Какое допустимое превышение скорости существует в России? Чем грозит превышение скорости на дороге? Почему нельзя превышать скорость на дороге

Итак, в нашей стране превышать установленную скорость движения нельзя. За это предусмотрен штраф . По общим Правилам дорожного движения в населённых пунктах скорость движения должна составлять не более 60 км/ч, но если установлен соответствующий дорожный знак ограничения скорости со значением выше отметки в 60 км/ч, то разрешённая скорость увеличивается до этого значения, но не более 80 км/ч. А вот вне населённых пунктов Ваша скорость движения должна быть не выше 90 км/ч. Опять же, соответствующим знаком она может быть увеличена до 130 км/ч, но не более.

Соответственно, всё, что выше этих ограничений, считается превышением скорости. Давайте рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы по превышению скорости и дадим правильные ответы на них.

Можно ли превышать ограничение скорости на 20 км/ч

Нельзя. Есть разница между законом, запрещающим что-то делать и законом, устанавливающим ответственность за это. В нашем случае ограничения скорости прописаны в ПДД. Но есть небольшое несоответствие, рассчитанное на разного рода погрешности спидометров и приборов фиксации - в Кодексе об административных правонарушениях нет наказания за превышение скорости менее, чем на 20 км/ч. Это значит, что, например, если Вы едете со скоростью 119 км/ч там, где разрешённая скорость составляет 90 км/ч, то наказания за это в виде штрафа не будет.

Тем не менее, в случае, к примеру, ДТП наличие превышения скорости хоть на 1 километр в час может стать отягчающим фактором вины , либо склонить вероятность к установлению вины именно в превышении скорости.

Как меня могут поймать с превышением скорости?

Сегодня существует не так много способов быть оштрафованным за превышение скорости:

  • превышение скорости может зафиксировать специальная камера
  • зафиксировать превышение и оштрафовать за это может инспектор ГИБДД со специальным прибором.

Камеры бывают в основном двух типов: те, что моментально вычисляют превышение, быстро фотографируя автомобиль два раза и замеряя разницу в длине луча в этих двух случаях, а затем вычислив Вашу скорость; так называемые "Автодории", которые замеряют среднюю скорость на гораздо более длинной дистанции. Работают они достаточно просто: две камеры расположены на известном расстоянии (как правило, от 50-70 метров до 1-2 километров) друг от друга на одной дороге. Обе фотографируют и фиксируют время своей фотографии. Затем, деля известное заранее расстояние на разницу во времени двух снимков, получается расчёт средней скорости движения.

Могут ли лишить прав за превышение скорости?

Да. Наказания за превышение скорости регулирует статья 12.9 КоАП, и в трёх своих частях предусматривает лишение прав за существенное или повторное превышение.

  • за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч предусмотрено лишение на срок от 4 до 6 месяцев либо как альтернатива штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей (ч. 4 статьи 12.9 КоАП);
  • за превышение скорости на величину более 80 км/ч предусмотрено лишение на срок полгода либо как альтернатива штраф в размере 5 тысяч рублей (ч. 5 статьи 12.9 КоАП);
  • за повторное нарушение любого из пунктов выше предусмотрено лишение на срок в 1 год либо как альтернатива штраф в размере 5 тысяч рублей, но только если нарушение было зафиксировано камерой автофиксации (ч. 7 статьи 12.9 КоАП).


Какие штрафы за превышение скорости?

Как мы уже говорили выше, штрафы за превышение прописаны в статье 12.9 КоАП. Давайте рассмотрим их в удобной таблице.

Могут ли оштрафовать за превышение, если нет таблички фотофиксации?

Вполне. Информационная табличка "ведётся фотофиксация" может применяться вместе со знаком ограничения скорости для информирования водителей о том, что на данном участке может стоять радар для измерения скорости.

Тем не менее, ни ПДД, ни один ГОСТ, ни иные правовые акты не обязывают установку этой таблички, как условие наличия радаров или камеры фотофиксации превышения скорости.

Правда ли, что камеры не увидят превышения, если ехать с огромной скоростью ?

Это частично правда. Камеры фотофиксации Крис-П, например, работают в диапазоне скоростей от 20 до 250 км/ч, и скорость выше 250 км/ч они замерить не могут.

