Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего. Организация оповещения населения. Все течет, все изменяется

В настоящее время применяются различные методы оповещения и информирования населения с задействованием наиболее современных технических средств и возможностей. Применяются они, чтобы широкие слои в кратчайшие сроки узнали всю экстренную информацию о сложившейся обстановке, если возникает ЧС, угроза ЧС, связанная с особенностями природы, техногенными причинами, военной активностью. Используются оповестительные системы и при необходимости срочно сообщить о ЧС, спровоцированных упомянутыми факторами. В рамках сообщения обязательно упоминают по шагам, как человек должен вести себя, какие первичные защитные меры принять, чтобы снизить вероятность ущерба для здоровья, имущества.

А надо ли?

Оповещение населения об опасности - использование СМИ и иных информационных каналов для передачи сведений относительно ЧС, которые уже возникли либо могут произойти с высокой степенью вероятности. Дополнительно специальные службы сообщают, какими мерами можно защитить себя, какие приемы использовать, какие территории наиболее безопасны. Подобные мероприятия - важнейший способ пропаганды знаний относительно защиты участков, людей от ЧС. Раскрываются аспекты гражданской безопасности. Нередко актуальные сведения передаются относительно водных объектов. Оповещения необходимы при возникновении высокой вероятности возгораний с целью предупреждения пожаров.

Через сигналы оповещения населения можно оперативно предоставить широким слоям максимум сведений относительно правил поведения, а также привлечь внимание людей к сложившейся ситуации. Это особенно актуально в условиях доминирования стереотипов а-ля «само пройдет» и «меня не коснется». Массовое громкое уведомление о факторе опасности дает шанс всем и каждому осознать всю тяжесть обстоятельств, сложившихся в текущий момент, а четкое инструктирование касаемо действий предотвращает панику и хаос.

Как это работает?

Оповещение населения в условиях ЧС реализуется применением специализированного технического потенциала, организационных методов. Необходимо объединение сил, ресурсов нескольких госинстанций для обеспечения совместной работы разных путей передачи данных широкой аудитории. Применяя средства оповещения, технологии связи, вещательные сетки, общеиспользуемые каналы, можно довести жизненно важную информацию. Не стоит пренебрегать возможностями госструктур, госсистем, разработанных специально для ЧС. В настоящее время действует так называемое объединение РСЧС - единая госсистема, призванная предупреждать о ЧС и координировать работы при ликвидации последствий.

Существует несколько разноуровневых систем оповещения и эвакуация населения. Самый масштабный - это федеральный, то есть такая сеть передачи данных, посредством которой сведения распространяются по территории всей державы. Несколько менее масштабны межрегиональные оповестительные системы, работающие одновременно в нескольких субъектах в пределах одного федерального округа. Далее следуют региональные, охватывающие отдельные субъекты, муниципальные, ответственные за передачу сведений населению муниципального образования, и объектные. Последние (они же - самые мелкие) представляют собой такие локальные оповестительные системы, которые созданы для передачи срочной информации жителям районов, где находятся объекты, потенциально представляющие опасность для человека.

Своевременно и по назначению

Система централизованного оповещения населения разработана не только лишь для предоставления сведений широкой аудитории, но с целью своевременного привлечения внимания к сложившейся обстановке чиновников, федеральных органов исполнительной власти, властных субъектных инстанций. Через оповестительные системы сведения поступают в территориальные образования МЧС, открытые в регионах центры, ответственные за гражданскую оборону, ликвидацию последствий различных негативных событий. Данные оперативно разносятся между инстанциями, обязанными решать задачи ГО, принимать меры по предупреждению наступления тяжелых последствий.

