Назначение административного наказания. Общий порядок назначения административного наказания

Административные наказания назначаются в соответствии с установленной законодательством процедурой. Нормы, регулирующие назначение административных наказаний, содержатся в статье 4 КоАП РФ. Применение к правонарушителям административных наказаний основывается на трех принципах: законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено только в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Наказание не может быть мягче минимального, предусмотренного законодательством, и строже максимального. Выход за рамки закона при назначении административного наказания исключен. В этом проявляется принцип законности назначения административных наказаний.

При назначении административного наказания физическому лицу КоАП предписывает учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении наказания в отношении юридического лица необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2. КоАП РФ. Таковыми являются:

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ, наделены правом признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 4.3. КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

Совершение административного правонарушения группой лиц;

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судье, органу или должностному лицу, назначающим административное наказание, предоставлено право в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать какое-либо из перечисленных обстоятельств отягчающим.

Кроме того, перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В этом случае отягчающее обстоятельство уже предусмотрено соответствующей статьей КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях и, соответственно, за совершение правонарушения при данном обстоятельстве предусмотрено более строгое наказание.

Учет указанных факторов и обстоятельств способствует назначению справедливого наказания за совершенное административное правонарушение. Так реализуется принцип справедливости наказания.

Рассматривая конкретные административные правонарушения, предусмотренные нормами Особенной части КоАП РФ, мы увидим, что наказание за совершение данных правонарушений чаще всего варьируется в определенных пределах. Это позволяет судьям, органам или должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях и применяющим наказание к правонарушителям, индивидуализировать наказание, выбирать в пределах установленной законом санкции именно ту меру наказания, которая в данной конкретной ситуации будет оптимальной и с наибольшим эффектом обеспечит достижение целей применения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление правонарушителя и профилактику правонарушений.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Если же лицо совершило противоправное деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, при условии подведомственности рассмотрения дел о данных административных правонарушениях одному и тому же судье, органу или должностному лицу, в отношении правонарушителя должно быть применено административное наказание в соответствии с той статьей закона, которая предусматривает наиболее строгое наказание.

КоАП РФ в статье 4.5. устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, т.е. сроки, по истечении которых невозможно назначить лицу административное наказание. На административные правонарушения в сфере труда распространяется общий срок давности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Специальные, более длительные сроки давности (1 год) предусмотрены КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений: например, за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и др. Течение сроков давности начинается, как правило, с момента совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Также специальный срок давности установлен статья 4.5. КоАП РФ для назначения административного наказания в виде дисквалификации: один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда по факту совершения лицом противоправного деяния первоначально возбуждается уголовное дело, но впоследствии оно прекращается, при этом в действиях лица содержатся признаки административного правонарушения. В подобных случаях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения о прекращении уголовного дела (аналогичным образом исчисляется срок в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела).

Правила назначения административных наказаний регламентированы гл. 4 КоАП РФ.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ). Не допускается назначение наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей нормы, в том числе, назначение наказания выше высшего или ниже низшего пределов, установленных санкцией. Например, если санкция ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток, то не допускается вынесение предупреждения либо иного наказания, кроме административного штрафа и административного ареста. Кроме того, исключается возможность назначения штрафа в размере менее 4 тыс. и более 5 тыс. руб.

В то же время практика знает отдельные исключения из данного правила. Так, санкция ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ 1 сформулирована таким образом, что признание лица виновным в совершении данного правонарушения требует обязательного назначения указанного административного правонарушения. Однако в настоящий момент наблюдается практика иного толкования данной нормы высшими органами судебной власти. В частности, в постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П «Поделу о проверке конституционности Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (см. также постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П,

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача иностранным гражданином или лицом безгражданства.- Прим. авт.

от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.). С учетом этого Верховным Судом Российской Федерации как минимум в ряде случаев принимались решения об исключения из постановления о назначении административного наказания за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, административного выдворения за пределы Российской Федерации 1 .

