Комментарии эксперта к спорным моментам в пдд. Гибдд говорит, показывает и штрафует

На вопросы читателей о спорных ситуациях на дороге и в трактовке правил дорожного движения отвечает автоэксперт "Российской газеты" Владимир Баршев.

После вчерашнего

У меня такая история: инспектор ДПС почувствовал запах изо рта, я дунул в алкотестер, аппарат показал повышенный результат, но я был трезв!!! Да, не скрою наконуне выпивал, но в тот день нет. Прибор НЕ выдал бумажного носителя с результатами, как того требует закон, самое интересное инспектор не предложил мне пройти мед.освидетельствование, составил акт, протокол, я конечно все подписал, я же своими глазами видел что прибор показал и понятые были. Забрали права, отправили машину на штраф-стоянку.

Как вы считаете есть ли у меня шанс вернуть права в такой ситуации и где сотрудник ДПС ошибся?

Владимир

Алкоголь выводится из организма очень долго. Если было выпито много, то на следующие сутки за руль лучше не садиться. Но в вашем случае очень много вопросов.

  • Был ли составлен Акт о проверке на состояние алкогольного опьянения? Если да, то к этому документу в обязательном порядке должна прилагаться распечатка показаний алкотестера.
  • Если нет, то на основании чего оформлен протокол?
  • Совершенно непонятно, зачем вы подписывались под "липовым" протоколом?

Процедура выглядит следующим образом. Если у инспектора есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения, то он может предложить ему пройти освидетельствование на алкогольное опьянение . То есть предложить дыхнуть в алкотестер. Этот прибор должен быть занесен в постовую ведомость и поверен. Документ о поверке прибора инспектор обязан предъявить по первому требованию. Разрешены для применения только приборы с функцией распечатки результатов.

Действительно, проверка водлителя на трезвость должна проводится в присутствии двух понятых. Но это не отменяет одного из главных требований: показания прибора в распечататнном виде прикрепляются к протоколу. Если водитель не согласен с результатами, он может потребовать проведения медицинского освидетельствования. Направить на него могут тоже только в присутствии двух понятых. Примечательно, что врачи теперь тоже должны учитывать количественные показания алкотестера. До 0,3 промилле - трезв. 0,3 и выше - пьян.

Вся процедура четко прописана в административном регламенте ДПС, вступившем в силу с 1 сентября этого года.

Обгон по встречной

Здравствуйте! В выходные ездил по трассе в другой город. Обратил внимание, что пунктирная разметка чередуется со сплошной (дорога всего 2 полосы). Естественно, приходилось обгонять фуры и другой транспорт. Начинаю обгон в зоне пунктирной, а заканчивать иногда приходится в зоне, где уже сплошная. Как трактуется такая ситуация? На этапе начала обгона не видно, что пунктирная где-то сменится на сплошную.

С уважением, Александр

На трассе Нижний Новгород - Саранск, примерно 65 километр, стоят знаки, которые, на мой взгляд, противоречат друг другу. При спуске с левой стороны я видел знак 3.21 (конец зоны запрещения обгона), а справа буквально через 5-10 метров знак 3.20 (обгон запрещен). Мой вопрос заключается в следующем: считать ли водителя, который начал обгон согласно знака 3.21 и за обгоняемой машиной не заметил знак 3.20, нарушителем и лишать его прав?
А может, это специально для прикорма ДПС поставлено? Тем более, что разметки на данный момент на дороге не видно (снег). А внизу, в конце спуска, стояли 2 машины ДПС, которые в бинокль наблюдали за тем, как происходит движение именно на этом участке. Я пожалел только об одном, что нет с собой видеокамеры, а то можно было бы это показать.

Исполатов Александр

Если знак, запрещающий обгон, стоит всего в 10 метрах от знака, который отменил это запрещение, то, скорее всего, эти знаки установлены с нарушением ГОСТа. В суде это можно доказать. В вашем случае свою роль сыграло и то, что не видно разметки. И это уже более серьезный аргумент. Еще 30 июня 2008 года всем подразделениям ГИБДД было направлено указание начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Кирьянова № 13/6-120, в котором говорится, что в случае возникновения споров, когда линии разметки противоречат знакам, ситуацию трактовать в пользу водителя.