Столь сложная, разветвленная, многоуровневая система централизованного оповещения населения позволяет быстро донести сигналы, данные о ГУ МЧС, исполнительной власти, которые затем уже передают переформатированные данные широкой аудитории. Региональные оповестительные системы также работают с ГУ МЧС (отделы, отвечающие за конкретный регион), руководством по ГО. Через системы регионального уровня сведения поступают диспетчерам, муниципальным службам, ответственным за защиту широкой аудитории органам, спецотрядам, обеспечивающим ГО. Наконец, данные направляются населению федерального субъекта.

Муниципальный уровень

В таких масштабах оповещение и информирование населения об опасности организовано с целью доведения информационных сводок до начальников расчетов ГО, спецсил, отрядов, привлеченных для работы в случае ЧС (включая предупреждение такой ситуации), диспетчеров, дежурных, а также простого населения, обитающего на территории этого муниципального формирования.

Локальный уровень

Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях необходимо для предоставления данных о сложившейся обстановке лицам, живущим на территории, за которую оповестительная система отвечает, а также диспетчерам, дежурным, спасателям, аварийным службам, руководству, обеспечивающему ГО на этой территории.

Систематизированный подход - залог успеха

Чтобы оповещение населения о ЧС дало результаты, необходимо прибегать к комплексным мерам привлечения внимания к сложившейся обстановке. Если есть вероятность ЧС либо таковое уже случилось, необходимо применять программные, технические средства, оповестительные мощности, методы мониторинга техногенных, природных процессов, явлений. Важно иметь в распоряжении и уметь пользоваться функционирующими методами проведения сигналов и особенно важной информации к тем, кому эти сведения жизненно нужны. Таковые должны поступать и в госорганы, управляющие госсистемой предупреждения ЧС и борьбы с последствиями. Современные требования безопасности федерального уровня обязывают использовать автоматизированные, автоматические средства донесения сведений до широких кругов.

Специальные техсредства для передачи информации, оповещения населения о ЧС обычно устанавливаются в местах массового нахождения людей. Речь идет о технике, через которую можно транслировать звук, видео, сообщения в иной форме, уведомляющие о возможности ЧС. Через такой объявление обязательно инструктируют, как нужно вести себя в настоящий момент, какие первичные меры принимать при изменении обстоятельств.

Не бойся!

Современные способы оповещения населения были разработаны как первичная мера предупреждения панического настроения среди широких слоев населения при возникновении ЧС. Не секрет, что самые разные причины такой обстановки, что мирные, что военные - повод для страха. Испуганные многочисленные людские массы не менее опасны, нежели иные природные обстоятельства, расцениваемые как ЧС. Предсказать итоги паники в большом скоплении людей крайне сложно. Такой фактор сильно угнетает положение, усиливает негативные последствия ЧС. Минимизация его возможна через грамотно организованное оповещение, для чего и была разработана такая сложная система с большим количеством уровней. Сигналы оповещения необходимо транслировать заранее, четко соблюдая установленный законами порядок передачи информации. Корректная подача сведений - залог адекватной реакции широкой аудитории.

Оповещение населения предполагает своевременное донесение информации о возможности землетрясения, наводнения, иного стихийного явления. Если произошла катастрофа, авария, через специальные системы транслируются данные о событии. Проводная связь, телевидение, радио - все эти каналы необходимо применять для полноценного охвата максимально многочисленной аудитории.

Актуальность вопроса

Отличительная черта нашей державы - большая протяженность радиолиний. Нет таких более-менее крупных населенных пунктов, где бы ни была оборудована радиоточка, узел для ретрансляции. Предприятия, учреждения, заведения, сельскохозяйственные объекты оснащены радиоузлами. Не менее важны телевизионные центры, ретрансляционные станции, радиостанции разного уровня - от федеральных до местных. Посредством всей этой технической мощи оповещение населения можно произвести в короткий срок и высоким процентом охвата.

Очень сложно найти такое жилое строение, даже частный дом, где не было бы собственного приемника радио, точки для доступа к сети. В крупных населенных пунктах представлены электрические сирены, установленные на крышах строений и на производственных территориях. Столь разветвленная сетка дает возможность быстро передавать информацию о ЧС, объясняя, что произошло, как вести себя, в чем специфика условий.

