Билеты на трактор категория а3. Как получить удостоверение машиниста-тракториста? Что такое показатель предназначения

Чтобы получить права на трактор, как и на любой другой транспорт, необходимо пройти тестовое испытание. В отличие от документов, подтверждающих право управления прочими транспортными средствами, права на трактор выдаются в особом порядке специализированными органами.

Права на трактор: категории

Водительские права на трактор делятся на несколько категорий по мощности машин и конструктивным особенностям:

  • категория А — автомобили, не предназначенные для дорог общего пользования, либо колесный транспорт с конструктивной скоростью, не превышающей 50 км/ч;
  • категория А 1 — внедорожный мототранспорт (квадроциклы, машины на базе малогабаритных тракторов);
  • категория А 2 — внедорожные автомобили и ТС с разрешенной массой максимум 3500 кг и числом сидячих мест, кроме водительского, до 8;
  • категория А 3 — внедорожные автомобили и ТС с разрешенной массой более 3500 кг, кроме включенных в категорию А 4;
  • категория А 4 — внедорожные пассажирские автомобили и ТС с числом сидячих мест, кроме водительского, более 8;
  • категория В — колесный и гусеничный транспорт с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
  • категория С — колесный транспорт мощностью 25,7-110,3 кВт;
  • категория Д — колесный транспорт мощностью более 110,3 кВт;
  • категория Е — гусеничные машины мощностью более 25,7 кВт;
  • категория Ф — самоходные сельхозмашины.

Право управления трактором узаконивает ГосТехНадзор. Лицу, сдавшему экзаменационное тестирование, выдается удостоверения тракториста. Получить указанный документ можно:

  • с 16 лет — категория А (А 1) на право управления внедорожным мототранспортом. Подходит для езды на популярных сегодня квадроциклах;
  • с 17 лет — категория В и С на право управления полноценным трактором типа МТЗ и ЮМЗ, а также другими сельхозмашинами;
  • с 18 лет — категория Д на право управления сельхозмашинами с прицепными орудиями и механизмами;
  • с 19 лет — категория А 2, А 3;
  • с 22 лет — категория А 4.

На колесные тракторы, самоходные складские машины, экскаваторную технику и самосвалы устанавливают водительскую категорию В, С и Д. Для гусеничных машин выделяется отдельная категория — Е.

В России только лицам, имеющим удостоверение аттестованного тракториста, разрешается управление техникой, причисленной к классу «трактор». Управление указанным транспортом без удостоверения грозит гражданину штрафом за управление без узаконенного права. Чтобы забрать конфискованный трактор со штрафстоянки в любом случае придется получить удостоверение.

Как получить права на трактор: пошаговая инструкция

Вот пошаговая инструкция, как получить право управления трактором:

  • первый этап — обучение. Для категорий А1 и В допускается самоподготовка. Для прочих категорий необходимо пройти двухмесячный курс обучения в специализированном учреждении. Поскольку единственным органом, выдающим права на трактор, является ГосТехНадзор, большинство обучающих центров находится при нем и его региональных отделениях;
  • полученное после прохождения обучения свидетельство предъявляют уполномоченному лицу в госучреждении;
  • после сдачи экзамена в ГосТехНадзоре выдается удостоверение, дающее право управления самоходными транспортными средствами класса «трактор» в рамках выбранной категории.

Бесплатно получить права не получится. Для облегчения получения водительского удостоверения на трактор некоторые организации предлагает свои услуги по сбору и подаче документов в уполномоченный орган. Права выдаются на 10 лет.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Несколько лет назад в России введены водительские права нового образца. Это документы, имеющие современный формат. Здесь увеличено число категорий и подкатегорий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но ни одна из них не позволяет управлять трактором и любыми другими транспортными средствами, называемыми самоходными.

Важные аспекты

Документы, допускающие к управлению самоходной техникой, называют «удостоверениями тракториста-машиниста».