Имеет ли право инспектор, принимающий практический экзамен, отказаться принимать его у беременной, находящейся на 8 месяце. Медкомиссия имеется, допуск в ней стоит. Имеет ли он право требовать справку от гинеколога о допуске на практический экзамен в ГИБДД?

Колле Василиса Васильевна

Не имеет!

Освидетельствование

Здравствуйте. Подскажите, имеет ли право инспектор ДПС проводить освидетельствование в машине ДПС?

У вас было право потребовать, чтобы он освидетельствовал вас на улице. В любом случае алкогольное освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Они тоже были в машине ДПС?

Пешеходный переход

Прошу разъяснить пункт правил 4.3 ПДД. Со мной произошла ситуация: переходил улицу на перекрестке по линии тротуара, меня остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф 100 рублей, хотя в пункте 4.3 сказано, что можно переходить дорогу на перекрестках. Пояснения: перекресток "Т" образный. Через одну из дорог есть пешеходный переход (не через ту, что я переходил). Инспектор сказал, что нужно было пойти до перекрестка, на котором есть светофор (500 метров есть регулируемый перекресток), перейти там на другую сторону дороги, по ней дойти до нужного мне перекрестка и перейти его по пешеходному перекрестку.

Змеев Алексей Владимирович

Если переход был в зоне видимости, то вы должны были переходить дорогу именно по нему.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Если перед выездом на дорогу с односторонним движением нет никаких знаков и водитель не знал, что впереди дорога с односторонним движением, следует ли наказывать водителя лишением прав за выезд на эту дорогу? Спасибо.

Сарафанов А.И.

Если при выезде на нее не висит "кирпич" - это вопрос к организации дорожного движения. А инспектор должен в первую очередь убедиться, если знаки, и указать это в протоколе.

Выезд под кирпич

Выехала непреднамеренно с паркови под кирпич направо по направлению движения, ИДПС квалифицировал, как выезд на "встречку", хотя на схеме явно видно, что по направлению движения. В разъяснениях В. Кузина об этом не говорится, что делать?

Серая Л. В.

Если там, где висел "кирпич", не было устроено одностороннее движение, то выезда на встречную полосу не было. И ваши действия должны квалифицироваться, как нарушение знака. Статья 12.16 КоАП.

На примерах "типовых" нарушений ПДД в картинках-схемах ГИБДД отвечает на все сложные и актуальные для водителей вопросы. Например, какой штраф полагается за поворот "не из того ряда", чем грозит выезд "под кирпич" с автозаправки или можно ли ездить по выделенным полосам для маршрутного транспорта.




Прежде инспекторам ГИБДД, инкриминирующим нарушителю «выезд на встречку» на перекрестке, часто приходилось слышать, что на перекрестке встречной полосы не может быть по определению. Теперь может. И выезд на нее грозит потерей прав на 4-6 месяцев.



Обгоны с выездом на полосу для встречного движения на перекрестке — как со светофором, так и без него — также вне закона.


Данными примерами ГИБДД уточняют, что обгон будет караться лишением прав от 4 до 6 месяцев вне зависимости от того, предписан ли запрет знаком, разметкой или и тем, и другим.



А на схеме слева как раз продемонстрирован тот случай, когда знак можно проигнорировать; естественно, при условии, что перед вами действительно . И «право на выезд на встречку» не распространяется на те случаи, когда такого выезда можно избежать, как на схеме справа.



Верховный Суд разъяснил, как ГИБДД следует трактовать нарушения, связанные с движением задним ходом по дороге с односторонним движением. Водители часто использовали такие маневра для объезда «пробок» и часто оставались без наказания. Лазейку прикрыли: теперь езду задним ходом по односторонним дорогам оценили в 5 000 рублей.

Правда, возможность для оправданий у водителей все же осталась, благодаря одной оговорке: «…будет наказываться и движение задним ходом по дороге с односторонним движением без объективных причин . К таковым можно отнести, например, необходимость объезда препятствия или осуществления парковки…» — сказано в разъяснении Верховного Суда. Таким образом, от пойманного за движением задним ходом водителя требуется доказать, что все эти 200 метров он двигался к месту парковки…



Обгон по встречным трамвайным путям и движение «по часовой стрелке» на перекрестке с круговым движением влекут за собой отъем прав от 4 месяцев до полугода. Но теоретически, могут и не отобрать, а назначить штраф в 4 000 рублей, если будет принят и если это будет первый у водителя-нарушителя выезд «на встречку».