Историческая сводка

Столь массовым оповещение населения в пределах нашей державы стало в период Великой Отечественной войны, когда актуальные сведения о возможности воздушного нападения стали залогом успешного выживания мирного населения. В тот период наибольшую ответственность за своевременную подачу информации несли сирены, радиотрансляционная сетка вещания. Подобный слаженный механизм соответствовал духу времени, техническим возможностям того периода.

Как можно узнать из исторических сводок, оповещение населения в период Второй мировой обычно позволяло своевременно сообщить о тревожной обстановке и дать отбой, а аудитория без проблем слышала звуки и правильно их идентифицировала. Если раздавался сигнал воздушной тревоги, необходимо было срочно покинуть место пребывания и направиться в ближайшее укрытие. Такой звук информировал, что нападение с воздуха возможно в ближайшие же минуты.

Все течет, все изменяется

В наши дни системы оповещения населения стали сложнее, технологичное, эффективнее. Многое связано с изменением условий их эксплуатации. Вторая мировая закончилась, международная обстановка существенно изменилась, общественность обнаружила новые потребности. Оповестительные системы, позволяющие предупреждать о ЧС, как оказалось, нужны намного более широкие, нежели были организованы в военное время. На основании этого в 1988 был издан официальный государственный документ, призывавший реорганизовать оповестительную систему.

В настоящее время информационный сигнал в большинстве случаев - сирена, блок новостей по радио, телевидению. Длительность передачи - до трех минут. Старт сообщения стандартизирован: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Благодаря такому началу удается быстро привлечь внимание широких слоев населения и добиться достаточной тишины, благодаря чему все люди в зоне действия источника информации могут в равной степени хорошо расслышать сведения. Далее диктор сообщает, какие нужно принять последовательные шаги в рамках обеспечения собственной безопасности.

Технические моменты

Современная система оповещения населения - это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого - привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости. Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла - достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.

В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых - от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.

Это важно

Чтобы вся описанная система действительно работала, необходимо довести до широкой аудитории информацию о значении всех звуков. Обычно значение сирен, гудков рассказывают в школе на уроках ОБЖ, в учебных заведениях других уровней в рамках курсов, связанных с безопасностью, особенностями социального устройства и безопасности. Необходимо помнить эти сведения, чтобы в случае ЧС быстро сориентироваться в происходящем и понять, что означают громкие резкие звуки.

Альтернативный вариант

Чтобы быстро донести сведения до людей, находящихся вне стен дома, в населенных пунктах продумана система громкоговорителей. Это универсальные приборы, через которые транслируются и сигналы сирен, и речевые сообщения. Обычно механизмы устанавливают там, где бывают толпы - крупные улицы, площади, транспортные, торговые объекты. Работоспособность громкоговорителя обеспечивается его связью с радиотрансляционной городской сетью. Включаются такие приборы через специальные устройства. Доступ к ним имеют только дежурные и ответственные лица, занимающиеся вопросами ГО.

В целом, как показывает практика, именно ответственность дежурных, компетентность сотрудников - залог успешного информирования населения. Настоящий ценный работник - тот, кто способен быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и запустить оповестительную систему.

Кто обязан?

Правовыми нормативными актами ответственность за обеспечение связи и запуск оповестительных систем возложена на руководящий состав органов, созданных для защиты жителей страны. Непосредственные операции по исполнению - сфера ведения начальников служб регионального, районного уровня, отдельного объекта. Такие лица должны своевременно проверять и поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, контролировать качество кабелей, воздушных линий передачи данных. Если нужны восстановительные, аварийные мероприятия, начальствующий состав должен организовать их в кратчайшие сроки. Для этого должностной инструкцией и служебным положением даны различные средства и инструменты, включая человеческие силы - формирования профессионалов, способных исполнить конкретное сформулированное задание.