Они подразумевают:

Категорий Шесть
Подкатегорий Четыре

В отличие от водительских прав, выдаваемых в Госавтоинспекции, тракторные права выдает Гостехнадзор . Там же производится техосмотр самоходной техники.

Полученные тракторные права, в отличие от обычных водительских прав, не позволяют управлять самоходной техникой за пределами нашей страны.

Что это такое

Несмотря на внешнюю схожесть с обычными водительскими правами удостоверения тракториста, все-таки, открывают совершенно другие возможности в праве управления техникой.

Ведь водитель грузовика, имеющий в удостоверении международного образца кат. «С» не может работать на экскаваторе-погрузчике, и точно также водитель, управляющий коммунально-уборочной машиной, не может водить легковушку.

Это две отдельных области управления транспортом, поднадзорные разным ведомствам, имеющие свою терминологию, программы обучения, спецтехнику и разные документы (права):

Самоходные машины (СМ) Тракторы, другая техника, используемая в дорожном строительстве и наземные безрельсовые механические средства передвижения, имеющие соответствующие параметры двигателей. Исключение составляет военная СТ, выполняющая боевые задачи по повышению государственной обороноспособности
Удостоверение тракториста Документ, подтверждающий право гражданина управлять одним из типов самоходных машин. Его выдают сроком на 10 лет
Категории (подкатегории) Разграничение права тракториста управлять определенной группой СТ

С какой целью предоставляется

В годы Великой Отечественной войны мальчишки, которым было по 12-14 лет, работали на тракторах в поле, не имея никаких прав.

Да, это было нужно для победы нашей страны. Управлять техникой тогда было не так сложно, как в настоящее время.

Сейчас самоходная техника (СТ) доведена практически до совершенства, став средством передвижения, оснащенным сложнейшим рабочим функционалом, электроникой и компьютерами.

А ее многообразие уже позволяет подразделение на категории и даже подкатегории. Чтобы управлять такой техникой, необходимо получить документы, удостоверяющие:

При допуске к обучению и сдаче квалификационных экзаменов по некоторым из категорий (подкатегорий) предусмотрены ограничения по возрасту.

Правовая база

Право управления СМ, тракторами, получение соответствующих прав тракториста-машиниста регулируются несколькими нормативными актами:

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

В недалеком прошлом в правах трактористов были категории А, Б, В, Г, Д, а стали такие — A, B, C, D, E, F, а также А1, А2, А3, А4.

Каждая из указываемых в удостоверении категорий (подкатегорий) допускает к управлению тракторами или спецтехникой.

Это сельхозтехника (СХТ) и самоходные машины (СМ), имеющие определенные показатели мощности (от 27,5 до 110 кВт и более).

Подробная расшифровка

Рассмотрим все существующие категории (подкатегории) с расшифровкой:

Катег. «A» Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час
Подкатег. А1 Внедорожный мототранспорт. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы (снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы)
Подкатег. А2 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы
Подкатег. А3 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы
Подкатег. А4 Внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы
Катег. «B» Гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины
Катег. «C» Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики
Катег. «D» Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт – пневмоколесные краны, тракторы
Катег. «E» Гусеничная техника с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы
Катег. «F» Самоходная сельхозтехника: зерноуборочная техника и пр.

Уточнение — наличие прав тракториста категории А2 не дает их обладателю права управлять СМ категории A4 и наоборот.

Как узнать, какая нужна

Для получения удостоверения тракториста следует пройти соответствующий курс обучения по конкретной категории (подкатегории).

Определяется это по типу техники, имеющейся в собственности предприятия. Следует знать, что кроме категории (подкатегории) в правах тракториста указывается еще и разряд.

