3 субъекты административных правоотношений. Участники административно-правовых отношений. Малозначительность совершённого правонарушения

Что следует понимать под административными правоотношениями? Это часть общественных отношений, которые регулируются нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, приводит к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

Основные признаки административных правоотношений:

1) они возникают на основе административно-правовых норм;

2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;

4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Группировать административные правоотношения можно по разным основаниям:

а) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

6) в зависимости от действия во времени - долговременные и краткосрочные;

г) в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранные; по отраслевой принадлежности - материальные и процессуальные;

д) по сферам управления отдельными отраслями - социально-культурной, административно-политической, экономической и др.

Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений. Названные понятия близкие, но не тождественные. Субъект административного права может существовать абстрактно, но никогда не будет вступать в правоотношения. А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны. Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимы следующие три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности; б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие административного юридического факта.

Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.

Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины; б) государственные органы исполнительной власти; в) государственные служащие; г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) система местного самоуправления; е) объединения граждан и др.

Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.

Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического. Юридический смысл - это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то есть возможности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание - это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Административные юридические обязанности - это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее разумной и целесообразной поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя административного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий; б) воздержание от совершения действий, противоречащих интересам других лиц; в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.

Административные юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от оснований рассматривают различные виды юридических фактов:

1) по юридическим последствиям - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) в зависимости от формы их проявления - позитивные и негативные;

3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;

4) по характеру действий - активные и пассивные;

б) по отраслевому признаку - материальные и процессуальные;

6) по распределению прав и обязанностей - односторонние и многосторонние;

7) по функциям в механизме правового регулирования - регулятивные и охранительные;

8) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

9) при наличии воли - юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические действия (жизненные обстоятельства, возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений) .

Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, подачи жалобы, обращения организации по регистрации, представления проекта документа на экспертизу и др.).

Неправомерные юридические действия - правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административные правонарушения.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и тому подобное.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.

Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер. В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характера, в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный характер.

Классификация административно-правовых отношений

Структура административно-правовых отношений

Традиционно в структуре правоотношения выделяют 3 элемента:

1. Субъекты – участники правоотношения (минимум 2).

2. Юридическое содержание – совокупность прав и обязанностей участников данного правоотношения.

Прав и обязанностей много, но среди них доминируют одно основное право и одна основная обязанность . Но есть и неосновные права и обязанности, которые сопутствуют основным. Если нет главного права (обязанности), то нет и других, более мелких. Разные частные вопросы решаются в процессе реализации главного права.

Например : у студента основное право – на образование, сопутствующие права – на получение книг, посещение библиотеки и др.; у ВУЗа главная обязанность – обеспечить реализацию главного права студента, неосновные обязанности – выдавать учебники, разрешать пользоваться библиотекой и др.

Права и обязанности взаимообусловлены . Переплетение одного права и одной соответствующей обязанности.

У одного субъекта есть обязанность, а у другого – право требовать от него исполнения этой обязанности. Помочь реализовать право одного должен другой, тот, у кого есть обязанность.

3. Объект – то, из-за чего возникает правоотношение.

Существует 3 точки зрения на объект административного правоотношения:

- действия участников данного правоотношения (выдача документов и др.).

- Объект административного правоотношения – предметы материального мира (авторское право, машина, продукты духовного творчества и др.).

Первая точка зрения включает в себя вторую, т.к. действия совершаются в отношении чего-либо (предметов материального мира).

- Единственный объект административного правоотношения – поведение (действие) , но есть и дополнительный структурный элементпредмет.

В жизни общества постоянно возникает множество правоотношений, имеющих свои тонкости, в зависимости от которых проводят классификацию административно-правовых отношений.

1. По характеру отношений между субъектами (по характеру связи)

а) Вертикальные.

В них предполагается правовое неравенство участников правоотношений, у одной стороны есть власть, у другой – нет. Смысл административно-правовых отношений состоит в том, что это властное требование, обязанность подчинения.

Например : отношения между РФ и её субъектами, между субъектами РФ, между субъектами РФ и организациями и др.

б) Горизонтальные .

Данные правоотношения нетипичны для административного права. Предполагают равный правовой статус субъектов, поэтому власть применить невозможно.



Роль горизонтальных правоотношений подчинённая, они являются предпосылкой, создают возможность для возникновения вертикальных правоотношений. Это договорная форма, равенство. Для возникновения горизонтальных правоотношений требуется согласие обеих сторон.

На практике сначала возникают вертикальные правоотношения, а потом горизонтальные, но может быть и наоборот: горизонтальные правоотношения порождают вертикальные.

2. По правовой природе

а) Материальны - правоотношения, возникающие на базе материальных норм.

б) Процессуальные – правоотношения, возникающие на базе процессуальных норм.

3. По целевому назначению

а) Правоотношения, связанные с разрешением государственных задач (создание новых звеньев, правоотношения в аппарате управления).

б) Правоотношения, когда одна сторона - властный орган, а другая – общественная организация или её представитель .

в) Правоотношения, когда одна сторона – властный представитель, а другая – гражданин .

