Банкротство предприятия определение. Понятие банкротства предприятий, его причины и процедуры

Понятие и виды банкротства предприятия

Основные положения, связанные с несостоятельностью, банкротством предприятий, определены Гражданским кодексом и Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ.

Несостоятельность, банкротство предприятия это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента поступления даты их исполнения.

Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 65) предусмотрено, что предприятие (кроме казенного) может быть объявлено банкротом по решению суда или по собственному совместно с кредиторами решению. Влюбом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно.

Следует учитывать, что банкротство кроме реального может быть преднамеренным или фиктивным .

Фиктивное банкротство представляет собой тот случай, когда у должника при подаче заявления в арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника и иных лиц, в том числе руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Такое происходит обычно в том случае, когда руководитель или собственник в личных или в чьих-либо интересах умышленно делает предприятие неплатежеспособным. В этой ситуации на собственников и иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Основные понятия, используемые в процедуре банкротства предприятия

Должник - это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, не способное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей в течение установленного срока.

Руководитель должника - это единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Представитель работников должника - это лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедуры банкротства.

Конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам; к ним не относятся:

  • граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  • учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Собрание кредиторов - это собрание, в котором с правом голоса участвуют конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. Кроме того, в собрании участвует представитель работников должника. Организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий.

Комитет кредиторов может быть избран собранием кредиторов, как правило, при наличии конкурентных кредиторов не менее 50 человек. Комитет избирается на период проведения внешнего управления и конкурсного производства для осуществления контроля за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего. Комитет избирается в количестве не более двух человек; решения на нем принимаются большинством голосов.

Реестр требований кредиторов содержит сведения о размере требований каждого кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам и об очередности удовлетворения каждого требования.

Реестр ведет арбитражный управляющий.

Отзыв должника на заявление кредитора направляется в арбитражный суд после получения от него определения о принятии заявления кредитора. В отзыве должника указываются имеющиеся у него возражения, общая сумма задолженности перед кредиторами, сведения о его имуществе, в том числе денежных средств и др. Отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

Денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В состав денежных обязательств включаются:

  • задолженность за переданный товар, выполненные работы, оказанные услуги;
  • сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.

Не включаются обязательства:

  • перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью;
  • по выплате авторского вознаграждения;
  • перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия;
  • неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства; они также не учитываются при определении размера обязательных платежей.

Обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке.

Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам определяются на момент подачи заявления в арбитражный суд в признании должника банкротом.

Размер денежных обязательств должен быть подтвержден решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Мораторий это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

  • при неисполнении денежных обязательств - должник, кредитор и прокурор;
  • при неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей - должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.

Руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в следующих случаях:

  • когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;
  • когда уполномоченным органом должника принято решение об обращении в арбитражный суд;
  • если при проведении ликвидации предприятия установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме; в этом случае руководитель должника подает совместное заявление с ликвидационной комиссией.

При неподаче должником заявления в арбитражный суд в установленных случаях и в срок могут быть применены следующие санкции:

  • субсидиарная ответственность руководителя должника и членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, установленного для подачи заявления;
  • руководитель должника и члены ликвидационной комиссии могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы на определенный срок);
    руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности.

Процедура банкротства

Применяются следующие процедуры банкротства, устанавливаемые арбитражным судом:

Наблюдение за должником - новая для российской практики процедура - вводится арбитражным судом в отношении должника с момента принятия заявления. Цель этой процедуры - обеспечить сохранность имущества должника, с одной стороны, а с другой - принять решение в отношении должника. Именно поэтому с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с учетом сложившейся ситуации. Ранее начатые дела, связанные с предъявленными требованиями к должнику, по ходатайству кредитора приостанавливаются; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов судов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда; запрещается удовлетворение требований участника должника-юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

При введении наблюдения арбитражный суд принимает решение о назначении временного управляющего. При этом руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего, если:

  • не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • создаются препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей;
  • имеются иные нарушения требований законодательства.

Это может быть сделано по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или временного управляющего.

Целями анализа финансового состояния должника являются определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности восстановления платежеспособности должника.

Одной из обязанностей временного управляющего является определение даты проведения первого собрания кредиторов и извещение кредиторов об этом. Кредиторы в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления должны направить в арбитражный суд и должнику свои требования. Требования, признанные установленны-
ми, в сопровождении необходимых документов направляются временному управляющему.

Арбитражный суд на основании постановления первого собрания акционеров принимает соответствующие решение: или о признании должника банкротом, или о введении внешнего управления, или об утверждении мирового соглашения. С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Цель внешнего управления - восстановление платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента введения внешнего управления:

  • руководитель должника отстраняется от должности, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего;
  • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и другой документации, печати и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов подснежным обязательствам и обязательным платежам должника-Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Мораторий включает в себя следующие положения:

  • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам;
  • приостанавливается исполнение ранее вступивших в законную силу исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных
    обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Это не распространяется на требования, наступившие после введения внешнего управления.