Однако, Автодории имеют гораздо больший диапазон скоростей, работая по принципу, описанному выше - совсем иному, нежели радары мгновенной фиксации скорости.

Кто не любит прокатиться с ветерком? Вопрос риторический. Превышение скорости - это едва ли не самое распространенное нарушение ПДД.

И несмотря на то, что от соблюдения скоростных лимитов напрямую зависит безопасность на дорогах, желание выжать педаль газа до максимума слабее не становится. Разберемся, стоит ли выходить за рамки дозволенного.

Законное превышение?

Глава 10 ПДД «Скорость движения» - азбука любого водителя. Оно и понятно, соблюдать установленные лимиты в прямом смысле слова жизненно необходимо.

Закон требует придерживаться следующих правил: в населенных пунктах ехать на скорости не более 60 км/ч, а передвигаясь по жилым зонам и дворам, не превышать отметку в 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). Вне населенных пунктов на скоростные лимиты влияет масса факторов (п. 10.3-10.4 ПДД):

  • тип дороги;
  • вид + масса транспортного средства;
  • факт буксировки: механических ТС, прицепа;
  • наличие крупногабаритного, тяжеловесного или опасного груза;
  • присутствие в ТС детей;
  • присутствие в кузове грузового авто людей.

Статья 12.9 КоАП РФ неустанно бдит за выполнением установленных правил, наказывая за нарушение оных штрафами и лишением прав. В таблице среди установленных для лихачей санкций вы не найдете штрафа за превышение скоростного лимита на величину не более чем 20 км/ч. Вплоть до 2013 года действовал п. 1 все той же статьи 12.9. КоАП РФ, устанавливающий предупреждение или штраф в размере 100 рублей за поездки на скорости, превышающей установленные лимиты на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч. Целесообразность отмены этой нормы обсуждают до сих пор. Поводов для жарких дискуссий за прошедший период времени было множество, самый главный из них - рост количества аварий из-за любителей прокатиться с ветерком. Но так ли ненаказуем существующий «зазор», как кажется на первый взгляд?

Стоит ли игра свеч?

Пункт 10.1 гл. 10 ПДД содержит формулировку, которая делает скоростное послабление достаточно условным:

« Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства ».

Получается, по факту, водитель всегда должен придерживаться скоростных ограничений. Отклониться в большую сторону от цифр, указанных на знаке, на допустимые 20 км/ч можно, но не из-за того, что дико опаздываешь по важным делам, а, в первую очередь, если полностью уверен, что не спровоцируешь своим поведением ДТП. Поднимая стрелку спидометра, автомобилист должен учитывать целый ряд факторов:

  1. Просчитать остановочный путь, который существенно увеличивается на большой скорости. Нельзя забывать, что в случае возникновения опасности и любой экстремальной ситуации у водителя в запасе должно быть достаточно времени, чтобы сбросить скорость или вовсе остановиться. Одинаково важно думать и об окружающих водителях, которые должны успеть совершить необходимый им маневр, и о пешеходах, ориентирующихся на знаки. Вторым априори тяжело точно определить скорость приближающейся машины.
  2. Изменение угла обзора - еще один немаловажный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Видимость водителя, несущегося на всех парах, снижается в разы, а это значит, что корректно спрогнозировать дорожную ситуацию, увидеть препятствия, помехи справа/слева гораздо сложнее.
  3. Ни в коем случае нельзя игнорировать силу удара при возможном столкновении с пешеходами, другими участниками дорожного движения, препятствиями, которая на скорости многократно увеличивается. Вероятность того, что человек выживет при скорости 30 км/ч, очевидно выше, чем при 80 км/ч, где шансов уже практически не остается.

Выходит, что на водителе лежит огромная ответственность за свое решение ускориться. Если случается авария, то скорость движения будет учитываться далеко не в самую последнюю очередь. В большинстве подобных ДТП назначается автотехническая экспертиза, которая будет устанавливать причинно-следственную связь между случившейся аварией и отклонением от скоростных лимитов. В ходе такого исследования выясняют прежде всего:

  1. Какой была скорость машины в момент торможения?
  2. Можно было бы избежать аварии, если бы водитель соблюдал установленные скоростные лимиты и вовремя начал тормозить?
  3. Успел бы пешеход, велосипедист, другой автомобилист и/или иные участники дорожного движения совершить необходимый маневр, если бы скоростные лимиты были четко соблюдены?
  4. Какие еще факторы повлияли на аварию: освещение, погода, состояние дорожного полотна, машины, шин, направление движения и т.д.?
  5. Проанализировал и учел ли водитель все сопутствующие факторы, прежде чем разогнаться?