Разрядность определяет инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамены. Рассмотрим, как присваиваются разряды:

2 Для имеющих право управлять СТ под контролем опытного наставника, ремонтировать погрузочные и самозахватывающие механизмы и приспособления
3 Для обладающих правом управления аккумуляторным погрузчиком, другими самозахватными механизмами, осуществлять погрузку, складировать груз штабелем, осуществлять ремонт и обслуживание тракторных механизмов
4 Для машинистов, получивших допуск для работы на погрузчиках, имеющих мощность менее 100 л. с., и на других механизмах, которые используются для переноса и складирования грузов
5 Для трактористов, получивших право управления СТ мощностью свыше 100 л. с. или менее, если она используется как скрепер, экскаватор, бульдозер
6 Для машинистов, имеющих право управлять тракторами, имеющими мощность 200 л. с. в случаях их бульдозерного или экскаваторного использования

Для получения услуги по обучению и сдаче квалификационных экзаменов кандидат подает в территориальный орган Гостехнадзора заявление с приложением:

  • паспорта;
  • медсправки;
  • документа о пройденном обучении;
  • тракторные права (если выдавались ранее);
  • водительские права (если есть);
  • фотографии на матовой бумаге (3х4).

Прием, обучение и проведение аттестационных экзаменов, предоставляющих право управления СТ, проводят специализированные и аккредитованные учебные центры, школы, расположенные в регионах проживания обучающихся.

Тракторные права нельзя получать в другом, даже соседнем регионе. В зависимости от категории, большинство учебных курсов длится около полутора месяцев.

Обучающие программы школ, центров утверждаются Минобром и Гостехнадзором. Обучающие курсы подразумевают теоретический и практический этапы.

Теоретический этап предполагает изучение конструкции СТ, правила работы с различными грузами.

При отсутствии у обучающихся обычных водительских прав в программу вводится и изучение . Проверка теоретических знаний проходит в виде экзамена.

Практический этап обучения проводится на полигонах и подразумевает обучение вождению, маневрированию СТ и обращению с грузами в реальных условиях (на грунтовом и асфальтовом покрытии).

Нехватка практических навыков, минимальное число наработанных часов на полигоне может привести к неудовлетворительному результату на экзамене.

Аттестационные экзамены тоже проходят поэтапно. Сначала теоретический – на компьютере или в устной форме.

Успешная сдача теоретического этапа является допуском до практического экзамена.

Практический экзамен позволяет экзаменатору определить способность обучающегося управлять СТ в разных условиях – созданных стационарно (на полигоне или трактородроме) и на реальном объекте.

Экзаменатором является инспектор Гостехнадзора, имеющий право вынесения решения:

  • «Допущен к управлению СМ»;
  • «Не допущен к управлению СМ».

В случаях, когда курсант не сдает один из этапов экзамена, не менее через неделю ему предоставляется право сдачи повторно.

Видео: сдаем практику на удостоверения тракториста-машиниста категории B,C,D,E,F

Всего дается три попытки. Если неудачной окажется и третья, то ученика вновь отправляют на обучение.

Отдельно стоит отметить, что для сдачи экзаменов, допускающих к управлению СМ, имеют право лица определенного возраста:

Отметим также, что после изъятия прав тракториста их выдача возможна только после прохождения теоретического экзамена.

Если изъятие произведено на основании состояния тракториста (установлено, что он в алкогольном опьянении), то для допуска к экзаменам в Гостехнадзор необходимо представить .

Но только по истечении половины срока лишения тракторных прав, не раньше.

Пример нового образца

Гостехнадзором регламентирована единая для всех регионов РФ форма бланков удостоверений трактористов.

Основание для выдачи удостоверения тракториста-машиниста – документ, свидетельствующий об окончании спецкурса теоретического и практического обучения.

Бланк нового образца – это заполненная с двух сторон карточка. На одной стороне данные владельца, его фотография, подпись. На другой стороне сведения о технике, к управлению которой он допускается.

От обычных водительских прав международного образца права тракториста могут отличаться лишь наименованием категорий и цветом самой карточки.

