Что значит гражданское общество. Гражданское общество: концепция и реальность

Содержание статьи

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город , государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.

Проблемы с определением.

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Общества были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой Второй трактат о правлении . Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что общество в этом смысле отличается от природного состояния; оно существенным образом отличается от общности супругов, семьи. Кроме того, гражданское общество несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.

Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона Опыт истории гражданского общества (1767) отмечается разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека.

В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.

В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Одно из важнейших различий между странами выявляет ответ на вопрос: что возникло раньше – государство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии . Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании , а позже и в Португалии , государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Лорд Дарендорф

Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

· государство демократическое, правовое;

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

По Гегелю , гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса . Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

  • социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
  • общество как совокупность граждан страны;
  • мировое сообщество граждан.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Характерные признаки современного гражданского общества:

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитость и разветвленность демократии;

· правовая защищенность граждан;

· определенный уровень гражданской культуры.

Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

  • создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
  • выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
  • часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

  • устанавливалось равенство всех перед законом;
  • вводилось разделение судебной и административной властей;
  • устанавливалась несменяемость судей;
  • вводились независимые адвокатуры;
  • вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • массовые общественные организации;
  • ассоциации производителей и общества потребителей;
  • конфессиональные общности;
  • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  • творческие союзы и организации;
  • спортивные объединения.

В современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов.

  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Гражданское общество и государство.

Взаимодействие с государством – один из важнейших факторов и условий функционирования гражданского общества. Условие формирования гражданского общества находится в диалектически противоречивом единстве с государством: они взаимополагают, взаимодополняют, взаимоотрицают друг друга.

1) С одной стороны, гражданское общество – автономная сфера самодеятельности свободных граждан (вне рамок государства).

2) С другой ее нормальное функционирование невозможно без конституционных гарантий прав и свобод граждан, а также действенной защиты этих свобод государством на основе права. Нужно правое регулирование в свободном взаимодействии людей во всех сферах общественной жизни.

Модели взаимодействия:

1) Гражданское общество и государство враждебны (современное авторитарное государство).

2) Одно вытесняет другое (тоталитарное государство XX в)

3) Гражданское общество и государство дружественные (правовое демократическое государство).

Непростые отношения между государством и обществом

Государство, издавая законы, создает условия для реализации многообразных индивидуальных интересов, двигаясь от общего к частному. Гражданское общество, напротив, создавая механизмы адекватного выражения, свободного взаимодействия и согласования частных интересов, идет во встречном направлении от частного к общему. Между государством и гражданским обществом устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодополняемость на основе осуществления важнейшей функции обеспечения реализации интересов членов общества в сложноорганизованной общественной системе.

Эффективное взаимодействие между гражданским обществом и государством предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение и взаимопомощь государственных и негосударственных органов и организаций. Важно, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения организации гражданского общества с целью недопущения ими попрания реального многообразия существующих в обществе интересов, чтобы указанные интересы могли заявить о себе перед лицом государства, проинформировать его о существующих объективных потребностях и проблемах. В свою очередь, необходимо, чтобы частные интересы не разорвали живую ткань общества, находили пути к согласию, сообразовывая свою деятельность с законом и учитывая насущные потребности государства.

Сегодня в демократических государствах активно вырабатываются и совершенствуются механизмы общения гражданского общества и государства (механизмы для участия граждан и их объединений в формировании государственной власти и в корректировке принятых политических и управленческих решений).

Формы взаимодействия :

1) Сотрудничество представителей организаций гражданского общества в парламентских комитетах и комиссиях, в ходе парламентских слушаний, когда указанные представители выступают в качестве экспертов, владеющих ценной информацией по существу обсуждаемых проблем и законопроектов, а также выражают общественное мнение (парламенты );

2) Специальные органы связи с организациями гражданского общества . Например, социально-экономические советы, имеющие консультативный характер; в них входят представители государственных органов и представители общественных организаций экономической и социальной сфер (есть во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других: правительства запрашивают мнения о принимаемых законах, касающихся социального и экономического характера).

3) Служба парламентского уполномоченного , контролирующего соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет независимое лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями, имеющих высокий авторитет.