Чтобы в момент происшествия быстро реализовать оптимальную последовательность мероприятий по оповещению населения и направлению действий широкой аудитории, следует иметь заранее разработанный план действий. Его составление - сфера ответственности организаций, занимающихся ГО, ЧС. При информировании именно такой план становится главным документом. В нем фиксируется, какие методики использовать, чтобы эффективно распространить поступившую из центральных источников информацию. Население, в свою очередь, должно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя лично, следует поступившим через передатчики инструкциям.

Для тех, кто дома

Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука. Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить.

Длительность речевого информационного блока - не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.

В статье поговорим об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях. Это довольно важная тема, так как происшествие может случиться в любой момент времени. Мы обсудим основные постулаты работы спасательных служб, а также наиболее частые сигналы, которые должно знать как можно большее количество людей.

Актуальность вопроса

В постановлении об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях говорится о том, что при правильной работе можно добиться поразительных результатов. Однако почему может возникнуть подобная ситуация? Дело в том, что в последнее время в каждом городе сконцентрированы очень крупные точки промышленности. Из-за этого усложняется протекание технологических процессов. Очень часто могут возникать радиационные, взрывные, пожарные, химические опасности. Причиной катастрофы может стать банальный износ оборудования. Кстати, при статистическом рассмотрении данного вопроса можно заметить, что большинство аварий происходит именно из-за этого.

Также надо понимать, что катастрофы уносят человеческие жизни и наносят большой материальный ущерб. Не будем сюда относить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера, так как в подобной ситуации немногое подвластно человеку. Всё, что в этом случае могут сделать люди, это принять все меры для своего спасения.

Но данный вопрос нуждается в рассмотрении потому, что на данный момент подобные ситуации происходят довольно часто. Кроме того, если правильно организовать систему оповещения, можно очень сильно сократить не только людские потери, но и ущерб. Однако что означает оповещение населения? Цель этого действия состоит в том, чтобы предупредить людей о приближающейся угрозе. Только так можно подготовить население и передать ему какую-то информацию.

Очень важно при этом рассказывать о последовательных действиях, которые надо выполнять для своего спасения. Особенно актуальна организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, если опасный инцидент происходит в условиях военного времени. Надо понимать, что в таких случаях всё зависит от времени, так как спастись можно за считанные минуты.

Однако последние события показывают, что на данный момент система оповещения работает не так хорошо, как хотелось бы. Все чаще происходят ситуации, когда люди массово гибнут из-за того, что не были вовремя извещены о приближающейся катастрофе. Однако проблема состоит в том, что массовые средства вещания в небольших городах и сельских населенных пунктах очень часто отсутствуют. Но тем не менее проводится максимальное усовершенствование системы информирования людей. Работа проводится по нескольким фронтам и подразумевает определение основных задач и функций, исследование видов оповещения граждан, описание требований, которые применяются к современным спасательным службам.

Но надо понимать, что для того, чтобы хорошо работала система оповещения населения, должна отлично функционировать система оповещения органов гражданской обороны. Только при этом условии население вовремя получит все указания. При этом исполнительные органы должны сработать очень быстро и точно, для того чтобы составить максимально точное сообщение и передать в нём максимум информации. Также очень важен психологический момент, который заключается в том, что сведения нужно подавать спокойным и ровным голосом, чтобы воззвать к человеческому рассудку.

Сигналы оповещения

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Важность

Сложно переоценить важность своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Благодаря этой системе огромное количество людей успевает укрыться в течение первых 10-15 минут после предупреждения. В процентном соотношении потери людей снижаются с 90% до 5-7%. Особенно это актуально тогда, когда противник использует оружие массового поражения. Именно поэтому защита населения в основном зависит от качества организационной работы спасателей, а также от работы системы оповещения. Выполнение этих функций возлагается на штабы гражданской обороны.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Специальная обработка

Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.

Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.

Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.

Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.

Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.