Внешний управляющий обязан рассмотреть вес требования кредиторов и уведомить их о результатах в течение месяца с момента предъявления. Он вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника, а в отношении крупных сделок и сделок, о которых заинтересованы внешний управляющий или конкурсный кредитор, -с согласия комитета или собрания кредиторов. С их согласия могут быть приняты решения об увеличении расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда его работников.

Обязанностью внешнего управляющего является разработка н течение месяца после назначения плана внешнего управления и представление его на утверждение собрания кредиторов. Цель плана -разработка в определенный срок мер по восстановлению платежеспособности должника, связанных с ликвидацией признаков банкротства, т.е. ликвидация не исполненных в срок более трех месяце» обязательств и обязанностей. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим в течение пяти дней после проведения собрания,

В план внешнего управления могут быть включены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельного производства;
  • получение дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником его имущества или третьими лицами;
  • продажа предприятия должника;
  • другие способы.

Внешнее управление завершается отчетом внешнего управляющего, выносимым им на собрание кредиторов не позднее чем за 15 дней до окончания срока. В отчете он должен предложить одну из следующих мер: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; о заключении мирового соглашения; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника баикроюм и об открытии конкурсного производства.

Утверждение собранием кредиторов, а в дальнейшем и арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В том случае, когда по ходатайству собрания кредиторов арбитражный суд устанавливает срок окончания расчетов с кредиторами (до 6 месяцев), производство по делу о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кредиторами. Если в установленный срок расчеты не произведены, арбитражный суд объявляет должника банкротом.

Конкурсное производство открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Его цель - соизмеримое удовлетворение требований кредиторов. Открывается оно на срок до одного года с возможностью продления еще на 6 месяцев, а иногда и более.

Последствиями открытия конкурсного производства могут быть следующие:

  • сроки исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считаются наступившими;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
  • отменяются конфиденциальный характер и коммерческая тайна в отношении сведений о финансовом состоянии должника;
  • снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению им;
  • все требования к должнику могутбыть предъявлены только в рамках конкурсного производства;
  • другие последствия.

В данной ситуации арбитражный суд может назначить одного или нескольких конкурсных управляющих и распределяет между ними обязанности. К нему переходят полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявление в его ходе, составляет конкурсную массу. Социально-культурные объекты, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующим муниципальным органам местного самоуправления.

У должника должен быть оставлен только один счет в банке, а остальные подлежат закрытию.

После инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже его, как правило, на открытых торгах на условиях, одобренных собранием или комитетом кредиторов.

Конкурсный управляющий не реже одного раза и месяц представляет комитету или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника, его имуществе и др. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:

  • документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
  • документы, подтверждающие погашениетребований кредиторов.

Арбитражный суд после рассмотрения отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

Очередность удовлетворения требовании кредиторов определяется ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» дан более развернутый вариант этого положения.

До удовлетворения требований кредиторов, т.е. вне очереди, покрываются следующие расходы:

  • судебные;
  • выплаты вознаграждения арбитражным управляющим;
  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим входе
  • наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • первая очередь - требования граждан за причинение преда жизни или здоровью;
  • вторая очередь- расчеты по выплатам выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору или контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • третья очередь - выплаты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
  • четвертая очередь - требования по обязательным платежам п бюджет и во внебюджетные фонды;
  • пятая очередь - расчеты с другими кредиторами.

Размер требований первой очереди определяется путем капитализации соответствующих платежей на момент принятия решения о
банкротстве, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. При согласии гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.

Требования по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовому договору определяются с учетом непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Она включается в общую сумму задолженности должника перед кредиторами второй очереди.

Размер требований третьей очереди определяется задолженностью должника по обязательству в части, обеспеченной залогом. Тем более, что задолженность в части не обеспеченной залогом имущества должника, учитывается в составе требований пятой очереди.

Требования четвертой очереди (по обязательным платежам) включают задолженность (недоимки), образовавшуюся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Суммы штрафов, пени и иных финансовых санкций удовлетворяются в пятую очередь, после погашения задолженности и причитающихся процентов.

Мировое соглашение должник и кредиторы могут заключить на любой стадии рассмотрения дела арбитражным судом. Решение об этом принимается собранием кредиторов большинством голосов от числа конкурсных кредиторов и при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение со стороны должника принимается или руководителем должника, или внешним, или конкурсным управляющим.

В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные этим соглашением.
Обязательным условием мирового соглашения является то, что оно может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Мировое соглашение может содержать следующие условия:

  • об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
  • об уступке прав требований должника;
  • об исполнении прав требований должника;
  • об исполнении обязательств должника третьими лицами;
  • о скидке с долга;
  • об обмене требований на акции;
  • об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Мировое соглашение вместе с заявлением должника, внешнего или конкурсного управляющего об утверждении и другими документами представляется в арбитражный суд.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом означает;

  • на стадии наблюдения или внешнего управления - прекращение производства по делу о банкротстве и снятие моратория на удовлетворение требований кредиторов;
  • на стадии конкурсного производства - решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению;
  • прекращение полномочий внешнего, конкурсного управляющих;
  • руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами.

