Как быстро получить удостоверение. Права на внедорожное транспортное средство категории AIII Категория а3 какие войска

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Будущий военнослужащий, идущий служить по контракту или призываемый для прохождения срочной службы в рядах Российской Армии, должен обязательно пройти военную медкомиссию, в ходе которой будет установлена его годность или негодность к армейской службе. Согласно результатам медосмотра призывнику будет присвоена определённая категория годности, коих всего пять. Если после медосвидетельствования молодому человеку будет присвоена категория годности «А», то он гарантированно пойдёт отдавать воинский долг Родине. Вопрос только в том, в какие именно войска?

Что обозначает категория годности «А»

Когда юноша приходит в медзаведение с целью прохождения военной медкомиссии, то он попадает в поле зрения врачей различных специальностей. Если у призывника имеются какие-либо документы, подтверждающие наличие заболевания, то он должен предоставить их комиссии, наряду со справками из, например, наркодиспансера, кожно-венерологического диспансера и пр.

В процессе медосвидетельствования все диагнозы призывника тщательно сверяются со специальным перечнем, именуемым «Расписанием болезней», в котором представлен список всех заболеваний, ограничивающих или освобождающих от армейской службы.

«Расписание болезней» — это документ, на основании которого будущему военнослужащему присваивается категория годности. Если консилиум вынес решение о присвоении новобранцу категории «А», значит, служить он пойдёт, ввиду отсутствия непризывного заболевания. Кроме того, данная категория присваивается и тем, у кого непризывное заболевание наличествует, но оно ещё находится на начальных стадиях, следовательно, не может стать препятствием для армейской службы, поскольку функциональные нарушения или расстройства пока отсутствуют.


Как присваивается категория годности «А»

Существует такой термин, как «диагностический минимум», подразумевающий, что каждый призывник, явившийся на медосвидетельствование, должен пройти: ЭКГ, флюорографию, а также сдать анализы. Кроме того, требуется осмотр врачей семи специальностей (офтальмолога, хирурга, терапевта, ЛОР-врача, невропатолога, стоматолога и психиатра).

Показатель предназначения (ПП) – это немаловажный критерий, имеющий числовое обозначение: 1, 2, 3, 4. Это значит, что у категории «А» есть несколько подкатегорий, определяющих степень годности юноши к службе в определённых войсках.

Категория годности «А1»

Эта подкатегория считается самой высокой из всех четырёх, имеющая наивысший показатель предназначения, позволяющий молодому человеку отправиться служить в элитные войска, например, в пограничные, особого назначения или десантно-штурмовые. Спецназ, ВДВ, морская пехота тоже входят в этот перечень. Чтобы попасть в элитные части, необходимо иметь для этого подходящие физические данные.

Например, служба в ВДВ подразумевает отсутствие лишнего веса. Разумеется, его недобор также может стать серьёзным препятствием для того чтобы стать десантником. Есть ограничения и по росту: будущий боец «крылатой пехоты» не может иметь рост ниже 175 и выше 190 см.

  1. Отсутствие недобора веса и ожирения 2-й степени.
  2. Отличный слух (шёпотная речь должна распознаваться с расстояния в 6 м).
  3. Рост в пределах 185 см, а для будущих матросов подлодок – не более 182 см.
  4. Отсутствие дихромазии и ограничения зрительного поля (превышение не должно составлять более 20 градусов).

Категория годности «А2»

Если призывнику по результатам медосвидетельствования была присвоена подкатегория «А2», значит, в его жизни были неприятные моменты. Например, переломы верхних или нижних конечностей, тяжёлая болезнь, благополучно исцелённая, или же если на момент визита к врачам у него остались остаточные явления каких-либо недугов. Чтобы стать моряком и проходить службу на подводных лодках и кораблях, необходимо:

  1. Иметь рост до 182 см.
  2. Не страдать ожирением 2-й степени или недобором веса.
  3. Иметь отличный слух (6/6).
  4. При наличии ограничения зрительного поля, нужно, чтобы этот показатель был не более 20 градусов.
  5. Отсутствие дихромазии.