Уровни системы

Рассмотрим пять основных уровней системы оповещения. Первый, самый важный уровень - это федеральный, на котором происходит оповещение всех наиболее важных служб на территории страны. Вторая важная ступень - межрегиональный уровень, на котором происходит оповещение в пределах федерального округа. Третья ступень - это региональное информирование, которое происходит в крупных регионах. Этот уровень очень важен, так как благодаря ему удаётся правильно скоординировать взаимодействие территориальных единиц. Следующий уровень системы оповещения - муниципальный, когда происходит оповещение на местном уровне. И самой последней ступенью становится объектовый уровень оповещения, когда людям доносят информацию о потенциально опасном объекте.

Но при этом надо понимать, что эффективность работы людей на всех этих уровнях зависит не только от того, насколько хорошо у них прописана должностная инструкция, но и от того, как они сами относятся к выполнению служебных обязанностей. Ведь очень часто происходят конфузы исключительно из-за того, что люди халатно относятся к выполнению своих профессиональных задач.

Среди комплекса мероприятий по защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения, ко­торое возлагается на органы ГО.

Оповещение организуется средствами радио и телевидения. Для того чтобы население вовремя включило эти средства опо­вещения, используют сигналы транспортных средств, а также прерывистые гудки предприятий.

Завывание сирен, прерывистые гудки предприятий и сигна­лы транспортных средств означают предупредительный сигнал «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, надо немедленно вклю­чить теле- и радиоприемники и слушать экстренное сообщение местных органов власти или штаба ГО, Все дальнейшие дей­ствия определяются их указаниями.

При аварии на химически опасном объекте содержание ин­формации может быть следующим:

«Внимание! Говорит штаб ГО. Граждане! Произошла ава­рия на мясокомбинате с выливом СДЯВ - аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении населенного пункта Знаменка. В связи с этим населению, проживаю­щему на улицах Некрасова, Кузнечная, Заводская, необходи­мо находиться в помещениях. Провести дополнительную гер­метизацию своих квартир и домов.

Населению, проживающему на улицах Заречная, Зеленая и Ямская, немедленно покинуть жилые дома и выйти в расположение Лысой горы. О полученной информации сообщить со­седям. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО».

После сигнала «Внимание всем!» может последовать и дру­гая информация, например, о надвигающейся угрозе радиоак­тивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.

Глава 2. Укрытие населения в защитных сооружениях

Защитные сооружения - это соору­жения, специально предназначенные для защиты населения от ядерного, химического и бактериологического (биологического) воздействия. Эти сооружения, в зависимости от защитных свойств подразделяются на: убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, могут применяться про­стейшие укрытия - щели.

К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наибо­лее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ЧС. Убежища защищают также от отравляю­щих веществ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров и от обвалов и обломков раз­рушений при взрывах.

Люди могут находиться в убежищах длительное время, даже в заваленных убежищах безопасность их обеспечивается в тече­ние нескольких суток. Надежность защиты в убежищах дости­гается за счет прочности ограждающих конструкций и перекры­тий их, а также за счет создания санитарно-гигиенических усло­вий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежищах в случае заражения окружающей среды на по­верхности радиоактивными, отравляющими веществами и бак­териальными средствами или возникновения массовых по­жаров.

Наиболее распространены встроенные убежища. Под них обычно используются подвальные или полуподвальные этажи производственных, общественных и жилых зданий.

Возможно также строительство убежищ в виде отдельно сто­ящих сооружений. Такие убежища полностью или частично за­глублены и обсыпаны сверху и с боков грунтом. Под них могут быть приспособлены различные подземные переходы и галереи, метрополитены, горные выработки.

Убежища должны располагаться в местах наибольшего сосредоточения людей, для укрытия которых они предназначены.