По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным, если:

  • им предусмотрены преимущества для отдельных кредиторов или ущемление их прав и законных требований;
  • исполнение его может привести должника к банкротству;
  • имеются иные основания.

Арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение при неисполнении должником его условий в отношении не менее 1/3 требований кредиторов.

1.1 Понятие банкротства предприятий

1.1.1 Историческая справка

1.2 Причины банкротства предприятий

1.3 Процедура банкротства

    Антикризисное управление предприятием

2.1 Правовое регулирование банкротства

2.2 План финансового оздоравления неплатежеспособного предприятия

3. Статистика банкротств в России за последние годы

Заключение

Список используемой литературы

ПриложениЕ

Введение

В современных условиях такое понятие как «банкротство предприятий» встречается довольно часто. Это связано с активной реформаторской деятельностью государства в сфере экономики, высокой степенью конкурентной борьбы и повышенной концентрацией рынка. Поэтому очень важно знать, что такое банкротство и каковы его основные признаки.

Институт банкротства оказывает сильное воздействие на стимулы экономических агентов – дебиторов и кредиторов, что в свою очередь сказывается на деятельности всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен стимулировать менеджмент предприятия к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства задаются действующим законодательством о несостоятельности и сложившейся в стране институциональной структурой .

Банкротство как механизм оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.

С моей точки зрения, проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Многие же предприятия находятся на грани банкротства, и потому существует необходимость в антикризисном управлении.

1. Теоретические основы банкротства предприятий

1.1 Понятие банкротства предприятий

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство) . Процесс банкротства в России регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. Внешними признаками несостоятельности (банкротства) является неспособность предприятия платить по долгам, если соответствующие денежные обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Размер денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей должен составлять не менее 100 тыс. руб. . Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий может быть:

1) непредвиденной – такое банкротство возникает вследствие острой кризисной ситуации на предприятии, вызванной различными обстоятельствами: стихийными бедствиями, политической нестабильностью в стране, банкротство должников, ухудшение общей экономической ситуации и т. д. В подобных случаях государство, как правило, должно приходить на помощь предприятию по преодолению кризиса;

2) ложной – ее еще можно назвать «вызванной». Должники прибегают к сокрытию собственного имущества и средств с целью избегания уплаты долгов кредиторам. Такие действия предусматривают уголовную ответственность;

3) неосторожной – наступает вследствие неэффективной и нерациональной деятельности, а также осуществления различных рискованных операций. Наиболее распространенный вид банкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно, т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Для этого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первую очередь финансового.

1.1.1 Историческая справка

Первый Банкротский устав появился в Англии в 1825 г. при Георге IV. Этот акт расширил число субъектов, имеющих право заявлять о банкротстве, отнеся к ним должника; допустил заключение мирового соглашения большинством 9/10 кредиторов по сумме требований.

Конкурсный устав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве только одновременно с обещанием немедленной уплаты 25 % долга. Значительно усиливался контроль суда над конкурсными процедурами.

В 1883 г. вступил в силу Конкурсный устав, устранивший некоторые недостатки предыдущих актов, но не лишенный недостатков собственных. Основными идеями этого устава были: предоставление льгот несчастному должнику; предоставление права управления имуществом должника не кредиторам, а административным органам. Устав 1883 г. снял все ограничения для должника, желающего объявить о своем банкротстве, и запретил возбуждать конкурс суду.

Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.

К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых - Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г. .

В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельности, который действовал до 1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осуществляющих торговлю .

Редакция закона о банкротстве, в условиях рыночных отношений, была принята в 1992 году. Документ был одобрен практически беспрепятственно, поскольку основной задачей законодателей было хоть как-то регламентировать постоянно растущее количество банкротств. Стараясь учесть проблемы и недостатки, выявленные в результате применения первой редакции, депутаты в 1998 году разработали следующую редакцию закона. Однако и она не смогла защитить предприятия от банкротства и связанных с ним нарушений. К тому моменту арбитражные управляющие стали главными виновниками незаконного передела собственности. Они фактически были зависимы от мнения и пожеланий кредиторов. В свою очередь, собственники предприятий-банкротов присутствовали в процессе лишь формально, не имея возможности отстаивать свои интересы. Таким образом, в банкротстве участвовало лишь три стороны - кредитор организации, арбитражный управляющий и суд. На деле же получалось, что имущество компании-должника целиком доставалось кредиторам. Для экономики такое положение было крайне негативным, поскольку многие из предприятий банкротились намеренно. В результате в 2000-2001 годах перед депутатами возникла необходимость принять новый Закон - от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Его концепция была создана на основе внимательного изучения технологии и процедуры захвата бизнеса. В законе появились 4 новеллы, которые позволили существенно изменить отношение к банкротству и сдвинули статистику в сторону уменьшения количества нарушений. При том, новый механизм заставил арбитражных управляющих учитывать в процессе банкротства и интересы должника. Данный закон является действующим и по сей день.