Чрезвычайное положение. Режим чрезвычайного положения Чрезвычайное положение в российской федерации

Режим чрезвычайного положения – это вводимый в соответствии с Конституцией и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстоятельства введения чрезвычайного положения:

Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Порядок введения чрезвычайного положения:

Издание указа Президентом РФ;

Утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ;

Обнародование указа Президента РФ.

Сроки действия чрезвычайного положения:

На всей территории Российской Федерации не может превышать 30 суток;

В отдельных местностях Российской Федерации не может превышать 60 суток.

Меры и временные ограничения, применяемые независимо от обстоятельств введения чрезвычайного положения:

Полное или частичное приостановление на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

Установление ограничений на свободу передвижения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на выезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

Установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий;

Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

Приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологически опасные вещества;

Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

При введении чрезвычайного положения на всей территории страны Совет Федерации и Государственная Дума проолжают свою работу в течение всего периода его действия, а при введении чрезвычайного положения на части территории РФ выборы и референдумы не проводятся до момент отмены чрезвычайного положения при автоматическом продлении срока полномочий соответствующих выборных ОГВ, ОМС и ДЛ.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения, в основном, органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, фед. органы безопасности и внутренние войска, однако в исключительных случаях допускается привлечение ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов.

Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращенного Президентом РФ к населению и ДЛ ОГВ субъекта РФ и ОМС, действующих на такой территории.

Указы Президента и иные НПА РФ, НПА субъектов РФ, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ* Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 года**, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер . С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые – поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые – поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности,

* Предусмотренный Конституцией РФ федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении внесен Президентом в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.

** Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773. -

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

Социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных мест-ностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

Криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

Природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку – ставится вопрос о введении ЧП.

ЧП на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах Федерации вводится указом Президента Российской Федерации. Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и ст. 102 Конституции РФ. Указ Президента о введении ЧП в течении 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.

В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены:

Обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП и обоснование необходимости его введения;

Перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

Государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;

Границы территории, на которой вводится ЧП, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится ЧП.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения – о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента Российской Федерации. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества», и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер – совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера – особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

2. Социально-политические и контркриминогенные – комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

3. Природно-техногенные – временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 25 Закона социально-политические и природно-техногенные меры могут применяться только в период действия режима ЧП. Однако законодательство и практика свидетельствуют о том, что многие из них осуществляются и в иных условиях, без введения ЧП (эвакуация, карантин, выдворение за пределы территории, мобилизация ресурсов государственных организаций). Желательно, чтобы такие меры, как предварительная цензура, особый режим въезда и выезда, приостановление деятельности политических партий не просто назывались в законе, а подробно регулировались, с определением их понятия, основания и порядка применения. В противном случае это будут делать временные органы, обеспечивающие поддержание ЧП, по своему усмотрению.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления . Закон предусматривает следующие изменения в системе публичной администрации:

1) передача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации полномочий по применению мер режима ЧП;

2) подчинение органов исполнительной власти субъекта Федерации, территориальных федеральных органов непосредственно Президенту Российской Федерации или назначенному им органу (должностному лицу);

3) создание специальных временных органов, с передачей им части или всех полномочий органов государственной власти территории, на которой введено ЧП, с приостановлением их деятельности или без такового.

При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим. Если органы исполнительной власти территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация, продолжают нормально функционировать, они могут быть наделены чрезвычайными полномочиями. Так, в период действия ЧП в Москве с 3 по 18 октября 1993 г. функции администрации района ЧП были возложены на Правительство Москвы. Отдельные меры было поручено осуществлять федеральным органам исполнительной власти*.

* САПП РФ. 1993. № 40. Ст. 3751.

В качестве временных специальных органов, создаваемых на период ЧП, выступают комендант территории ЧП и временная администрация территории ЧП . В период действия ЧП в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике с ноября 1992 по январь 1995 г. была образована Временная администрация, с подчинением ей всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, действующих на территории, где введено ЧП*. Временная администрация являлась федеральным государственным органом, состоящим из главы Временной администрации, его заместителей, штаба Временной администрации и иных административных структур. В ее компетенцию входило руководство органами исполнительной власти на территории действия режима ЧП, обеспечение поддержания правопорядка и безопасности граждан, обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости, координация работ по оказанию помощи вынужденным переселенцам, их охране и обустройству.