4. По характеру юридических фактов

а) Правоотношения, возникающие на основе событий (их возникновение не зависит от человека)

б) Правоотношения, возникающие на основе действий (возникают по воле человека).

5. По времени, территории действия (Петров)

6. По субъектам

а) Правоотношения, возникающие внутри государственного аппарата

б) Правоотношения, возникающие между государством и его субъектами и др.

Субъекты правоотношений –наделённые административной правоспособностью и дееспособностью разнообразные участники жизни (от государства до гражданина).

Правоспособность – способность иметь права и обязанности

Дееспособность – способность своими действиями осуществлять свои права и обязанности.

Административная правоспособность – способность иметь управленческие права и обязанности.

Административная дееспособность – способность своими действиями осуществлять свои административные права и обязанности.

Субъекты административных правоотношений:

1. Физические лица: граждане, должностные лица.

2. Организации: учреждения, предприятия (завод), государственные организации, органы государства, негосударственные организации (фонды, политические партии).

Для властных представителей и организаций административная правоспособность совпадает с административной дееспособностью. Она возникает с момента создания организации или назначения лица на должность.

Для граждан административная правоспособность возникает с момента рождения , административная дееспособность – по достижении определённого возраста . Полная дееспособность с 18 лет, частичная – с 14-16 при определённых обстоятельствах.

Административная правоспособность (дееспособность) для властных представителей и организаций прекращается, когда человек перестаёт занимать данную должность, а организация прекращает функционировать.

Административные правоспособность и дееспособность для граждан прекращаются со смертью . При определённых обстоятельствах административная дееспособность может быть ограничена (слабоумный, психически нездоровый и др.)

Субъектами административных правоотношений могут быть все кроме государства. Одни из них обладают властью, решают вопросы от имени государства, другие – исполняют принятые решения.

Ограничение административной дееспособности:

1. Полностью (если человек психически нездоровый).

2. Групповая ограниченность (в силу особых причин).

Она может распространяться на всё население территории, территорию, организацию, регион в определённых ситуациях (эпидемия, чрезвычайное положение).

3. Частная ограниченность (для конкретной личности).

Например: постоянный надзор за освободившимися из МЛС, ограничение их свободы передвижения.

  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений

    Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

    Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

    Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость);

    Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

    Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

    Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

    Индивидуальные субъекты:

    Граждане Российской Федерации;

    Иностранные граждане;

    Лица без гражданства.

    Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

    Коллективные субъекты:

    а) государственные организации:

    Органы исполнительной власти (государственного управления);

    Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

    Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

    б) негосударственные организации:

    Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

    Трудовые коллективы;

    Различные коммерческие структуры;

    Органы местного самоуправления.

    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

    Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

    Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

    Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

    У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

    1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

    2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

    3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

    4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

    Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

    Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

    Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

    • они возникают в процессе государственного управления;
    • имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
    • являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.

    Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административно-пра- вовых отношений остался практически до наших дней.

    Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).

    К аждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

    Субъект административного права – это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

    Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

    Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

    a) Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

    В правовой теории и на практике различают три основных вида право­способности: общую, отраслевую и специальную.

    Общая правоспособность - это способность любого лица или органи­зации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государ­ством за лицами с момента их рождения.

    Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каж­дой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

    Специальная правоспособность - способность быть участником право­отношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к опреде­ленным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

    b) Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

    Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

    Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

    Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей – статус беженца, «чернобыльца»).

    Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:

    1) Индивидуальные субъекты:

    a) граждане России;

    b) иностранные граждане;

    c) лица без гражданства.

    2) Коллективные субъекты:

    a) Государственные организации :

    o Органы государственной власти (государственного управления);

    o Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

    o Структурные подразделения органов исполнительной власти.

    b) Негосударственные организации :

    Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

    Трудовые коллективы;

    Коммерческие структуры;

    Органы местного самоуправления.

    И сходным положением, определяющими административно-правовой статус граждан , является ст. 17 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

    Граждане России становятся субъектами административных правоотношений, если они обладают правосубъектностью. Административную правоспособность граждане приобретают с рождением и утрачивают со смертью. Административная дееспособность граждан может быть:

    Полная – с 18 лет; = ограниченная – с 16 лет; = частичная – с 7 лет.

    При наличии у гражданина определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие и т.п.) его административная дееспособность может быть частично или полностью ограниченной.

    Права граждан можно условно разделить на три группы:

    a. в зависимости от механизма их реализации :

    ♦ абсолютные (безусловные) – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия для их реализации, не препятствовать их осуществлению и обеспечивать их защиту (право на трудоустройство, на подачу жалобы);

    ♦ относительные – права, для реализации которых необходим акт государственного органа власти (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществления определенного вида деятельности, акт регистрации частного предприятия и т.п.);

    b. по кругу лиц и основанию их возникновения :

    общие – права, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (на участие в государственном управлении, на обжалование действий государственных органов и т.п.);

    специальные – права в определенной отрасли или сфере управления (право предпринимательскую деятельность в сфере экономики, право на образование).

    c. по содержанию :

    · право на участие в государственном управлении (государственная служба, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий должностных и иных лиц);

    · право на государственное содействие и помощь (получение медицинской технической, санитарно-эпидемиологической и иной помощи);

    · право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций и др.).

