Должностные обязанности дпс. Развиваем бдительность: все о правах инспектора ДПС и его обязанностях. Как сотрудника ГАИ, что Вас волнует больше всего

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2019 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)..

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.

Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основными задачами ДПС являются:

Сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

Основными функциями дорожно-патрульной службы являются:

1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

8. Проведение в соответствии с законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.

9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.

Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.

Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы.

Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии - дежурные части территориальных органов внутренних дел. Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения. Работу дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой должности по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру строевого подразделения (или лицу, его замещающему).

В целях успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.

Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и водительское удостоверения, выписки из КоАП РФ, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.


Все говорят, что в ГАИ работать хорошо: ходи себе с палочкой по дороге и деньги в карман складывай. Но как говорится в народе: в семье не без урода.Одни приходят в ГАИ работать, другие - "зарабатывать".
Сколько разных анекдотов рассказывают о людях, которые несут дежурства на дорогах, а о том, как служится им, на самом деле, не знают.
Едет с виду безобидный автомобиль по дороге мимо инспектора, только поравнялся, вдруг из глушителя такой чёрный дым повалит и прямо в лицо дорожного патрульного.
Стоит себе инспектор на стационарном посту, в основном на одном и том же месте, изо дня в день, присматривается к проходящим автомобилям, прогоняет в голове, как в компьютере, попавшие на глаза номера через сводки ориентировок, крутит головой, то вправо, то влево, откуда машины движутся. Если кто внимательно присматривался к лицу инспектора, особенно весной, когда начинается солнцепёк, то, наверное, замечал, что одна половина лица загоревшая, а другая - посветлей.
Весной хорошо! Начинает таять снег, на улицах появляются лужи. Некоторые водители с особым удовольствием, другие, не замечая, что они делают, стараются проехать рядом с инспектором, если даже и не облить грязью, то хотя бы посадить одну крапинку смога на его чистый мундир.
Да что рассказывать! Нужно каждому желающему предоставить возможность побывать, как говорится, в шкуре инспектора дорожно-патрульной службы, чтобы он почувствовал на себе почём фунт лиха.
Старший инспектор дорожно-патрульной службы городского батальона ГИБДД Алексеев прибыл после развода на свой пост, где, согласно плану – дислокации, должен был нести службу, то есть следить за водителями и пешеходами, участниками дорожного движения, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, а если нарушили, то принимать соответствующие меры.
Обслуживаемый участок дороги Алексеевым довольно оживлённый. Движение автотранспорта по улице осуществлялось в двух направлениях. С одной стороны улицы располагался 342 квартал с небольшой торговой площадью, куда обычно заезжали частники на легковых автомашинах, с другой стороны расположен жилой массив, так называемый 341 квартал с кинотеатром, детским садиком и торговыми магазинами.
Для обеспечения безопасного перехода улицы был установлен пешеходный светофор, который периодически загорался для водителей красным глазком, а для пешеходов зеленой фигуркой человечка.
Проезжая часть улицы вдоль бордюр была огорожена металлическими трубами, и только выезды для автомобилей оставались свободными.
Когда недисциплинированные пешеходы пытались пройти напрямую, не по пешеходному переходу, где установлен светофор, а в местах въезда-выезда, Алексеев начинал свистеть в свой свисток, который он почти не вынимал изо рта. После нескольких прерывистых свистков Алексеев громким голосом говорил: «Граждане! Пройдите, пожалуйста, к пешеходному переходу! Переходите проезжую часть в установленном месте!» - и показывал рукой в сторону пешеходного перехода, как будто они сами не видят, где им безопаснее пройти на противоположную сторону.
Работа у инспектора ДПС Алексеева, как говорится, кипела. Настроение было бодрое, боевое. На плече у него висела носимая рация, передали ориентировку, Алексеев
достал служебный блокнот, стал записывать данные, переданные дежурным, когда оторвал глаза от строчек, то увидел, что мужчина, возраста лет шестидесяти, перекинув сумку через плечо, стоит возле ограждения, ждёт момента, чтобы перебежать проезжую часть дороги.
Алексеев засвистел в свисток, и быстрым шагом стал приближаться к мужчине с сумкой, но пешеход никак не реагировал.
- Гражданин! – окликнул, как полагается, зычным голосом инспектор ДПС.
Мужчина повернул к Алексееву своё полное розовое лицо.
- Гражданин! Здесь не положено переходить улицу. Рядом пешеходный переход, пройдите к пешеходному переходу! – законно потребовал инспектор.
Мужчина блеснул белыми крепкими зубами:
-Ты знаешь – таких как я, в других городах под руку,- мужчина выделил голосом последние два слова,- через дорогу переводят, а ты мне указываешь, где мне переходить!
- повернулся и пошёл напрямую через проезжую часть.
Алексеев открыл рот, хотел еще что-то сказать вдогонку, но слов не нашлось, и только подумал: Вот народ! Что с такими вот делать? Не драться же с этим инвалидом!