В России развиваются современные формы взаимодействия между гражданским обществом и государством. В российском парламенте создана должность уполномоченного по правам человека. Привлекаются представители гражданского общества. Приступила к работе Общественная палата РФ, которая обеспечивает взаимодействие граждан РФ с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации РФ и местного самоуправления. Заключение Палаты подлежат обязательному рассмотрению.

Контакты с организациями гражданского общества являются бесценным источником информации о состоянии общества и общественных процессах, позволяют государственным органам правильно оценивать ситуацию, вырабатывать стратегический курс, своевременно вносить необходимые коррективы во благо общества и всех его членов.

В рамках гражданского общества возникают политические партии, выражающие и агрегирующие интересы общества, и трансформирующие их в политические программы, требования, и формирующие политическую сферу, и создающие демократические механизмы формирования государственной власти, и обеспечивающие легитимный характер власти. Неполитические организации гражданского общества повышают эффективность деятельности государственных органов. Гражданское общество – основа стабильности государства и политической системы.

Гражданское общество – особая человеческая общность, которая тождественна обществу в целом, обладает спецификой, находится в сложном взаимодействии у государством. Оно включает в себя свободных и равноправных граждан с их объединениями и организациями. Это сфера индивидуализма, повседневной жизни людей, среда их самореализации во взаимодействии с себе подобными, область самоорганизации и самоуправления, сфера свободной игры и баланса интересов. Гражданское общество достигает наивысшую ступень развития в условиях рыночной экономики и демократической правовой государственности; тогда оно эффективно выполняет свою главную функцию по обеспечению условий для максимального удовлетворения интересов и потребностей членов общества.


Похожая информация.


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования

3. Структура гражданского общества и основные направления его активности

4. Гражданское общество и государство

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие граждан­ское общество общественные организации и объединения воз­никают спонтанно. Без какого-либо участия государства граж­данское общество превращается в мощную самоорганизующую­ся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в дру­гих, в частности в бывшем СССР, его не было многие десяти­летия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть госу­дарство, призванное управлять обществом, заботиться о его эко­номической и политической стабильности, росте благосостоя­ния народа и о многом другом.

Вопрос о гражданском обществе не случайно рассматрива­ется после изучения темы «Политические режимы». Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемокра­тические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть граж­данскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБ­ХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составля­ющая демократического государства. Степень развития граждан­ского общества отражает уровень развития демократии.

Если граждане бывшего СССР либо вообще ничего не знали о гражданском обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий. Его упоминают в связи с вопро­сами государственного управления, в связи с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние годы многочисленных, ранее неведомых организа­ций и объединений предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войн, пенсионеров и др.

Что же такое гражданское общество и почему оно может раз­виваться наиболее полно лишь в условиях демократических по­литических режимов?

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представ­ленная

I) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и

2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

Эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в неко­торых странах сотни тысяч разного рода объединений граж­дан или предприятий (признак высокоразвитого демократи­ческого общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, дела­ющих первые шаги в демократическом развитии);

Объединения, составляющие гражданское общество, отра­жают широчайшую палитру хозяйственных, правовых, куль­турных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государ­ством, а самими гражданами, предприятиями, существу­ют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

Составляющие гражданское общество объединения возни­кают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Одна­ко подавляющая их часть становится долгожителями, по­стоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

Гражданское общество в целом является выразителем обще­ственного мнения, что служит своеобразной формой прояв­ления его влияния на политическую власть. Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений, составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их создания, формы активности и цели.

Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало процессу образования в стране коммерческих банков. До августа 1998 г их насчитывалось более 1500. Образо­вание коммерческих банков - результат частной инициативы граждан или предприятий. В рыночной среде они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не исключены банкротства. Кроме того, есть государства, которые могут изме­нять законодательство о банках, ужесточать условия их функци­онирования.

Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть как в пассиве, так и в активе бизнеса (банковского, в част­ности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необ­ходимы групповые, ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего несколько лет, но уже в 1991 г они образовали Ассоциацию российских банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую, новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организации. Ос­новные цели Ассоциации - координация действии российских банков, осуществление совместных программ, защита коммер­ческих банков. В этой связи Ассоциация разрабатывает концеп­цию развития банковского дела, рекомендации и проекты нор­мативных документов, регламентирующих работу банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать, что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В частности, специальным указом президента деятель­ность иностранных коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 г. ограничена. Тем самым был нейтрализо­ван очень сильный конкурент российских банков.

Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности уравнение в правах со всеми другими правами частной собствен­ности, привело к образованию в стране многочисленных коопе­ративных, арендных предприятии, акционерных обществ, то­вариществ с ограниченной ответственностью и других форм предприятии. Успех их работы зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприя­тий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государ­ственного страхования, соблюдения законодательства об охране окружающейсреды, правил хранения, перевозки продукции и многого другого



Мировой опыт показывает, что на налоговую политику госу­дарства можно влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если переговоры с государственными струк­турами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация граждан­ского общества. Многочисленные союзы предпринимателей су­ществуют во всех странах мира. Можно даже констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наиболь­ший удельный вес. Переходящая к рыночном экономике Россия не стала исключением. В течение всею нескольких лет здесь воз­никли сотни различного рода объединении, в том числе в сфере бизнеса. В их числе Российский союз промышленников и пред­принимателей, Конгресс российских деловых кругов. Союз пред­принимателей и арендаторов, Ассоциация совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых предприятий России.

О Союзе малых предприятий России скажем несколько под­робнее. Он возник в 1990 г. Главная цель - всемерно способ­ствовать устранению монополизма в российской экономике. Дан­ной организацией разрабатываются предложения по совершен­ствованию государственного законодательства в части образования и функционирования малых предприятии. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается развитием дело­вого сотрудничества малых предприятии. Он оказывает содей­ствие своим членам в освоении новой техники и технологии, во внедрении управленческих новшеств Союз проводит конферен­ции и деловые встречи, оказывает содействие малым предприя­тиям в строительстве производственных здании.

Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Од­нако спектр общественных интересов, в связи с которыми воз­никают организации гражданского общества, далеко выходит за ее рамки Он охватывает политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие другие интересы. Эти инте­ресы могут лежать и в иных плоскостях. Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и других порочащих честь и достоинство солдат, так называемых неустав­ных отношений, матери воинов, проходящих службу, органи­зовали Комитет солдатских матерей, который ставит конкрет­ные цели по защите прав призывников и ведет активный диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой Отечественной воины, воины-афганцы, инвалиды.

В дальнейшем, по мере рассмотрения проблем, связанных с гражданским обществом, будут приводиться и другие при­меры организации гражданского общества. Однако и из ска­занного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек, законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акции и общественной солидар­ности. (Кумар К. Гражданское общество //Гражданское обще­ство М, 1994. С. 21).

В заключение данного параграфа отметим, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки правоведе­ние, экономическая теория, история, философия, социоло­гия и др.

Правоведение изучает гражданское общество как субъект граж­данского права и как субъект правового регулирования.

Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организации гражданского общества, роль фи­нансовой сферы в их функционировании.

История описывает конкретные национальные формы граж­данского общества, особенности участия граждан в обществен­ной жизни.

Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.

Однако особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологи». Именно политология изучает харак­тер и формы взаимодействия гражданского общества с полити­ческими и общественными институтами - государством в це­лом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и ус­ловия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции Другими словами, политология воссоз­дает целостную картину гражданского общества.

общество, состоящее из независимых, самостоятельных индивидов, обладающих основными правами и свободами; система добровольных, самоуправляющихся общностей людей, создаваемых для достижения собственных целей и интересов, реализации своих способностей и талантов: семья, экономические ассоциации, профессиональные, спортивные, творческие, конфессиональные союзы и объединения и т.д.

К гражданским отношениям относят сферу некоммерческого бытия: семейно-родственные, земляческие, воспитательно-образова-тельные, религиозные, нравственные, товарно-денежные и др., связывающие людей совместной деятельностью по удовлетворению материальных и духовных потребностей.

Г.О. дополняет властные иерархические отношения, утверждаемые государством, горизонтальными отношениями, действующими на основе принципа саморегуляции.

