Материальная помощь малообеспеченным семьям. Какие семьи попадают под категорию «малоимущих»? Дополнительные льготы детям

Если семья находится в затруднительном финансовом положении, она вправе рассчитывать на государственную помощь в виде социальных льгот и материальных пособий. Для этого, прежде всего, необходимо чтобы ее признали "малоимущей". Основным критерием, по которому это будет определяться, является среднедушевой доход семьи, а мерилом - прожиточный минимум, установленный в регионе проживания семьи (или же тот, что установлен непосредственно Правительством РФ). То есть, если первый показатель окажется ниже стоимостной величины минимального набора благ, необходимого для жизни, то такая семья получает незавидный статус, но дающий право на некоторые льготы, если после проверки социальными органами этот факт подтвердится.

В противном случае, если соответствующее заявление было подано, а при проверке обнаружились скрытые от государства доходы, то это чревато уголовной ответственностью, поскольку с этим не шутят. Также, стоит заметить, что по закону от 2003-ого года подобный статус может получить и один гражданин, не состоящий в браке.

Как правильно рассчитать среднедушевой доход

Поскольку выявление дохода семьи будет производиться не просто так, то прежде необходимо выяснить величину прожиточного минимума, которая утверждена на законодательном уровне в данном периоде (поскольку расчет потребительской корзины проводится каждый квартал). После выяснения этой стоимостной оценки можно сосредоточиться на расчете ключевого показателя.

Для этого необходимо определиться с тем, кто может входить в состав исследуемой семьи. И, прежде всего, здесь должны иметь место родственные связи. Также непременным условием является то, что все члены семьи должны вести совместное хозяйство, то есть, проживать под одной крышей. Если по факту, указанные лица с семьей не проживают или находятся на материальном обеспечении РФ, то и в составе им не место. К слову о тех, кого государство финансово содержит.

К ним относятся следующие категории граждан:

Призывники на срочной службе, а также военнослужащие, проходящие обучение в профильных организациях и образовательных учреждениях;

Лица, отбывающие срок в местах ограничения свободы;

Граждане, которым судом назначено принудительное лечение;

А также лица, которым государство предоставляет полное обеспечение.

При расчете дохода должны учитываться все денежные и натуральные поступления вышеуказанных членов семьи за отчетный квартал. В частности, Постановлением Правительства РФ от 2003 г. утвержден следующий перечень возможных доходов:

Заработная плата (в том числе, премии, проценты и т.д.);

Доход, в виде арендной платы;

Банковские проценты по вкладам;

Выходное пособие при увольнении;

Бюджетные выплаты социальным слоям населения (будь то пособия, пенсии или стипендии);

Алименты;

А также оплата по гражданско-правовым договорам.

Все поступления суммируются и делятся на количество квартальных месяцев, после чего этот ежемесячный доход рассчитывается на одного среднего члена семьи все тем же методом деления. Собственно, это всё. Однако, нужно быть готовым к тому, что этот показатель будет пересчитываться каждый квартал, поскольку он привязан к перерасчету же ежеквартальной потребительской корзины. То есть, даже уже признанной как малоимущей семье, необходимо будет периодически это подтверждать.

Виды социальных льгот и пособий

После подтверждения уже упомянутого статуса, можно смело узнавать в органах защиты населения о том, на какие виды социальной помощи семья может рассчитывать. Зачастую, она носит региональный характер, поэтому на территории того или иного субъекта РФ может незначительно отличаться. Сюда входят как денежные выплаты в виде материальных пособий, так и натуральная помощь, а также различные льготы. Размер выплат определяют властные органы каждого конкретного субъекта РФ.

Список возможных видов соцпомощи в отдельно взятом регионе России:

Единовременное пособие, то есть, то, которое выплачивается лишь один раз;

Ежеквартальное пособие, выделяемое каждый раз после проверки и подтверждения статуса "малоимущей" семьи;

Компенсация коммунальных услуг ЖКХ;

Социальное пособие для многодетных семей;

Ежемесячные выплаты на несовершеннолетних детей;

Выплаты, связанные с поступлением ребенка в общеобразовательную среднюю школу (в частности, компенсация на приобретение школьной униформы и минимального ученического набора);

Дополнительные компенсационные или региональные выплаты.

А также,

Льготная оплата содержания детей в садиках;

Льготы, предоставляемые на детское питание (например, безвозмездный отпуск молока для детей не достигших трех лет или бесплатное питание в общеобразовательных школах);

Льготы на медицинское обслуживание или безвозмездное лечение медицинскими препаратами многодетных семей;

Проездные детские льготы, действующие в общественном транспорте.

Однако, здесь стоит отметить, что в большинстве случаев потребуется подтверждение или выполнение ряда условий: будь то наличие обозначенного количества детей или же факта сиротства.