При введении ЧП в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя, массовыми беспорядками, Президент Российской Федерации может назначить коменданта территории ЧП или поручить его назначение иным должностным лицам. Комендант территории ЧП:

Издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП;

Устанавливает срок действия комендантского часа, определяет места содержания нарушителей требовании режима;

Назначает комендантов участков и руководит их деятельностью;

Определяет порядок деятельности контрольно-пропускных пунктов;

. организует применение таких мер, как выдворение нарушителей общественного порядка за пределы территории, изъятие оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ и определяет места его хранения, досмотр транспортных средств, личный досмотр, проверка документов;

Привлекает к административной ответственности за нарушение требований режима ЧП.

* Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 1117.

  • Понятие и виды методов управленческих действий
    • Понятие и особенности метода осуществления управленческих действий
    • Виды методов осуществления управленческих действий
    • Методы прямого и косвенного административного воздействия
    • Убеждение как метод осуществления управленческих действий
    • Поощрение в системе методов управленческих действий
  • Разрешительная система в Российской Федерации
    • Понятие и особенности разрешительной системы
    • Разрешительное производство. Возбуждение дела
    • Принятие и исполнение решения
    • Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности
    • Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
  • Административный надзор
  • Административно-правовые режимы
    • Основные начала теории правовых режимов
    • Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
    • Виды специальных административно-правовых режимов
    • Режим чрезвычайного положения
    • Режим особого положения
    • Режим военного положения
    • Режим закрытого административно-территориального образования
    • Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
  • Административно-правовое принуждение
    • Правовое принуждение
    • Понятие и особенности административно-правового принуждения
    • Виды мер административно-правового принуждения
    • Административно-предупредительные меры
    • Меры административного пресечения
    • Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Принудительное лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями
    • Применение и использование огнестрельного оружия
    • Административно-восстановительные меры
  • Административная ответственность
  • Административное наказание
  • Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву
  • Административный процесс и административно-процессуальное право
  • Общие положения производства по делам об административных правонарушениях. Субъекты административной юрисдикции
    • Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях
    • Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Потерпевший
    • Законные представители
    • Защитник и представитель
    • Свидетель. Понятой
    • Специалист. Эксперт. Переводчик
    • Прокурор
    • Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
  • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях
    • Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Доказательства
    • Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Экспертиза
    • Вещественные доказательства и документы
    • Показания специальных технических средств
    • Оценка доказательств
  • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Доставление. Административное задержание. Привод
      • Административное задержание
      • Привод
    • Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице
      • Досмотр транспортного средства
    • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Отстранение от управления транспортным средством. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Задержание транспортного средства. Запрещение эксплуатации транспортного средства. Временный запрет деятельности
  • Стадии производства по делам об административных правонарушениях
    • Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Рассмотрение дела об административном правонарушении
    • Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
    • Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
    • Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение
    • Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний
    • Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний
    • Исполнение постановлений о назначении административного штрафа
    • Исполнение постановлений о лишении специального права
    • Исполнение постановлений об административном аресте
  • Обеспечение режима законности в государственном управлении (в сфере публичного управления)
    • Содержание и значение законности
    • Особенности и способы обеспечения режима законности
    • Понятие, содержание и виды контроля
    • Президентский контроль
    • Парламентский контроль
    • Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Судебный контроль
    • Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора
  • Административная юстиция как способ обеспечения законности в сфере публичного управления

Режим чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧГТ) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу института ЧП определяют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», некоторых других законов.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. Режим чрезвычайного положения дает возможность государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер.

С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые - поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые - поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.

Закон о чрезвычайном положении реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются:

чрезвычайные ситуации социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, а также в межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация (ЧС), которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно использования срочных, неотложных административных мер без введения жестких правовых ограничений. Если они не способны нормализовать обстановку, ставится вопрос о введении ЧП.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ. Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и 102 Конституции РФ. Указ Президента РФ о введении ЧП в течение 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.

В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть определены:

  1. обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП, и обоснование необходимости его введения;
  2. границы территории, на которой вводится ЧП;
  3. силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;
  4. перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  5. государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;
  6. время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения - о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях - 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент РФ издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества» и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а, во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соблюдении формальных юридических правил, соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер - совокупность норм и административно- организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего - это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения.