Г.О. – общество плюрализма в экономике (многоукладность, многообразие форм собственности), политике (многопартийность, конкурентные выборы), духовной жизни (свобода слова, совести, вероисповедания).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

включает в себя всю совокупность неполитических отношений в обществе, то есть экономические, духовно-нравственные, семейно-бытовые, религиозные, демографические, национальные и т.д. Таким образом, Г.о. многомерная, самоорганизующаяся система, промежуточная между семьей и государством, это естественно складывающиесяся социальные, не политические отношения между индивидами. В системе гражданского общества каждый выступает не как поданный государства, но как частное лицо, имеющее свои особенные, отличающиеся от общегосударственных, жизненные цели. В формально-структурном аспекте Г.о. представляет собой совокупность добровольных объединений, союзов, организаций, позволяющих индивидам общаться на почве сходных духовно-практических интересов. Оно не позволяет гражданам уподобиться россыпям автономных атомов и предлагает множество форм социальной кооперации, поощряет различные проявления человеческой солидарности. Г.о. – довольно позднее историческое образование, характерное для западной цивилизации Нового времени. Его возникновение предполагало два главных условия – переход традиционного феодального общества в индустриальную фазу развития и появление массовых генераций эмансипированных граждан, сознающих неотъемлемость своих естественных прав. Проводя в жизнь идущие «снизу» социальные инициативы, Г.о. обеспечивает процессы саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые государством, горизонтальными отношениями, функционирующими на основе принципа саморегуляции. Государство и личность, кажущиеся поначалу несопоставимыми социальными величинами, при наличии развитого Г.о. обретают ценностную равновеликость. Не поощряя ни этатистский произвол, ни правовой нигилизм индивидов, Г.о. способствует укреплению социального порядка, сообщает ему такое качество, как цивилизованность. Следовательно, Г.о. это сфера самопроявления и саморазвития интересов свободных индивидов, а также добровольно сформировавшихся объединений, неправительственных организаций граждан В демократических странах гражданское общество ограждено необходимыми законами от прямого вмешательства, контроля и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти. Сегодня гражданское общество - одна из центральных категорий социальной философии, обозначающая ту часть общественного бытия, в которой сосредоточена негосударственная и наиболее активная экономическая, социальная, духовная жизнь людей и в которой реализуются их «естественные» права и свободы, равенство разных субъектов деятельности, особенно на рыночном пространстве, где все участники независимо ни от каких различий вступают друг с другом в свободные и равноправные отношения. С этой точки зрения гражданское общество противопоставляется государству, задачей которого является разрешение политическими (или в крайних ситуациях – военными) средствами конфликтов между субъектами гражданского общества и обеспечение его нормального функционирования.

Понятие гражданского общества формировалось в ходе развития мировой политической мысли. Первые отчетливые представления о гражданском обществе были высказаны Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и Дж. Локком. Идеи естественных прав как модели статусного и морального равенства людей, а также общественного договора как способа контролировать достижение согласия легли в основу современного понимания гражданского общества.

Создание гражданского общества предполагало высвобождение частной жизни, семьи и бизнеса из-под власти государства. При этом индивид получал свободу вероисповедания; повседневная жизнь выходила из-под политической опеки; индивидуальный интерес, особенно в вопросах о частной собственности и коммерческой деятельности, получал поддержку закона. Наличие зрелого гражданского общества означает соблюдение неотъемлемых естественных прав человека, признание их морального равенства. Центральным становился вопрос о соотношении «суверенного государства» к «суверенному народу», представлявшему легитимную основу государственной власти. Система сдержек и противовесов обеспечивала нахождение баланса между ветвями власти, между обществом и государством, свободой и ответственностью, силой и правом. Государство не просто изгонялось из частной жизни, экономики, духовной жизни, а, напротив, ставилось обществом под контроль, который осуществлялся, в частности, по вопросу способности власти обеспечить безопасность этих сфер и их свободу, пресечь даже посредством легитимного насилия любые притязания, оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, напр., криминальных, монополий и пр.

Идея построения гражданского общества принадлежит либеральной мысли 18 в., еще не отделяющей гражданские свободы от проблем морали и социального равенства. Позже понятие гражданского общества сохраняет позитивное отношение к свободам граждан, их правам и обязанностям по отношению к государству. Государство со своей стороны трактуется как выражающее интересы граждан. Гражданское общество включает в себя разделение публичной и частной сфер и вместе с тем их взаимодействие. На основе этого принципа женщины были вовлечены в публичную сферу, хотя прежде под автономным и ответственным индивидом понимался только мужчина.