На федеральном же уровне действуют несколько иные виды социальной поддержки:

- государственная помощь в виде жилищной субсидии, которая предоставляется на два квартала. Ее объем регламентируется соответствующей статьей ЖК РФ и предполагает компенсацию расходов малоимущей семьи на коммунальные услуги, если их размер превышает 22% от общего дохода. То есть, будут производиться специальные расчеты;

- налоговое послабление , в виде освобождения от налогообложения доходов членов малоимущей семьи, что также регламентируется конкретной статьей НК РФ;

- бесплатные консультации юристов , а также представление интересов малоимущих семей в судебных учреждениях, которые возможно получить благодаря закону "О бесплатной юридической помощи в РФ";

- студенческие льготы в виде возможного отсутствия конкурса при поступлении в ВУЗ или компенсации части расходов, что подпадает под соответствующий Приказ Министерства образования и науки РФ.

В частности, для получения этих льгот понадобится выполнение следующих условий:

абитуриент не должен быть старше 20 лет, достаточно умен, чтобы набрать минимум баллов по ЕГЭ, а также быть сиротой с одним родителем-инвалидом 1-ой группы.

Как получить пособие малоимущим. Порядок предоставления социальной помощи государством

Она предоставляется по месту жительства малоимущей семьи, для чего прежде следует написать соответствующее заявление в местные органы социальной защиты и предъявить все документы.

В числе необходимых документов могут значиться такие, как:

Удостоверяющие личность и прописку;

Подтверждающие наличие родства ее членов (то есть, определяющие состав малоимущей семьи);

Трудовая и медицинская книжка;

Справка о доходах каждого члена семьи или принадлежащем им имуществе.

От момента подачи заявления и до его утверждения зачастую проходит от 10 до 30 дней.


Какие семьи признаются малоимущими Чтобы определить основания для отнесения к льготной категории, для начала следует разобраться с составом самого семейства. По законодательству у любой семьи есть право на преференции для малоимущих и от полноты семейного состава это не зависит. Членами семейства рассматриваются:

  • родители, включая усыновителей;
  • ребенок (дети), в т.ч. приемные;
  • супруги;
  • бабушки и дедушки;
  • пасынки (падчерицы);
  • мачеха (отчим);
  • опекуны, попечители.

Малоимущими могут быть признаны и бездетные супруги, бабушка, воспитывающая внука, и одинокий усыновитель. Если семейная пара, находясь в официальном браке, проживает раздельно или, напротив, у проживающих совместно граждан официальный брак не зарегистрирован, то получить единовременное пособие малоимущим семьям не получится.

Размеры и виды материальной помощи от соцзащиты в 2018 году

В настоящий момент единовременная материальная помощь доступна следующим категориям граждан:

  1. 1. Ветераны ВОВ могут получить небольшую адресную материальную помощь на стоматологическое протезирование, приобретение незаменимой бытовой техники, замену сантехники.
  2. 2.

    Нуждающиеся пенсионеры, семьи пенсионеров (при условии, что среди членов семьи нет трудоспособных) могут рассчитывать на получение средств для проведения ремонта в месте проживания. Выплата производится на основании составленного акта об осмотре помещения.

  3. 3.
    Матерям-одиночкам, воспитывающим детей. При этом ребенок должен быть первым, не старше 6 мес. и доход матери не превышать прожиточный минимум. Помощь осуществляется адресно, на необходимые для ребенка приобретения.

Какая существует адресная помощь малоимущим семьям в россии

В 2018 году ее реализация идет при помощи специалистов соцзащиты и Центра занятости. Как получить помощь многодетным семьям Претендентами на помощь от государства в 2018 году могут стать и многодетные семьи.
Оказание им поддержки происходит несколькими путями – в виде льгот, пособий и выплат один раз в год. Например, в ряде регионов многодетным семьям перед 1 сентября перечисляют средства на сборы детей в школу.


Обязательным условием является воспитание всех детей в семье, а не в специальных детских учреждениях. Федеральным законом предусмотрены субсидии многодетным семьям в виде снижения ежемесячных коммунальных платежей, детских пособий, выплатам мамам (они приравниваются к работающим и могут получать 1 МРОТ до исполнения самому младшему ребенку 16 лет).

Как назначается единовременная выплата малоимущим семьям

Материальная помощь малоимущим одиноким гражданам и семьям Одним из документов, гарантирующих господдержку лицам с низким доходом, является Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно статье 7 закона, получить ее может одинокий малоимущий гражданин или малоимущая семья, если среднедушевой доход на каждого гражданина ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.


Чтобы понять, может ли семья (отдельный гражданин) претендовать на господдержку, надо подсчитать, сколько денег приходится на каждого ее члена в последние три месяца. Учесть все доходы поможет перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 20.08.2003 № 512.