Приведенные 4 схемы разъясняют и иллюстрируют ситуацию с поворотом налево или разворотом, которые идет вразрез с требованиями знаков или дорожной разметки.



Схему на левом рисунке также можно отнести к группе из четырех предыдущих иллюстраций. Но рядом с ней мы видим другую схему, нарушение, изображенное на которой, можно было бы наказывать аналогичным штрафом. А необходимость заплатить 100 рублей, как нам кажется, — не будет пугать водителей, создающих помехи двигающимся из левого ряда прямо и налево. Вероятно, что сотрудники ДПС не будут следить за соблюдением такого «незначительного» нарушения, хотя аварии из-за подобных действий водителей случаются часто.


Данное разъяснение может повлечь за собой двойственный эффект. С одной стороны, известны случаи, когда нечистые на руку сотрудники ДПС «грозят» водителям суровыми штрафами за выезд или въезд на заправку под знак «кирпич» или «поворот запрещен». С другой стороны, возможность получить предупреждение или небольшой штраф в 300 рублей будет неважным барьером на пути многочисленных водителей, игнорирующих знаки на бензоколонках и создающих помехи для движущихся во встречном направлении водителей.

По идее, правила дорожного движения, как и любой другой закон, должны быть однозначными и понятными всем. Но это утопия, которая в реальной жизни, наверное, не очень достижима.

На практике в нашей стране спорных и непонятных моментов, связанных с ПДД, более чем достаточно. О них нам постоянно поступают вопросы, поэтому сегодня мы решили разобрать несколько популярных холиваров.

Обгон без разметки

Увы, но далеко не на всех российских дорогах есть разметка. Стерлась сплошная линия, засыпало ее грязью или снегом, не успели нанести разметку на новый асфальт - и дорога из понятной и организованной превратилась в непонятно что. Больше всего в такой ситуации возникает вопросов, а можно ли обгонять. Если стоит знак, то однозначно нет, но часто бывает так, что и знака нет, и разметки никакой, что тогда?

Если дорога очевидно двухполосная, то обгонять можно (если нет других поводов для запрета типа мостов). Сложнее, если полос больше. По идее, на четырехполоске выезд на встречную полосу запрещен, но если разметки нет, то все оценки ведутся на глаз, а это ненадежно, еще нужно замерить и доказать, что действительно полос четыре, а автомобиль выехал на «встречку».

Недавно подобный вопрос рассматривался в верховном суде. Одного водителя оштрафовали на 5000 рублей за якобы незаконный обгон. Автолюбитель дошел до верховного суда, который подтвердил, что без разметки и знаков нельзя штрафовать за выезд на встречку, но и обгон на широкой неразмеченной дороге безнаказанным суд тоже не оставил, а признал водителя виновным по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней). Наказание - штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Это, конечно, не 5 тысяч рублей или лишение прав, но все равно лучше с выездом на «встречку» не обгонять даже на неразмеченной дороге.

Трамвайные пути

Ездить или не ездить по трамвайным путям вопрос не риторический, а юридический. И не всегда однозначный. Очевидно только то, что нельзя выезжать на пути встречного направления, а вот по попутным ездить можно, правда, не всегда, когда захочется, а при выполнении некоторых условий.

Во-первых, пути расположены на одном уровне с проезжей частью. Во-вторых, все полосы в направлении движения заняты. В-третьих, автомобиль не создаст помех трамваю.

Впрочем, в одной дорожной ситуации водитель не то, что может, а обязан пользоваться трамвайными путями - при повороте налево и отсутствии знаков, предписывающих поворачивать не с рельсов. Правда, и в таком случае желательно не создавать помех трамваю, хотя иногда это невозможно сделать физически - ведь нужно пропустить встреченный транспорт. Но это именно что рекомендация - штрафовать в данной ситуации не за что.

Как пропускать спецмашины

Одни принципиально не пускают машины с «мигалками», другие пугаются, тормозя на обочине, едва спецавтомобиль покажется в зеркалах. Но это крайности, пропускать приоритет имеет также транспорт, которые машины с проблесковыми маячками сопровождают. Как такие определить? Внешних примет кроме включенного ближнего света ПДД не дают. Учитывая, что сейчас почти все ездят с ближним, можно сказать, что никак. Но обычно водители таких автомобилей ведут себя агрессивно и опознать их в потоке труда не составит.

