели. Дом Матвеевых заполыхал июньским вечером, когда родители с тремя детьми были на дальнем огороде. Как выяснилось впоследствии, замкнуло электропитание старого телевизора. Чтобы не наглотаться нависшего над полом угарного воздуха, в детскую Марина добралась ползком, одной рукой обхватила Толю, другой - Женю и устремилась к выходу. Когда, задыхаясь, она выбежала на крыльцо, дом охватило огнем.

Ученик 18 . 11-летнюю Марину наградили медалью на торжественной школьной линейке в один день с шестиклассником, жителем поселка Винзили Денисом Дегтяревым. Он вытащил из огня взрослого человека - свою маму.

Пожар в их доме случился июньской ночью. Проснувшись от жара пламени, Денис стал отчаянно звать мать, но та, будучи в крепком сне, не откликалась. Войдя к ней в спальную, мальчик с ужасом обнаружил, что назад пути уже нет - его отрезал огонь. Денис, недолго думая, разбил оконное стекло, разбудил маму и помог ей выбраться через проем на улицу, - рассказывает инспектор ГУ МЧС России по Тюменской области Александр Зубарев.

За проявленные отвагу и мужество маленьких героев наградили медалью « За отвагу на пожаре ». (слайд 9)

Ученик 19. В мирное время пожарные всегда солдаты

На войне, объявленной огню.

О безоблачном небе мечтая,

Эту жизнь бесконечно любя,

Они свой долг только так понимают -

Принимая огонь на себя!

Ученик 20. В 2001 году согласно Указу Президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Учитель. Сегодня у нас в гостях работник МЧС.

Он рассказывает о своей профессии и проводит викторину по правилам пожарной безопасности. (слайды 10-12)

  1. Как называется профессия людей, борющихся с огнём? (Пожарные)
  2. Почему пожарных вызывают по именно «01»? («01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.)
  3. Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.)
  4. Чем опасны пожары? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.)
  5. Чем можно тушить начинающийся пожар? (Огнетушителем, водой, песком, одеялом)
  6. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками ? (Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара)
  7. От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнём)
  8. Где в школе расположены средства пожаротушения? (Огнетушители – у входов)
  9. Для чего предназначена автоматическая пожарная сигнализация? (Для обнаружения возникновения пожара в начальной стадии.)
  10. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар? (Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть , двери смежных комнат, убрать спички от детей)
  11. Чем ещё опасен пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымлённой комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.)
  12. Что надо делать, если в квартире много дыма? (Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.)
  13. Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара? (Нет нельзя, кислород усилит горение.)
  1. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (Смочить свою одежду и всё вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живёшь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения)
  2. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (Лифт во время пожара – настоящая дымовая труба. В которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.)
  3. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит)
  4. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде? (выключить газ, накрыть сковороду крышкой);
  5. Что делать, если из телевизора пошёл дым? (выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло);
  6. Каковы ваши действия при пожаре в школе:(1.Построиться парами.2.Следовать за учителем; 3.Не паниковать самим и успокоить товарищей; 4.На территории школы ждать дальнейших указаний учителя.

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности помогает сберечь государству сотни тысяч рублей, а зачастую- здоровье и жизнь людей.

Учащимся раздаются памятки:

Когда беда пришла нежданно:

Горит огонь, клубится дым –

Звони в пожарную охрану

По телефону 01.

Правильно, четко и громко

Адрес скажите ваш:

Улица, дом, квартира,

Затем - подъезд и этаж.

Если вдруг пожар произойдёт,

Злой огонь везде тебя найдёт.

Не пытайся поиграть с ним в прятки,

А беги из дома без оглядки.

Если к выходу отрезал путь огонь,

Беги скорее на балкон,

Дверь за собою затвори,

Громче кричи и на помощь зови.

Если дым попал к тебе домой,

Мокрой тряпкой голову накрой,
Пригибайся к полу и потом
Уходи из дома, ты, ползком.

В ожидание пожарных

В безопасном месте стой.

Встречай спасателей отважных,

Маши им издали рукой .

Учитель. Сегодня, ребята, вы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И в заключении хочется пожелать: (слайд 13)

Желаем вам во всем удачи

И просим каждого из вас

О самом главном - об одном

« Быть осторожными с огнем!»