На молодых людей, которые подлежат призыву в танковые войска (водители, члены экипажа) танка, бронемашин и иных армейских средств передвижения, распространяются аналогичные требования, за исключением некоторых моментов. Так, рост танкиста не может быть более 175 см, а такой показатель, как слышимость речи шёпотом для членов экипажа должен составлять 3/3 или 1/4, а для водителей – 6/6 м.

Категория годности «А3»

Когда по решению членов медкомиссии призывнику присуждается категория «А3», значит, у него имеются некоторые глазные болезни. Например, под эту категорию может попасть юноша, имеющий слабую близорукость – в пределах двух диоптрий. Если коррекция не требуется, то молодой человек может быть призван во внутренние войска, караульные и химические части, в бронетанковые, ракетные войска и артиллерию. Показателями годности являются:

  1. Отсутствие ожирения 2-й степени и недовеса.
  2. Рост в пределах 180 см.
  3. Слышимость речи шёпотом 5/5 или 6/6 м.
  4. Отсутствие дихромазии.
  5. Ограничение зрительного поля, полностью отсутствующее или не превышающее 20 градусов.

Категория годности «А4»

При присвоении данной подкатегории, нужно быть готовым к тому, что молодой человек может быть отправлен на службу в любой род войск, за исключением всех перечисленных выше. Показатели годности – аналогичные, как и для категории А3. Но в чём тогда отличие? Под категорию А4 подпадают призывники, имеющие либо незначительные проблемы со зрением, либо с ногами, а именно – со стопой. То есть, при наличии у призывника плоскостопия первой степени, он автоматически подпадает под данную категорию.

Что нужно знать

При прохождении военной медкомиссии, каждый специалист, участвующий в этом процессе, делает своё заключение. Следовательно, каждый врач вправе определить не только категорию годности, но и показатель предназначения. Но как же тогда определяется общая категория годности? По низшему ПП. То есть, если невропатолог поставит категорию «А1», терапевт «А2», а офтальмолог – «А3», то в военном билете будет отмечено, что будущему солдату присуждена категория «А3». Примечательно, что ПП и сама категория носят рекомендательный характер, и дальнейшую судьбу юноши определяет призывной пункт.

Можно ли перейти с одной категории годности на другую

Бывает, что призывник не соглашается с мнением врачей, и закон позволяет ему оспорить решение военной медкомиссии. Иногда подкатегория или даже категория завышается, особенно, когда случается недобор или у военкомата «горит план». Но если юноша имеет похвальное стремление служить в элитных войсках, а выставленная ему подкатегория не позволяет этого сделать, то что тогда? Он может её изменить.

Главное, чтобы состояние здоровья позволяло это сделать. Первоначальная постановка на учёт, которая также подразумевает прохождение медкомиссии с определением категории – это не так страшно. Ведь всё равно перед призывом юноше придётся ещё раз пройти медосвидетельствование, и за этот период он может поправить здоровье, чтобы иметь шанс попасть под более высокую категорию.

Своё несогласие с вердиктом врачей нужно выражать не в кабинете медзаведения и не в военкомате, а посредством грамотного использованию правовых инструментов, и обжалование решения медкомиссии возможно не только в административном, но и в судебном порядке. Если юноше была присвоена конкретная категория годности, а он с ней не согласен, то ему нужно потребовать направление на дообследование, либо на очное контрольное медосвидетельствование (КМО). Если и КМО не удовлетворит призывника, то он вправе обратиться в суд, поставив в известность военный комиссариат о своём решении.

Пройдите обучение прямо сейчас
- и получите документ об обучении!