Эти наводящие вопросы должны определить главное - можно было бы избежать ДТП, если скорость автомобиля четко совпадала с установленной на конкретном отрезке трассы цифрой. Понятно, что целый комплекс довольно неоднозначных и противоречивых факторов, помноженный на превышение скорости, пусть и на законодательно допустимую отметку, могут сделать из водителя нарушителя. Доказать обратное будет крайне непросто. Поэтому, прежде чем воспользоваться имеющимся люфтом, нужно хорошо взвесить все «за» и «против», ведь в случае аварии поблажек ждать не стоит.

Оказаться виновным можно именно из-за превышения скорости. А это значит,что страховая компания откажет в выплатах. При самом лучшем раскладе придется самому ремонтировать не только свое, но и чужое авто, а в худшем - не избежать летального исхода. Получается палка о двух концах. Превышать, как говорится, можно, если осторожно. Идя на ускорение, нельзя забывать, что 5–10 минут, которые так стремятся выиграть некоторые водители, могут стоить кому-то жизни. По сути, скоростной «зазор» не снимает вины за возможные последствия.

Без вины виноватый

Бывают случаи, когда водитель проявляет добросовестность и соблюдает скоростные ограничения, но показания мобильного комплекса фиксации накидывают лишний километр, который может в итоге привести к лишению прав. Прежде чем безоговорочно соглашаться с показаниями прибора, не забывайте, что у него может быть погрешность, и попросите предъявить сертификат на радар (п. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). В этом документе как раз и содержится информация о погрешности прибора, а также данные о метрологической поверке.

Вполне возможно, что с учетом погрешности вам удастся настоять на отсутствии нарушения либо, если оно все-таки было, переквалифицировать его в менее строгое. Ну и, конечно, попросите инспектора предоставить доказательства того, что показания относятся именно к вашему автомобилю. Для этого нужно запротоколировать, как именно инспектор совершал измерения: зафиксировать скорость и расстояние до машины в момент ее определения. Если манипуляции происходили, скажем, через стекло машины ДПС, то вероятность получить неточные данные увеличивается. Поэтому с особой тщательностью подойдите к составлению протокола и проверке самого измерительного прибора.

Европейский опыт

Логично, что заядлых автомобилистов-путешественников не меньше тревожит вопрос скоростных лимитов в Европе и возможность всласть насладиться скоростью без штрафов. Но пыл все-таки придется поумерить.

В европейских странах предусмотрены ограничения скоростного режима как внутри, так и вне населенных пунктов, а также на автомагистралях. Скорость движения по населенному пункту в Европе, как правило, ограничена 50 км/ч (если нет других знаков). Максимально разогнаться можно, пожалуй, только на знаменитых автобанах Германии, и то если нет запрещающих знаков. При этом даже на скоростных трассах Германии есть рекомендованная отметка в 130 км/ч. На отдельных участках автобанов могут устанавливаться ограничения скоростного режима.

Допустимые пределы превышения скорости в Европе отсутствуют, то есть превышение в 1 км/ч уже может стать критичным. Штраф светит, если превысил на 1–3 км/ч с учетом погрешности радара. А уж о бесплатном «зазоре» в +20 км/ч и мечтать не стоит (причем уже начиная с территории сопредельных стран СНГ, той же Белоруссии).

***

Соблюдать скоростной режим крайне важно не столько, чтобы защитить себя от возможных штрафов или лишения прав, сколько для безопасности окружающих и своей собственной. Каждый раз, решаясь на превышение, оценивайте дорожную ситуацию и помните, что, по сути, бесплатный «зазор» не спасет вас от вины за аварию, которую можно спровоцировать своей неосторожностью.


Ежегодно, по статистическим данным, в нашей стране 40-50% дорожных происшествий происходит по причине превышения скорости движения .