При этом не могут ограничиваться права и свободы, не подлежащие ограничению, согласно ст. 56 Конституции РФ и требованиям международно-правовых актов.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

совместные для режимов социального и природно-техногенного характера - полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В данном перечне содержатся меры, которые могут применяться не только в период действия ЧП, но и в других, в том числе не чрезвычайных, условиях;

социально-политические и контркриминогенные - комендантский час, предварительная цензура, приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции; выдворение нарушителей режима ЧП, не проживающих на территории, на которой оно введено, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия ЧП, но не более чем на три месяца;

природно-техногенные - временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иную необходимую в условиях ЧП производственно-хозяйственную деятельность; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер по запрещению забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также по привлечению государственного материального резерва, мобилизации ресурсов организаций, изменению режима их работы, их переориентации на производство необходимой в условиях ЧП продукции и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения определенных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено ЧП, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода его действия. В случае истечения в период действия ЧП срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия ЧП, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧП, если эти акты противоречат указу Президента РФ о введении на данной территории ЧП.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП. Закон предусматривает, что указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания: а) временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП; б) федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим. Временному специальному органу управления территорией, на которой введено ЧП, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧП. Руководитель временного специального органа управления назначается Президентом РФ. Комендант территории, на которой введено ЧП, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления и по должности является его первым заместителем.

Если создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения ЧП, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено ЧП. При этом временный специальный орган управления прекращает свои полномочия. Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП, назначается Президентом РФ. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП.

Комендант:

  • издает обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП;
  • устанавливает время и срок действия комендантского часа;
  • определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено ЧП, и выезда с нее;
  • устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;
  • определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники;
  • выдворяет за пределы территории, на которой введено ЧП, нарушителей режима ЧП;
  • обращается к Президенту РФ с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено ЧП, вышеуказанных мер и временных ограничений;
  • оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях ЧП;
  • устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено ЧП, и порядок их работы.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ЧП, в составе комендатуры территории, на которой оно введено, указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП, которым руководит комендант территории, на которой введено ЧП.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ* Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 года**, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер . С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые – поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые – поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности,

* Предусмотренный Конституцией РФ федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении внесен Президентом в качестве законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.

** Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773. -

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

Социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных мест-ностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

Криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

Природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку – ставится вопрос о введении ЧП.

ЧП на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах Федерации вводится указом Президента Российской Федерации. Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и ст. 102 Конституции РФ. Указ Президента о введении ЧП в течении 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.

В указе Президента Российской Федерации о введении ЧП должны быть определены:

Обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП и обоснование необходимости его введения;

Перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан;

Государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление чрезвычайных мер и их компетенция;

Границы территории, на которой вводится ЧП, время вступления указа в силу, а также точный срок, на который вводится ЧП.

Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения – о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента Российской Федерации. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества», и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер – совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера – особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

2. Социально-политические и контркриминогенные – комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

3. Природно-техногенные – временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 25 Закона социально-политические и природно-техногенные меры могут применяться только в период действия режима ЧП. Однако законодательство и практика свидетельствуют о том, что многие из них осуществляются и в иных условиях, без введения ЧП (эвакуация, карантин, выдворение за пределы территории, мобилизация ресурсов государственных организаций). Желательно, чтобы такие меры, как предварительная цензура, особый режим въезда и выезда, приостановление деятельности политических партий не просто назывались в законе, а подробно регулировались, с определением их понятия, основания и порядка применения. В противном случае это будут делать временные органы, обеспечивающие поддержание ЧП, по своему усмотрению.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления . Закон предусматривает следующие изменения в системе публичной администрации:

1) передача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации полномочий по применению мер режима ЧП;

2) подчинение органов исполнительной власти субъекта Федерации, территориальных федеральных органов непосредственно Президенту Российской Федерации или назначенному им органу (должностному лицу);

3) создание специальных временных органов, с передачей им части или всех полномочий органов государственной власти территории, на которой введено ЧП, с приостановлением их деятельности или без такового.

При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим. Если органы исполнительной власти территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация, продолжают нормально функционировать, они могут быть наделены чрезвычайными полномочиями. Так, в период действия ЧП в Москве с 3 по 18 октября 1993 г. функции администрации района ЧП были возложены на Правительство Москвы. Отдельные меры было поручено осуществлять федеральным органам исполнительной власти*.

* САПП РФ. 1993. № 40. Ст. 3751.