Алексеев дежурил, нёс дорожно-патрульную службу на улице Степана Халтурина, неподалёку от железнодорожного переезда. Место спокойное, да и день был субботний, автотранспорта проходило не много. Грубых нарушителей Правил дорожного движения не попадалось, а план-задание на день 12 нарушений нужно было выполнить.
По улице двигалась автомашина «Жигули», Алексеев заметил, что водитель не пристёгнут ремнём безопасности, и показал ему жезлом знак для остановки.
Водитель автомобиля, как положено, включил правый поворот, принял вправо, и автомобиль остановился.
Алексеев, подойдя к водителю, приставил правую руку к козырьку и представился: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы батальона ГАИ, лейтенант Алексеев! Вы нарушили правила дорожного движения, предъявите, пожалуйста, документы.
- Что я нарушил?
- Вы следовали на автомобиле, не пристегнувшись ремнём безопасности, - объяснил инспектор, - За данное нарушение полагается штраф три рубля.
Алексеев достал карточку нарушителя из планшетки и стал её заполнять.
- Вы знаете, товарищ лейтенант, а у меня брат работает в областном УВД, его фамилия Степанов!
- Хорошо, что у вас брат работает в УВД, только вы штраф три рубля заплатите и можете продолжать движение, я задерживать вас не собираюсь.
Мужчина достал из портмоне три рубля, подал их инспектору. Алексеев оторвал из пачки бумажку, голубенького цвета, с защитной сеткой, на которой было отпечатано розовым цветом «Три рубля» и надпись «Штрафной талон». Такая безобидная бумажка, за которую нужно было заплатить три рубля, а за три рубля тогда можно было купить бутылку водки, или две бутылки вина и закуску, булочку серого хлеба, которая стоила шестнадцать копеек, а булочка белого хлеба – двадцать копеек.
-Возьмите, пожалуйста!
- Зачем мне нужен этот талончик?
- Возьмите, возьмите! Так положено. Счастливого пути!
Мужчина нехотя взял талончик.
Инспектор остановил следующий автомобиль, а водитель Жигулей продолжал сидеть в салоне. Прошло минут 5-10. Водитель Жигулей вышел из машины и подошёл к Алексееву,
- Товарищ инспектор, скажите вашу фамилию, а то я забыл!
- Моя фамилия Алексеев! А вам для чего нужна моя фамилия?
- Да поеду к начальнику УВД и расскажу, что вы хорошо работаете! – водитель Жигулей повернулся, спокойно сел в машину. Замигал левый поворот, автомобиль заурчал глушителем и медленно поехал по дороге.