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом закон не устанавливает формальных правил, в соответствии с которыми определяется размер наказания при наличии либо отсутствии указанных обстоятельств. Например, КоАП РФ формально не исключает возможности назначения минимального наказания при отсутствии смягчающих и наличии отягчающих обстоятельств.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, закреплен в ст. 4.2 КоАП РФ. К ним относятся раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; и т.д. Данный перечень является открытым, т.е. в качестве смягчающих с учетом имевших место обстоятельств судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать обстоятельства, не отраженные вст. 4.2 КоАП РФ, например аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для правонарушения, совершение административного правонарушения по мотиву сострадания и т.д.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, носит закрытый характер и закреплен в ст. 4.3 КоАП РФ. К ним относятся продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; и т.д. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения предусмотрено законом в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность. Однако судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

При назначении административных наказаний учитываются ограничения, установленные ч. 6 ст. 3.5 и ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

1 См.: постановления Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. № 11 -АД 13-8; от 20 мая 2013 г. № 88-АД 13-2.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В то же время при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ст. 4.4 КоАП РФ). При этом могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Административные наказания не преследуют цель восстановления причиненного потерпевшему ущерба. По общему правилу эта задача решается потерпевшим в порядке гражданского судопроизводства. Предусмотренный ст. 4.7 КоАП РФ порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, наделяет соответствующими полномочиями лишь судей.

Назначение административного наказания не освобождает лицо ог исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Например, факт привлечения лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 10.4 КоАП РФ, не освобождает его от необходимости принятия мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Если такие меры не будут приняты, лицо может повторно привлекаться к административной ответственности столько раз, сколько это необходимо для выполнения им установленной законом обязанности. При этом нет нарушения правила «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение», поскольку основание для повторного привлечения к административной ответственности будет служить совершение хотя и аналогичного, но нового административного правонарушения.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации повторный протокол о длящемся правонарушении может быть составлен после вступления в законную силу предыдущего постановления о назначении административного наказания .

Особые условия применения мер административной ответственности

связаны с наличием обстоятельств:

  • исключающих противоправность деяния;
  • освобождающих от административной ответственности;
  • освобождающих от административного наказания;
  • ограничивающих административную ответственность. Законодательство не систематизирует данные обстоятельства,

в связи с чем в научной и учебной литературе отсутствует единообразие в подходах к их определению.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния , связаны с ситуациями, когда совершенное лицом действие (бездействие) формально содержит в себе все необходимые элементы состава правонарушения, однако лицо не привлекается к административной ответственности, поскольку в силу нормативного предписания такое действие (бездействие) не может быть признано противоправным. К числу указанных обстоятельств относятся крайняя необходимость и причинение ущерба при реализации полномочия, предоставленного законом.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ («Крайняя необходимость») не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Примером может служить ситуация, когда сотрудники органа внутренних дел, задерживая правонарушителя, вынужденно нарушают правила дорожного движения или причиняют имущественный ущерб третьим лицам, тем самым совершая действие, формально содержащее признаки правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ.

В практической деятельности весьма часто имеют место ситуации, когда реализация полномочий, предоставленных законом, связана с нарушением законодательства об административных правонарушениях. Например, применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия содержит признаки правонарушения, предусмотренного ст. 20.13 КоАП РФ, а если это происходило в ночное время, - то и соответствующей нормой закона субъекта Российской Федерации о действиях, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время. Блокирование транспортных коммуникаций влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.18 КоАП РФ. Однако ответственность не наступает, если данные действия осуществлялись в соответствии, например, с п. 10 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Во всех

подобных случаях отсутствует обязательный признак администра

тивного правонарушения - противоправность.

Такие обстоятельства, как невменяемость лица (ст. 2.8 КоАП РФ), недостижение им возраста административной ответственности и т.п., нс могут рассматриваться в качестве обстоятельств, исключающих противоправность деяния. Во всех подобных случаях лицо не привлекается к административной ответственности по иной причине - в силу отсутствия состава административного правонарушения.

Обстоятельства, освобождающие от административной ответственности , связаны с ситуациями, когда факт административного правонарушения (противоправного действия либо бездействия) фактически имеет место и устанавливается в ходе производства по делам об административных правонарушениях, однако в силу положений закона лицо освобождается либо может быть освобождено от административной ответственности.