AIII - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории "A IV")

Скачать прайс-лист "Образовательные программы"

О программе обучения

Цель обучения: дать слушателям знания, умения и навыки в формировании компетенции для управления внедорожным автотранспортным средством категории "AIII".
Срок обучения: 1 неделя
Объем программы: 20 часов.
Язык обучения: русский
Возраст: с 19 лет
Ограничения по уровню образования: наличие водительского удостоверения категории "С"
Место обучения: вы можете пройти обучение и получить официальный документ об обучении независимо от места вашего проживания.
Форма обучения: заочная (очно-заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Наличие удостоверения тракториста-машиниста с открытой категорией АIII позволяет управлять такими самоходными машинами, как карьерные самосвалы и самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой «Komatsu», «Белаз», «Terex», «Caterpillar», внедорожные автотранспортные средства различных модификаций «Мамонтенок», «Петрович», «ЯМАЛ», «Шаман»,«Кержак», аэродромная техника, портовая техника и др.

Автор программы: Учебный центр
Партнер программы: завод "Komatsu"
Партнер программы: Попов Луг
+ =

Программа состоит
из 2 курсов

Пройдите курсы (2) в предложенном порядке.


Тестовое задание (электронно)

Выполните тестовое задание (зачет).


Свидетельство об обучении

Получите документ об обучении.
Обратитесь в инспекцию Гостехнадзора за удостоверением тракториста-машиниста.

Перейдите на портал электронного обучения
Программа "ВОДИТЕЛЬ ВНЕДОРОЖНОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ AIII"
Код Образовательные программы Объем
(час.)
Форма обучения
заочная * очно-заочная **
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Наличие водительского удостоверения категории "C" - обязательно
AIII Водитель внедорожного автотранспортного
средства категории AIII
20 15000
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
AIII-profi
Эффективная, безопасная эксплуатация и обслуживание карьерных самосвалов зарубежного производства 40

По окончании обучения слушателю выдается свидетельство об окончании обучения.
* Заочная форма обучения - для граждан любого субъекта РФ (обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
** Очно-заочная форма обучения - для граждан проживающих на территории г. Ярославля и Ярославской области.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА КУРСА


"Безопасная эксплуатация самоходных машин"


"Правила дорожного движения"

* Слушатель освобождается от сдачи экзамена по ПДД, в инспекции Гостехнадзора, при наличии водительского удостоверения.

ДОКУМЕНТ ОБ ОБУЧЕНИИ

После окончания образовательной программы слушатель получает свидетельство установленного образца о прохождении обучения.

Удостоверение тракториста-машиниста

Дает право управлять различными самоходными машинами, такими как трактора, самоходные дорожно-строительные машины, наземными безрельсовыми механическими транспортными средствами с независимым приводом, имеющими двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 см 3 . Или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (исключение составляют автомототранспортные средства, предназначенные для движения по автодорогам общего пользования, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

По аналогии с автомобильными правами, в тракторных также имеются категории и подкатегории.

Рассмотрим подробнее каждую из них:

A I - внедорожные мототранспортные средства. Например, снегоходы, мотовездеходы, квадроциклы.

AII - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Это аналог категории B для автомобилей с той лишь разницей, что предназначена она исключительно для внедорожных транспортных средств.



AIII - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории "А IV"), является аналогом категории C в удостоверении водителя.

AIV - внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (является аналогом категории D в удостоверении водителя).



Категории АII, АIII, АIV – это, фактически, всем привычные автомобильные категории «В», «С», «D», но предназначенные для движения ВНЕ автомобильных дорог. Поэтому, для их получения требуются (кроме обучения и успешной сдачи экзаменов) наличие автомобильных прав соответствующих категорий.

B - гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;

C - колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;

D - колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;

E - гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт.






F - самоходные сельскохозяйственные машины: кормо- и зерноуборочные комбайны, самоходные опрыскиватели и т.д.

Для получения удостоверения тракториста-машиниста, нужно пройти обучение и сдать экзамен на право управления самоходным транспортным средством. К экзаменам допускаются следующие лица:

а) - достигшие возраста:

16 лет - для самоходных машин категории "А I";

17 лет - для самоходных машин категорий "В", "С", "Е", "F";

18 лет - для самоходных машин категории "D";

19 лет - для самоходных машин категорий "А II", "А III";

22 лет - для самоходных машин категории "А IV";

б) - прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о допуске к управлению самоходными машинами соответствующих категорий, прошедшие профессиональную подготовку или получившие профессиональное образование по профессиям (специальностям), связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий.