3
Обычный рабочий день. Старший инспектор ДПС Алексеев нёс службу на перекрестке улиц Степана Халтурина – Куйбышева. Работал светофор. Пешеходы, как обычно, на зеленый сигнал светофора стали переходить улицу. Белая Волга на зелёный сигнал светофора делала левый поворот, пропуская пешеходов. Алексеева привлек внимание этот автомобиль тем, что он подавал звуковой сигнал, как бы подгоняя пешеходов, видимо, водитель очень спешил. Когда Волга закончила поворот и стала двигаться в сторону Алексеева, он увидел, что автомобиль принадлежит обкомовскому гаражу, о чем свидетельствовал на бампере автомобиля государственный номер с тремя нолями, но всё же подал водителю автомобиля жезлом сигнал остановки, хотя на разводе руководство ГАИ предупреждало, что автомобили с тремя нолями не останавливать, но запретный плод всегда сладок.
Волга остановилась, Алексеев подошёл к водителю и представился, как положено: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев!
- Что случилось? - спросил водитель, - На каком основании вы меня остановили? Вы что не видите, что автомобиль с обкомовскими номерами? Вам разве начальник ГАИ не говорил, что нельзя останавливать автомобили с тремя нолями?
- Говорил, – спокойно ответил Алексеев.
- Что у вас там, в ГАИ за бардак? Наведите порядок! – водитель Волги хотел уже трогаться.
- Вы нарушили Правила дорожного движения, подавали звуковой сигнал в населённом пункте – это одно нарушение! Второе нарушение, - Алексеев успел заметить, что на машине нет правого зеркала, на заднем стекле висела белоснежная занавеска, - то, что ваш автомобиль не оборудован зеркалом заднего вида с правой стороны. В Правилах дорожного движения сказано, что при наличии шторок на заднем стекле автомобиля, необходимо дополнительное зеркало заднего вида с правой стороны. А Правила дорожного движения для всех одинаковы, и вы обязаны их соблюдать. Поэтому я вас на первый раз предупреждаю устно. Счастливого пути!
Волга уехала.
Примерно через неделю инспектор Алексеев видит – едет та же Волга, с теми же номерами и водитель тот же и занавесочки крахмально-белые. Надо же проверить – выполнено ли его указание, всё ж таки он должностное лицо, государственный человек.
Алексеев подал знак, автомобиль остановился.
-Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев! – и приложил руку с жезлом к виску, - Я вас остановил, чтобы проверить, поставили ли зеркало заднего вида с правой стороны.
- Товарищ инспектор, не беспокойтесь, зеркало получил у механика, осталось только поставить, дело времени, всё некогда. Обязательно устраним недостаток, поставим! В следующий раз – будет обязательно стоять.
- Ладно! На второй раз тоже прощаю, но надеюсь, что зеркало обязательно поставите. Вам же самим лучше будет, так же нельзя ездить, - смягчился инспектор,
- Счастливого пути!
Утром Алексеев готовился к разводу, проверял рацию: «Раз! Раз! Раз!».
Мимо прошёл заместитель начальника ГАИ, подполковник милиции Шахворостов,
- Алексеев зайди ко мне!
Через несколько минут Алексеев постучал в дверь заместителя начальника ГАИ.
-Разрешите? Лейтенант Алексеев по вашему приказанию прибыл, - доложился инспектор.
- Алексеев, а ты что это докопался до обкомовской Волги госномер: три ноля шесть? – начал подполковник, - до вас, что?.. не доводили, что автомобили с тремя нолями нельзя останавливать?
- Доводили, товарищ подполковник!
- А в чём тогда дело? – твердым командным голосом спрашивал Шахворостов.
- Нарушает Правила дорожного движения, товарищ подполковник!
- Так это же обкомовская Волга с тремя нолями!
- Товарищ подполковник! Правила дорожного движения обязаны выполнять все участники дорожного движения. Перед законом все равны!
- А что он нарушил?
- Автомобиль не оборудован правым зеркалом заднего вида. А в Правилах сказано, что при наличии шторок, закрывающих обзорность заднего вида, необходимо устанавливать зеркала заднего вида с левой и справой стороны, а у него есть только с левой стороны.
- А ты садился в автомобиль, смотрел обзорность?
- А, зачем мне садиться в автомобиль, у него обзорность заднего вида закрывают занавески!
- Нет! Ну, ты бы сел – посмотрел… какая обзорность у водителя! – напирал Шахворостов.
- Зачем мне садиться!? – до Алексеева начало доходить, что на него катится колесо и вот–вот катастрофы не миновать,нужно как-то защищаться - А вы знаете, что водитель Волги мне говорил?
- Что?
- Он говорил, что у нас в ГАИ бардак и, чтобы навели порядок в ГАИ!
- Он, водитель обкомовской Волги такое тебе говорил!?
- Да!
- Ну ладно, Алексеев, иди! Я доложу, что водитель Волги недостойно себя вёл!
- Есть идти! – Алексеев развернулся на месте и вышел из кабинета,- Ну, слава богу! Кажется, пронесло.
Не сладким оказался запретный плод.

Обязанности инспектора ДПС , так же как и его права, установлены законодательством. Инспектор ДПС является таким же участником д орожного движения, как и водитель. Более того, если он не выполняет всех требований закона и ведет себя ненадлежащим образом, вы вправе подать жалобу на его действия (бездействие).

Права и обязанности инспектора ДПС

Безусловно, основным документом, который регламентирует действия участников дорожного движения, являются правила дорожного движения. Но если мы говорим об обязанностях инспектора ДПС, нам стоит обратить свое внимание на приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» от 05.05.2012 № 403, которым утверждены Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее — приказ № 403).

Очень часто водители жалуются на то, что инспекторы ДПС ведут себя довольно грубо и не объясняют причины остановки транспортного средства. Но приказом № 403 предусмотрено, что сотрудники ДПС должны проявлять вежливость и тактичность в обращении с гражданами.

Главная обязанность инспектора ДПС — организация безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения.

Итак, начинаем. Вас останавливает сотрудник ДПС и просит предъявить документы.

Остановка автомобиля возможна только на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах, которыми являются места несения службы нарядом ДПС, оборудованные служебным помещением и оснащенные специальными средствами.