К числу таких обстоятельств относятся:

Истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ). Речь идет о временном промежутке, в течение которого судьи, органы, должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе принять решение о назначении административного наказания. Обычно данный срок составляет два месяца с момента совершения административного правонарушения (момента выявления длящегося правонарушения).

Если дело рассматривается судьей, этот срок составляет три месяца. За отдельные правонарушения, перечисленные в ст. 4.5, этот срок составляет один год, два года и даже шесть лет. При решении вопроса о размере срока давности привлечения лица к административной ответственности, требует учета объект правонарушения. Например, ст. 6.9 КоАП РФ («Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача») связана с нарушением законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, соответственно в случае совершения данного правонарушения срок давности привлечения липа к ответственности будет составлять один год;

Специальные основания освобождения от административной ответственности. Например, согласно примечанию к ст. 6.8 КоАП РФ лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Похожее основание нашло отражение и в примечании к ст. 6.9 и 6.16-1 КоАП РФ;

Наличие у правонарушителя особого статуса, исключающего возможность его привлечения к административной ответственности. Речь идет о военнослужащих, гражданах, призванных на военные сборы, и лицах, имеющих специальные звания, которые в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

Малозначительность административного правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений .

Лицо, которому объявлено устное замечание, не считается привлекавшимся к административной ответственности.

В отличие от УК РФ КоАП РФ не содержит общей нормы о деятельном раскаянии (лишь в соответствии с примечаниями к ст. 6.8, 6.9, 6.16-1 и т.д. КоАП РФ), не предусматривает возможности освобождения от ответственности в связи примирением с потерпевшим.

Обстоятельством, освобождающим от административного наказания. служит истечение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания. Согласно ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Весьма условно к числу обстоятельств, освобождающих от административного наказания в виде административного штрафа, можно отнести несовершеннолетие правонарушителя. Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается не с самого правонарушителя, а с его родителей или иных законных представителей.

КоАП РФ не предусматривает какого-либо аналога условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождение от наказания в связи с изменением обстановки.

Назначенное административное наказание нельзя заменить на другое, за исключением случаев, когда это происходит в результате пересмотра в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении. Закон допускает только одну возможность сокращения размера назначенного административного наказания: судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности (например, ст. 6.13, 6.15, 6.16 КоАП РФ), в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ и на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Обстоятельства, ограничивающие административную ответственность, связаны с категориями лиц, к которым в соответствии с требованиями КоАП РФ не могут применяться те или иные виды административных наказаний. Например, согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1 и II групп, военнослужа-шим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контрол ю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Освобождение от административной ответственности или от административного наказания (в зависимости оттого, на каком этапе возникли указанные обстоятельства) может быть связано с изданием акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, а также с отменой закона, установившего административную ответственность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. С какого момента лицо считается привлеченным к административной ответственности?
  • 2. Что является содержанием административной ответственности?
  • 3. Какие виды административных наказаний относятся к дополнительным?
  • 4. С какими правилами связано назначение административных наказаний?
  • 5. Кто от имени внутренних дел и органов наркоконтроля вправе назначать административные наказания за административные правонарушения в сфере оборота наркотиков?
  • 6. Какие обстоятельства относятся к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность?
  • 7. Какие обстоятельства относятся к числу исключающих противоправность деяния?
  • 8. Какие обстоятельства относятся к числу освобождающих от административной ответственности?
  • 9. Какие обстоятельства относятся к числу освобождающих от административного наказания?
  • 10. Какие обстоятельства относятся к числу ограничивающих административную ответственность?
  • См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г. (угв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г.).
  • См.: п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

А.А. Осипов, к.ю.н., юрисконсульт ООО "Профи-М", автор многочисленных практических и научно-практических статей.

Как известно, административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

На практике нередки случаи, когда нарушитель, исполнив назначенное ему наказание, продолжает противоправную деятельность. В связи с этим Кодекс закрепляет положение, в соответствии с которым назначение наказания не освобождает лицо от исполнения соответствующей обязанности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Например , уплатив штраф, назначенный за нарушение правил пожарной безопасности, виновный также обязан устранить имеющееся нарушение.

Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

  • предупреждение (ст. 3.4);
  • административный штраф (ст. 3.5);
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6);
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7);
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8);
  • административный арест (ст. 3.9);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10);
  • дисквалификация (ст. 3.11);
  • административное приостановление деятельности (ст. 3.12).

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 ч. 1 ст. 3.2.

Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 ч. 1 ст. 3.2, устанавливаются только Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Перечень административных наказаний, приведенный в ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является закрытым, исчерпывающим.

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными.

Например , штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП).

Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц.

С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения юридическому лицу, не находящемуся в его непосредственном подчинении.

Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Применение административного наказания в случае рецидива административного правонарушения влечет наступление юридических последствий двух видов:

  1. рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;
  2. рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

КоАП (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

Назначение административных наказаний

Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в совершении административного правонарушения, урегулирован главой 4 раздела I КоАП. Названная глава посвящена основным правилам назначения административных наказаний. В ней также, кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
  • в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
  • за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
  • назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
  • законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним юридическим лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если юридическое лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях - двух месяцев со дня его обнаружения.

Так, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2005 г. N 1487/05 говорится, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводами нижестоящих инстанций о том, что срок привлечения к административной ответственности за эксплуатацию автозаправочной станции без лицензии на момент вынесения соответствующего решения еще не истек. Суды неправильно посчитали, что поскольку дело было рассмотрено в установленный срок и резолютивная часть решения была также объявлена еще в пределах двухмесячного срока, следовательно, не было оснований для отказа в удовлетворении требований о привлечении к ответственности. Вместе с тем согласно абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме, поэтому изготовление соответствующего решения в полном объеме за пределами срока, установленного для привлечения к административной ответственности, свидетельствует о пропуске этого срока <1>.

<1> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 11.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

КоАП определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Юридическое лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Важно отметить, что административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Постановлением судьи Елизовского районного суда УМП "Г." за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации общежития, расположенного в г. Елизово сроком до 60 суток.

Проверив в порядке ст. 30.7 КоАП РФ материалы дела по жалобе директора УМП "Г." М., судья Камчатского областного суда постановление изменил, указав следующее.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Как видно из постановления, необходимость назначения наказания в виде административного приостановления деятельности судья мотивировал характером совершенного правонарушения, отягчающим административную ответственность обстоятельством, а также наличием непосредственной угрозы здоровью и жизни людей.

Однако при этом судья не принял во внимание, что назначенное административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено.

В частности, судьей не дана оценка тому обстоятельству, что в течение срока приостановления эксплуатации общежития проживающие в нем граждане будут фактически лишены места жительства, что повлечет за собой безусловное нарушение их законных прав и интересов, в том числе создаст угрозу их жизни и здоровью.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного назначения наказания, однако они не были предметом изучения в судебном заседании и никакой правовой оценки не получили.

Кроме того, в судебном постановлении в нарушение ст. 3.12 КоАП РФ не приведено никаких доказательств того, что назначение УМП "Г." менее строгого вида административного наказания, чем приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом изложенного постановление изменено путем замены назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации общежития на штраф <2>.

<2> Обзор судебной практики Камчатского областного суда по пересмотру постановлений, решений и определений по делам об административных правонарушениях в первой половине 2007 года.

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Административное наказание должно назначаться судьей, органом, должностным лицом в пределах, установленных:

д) обстоятельства, отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3). При этом в отличие от смягчающих обстоятельств (перечень которых закон оставил открытым) какие-либо иные обстоятельства (прямо не упомянутые в ст. 4.3) судья, орган, должностное лицо признавать отягчающими не могут.

5. Характеризуя правила ч. 4 и 5 ст. 4.1 , нужно обратить внимание на то, что:

1) назначение административного наказания (с учетом положений ч. 1-3 ст. 4.1) само по себе не освобождает лицо от необходимости исполнить те обязанности, за неисполнение которых оно было подвергнуто административному наказанию. Речь идет как о физическом лице, так и о юридическом;

2) закон императивно запрещает привлекать лицо (в т.ч. и юридическое) к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иначе говоря, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение, то повторно (второй, третий, пятый раз и т.п.) нельзя его привлекать к административной ответственности.

От этой ситуации следует отличать:

а) возможность применения к лицу наряду с основным административным наказанием также и дополнительное (см.