Раздел «Особые отметки» заполняется дополнительными сведениями об ограничениях и разрешениях, информационными отметками:

  • о вождении в очках;
  • группе крови;
  • о стаже вождения;
  • по категориям.

Поскольку армейская служба требует от призывника не только патриотизма, но и здоровья, выяснение степени пригодности призывника к армейской службе является задачей первостепенной важности. Именно по результатам медицинской комиссии выдаётся заключение о категории соответствия молодого человека требованиям вооруженных сил. Будущему солдату в армии придётся не только стрелять, но и совершать многокилометровые марш-броски, выносить прочие физические и моральные нагрузки, что может оказаться не под силу солдатам, имеющих проблемы со здоровьем.

После медосмотра в военкомате призывнику присваивают категорию воинской годности, которая означает, в какие войска ему можно идти, а куда ход будет закрыт.

Что такое категории военной годности призывников?

Законодательная база российской Федерации гласит, что любой гражданин страны (и иностранец тоже) имеет полное пойти на службу в армию. Различные виды войск и военных профессий предъявляют определённые требования к здоровью призывников, именно для этой градации и существует категории годности к военной службе. Они определяют, может ли призывник служить без ограничений или годен только в военное время.

Стоит отметить, что полную негодность к воинской службе получают в основном инвалиды и страдающие психическими расстройствами. Раньше список болезней, по которому призывника могли «забраковать», был шире, но в связи с тем, что срок службы уменьшился с 2 лет до 1 года, список болезней значительно сократили.

Классификация категорий годности в военном билете

Для того чтобы понимать значение категорий, достаточно изучить таблицу, которая поможет расшифровать степени годности в военном билете :

  1. Категория «А1» означает, что у призывника идеальное здоровье и внешние показатели. Такого претендента с радостью примут в элитные части. К сожалению, идеально здоровых людей практически не существует, поэтому в армию очень редко попадают призывники категории «А1». Все подпункты категории «А» (которых всего 4) означают, что призывник полностью годен в армию;
  2. Категория «Б» означает, что призывник может служить с некоторыми ограничениями. Категория «Б4» считается последней, по которой можно призвать человека в армию на общих условиях;
  3. Категория «В» говорит о том, что призывник годен к нестроевой службе;
  4. Если графа в военном билете содержит категорию «Г», это значит, что призывник проходит лечение и определить его категорию временно не представляется возможным. В таких случаях ему предоставляется отсрочка;
  5. Категория «Д» – это полная непригодность для призыва в армию при любых условиях.

Чтобы знать, в какие роды войск подходит конкретный призывник, существует специальная шкала, в которой указываются все необходимые требования для службы в конкретных видах войск.

Таблица расписания болезней

Для определения степени годности существует специальная таблица расписания болезней. Она содержит три графы. Каждая графа предназначена для определённой группы:

  1. Первая графа наиболее популярна. Она предназначена для призывников и граждан допризывного возраста;
  2. Вторая графа предназначена для военнослужащих и лиц, находящихся в запасе;
  3. Третья графа предназначается для контрактников.

Знающий человек, руководствуясь данной таблицей, легко определит, какая категория годности записана в его военном билете и что она означает.

Подробное описание категории «А»

Призывники, получившие категорию «А», могут гордиться своим здоровьем. Они подходят для службы в спецназе или морской пехоте. Данная категория разделена на 4 подгруппы:

  1. Категория «А1» в настоящее время встречается достаточно редко. Для соответствия ей призывник должен не только обладать идеальным здоровьем, но и подходить по внешним показателям. Наиболее суровый отбор проходит в десантные войска. Например, рост претендента на категорию «А1» должен быть в пределах от 170 до 185 сантиметров при весе до 90 килограммов. Естественно, показатели зрения и слуха тоже должны быть идеальными;
  2. Вторая степень «А2» даётся призывникам, полностью соответствующим категории «А1», но перенесшим ранее тяжёлую болезнь или имевшим переломы, которые не привели к ухудшению здоровья. По сути, данная подкатегория ничем не отличается от категории «А 1», но в ВДВ с такой категорией не попасть. Не возьмут с ней и в морскую пехоту;
  3. Третья степень «А3» подразумевает незначительные отклонения здоровья. Чаще всего это небольшие нарушения зрения. В основном обладатели данной категории служат во внутренних, ракетных или химических войсках;
  4. Четвёртая степень категории «А» подразумевает проблемы со зрением, которые превышают показатель в 20 градусов. Несмотря на это, призывник может служить в любых войсках, кроме вышеперечисленных. Все остальные показатели здоровья, кроме зрения, должны быть идеальными.

Если раньше исправить зрение было достаточно сложно, то с появлением лазерной коррекции призывник может легко сменить категорию годности. Например, изменение категории годности с четвёртой на второю — достаточно простая процедура.

Подробное описание категории «Б»

Категория «Б» является самой распространённой среди военнослужащих и призывников. Так как у большей части призываемых имеются какие-либо отклонения по здоровью, то всем им присваивается категория «Б». Данная категория разделяется на четыре группы, подобно категории «А»:

  1. Категория «Б1» присваивается в том случае, если призывник страдает лёгкой степенью какого-либо заболевания или аллергией. Данные болезни не могут повлиять на общее физическое состояние военнослужащего, поэтому с данной категорией берут в штурмовые бригады и пограничники;
  2. Категория «Б2» практически ничем не отличается от первой категории за исключением того, что у призывника, кроме незначительных отклонений по здоровью, может быть небольшой процент потери зрения. С такой категорией не берут в подводники, но на надводный флот можно вполне рассчитывать. Также можно попасть в танкисты и инженерные войска;
  3. При категории «Б3» можно рассчитывать на войска связи, инженерные или химические войска. «Б3» присваивается призывникам с различными степенями аллергии, небольшой потерей слуха и зрения (больше в процентном соотношении, чем при категории «Б2»);
  4. Категория «Б4» характеризуется остаточными явлениями от ранее перенесённых травм и болезней. Кроме этого, у военнослужащих с этой категорией может быть недостаточный вес и рост, а так же проблемы со слухом и зрением. Таких, как правило, отправляют служить в стройбат (сейчас данные войска носят название военно-строительных частей) или войска связи.

Описание категории «В»

Если вам присвоили категорию «В», то в армию вы не попадёте. Эта статья означает, что призывник ограниченно годен к несению воинской службы. Данное ограничение подразумевает, что на службу вас могут призвать только в военное время. Статья подразумевает значительную потерю здоровья, которая делает невозможной службу в армии (которая подразумевает практически 24 часовую готовность к выполнению долга по несению службы).

Описание категории «Г»

Категория годности «Г» по своей сути является самой неопределённой. Получившему данную категорию призывнику предоставляется отсрочка, так как на момент обследования у него имеется болезнь или травма, требующая лечения. Но не стоит считать данную статью приговором. После прохождения курса лечения и реабилитации на повторном медицинском осмотре присваивается новая категория с учётом нынешнего состояния призывника. Это могут быть категории «В» или «Б». Известны случаи, когда после повторного осмотра призывнику давали категорию «А».

Описание категории «Д»

Категория «Д» является эквивалентом «белого билета». Призывник данной категории не годен к военной службе ни при каких обстоятельствах. При наличии данной категории в военном билете получить водительское удостоверение очень сложно.

Можно ли поменять категорию годности?

Для этого предусмотрена специальная процедура оспаривания. Оспорить категорию иногда очень нужно, потому что она может в будущем создать проблемы при устройстве на работу или при получении водительских прав.

Для оспаривания решения призывной комиссии нужно подать заявление с просьбой провести повторное обследование. По результатам нового обследования можно оспорить решение призывной комиссии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.