Такое же положение наблюдается и в других странах. По данным из США, более 50% происшествий со смертельным исходом совершается при скоростях 80-100 км/ч и выше . Причем с увеличением скорости возрастает тяжесть последствия и ущерб от дорожных происшествий. Так, при скорости 60 км/ч на 100 вовлеченных в дорожно-транспортные происшествия автомобилей приходится 30 пострадавших, а при скорости 120 км/ч — в 4 раза больше.

Зависимость кол-ва пострадавших 1 и размера материального ущерба 2 от скорости движения (данные США)

Если скорость движения увеличить на 40 км/ч по отношению к средней, то вероятность появления дорожного происшествия возрастет в 10 раз . Это и понятно, так как водитель должен обгонять всех, движущихся медленнее его. Заметим при этом, что порой выигрыш во времени оказывается просто ничтожным по сравнению с опасностью быстрой езды. Всего 3 мин выигрывает водитель на каждые 10 км пути, переходя от средней скорости, равной 60 км/ч, к скорости 100 км/ч. Выигранные минуты могут обернуться тяжелым дорожным происшествием.

Неоспоримые преимущества спокойного стиля езды можно проиллюстрировать результатами одного из экспериментов, которые время от времени проводятся в различных странах.

Эксперимент

На участке в 1500 км двум водителям предстояло проехать по одному и тому же маршруту. Задача первого водителя, проехать маршрут на максимальной скорости, не нарушая правил движения и выполняя требования всех дорожных знаков. Задача второго водителя, проехать маршрут в режиме транспортного потока. По ходу эксперимента, движение первого водителя было очень неравномерным (рис. 1а), ему часто приходилось резко тормозить, в пути он несколько раз попадал в аварийные ситуации. Движение второго автомобиля составляло не более 110 км/ч (рис. 1б).

Рис. 1. Изменение скорости движения во время экспериментального проезда по одному из участков маршрута: А — первый водитель; Б — второй водитель.

Таблица 1.

Результаты эксперимента

Сказанное выше подтверждает вывод о том, что надо уметь организовать свою поездку так, чтобы не было спешки .

Можно прочесть лишь один абзац пункта 10.1 Правил дорожного движения и ответ найдётся сразу. Там все ясно написано, что скоростные ограничения нарушать не следует. Кроме того, в силу неких ситуаций на дороге, иногда следует даже снизить скорость, для возможности лучшего контроля за машиной при плохих погодных условиях либо когда дорожное покрытие находится в плачевном состоянии.

Говоря простым языком, в законе я не смог найти ничего, что разрешало бы мне нарушать скоростной режим, да ещё и прибавлять скорость умышлено до + 20 километров в час. Суть тут другая – оштрафуют ли за такое нарушение? Нет. Однако тут спорный вопрос. Предположим я превысил скорость на 20 километров и попал в ДТП. Пострадали люди, машины сильно испорчены. В такой ситуации меня признают виноватым, потому что я нарушил правила дорожного движения.

Это совсем не пустой звук. В судах множество дел на такую тему. Подтвердить такое нарушение будет очень легко. Осуществляется автотехническая экспертиза – она очень точно покажет действительную скорость движения автомобиля. Случались ситуации, когда водитель превысил скорость всего лишь на 10 км/час, но его признавали виновным. Официально было подтверждено нарушение ПДД, после чего автомобиль попал в ДТП.

Такие проверки производятся обязательно, в случае наезда на пешехода. И это очень даже обоснованно. Потому что если бы водитель не превышал скорость, то смог бы не допустить дорожного происшествия и пешеход был бы цел. И никого не будет волновать, что человек пытался перейти дорогу в неправильном месте. Потому что признается виновным именно тот человек, который превысил допустимую скорость на данном участке дороги.

Подведем итог

Можно тешится, что ничем не чревато превышение скорости на 20 километров в час, пока это не повлечёт за собой серьёзное ДТП.
Если возникнет такая ситуация, то вина водителя будет очень быстро доказана. Таким образом можно попасть в тюрьму, или в лучшем случае, компенсировать убытки пострадавшей стороне, а потом восстанавливать свое авто.

Чаще всего превышение скорости на двадцать километров в час не предоставляет значительных привилегий. В лучшем случае водитель приедет на несколько минут раньше. Логично, что из-за этих минут не следует рисковать своей и чужой жизнью.