Убежище состоит из основного помещения, предназ­наченного для размещения укрываемых людей, и вспомогательных помещений - входов, фильтровентиляционной камеры, сани­тарного узла, а в ряде случаев и помещений для защищенной дизельной установки и артезианской скважины. В убежище большой вместимости могут быть выделены помещения под кладовую для продуктов питания и под медицинскую комнату.

Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается на определенное количество людей: на одного человека предусматривается не менее 0,5 м 2 площади пола и 1,5 м 3 внутреннего объема. Большое по площади помещение разбивается на отсеки вместимостью по 50 - 75 человек. В помещении (отсеках) оборудуются двух- или трехъярусные нары - скамейки для сидения и полки для лежания; места для сидения устраиваются размером 0,45Х0,45 м, а для лежания - 0,55х1,8 м.

Для того чтобы в помещения, где располагаются укрываемые, не проникал зараженный радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами воздух, они хорошо герметизируются. Это достигается повышенной плотностью стен и перекрытий таких помещений, заделкой в них всевозможных трещин, отверстий и пр., а также соответствующим оборудова­нием входов.

Убежище обычно имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах. Встроенное убежище должно иметь, кроме того, аварийный выход.

Входы в убежище в большинстве случаев оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров), отделенных от основного помещения и перегороженных между собой герметическими две­рями. Снаружи входа устраивается прочная защитно-герметическая дверь, способная выдержать давление ударной волны ядерного взрыва. Вход может иметь предтамбур.

Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на незаваливаемую территорию через вертикальную шахту, заканчивающуюся прочным оголовком. (Незаваливаемой считается территория, расположенная на расстояния от окру­жающих зданий, равном половине высоты ближайшего здания плюс 3 м.) Аварийный выход закрывается защитно-герметическими ставнями, дверями или другими устройствами для отсекания ударной волны.

При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность территории сильнодействующими ядо­витыми веществами, может предусматриваться режим полной изо­ляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

Сети воздуховодов, расположенные в убежище, окрашиваются в отличительные цвета: режима чистой вентиляции - в белый, режима фильтровентиляции - в красный. Трубы рециркуляции воздуха окрашиваются также в красный цвет.

В убежище оборудуются различные инженерные системы:

электроснабжения (трубы с электропроводкой окрашены в чер­ный цвет), водоснабжения (трубы окрашены в зеленый цвет), отопления (трубы окрашены в коричневый цвет). В нем обо­рудуется также радиотрансляционная точка (громкоговоритель) и устанавливается телефон (при возможности организуется радио­связь).

В помещениях убежища размещаются, кроме того, комплект средств для ведения разведки (дозиметрические приборы, приборы химической разведки), защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, средства аварийного освещения, запас продовольствия и «воды. В убежище должны быть также документы, определяющие характеристику и правила содержания его, - паспорт и план убежища, правила содержа­ния и табель оснащения - его, план внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состоя­ния убежища и др.

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается оповещением органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Оповещение предусматривает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о возникающих угрозах и порядке поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!".

Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный (областной, краевой, республиканский), местный (муниципальный) и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на применение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Следует подчеркнуть, что промедление с применением системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Системы централизованного оповещения регионального уровня.

Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.

Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.

Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации

Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Системы централизованного оповещения местного уровня.

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.

Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.

В региональные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.

Систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.

Системы оповещения объектового уровня.

Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО.

Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.

Средства оповещения.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи.

Предупредить население и субъекты хозяйствования об угрозе чрезвычайной ситуации на данной территории можно или через средства массовой информации, или с помощью специальной государственной системы оповещения.

Оперативное оповещение населения о ЧС в РБ производится с помощью автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО) . Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигнальные устройства, передавать речевую информацию с использованием государственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должностных лиц по служеб­ным квартирным телефонам. Для надежности информация дублируется по радио и проводным средствам связи. Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители, а в сельской местности удары о рельс. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные сис­темы оповещения.

Опыт показывает, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное за 10-15 минут.

В названной системе могут передаваться сигналы мирного и военного времени.

Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием «Внимание, Всем!». Сигнал передается населению путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для населения это означает, что произошла ЧС. Услышав сигнал, каждый гражданин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и ре­комендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объек­те, то население, проживающее вблизи объекта, оповещается немедленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте. Оповещение может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых до­мах.

С объявлением военного положения действие сигнала «Внимание, Всем!» прекращается, и вместо него вводятся сигналы «Воздушная тревога!», «От­бой воздушной тревоги!», «Химическая тревога!», «Радиационная опас­ность!».

Действия населения по сигналам ГО при нападении противника.

Сигнал «Воздушная тревога!» подается в случае непосредственной угрозы нападения противника. В случае угрозы нападения противника с воздуха включаются сирены, одновременно дикторы в течение 2-3 мин объявляют по телевидению, радио: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!» . Сигнал повсеместно дублируется прерывистыми гудками на предприятиях и транспорте.

Приведем некоторые правила поведения граждан по сигналам оповещения.

Сигнал застал вас дома - покиньте здание и спуститесь в ближайшее укрытие, предварительно выключив нагревательные приборы, газ, свет (если топилась печь - залейте в ней огонь). С собой нужно взять медикаменты, а также запас продуктов питания, документы и деньги. По возможности предупредите соседей об объявлении тревоги, так как они могли не слышать сигнала.


Сигнал застал вас на улице, в городском транспорте - не пытайтесь быстрее попасть домой, отыщите ближайшее убежище (укрытие) и воспользуйтесь им. В случае, если последнего не окажется, используйте имеющиеся вблизи подземные переходы и коллекторы, подвальные помещения, тоннели, станции метро. Укрываться можно также в придорожных кюветах, котлованах строящихся зданий, всевозможных канавах, за низкими каменными стенами и оградами, железнодорожными насыпями, в оврагах, балках, лощинах.

Сигнал застал вас в общественном месте (в магазине, в театре, на рынке) - внимательно выслушайте указание администрации о том, где поблизости находится станция метро или другие укрытия, как до них быстрее добраться. Если от администрации не поступит указаний, выйдите на улицу, осмотритесь, определите место расположения ближайшего убежища или естественного укрытия и воспользуйтесь им.

Сигнал застал вас в частном (сельском) доме - действуйте так же, как жители городов. В качестве средств защиты можно использовать подвалы, погреба и другие заглубленные сооружения, а также естественные укрытия - овраги, балки, лощины, канавы, ямы и т.д.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается, когда угроза нападения противника с воздуха миновала. Передается с помощью всех средств связи и оповещения речевое сообщение: «Граждане! Внимание! Внимание! Отбой воздушной тревоги».

Население с разрешения коменданта (старших) по убежищу покидает его. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе. Необходимо внимательно следить за сигналами ГО и поступающей информацией, действовать по указанию администрации.

Одновременно доводятся указания о дальнейших действиях и режимах поведения населения и действиях формирований ГО, исходя из сложившейся обстановки.

Сигнал «Радиационная опасность!» подается при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения. Подается с помощью всех средств связи и оповещения: По этому сигналу необходимо надеть на себя и детей противогазы, а при их отсутствии - противопыльные тканевые маски или ватно-марлевые повязки, взять запас продуктов питания и воды, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и отправиться в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. В качестве защиты от радиоактивного облучения можно использовать подвалы и каменные постройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в доме (квартире), его следует загерметизировать.

Сигнал «Химическая тревога!» подается при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения. Подается прерывистыми cигналами на 3 минуты с помощью всех средств связи и оповещения. Услышав этот сигнал, необходимо надеть на себя и детей противогазы (ватно-марлевые повязки), а в случае необходимости - средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении. Если его нет поблизости, то можно использовать жилые, производственные и подсобные помещения, обеспечить их герметизацию.

Выход из очага химического, бактериологического (биологического) заражения осуществляется в средствах защиты, в сторону, перпендикулярную направлению ветра.