Годность к военной службе а3. Категории самоходной техники. Комиссия после повестки

Многие руководители предприятий и сами сотрудники далеко не всегда понимают, что включают в себя основные категории самоходных машин, какие удостоверения требуются для управления средствами передвижения.

В статье представлена вся необходимая информация по этому вопросу.

Важные моменты по самоходным машинам

Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.

Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.

Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.

При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.

Наказания на них возлагаются по той причине, что они допустили управление техникой людьми, не имеющими на это права и должных навыков.

Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.

В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.

Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2019 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.

В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.

Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.

Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:

  1. I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
  2. II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
  3. III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
  4. IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.

Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.

Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.

Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая отметка «водитель погрузчика».

К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.

К ней можно отнести:

  1. Вилочные дизельные погрузчики.
  2. Погрузчики категории ковшовых.
  3. Мини-варианты Бобкэта.
  4. Некоторые модели «Амкорд».

В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.

Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.

Категория D

В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.

Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.

Категория Е

Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются отметки «тракторист» или «машинист экскаватора».

Категория F

Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.

Для допуска к экзаменам потребуется:

  1. Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
  2. Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.
  • Категория A I - от 16 лет;
  • Категория A II - от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
  • Категория A III - от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
  • Категория A IV - от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
  • Категория B, С, Е, F- от 17 лет;
  • Категория D - от 18 лет.

Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.

Основной порядок сдачи экзамена

Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:

  1. Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
  2. Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
  3. Сдача теории по ПДД.
  4. Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.

Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.

При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:

  • начало движения на подъеме с места;
  • разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
  • заведение машины в бокс задним ходом;
  • постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
  • остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.

При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.

При сдаче экзаменов на категории самоходной техники, специалист получает профессиональное удостоверение тракториста-машиниста.

Ранее выданные права такого плана у него изымаются, а все разрешающие записи и отметки переносятся в новый документ.

В графе «Особые отметки» проставляются необходимые ограничительные, разрешительные и информационные записи . Это может быть стаж, ограничение квалификации, группа крови, отметка об управлении в линзах или очках и так далее.

Удостоверение машиниста-тракториста или просто тракториста выдается на срок до 10 лет . По истечении данного времени, документ подлежит замене, так как считается недействительным.

Заключение

За обучение на вождение транспортными средствами, относящимися к категории самоходных машин потребуется заплатить в среднем от 8500 до 12000 рублей. Все зависит от учебного центра, где проходит обучение.

Водители самоходных машин, успешно сдавшие экзамен, получают на руки специальное свидетельство относительно пройденного обучения в учебном центре. После этого выдается удостоверение профессионального тракториста-машиниста.

Несколько лет назад в России введены водительские права нового образца. Это документы, имеющие современный формат. Здесь увеличено число категорий и подкатегорий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но ни одна из них не позволяет управлять трактором и любыми другими транспортными средствами, называемыми самоходными.

Важные аспекты

Документы, допускающие к управлению самоходной техникой, называют «удостоверениями тракториста-машиниста».

Они подразумевают:

Категорий Шесть
Подкатегорий Четыре

В отличие от водительских прав, выдаваемых в Госавтоинспекции, тракторные права выдает Гостехнадзор . Там же производится техосмотр самоходной техники.

Полученные тракторные права, в отличие от обычных водительских прав, не позволяют управлять самоходной техникой за пределами нашей страны.

Что это такое

Несмотря на внешнюю схожесть с обычными водительскими правами удостоверения тракториста, все-таки, открывают совершенно другие возможности в праве управления техникой.

Ведь водитель грузовика, имеющий в удостоверении международного образца кат. «С» не может работать на экскаваторе-погрузчике, и точно также водитель, управляющий коммунально-уборочной машиной, не может водить легковушку.

Это две отдельных области управления транспортом, поднадзорные разным ведомствам, имеющие свою терминологию, программы обучения, спецтехнику и разные документы (права):

Самоходные машины (СМ) Тракторы, другая техника, используемая в дорожном строительстве и наземные безрельсовые механические средства передвижения, имеющие соответствующие параметры двигателей. Исключение составляет военная СТ, выполняющая боевые задачи по повышению государственной обороноспособности
Удостоверение тракториста Документ, подтверждающий право гражданина управлять одним из типов самоходных машин. Его выдают сроком на 10 лет
Категории (подкатегории) Разграничение права тракториста управлять определенной группой СТ

С какой целью предоставляется

В годы Великой Отечественной войны мальчишки, которым было по 12-14 лет, работали на тракторах в поле, не имея никаких прав.

Да, это было нужно для победы нашей страны. Управлять техникой тогда было не так сложно, как в настоящее время.

Сейчас самоходная техника (СТ) доведена практически до совершенства, став средством передвижения, оснащенным сложнейшим рабочим функционалом, электроникой и компьютерами.

А ее многообразие уже позволяет подразделение на категории и даже подкатегории. Чтобы управлять такой техникой, необходимо получить документы, удостоверяющие:

При допуске к обучению и сдаче квалификационных экзаменов по некоторым из категорий (подкатегорий) предусмотрены ограничения по возрасту.