В качестве временных специальных органов, создаваемых на период ЧП, выступают комендант территории ЧП и временная администрация территории ЧП . В период действия ЧП в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике с ноября 1992 по январь 1995 г. была образована Временная администрация, с подчинением ей всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, действующих на территории, где введено ЧП*. Временная администрация являлась федеральным государственным органом, состоящим из главы Временной администрации, его заместителей, штаба Временной администрации и иных административных структур. В ее компетенцию входило руководство органами исполнительной власти на территории действия режима ЧП, обеспечение поддержания правопорядка и безопасности граждан, обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости, координация работ по оказанию помощи вынужденным переселенцам, их охране и обустройству.

Чрезвычайное положение — это такой правовой режим, который предусматривает ограничение законных прав и физических и юридических лиц. Это возлагает на них некоторые дополнительные обязанности и особый порядок деятельности. Режим чрезвычайного положения вводится только в особых случаях и делается это для того, чтобы максимально обеспечить безопасность граждан, а также защиту конституционного строя государства. Такой порядок способствует тому, что устраняются обстоятельства, которые могут являться факторами угрозы, и восстанавливается законность и правопорядок, а чрезвычайная ситуация нормализуется.

Помощь и содействие

Законодательство, регламентирующее положения о чрезвычайных ситуациях, призвано оказать исполнительным органам власти помощь в устранении угрозы безопасности. Дать ей возможность восстановить правопорядок всеми доступными ей законными средствами. А также добиться защиты конституционных прав граждан.

Круг мероприятий

С помощью введения режима чрезвычайного положения определяется круг административных мероприятий, которые эффективно противостоят экстремальным условиям, возникшим на определенной территории государства.

В правовой регламентации данного режима заинтересованы не только должностные лица, которые его обеспечивают, но и граждане, проживающие на территории введения правового режима чрезвычайного положения. Первые - потому, что это предоставляет им возможность обоснованных и оперативных действий, а вторые - потому что гарантирует их безопасность и соответствует нормам закона об их личных правах и свободах.

Основания для введения режима чрезвычайной ситуации

К основаниям для введения режима чрезвычайного положения относятся:

1. Ситуации, которые носят социальный, либо политический характер, и могут выражаться в попытках изменения существующего конституционного строя, либо захвата и присвоения власти, а также в вооруженном мятеже, блокировке особо важных стратегических объектов, подготовке вооруженных формирований; разнообразных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, которые могут создавать угрозу для жизни либо безопасности мирных граждан, а также нормальному функционированию органов государственной власти.

2. Ситуации, которые носят криминогенный характер, что может выражаться в террористических актах либо массовых беспорядках. Какие еще основания для введения режима чрезвычайного положения существуют?

3. Ситуации, связанные с техногенными или природными обстоятельствами, всевозможными эпидемиями, а также эпизоотиями, которые возникли в результате природных явлений, стихийных бедствий, аварий или катастроф, которые повлекли либо могут повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, либо определенные материальные потери, нарушений условий жизни граждан, и требуют при этом проведения масштабных действий по нормализации ситуации.

Условия объявления режима ЧС

Возникновение подобных чрезвычайных ситуаций не означает, что правовой режим военного и чрезвычайного положения будет введен автоматически. Помимо наличия фактических обстоятельств для его установления, в законе указаны еще и определенные условия, которые обязательны для объявления такого режима.

Угроза жизни и здоровью населения

При возникновении обстоятельств социального или природно-техногенного характера должна возникнуть такая ситуация, которая будет реально угрожать жизни и здоровью населения, либо конституционному строю государства, и устранение этой ситуации не представляется возможным без введения режима ЧС. При возникновении таких ситуаций, как правило, используются максимально срочные и неотложные меры для нормализации обстановки, и часто введение режима ЧС при этом не требуется.

Указ Президента РФ

Режим чрезвычайного положения вводится исключительно Указом Президента РФ, а в отдельных субъектах страны - режим ЧС может ввести глава исполнительной власти такого субъекта. Указ Президента в течение трех суток должен быть одобрен Советом Федерации, однако в противном случае он утрачивает свою законную силу.

Что в нем указывается

В Указе Президента о введении на той или иной территории страны режима ЧС должны быть указаны:

Обстоятельства, которые послужили причиной введения данного режима, а также необходимое обоснование для его введения;

Границы территорий, в пределах которых должен быть введен режим ЧС;

Силы и средства, которые способны обеспечить данный режим;

Перечень особых мер, а также пределы их действия, список ограничений прав и свобод граждан, иностранных гостей, лиц без гражданства;

Перечень государственных органов, которые должны способствовать обеспечению мер, применяемых в случае введения режима чрезвычайного положения, и которые несут ответственность за их неисполнение;

Дата вступления в силу данного Указа, а также сроки введения и действия ЧС.