Отметим, что на федеральном уровне установлены только общие нормы поддержки малообеспеченных. Конкретный набор соцуслуг, льгот и пособий, а также порядок их выплат утверждают региональные власти.

Материальная помощь малоимущим семьям

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, доход семьи которых не превышает 1,5 прожиточного минимума в данном регионе.

  • 5. Женщинам, родившим двоих (или более) детей.
  • 6.

    Беременным на сроке до 12 недель.

  • 7. Матерям при рождении ребенка (получить можно в течение 6 мес. после рождения).
  • 8. Семьям, взявшим на воспитание ребенка (усыновление, попечительство).
  • 9.

    Семьям, взявшим на воспитание ребенка-инвалида до 7 лет.

    Дополнительный список тех, кому положены единовременные пособия от государства:
  1. 1. Женам военнослужащих, проходящих службу по призыву, находящиеся в состоянии беременности на сроке от 180 дней.
  2. 2.
    Вдовцы/вдовы/дети умерших участников ВОВ могут претендовать на выплату для обустройства могилы.

Льготы и пособия малоимущим семьям в 2018 году

Нормативно-правовая база Основным законодательным документом, который регулирует вопросы социальной поддержки на государственном уровне, служит Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Этим регламентом определены критерии нуждающихся в мерах такого субсидирования, категории лиц, список льгот, на которые они могут рассчитывать.

Законом установлено, что семейство, претендуя на разные преференции от государства, обязано подтвердить факт малообеспеченного уровня жизни. Документ определяет понятие трудной жизненной ситуации как обстоятельства, усугубившие условия жизни и деятельности россиянина, с последствиями которых справиться самостоятельно он не в силах.

Претендент на выплату должен представить доказательства ситуации финансовой нужды, наступившей по независящим от человека причинам – болезнь, травма, инвалидность, утрата имущества и пр.

Как работает адресная материальная помощь малоимущим семьям в 2018 году

Дополнительно, в зависимости от вида запрашиваемой для получения помощи, необходимо собрать:

  • свидетельство о рождении;
  • справка на ребенка, выданная ЗАГСом, форма 24;
  • справка на ребенка, выданная ЗАГСом, форма 25 (при неподтвержденном отцовстве);
  • справка о том, что второй родитель не получал данной выплаты;
  • копия трудовой книжки;
  • справка о составе семьи, форма 9;
  • удостоверение пенсионное/инвалидное;
  • пакет документов, подтверждающих малообеспеченность семьи (справки о доходах всех членов);
  • справку о беременности;
  • удостоверение ветерана ВОВ;
  • документ о разводе и/или лишении родительских прав;
  • документы об усыновлении или взятии ребенка (нескольких детей) на попечение.

Полный список необходимых справок и копий в каждом конкретном случае можно получить в месте их подачи.

Какая материальная помощь полагается малоимущим семьям?

Самый распространенный вариант – денежная выплата, адресованная и перечисленная просителю, но возможна и единовременная помощь в виде гранта на обучение, в натуральном выражении (медикаменты, продукты питания, предметы первой необходимости). Кому положена Как было указано выше, единовременная социальная льгота не зависит от семейного состава.

При этом как привилегированные, первоочередные соискатели рассматриваются многодетные и одинокие родители, пенсионеры, инвалиды. Обязательное требование для назначения выплат – должна иметься постоянная регистрация (прописка) всех членов по одному адресу, то есть все лица обязаны проживать в одной квартире/доме.

Единовременная материальная помощь от государства – условия получения

Внимание

ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Чтобы оценить сложность жизненной ситуации граждан, формируется специальная комиссия, которая обследует условия проживания.


Инфо

Соцзащита вправе проверить:

  • место жительства/пребывания;
  • доходы;
  • степень родства;
  • право принадлежности имущества.

Итоги расследования протоколируются. Акт отражает получаемые ранее выплаты и результат расчета среднедушевого дохода на человека, исходя из многочисленности семейства.


Если определенная средняя сумма получается ниже прожиточного минимума региона проживания, то основания для отнесения к малообеспеченным лицам есть.

Например, если доход семьи равен половине прожиточного минимума региона проживания, то каждый месяц будут производиться начисления в размере 150 рублей на каждого члена из этой малоимущей семьи. Кроме этого, со стороны государства полагается и материальная помощь в размере 1500 рублей, которая выплачивается один раз в год.

Если малоимущая семья воспитывает детей до 18 лет, то на их питание государства ежемесячно выделяет сумму 450 рублей. Такая помощь выплачивается до совершеннолетнего возраста, но если ребенок поступил в высшее учебное заведение, ее продлевают еще на 5 лет.