Правовая база

Право управления СМ, тракторами, получение соответствующих прав тракториста-машиниста регулируются несколькими нормативными актами:

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

В недалеком прошлом в правах трактористов были категории А, Б, В, Г, Д, а стали такие — A, B, C, D, E, F, а также А1, А2, А3, А4.

Каждая из указываемых в удостоверении категорий (подкатегорий) допускает к управлению тракторами или спецтехникой.

Это сельхозтехника (СХТ) и самоходные машины (СМ), имеющие определенные показатели мощности (от 27,5 до 110 кВт и более).

Подробная расшифровка

Рассмотрим все существующие категории (подкатегории) с расшифровкой:

Катег. «A» Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час
Подкатег. А1 Внедорожный мототранспорт. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы (снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы)
Подкатег. А2 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы
Подкатег. А3 Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы
Подкатег. А4 Внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы
Катег. «B» Гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины
Катег. «C» Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики
Катег. «D» Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт – пневмоколесные краны, тракторы
Катег. «E» Гусеничная техника с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы
Катег. «F» Самоходная сельхозтехника: зерноуборочная техника и пр.

Уточнение — наличие прав тракториста категории А2 не дает их обладателю права управлять СМ категории A4 и наоборот.

Как узнать, какая нужна

Для получения удостоверения тракториста следует пройти соответствующий курс обучения по конкретной категории (подкатегории).

Определяется это по типу техники, имеющейся в собственности предприятия. Следует знать, что кроме категории (подкатегории) в правах тракториста указывается еще и разряд.

Разрядность определяет инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамены. Рассмотрим, как присваиваются разряды:

2 Для имеющих право управлять СТ под контролем опытного наставника, ремонтировать погрузочные и самозахватывающие механизмы и приспособления
3 Для обладающих правом управления аккумуляторным погрузчиком, другими самозахватными механизмами, осуществлять погрузку, складировать груз штабелем, осуществлять ремонт и обслуживание тракторных механизмов
4 Для машинистов, получивших допуск для работы на погрузчиках, имеющих мощность менее 100 л. с., и на других механизмах, которые используются для переноса и складирования грузов
5 Для трактористов, получивших право управления СТ мощностью свыше 100 л. с. или менее, если она используется как скрепер, экскаватор, бульдозер
6 Для машинистов, имеющих право управлять тракторами, имеющими мощность 200 л. с. в случаях их бульдозерного или экскаваторного использования

Для получения услуги по обучению и сдаче квалификационных экзаменов кандидат подает в территориальный орган Гостехнадзора заявление с приложением:

  • паспорта;
  • медсправки;
  • документа о пройденном обучении;
  • тракторные права (если выдавались ранее);
  • водительские права (если есть);
  • фотографии на матовой бумаге (3х4).

Прием, обучение и проведение аттестационных экзаменов, предоставляющих право управления СТ, проводят специализированные и аккредитованные учебные центры, школы, расположенные в регионах проживания обучающихся.

Тракторные права нельзя получать в другом, даже соседнем регионе. В зависимости от категории, большинство учебных курсов длится около полутора месяцев.

Обучающие программы школ, центров утверждаются Минобром и Гостехнадзором. Обучающие курсы подразумевают теоретический и практический этапы.

Теоретический этап предполагает изучение конструкции СТ, правила работы с различными грузами.

При отсутствии у обучающихся обычных водительских прав в программу вводится и изучение . Проверка теоретических знаний проходит в виде экзамена.

Практический этап обучения проводится на полигонах и подразумевает обучение вождению, маневрированию СТ и обращению с грузами в реальных условиях (на грунтовом и асфальтовом покрытии).

Нехватка практических навыков, минимальное число наработанных часов на полигоне может привести к неудовлетворительному результату на экзамене.

Аттестационные экзамены тоже проходят поэтапно. Сначала теоретический – на компьютере или в устной форме.

Успешная сдача теоретического этапа является допуском до практического экзамена.

Практический экзамен позволяет экзаменатору определить способность обучающегося управлять СТ в разных условиях – созданных стационарно (на полигоне или трактородроме) и на реальном объекте.

Экзаменатором является инспектор Гостехнадзора, имеющий право вынесения решения:

  • «Допущен к управлению СМ»;
  • «Не допущен к управлению СМ».

В случаях, когда курсант не сдает один из этапов экзамена, не менее через неделю ему предоставляется право сдачи повторно.

Видео: сдаем практику на удостоверения тракториста-машиниста категории B,C,D,E,F

Всего дается три попытки. Если неудачной окажется и третья, то ученика вновь отправляют на обучение.

Отдельно стоит отметить, что для сдачи экзаменов, допускающих к управлению СМ, имеют право лица определенного возраста:

Отметим также, что после изъятия прав тракториста их выдача возможна только после прохождения теоретического экзамена.