Вне стационарных пунктов остановка возможна только в следующих случаях:

  • Наличие ориентировки о том, что водитель или автомобиль, на котором он передвигается, был замечен в совершении ДТП, преступления или правонарушения.
  • Водитель нарушил правила дорожного движения.
  • Необходимо опросить водителя о ДТП или иных правонарушениях, свидетелем которых он стал.
  • Инспектору ДПС необходимо воспользоваться вашим автомобилем.
  • Необходимо использовать водителя в качестве понятого.
  • Для выполнения регулировочных действий.
  • Если водителя необходимо привлечь для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Если проводятся спецоперации.

Так что если вас остановили вне стационарного пункта, поинтересуйтесь причиной остановки. При этом, как мы видим, в вышеуказанном списке нет такой причины, как проверка документов!

Если инспектор ДПС не дает вам четкого ответа на поставленный вопрос, то он своими действиями нарушает ст. 12.35 КоАП и должен заплатить штраф в размере 20 000 руб.

А что, если вас останавливает не инспектор ДПС, а другой сотрудник полиции? Разве такое возможно?

Да. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ не делает различий между инспекторами ДПС и другими сотрудниками системы МВД. Но любой сотрудник полиции должен действовать в рамках предоставленных ему полномочий. Например, сотрудник ППС может остановить ваш автомобиль для проверки документов перед проездом в зону оцепления и т. д.

Не знаете свои права?

Сигнал об остановке вашего транспортного средства должен быть четким и понятным. Если вы его не заметили и проехали инспектора ДПС, то можете оправдать свой проезд тем, что не различили взмах жезла инспектора и не поняли, что он предназначался именно вам.

Но! Инспектор ДПС не имеет право останавливать транспортное средство в следующих местах:

  • на участках дороги с ограниченной видимостью;
  • до или после подъема;
  • перед перекрестками и ж/д переездами;
  • в других опасных местах.

Исключение в данном случае составляют ситуации, при которых необходимо остановить транспортное средство во избежание наступления нежелательных последствий.

Выходить из автомобиля или нет

Если вас останавливает инспектор ДПС, вы вправе общаться с ним, не выходя из своего транспортного средства. Предложить выйти инспектор может в следующих случаях:

  • Для проведения досмотра или осмотра автомобиля и/или перевозимого груза.
  • В случае необходимости участия водителя в процессуальных действиях (например, в качестве понятого).
  • При необходимости устранения технических неисправностей в транспортном средстве.
  • Для проведения в присутствии водителя сверки номерных агрегатов со сведениями, указанными в документах.
  • Если у водителя имеются признаки состояния опьянения или болезненного состояния.
  • Если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ДПС.

Очень часто инспекторы ДПС просят открыть багажник автомобиля, что относится к категории досмотра транспортного средства. Если инспектору интересно, он может заглянуть через окна в салон автомобиля или сверить номера двигателя с документами. Но если он решил все проверить досконально, то здесь следует уделить внимание основным моментам:

  • Во-первых , досмотр проводится при обязательном участии 2 понятых и с составлением протокола. Нелишним будет вести во время досмотра видеозапись всех действий инспектора ДПС.
  • Во-вторых , досмотр транспортного средства представляет собой его обследование без нарушения конструктивной целостности. Это говорит о том, что инспектор ГИБДД не может самовольно перекладывать вещи, вытаскивать их из автомобиля без вашего участия. Все эти действия можете осуществить только вы. Если вдруг инспектор просит показать содержимое барсетки или иных личных вещей, то эти действии квалифицируются как личный обыск и возможны только при наличии соответствующей санкции.
  • В-третьих , досмотру может подвергнуться не любой автомобиль, а только тот, в отношении которого у него есть подозрения о нахождении там орудий совершения преступления или предметов административного правонарушения.

Установление состояния алкогольного опьянения: как должно быть в идеале

Итак, вас остановил сотрудник ДПС, и выясняется, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Как вы должны себя вести в данном случае? Какие права есть у вас и у инспектора ДПС?

Первое, что должен сделать инспектор ДПС в случае обнаружения факта нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, — это отстранить его от управления транспортным средством. Но отстранение в обязательном порядке происходит при участии не менее 2 понятых. По результатам отстранения составляется протокол, в котором расписываются все участники процедуры.