Материальная помощь малоимущим семьям позволяет им, также получать и ряд иных выплат и пособий. Например, материнский капитал, льготы для многодетных семей и т.д.

Разовая материальная помощь малоимущим семьям от соцзащиты

  • собрать пакет необходимых документов, перечень которых уточнить у сотрудников уполномоченных органов.

    Поскольку в предоставлении помощи может быть отказано из-за отсутствия той или иной бумаги;

  • со всей документацией обратиться в службу социальной защиты или многофункциональный центр.

За дополнительной информацией или разъяснением каких-либо тонкостей данного вопроса обязательно стоит обратиться к специалистам, чтобы не получить отказ в предоставлении адресной помощи. Правовая база Основным законом, который на федеральном уровне регулирует вопрос предоставления адресной помощи, является закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Чтобы семья была признана малоимущей, доходы в этой ячейке общества на 1 члена семьи не должны превышать установленного законодательством уровня.

Какие виды доплат и льгот включает материальная помощь малоимущим семьям от государства?

Признать семью малоимущей смогут, если общий доход семьи, разделенный на число членов семьи, выйдет меньше минимального прожиточного уровня, принятого в регионе проживания.

Это будет означать, что средний доход мал, средства скудные, и государство таким семьям помогает.

Но факт принадлежности к числу малоимущих должен быть установлен и зафиксирован государственными службами, для этого нужно обратиться в органы социальной защиты по месту жительства.

Важно знать, что в расчет берут детей не старше 18 лет, если только они не обучаются на дневной форме: студенты стационарной формы обучения подлежат гос. помощи до возраста в 23 года. На поддержку государства могут рассчитывать и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

Если в семье есть пенсионеры старше 65 лет или граждане в статусе инвалидов с ограничением по трудовой деятельности, то они тоже войдут в состав семьи для причисления ее к категории малоимущих (п. 1 ст. 6 Закона № 134-ФЗ от 24.10.1997).

Но не стоит думать, что бездельникам государство будет помогать: доплату выделят при наличии серьезных на то причин и оснований.

Критерии расчета среднедушевого дохода семьи

Состав семьи определяется по справке с места жительства (форма №9).

В перечень документов нужно включить также бумаги, подтверждающие степень родства – брачные свидетельства, документы о рождении детей и пр.

К наиболее существенным видам соц. выплат относится материнский капитал, положенный при появлении на свет каждого дитя. Причем, кроме соц. выплат федерального уровня во многих областях РФ при рождении в семье 3-го ребенка одноразово выделяют региональную помощь. Есть предпосылки для выплат в 2017г. материнского капитала по принципу нуждаемости, что обозначает для многих лишение этого вида помощи.

Дополнительные льготы детям

Ежемесячно платят пособие на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, но при недостаточной обеспеченности семьи и мамам, работающим официально.

Дети из малоимущих семей могут 1 раз в год воспользоваться правом оздоровления в санатории, профилактории за счет государства, если этого требует состояние здоровья.

Обеспечение жильем

Купить жилье трудно даже гражданам, доход которых превышает средний, а малообеспеченным эту проблему решить без государственной поддержки нереально, поэтому для малоимущих существует специальная очередь на улучшение жилищных условий.

Когда очередь подойдет, выделят муниципальное жилье, пользоваться которым семья будет иметь возможность по договору соц. найма бесплатно.

Есть специальные ипотечные программы для малообеспеченных семей, условия таких программ льготные.

Как получить государственную социальную помощь?

Чтобы получить соц. помощь от государства, нужно обратиться за этой помощью, собрав полный пакет документов:

  • заявление (о присвоении семье статуса малообеспеченной);
  • паспорта всех членов семьи старше 14 лет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка о составе семьи с места жительства;
  • справки о доходах.

Может потребоваться бумага из службы занятости, ведь каждый из взрослых членов семьи должен или работать официально, или находиться на учете в службе занятости (или иметь инвалидность нерабочей группы). Нужно будет оформить пластиковую карту, на которую будут перечисляться денежные доплаты.

Обращаться можно:

  • Управление соц. защиты населения по месту жительства;

Подтверждать статус малообеспеченной ячейки общества придется не реже 1 раза в год.

Основания для прекращения оказания материальной помощи

Помощь может быть прекращена (ст. 10 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) по инициативе самого малообеспеченного заявителя, или органа соц. защиты. Если в семье произошли изменения любого рода:

  • изменился уровень дохода на 1 члена семьи;
  • ребенок достиг 18-летия или 23-летия (если он учился в ВУЗе на стационаре), или закончил учебу;
  • малышу, за которым ухаживал один из родителей, исполнилось 3 года;
  • пенсионер, старше 65 лет, умер, и пр.

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.