Если изъятие произведено на основании состояния тракториста (установлено, что он в алкогольном опьянении), то для допуска к экзаменам в Гостехнадзор необходимо представить .

Но только по истечении половины срока лишения тракторных прав, не раньше.

Пример нового образца

Гостехнадзором регламентирована единая для всех регионов РФ форма бланков удостоверений трактористов.

Основание для выдачи удостоверения тракториста-машиниста – документ, свидетельствующий об окончании спецкурса теоретического и практического обучения.

Бланк нового образца – это заполненная с двух сторон карточка. На одной стороне данные владельца, его фотография, подпись. На другой стороне сведения о технике, к управлению которой он допускается.

От обычных водительских прав международного образца права тракториста могут отличаться лишь наименованием категорий и цветом самой карточки.

Раздел «Особые отметки» заполняется дополнительными сведениями об ограничениях и разрешениях, информационными отметками:

  • о вождении в очках;
  • группе крови;
  • о стаже вождения;
  • по категориям.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Юношей и их родителей очень интересуют результаты прохождения медицинской комиссии при постановке на учет, когда молодой человек достигает 17 лет. На ней устанавливают Комиссия делает выводы на основании состояния здоровья призывника. Интересен тот факт, что если юноша годен, ему предписывают прохождение военной службы в определенных частях Российской армии. Так с какой категорией в какие войска берут?

Годен

Комиссия может освободить молодого человека от прохождения Все будет зависеть от того, к какой категории его отнесут. Всего их пять. Призывают тех, кто попадает в и Б. Это означает, что они годны к воинской службе. Категория годности А 1 и А 2 означает, что никаких ограничений для будущего солдата не существует. Категория годности Б - годен с незначительными ограничениями. Она делится на Б1, Б2, а также Б3 и Б4.

Куда отправят

А1 — юноша здоров сейчас и ранее не переносил тяжелых заболеваний. Такого могут взять в морскую пехоту, воздушно-десантные и десантно-штурмовые части, если он подойдет по физическим параметрам, а для этого он должен быть ростом от 1,7 до 1,85, иметь хорошие зрение и слух, быть подтянутым и не страдать ожирением. А2 — юноша в настоящее время здоров, но ранее имел травмы или серьезные заболевания. Таких берут на подводные лодки и корабли. Но только тех, у кого рост до 1,82-1,85, отличное зрение, слух и нет ожирения или дистрофии. Тех, кто обладает такими же данными, но пониже ростом (до 1,75) возьмут в танкисты, артиллеристы или на инженерные машины.

Другие варианты

В какие войска берут с категорией Б1? Это ВДВ, морская пехота, или спецназ. Б2 — артиллеристы, танкисты, подводники. Б3 — служба на зенитно-ракетных комплексах, во МВД, на заправках и хранилищах горюче-смазочных материалов, в химических, а также караульных подразделениях. Кроме того, отнесенные к этой группе годности могут быть водителями, а также членами экипажей боевых пехотных машин, пусковых ракетных установок, а также служить в РВСН. А в какие войска берут с категорией Б4? Тут вариантов немного. Такой солдат будет охранять либо специальные сооружения, либо ракетные комплексы.

Ограничения

Все равно придется служить

Белый билет

А вот тот, кто в списках под буквой Д. может попрощаться со службой навсегда. Его освобождают от воинской обязанности. Но, к сожалению, это означает, что заболевание у него тяжелое, а также, что в гражданской жизни ему будет трудно получить права, разрешение на оружие, устроиться на некоторые виды работ, предполагающие, что человек должен был отслужить в армии.

Список болезней

Если призывник уверен, что он будет признан негодным к воинской службе абсолютно или с ограничениями, он может захватить на медицинскую комиссию документы, свидетельствующие о наличии у него какого-либо заболевания. Возможно, что врачи, хорошо знающие категории годности и расписание болезней, избавят молодого человека от дополнительного обследования. Но в некоторых случаях, если документов будет недостаточно, оно может понадобиться. Чтобы заранее узнать, к какой категории годности могут отнести юношу, или освободят ли его от военной службы, он может самостоятельно изучить расписание болезней. Это документ, в котором все заболевания размещены по статьям. Он очень подробный и имеет комментарии. Именно по нему ориентируются врачи из приемной комиссии. В нем же указаны индексы массы тела, с которыми призывают или отказывают в воинской службе. Самостоятельно изучить расписание надо еще и для того, чтобы в военкомате не нарушили права призывника, и он мог отстаивать свою точку зрения, опираясь на документ.

Категория, которая была присвоена после первичной постановки на военный учет, может быть изменена после медицинского освидетельствования в 18 лет, так что вопрос о том, с какой категорией в какие войска берут, останется актуальным. Ситуация в нашей стране такова, что молодые люди предпочитают «откосить» от армии. Поэтому некоторые из них даже радуются найденным у них заболеваниям. Но надо помнить, что служить придется недолго, а болезнь ухудшает качество жизни на годы или даже навсегда. Здесь уже каждый может решить для себя, что ему больше нравится.