Сегодня западные социальные теории располагают набором эмпирических черт, без которого общество не может быть названо хорошим. Понятие «хорошее общество» (Good Society) базируется на идее гражданского общества и расширяет его границы. «Хорошее общество»-это не реальность, а теоретический инструмент для анализа достижений человечества в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам относятся: свобода и права человека, способность человека быть ответственным в свободе, стремиться не только к негативной свободе-свободе «от» (принуждения, зависимости), но и к позитивной свободе - свободе «для» (самореализации, осуществления своих планов, постановки социальных целей и пр.); достижимость минимума социальных и природных благ; наличие социального порядка. Таким порядком обладает гражданское общество. Классический термин философии, политологии и юридической науки до 60-х гг. 20 в. означал общество, которое способно поставить под контроль государство. В 60-х гг. юрист Р. Найдер организовал общество охраны потребителей и произвел теоретическое расширение этого понятия. Это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство. Подобные попытки предпринимались и раньше в антитрестовском законодательстве В. Вильсона, в антимонопольной политике, но не были концептуализированы в терминах гражданского общества. До провозглашения этой идеи в Америке была популярна фраза: «Что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для Америки». Р. Найдер поставил под вопрос этот тезис. Несмотря на то, что без государства как органа легитимного насилия не может существовать общество, оно берется в гражданском обществе под контроль. То же должно произойти и с корпорациями. В этой новой доктрине, которая до определенных пределов (через адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего сервиса, суды по потребительским делам и пр.) действует в США, учтены не только гражданские свободы и права индивида, но и экономические права, которые относятся в классическом либерализме скорее к благам.

Лит.: Современный либерализм. М., 1998; Held D. Models of Democracy. Stanford, 1987; Held D. Prospects for Democracy. North, South, East, West. Stanford, 1993; Isaac K. Civies for Democracy. Wash., 1992; Liberalism and the Good, ed. by R. B. Douglass, G. M. Mare, Н. S. Richardson. N. Y.-L., 1990; PelcynskiZ. A. The State and Civil Society. N. У., 1984.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражданское общество - система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп. Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Понятие «гражданское общество» используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности. В более узком, наиболее распространённом смысле, это существование демократических институтов и правого государства, которое обеспечивает верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности.

Условия возникновения гражданского общества:

  • 1. Наличие правового государства, которое обеспечивает и реализует права и свободы граждан;
  • 2. Появление возможности у граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности;
  • 3. Ликвидация сословных привилегий.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в качестве свободных независимых субъектов.

Главным субъектом гражданского общества является суверенная личность. Т.е. гражданское общество строится на основе невластных связей и отношений.

Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом.

Т.е. гражданское общество только тогда проявляет свою жизнедеятельность, когда его члены обладают конкретной собственностью, или правом на использование и распоряжение ею. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности (колхоза, предприятия) - действительно являются таковыми.

Наличие собственности служит основным условием свободы личности в любом обществе.

Гражданское общество основывается и на социокультурных отношениях, включающих семейно-родственные связи, этнические, религиозные.

В гражданское общество входят и отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это группы по интересам, политические партии (не правящие), группы давления, движения, клубы.

Т.е. обеспечивается культурно-политический плюрализм, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан.

Гражданское общество - это социальное пространство, где люди на добровольной основе объединяются в организации, центры, которые создаются не государством, а самими гражданами.

Т.е. эти объединения существуют отдельно от государства, но в рамках действующих в государстве законов.

Основные типы гражданского общества:

  • - социальные структуры;
  • - совокупность граждан страны в целом;
  • - совокупность граждан мира.

Структура гражданского общества:

  • - негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  • - совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
  • - общественные объединения и организации; политические партии и движения;
  • - сфера воспитания и негосударственного образования;
  • - система негосударственных средств массовой информации;
  • - семья;
  • - церковь.

Признаки гражданского общества:

  • - полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • - самоуправляемость;
  • - конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • - всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
  • - жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство;
  • - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.

Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права». По Гегелю, гражданское общество - это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество - не только сумма индивидов, но и система связей между ними.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико этатическое понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни имеется в виду прежде всего функцию отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности “общественно- должных”, нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.

Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельностное отношение представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности. Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.

Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.