    Административно-правовые обязанности , являющиеся неотъемлемой частью правосубъектности граждан можно классифицировать на:

    a. абсолютные – возлагаемые на каждого гражданина, не зависимо от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и т.п.);
    b. относительные – возникающие из правомерных действий граждан, направленных на приобретение и пользование правами, предоставленными нормами права (уплата владельцем автомобиля дорожного налога и т.п.).

    Элементом административно-правового статуса граждан являются гарантии их прав и свобод. Основополагающими и универсальными гарантами прав и свобод граждан являются Конституция и законы России. Среди гарантий можно выделить такие организационно-правовые как судебные (реализуемые судами в процессе осуществления правосудия) и административные (реализуемые во внесудебном порядке).

    На основе административной правоспособности дееспособные граждане могут вступать в конкретные правоотношения с органами исполнительной власти и должностными лицами в связи с:

    a) реализацией принадлежащих прав в сфере государственного управления;

    b) выполнением возложенных обязанностей в сфере исполнительной власти;

    c) защитой своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    d) нарушением административно-правовых обязанностей и запрещающих норм административного права;

    В случае нарушения правил, установленных административно-правовыми нормами граждане несут административную ответственность. По общему правилу административная деликтоспособность граждан наступает с 16 лет.

    С реди физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды). Их административно-правовой статус базируется на принципе их равенства с гражданами России, часто этот принцип называется принципом национального режима. Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются федеральные законы и международно-правовые договоры. Принцип национального режима распространяется на все категории иностранных граждан:

    a. постоянно проживающих (имеющие вид на жительство);
    b. временно пребывающие на территории России;
    c. проезжающие через территорию России транзитом.

    При сравнении административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов можно выявить ряд особенностей, изъятий из их прав: не могут быть государственными служащими, командирами воздушных судов, сотрудниками милиции, не имеют избирательных прав, могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. Административно-правовая ответственность для этих категорий граждан применяется на общих началах и в силу специфики их юридического положения к ним могут применяться дополнительные административные меры: административное выдворение за пределы территории России. Среди иностранных граждан есть категория лиц пользующихся иммунитетом, к ним не применяется административно-правовая ответственность и в необходимых случаях вопросы разрешаются в дипломатическом порядке: объявление персоной «нон-грата» и выдворение из страны.

    В числе субъектов административно-правовых отношений находятся органы исполнительной власти .

    О рган исполнительной власти – это организация, которая являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

    Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности.

    Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

    целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

    организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

    компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

    Виды органов исполнительной власти:

    a) по уровню функционирования (федеративному устройству ):

    · федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);

    · органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, губернаторы, правительства и т.д.);

    · региональные органы (представители Президента, управления федеральных министерств и ведомств в федеральных округах, командующие военными округами, т.д.)

    b) по характеру компетенции :

    = общей компетенции – управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.);

    = специальной компетенции :

    отраслевые органы – руководство отдельной сферой или отраслью управления;

    ♦ внутриотраслевые органы – в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств);

    ♦ межотраслевые органы (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.);

    ♦ органы смешанной компетенции – имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны).

    c) по порядку разрешения подведомственных вопросов и принятия решений:

    единоначальные – решающая власть принадлежит руководителю;

    коллегиальные – решения принимаются группой должностных лиц при персональной ответственности за их исполнение и деятельность на порученном конкретному лицу участке.

    Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

    Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

    В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) иорганы государственной администрации (министерства и ведомства).

    Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов исполнительной власти и являются самостоятельными органами управления. К органам местного самоуправления относятся выборные и иные органы, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей и глава местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно исходя из местных особенностей, традиций и обычаев.

    Общественные объединения различаются по целям деятельности, составу и формам руководства, по членству, организационно-правовой форме:

    » общественные организации – создаются на основе членства, совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

    » общественное движение – не имеет членства, состоит из участников, преследующих социально-политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками движения;

    » общественный фонд – объединение не имеющее членства, с целью формирования имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом источников поступления, которое используется на общественно-полезные цели;

    » общественные учреждения – объединение без членства для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным положениям:

    » орган общественной самодеятельности – объединение не имеющее членства, целью которого является решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы неограниченного круга лиц по месту создания этого органа;

    » союзы общественных объединений (ассоциации) – объединение различных по целям и организационно-правовой формы общественных формирований.

    По территории действия общественные объединения бывают:

    общероссийские – объединения осуществляющие свою деятельность более чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

    межрегиональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

    региональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории определенного региона или в рамках субъекта Федерации;

    местные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории местного образования.

    Предприятия и учреждения различаются по результатам их деятельности. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

    Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера (учреждение образования).

    Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется на основе законов и их уставных документов. Для возникновения прав и обязанностей необходима государственная регистрация.


    Похожая информация.