Касаемо спецмашин есть одно популярное заблуждение - что включенная мигалка дает водителям таких машин дополнительные права. Это не так, такие права появляются только при включенной сирене. Без сирены такие машины имеют право отступать лишь от некоторых пунктов Правил при выполнении «неотложного служебного задания». Однако приоритета над другими участниками движения в этом случае нет. Считайте, таким образом спецавтомобиль просто обозначает себя в потоке.

Как пропустить пешехода

Недавние споры по поводу ужесточения наказание за непропуск пешехода на переходе всколыхнул давнюю проблему - нередкие попытки гаишного «развода» за такие нарушения. Мол, нужно останавливаться как только пешеход вступил на «зебру». Но это не так. В ПДД сказано, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Поэтому останавливаться, чтобы обеспечить пешеходу приоритет, надо далеко не всегда. Иногда достаточно замедлиться, или, убедившись, что траектории не пересекаются, ехать со своей скоростью. Если кто-то вас попытается за это оштрафовать, то это будет неправильно.

Но при этом нужно смотреть внимательно на действия соседей по потоку. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. В таком случае наказание будет справедливо, ведь пешеход может скрываться за машинами.

Уважаемые читатели, а в вашей практике были случаи, когда вы страдали от неоднозначной трактовки ПДД? Расскажите об этом в комментариях.

Главное управление ГИБДД выпустило плакаты-пособия для решения спорных ситуаций на дороге

Такие плакаты ГИБДД выпускает регулярно: стоит только поменяться ПДД или Кодексу об административных правонарушениях, как возникает необходимость в наглядном разъяснении возможных спорных ситуаций. При этом специалисты автоинспекции при составлении таких пособий также учитывают постановления Верховного суда, которые позволяют судьям и другим должностным лицам правильно трактовать двусмысленные моменты, возникающие на дороге. В итоге получаются наглядные рисунки, позволяющие понять, какое наказание ждет нарушителей за разнообразные проступки.

Нынешняя версия плакатов, которые на прошлой неделе поступили в каждое подразделение ГИБДД, подготовлена, чтобы разъяснить недавнюю «реформу» вышеупомянутого Кодекса. Напомним, 1 января текущего года наказания за некоторые нарушения ПДД изменились, а следующее «затягивание гаек» (его составители пособия также учли) состоится через четыре месяца — 1 июля. Мы публикуем не только оригинальную версию рисунков, но и приводим комментарии нашего постоянного консультанта, инспектора ГИБДД Александра Маслова, который пояснил ключевые моменты каждой схемы.

1.1. Комментарий ГИБДД: «Ключевым является тот момент, что водитель не просто выезжает на полосу, предназначенную для маршрутных транспортных средств, а на полосу для такого транспорта, движущегося во встречном направлении».

1.2. Комментарий ГИБДД: «Весьма распространенная ситуация с очевидным наказанием: движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав».

1.3. Комментарий ГИБДД: «Уточним: хотя имеется знак «Въезд запрещен», выездом на «встречку» такое движение не считается, поскольку маршрутный транспорт движется в попутном направлении. Отсюда и наказание только в виде штрафа».

1.4. Комментарий ГИБДД: «Важное отличие — на схеме машина движется задом. Но даже если автомобиль въехал под «кирпич» задним ходом или «пятится» навстречу потоку без объективных причин, водителю грозят самые жесткие санкции».

1.5. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание на размеры штрафов. Если сейчас выехать на автобусную полосу «стоит» 300 рублей, то с 1 июля за такую провинность придется выложить 1500 рублей, а в столицах — 3000».

1.6. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание, что ни знаков, ни разметки, определяющих движение по полосам нет, поэтому наказание — 100-рублевый штраф за «невыполнение требования занять крайнее положение на проезжей части».

1.7. Комментарий ГИБДД: «Совершенно очевидная ситуация. Этот рисунок — скорее, очередное напоминание, что такой маневр однозначно карается лишением прав. Обгон по трамвайным путям попутного направления разрешен».