Допускается самостоятельная подготовка для получения права на управление самоходными машинами категорий "А I" и "В";

в) - имеющие водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и стаж управления им не менее 12 месяцев - для самоходных машин категорий "А II", "А III" и "А IV".

Поскольку армейская служба требует от призывника не только патриотизма, но и здоровья, выяснение степени пригодности призывника к армейской службе является задачей первостепенной важности. Именно по результатам медицинской комиссии выдаётся заключение о категории соответствия молодого человека требованиям вооруженных сил. Будущему солдату в армии придётся не только стрелять, но и совершать многокилометровые марш-броски, выносить прочие физические и моральные нагрузки, что может оказаться не под силу солдатам, имеющих проблемы со здоровьем.

После медосмотра в военкомате призывнику присваивают категорию воинской годности, которая означает, в какие войска ему можно идти, а куда ход будет закрыт.

Что такое категории военной годности призывников?

Законодательная база российской Федерации гласит, что любой гражданин страны (и иностранец тоже) имеет полное пойти на службу в армию. Различные виды войск и военных профессий предъявляют определённые требования к здоровью призывников, именно для этой градации и существует категории годности к военной службе. Они определяют, может ли призывник служить без ограничений или годен только в военное время.

Стоит отметить, что полную негодность к воинской службе получают в основном инвалиды и страдающие психическими расстройствами. Раньше список болезней, по которому призывника могли «забраковать», был шире, но в связи с тем, что срок службы уменьшился с 2 лет до 1 года, список болезней значительно сократили.

Классификация категорий годности в военном билете

Для того чтобы понимать значение категорий, достаточно изучить таблицу, которая поможет расшифровать степени годности в военном билете :

  1. Категория «А1» означает, что у призывника идеальное здоровье и внешние показатели. Такого претендента с радостью примут в элитные части. К сожалению, идеально здоровых людей практически не существует, поэтому в армию очень редко попадают призывники категории «А1». Все подпункты категории «А» (которых всего 4) означают, что призывник полностью годен в армию;
  2. Категория «Б» означает, что призывник может служить с некоторыми ограничениями. Категория «Б4» считается последней, по которой можно призвать человека в армию на общих условиях;
  3. Категория «В» говорит о том, что призывник годен к нестроевой службе;
  4. Если графа в военном билете содержит категорию «Г», это значит, что призывник проходит лечение и определить его категорию временно не представляется возможным. В таких случаях ему предоставляется отсрочка;
  5. Категория «Д» – это полная непригодность для призыва в армию при любых условиях.

Чтобы знать, в какие роды войск подходит конкретный призывник, существует специальная шкала, в которой указываются все необходимые требования для службы в конкретных видах войск.

Таблица расписания болезней

Для определения степени годности существует специальная таблица расписания болезней. Она содержит три графы. Каждая графа предназначена для определённой группы:

  1. Первая графа наиболее популярна. Она предназначена для призывников и граждан допризывного возраста;
  2. Вторая графа предназначена для военнослужащих и лиц, находящихся в запасе;
  3. Третья графа предназначается для контрактников.

Знающий человек, руководствуясь данной таблицей, легко определит, какая категория годности записана в его военном билете и что она означает.

Подробное описание категории «А»

Призывники, получившие категорию «А», могут гордиться своим здоровьем. Они подходят для службы в спецназе или морской пехоте. Данная категория разделена на 4 подгруппы:

  1. Категория «А1» в настоящее время встречается достаточно редко. Для соответствия ей призывник должен не только обладать идеальным здоровьем, но и подходить по внешним показателям. Наиболее суровый отбор проходит в десантные войска. Например, рост претендента на категорию «А1» должен быть в пределах от 170 до 185 сантиметров при весе до 90 килограммов. Естественно, показатели зрения и слуха тоже должны быть идеальными;
  2. Вторая степень «А2» даётся призывникам, полностью соответствующим категории «А1», но перенесшим ранее тяжёлую болезнь или имевшим переломы, которые не привели к ухудшению здоровья. По сути, данная подкатегория ничем не отличается от категории «А 1», но в ВДВ с такой категорией не попасть. Не возьмут с ней и в морскую пехоту;
  3. Третья степень «А3» подразумевает незначительные отклонения здоровья. Чаще всего это небольшие нарушения зрения. В основном обладатели данной категории служат во внутренних, ракетных или химических войсках;
  4. Четвёртая степень категории «А» подразумевает проблемы со зрением, которые превышают показатель в 20 градусов. Несмотря на это, призывник может служить в любых войсках, кроме вышеперечисленных. Все остальные показатели здоровья, кроме зрения, должны быть идеальными.

Если раньше исправить зрение было достаточно сложно, то с появлением лазерной коррекции призывник может легко сменить категорию годности. Например, изменение категории годности с четвёртой на второю — достаточно простая процедура.

Подробное описание категории «Б»

Категория «Б» является самой распространённой среди военнослужащих и призывников. Так как у большей части призываемых имеются какие-либо отклонения по здоровью, то всем им присваивается категория «Б». Данная категория разделяется на четыре группы, подобно категории «А»:

  1. Категория «Б1» присваивается в том случае, если призывник страдает лёгкой степенью какого-либо заболевания или аллергией. Данные болезни не могут повлиять на общее физическое состояние военнослужащего, поэтому с данной категорией берут в штурмовые бригады и пограничники;
  2. Категория «Б2» практически ничем не отличается от первой категории за исключением того, что у призывника, кроме незначительных отклонений по здоровью, может быть небольшой процент потери зрения. С такой категорией не берут в подводники, но на надводный флот можно вполне рассчитывать. Также можно попасть в танкисты и инженерные войска;
  3. При категории «Б3» можно рассчитывать на войска связи, инженерные или химические войска. «Б3» присваивается призывникам с различными степенями аллергии, небольшой потерей слуха и зрения (больше в процентном соотношении, чем при категории «Б2»);
  4. Категория «Б4» характеризуется остаточными явлениями от ранее перенесённых травм и болезней. Кроме этого, у военнослужащих с этой категорией может быть недостаточный вес и рост, а так же проблемы со слухом и зрением. Таких, как правило, отправляют служить в стройбат (сейчас данные войска носят название военно-строительных частей) или войска связи.

Описание категории «В»

Если вам присвоили категорию «В», то в армию вы не попадёте. Эта статья означает, что призывник ограниченно годен к несению воинской службы. Данное ограничение подразумевает, что на службу вас могут призвать только в военное время. Статья подразумевает значительную потерю здоровья, которая делает невозможной службу в армии (которая подразумевает практически 24 часовую готовность к выполнению долга по несению службы).

Описание категории «Г»

Категория годности «Г» по своей сути является самой неопределённой. Получившему данную категорию призывнику предоставляется отсрочка, так как на момент обследования у него имеется болезнь или травма, требующая лечения. Но не стоит считать данную статью приговором. После прохождения курса лечения и реабилитации на повторном медицинском осмотре присваивается новая категория с учётом нынешнего состояния призывника. Это могут быть категории «В» или «Б». Известны случаи, когда после повторного осмотра призывнику давали категорию «А».

Описание категории «Д»

Категория «Д» является эквивалентом «белого билета». Призывник данной категории не годен к военной службе ни при каких обстоятельствах. При наличии данной категории в военном билете получить водительское удостоверение очень сложно.

Можно ли поменять категорию годности?

Для этого предусмотрена специальная процедура оспаривания. Оспорить категорию иногда очень нужно, потому что она может в будущем создать проблемы при устройстве на работу или при получении водительских прав.

Для оспаривания решения призывной комиссии нужно подать заявление с просьбой провести повторное обследование. По результатам нового обследования можно оспорить решение призывной комиссии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.