Данные положения обязательны, но помимо них, в указе допускается и содержание любых дополнительных сведений, например, о силах и всех необходимых средствах для устранения ЧС, поручениях Правительству РФ, либо другим федеральным органам власти.

Срок

Срок, на который производится обеспечение режима чрезвычайного положения во всей стране, не должен быть больше одного месяца, за исключением отдельных местностей, где такой срок составляет два месяца. После окончания таких сроков, режим ЧС считается прекращенным, кроме тех случаев, когда новым Указом Президента РФ такой срок продлевается. Президент имеет право досрочно отменить свой указ, но только в тех случаях, когда обстоятельства, ставшие основанием для введения режима ЧС, устранены.

Так как в одном документе урегулировать все вопросы, связанные с возникновением ЧС, невозможно, Президентом издаются другие акты, которые определяют компетенцию органов, призванных устранить причины возникновения ЧС, а также порядок осуществления специальных мер по ликвидации ЧС.

Меры режима чрезвычайного положения

В период действия режима ЧС осуществляются специальные меры, призванные устранить ситуацию и ее причины. Они подразделяются на:

1. Совместные меры, которые используются при назначении режимов природно-техногенного и социального характеров. К таким мерам могут относиться - частичное или полное приостановление деятельности определенных государственных органов; ограничение свободы передвижений по участку, где введен режим ЧС; введение специального режима въезда на такие территории, а также выезда из нее; усиление охраны правопорядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; установление определенных ограничений для осуществления некоторых видов финансовой деятельности; установление специального порядка продажи и приобретения продовольственных товаров; ограничение или запрет на проведение всевозможных собраний или митингов, а также других массовых мероприятий; ограничение, действующее в отношении транспортных средств и их передвижений по территории; приостановление или запрет деятельности вредных и опасных производств; эвакуация некоторых материальных ценностей из зоны действия режима ЧС, когда существует определенная угроза их утери; эвакуация населения. Что еще входит в понятие режима чрезвычайного положения?

2. Контркриминогенные меры, например - комендантский час, запрещение деятельности некоторых общественных объединений, которые могут воспрепятствовать ликвидации обстоятельств возникновения ЧС, личный досмотр граждан и проверка их документов, досмотр жилища и личных автомобилей; запрещение либо ограничение продажи предметов оружия, взрывчатки, ядовитых веществ и т.п.; введение специального режима приобретения лекарственных препаратов, а также средств, которые содержат спирт и психотропные вещества; продление сроков заключения для лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении противоправных действий, связанных с возникновением ЧС.

3. Техногенно-природные меры - эвакуация населения в другие районы, с предоставлением переселенцам временного жилья; введение карантина, а также осуществление санитарных и противоэпидемиологических мероприятий; мобилизация государственных и местных ресурсов; отстранение от должностей некоторых руководителей организаций, которые выполняли свои обязанности ненадлежащим образом, а также временное назначение на эти должности других лиц; в некоторых случаях, когда необходимо проведение неотложных работ по ликвидации причин либо последствий ЧС, мобилизация населения, а также транспортных средств отдельных граждан с целью проведения определенных работ.

Определение специального лица

Для максимального достижения целей введения режима ЧС, в указе Президента определяется специальное лицо, которое призвано осуществлять руководство действиями по нормализации ситуации, которое называется комендантом.

В обязанности коменданта входит:

Издание приказов и распоряжений, которые обязательны к исполнению на территории введения ЧС;

Установление времени комендантского часа;

Определение режима въезда и выезда;

Установление порядка хранения и приобретения оружия, продуктов питания, лекарственных средств;

Определение мест хранения и содержания изъятого оружия и боеприпасов;

Выдворение за пределы территории ЧС правонарушителей;

Оповещение населения о порядке соблюдения режима ЧС, а также о мерах, которые применяются для нормализации ситуации и т.д.

Оперативный штаб

Для того чтобы координировать действия сил и средств, которые обеспечивают правильное функционирование режима ЧС, посредством указа Президента, может быть организован специальный оперативный штаб. В него должны входить представители тех органов, которые осуществляют деятельность по устранению причин и последствий ЧС, а руководство таким штабом должен осуществлять комендант области, на которой был введен режим чрезвычайной ситуации.

Также рассмотрим силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Сюда можно отнести федеральные органы безопасности, органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел, органы по ЧС, делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихии, внутренние войска, дополнительные силы, которые привлекаются в крайне редких случаях (Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы, другие войска).