Не торопитесь сразу дуть в алкотестер, который вам «любезно» предоставил инспектор ДПС. В некоторых случаях вы можете нарваться на недобросовестных сотрудников полиции, чей алкотестер уже будет с определенным количеством промилле. Так что настаивайте на проведении освидетельствования.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится в следующем порядке:

  • Инспектор должен выявить признаки опьянения: неустойчивость позы, нечеткость речи, характерный запах изо рта и т. д.
  • Инспектор объясняет водителю, как проводится освидетельствование, и рассказывает об алкотестере.
  • Если выявляется наличие опьянения, то дополнительно необходимо учитывать возможную погрешность прибора.
  • После проведения процедуры инспектором составляется акт проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который подписывается инспектором, понятыми и водителем. Если водитель считает, что алкотестер показывает неправильные значения, в акте он пишет о том, что не согласен с результатами освидетельствования и требует проведения медицинского освидетельствования.
  • В этом случае инспектор ДПС составляет протокол о направлении водителя на медицинское освидетельствование, который также подписывается 2 понятыми.
  • После чего он обязан сопроводить водителя до медицинского учреждения, где будет проводиться освидетельствование, и в случае отрицательного результата (водитель НЕ находится в состоянии алкогольного опьянения) доставить его обратно до автомобиля.

Отдавать права или нет, или Как вести себя в ситуации, когда вы нарушили ПДД

В случае если вас останавливает сотрудник ДПС и убеждает, что вами были нарушены правила дорожного движения, он должен обосновать свою позицию или указать на показания радара.

По факту совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол, в котором указывается статья КоАП и сущность правонарушения. Вас должны ознакомить с протоколом, разъяснить ваши права и обязанности. После чего выносится соответствующее постановление.

В самом протоколе вы можете изложить свою позицию относительно совершенного правонарушения.

В течение 10 дней вы можете обжаловать вышеуказанное постановление руководству отделения ГИБДД. Если на вашу жалобу нет ответа, вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.

Одной из обязанностей инспекторов ДПС является соблюдение законности и культурного (вежливого) обращения с гражданами.

Причем это должно исполняться абсолютно во всех ситуациях, связанных с дорожным движением. Зачастую сотрудники полиции пренебрегают этой обязанностью и ведут себя довольно некорректно по отношению к водителям. Но у вас есть возможность подать жалобу на действия сотрудников ДПС и защитить свои права надлежащим образом.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1) группа;

2) отдельный взвод;

3) моторизованный взвод (группа);

4) отдельная рота;

5) отдельный батальон;

Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не входит в состав более крупного формирования


Рис. 3. Схема подчиненности ДПС

В соответствие с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД делится на группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД. Более крупные подразделения - отдельные роты, батальоны и полки ДПС - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиняются по вертикали - вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали - территориальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД рис. 3)

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС, для которых характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа административной практики;

е) группа дознания и розыска;

ж) группа пропаганды;

з) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба обеспечения и обслуживания;

л) группа службы;

м) роты (взводы).

1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

3.Цели и задачи дежурной части:

Непрерывное управление силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнение других задач ДПС;

Сбор, обработка и регистрация информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;

Организации выезда на места ДТП;

Обеспечение личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;

Установление личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора - дежурного (далее - дежурный), инспекторов-дежурных, помощника дежурного и инспекторов ДПС. В состав дежурной части входят инженер - электроник и фотолаборант.

4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике ДТА на основе материалов дознания.

5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствую­щую розыскную документацию.

6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

7. В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам, боевой и физической подготовке и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической части (он же помощник командира по МТО), инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонту и обслуживанию ТС.

8. Роты (взводы) ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений соотношение численности старших инспекторов и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1/8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.

Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводит инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составленной ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспекторы ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению к подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет заместитель командира взвода.

Инспекторы ДПС:

1) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;

2) предотвращают и пресекают административные правонарушения в зоне патрулирования;

3) оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев;

4) ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

5) регулируют дорожное движение;

6) производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах;

8) выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;

9) контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД, и проверяют техническое состояние ТС, имеющих признаки неисправности;

10) контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов ДИ и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают БДД и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться (например, данные подразделения могут комплектоваться преимущественно начальствующим составом, а их материально-техническое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета).

К надзору за дорожным движением могут привлекаться работники других служб ГИБДД, участковые инспектора милиции в сельской местности, которым предоставлены соответствующие административно - юрисдикционные полномочия, а в особых случаях штатные и внештатные работники милиции, представители ВАИ и общественных объединений. Со своей стороны, ДПС, как наиболее мобильная и многочисленная служба ОВД, повсеместно участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Указанные обстоятельства дают основания говорить о ДПС не только как об организационно оформленном структурном подразделении ГИБДД, но и как об общественном выражении одной из важнейших функций правоохранительных органов в сфере дорожного движения.