1.8. Комментарий ГИБДД: «Если есть знаки «Направление движения по полосам» или соответствующая разметка, то придется заплатить немалый штраф. Если нет ни знаков, ни разметки, то водителю грозит максимум 100 рублей штрафа».

2.1. Комментарий ГИБДД: «Здесь важно уточнить, что водитель не выезжает на «встречку», а просто поворачивает налево вопреки требованиям знака. Также заметим, что машина не будет двигаться навстречу одностороннему движению».

2.2. Комментарий ГИБДД: «Тоже ничего принципиально нового. Просто напоминание, что движение на круговом перекрестке «против часовой стрелки» не является «нарушением требований знаков», а считается выездом на «встречку».

2.3. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание, что на рисунке изображен только знак, запрещающий разворот, а сплошной линии разметки нет. Но даже если бы «сплошная» была, наказание остается неизменным — штраф».

2.4. Комментарий ГИБДД: «Есть сплошная линия разметки, запрещающих обгон знаков нет. Все очевидно: обгонять нельзя, за нарушение придется отдать водительское удостоверение. Про обгон тихоходов составители приводят отдельный рисунок».

2.5. Комментарий ГИБДД: «Это очень важный момент, который раньше вызывал много споров. Как наказывать водителя за въезд «под кирпич» на заправку, лишением прав или штрафом? Теперь понятно — 300-рублевым штрафом за несоблюдение знаков».

2.6. Комментарий ГИБДД: «Если раньше поворот «под стрелку» через сплошную линию разметки можно было трактовать, как объезд препятствия (за это нарушителю грозит только штраф), то теперь — никаких поблажек и однозначное лишение прав».

2.7. Комментарий ГИБДД: «Хорошо, что такая схема появилась — многие инспекторы и судьи ранее трактовали такой маневр, как обгон, за что водитель лишался прав. Хотя сама ситуация по-прежнему абсурдна: если по-другому проехать никак нельзя?»

2.8. Комментарий ГИБДД: «Любителям «срезать» повороты придется ходить пешком, поскольку, согласно ПДД, «при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не должно оказаться на стороне встречного движения».

3.1. Комментарий ГИБДД: «Ни выезда на «встречку», ни въезда на одностороннюю дорогу нет, поэтому — только штраф. Обратите внимание, что маневр запрещают и знак, и разметка, хотя вполне достаточно чего-то одного».

3.2. Комментарий ГИБДД: «Как видите, на пересечение с односторонней дорогой тоже можно разворачиваться и такой маневр не посчитают выездом на встречную полосу независимо от выбранной водителем траектории».

3.3. Комментарий ГИБДД: «Очень распространенный случай — разворот через «сплошную». Ничего принципиально нового здесь не изображено, просто напоминание, что такой маневр наказывается штрафом, а не лишением прав».

3.4. Комментарий ГИБДД: «Чтобы не оказаться на полосе встречного движения, водителю нужно выехать за середину перекрестка, поскольку имеется два пересечения проезжих частей, и только затем осуществить маневр. Иначе — лишение прав».

3.5. Комментарий ГИБДД: «Снова придется повторить: важно, чтобы полоса, на которую выедет автомобиль после проезда перекрестка не была предназначена для встречного движения. Иначе вместо штрафа — лишение».

3.6. Комментарий ГИБДД: «Термин «тихоходное транспортное средство» не должен вводить в заблуждение! Чтобы сохранить права, помните, что ни медленный грузовик, ни трактор или комбайн без соответствующего знака тихоходами не являются».

3.7. Комментарий ГИБДД: «В данном случае такой маневр считается выездом на «встречку», поэтому и наказание соответствующее. Если бы дорога, по которой движутся машины, была главной — другое дело».

3.8. Комментарий ГИБДД: «Распространенная ситуация — знаки, запрещающие обгон, имеются, а разметки нет. Естественно, в данном случае обгонять попутную машину нельзя, за нарушение придется отдать водительское удостоверение».

3.9. Комментарий ГИБДД: «Учитывая строгость наказаний, рекомендую всем водителям перечитать главу ПДД «Обгон, опережение, встречный разъезд» — там указаны и другие случаи, когда за обгон можно расстаться с правами».

3.10. Комментарий ГИБДД: «Движение по разделительным полосам запрещено, но наказывается не лишением прав, а сравнительно небольшим штрафом — 500 рублей. Если разделительная окажется встречной, наказание будет другим».